Иудаизм и каббала

Каббала — так называется тайное знание, основанное на Торе и ее законах, которое передавалось еврейскими мудрецами Торы из уст в уста, от учителя к ученику, в течение многих поколений. Слово «каббала» (קַבָּלָה) означает «получение», «принятие» и происходит от глагола «лекабель» — «получать». Каббалистическое учение раскрывает смыслы, заложенные в словах Торы и в ее законах, а также помогает изучающему каббалу сформировать более глубокое понимание Творца и Его управления миром. Мудрость каббалы не доступна без достаточного знания Торы, соблюдения ее заповедей и морально-этических норм поведения. Корни каббалистической традиции ведут к синайскому Откровению и пророку Моисею (Моше), а, возможно, еще к более ранней эпохе праотцов и ешиве Шема и Эвера.

Перед тем, как читать дальше — послушайте: Рав Ашер Кушнир — «Каббала и каббализм»

Что такое Каббала?

Почему же Каббалу так скрывали?

Можно ли постичь подлинные знания Каббалы без предварительного изучения Торы?

Принесёт ли какую-либо пользу изучение Каббалы без исполнения заповедей Торы?

Каббала — наука?

Так можно изучать Каббалу или нет?

Содержание

Вопрос

Я уже в течение нескольких лет посещаю уроки Торы. Совсем недавно встретила свою знакомую, которая изучает Каббалу. Из продолжительной беседы с ней мне стало известно, что тысячи людей во всём мире занимаются изучением Каббалы и это уже разрешено всем, и нет надобности в исполнении заповедей и изучении Торы. Моя знакомая также утверждала, что Каббала — это наука, которая не имеет никакого отношения ни к какой религии, и к иудаизму в частности. Я не знала, как отреагировать на это. Права ли она в своих утверждениях? В чём секрет успеха массового распространения Каббалы и вообще можно ли её изучать?

Рита Л., Иерусалим

Отвечает рав Ашер Кушнир

(Этот ответ был проверен и одобрен главой ешивы каббалистов «Ахават Шалом» рабби Яаковом Гилелем (в переводе), рабби Бенционом Зильбером и другими известными раввинами)

Каббала — это мудрость, раскрывающая секреты реальности Творца, сотворения мира, внутреннего уровня понимания Торы и т. д. В переводе слово Каббала означает — «получение». То есть, Каббалой называют ту полученную мудрость Творца, которая передавалась из уст в уста более чем 3300 лет от Моше Рабейну и до мудрецов нашего времени. Часть Каббалы в разные времена была записана в скрытой форме. Величайшие еврейские мудрецы всех времён — Рашби, Раавад, Рамбан, Аризаль, Рамхаль, Агро, Бааль Тания и многие другие передали нам колоссальные сокровища мудрости, скрытой в Каббале.

Во всех поколениях еврейские мудрецы были необыкновенно осторожны в распространении Каббалы. Передавать её можно было только тому, в ком видели признаки того, что он достоин этого (Рамбан, Глава Берейшит); только тому, кто мудр и разбирается во всех разделах Торы, учит, понимает и исполняет ее, по-настоящему Б-гобоязнен и т.д. (Зоар Хадаш, Глава Берейшит, стр. 10). И ещё вы найдёте необыкновенно жёсткие условия для тех, кто желает начать изучение Каббалы в предисловии к книге «Эц Хаим» р. Хаима Виталя.

Почему же Каббалу так скрывали?

Одна из причин — опасение мудрецов, что секреты Каббалы попадут в руки людей умных, но нечистых в своих намерениях и пристрастиях. Они опасались тех непредвиденных, разрушительных последствий, к которым это может привести.

В этом смысле Каббала подобна атомной энергии. Когда этот колоссальный энергетический потенциал находится под контролем, он приносит большую пользу в виде атомных электростанций. Но если атомная энергия выходит из-под контроля, она превращается в огромную разрушительную силу с непредвиденными последствиями. Так и Каббала. Если она находится под контролем еврейских мудрецов, то приносит им и всему еврейскому народу колоссальную пользу, раскрывая невероятную глубину в мудрости Торы и исправляя мир. Но если Каббала выйдет из рук мудрецов и попадёт в руки людей нечестных и злоумышленных, то приведёт к трагическим результатам.

И так немало перепало еврейскому народу бед и преследований из-за нескольких капель Каббалы, просочившихся наружу и приведших к созданию христианства. Хватило знатока Каббалы лжепророка Шабтая Цви и движения франкистов, оставивших после себя разруху еврейской жизни в тех местах, где они находились, да и от всех других «каббалистов» достаточно натерпелись.

Это одна из причин, почему было столь сильным сопротивление массовому изучению Каббалы во всех поколениях. Теперь можно понять, насколько оправданны опасения мудрецов и в наше время.

Если всмотреться во все этапы эволюции взглядов, которое проходит современное изучение Каббалы, то увидим, как перед нами складывается новая секта «каббалистов». Уловив необыкновенный интерес к Каббале, они решили заявить на весь мир, что уже можно её изучать всем: евреям и неевреям, детям, взрослым — и всем, кому это в голову взбредёт.

И если вы спросите, а что с теми жёсткими условиями, которые наложили мудрецы на изучение Каббалы? И как они вообще надеялись распространить Каббалу в западном мире, ищущем, как правило, сиюминутных материальных удовольствий? Всему этому было найдено решение, не новое, но, как всегда, «революционное»: нет связи между Каббалой и евреями с их религией! Но если это не часть иудаизма, то что же это? И на это был найден творческий ответ: Каббала — это наука! И не просто наука. А прикладная наука, с её помощью можно постичь шестое чувство, а заодно… все остальные вымыслы новаторов. Только для этого, как всегда в такой ситуации происходит, им пришлось заново переписать как еврейскую историю в общем, так и историю Каббалы в частности.

Не стоит упоминания, что это даже не грубая фальсификация, а просто смехотворная профанация. Их аргументы порой на грани оскорбления человеческого интеллекта и рассчитаны всецело на неподготовленного слушателя. И если бы не те чистые, и немного наивные души, которые действительно ищут духовной жизни и при отсутствии ясных и твёрдых знаний из самих источников иудаизма, неспособны различить тонкости фактов, идей и определений, не было бы никакой надобности в этих строках. Поэтому придётся ответить на выдумки «новых каббалистов». В рамках краткого ответа трудно пройтись по всем аспектам и всем аргументам, поэтому разберём в самой сжатой форме всего лишь несколько основных претензий.

1. Можно ли постичь подлинные знания Каббалы без предварительного изучения Торы?

Каббала — это неотъемлемая часть устной Торы. Как известно, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые «Пардес» (в переводе — «Сад»), но на самом деле слово «ПаРДеС» — аббревиатура: «Пшат» — понимание простое, непосредственное, «Ремез» — намёк, «Драш» — толкование, «Сод» — тайна. То есть Каббала — это только четвертый уровень понимания Торы — «Сод». И как в мудрости мира существует определенный порядок ее понимания, так же и в Торе. Невозможно понять «намёки», пока не познакомишься с непосредственным содержанием. Так же точно нельзя понять глубину Торы — Каббалу — без предварительного изучения трёх её более верхних пластов. Хотя бы потому, что Каббала постоянно оперирует понятиями из Торы, Пророков, Писаний, Талмуда и всех остальных частей устной Торы. Поэтому она не постижима сама по себе, и те, кто пытаются «с налету» в ней разобраться, подобны тем, кто пытался наскоком разобраться в квантовой механике без того, чтобы получить элементарные знания по математике.

Тот же вывод однозначно находится и в самой Каббале. Приведём одно из мест: «Говорит Рашби в книге Зоар (часть 2, стр. 94): четыре составляющих человеческой души. В начале дают ему «Нефеш”. Удостоился — дают ему «Руах”, удостоился — дают ему «Нешаму”, удостоился — дают ему «Хаю”… И как же удостоится человек всех частей души? Дал ему Творец Тору — ПаРДеС. «Пшат” — простое понимание соответствующее «Нефеш”, «Ремез” — намёк, чтобы удостоиться «Руах”, «Драш” — для «Нешама” и «Сод” для «Хая”. И должен человек вначале работать над простым пониманием Торы, усвоить и соблюсти её повеления, и тем самым он очистит свой «Нефеш”, поднимет её и удостоится более высокой части — «Руах”. И тогда можно перейти к изучению «Ремез”…, чтобы удостоиться «Нешама”, а отсюда на «Драш”… и удостоиться «Хая”. И только тогда, поднявшись, ступень за ступенью, будет он способен постичь глубину глубин — «Сод”. И только тот, кто последовательно очистил свою душу, может приступить к изучению «Сод” — тайн Торы, иначе — это большая опасность для него и делать этого нельзя…» («Маор ВеШемеш», глава «Итро»).

Отсюда явное свидетельство того, что человек не может изучить Каббалу без того, чтобы предварительно «не насытиться знанием Торы, Талмуда и всех законов еврейской жизни».

Добавим к этому ещё одну простую мысль. Все, кто по-настоящему изучал Тору, знают всю сложность глубины её понимания. Только «Пшат» — простое понимание само по себе необыкновенно сложно, ведь, как известно, есть 70 сторон в понимании всего сказанного. И только после этого добавятся на каждую из сторон многочисленные намёки; а отсюда — толкование каждой мысли на все области нашей жизни. Так, порой Тора предстаёт как колоссальная, непостижимая загадка, скрытая от ясного понимания. И тогда… углубимся в «Сод», Каббалу, и вдруг всё запутанное и непонятное проясняется и выстраивается в стройную систему, связывающую разные части Торы в единое целое. И не только это, но и часть «мицвот» — заповедей Торы, у которых на первый взгляд не был понятен ни смысл, ни причина — вдруг получает понимание как необходимый и обязательный закон духовной реальности. В этом смысле Каббала подобна чудо-ключу от закрытого и недоступного сада, наполненного всеми сокровищами мира. Для тех, кто последовательно изучает Тору, Каббала, как ключ, раскрывает всю её внутреннюю закономерность и полноту. А те, кто решает начать сразу с Каббалы, подобены человеку, который кричит на весь мир — «Я нашёл секретный ключ!» Спросили его: «От чего ключ?» Ответил: «Какая разница. Мне достаточно, что могу поиграться с ним!»…

Итак, первый вывод: Каббала дана нам из того же источника, что и Тора и заповеди, и невозможно отделить Каббалу от остальной Торы ни в наше время, ни в далёком прошлом, ни в грядущем.

Кроме принципиальной сложности познания Каббалы есть и технические трудности. Об основной из них — материализации абстрактных каббалистических понятий, сами «новые каббалисты» предупреждают. Но можно ли действительно этого избежать, обладая внутренним ассоциативным миром массовой культуры, а не чистотой духа Торы? Более чем сомнительно.

Кроме того есть ещё ряд технических проблем.

Во-первых, нет смысла изучать Каббалу посредством лёгкой беседы за бутылкой шампанского или за чашкой чая. Также не может быть полезной нерегулярная учёба, даже если она происходит по ночам . Преуспеть можно только в случае величайших усилий и систематической учёбы, подобно тому, как мы видим на примере величайших мудрецов Каббалы. Чтобы понять Каббалу, от человека требуется натренированная работоспособность и определённый образ мышления, который, как правило, можно приобрести только в результате долголетнего изучения Талмуда.

Во-вторых, мудрость Каббалы включает в себя колоссальное количество материала, которое значительно превышает то, что предлагают «новые каббалисты» своим ученикам. Без попытки охватить его во всём объёме и во всех деталях не получится у них рассмотреть общую картину и построить на этой основе полное, стройное и ясное здание знаний.

В-третьих, для того, чтобы понять профессиональную терминологию Каббалы, желательно знать язык Торы, так как эти понятия принципиально непереводимы.

И ещё многое найдёте в книге «Шомер Эмуним Кадмон» (Акдама шния, ацаа шния и шлишит).

Всё это пробуждает больше, чем сомнение: доступно ли глубокое и истинное понимание Каббалы на уровне, предлагаемом «новыми каббалистами».

2. Принесёт ли какую-либо пользу изучение Каббалы без исполнения заповедей Торы?

Для того, чтобы разобраться в этом, спросим: «А для чего вообще они учат Каббалу? Какова их цель?» Много ответов на это придумано, в основном, чтобы завлечь широкие массы слушателей. Но за всеми можно найти ответ другой: «Цель изучения Каббалы — достичь совершенства человека, приближающего его к Творцу». И действительно, это написано во всех книгах по Каббале в разных формулировках. Один из величайших авторитетов Каббалы всех времён — Рабби Моше Хаим Луццато с гениальной простотой даёт определение предназначению человека:

«Человек создан наслаждаться Всевышним и получать сияние Его света (зив шхинато), — ибо вот что есть подлинное наслаждение и величайшее удовольствие, какое только может быть. Но место этого наслаждения — мир грядущий (олам а-ба), который для этого создан и должным образом приготовлен. А путь, который мы должны пройти, чтобы достичь желаемого грядущего мира, пролегает через этот мир… Средства же, при помощи которых можно достичь этой цели — это заповеди(мицвот) Всевышнего. И исполнить эти заповеди можно только в этом мире. Поэтому Человек и был изначально помещён в этот мир, чтобы с помощью выполнения заповедей он смог приобрести право достичь места, предназначенного ему в будущем мире и там наслаждаться благом, которое он приобрёл себе при помощи этих средств» («Месилат Яшарим», начало первой главы).

Итак, духовная близость с Творцом возможна только благодаря специально предназначенным для этого средствам — «мицвот», практическим заповедям Творца. Поэтому во всех книгах по Каббале, за разбором глубинных тайн Творения, есть одна практическая цель — соблюдение мицвот. Другими словами, конечная цель изучения Каббалы — понять, как добиться наиболее полного и совершенного исполнения мицвот и посредством этого удостоиться духовной близости Творца! И так пишет «Шомер эмуним кадмон» спор первый, 31: «Не способен человек достичь совершенства в исполнении мицвот, без познания Каббалы…».

И если это так, то как же совмещаются у «новых каббалистов» абсурдная идея искать духовную близость с Творцом с желанием отменить необходимое средство достижения этой близости — соблюдение заповедей Творца?

Для желаний человека не нужно искать особых причин. Когда не хочется нести груз исполнения заповедей, то просто решают, что Каббала и заповеди — никак не связаны между собой.

Но, разумеется, «новые каббалисты» искали более аргументированные прикрытия своим желаниям и действительно нашли их в работах Баал Сулам — рабби Ашлага, искажая при этом оригинальный смысл и придавая ему желаемое толкование. Так, например, в предисловии к труду «Талмуд эсер асферот» сказано, что «когда человек занимается мудростью каббалы и упоминает имена «Келим” и «Орот”, то есть имена сосудов и светов, у которых есть с точки зрения его души принадлежность к ним, — они тотчас светят ему в определенной мере… и свечение, которое он получает раз за разом во время занятия, притягивают на него очарование с небес и преисполняют его изобилием святости и чистоты, которые намного приближают человека к тому, чтобы достиг он своего совершенства.» Гл.155

Отсюда привели свидетельство, что для достижения духовной чистоты и близости Всевышнего достаточно изучение Каббалы без выполнения заповедей…

Ну как же из этой цитаты «когда человек занимается мудростью каббалы» следует, что уже не нужно соблюдение заповедей? К тому же явное противоречие этому в том же предисловии Баал Сулам,где он, наоборот, обязывает всех овладением практических знаний в Галахе: «»…и один грешник истребит много блага”. Поэтому (чтобы не называться грешником) обязан непременно повторять законы, насколько это ему необходимо, чтобы не ошибиться в их исполнении… …говорит рав Хаим Виталь, что душа связывается с телом, только если оно совершенно и исправлено Заповедями Торы, 613 заповедями.» Гл. 24. То есть без исполнения заповедей смысл чародейства произношения имён «согрешившим», приблизительно такой же, как у человека, по шею сидящего в грязи и льющего чистую воду… на грязь.

Вот только один из примеров манипулятивного толкования работ Баал Сулам.

Из всего вышесказанного есть еще одно заключение:

В изучении Каббалы, без соблюдения заповедей нет ни смысла, ни пользы.

3. Является ли Каббала наукой?

В рекламных призывах к изучению Каббалы чувствуется огромное усилие представить Каббалу как науку. Большое количество статей написаны, чтобы убедить читателя в истинности этого открытия. А откуда вдруг появилась «наука каббала»? Возможно, что ответ на этот вопрос требует гораздо более подробного разбора этих двух понятий «Каббала» и «наука». Но это, к сожалению, выходит за рамки краткого ответа. Нам же достаточно ограничиться ответом по сути. «Наука каббала» появилась благодаря тому же желанию максимального внедрения Каббалы в широкие массы. И если психология масс готова быстрее принять Каббалу под вывеской «наука», почему же не представить её в таком виде? Проблема только, что изобретатели не всё просчитали до конца.

Если бы они объявили, что сами открыли новую область науки — Каббалу, полностью приписав её себе, кто бы мог предъявить к ним какие-либо претензии? Хотите — верьте, хотите — нет. Мир никогда не страдал отсутствием простаков.

Абсурд заключается в том, что они силятся представить себя как продолжателей пути Аризаля и рабби Ашлага. А если это так, то проверим во всех их книгах и убедимся, что там нет даже намека на то, что Каббала — это наука в её классическом понимании. А если источником этой идеи не являются книги Каббалы, а всего лишь фантазия «новых каббалистов», она не стоит серьезного к себе отношения! Ибо Каббалой, по определению, называется то, что мы получили, а не то, что придумали. И про это написано в предисловии к книге «Эц Хаим»: «Не переданы эти вещи человеческому сердцу, в соответствии с человеческим разумом. В их объяснении с точки зрения логики кроется огромная опасность…». Источником этих слов служит книга Зоар в главе «Итро» лист 86: «Не слышал — не говори». То есть то, что не слышал от своего учителя, нельзя самому придумывать.

Кстати, если Каббала — это наука, почему же тот, кто занимается ею, называет себя раввином? А если сейчас это стало наукой, то почему об этом не знали ранее? (И правда, жаль, что рабби Ашлаг не знал, что и он был великим ученым!) И если уж Каббала это наука, а не религия, то почему ее изучение должно приблизить человека к Творцу и ускорить приход Машиаха? Зачем отделение десятины? И т. д. Видно, что подобного рода противоречия не смущают их. И уж вовсе не страшно, если перевод каббалистических строк будет корректироваться в соответствие с их желаниями, ведь вряд ли кто-либо поймет и разберётся в этих тонких манипуляциях . Так например, во всех переводах книг рабби Ашлага на русский язык, слова «хохмат а-Каббала», т. е. — мудрость Каббалы, переводятся как «наука Каббала». .. А ведь русскоязычный ученик знакомится с этими работами через перевод. Так что у него складывается полная иллюзия что Каббала — это, несомненно, наука…

Если проверить как следует, можно убедиться, что в своих статьях они не приводят точных ссылок на первоисточники, ограничиваясь общими фразами. И даже если приводится цитата, то она трактуется в соответствии с заранее желаемыми выводами. Все это указывает на то, что не из самой Каббалы их «открытия». А если это так, то откуда их полномочия и авторитет? И вообще, каким образом они стали каббалистами? И если уж о претензии на науку идёт речь, то пусть всё будет, как в науке . Там научный авторитет в первую очередь основан на профессиональном признании. Разве придет кому-то в голову объявить себя ученым с мировым именем, сделавшим революционное открытие без того, чтобы коллеги в этой области признали и согласились бы с его открытием? А кто, собственно, признал и уполномочил этих? Ведь кроме их собственных учеников, явно понимающих в обсуждаемом вопросе не больше самого «гуру», никто не считает их мудрецами Каббалы. А те академические круги, которые выдали печать наукообразности, следует предположить, сделали это из уважения к количеству избранных сочинений. Ведь до этого в списке научных дисциплин Каббала не числилась. Так откуда вдруг у них появились специалисты, способные оценить открытие в области, которой они сами не занимались?

А где же действительно находятся специалисты? В тех местах, где испокон веков изучали Каббалу — в ешивах. Благодаря им, мы и знаем о её существовании. Так вот, поищите там, в этих ешивах, и вы не найдёте там ни одной книги «новых каббалистов». Они не только не признаны, но и рассматриваются как интеллектуальный бред и осквернение Каббалы.

Или попробуйте проверить, есть ли рекомендации к их книгам? Не найдёте! А теперь проверьте все наши еврейские книги, и вы не найдёте ни одной без рекомендательных писем раввинов, которые являются удостоверением профессионального уровня автора и подтверждением истинности самого труда.

И если уж о выдумках речь идёт, упомянем ещё одну.

Среди многочисленных обещаний поклонникам «науки Каббала» есть одно, которое по-особенному обладает притягательной силой: «Шестое чувство». Если вы будете учить Каббалу 3-5 лет, то дойдёте до «шестого чувства». А если не дойдёте, то это займёт ещё 4-5 лет. И тогда… А откуда вдруг появилось в «науке Каббала» «шестое чувство»? Из тех же вымыслов «новых каббалистов». Ведь это прекрасное коммерческое название, знакомое и загадочное, а главное, это что-то практически ощутимое, которое можно конкретно предложить. Ну кто же откажется от обладания «шестым чувством»? Проблема только в том, что ни в одной книге по Каббале нет упоминания об этом чувстве…

И тут мы подошли к важному моменту. У всех сторонников нового подхода к Каббале есть козырный аргумент.

4. Запрет на изучение Каббалы был раньше, а теперь, с 1995 года, можно уже изучать всем!

А что изменилось? Почему уже вдруг можно? Процитируем ответ самих «новых каббалистов»: «Только с девяностых годов 20 века разрешено и рекомендуется распространение науки Каббала. Почему? Потому что люди уже более не связаны с религией, стали выше примитивных представлений о силах природы как о человекоподобных существах, русалках, кентаврах и пр.».

…Теперь стало ясно. До 1995 года вы, Рита, были религиозной, верили в русалок и кентавров… А вот с 1995 вам разрешено и рекомендуется …

А откуда появилась эта дата — 1995? Тяжело её просто придумать. И действительно, принято среди учеников рава Ашлага, что однажды он выказал надежду, что спустя 50 лет (по одному из мнений — начиная с 1995 г .), его учение распространится в мире. Он, конечно же, и представить себе не мог, что придет день, и его чистые устремления кто-то будет цинично использовать в чуждых ему целях, и к тому же называть себя учениками рава Ехуды Лейба Алеви Ашлага, Баал Сулам — благословенна память о нем — и его сына рава Боруха Шолема Ашлага — благословенна память о нем. Именно этими именами прикрываются все «новые каббалисты», называя себя их учениками и последователями. Но как же они осмеливаются называть себя учениками? Ведь ученик расширяет и углубляет учение своего учителя — а если же он противоречит ему, то не учеником его достоин называться, а лишь осквернителем его имени. И известно по этому поводу мнение того, кто принят всеми как признанный авторитет и неоспоримый последователь и ученик р. Ашлага — рава Авраам Готтлиба, который в своей книге, посвященной жизни и учению раввинов семьи Ашлаг пишет:

«Тут следует предупредить и предостеречь от всякого рода институтов и организаций, претендующих на обучение Каббале, и часть из них даже использует имя рабби Ашлага, автора книги «Сулам” — благословенна память о нем. Я публично заявляю, что нет никакой связи между ними и рабби Ашлагом. Они поверхностно берут его учение и искажают его, используя в своих постыдных целях… Они берут всё внешнее и поверхностное из мудрости Каббалы и пользуются этим в отрыве от исконного еврейского пути и в полном отрыве от пути самого р. Ашлага…»

«…Путь нашего святого учителя состоял в том, что вся внутренняя часть Торы и мудрость Каббалы, которая является святая святых, предназначена исправить человека — дать ему силы избавиться от самовлюблённости, дать ему силы принять на себя веру Творца. А это возможно только посредствам соблюдения Торы, заповедей и изначальных еврейских обычаев, без разного рода реформ. Ибо заповеди и обычаи предназначены для цели приближения человека к Творцу. И ни у кого нет права отменять или облегчать часть из них, ибо они и есть наша жизнь.

И вот любой, кто читает эту книгу, являющуюся живым свидетельством из уст учеников Баал Сулам и учеников его сына, ясно видит, что нет и не было ничего общего между ними и теми искаженными душами людей, представляющих вышеупомянутые институты.»(«Асулам» стр. 135)

Другими словами, речь идёт не об учениках рава Ашлага, а о самозванцах, прикрывающихся его именем.

Перейдём к ответу на ваш следующий вопрос: «В чем секрет успеха массового распространения Каббалы?»

Каббала необыкновенно многогранна, и иногда достаточно ознакомиться с несколькими идеями о строении мира и человека, чтобы вызвать восхищение и пробудить духовную жажду. Без всякого сомнения, Каббала захватит любого интеллектуала, ищущего ответы на загадки жизни. Поэтому даже самого поверхностного знакомства с работами рабби Ашлага достаточно, чтобы вызвать огромный интерес к Каббале.

Но не стоит удивляться их нынешнему успеху. Ведь процесс находится в начальной стадии, и еще непонятно, в каком направлении он будет развиваться и к чему приведёт. Подобное, но в других масштабах, уже случалось в истории. Не только «новые каббалисты» пытались «украсть» части Торы и представить их отдельно от еврейства как часть общечеловеческого знания, объясняя при этом, что евреи являлись лишь хранителями этого клада, пока не пришло время открыть его и распространить по всему миру. Все это не ново, так же развивалось и христианство, когда Шауль из Таршиша понял, что евреи не разделяют и не принимают его идеи. Он, посредствам нескольких каббалистических манипулятивных идей, построил основы христианской теологии, которая позволила ему обратиться ко всему человечеству. Он не выделил Каббалу из Торы, а выделился в секту, «украв» всю Тору и объявив, что она принадлежит всему человечеству. Вот и сейчас, по прошествии времени, берут книги Рашби, Аризаля, р. Ашлага, содержание которых — полная противоположность того, что из них пытаются выучить, выделяют их из остальной Торы и представляют как «науку каббалу». Берут идеи иудаизма и представляют их как «Каббала считает»… Христиане проделывали это значительно ранее.

Перейдем к Вашему последнему вопросу: «Можно ли изучать Каббалу?»

Если Каббала изучается с изначальным намерением не соблюдать то, чему она учит и обязывает, то это полностью запрещено.

Во-первых, из-за вышеупомянутого ограничения изучать Каббалу до тех пор, пока человек к этому себя не подготовит. И никто из мудрецов Каббалы ничего не «разрешал» и не «рекомендовал»…

Во-вторых, из-за зла, порождённого подобной учёбой. Аризаль в своём комментарии к словам Теилим: «И негоднику сказал Творец: что тебе к книге закона Моего», утверждает так: «Знай, что изучение Торы и хорошие поступки, которые делает человек, пока он остается негодником, не только не прибавляет ему духовной чистоты, но, наоборот, усиливает силы зла…». Другими словами, пока человек погружен в свои преступления и нарушает заповеди, изучение Каббалы и произнесение святых Имен не только не поможет ему приблизиться к Творцу, но, напротив, приведет к усилению злых сил в нем самом и во всем мире!

Третье и самое страшное: еврей, изучающий Каббалу, но отделившийся от Торы — отрицает Тору и называется «апикорес» . Его не присоединяют к миньяну и не вызывают к Торе. Он в принципе исключил себя из народа Израиля, его наказание «карет», и нет у него удела в грядущем мире.

В заключение: От Аризаля и до Баал Сулам и мудрецов Каббалы, которые были после него, все обязывали религиозных евреев к углубленному изучению Каббалы, как интегральной части еврейской жизни . И действительно, мы видим расцвет изучения каббалы: от ешив мудрецов Каббалы до уроков Каббалы во всех больших центрах еврейского религиозного поселения. И не только они, но и тот, кто только начинает соприкасаться с духовностью и поиском смысла жизни, может утолить свою жажду в глубочайших работах Рамхаля, Маараля и других еврейских мудрецов. Основанные на Каббале, с одной стороны, и не вводящие во все её сложности, с другой, они дали нам ясные ответы на все вопросы бытия. Это и есть лучший путь ознакомиться с секретами Каббалы, продолжая при этом параллельное изучение Торы и соблюдая её повеления, как это принято в еврейском народе испокон веков.

Этот ответ был проверен и одобрен главой ешивы каббалистов «Ахават Шалом» рабби Яаковом Гилелем (в переводе), рабби Бенционом Зильбером и другими известными раввинами.

Рав Ашер Кушнир

Другие статьи р. Ашера Кушнира

Посмотресть все статьи в категории Каббала — Тайная Тора

Эзотерическая Каббала представляет собой традицию и претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения.

Каббала связана с осмыслением Творца и Творения, роли и целей Творца, природы человека, смысла существования.

Законченное учение было сформировано в Средние века. Основу каббалы составляют сочинения Йецира, Багир, Зогар и писания Ари (раввина Ицхака Лурия Ашкенази, известного под именем Аризаль).

Изучение Каббалы

Согласно Талмуду, в Торе есть четыре уровня понимания, называемые: «ПаРДеС» (букв. «Сад», «Рай»). Это понятие является аббревиатурой (акронимом):

  • «Пшат» — простое, непосредственное понимание текста;
  • «Ремез» — букв. «намёк»;
  • «Драш» — толкование;
  • «Сод» — тайна.

Считается, что начинать изучение Каббалы может лишь тот, кто постиг все предыдущие уровни: знающий как Письменную Тору, так и Устную (Талмуд). Тем не менее, для тех, кто ещё не достиг этого уровня, возможно постепенное знакомство с основами Каббалы, при условии, что оно сопровождается продвижением в других областях еврейского Закона. Изучение Каббалы, как правило, происходит в религиозных центрах: иешивах и бейт мидрашах.

Древо Жизниunknown, CC BY-SA 3.0

История Каббалы

Умозрительная Каббала представляет собой соединение элементов гностицизма II-III веков и неоплатонизма.

У гностиков заимствовано учение о 10 эонах, которые составляют плерому. Известен выдающийся сефардский неоплатоник XI в. Гебирол, который оказал сильное влияние на формирование классической Каббалы.

Параллельно появляются в Византии мидраши с ярко выраженным каббалистическим уклоном. Одни из них (например, «Алеф Бет рабби Акивы» и «Мидраш га-Коген») исследовали тайны создания и структуры вселенной.

Другие сочинения того же периода описывают небеса, которые представляют собой семь небесных дворцов (Хехалот), и священную колесницу (Меркава) из видений Иезекииля.

Эти ранние намеки на мистическую космогонию, космологию и теософию в IX в. ожили в Италии и Германии.

Дерево жизниFriedhelm Wessel, CC BY-SA 3.0

Немецкая школа Иегуды Хасида ориентировалась на разработку проблем этики, человеческого совершенства и праведной жизни. Рабби Элазар из Вормса (ум. 1238) писал о тайнах совершенной жизни, принципах и нормах хасидим (благочестивых). Бог понимается в школе Иегуды Хасида не только как Святой Царь, восседающий в Эмпирее, но к Его сверхмировой трансцендентности добавляется атрибут имманентности: «Бог вездесущ и зрит праведных и грешных». Бог даже ближе ко Вселенной и человеку, чем душа к телу. Это учение об имманентности Бога лучше всего выражено в «Песни единства», гимне возникшем в окружении Иегуды Хасида: «Всё в Тебе и Ты во всём; Ты заполняешь всё; когда всё было сотворено, Ты был во всём; до того, как всё было сотворено, Ты был всем» (Гершом Шолем. Основные течения в еврейском мистицизме. Иерусалим, 1984. т.1. С. 156).

В одном из направлений Хасидей Ашкеназ («Благочестивых из Германии»), существовавшим во второй половине XII — начале XIII вв. в Южной Германии и известным в науке под названием Круга «Особого Херувима», сочетание слов «бара ве ацал» («сотворил и эманировал») получает терминологическое закрепление. Сотворение Особого Херувима описывается как «бара ве ацал». Так был сделан важный шаг к концептуальному объединению еврейского креационизма с неоплатонической теорией эманации.

Классическая Каббала

Расцвет Каббалы приходится на XIII в., когда в мавританской Испании оформляется Жеронская школа. Эту школу представляют такие значительные ученые как Исаак Слепой, Азриэль из Жероны, Рамбан, которые вводят многие основные понятия Каббалы (Эйн Соф, сфироты, гилгул). Со школой Исаака Слепого была связана каббалистическая традиция «Круга созерцания» (Испания 13 век.), в которой развивалось учение о 13 мидот («Сефер ийюн», «Источник мудрости») и др…
Книга Зоар также стала известна лишь в XIII веке. Авраам Абулафия внес в Каббалу элементы суфизма, создав практику медитации «хохмат га-церуф», которая основывается на том, что Божественный язык (иврит) составляет сущность действительности.

Наиболее древним источником Каббалы является книга «Сефер Йецира», вероятно написанная во II в. рабби Акивой (по другим данным в XVI в.). По мнению же каббалистов, книга была написана в XVI–XVII веках до н. э. праотцом Авраамом. В книге впервые упомянут специфический для Каббалы термин сфирот, с помощью которых Бог творит мир, а также запечатлено символическое толкование букв еврейского алфавита

До публикации «Зоара» «Багир» был наиболее влиятельным и цитируемым первичным источником Каббалы. К нему постоянно обращался в своём комментарии к Торе рабби Моше бен Нахман (Рамбан). Название «Багир» происходит от первого библейского стиха, цитируемого в тексте: «Теперь не видно яркого света (Багир) в облаках…» (Иов, 37:21). Эту книгу называют также (в частности Рамбан) «Мидраш рабби Нехуниа бен га-Кана». Возможно, причина этого заключается в том, что имя рабби Нехуниа приводится в самом начале этой книги, однако большинство каббалистов приписывают «Багир» ему и его школе. Именно по этой причине существует предание, что «Багир» был написан амораим — последними мудрецами Талмуда. (А. Каплан, предисловие к «Багир»). Впервые «Багир» был выпущен в свет около 1176 г. прованской школой-каббалистов и имел хождение в виде рукописи в ограниченном кругу адептов. Первое печатное издание появилось в Амстердаме в 1651 г., последующие же вышли в Берлине (1706), Кореце (1784), Шклове (1784) и Вильно (1883). Самым лучшим изданием из всех является опубликованное в Иерусалиме (1951) рабби Реувеном Марголиусом вместе с его комментарием «Ор ха-Багир» («Свет Багира»).

В «Багире» содержится учение о десяти Сфирот. Рассматривается понятие гилгул (перевоплощение). Оно используется для объяснения проблемы кажущейся несправедливости и того, почему страдают и рождаются калеками даже невинные младенцы. Другие темы «Багира» касаются интерпретации букв еврейского алфавита. Также играют в книге «Багир» весьма знаменательную роль числа. Важнейшее откровение «Багира» — различные имена Всевышнего (§ 112). В «Багире» также содержится учение о Цимцум, то есть о самосжатии Божественного Света, но оно дано в наброске.

Наиболее знаменитой каббалистической книгой является Книга Зоар (ивр. זוהר‎, «Сияние»), написанная согласно ортодоксальным каббалистам во II–III в. Шимоном бар Йохаем и опубликованная в XIII веке рабби Моше де-Леоном. Известный религиовед и атеист, крупнейший исследователь Каббалы Гершом Шолем утверждал, что Моше деЛеон сам написал Зоар и выдал её за сочинение Шимона бар Йохая. Согласно Шолему, обороты речи и грамматика, встречающиеся в книге, характерны для Испании XII века.

По преданию р. Шимон бар Йохай со своим сыном Элазаром 13 лет изучал тайны Каббалы в пещере. Позже, Шимон бар Йохай обучал Каббале своих учеников и написал книгу Зоар. Каббалисты считают Зоар основой каббалистической мысли и огромной духовной силой. Многие из них рекомендуют содержать её в каждом доме. Чтение Зоара вслух, не обращая внимание на его содержание, просто для «пользы души» (каббалисты считают, что чтения Зоара имеет положительное влияние на подсознательном уровне), стало распространённым обычаем, особенно среди сефардов. В XVI в. Зоар был впервые напечатан в Италии и имел такой авторитет, что любой учёный, имеющий деньги, желал его приобрести. Читателями книги были и христиане, которые интересовались еврейским мистицизмом и возможностями его христианской интерпретации.

Учение Ари

На протяжении всех предыдущих веков Каббала была эзотерическим занятием небольшой группы посвящённых. Однако очень важный толчок в развитии Каббалы произошёл, когда евреи были изгнаны из Испании в 1492 г., что привело к мощному взрыву мессианского стремления к искуплению грехов, а в результате миграции несколько наиболее учёных испанских каббалистов оказались в городе Цфат в Галилее. Вскоре Цфат стал новым центром Каббалы и удерживал эти позиции короткое, но замечательное время в XVI в. Второй расцвет Каббалы связан с такими именами как Моше Кордоверо и его ученика Ицхак Лурия (Аризаль или Ари).

У Моше Кордоверо усиливаются пантеистические и этические мотивы.

Ицхак Лурия разработал систему изучения Каббалы (Лурианская Каббала) и преподавал её группе своих учеников. Один из них р. Хаим Виталь (при помощи своего сына Шмуэля Виталя) изложил учение Ари в трактате Писания Ари. Эта книга стала второй по важности после Книги Зоар. Книга Эц Хаим («Древо Жизни») является одной из наиболее значимых частей «Писаний Ари». Лурианская каббала является основой как сефардской Каббалы с XVI в., так и хасидской Каббалы, появившейся в XVIII в.

В основе Лурианской Каббалы лежат четыре идеи: цимцум (сокращение Бога), швират келим («разбиение сосудов» первоначального творения), клипот (зло как обратная сторона Божественного света) и тиккун (исправление мира посредством реинкарнаций-«гилгулим» и объединений «иббур»). Ари также разработал учения о технике каббалистической медитации «йихудим» («единения»), «кавванот», «цаддиким» и т. п. Его ученик Виталь разработал учение о переходе в миры Асия и Йецира. При нём Каббала была ещё эззотерическим учением. Другой ученик Лурии Иосеф Табул стал главным популяризатором Каббалы. Он обращал особое внимание на мистическую связь с душами цаддиков и медитациям на мистические имена Бога.

Марокканский каббалист Авраам Азулай(1570–1643) объявил об отмене всех ограничений на изучение Каббалы. Кроме него сефардские общины подарили миру целую плеяду выдающихся каббалистов, таких как Шалом Шавази, Шалом Шараби, Хаим Бен Атар. Изучение Каббалы получило широкое распространение на востоке, особенно в Северной Африке. Так, к примеру, большинство Марокканских Евреев имели в своих домах тексты книги Зоар и изучали их.

Исраэль Саруг преподавал свою версию лурианской Каббалы в Италии в 1592–99 гг. Каббала Саруга имеет дело с мирами выше Адама Кадмона. Версия Саруга мифологичной каббалы Лурии была с примесью спекулятивной Каббалы Кордоверо. Саруг предложил неоплатоническое прочтение Каббалы Лурии в своем учении о древе эманации (илан ацилут). Он считал, что если каббалист понимает ацилут (эманацию), то он понимает всю природу, поэтому может сделать голем. Если он знает тайны реальности, то может управлять природой. Уже в первом поколении учеников Лурии были те, кто избегал буквального понимания идей Лурии относительно цимцум, они присоединились к школе Саруга. Это относится в большей мере к каббалистам Восточной ветви, которые тяготели к философизации каббалы. Некоторые европейские каббалисты, в целом принимая лурианское учение, продолжали древние традиции, не вошедшие в каббалу Лурии (например, учение о шмитот). Многие, включая Саруга и его последователей, намного больше уделяли внимание гиматрии, чем Виталь и Кордоверо, находясь, возможно, под влиянием христианской каббалы. Авраам Коген Эррера предпринял попытку философско-каббалистического синтеза в своем трактате «Puerta del cielo» («Врата небес»). В этом трактате лурианская каббала подвергается истолкованию в терминах неоплатонизма (Прокл), схоластики и герметизма. В итоге получилась логически стройная каббалистическая спекуляция, объединённая в единое целое методологией неоплатонизма и схоластики. Усложнение каббалы произошло в середине XVII в., когда получили широкое распространение лурианские рукописи, то есть школа Сафеда встретилась с более эклектической европейской школой. Продуктом такого слияния стал трактат «Эмек га-Мелех» («Долина Царя») (1648). Идейно эта работа ближе к Саругу, чем к Виталю, хотя сохраняет буквальное представление о цимцум от которого Саруг стремился уйти. Фрагменты «Эмек га-Мелех» появились в латинском переводе Кнорра фон Розенрота Kabbala denudata (1684).

Саббатинианская Каббала

Из Цфата Каббала стремительно распространилась по азиатским, африканским и европейским центрам еврейской диаспоры. Вскоре она стала по-настоящему массовым учением и как таковая подготовила почву для мессианского движения, во главе которого встал Шабтай Цви (1626–76). Саббатианство опиралось на учение Ари, однако имело ряд специфических отличий. Во-первых, сторонники этого направления утверждали, что Мессия уже пришел, посему настало время свободы и ритуального нарушения заповедей. Нисхождение в глубины зла — это составная часть Божественного нисхождения (эманаций).

Моше Хаим Луцатто (1707—1747), известный под именем Рамхаль, внёс значительный вклад в систематизацию каббалы. Известны его три основные работы: Дерех Гашем («Путь Творца»), Месилат Йешарим («Путь праведных») и Калах Пит’хей Хохма («138 Врат Мудрости»). Последняя работа специально посвящена каббале. При жизни Рамхаль подвергался гонениям со стороны противников распространения Каббалы, однако после смерти стал считаться одним из великих каббалистов и классиков еврейской мысли.

Хасидская Каббала

Широкое распространение Каббалы в европейских общинах связывается, как правило, с движением Хасидизма. Поставив во главу угла духовные мотивы любви к ближнему, радости и милосердия, Хасидизм, основанный Исраэлем Бааль Шем Товом, открыл основы Каббалы желающим изучать их. Согласно учению хасидизма, Бог присутствует всюду, каждое явление и событие является непосредственным проявлением Его сущности. Задачей человека является преодоление ограниченности собственного бытия и слияние с Божественным светом. Хасиды считают радость величайшей добродетелью, рассматривают пение и танцы, как путь служения Всевышнему. В хасидизме существуют различные направления, во главе которых стоят цадики — адморы.

Хасидизм, целиком восприняв каббалистическую картину мира, повернул её к человеку: существует предание о том, как некто спросил Великого Магида: «В чем главное открытие Вашего учителя Баал-Шем-Това»? Тот ответил: «В том, что сфирот заключены в человеке». В хасидском мировосприятии непрерывная последовательность актов творения разворачивается снизу вверх; основные события космической драмы разворачиваются в ходе еврейской истории и в жизни каждого из людей. Ни один из высших духовных миров не в состоянии отразить во всей полноте многоплановость происходящего в чувственном «мире действия» (Асия), где перемешались добро и зло, истина и ложь. Только в этом мире достижимо Избавление, охватывающее все мироздание. Но Избавление неотделимо от Исправления (тикун), оно рождается из диалога творения и Творца, и, вознеся бренную материю до уровня духа, достигает кульминации в воссоединении Пресвятого Благословенного и его Шехины. (Яглом М. Предисловие. — Бубер М. Гог и Магог. СПб., 2002. С. 15).

Современная Каббала

Каббала признавалась всеми направлениями ортодоксального иудаизма как дополнение к традиционному религиозному образованию. В XX в. Каббалу начали использовать для истолкования актуальных проблем современности. Так один из основателей религиозного сионизма раввин Авраам Ицхак Кук пытался синтезировать сионизм и Каббалу, суть которой в личностном Диалоге Бога с еврейским народом; это новый этап развития каббалы, связанный с возрождением еврейской национальной жизни в Стране Израиля. Кук рассматривает еврейский народ как единый организм (и применяет понятийный аппарат Каббалы для понимания динамики социальных процессов внутри народа, то есть дает «социологическую проекцию Каббалы»). Реализуя творческий потенциал этого своего «Я», человек и народ обретают смысл своей жизни.

Огромное влияние на популяризацию Каббалы в XX в. оказал каббалист Бааль Сулам. Он написал ряд важных каббалистических книг и являлся сторонником массового распространения Каббалы и основателем нового каббалистического направления, последователями которого является большинство изучаюших каббалу в наше время. Ему принадлежит основной современный учебник по каббале «Талмуд эсэр сфирот», комментарий на Книгу Эц Хаим, которая, в свою очередь комментирует Зоар.

Учение раввина Ицхака Гинзбурга (родился в 1946 году, проживает в настоящее время в Кфар Хабаде) представляет собой синтез каббалы Аризаля, хасидизма Бешта и современной науки. Центральная идея его учения, проходящая через многие его книги и лекции — это применение аппарата Торы и, особенно, тайной Торы — каббалы и хасидизма — к решению актуальных проблем современности — начиная от проблем отдельной личности или проблем религиозного общества, и вплоть до актуальных проблем современного Израильского общества. Гинзбург — один из наиболее активных и творческих учителей Торы последнего поколения. Гинзбург издал уже более 60 книг (на иврите и английском) по самой разнообразной тематике: еврейская семья, воспитание детей, Машиах и геула, каббала, психология.

В 1922 г. был основан Центр изучения Каббалы (основатель Филлип Берг), суть деятельности которого сводится к популяризации Каббалы, проведению разнообразных тренингов, лекций и семинаров. Помимо этого Центр Каббалы занимается благотворительной деятельностью. Центр привлек внимание звезд американского шоу-бизнеса. В 1991 году появилась другая каббалистическая организация Бней Барух, которая была основана каббалистом Михаэлем Лайтманом с целью «распространения каббалистических знаний во всем мире для повышения духовного уровня человечества», посредством лекций, тренингов и семинаров.

Ортодоксальные иудеи полагают, что массовое увлечение Каббалой будет неизбежно носить поверхностный характер, пока оно не соединится с практикой иудаизма (галаха, мицвот), поскольку Каббала — неотъемлемая часть иудейской духовной традиции. Вместе с тем сторонники популяризации Каббалы считают, что она оказывает положительное влияние на духовное развитие каждого индивидуума в частности и на человечество в целом. Знание по природе своей должно нести свет людям. Лидеры движений распространяющих Каббалу Ф.Берг и М.Лайтман являются учениками авторитетных каббалистов(соответственно Йегуды Брандвайна и Б.Ашлага) и считают, что на основе учения Йегуды Ашлага они создали подходящие для простого человека и в то же время глубокие системы изучения Каббалы. Они также приветствуют усиление интереса к Каббале в ортодоксальном Иудаизме, однако считают, что попытки сторонников данного подхода монополизировать «правильный» подход к Каббале абсолютно неприемлемы.

Каббала — это наука? А кто был первый каббалист? Откуда взялись обезьяны? Почему певица Мадонна учит каббалу? Почему каббала считалась опасным делом? Каббала и астрология — есть между ними связь? Основатель христианства имел отношение к каббале?

Мы подготовили для вас 20 основных вопросов, которые чаще всего задают далекие от еврейства люди, услышав слова «каббала» и «каббалист». На них отвечает писательница и журналистка из Цфата Эстер Кей, автор книги «У Истоков Лурианской Каббалы»…

Каббала — это не наука!

Каббала, как теория, на самом деле выглядит довольно наукообразно и можно долго рисовать схемы, пытаясь втиснуть в них Творение, Сжатие, Утаение, Линию, Свет, Сосуды, их разбитие… Но каббала не исчерпывается теорией. Само слово ведь означает «принятие, получение» — значит, принимаем и получаем от кого-то. Каббала — это часть Торы. Каббала — это не наука!

А кто был первый каббалист?

Первый каббалист был Адам — первый человек на земле. Зная сущность сотворенного, он давал имена разным тварям, и у него очень хорошо получалось. В слове «нахаш» слышится шипение змеи, в слове «арье» — львиный рык, в слове «беэма» — богема (животное)… И вот, пока он давал имена, он обратил внимание на то, что у всех есть пара, а у него — нет. Что-то ему это показалось подозрительным. Ему дали пару, жену, и с тех пор число каббалистов увеличилось.

Как каббала рассматривает первородный грех?

Каббала рассматривает грех как неточное попадание в цель. То есть мы могли бы сохранить более близкие отношения со Всевышним, но предпочли удалиться и ощутить автономию. Грех, совершенный Евой, был связан с ее желанием вторгнуться на территорию запретного и даже там произвести революцию, извлекая искры святости посредством раскаяния. Она была наказана, но в каббале и концепция наказания иная. Это — очищение сознания, это благо, а не наказание в смысле «получи по заслугам».

Как соотносится вдохновенное учение каббалы с сухой буквой закона?

Каббала подчеркивает любовь, в то время, как еврейский закон (Галаха) служит выражением аспекта Страха и Трепета. Это и есть два крыла, с помощью которых мы взлетаем к Творцу. Есть псалмы Давида, в которых «высвечиваются» первые буквы слова КАББАЛА и ГАЛАХА. Есть специальное размышление — медитация — на слияние этих двух аспектов.

Это похоже на обычный фотоаппарат и цифровой. Галаха (в итоге) проста, рубит сплеча. Каббала сложна, тонка, объемна, многомерна, модулярна. Решения раввинов, как правило, принимаются по Галахе, но бывали случаи, когда принималась во внимание каббалистическая трактовка.

Кто сейчас главный каббалист?

Для нас — наш Ребе. Все его ответы, нюансы, предпочтения, обычаи проникнуты каббалой. Хабадники устрожают в Песах запреты как никто, — из-за каббалы. Не спят в сукке — из-за каббалы. Не пьют в самолете воду во время 12-часового перелета в Суккот — из-за каббалы. Множество мельчайших каббалистических деталей — как астральные нити — пронизывают бытие хабадника. В молитве множество тонкостей — все выдержано по каббале. Мясо со специальным кашрутом — опять же каббала. Каббалисты и спят, и ходят, и едят с особенными устрожениями. Тут, в ХАБАДе, устрожения на себя берешь, а каббалистом себя не называешь.

Творение мира — реальные дни или какие-то другие дни, не по 24 часа в сутки?

Если бы первая суббота мира не была бы обычной субботой в простом понимании, то мы не хранили бы ее и сейчас именно как территорию во времени «от сих до сих». Раз суббота была реальная, то и все дни были такие же. Всевышний развернул картины творения мира за шесть нормальных дней.

Что было до этого?

Другие миры. Во времени они не имели протяженности, но в достоинстве предшествовали нашему миру.

Откуда взялись обезьяны?

Обезьяны, согласно Мидрашу, это деградировавший вид людей, — тех, которые участвовали в строительстве Вавилонской башни. Р. Хаим Витал пишет, что обезьяна в своем развитии занимает промежуточное место между животными и человеком. «Так же, как есть промежуточные звенья между минеральной природой и флорой (кораллы и камни, которые растут и размножаются), между растительным миром и животным (описанная в Талмуде собака, пуп которой растет из земли и если его перережешь, она умрет)… Между категорией животного и человека тоже есть промежуточная ступень, и это и есть обезьяна. А между Творцом и сотворенным — стоит праведник, подобный Аврааму». До сих пор слова р. Хаима Витала.

Почему певица Мадонна учит каббалу?

У нее высокая душа, и она хочет исправить свое существование. Но те, кто ее учат, преподносят ей «экспортный» вид этого учения, и она не приходит к соблюдению заповедей, не доходит до сути.

Суть каббалы — это выполнение заповедей?

Да, плюс глубокое понимание того, что именно каждая заповедь «проворачивает» и проецирует в высших мирах. Ведь слово «каббала» — это еще и «акбала», то есть проекция, параллель, соответствие. Мы думаем, что борода мужчины – это просто борода, а в системе «сфирот» оказывается, что это — 13 атрибутов милосердия. Таким же образом «раскладываются» и органы тела, проецируясь на систему «сфирот». Как только исполнение заповедей привлекло весь свет в тело — а тело является сосудом для света — то на этом закончена задача данного творения. Если все сосуды очищены и весь свет привлечен — завершена цель Творения в целом. Хранилище душ — «Кнессет Исраэль» — это источник, откуда берутся души при их нисхождении в тела.

Хранилище душ — это абстракция?

Во всех книгах по каббале мы находим упоминание о таких понятиях, как свет с уровня головы Адама или носа Адама, уха, рта, груди или пяток Адама. Это очень сбивает с толку, если не представить себе изначально одно целое изображение человека — Адама — как, допустим, песочные часы в виде человеческой фигуры. И каждая песчинка, высыпаясь наружу из «часов», символизирует в этой метафоре душу, которая снизошла с определенного уровня. Это — характеристика исходного уровня души. Чем выше ее изначальное положение в «теле» Адама, тем сильнее ее потенциал. И тем дальше ее может забросить судьба вглубь «клипот» (нечистых оболочек). Души Авраама, Рут, Давида пришли путем «торга» Всевышнего с антиподом святости, Сатаной. Согласившись спустить эти высокие души очень низко вглубь «клипот», Всевышний как бы «обошел» противодействие оппозиционера и дал этим душам возможность прийти в мир.

Реинкарнация — это выдумки или правда? Я могу узнать о своих прошлых «гилгулим»?

«Гилгуль» означает «круг», то есть душа иногда должна пройти новый круг скитаний по миру. Слово «реинкарнация» происходит от латинского «карнэ», что означает «мясо, плоть», то есть душа вновь и вновь приходит в этот мир в разных материальных воплощениях. Иногда требуется не прожить целую жизнь, а лишь поучаствовать в каком-то фрагменте, и тогда это «ибур нэшама» (присоединение к чьей-то душе временно). Например, Надав и Авиу пришли помочь Пинхасу в эпизоде с шатром Козби бат Цур.

Реинкарнация — это не фантазия. Цель ее — исправление тех аспектов души, которые пока не были очищены. Говорить сегодня кому-либо о его прошлых воплощениях является, как правило, спекуляцией, ведь наш мир по определению является миром сокрытия и утаения. Эта информация может быть предоставлена лишь для практической пользы в плане Торы, заповедей. Например, АРИ раскрыл рабби Хаиму Виталу его прошлые воплощения, так как требовалось за очень короткое время помочь ученику добиться глубокой концентрации.

Что же он ему открыл?

АРИ объяснил, что душа рабби Хаима связана с корнем Каина. Она много раз спускалась в этот мир и каждый раз что-то исправляла в своем прошлом. Итро — это Каин, его прозвище — а-Кени — говорит об этом, в частности. Он дал Моше («гилгуль» Авеля) свою дочь в жены. Далее, эта же душа пришла как Рахав. Далее, она же пришла в мир как Хевер а-Кени, муж знаменитой Яэли. Хевер — те же буквы, что Рахав. Далее, Яэль пришла как первосвященник Эли (опять, перестановка букв имени). Рахав воплотилась в Хану. У Ханы доминировал мужской аспект, ей было трудно зачать. Эли дал ей благословение, с ним пришло к ней женское начало, так как Эли был именно женским началом. В своей песне Хана упоминает Рахав намеком: «Рэхав пи аль ойвай» (раскрой мой рот, дабы поглотить врагов). Эти и другие воплощения были раскрыты АРИ с определенной целью. От широкой общественности теория реинкарнации, впрочем, достаточно долго скрывалась. Каббала считалась опасным делом.

Почему каббала считалась опасным делом?

Потому, что человеку свойственно увлекаться как раз не тем, что нужно и полезно, а что вкусно и нездорово. Он сможет проникать в тайны Бытия, но забудет о самых простых своих обязанностях. РАМАК в 6 главе книги «Влекущий свет» пишет об этом: «Такие, которые смотрят на звезды, а пропасти под своими ногами не видят».

Говорилось, что изучающий каббалу не доживет до преклонного возраста. Эти ограничения сняты только в последние столетия благодаря обещанию рабби Хаима Витала — «Тот, кто будет изучать мои книги, не испытает негативных последствий».

Каббала и астрология — есть между ними связь?

Каббала не может не учитывать жесткую обусловленность этого материального мира по принципу подчинения «старшему по рангу», или — в хасидской философии «седер а-иштальшелут». Если известно, что какие-то факторы («гармей а-шамаим» — проще говоря, звезды, планеты, кометы) — будут давать негативное влияние, то зачем, зная об этом, лезть на рожон? А каббала, естественно, знает об этих факторах. «Бней Иссахар» — книга о созвездиях Зодиака. Однако надо воспринимать это спокойно, евреи никогда не делали из звезд тарарам. Рабби Хаим Витал был связан с планетой Марс, которая означает кровопролитие. В одном из воплощений он был «моэлем», который допустил ошибку при обрезании ребенка, что имело плачевные последствия. Что из этого следует? Абсолютно ничего. Человек может знать свою природу. Но вопрос, что он делает с этой информацией дальше. Гороскоп — это попытка что-то получить задаром, это запрещенная вещь, это — слабость сердца.

Сны и каббала — что вы можете об этом сказать?

Снами каббала занимается серьезно, только когда это дурные сны и нужно исправить ситуацию. Здесь используются методы, которые нам известны как принципы позитивного мышления. Предлагается рассказать сон другу, который должен вербально истолковать этот сон к добру. Вербально — потому что слова все же сильнее связаны с материализацией, нежели сны и мысли. Ключевая фраза такова: «Халма тава хазита» на арамейском, то есть «Ты видел хороший сон». В книгах по каббале на эту фразу накладываются различные «каванот» — то есть медитативные усилия по привлечению букв Божественного Имени. И тем самым осуществляется исправление корня негативного сна.

Сны же, о которых пишет рабби Хаим Витал в своей книге «Хезьонот» («Видения») — это удивительные пророческие сны-шифры, причем он описывает процесс нисхождения, когда после высокого открытия тебя постепенно спускают во все более низменные миры, пока не вернут обратно в наш. Это его описание так реалистично, как будто относится к 21 веку, а не к концу 16-го.

Пульса-де-Нура и другие каббалистические средства избавиться от врагов — это выдумки?

Вы намекаете на «удаление» Насера (1970) и Сталина (1953)? Да, это произошло с применением эзотерических средств. Если евреи располагают неким тайным оружием против своих врагов, то не лучше ли, чтобы оно осталось тайным? Не будем уподобляться израильским СМИ, которые разбалтывают важную информацию, которая могла бы привести к победе, останься она тайной.

Основатель христианства имел отношение к каббале?

Он пользовался запрещенными методами. Его мотивы пока не совсем понятны. В любом случае, это был сын еврейского народа, и он наверняка уже совершил «на том свете» все положенные этапы раскаяния. Представители так называемой «иудео-христианской этики» видят в нем пророка, популяризатора идей Торы и каббалы. Что ж, популяризаторов много, но важен результат. От христианства мы видим тот результат, что вылились реки еврейской крови.

Еврейскую мудрость взяли на вооружение народы мира, но перестали ли они от этого быть антисемитами? И почему слово «семит» не предполагает, что и арабы — тоже сыны Шема, а следовательно, семиты? Почему антисемитское — это именно антиеврейское? В мире так много элементарного невежества, что, пока дойдем до каббалы, было бы неплохо просто растолковать базисные термины. Тогда к каббале можно будет подойти с более чистыми руками…

Как освещается в каббале понятие Мессии?

Очень широко и глубоко, это — ключевое понятие всего иудаизма вообще, это — цель Творения миров. Шесть тысячелетий даны для того, что полностью привести мир к переходу на новые рельсы, к переходу в новую реальность. У каждого тысячелетия есть свои характеристики. Будние дни недели — их также шесть — приводят нас к субботе. За это время дважды высвечиваются имена Б-га «БАН», «МА» и «САГ». Наконец наступает очередь имени «АБ». Суббота — это другой уровень. Ее влияние начинается со среды, постепенно доминируя все больше и охватывая все пласты Бытия. Это отражено и в смене планет по дням недели.

Волшебная семерка видна во всем — и в музыке, и в цветовой гамме, и в астрономии. Она спроецирована из семи Сфирот — эмоциональных качеств Всевышнего. А Мессия соответствует раскрытию последней Сфиры — Малхут, реализации королевского атрибута.

Отсюда — идея о том, что именно седьмой Любавичский Ребе является Мошиахом, Мессией.

Вы можете сказать,— не все верят именно в субботу. Для кого-то важнее пятница или воскресенье…

Однако заметьте, что и во времени, и в пространстве дочерние религии, отпочковавшиеся от иудаизма, теснятся именно к еврейскому аутентичному пункту исходной правды. В пространстве — идет спор за Иерусалим (точку, откуда были взяты элементы для сотворения первого человека, Адама). Во времени — идут попытки «облепить» субботу, прилепиться с обеих сторон к ее исконной святости. Понятно, что таким образом пытаются высосать из иудаизма все, что только можно. Это обычный вампиризм. Что же касается индийских Вед, которые продолжают традицию Авраама, то там написано — «Кто отдыхает в седьмой день, будет жить долго и счастливо».

Планируете ли еще выпускать книги по каббале?

Да, было бы хорошо перевести на русский язык фрагменты из «Китвей а-АРИ», релевантные для широкой публики, дающие вдохновение к исполнению заповедей — будь то семь заповедей для всех людей или 613 для евреев, — ведь каббала очень вдохновляет. Она — душа Торы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *