История про Египет

Древний Египет просуществовал самое длительное время по сравнению с другими цивилизациями мира. Расцвет империи отмечен в период с 3000 до 1000 до н.э., однако, фараоны правили еще на протяжении веков.

Египет занял позиции ведущей ближневосточной державы с 612 по 525 до н.э., после того как Александр Македонский освободил страну от иностранных захватчиков.

Он получил статус фараона, что означало продолжение традиции древнего Египта. В 305 г. до н.э. назначенный полководцем Птолемей стал независимым правителем страны. Династия правила до 31 г. н.э. – гибели царицы Клеопатры. После этого Египет был завоеван Римской империей и стал ее провинцией.

История возникновения Древнего Египта

Культура страны претерпела существенные изменения. Период истории, с начала основания цивилизации в 3000 г. до н.э. до завоевания римлянами в 31 г. до н.э., составил почти три тысячи лет.

Египет расположен в долине Нила на северо-востоке Африки. Цивилизация зародилась в Верхнем Египте, на территории городов Абидос и Хираконполис. Затем власть фараонов распространилась на севере в городе Мемфис и Средиземноморье.

К 3000 г. до н.э. объединенное царство Египта занимало всю долину Нила к северу от первого порога Нила на юге – катаракта, рядом с современным Суданом.

К 1250 г. до н.э. Древний Египет занял земли на севере рядом с Ассирийским царством и на востоке до Красного моря, на юге – по течению Нила к Нубии, на западе – до Ливийской пустыни

Жизнь населения Египта была сосредоточена вокруг реки Нил и плодородных земель вдоль ее берегов. Крестьяне в долине Нил разработали методы орошения, позволяющие контролировать приток воды во время сезонных разливов и орошения в засушливое время года.

Земли долины были настолько богаты урожаем, что образовываись излишки сельскохозяйственных культур. На вырученные от их продажи средства возводились невероятные архитектурные проекты, как пирамиды Гизы и храмы Луксора. Элита богатела, развивалась внешняя торговля и дипломатия. За ведение захватнических войн предлагалась богатая надрада.

Главными достижениями цивилизации стали:

  • изобретение иероглифов;
  • создание системы управления;
  • возникновени науки математики;
  • освоение промышленности;
  • изобретение ирригационных технологий и эффективных методов ведения сельского хозяйства;
  • организация судебной системы.

История Древнего Египта: презентация

Система управления древнего Египта

В древнем Египте было создано одно из первых государственных аппаратов – правительство, осуществляющего власть на территории всего государства. Шумерская цивилизация состояла из несколько городов-государств с населением в несколько десятков каждый. Они обладали собственной письменностью. В объединенном Египта власть правительства распространялась на тысячи квадратных метров с населением в несколько миллионов жителей.

Фараон считался как политическим лидером, так и центром религии древнего Египта. Он носил статус «властелин двух земель». Это означало, что он управлял Верхним и Нижним Египтом. Также его называли «верховным жрецом каждого храма», поскольку он считался главным культом для поклонения на земле. В глазах древних египтян, власть фараона распространялась между небом и землей. Насколько фараон был благополучил, определяло состояние страны и его народа.

Мероэ, пирамиды Судана

Фараон был ответственным за военное обеспечение и защиту границ. При угрозе захвата территорий он собирал армию для войны. С покоренных земель собиралась дань – ценные подарки и боевые трофеи.

Помогали управлять фараону чиновники: писцы, надсмотрщики, министры и придворные. Большую власть получал визирь – приближенный двора. Он представлял фараона при решении вопросов в казначействе, при разрешении правосудия и при осуществлении администрирования земель. Котроль велся как над состоятельными гражданами, так и беднейшими крестьянами. Земля Египта была разделена на номы – административные районы. Каждым регионом управлял Номарх.

Храмы использовали как места поклонений, зернохранилища и казначейства для хранения зерна и товаров.

Библиотека Александрии, Древний Египет: фото

Армия Египта в древности

Вооружение армии древнего Египта составляли:

  • луки и стрелы;
  • копья;
  • круглые щиты;
  • деревянные рамы из натянутой кожи животных.

Оружие и доспехи изготавливали из бронзы. Щиты делали из твердой древесины с бронзовой пряжкой, использовались копья с наконечниками.В период Нового царства в армию введены колесницы.
Фараоны следовали верхом как глава армии. Многие цари шли в бой лично, чтобы оправдать надежды народа, хотя не всегда это было для них безопасно.
Первым долгом армии была защита Египта против иностранного вторжения. Самым сложным было обеспечение сохранности границ на Синае и рядом с Нубией, где проходили важные торговые пути.

Храм Абидос, Египет

Религия Древнего Египта

Древние египтяне придерживались языческой веры. Они поклонялись множество культов, к которым относили Ра (Солнце), Исида (природа и магия), Гор (защищал на войне), Осирис (правил в царстве мертвых).

Количество фигур для поклонения и их значения менялись со временем. Поклонения или отказ от совершения обрядов в честь определенных богов отражали политические события в Египте. Например, когда к власти пришли правители Фив, событие ознаменовалось основанием Нового царства. Во главу был поставлен Амон, объединенный Ра, так получился Амон-Ра.

Богослужение велось в храмах, обряды вводили священники. Обычно фигуру культа помещали в закрытое помещение. Только в особых случаях ее показывали народу. В каждом доме была установлена собственная статуя, которой поклонялиь члены семьи. Амулеты и подвески носили для защиты от сглаза.

Религиозные представления о загробной жизни древних египтян также менялись с течением времени. Первоначально загробная жизнь связаывалась с сохранением физического тела путем мумификации. По мере развития идеи о подземном царстве священники пришли к выводу, что помимо материальной оболочки, существует дух, также путешествующий в иной мир. Некоторые люди становились бестелесными душами, блуждающими по земле. За хорошие поступки человек мог стать «благословенным». В потустороннем царстве ему сулили жизнь в добре и изобилии.

Религия древнего Египта: реферат

Луксор Египет: фото

Жизнь в Древнем Египте

Как и во всех доиндустриальных цивилизациях, экономика Древнего Египта основывалась на сельском хозйсьве. Большая часть населения составляли крестьяне-фермеры. Плодородные земли долины Нила обеспечивали постоянный доход в казну, обеспечивая роскошную жизнь фараону, его министрам и многочисленным жрецам. Крестьяне отдавали часть урожая — платили дань. На эти средства велось строительство пирамид и храм вдоль долины Нила.

Гробница стража Амона. Египет, Луксор

Сельское хозяйство в Египте

Плодородные земли имели протяженность в несколько километров от реки Нил. С обеих сторон долина и сегодня окружена безжизненными пустынями. Сезон наводнений длился с июня по сентябрь, в результате чего на землях образовывался плодородный слой ила. Паводковые воды заливались в резервуары и сохранились в прудах. После того как вода отступала начинался вегетационный период, продолжавшийся с октября по февраль. Осадки в Египте случались крайне редко, поэтому крестьяне орошали поля речной водой из водохранилищ и реки. Для этого строили отводы – каналы, которые несли воду на поля.

История древнего Египта: фараоны

Древний Египет: фото

Торговля в Египте

Торговля внутри государства велась между городами, расположенными вдоль реки Нил. Для того времени водный путь обходился намного дешевле чем наземный. Продажи велись на местных рынках, ценные предметы поступали к администрации нома или города. Однако египетские города, в отличие от шумерских, не обладали независимостью. Самым крупным поселением считался город Мемфис – столица древнего Египта.

В бронзовом веке торговля между государствами велась в форме обмена или «подарка» для правителя другой цивилизации. До развития караванных путей через Сахару, долина Нила являлась единственным центром, через который товары следовали из южной Африки на север к странам Средиземного моря.

Экспедиции проходили далеко на юг, на территорию современного Судана и Красное море, в поисках экзотических товаров: слоновой кости, золота, страусовых перьев и «черных» рабов. Это имущество высоко ценилось в международном пространстве. Обеспечение подобными товарами давало преимущество политического влияния на Ближнем Востоке. Египет приобретал приоритетное значение в регионе перед хеттской и сирийской империями, среди государств Месопотамии.

Долина Цариц Египет

Природные ресурсы древнего Египта

Египет был богат минеральными ресурсами, широко используемыми в древние времена. В долине Нила велась разработка известняка и гранита. В Восточной пустыне добывали алебастр, сердолик и изумруды. Обширные золотые прииски были открыты в Нубии. Медь выплавляли из малахитовой руды, добываемой на Синае. В Поздний период велась разработка залежей меди в Верхнем Египте.

Перечисленные минералы добывались в отдаленных местах восточной пустыни Синая. Их разработка требовала отправления многочисленных научных экспедиций.

Периодизация истории Древнего Египта

История древней цивилизации условно разделена современными историками на несколько периодов:

  • Додинанстический (раннединастический) период;
  • Старое царство;
  • Среднее царство;
  • Новое царство;
  • Римский период.

Первым фараоном древнего объединеннего Египта, северных и южных земель, считается Нармер.

История существования древнего государства Египет закончилась с завоеванием Египта потомком Юлия Цезаря императором Рима Августом (Октавианом) в 30 г. до н.э. Последним фараоном была царица Клеопатра VII.

Сфинкс: Древний Египет

Периоды истории Древнего Египта

Преддинастический период

3500 до н.э. — Первые поселения в долине Нила
3400 до н.э.
3300 до н.э.
3200 до н.э.
3100 до н.э. — Возникло иероглифическое письмо. Фараон Нармер объединил Нижний и Верхний Египет.
3000 до н.э.
2900 до н.э.
2800 до н.э.
2700 до н.э. — Строительство первой каменной пирамиды фараона Джосера.
2600 до н.э. — Возведены пирамиды Гизы.
2500 до н.э.
2400 до н.э.
2300 до н.э.
2200 до н.э. — Египтом правят несколько царей одновременно.
2100 до н.э. 2055 до н.э. — фараон Менхотеп II восстановил контроль над территорией всего государства Египет
2000 до н.э. -Развитие сельско-хозяйственных технологий в оазисе-городе Фаюм.
Построены первые залы города-храма Карнак (современный Луксор).
Египтяне контролируют Нубию.
1900 до н.э.
1800 до н.э.
1700 до н.э. — Гиксосы захватили власть в дельте Нила.
1600 до н.э. — Фараон Ахмос объединяется страну.
1500 до н.э. — На трон Египта взошла фараон Хатшепсут.
1400 до н.э. — Эхнатон провел в Египте религиозную реформу.
Фараоном стал Тутанхамон.
Возврат к традицонной религии: язычество и многобожие.
1300 до н.э. В храме Карнаке построен гипостильный зал.
1247 – Рамзес II выиграл битву при Кадеше.
1200 до н.э.
1100 до н.э. — Разделение на Верхний и Нижний Египет.
1000 до н.э.
900 до н.э.
800 до н.э. 728 г. до н.э. – царь Нубии Пий завоевал Египет.
700 до н.э. 671 г. до н.э. – ассирийцы захватили власть в Египте.
600 до н.э. 525 г. до н.э. – персы оккупировали Египет.
500 до н.э.
400 до н.э. 332 г. до н.э. – Александр Македонский освободил Египет.
305 г. до н.э. – Птолемей I образовал новую династию фараонов Египта.

1900 н.э. 1922 – Говард Картер обнаружил гробницу Тутанхамона.
1953 – Египет получает независимость.
1960 –Ппостроена Асуанская плотина.
2000 н.э. 2015 – обнаружены «Белые стены» Мемфиса.

О книге

Древний Египет на протяжении веков хранил свои тайны. Благодаря многочисленным археологическим раскопкам и исследованиям ученые по крупицам собирали картину жизни древней цивилизации. Несметные сокровища властителей и проклятия фараонов. Мумии, лабиринты пирамид и гробницы. Занесенные песками храмы и города, мрачные истории о древних и могущественных потусторонних силах, все еще заключенных в старинных артефактах и таинственных местах – все это таинственный, величественный и прекрасный Древний Египет.

– Устройство древнего государства, столицы и египетские мегаполисы;

– Кому богам молились и во что верили египтяне?

– Феномен письменности и загадочные иероглифы;

– Власть правителей-фараонов и их доверенных лиц;

– Военное искусство и армия.

Читайте онлайн полную версию книги «Всемирная история. Древний Египет» автора Наталия Бурдо на сайте электронной библиотеки MyBook.ru. Скачивайте приложения для iOS или Android и читайте «Всемирная история. Древний Египет» где угодно даже без интернета.

Подробная информация

Дата написания: 2019

Год издания: 2019

Природа Египта

Египет представляет собою обширный оазис в пустыне, обязанный своим происхождением Нилу, что хорошо понимали еще древние, называвшие Египет даром Нила. Эта река, одна из длиннейших в свете, берет свое начало под экватором, откуда приносит массу плодородного ила, создавшего почву Египта на том месте, где когда-то была узкая бухта Средиземного моря, глубоко врезывавшаяся в материк Африки. Ежегодно летом Нил в нижнем своем течении выходит из берегов и затопляет всю долину. Это наводнение является результатом периодических дождей, выпадающих в известное время года в верхних частях течения реки. Остающиеся после разлива осадки ила и составляют плодоносную почву как самой долины, так и дельты Нила, впадающего в море несколькими рукавами. Самая долина реки очень узка, местами в одну‑две версты, и лишь иногда она расширяется до нескольких верст. Климат, времена года, произведения природы в Египте также зависят от Нила. Если бы Нил не увлажнял воздуха, климат страны был бы такой же, как и в соседних пустынях. Наших времен года в Египте нет. Тамошний год может быть разделен на три периода, по четыре месяца в каждом, смотря по тому, в каком состоянии находится Нил. В июле, августе, сентябре и октябре (по новому стилю) бывает период наводнения: в те недели, когда оно достигает наивысшей точки, весь Египет представляет собою сплошное озеро, среди которого там и сям видны города и деревни, соединенные между собою узкими насыпями. Когда вода входить в русло, Египет превращается в громадное поле, на котором начинается работа по возделыванию и обсеменению почвы (с ноября по февраль), и уже в конце этого периода все начинает зеленеть и цвести. Последний период (с марта по июнь) – время жатвы, когда дующий из пустыни жаркий и сухой ветер постепенно иссушает почву и истребляет почти всю растительность. Почва и климат Египта были в высшей степени благоприятны для произрастания разного рода хлебов, овощей, плодов и т. п., а также и для разведения скота. Благодаря этому, Египет заслужил название «житницы мира». Конечно, такая страна могла прокармливать весьма многочисленное народонаселение. Вся долина Нила с Дельтою и соседними оазисами составляла площадь не больше теперешней Бельгии, но была населена более этой последней, отличающейся, как известно, густотою своего народонаселения. Некоторые предполагают, что в лучшие времена древности Египет прокармливал в полтора раза более жителей, чем теперь (от 7 до 8 миллионов). Греческий историк Геродот готов был даже принять для Египта цифру двадцати тысяч городов (вернее поселений).

Карта Древнего Египта

Египетское государство

Первоначальное население Египта принадлежало к черной расе, но еще за целые тысячелетия до нашей эры сюда явился другой народ, как думают, родственный семитам. Новые поселенцы мало-помалу приспособили долину Нила к своим потребностям разными сооружениями, которые должны были, с одной стороны, делать безвредными чересчур большие разлития Нила, с другой, задерживать воду в тех случаях, когда её было слишком мало. Только благодаря устройству каналов и плотин, а также особых искусственных вместилищ для воды, долина Нила сделалась удобною для земледелия, так что своим процветанием Египет был обязан не одной природе, но и труду и искусству своих жителей. Наиболее замечательным гидравлическим сооружением египтян было так называемое Меридово озеро (несколько южнее Мемфиса), соединявшееся с одной стороны с Нилом, с другой – с естественным озером, лежавшим несколько западнее.

Первоначально в Египте образовалось около сорока маленьких государств, которые, впрочем, довольно рано соединились в одно, главным образом в виду необходимости сообща производить работы по устройству каналов, плотин, водохранилищ и т. п. Но и после объединения Египта эти первоначальные государства сохранились в виде отдельных областей, которые у греческих писателей носили название номов. Во главе всего «Верхнего и Нижнего Египта» стоял царь, или фараон, который назначал правителей отдельных номов, если только последние не находились под управлением наследственных князей, вассалов фараона. Случалось, что Египет распадался на свои составные части, и за 700 л. до Р. X., например, в одной Дельте существовало двенадцать царьков, что греки назвали додекархией, т.е. двенадцативластием. Впрочем, большею частью Египет оставался соединенным под одною властью. Египтяне видели в своем фараоне земного бога и называли его сыном солнца. В распоряжении фараона были многочисленные чиновники, которые составляли царские приказы, записывали казенные доходы, собирали подати, управляли общественными работами и т. п. Над народною массою, занятою земледелием и ремеслами, возвышались наследственные сословия воинов и жрецов.

Мраморный бюст фараона Тутмоса III

Автор изображения – Keith Schengili-Roberts

Главнейшие события египетской истории

Один египетский жрец (Манефон), живший в III в. до Р. X., оставил нам список царствовавших в Египте династии, или домов, но ученые спорят о том, царствовали ли все эти династии последовательно одна за другою, или же некоторые из них царствовали одновременно в разных частях Египта. Первым царем всего Египта считался Менес, которому приписывалось основание Мемфиса (задолго за 3000 лет до Р. Х.), но более достоверною делается история лишь с четвертой династии, которая оставила по себе памятники в виде громадных пирамид к с. от Мемфиса. (Величайшая из них, 70 сажен высоты построена Хеопсом). Древнейшим царям Египта приходилось напрягать все силы, чтобы защищать страну от вторжений кочевников из Аравии на в., Ливии на з. и Эфиопии на ю. Неизвестно, каким образом из Мемфиса столица Египта была перенесена в Фивы, лежавшие далеко на юге. Самою замечательною династиею, царствовавшею в Фивах была двенадцатая, при которой было сооружено Меридово озеро. Через несколько столетий после блестящего правления этой династии Египет подвергся завоеванию (с в. через Суэцкий перешеек) семитическим племенем гиксосов, ведшим кочевой образ жизни. Цари‑пастыри дали Египту три династии, которые царствовали около пяти столетий (в первой половине второго тысячелетия до Р. X.). Когда египтяне наконец освободились от их власти, то фараоны стали предпринимать завоевательные походы вне Египта. Начало такой политике было положено фараонами восемнадцатой династии, из которых один (Аменхотеп I) завоевал Эфиопию, весьма скоро подчинившуюся и египетской культуре, а другой, Тутмос I, первый проник в Азию и дошел до Евфрата. Его преемники (Тутмос III и Рамзес II) продолжали завоевательные походы в Сирию; египетские войска доходили при них до самого Тигра, но сделанные ими завоевания были непрочны. Вскоре, однако, сам Египет распался на несколько княжеств и сделался легкою добычею для завоевания, которую оспаривали друг у друга эфиопы и ассирийцы. Лишь в середине VII в. до Р. X. фараону Псамметиху удалось освободить и объединить Египет при помощи наемного греческого войска. Его сын Нехо завел флот, и на его кораблях финикийские мореходы в три года объехали Африку, отправившись из Красного моря и вернувшись через Средиземное. Но в Египте продолжались внутренние смуты, ослабившие его и снова подвергшие его иноземному завоеванию. В 525 г. Египет превратился в персидскую провинцию и после этого большею частью уже не возвращал себе национальной независимости.

Египетская культура

Египтяне были самым древним образованным народом, оставившим после себя массу замечательных вещественных памятников своего искусства. Более, чем за три тысячи лет до Р. X., они придумали письмо, известное под названием иероглифов и состоявшее из знаков идеографических, символических, силлабических и буквенных. Этим письмом они пользовались для надписей на камне. Позднее они приспособили иероглифы для писания палочками на папирусе, делавшемся из листьев одного растения (иератические письмена); древнейшая рукопись такого рода сохранилась еще от XI династии. Вообще египтяне очень рано достигли высокой степени совершенства в разных ремеслах и искусствах. Древнейшими памятниками их зодчества являются пирамиды, громадные четырехугольные каменные сооружения, постепенно суживающиеся кверху, с небольшими комнатами внутри для погребения царей. По преданию, пирамиду Хеопса, одно из высочайших зданий, вообще существующих в мире, строили тридцать лет сто тысяч рабочих, сменявшихся каждые три месяца. Вообще египетские фараоны и жрецы любили грандиозные сооружения, к числу которых нужно отнести и колоссального сфинкса, изображение бога солнца с человеческой головой на львином теле.

Египетские храмы, развалины которых сохранились (особенно в Карнаке и Луксоре на месте древних Фив), были целыми крепостями, окруженными стенами, толщиною иногда сажен в пять. (Развалины карнакских храмов имеют в окружности около четырех верст). Места около своих храмов египтяне украшали обелисками, статуями и целыми аллеями сфинксов, а стены покрывали скульптурными изображениями, живописью и иероглифами. Их статуи изображали богов, фараонов и частных лиц (портреты покойников). Рельефы и картины на стенах равным образом не только изображали подвиги богов и царей, но и бытовые сцены, вроде полевых работ и т. п. Египетские художники обнаруживали стремление к точному воспроизведению человеческих лиц и фигур (особенно в погребальных статуях), но не умели, например, рисовать людей иначе, как в профиль. Наоборот, при изображении богов они прибегали к символизму, придавая к человеческому туловищу голову какого‑либо зверя или птицы, указывавшую на значение божества. Например, богиня плодородия Исида изображалась с головою коровы (или только с рогами). Статуи богов и царей обыкновенно были весьма больших размеров.

Большой Сфинкс и пирамида Хафры

В области научных знаний египтяне тоже уже кое‑что успели сделать, особенно в астрономии и геометрии, которые возникли у них из практических потребностей определить длину года (который они и разделили на 12 месяцев по 30 дней с добавочными 5 днями) и перемерять землю после наводнений. В древнем Египте были даже зачатки географии и медицины.

Египетская религия

Вся духовная культура египтян, как и других народов древнего Востока, была проникнута религиозностью. Греческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V в. до Р. X., находил, что жители этой страны – самый благочестивый народ из всех людей. Древнейшая религия египтян была грубым фетишизмом, следы которого сохранились и в позднейшее время. Между прочим, они поклонялись своей реке, которую звали Хапи сохранились даже молитвы, обращенные к Хапи, который с течением времени из реки сделался человекообразным богом. Египтяне поклонялись также разным животным – шакалам, крокодилам, ибисам и т. п., но мало-помалу священные животные сделались лишь символами богов или орудиями, чрез которые они действуют. В последнем отношении особенно известен еще культ священного быка Аписа, которого находили по известным признакам (черная шерсть, белое пятно на лбу, под языком нарост в виде жука); у Аписа был свой храм, свои жрецы, свои прорицатели. Настоящею религией египтян был политеизм.

Боги Древнего Египта. Видео с иллюстрациями для детей и взрослых

В каждом номе были свои боги, но мало-помалу некоторые божества сделались общеегипетскими, и Фивы стали не только политическою, но и религиозною столицею страны. Особое развитие получило в Египте божество солнца, называвшееся Амон или Ра, а в ином олицетворении – Осирис. Это последнее божество обозначало собою солнце, побежденное мраком ночи и скрывающееся в преисподней. У египтян был миф об убиении Осириса богом Сетом и о воскрешении его сыном Гором, который победил Сета. После этого Осирис остается в подземном мире, а Гор господствует днем, ночью же уступает власть Сету. С борьбою Осириса и Сета отождествлялась и борьба Нила с пустыней. Супругою Осириса была Исида, олицетворявшая землю и её плодородие. Египтяне считали Аммона‑Ра, Осириса и Гора первыми своими царями, а потому каждый фараон считался у них «сыном Ра» и по смерти обоготворялся. Этим богам‑правителям египтяне приписывали разные свои установления и изобретения, сделав, напр., из бога луны Тота первого знатока законов и покровителя знаний. В своем религиозном развитии жрецы и образованные люди пошли и еще далее. Заметим, что главные их боги суть лишь олицетворения одного и того же солнца, они стали видеть в Аммоне‑Ра, Осирисе и Горе лишь разные имена одного и того же божества, о котором в позднейших произведениях египетской литературы встречаются уже весьма возвышенные представления. Один фараон (Аменхотеп IV) сделал даже попытку ввести в Египте единобожие, но по смерти его эта попытка рушилась, потому что слишком противоречила религиозному сознанию масс, да и образованные египтяне видели в. своем едином божестве лишь отца других богов. Видную сторону египетской религии представляют верования о загробной жизни. Египтяне думали именно, что посмертная судьба души зависит от судьбы тела, а потому старались сохранять тела покойников от тления, бальзамируя их и превращая таким образом в мумии: из тела покойника вынимали внутренности, пеленали его в ткани, пропитанные бальзамическими веществами, и клали в особый деревянный ящик, сохранявший некоторое подобие спеленатого тела. Пирамиды царей или частные усыпальницы (мастабы) были только посмертными жилищами покойников, и самые погребальный статуи делались на случай разрушения тела, дабы душа покойника при этом не погибала. Простолюдины, не имевшие возможности строить усыпальницы, ограничивались тем, что солили тела своих покойников, высушивали и потом зарывали в песок. С течением времени египтяне стали заботиться не столько о сохранении своего тела после смерти, сколько о том, чтобы достойно предстать перед загробным судом Осириса. До нас дошли рисунки и описания этого последнего суда в так называемых «книгах мертвых», которые вместе с мумиями клались в могилы. По учению о посмертном суде, человек должен был быть сведущ в религии и вести праведную жизнь, дабы иметь возможность оправдаться перед строгим судьей на том свете. В «книге мертвых» мы находим возвышенные нравственные требования, которым должен был удовлетворять праведный человек. Таким образом на примере египетской религии можно хорошо видеть, как само язычество мало-помалу поднималось от грубого фетишизма до более высоких понятий о своих богах.

Образец древнеегипетской живописи. Взвешивание сердца писца Хунефера на загробном суде бога Осириса. «Книга мертвых»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *