Историография античной истории

Кто пишет историю минувших времен, тот или говорит, что диктует ему Дух святой, или следует за авторитетом древних авторов, и прежде всего тех, кои повествуют о своем времени.

Лоренцо Валла

Христианская концепция истории

Средневековые исторические сочинения были многочисленны и разнообразны по своей тематике и жанрам: это анналы, хроники, биографические и автобиографические произведения, истории отдельных светских и церковных сообществ, генеалогии правящих и аристократических династий. По своему смыслу и функциям с собственно историческими смыкались агиографические сочинения (жития): они содержали повествование не только о самих святых, но и более широкий очерк истории того сообщества или местности, с которыми святой был связан при жизни или после смерти. Специфической формой сохранения социальной памяти была литургическая практика поминовения усопших: на регулярных ежегодных церемониях члены социальной группы (семьи, рода, монастырской общины и т. д.) вспоминали своих предков и предшественников, поддерживая идею преемственности и единства прошлого и настоящего. В понимании целей исторических сочинений средневековые авторы были во многом продолжателями античной традиции, добросовестно фиксируя события, достоверность и правдоподобность которых могли быть подтверждены свидетелями или показаниями, заслуживающими доверия.

Средневековые историки были столь же неисторичны (в современном значении этого слова) в восприятии прошлого, как и их античные предшественники. Прошлое порождало настоящее, однако не отличалось от него по существу. Смысл событий и поведение людей могли быть объяснены теми же причинами, что и в современной авторам социальной реальности. Опыт предшественников поучал и предостерегал людей от ошибок, он воспринимался как живая реальность и практическое руководство к действию. Не случайно в искусстве средневековья существовала традиция изображения людей минувших эпох в облике, типичном для современников: они наделялись узнаваемой одеждой, прической, атрибутами повседневной жизни. Эти внешние признаки рассматриваются современными исследователями как свидетельства принципиального анахронизма исторического сознания.

Средневековые авторы, вслед за античными, воспринимали прошлое как сокровищницу примеров, демонстрировавших образцы достойного или недостойного поведения, выявлявших типические ситуации трагического или счастливого хода событий. Прошлое осмысливалось в категориях морали и этики, служило источником поучения и назидания. Средневековые авторы искали в нем подтверждения идей, актуальных для сообщества, к которому сами принадлежали: исторические сочинения должны были свидетельствовать о великом прошлом народов и отдельных династий, доказывать эту идею отсылкой к образам великих предков и значительным деяниям предшественников. Память о прошлом могла подтверждать права на определенные земли, имущество, легитимировать претензии на власть и социальный авторитет. Одним словом, историческое повествование не было просто собранием более или менее достоверных сведений, но использовалось как средство поучения, источник самосознания и инструмент для решения актуальных проблем.

Преемственность античной и средневековой историографии предопределила их сходство во многих аспектах, однако не носила абсолютного характера. Средневековое историческое сознание было отмечено рядом принципиальных особенностей: его своеобразие коренилось в системе христианских религиозных представлений, предопределивших общую концепцию развития человечества – его смысл, цели и движущие силы. Понимание истории, которое отличало ученую историографию латинского средневековья, сложилось в сочинениях святого Иеронима, заложившего основы христианской хронологии, Павла Орозия, создавшего модель политической истории христианского Запада, и Аврелия Августина, разработавшего концепцию борьбы двух миров – Града Небесного и Града Земного, в которой он усматривал главное содержание истории человечества. В своих главных чертах созданный ими образ истории оставался неизменен на протяжении всего средневековья.

Становление христианства как развитой религиозной и мировоззренческой системы привело к формированию новой, существенно отличавшейся от античной, традиции исторического сознания. Заложенная первыми и наиболее авторитетными христианскими теологами – Отцами Церкви – философия истории вобрала в себя опыт античной историографии, отказавшись от ее основополагающих принципов или изменив их до полной противоположности. Исторические сочинения язычников рассматривались как несопоставимо менее ценные, чем предание иудеев, воплотившееся в Ветхом Завете. Библейская модель истории была положена в основу христианского понимания развития человечества. Интерпретация событий прошлого и настоящего по преимуществу ориентировалась на принцип веры, признавала решающее значение сверхъестественного вмешательства всемогущего Бога в человеческую жизнь и ограничивала возможности рационального объяснения событий.

Признание абсолютного авторитета Библии вызывало отказ от применения к ней принципов критической оценки информации, который применяли античные авторы. Библия и ряд иных текстов, созданных в течение столетий развития христианства, оценивались как абсолютно истинные, содержание которых не могло подвергаться сомнению.

Достоверность и ценность информации оценивались с точки зрения степени авторитетности сообщавшего ее источника. Понятие авторитетного источника было одной из важнейших категорий средневекового сознания, усвоенных историографической традицией. Отказавшись от принципов рациональной критики библейских текстов, ранняя христианская историография усматривала в них иные, аллегорические смыслы. В фактах и событиях видели лишь внешнее выражение универсальных моральных и мистических идей, которые раскрывали истинное содержание отношений между Богом и людьми и делали явным глубинный смысл происходящего.

Отрицая рационализм античных мыслителей, христианские теологи использовали достижения и идеи античной философии, прежде всего позднеантичного неоплатонизма, усматривавшего в простых и обыденных вещах переплетение различных смыслов. Эта система сложного и многозначного истолкования событий Священной истории, изложенной в Библии, приобрела значение важнейшего метода средневекового мышления и распространялась на все события человеческой истории и современной жизни. Разработанный христианскими теологами подход к пониманию истории означал, что метод последовательного, но поверхностного объяснения событий как цепочки причин и следствий был вытеснен практикой истолкования истории как сложного процесса, в котором события и действия людей составляли лишь внешний слой.

Что же лежало в основе человеческой истории и составляло ее истинное содержание? Первые христианские теологи дали ответ на этот вопрос, который не подвергался сомнению на протяжении средневековья, пережил Ренессанс и в значительной степени сохранял свою бесспорность в историческом сознании Европы вплоть до середины XIX в. Смысл человеческой истории, ее истинное содержание, глубинная причина всего происходящего мыслились как отражение воли Бога. Реальная история государств и народов представала как цепочка взаимосвязанных событий, отражающих осуществление Божественного замысла. Христианство восприняло ряд важнейших особенностей иудейского религиозного сознания, в котором неразрывно соединялись два аспекта: собственно религиозный, отсылавший к сверхъестественным мистическим отношениям Бога и человека, и прагматический, апеллировавший к обыденному существованию людей. С точки зрения христианства, отношения Бога и человечества совмещают в себе два, казалось бы, противоречивых качества – они осуществляются как в вечности, так и в земном, «историческом» времени. Динамизм человеческой истории, выражающийся в смене эпох, возвышении и упадке отдельных держав и народов, определяется вечной и неизменной борьбой добра и зла, Бога и дьявола. Приверженность тому или другому проявлялась в истории империй, государств, во взаимоотношениях индивидов.

Человеческая история впервые приобрела значение необходимого элемента космического процесса, стала своего рода грандиозным эпосом, видевшим за внешними событиями и отдельными человеческими поступками отражение неизменной борьбы универсальных сверхъестественных сил. В полной степени подобное понимание истории как глобального религиозного процесса было сформулировано главным теологом латинской церкви АВРЕЛИЕМ АВГУСТИНОМ, епископом Гиппонским (354–430) в сочинении «О граде Божием» (413–426). Согласно созданной им концепции человеческой истории, противостояние добра и зла, Бога и дьявола находило свое отражение в борьбе града Божьего – мистического сообщества всех праведников и истинно верующих – против града Сатаны – совокупности всех живших ранее и живущих ныне язычников и врагов веры. Эти два сообщества разделены в вечности на два противостоящих лагеря, однако и избранные, и грешники сосуществуют во времени реальной истории, в земном сообществе – граде Земном. Борьба праведников и грешников – это не только духовное столкновение, но и воплощенное в истории и человеческих деяниях противостояние двух лагерей. Августин, подобно другим христианским мыслителям, верил, что человеческая история имеет свой финал и свою цель – окончательную победу праведников и поражение грешников, воплощенные во Втором пришествии и Страшном суде.

© Steve Jurvetson

Появление идеи

Однажды Билл Гейтс прослушал цикл лекций историка Дэвида Кристиана по универсальной истории: впечатление было поистине ошеломляющим. Кристиан показывал взаимосвязь естественных, общественных и гуманитарных наук. Гейтс очень сожалел, что подобного предмета не было во времена его юности: универсальная история позволяет объединить различные науки в единую концепцию, что делает их изучение более осмысленным. Но что было действительно новым для Гейтса, так это то, что естественные науки помещались в интереснейший исторический контекст.

После встречи Гейтса и Кристиана возникла идея Big History Project — проекта, целью которого стало донесение такого рода знаний школьникам по всему миру: как в учебных классах, так и с помощью онлайн-курсов.

Универсальная история изучается, как правило, в университетах, но данный проект нацелен, в первую очередь, на девятиклассников. Создатели проекта считают, что ученики в возрасте 14-15 лет уже достигают определенной интеллектуальной зрелости, чтобы разбираться в научных и исторических концепциях, рассматриваемых в учебной программе курса. Изучение универсальной истории в старших классах может повлиять на интерес к школе и к отдельным дисциплинам, развить критическое мышление, что поможет как в учебном процессе, так и за пределами школы.

Выступление на TED

В марте 2011 года Дэвид Кристиан презентовал проект на конференции TED и за 18 минут рассказал сжатую версию лекции по предмету. Цель выступления — рассказать миру о проекте, а также заинтересовать учебные заведения в создании пилотного курса для старшеклассников.

Во Вселенной, рассказывает Кристиан, с одной стороны, действует второй закон термодинамики, согласно которому все стремится от порядка к хаосу, но с другой — действует некая созидательная сила, в результате чего появляется такое разнообразие, такие сложные виды живых существ, что это не может вызывать недоумение и ощущение парадокса.

Вселенная обладает способностью создавать сложные системы — при наличии определенных благоприятных условий. Универсальная история рассказывает о том, как изменялась Вселенная шаг за шагом, рождая на каждой ступени нечто новое, как будто бы из ниоткуда. Любопытно также то, что каждый новый этап развития мира приносит ему не только усложнение, но и хрупкость.

(http://en.wikipedia.org/wiki/Universal_history) — свойственное для западной историографии представление истории как цельной, когерентной единицы. По выражению американского философа и политолога Фрэнсиса Фукуямы, универсальная история — «это не энциклопедический каталог всего, что известно о человечестве, а попытка найти осмысленную общую закономерность в развитии человеческих обществ в целом».

С момента Большого взрыва развитие Вселенной происходило от простого к сложному: от образований размером меньше, чем атом, к протонам и лептонам, к образованию элементов водорода и гелия, облаков из этих веществ и, наконец, зарождению звезд. Затем во Вселенной возникли химические элементы, сформировались небесные тела.

Планета Земля оказалась наиболее благоприятной для образования жизни: этому поспособствовало разнообразие химических элементов, подходящая температура благодаря оптимальному расстоянию от солнца, водная среда, идеальная для химических экспериментов Вселенной. Вероятность сохранения в течение миллионов лет идеальных для биоса условий среды обитания, вероятность такой случайности давно уже оценивается за минус двадцатыми степенями

Следующий важный этап — появление ДНК, каждая спираль которой несет информацию о создании живых организмов. Сила и слабость ДНК — ее несовершенство. Именно поэтому при ее копировании иногда происходят сбои. Таким образом ДНК учится, придумывает новые пути создания живых организмов, потому что некоторые из ошибок работают. ДНК в процессе обучения создает разнообразные и сложные живые оргазнизмы. И то что получилось, мы наблюдаем последние 4 миллиарда лет.

Люди появились на земле около 200 тысяч лет назад, и это является очередной ступенью в усложнении Вселенной. Мы знаем, что ДНК учится, аккумулирует информацию. Но этот процесс чрезвычайно долгий. С появлением живых существ с мозгом у них появилась возможность обучения в реальном времени. Однако такие существа умирают, и вместе с ними умирает информация. Что является революционным в человеке? Речь. Люди наделены речью, могут делиться знаниями, передавать информацию от поколения к поколению и образовывать так называемый коллективный разум. У людей также есть способность коллективно накапливать знания и опыт. Вот поэтому человеческий вид столь созидателен и могущественен, и вот почему человечества есть история. Первый вид за миллиарды лет, у которого есть этот дар.

«Сейчас человечество представляет собой глобальный мозг, состоящий из почти 7 миллиардов единиц. И этот мозг обучается с невиданной скоростью»

Следующий важный этап произошел, когда люди научились возделывать землю (около 10 тысяч лет назад). Тогда резко увеличилась человеческая популяция. Сообщества людей стали больше, плотнее, связи между ними — более тесными. Эти связи стали еще более тесными около 500 лет назад с развитием судоходства, и далее — с появлением поездов, телеграфа, интернета. И теперь мы представляем собой как бы глобальный мозг, состоящий из почти 7 миллиардов единиц. И этот мозг обучается с невиданной скоростью.

В последние 200 лет произошел энергетический скачок с изобретением горючего топлива. Горючее и коллективное накопление опыта привели к тому, что мы сейчас видим. Люди играют в истории удивительную и созидательную роль. Но нельзя забывать о той ответственности, что на нас лежит: мы сжигаем топливо с такой скоростью, что попросту подрываем те благоприятные условия, которые позволяли человеческой цивилизации процветать на протяжении последних 10 тысяч лет. То, что универсальная история может сделать, — это показать нам природу нашей сложности и хрупкости, а также те опасности, что грозят нам, показать возможности коллективного накопления опыта и наши общие возможности.

Будущее курса

Курс универсальной истории включает в себя 20 разделов, где изучаются такие дисциплины, как история, космология, физика, биология, геология, астрономия, социология. Акцент сделан на взаимосвязи наук, на том, как законы одной науки могут влиять на области других наук. В курсе универсальной истории изучаются как сами предметы, так и исследуется их доказательная база, поскольку важны не только факты, но и то, какими научными доводами они подкрепляются.

Универсальная история рассматривает широкое поле идей, методов, законов — это помогает увидеть взаимосвязь событий, явлений и самых различных концепций. Курс дает понимание и осознание связей, существующих между людьми и Вселенной, используя все накопленные знания об окружающем мире.

Для участия в пилотной серии курса универсальной истории были отобраны семь школ в США и две школы в Австралии. Курс будет проходить в 2011/12 учебном году. В 2013 году, после оценки результатов пилотных курсов, в сети появятся бесплатный учебный план и программа курса, доступные для всех заинтересованных преподавателей и студентов.

Предисловие (В. И. Кузищин)

Введение (В. И. Кузищин)

Глава 1. Историография античности в период Возрождения (XIV в. — середина XVII в.). Гуманистическая историография

Глава 2. Историография античности от английской буржуазной революции до Великой французской буржуазной революции 1789 г. Историческая мысль эпохи Рационализма и Просвещения (В. И. Кузищин)

§ 1. Особенности общественно-культурного развития Европы и историко-философские взгляды просветителей
§ 2. Накопление материала источников и методика исторического исследования
§ 3. Французская просветительская историография
§ 4. Историография Просвещения в других странах

Глава 3. Историография античности от Великой французской буржуазной революции до конца 40-х годов XIX в.). Историческая мысль романтиков (В. И. Кузищин)

§ 1. Основные направления общественной мысли в Европе
§ 2. Источниковедение и методика исторического исследования
§ 3. Немецкая историческая наука об античности
§ 4. Изучение античной истории в Англии
§ 5. Французская историография после революции 1789 г.
§ 6. Изучение античности в России дореформенного периода (Э. Д. Фролов)

Глава 4. Возникновение марксизма. К. Маркс и Ф. Энгельс об античности (В. И. Кузищин, А. С. Шофман)

Глава 5. Буржуазная историческая мысль во второй половине XIX в. Позитивистская историография (А. С. Шофман)

§ 1. Особенности развития общественной мысли
§ 2. Расширение источниковой базы и организация научных исследований
§ 3. Изучение античности в германской исторической науке
§ 4. Французская историография античности
§ 5. Английская историография античности
§ 6. Итальянская историография античности
§ 7. Американская историография античности
§ 8. Изучение античности в России (В. И. Кузищин, Э. Д. Фролов)

Глава 6. Историография античности конца XIX — начала XX в. (1890 — 1917). Начало кризиса буржуазной исторической мысли (А. И. Немировский)

§ 1. Новые тенденции в буржуазной науке о древности
§ 2. Расширение источниковой базы и изменения в организации научных исследований
§ 3. Германская историография античности
§ 4. Французская историография античности
§ 5. Английская историография античности
§ 6. Итальянская историография античности
§ 7. Изучение истории античности в других странах Европы
§ 8. Изучение истории античности в США
§ 9. Русская историография античности (В. И. Кузищин)

Глава 7. Буржуазная историография античности (1917 — 1945). Нарастание реакционных тенденций в буржуазной исторической мысли

Глава 8. Современная зарубежная историческая наука об античности (1945 — конец 70-х годов)

Глава 9. Советская историография античности (В. И. Кузищин)

§ 1. В.И. Ленин об античности
§ 2. Становление марксистской историографии античности (1917 — 1934)
§ 3. Советская историография античности (середина 1930-х — середина 1950-х годов)
§ 4. Современная советская историография античности

Заключение (В. И. Кузищин)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *