Изборник 1073

§ 7. Культура Руси XII — начала XIII в.

Проблема. Как связаны культура Древнерусского государства и культура русских земель и княжеств периода феодальной раздробленности? Есть ли связь культуры домонгольской Руси и современной культуры?

Вспомните значения понятий: лицевой свод, «слово», килевидные закомары, башнеобразный храм.

Ответьте на вопросы. Какие явления культуры объединяли земли и княжества в период феодальной раздробленности?

Распад Киевской Руси не означал упадка и одичания. Напротив, почти в каждом из полутора десятков самостоятельных княжеств быстро развивалась экономика, росли новые города, увеличивалось население. Местные правители, соревнуясь друг с другом, украшали свои города и загородные резиденции пышными постройками. Они покровительствовали ремёслам и искусствам, заботились о том, чтобы их деяния были запечатлены летописцами и воспеты поэтами.

Культура Киевской Руси была как бы единым стволом, от которого отходили ветви местного творчества. Она питала их своими традициями, снабжала запасом идей и образов. Но при этом и сами ветви быстро росли и набирали силу. Характерными чертами русской культуры этой эпохи было удивительное разнообразие тем и жанров, большая свобода в выборе конкретных форм.

О богатстве литературного творчества в эту эпоху свидетельствуют не только шедевры культуры. Необычайно богатым был и «средний пласт» — произведения, в которых преобладали традиционные темы и формы.

Расцвет летописания. В ту эпоху при дворе каждого значительного правителя велось собственное летописание. Этим занимались подлинные мастера своего дела: талантливые писатели, темпераментные и смелые публицисты.

Интересна похожая на увлекательный рыцарский роман галицко-волынская летопись, прославляющая подвиги князя Даниила Галицкого и его брата Василько. Она дошла до нас в составе Ипатьевской летописи (первая четверть XV в.).

Существовала княжеская летопись Андрея Боголюбского, включённая в состав владимирских сводов времён Всеволода Большое Гнездо. Любивший окружать себя произведениями искусства, Всеволод распорядился создать летопись, украшенную множеством картинок-миниатюр. В конце XV в. с неё была снята копия, которая сохранилась до наших дней (Радзивиловская летопись). Каждая из 618 миниатюр Радзивиловской летописи представляет собой уникальный исторический источник. Один историк образно назвал их «окнами в исчезнувший мир».

Неповторимы по своему колориту и новгородские летописи XII — начала XIII в. В соответствии с общим укладом жизни торгового города они отличаются краткостью и деловитостью.

Особая ценность новгородского летописания для историка состоит в его подлинной древности. Так называемый Синодальный список Новгородской Первой летописи — старейший из сохранившихся списков русских летописей. Он был создан несколькими писцами в конце XIII — первой половине XIV в.

Литературное творчество XII — начала XIII в. не ограничивалось летописями. Существовало и немало других оригинальных произведений русских авторов. Например, владимирские книжники создали «Сказание о чудесах Владимирской иконы Богоматери» и «Сказание о победе над волжскими болгарами». Переписка владимиро-суздальского епископа Симона с монахом Киево-Печерского монастыря Поликарпом стала ядром возникшего в начале XIII в. Киево-Печерского патерика — сборника рассказов о духовных подвигах иноков старейшей русской обители. Лучшим церковным писателем и проповедником второй половины XII в. считается епископ Кирилл Туровский. Его «Притча о человеческой душе и о теле» — глубокое философское размышление о соотношении материального и духовного в человеке, о его нравственном долге перед Богом и людьми. Шедеврами литературного творчества той эпохи стали три великих и загадочных «слова» — «Слово о полку Игореве», «Слово Даниила Заточника» и «Слово о погибели Русской земли».

Злато слово. Едва ли найдётся другой памятник культуры Древней Руси, о котором было бы написано и сказано столько, сколько о «Слове о полку Игореве». Ему посвящены тысячи книг и статей.

Это замечательное произведение было создано неизвестным автором в 80-е гг. XII в. Одни учёные датируют его 1185—1187 гг., другие называют более точную дату — август 1185 г. Поводом для написания «Слова…» стал поход на половцев князя Игоря Святославича — скромного представителя черниговского княжеского дома. Он правил тогда в Новгороде-Северском — древнем городе в верхнем течении Десны. Вместе со своими сыновьями и младшим братом Всеволодом Игорь весной 1185 г. предпринял поход в степь, на половцев. Поход Игоря закончился трагически. После первой удачной стычки с небольшим отрядом половцев войско Игоря было окружено главными силами кочевников. В кровавой двухдневной битве полегли тысячи русских витязей, а князья попали в плен.

Победа над Игорем подала половцам большие надежды. Отряды хана Кончака устремились на Переяславль и Киев. Другой половецкий хан, Гзак, предпочёл напасть на Путивль и другие оставшиеся беззащитными владения Игоря и его брата Всеволода.

По-видимому, именно в эти тревожные дни лета 1185 г. и прозвучало впервые «Слово о полку Игореве» — страстный призыв к единению во имя защиты Отечества.

Узник Лаче-озера. Одна из самых загадочных фигур древнерусской литературы — Даниил Заточник. Всё, что сказано и написано о нём, не более чем предположения.

Выбрав из множества предположений наиболее убедительные, мы получим примерно следующую картину. Среди придворных Всеволода Большое Гнездо был некий образованный и даровитый человек по имени Даниил. Он участвовал в составлении княжеской летописи и однажды позволил себе вписать в неё очень резкие обличения жестокости и корыстолюбия владимирской знати. За такую смелость Даниил поплатился ссылкой в самый отдалённый угол владений Всеволода — на озеро Лаче, в полутора сотнях вёрст к северу от Белоозера.

Лет пять спустя, в 1197 г., на Белоозеро приехал князь Ярослав — внук киевского князя Мстислава Великого, но к этому времени всего лишь мелкий безземельный князёк, исполнявший обязанности наместника на службе у Всеволода Большое Гнездо. Измученный невзгодами ссыльный увидел в его приезде шанс на перемену своей судьбы. Он шлёт князю Ярославу (своему давнему знакомому) послание («Слово Даниила Заточника»), в котором убеждает взять его на службу. Послание должно было наглядно показать князю ум, начитанность, жизнерадостность, хитрость Даниила, словом, все те качества, которыми должен располагать княжеский секретарь и советник. Вероятно, Даниил знал, что князь Ярослав готовился тогда, согласно воле Всеволода Большое Гнездо, отправиться в Новгород и в связи с этим нуждался в толковых помощниках.

Кажется, Даниил не зря расставлял сеть своего красноречия. В годы пребывания князя Ярослава в Новгороде (1197—1199) местная летопись вдруг наполняется витиеватыми комплиментами этому князю, характерными для стиля Даниила Заточника. Позднее следы творчества Даниила можно увидеть в некоторых текстах, связанных с князем-философом Константином Ростовским.

«Слово Даниила Заточника» благодаря своим художественным достоинствам из личного послания быстро превратилось в широко известный литературный памятник. Около 1229 г. им воспользовался для своих целей один бедняк, мечтавший выбраться из холопского ярма. (История не сохранила его имени. Впрочем, возможно, что его также звали Даниилом.) Этот человек был умён, грамотен и даже не лишён литературных способностей. Взяв за основу «Слово Даниила Заточника» и прибавив к нему некоторые сведения и рассуждения личного характера, псевдо-Даниил обратился таким образом к князю Ярославу Всеволодовичу — сыну Всеволода Большое Гнездо. Так возникло «Моление Даниила Заточника» — как бы второе, расширенное и переработанное издание «Слова…».

Как и его знаменитый предшественник, псевдо-Даниил хотел поступить на службу к князю и тем самым выбраться из бедственного положения. Однако он уже не метил в советники или придворные книжники Ярослава. Ему всего лишь нужна была достойная работа у могущественного и щедрого господина. Сумел ли он добиться своего, неизвестно…

«Слово Даниила Заточника» раскрывает перед нами совершенно иную сторону жизни Руси, чем «Слово о полку Игореве». На смену эпическим картинам степного раздолья, величавым речам князей и потрясающим сценам сражений приходят «невидимые миру слёзы» — трагедия внутренне свободной, творческой личности, раздавленной «телегой жизни». Конечно, Даниил Заточник — этот, по выражению Д. С. Лихачёва, «интеллигент Древней Руси» — гораздо проще смотрел на многие вещи, нежели его далёкий потомок, мятущийся русский интеллигент XIX—XX вв. И всё же уже в те давние времена трагическое противоречие между нравственными, умственными достоинствами человека и его социальной приниженностью являлось одной из главных тем русской литературы и общественной мысли.

«Слово о погибели Русской земли». Это произведение вновь возвращает нас к головокружительному взгляду на мир с высоты птичьего полёта, присущему «Слову о полку Игореве». Словно древняя амфора, оно дошло до нас лишь в виде осколка, по которому можно догадываться о совершенстве исчезнувшего целого.

Сохранилась только небольшая вводная часть «Слова…». В ней неизвестный автор рисует величественную картину цветущей Русской земли: «О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты…»

Далее автор всё в той же патетической манере говорит о славе русских князей — Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Всеволода Большое Гнездо, которым покорились языческие народы и которых опасались даже византийские императоры. Но вот всё это внезапно погибло — «обрушилась беда на христиан». На этом текст памятника обрывается. Большинство исследователей полагают, что далее следовало описание Батыева нашествия — подлинной «погибели Русской земли». Однако, словно сжалившись над потомками, время скрыло от них эту мрачную повесть, оставив лишь вечно живое восхищение красотой родной земли.

Лебединая стая. «Мы, русские, по преимуществу народ зодчих», — говорил известный искусствовед Игорь Грабарь. Архитектурный гений наших далёких предков с особой силой проявился в несравненных по красоте белокаменных храмах Владимиро-Суздальского княжества.

До сих пор остаётся загадкой, что заставило строителей Северо-Восточной Руси отказаться от обычного для построек Киевской Руси материала — широкого плоского кирпича и перейти к более сложному в обработке белому камню — известняку. Полагают, что первыми учителями для северян были строители из Галича. Юрий Долгорукий в 1150 г. выдал свою дочь Ольгу замуж за галицкого князя Ярослава Осмомысла. Примерно в эти же годы в Галиче был построен белокаменный Успенский собор. А несколько лет спустя (1152—1157) первый белокаменный храм — Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском — сооружается и во владениях Юрия Долгорукого.

Этот древний храм хорошо сохранился до нашего времени. Он сложен из аккуратных квадров белого известняка, который доставляли сюда водным путём из каменоломен возле городка Старица на Волге.

Стройный силуэт собора возвышался над теснившимися вокруг чёрными избами. Казалось, огромный лебедь опустился из заоблачной выси на древнюю вечевую площадь Переславля. Ещё миг — и он снова взлетит туда, где кружит, ожидая его, белоснежная стая…

Занятый борьбой на юге, Юрий Долгорукий не мог уделять много времени и сил владимиро-суздальскому зодчеству. Иное дело — Андрей Боголюбский. Желая уподобиться библейскому царю Соломону, он строил много и охотно, не жалея средств для пышного убранства своих сооружений. Меняется как внешний вид, так и сам дух архитектуры. На смену простым и суровым храмам Долгорукого приходят утончённые, изысканные церкви Боголюбского. Их фасады расцветают белокаменной резьбой. Здесь и волнами бегущие по стенам лёгкие арки, и стройные колонки с капителями в виде диковинных животных и птиц, и таинственные женские маски.

В источниках есть сведения, что Андрей приглашал зодчих «из немец». Действительно, многие элементы владимиро-суздальского зодчества находят параллели в романской архитектуре Италии и Германии.

Андрей Боголюбский начал строить ещё одну линию городских укреплений своей новой столицы — Владимира. Её ключевым элементом стали Золотые ворота (1158—1164). (В перестроенном виде они сохранились до наших дней.) Это была огромная каменная башня с аркой для проезда и стройной одноглавой церковью на вершине. По бокам к ней примыкали высокие земляные валы, по гребню которых стояли деревянные крепостные стены. Перед воротами был выкопан глубокий ров, заполненный водой. Попасть в город можно было только через узкий подвесной мост, который в случае опасности немедленно поднимался.

Золотые ворота имели не только оборонительное значение. Створки ворот были обиты позолоченной медью и сверкали на солнце. Глядя на них, каждый приезжий должен был подумать о том, в какой богатый и могущественный город он прибыл.

Своими многочисленными каменными постройками князь Андрей стремился представить Владимир как новую столицу Руси. В этом отношении его Золотые ворота не только достойно оформляли главный въезд в город, но и напоминали о Золотых воротах Царьграда и Киева.

Главным храмом Владимира стал построенный Андреем Боголюбским в 1158—1160 гг. собор Успения Божией Матери. (Он тоже дошёл до нас в сильно перестроенном виде.) Поставленный на самой кромке высокого берега Клязьмы, Успенский собор был виден издалека. Его фасады украшали фигуры из позолоченной меди и красочные фрески. В ясную погоду собор сверкал на солнце как гигантская золотая корона, усыпанная драгоценными камнями.

Настоящим городом выглядела загородная резиденция князя Андрея — Боголюбово. Здесь было несколько каменных зданий: двухэтажный княжеский дворец, придворный храм Рождества Богородицы, церковь Святого Леонтия Ростовского, высокие стены и величественные ворота, над которыми помещалась небольшая церковь во имя апостола Андрея Первозванного. Все эти сооружения были прекрасны не только снаружи, но и внутри. Так, дворцовая церковь имела сверкающие как зеркало полы из красной меди, расписанные под мрамор круглые колонны с позолоченными капителями, покрытые цветной глазурью керамические плитки, устилавшие полы на хорах, и множество драгоценной утвари. Гордясь творением, Андрей порою лично приводил в храм своих гостей и наслаждался их неподдельным восхищением красотой убранства.

В настоящее время от былого великолепия Боголюбова сохранился лишь один драгоценный фрагмент: двухъярусная белокаменная галерея, соединявшая дворец с собором, и лестничная башня, возле которой был убит заговорщиками князь Андрей.

Подобно музыке, архитектура обладает способностью рассеивать мрачные мысли, переплавлять их в светлую и тихую печаль. В этом ещё раз убеждаешься, когда, покинув Боголюбово, уходишь по просёлочной дороге через поле к одиноко стоящему на небольшой возвышенности стройному белокаменному храму. Это знаменитая церковь Покрова на Нерли, построенная по заказу Андрея Боголюбского около 1165 г. Историки искусства считают её высшим достижением всей владимиро-суздальской архитектурной школы.

Стремясь хотя бы отчасти достичь бессмертия, выдающиеся правители всех времён воздвигали в память о себе огромные сооружения. Не был исключением и Всеволод Большое Гнездо. По его распоряжению в 1185—1189 гг. осуществлялась грандиозная перестройка владимирского Успенского собора, в результате которой храм был сильно расширен и увенчан пятью главами вместо одной.

Другим памятником Всеволоду стал придворный Дмитриевский собор, сооружённый в 1194—1197 гг. Его отличает спокойная гармония архитектурных форм, а также многочисленные и разнообразные резные композиции на фасадах. Здесь и библейские персонажи, и христианские святые, и фантастические животные, и даже скульптурный портрет самого князя Всеволода с сыновьями.

Среди прочих построек Всеволода во Владимире следует упомянуть высокую белокаменную стену вокруг центра города (детинец), собор Рождественского монастыря (1192—1196) и собор Успенского Княгинина монастыря (1200—1202). К сожалению, все эти сооружения не сохранились до наших дней.

Старшие сыновья Всеволода Константин и Юрий не имели тех материальных возможностей, которыми располагал их отец. Однако и они любили игру в бессмертие. Константин построил несколько белокаменных храмов в Ростове и Ярославле. Юрий украсил церквами Нижний Новгород и Суздаль. Изо всех этих сооружений частично сохранился лишь собор Рождества Богородицы в Суздале (1222—1225).

Самый своеобразный и загадочный из владимиро-суздальских храмов — Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Этот город находится в 70 км к северо-западу от Владимира. Основанный ещё Юрием Долгоруким, он в начале XIII в. стал столицей небольшого княжества, где правил сын Всеволода Большое Гнездо Святослав. Незадолго до Батыева нашествия Святослав решил заменить обветшавший городской собор времён Юрия Долгорукого на новый. Зодчие возвели одноглавый четырёхстолпный храм во имя святого Георгия Победоносца. Несмотря на свои скромные размеры, собор поражал воображение. Его архитектурные формы в едином порыве устремлялись ввысь. Даже традиционные полукруглые закомары в своей верхней точке получили небольшое заострение («киль»), которое придало им сходство с пламенем свечи. Но самое главное новшество Георгиевского собора заключалось в отделке его фасадов. Лёгкая резьба по белому камню тонким кружевом покрывала могучее тело собора от фундамента и до самого верха. Подобно готическим соборам средневековой Европы, он словно растворялся в бесконечном многообразии своего декора, превращался в волшебную сказку.

Резные композиции завораживали наблюдателя своим таинственным ритмом. Одна тема плавно перетекала в другую, другая — в следующую, и так до бесконечности. Их главная идея — прославление Владимирской земли и её правителей. Конечно, здесь присутствует и благодарность небесным силам за их покровительство, молитвенное обращение к Богу и святым.

Строительство Георгиевского собора было закончено в 1234 г. А всего три года спустя на Северо-Восточную Русь обрушились полчища Батыя. Город Юрьев-Польской много раз горел и опустошался. Вероятно, во время одного из таких погромов собор рухнул. Его восстановлением занялся лишь великий князь Иван III. В 1471 г. он прислал в Юрьев лучшего московского строителя Василия Ермолина. Однако отстроить храм в прежнем виде и расположить белокаменные блоки с резьбой в прежнем порядке Ермолин уже не смог. В результате храм превратился в своего рода архитектурную головоломку, над решением которой трудились несколько поколений искусствоведов.

Святой Георгий. Рельеф Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. 1234 г.

Пятницкая церковь в Чернигове. Выдающиеся памятники архитектуры создавались в эту пору не только в Северо-Восточной Руси. В первые годы XIII столетия на главной торговой площади древнего Чернигова была возведена уникальная по своему объёмно-пространственному решению Пятницкая церковь. (Святая Параскева Пятница считалась покровительницей торговли. Пятница — традиционный базарный день в Древней Руси.)

Пятницкая церковь — первый известный нам древнерусский «башнеобразный» храм. Радикально переработав традиционный византийский тип крестово-купольного храма, неизвестный зодчий (возможно, это был знаменитый киевский мастер Пётр Милонег) создал здание, все конструктивные и декоративные элементы которого проникнуты стремительным движением ввысь.

Пятницкая церковь в Чернигове. XII—XIII вв. Реконструкция П. Д. Барановского.

Церковь Пятницы на Торгу. Новгород. Реконструкция Г. М. Штендера.

Высоко поднятый мощный барабан, окружённый тремя ярусами стрельчатых арок и увенчанный плоским куполом, усиливает сходство церкви с огромной горящей свечой. Возможно, что в «пламенеющем» взлёте архитектурных форм черниговской Пятницкой церкви сказалось воздействие ранней готики. На это указывает и связь Пятницкой церкви с городским торгом. Ведь именно купцы, известные своими дальними странствиями, лучше других были осведомлены о последних достижениях европейских зодчих.

Новгородские «грибы». Архитектура Новгорода в XII в. совсем не похожа на владимирскую. Вместо тщательно обработанных сооружений из белого камня здесь строят небольшие храмы из грубо отёсанных плит местного серого известняка, чередующихся с рядами кирпичной кладки. В результате поверхность стены выглядит неровной, слегка округлой, а сам храм становится чем-то похожим на гигантский белый гриб.

Такие постройки соответствовали вкусам и возможностям новгородских бояр. Стремясь расширить круг своих заказчиков, зодчие ищут способы дальнейшего удешевления храмов. Они уменьшают размеры апсид и сокращают их количество, опускают углы основного четверика.

Смелый поиск новых архитектурных форм на рубеже XII— XIII вв. увлёк и новгородских зодчих. Здесь в 1207 г. на средства местных «заморских» (торговавших «за морем» — в Швеции, Дании и немецких городах Прибалтики) купцов была построена частично сохранившаяся до наших дней Пятницкая церковь на Торгу. Это стройный башнеобразный храм, многими своими чертами напоминающий Пятницкую церковь в Чернигове.

Церковь Святого Пантелеймона в Галиче. В окрестностях современного города Галича на высоком холме над Днестром стоит белокаменная церковь Святого Пантелеймона. Построенная около 1200 г., она сохранилась в сильно изуродованном виде. Ещё в XIV столетии православный храм был переделан под католический костёл. Исчезли древние своды и глава, растёсаны узкие окна, изменилась наружная отделка. Последующие века с пожарами, войнами и «реставрациями» продолжили эту разрушительную работу. Однако и сейчас на апсидах храма можно увидеть поясок декоративных арок, а на порталах — тончайшую резьбу по белому камню. Глядя на эти чудом уцелевшие детали, вспоминается такая же изысканная отделка владимиро-суздальских храмов, в создании которых, вероятно, участвовали мастера из Галича.

Чёрные доски. Блестящая культура Руси первого столетия феодальной раздробленности оставила после себя не только яркие литературные произведения и прекрасные храмы, но и выдающиеся образцы живописи — иконы и фрески.

В Древней Руси не только образ святого, но и сама доска, на которой он был написан, рассматривались как священный предмет. Поэтому даже старые, изъеденные червями и почерневшие от времени иконы никогда не уничтожали и не выбрасывали на свалку. Обычно их «поновляли»: укрепляли деревянными вставками-шпонками, покрывали новой живописью поверх старой, одевали в металлические оклады. Человек, который просил святого через его икону о помощи, всегда помнил об этом. Если дело решалось удачно, он благодарил святого, украшая икону с его изображением драгоценными камнями, золотыми подвесками или иными дарами.

Иконы прятали от врагов, с риском для жизни выносили из охваченных пламенем зданий. Особенно берегли наиболее почитаемые, чудотворные иконы. Некоторые древние иконы имеют богатую и драматическую «биографию»: их перевозили из города в город, дарили и похищали, обращались с ними как с военными трофеями.

Несколько иначе сложилась историческая судьба монументальной живописи — стенописей. Конечно, хорошая штукатурка куда более прочный материал, чем использовавшееся для икон мягкое липовое дерево. Однако в некоторых ситуациях фрески оказывались даже более уязвимыми, чем иконы. В силу самой своей природы они, во-первых, не имели шансов на спасение в случае сильного пожара в храме, во-вторых, их обычно полностью сбивали со стен при подготовке к новой росписи, в-третьих, они были обречены на гибель, если по какой-то причине погибал сам храм.

Покровительница Древней Руси. Живопись Владимиро-Суздальской Руси была тесно связана с традициями византийского искусства. Эту связь обнаруживает уже знаменитая икона Богоматерь Владимирская. Согласно древнему преданию, её привёз из Константинополя в дар Юрию Долгорукому один киевский купец. Впрочем, многие историки не верят легенде и считают, что икона была подарком Юрию от византийских духовных и светских властей за его почтительность по отношению к Константинополю.

Неизвестный художник сумел соединить в иконе небесное величие сакральных образов с трепетной нежностью матери, ласкающей младенца. Владимирская Богоматерь завораживает своей утончённой красотой. Не случайно именно эту икону взял с собой на северо-восток и сделал покровительницей Северо-Восточной Руси тонкий ценитель всякого рода церковной красоты князь Андрей Боголюбский.

Небесные лики. Замечательным образцом владимирской монументальной живописи являлись росписи Дмитриевского собора, выполненные около 1195 г. От всего их былого великолепия сохранилась лишь самая малая часть — фрагменты композиции «Страшный суд». Однако и эти выцветшие от времени фрагменты стоят многого. Необычайно выразительны лица сидящих на престолах апостолов. Каждому из них художник сумел придать индивидуальные черты. А выше, над апостолами, прекрасными небесными видениями витают ангелы…

Полагают, что в росписях Дмитриевского собора главную роль играл константинопольский мастер. Но вместе с ним работали и владимирские художники.

Среди примерно полутора десятков первоклассных икон второй половины XII — начала XIII в. отметим икону архангела Гавриила, более известную как «Ангел Златые власы». Крупнейший знаток древнерусского искусства В. Н. Лазарев считал, что «это одно из прекраснейших произведений древнерусской живописи… работа выдающегося мастера… который целиком проникся духом византийской эстетики».

Апостол Матфей. Фреска Дмитриевского собора во Владимире. XII в.

Пышные, тяжёлые волосы, украшенные множеством золотых нитей, обрамляют прекрасный лик Гавриила. В огромных, полных печали и сострадания глазах небесного вестника — надежда на спасение, на новую жизнь в краю, где «несть ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».

Царственного величия исполнен образ сидящего на троне святого Дмитрия Солунского — небесного покровителя Всеволода Большое Гнездо. Полагают, что в облике святого воина неизвестный художник изобразил самого Всеволода — сильнейшего из русских князей, «самовластца», в жилах которого текла кровь византийских императоров.

Но не только во Владимиро-Суздальском княжестве знали толк в хорошей живописи. В Новгороде в самом конце XII в. была расписана церковь Спаса на Нередице. Эти уникальные росписи сохранялись до Великой Отечественной войны, когда церковь была разрушена прямым попаданием артиллерийского снаряда. Сейчас о достоинствах погибшей росписи можно судить лишь по фотографиям и рисункам. Считается, что эти фрески выполняли новгородские мастера, во многом подражавшие грекам.

В нижнем течении Волхова расположена древняя новгородская крепость Старая Ладога. Здесь среди потемневших стен высится Георгиевская церковь, в которой сохранились росписи конца XII в. Самая известная их композиция — «Чудо Георгия о змие». Образ Георгия Победоносца — героического всадника в красном плаще на белом коне — исполнен необычайного изящества и благородства.

1. Как сказался на развитии культуры распад Киевской Руси? Дополните свою характеристику феодальной раздробленности как прогрессивного явления в истории общества (см. задание 2 к § 6—7).

2. Сравните культуру Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского княжеств и Новгородской земли по плану: а) особенности летописания; б) особенности архитектуры; в) особенности живописи. Объясните, с чем связаны эти особенности. 3. Продолжите перечень «первых» явлений культуры в нашей истории (см. задание 4 к § 4). 4*. Подготовьте выступление на одну из тем: «Загадки и уроки «Слова о полку Игореве», «Загадки и уроки «Слова Даниила Заточника», «Загадки Георгиевского собора в Юрьеве-Польском» (используйте знания, полученные на уроках литературы и мировой художественной культуры). Как вы думаете, почему культура Древней Руси полна загадок для наших современников? 5*. Прочитайте отрывки из древнерусских изборников и летописей. Укажите современные изречения, имеющие тот же смысл. Какие человеческие качества ценили на Руси?

Копая яму под ближним своим, въпадеться в ню.

Луче малое имание с правдою, нежели многое богатство без правды.

Достойна верна друга язва, нежели лобзание врага.

Коньная хытрость на рати знается, а друг верен у беды.

Всем угодити люто есть.

Иже хощет над инем княжити, да учится первие сам собою владети.

Люто есть и горко, аще злии над добрыми владеють и несмыслении над умными.

Луче есть на своей земле костью лечи, нежле на чюже славну быти.

Документы и материалы

СЛОВО О ПОГИБЕЛИ РУССКОЙ ЗЕМЛИ

О светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская и многими красотами преисполненная: озёрами многими, реками и источниками, месточестными горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, садами обильными, домами церковными и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты наполнена, земля Русская, о, правоверная вера христианская!

Отсюда до венгров и до поляков, и до чехов, от чехов до ятвягов и от ятвягов до литвы, от немцев до корел, от корел до Устюга, где были тоймичи язычники, и за дышучее море (Ледовитый океан), от моря до болгар (камских), от болгар до буртас, от буртас до черемис, от черемис до мордвы, то всё покорено было Богом христианскому языку, языческие страны, великому князю Всеволоду, отцу его Юрью, князю киевскому, деду его Владимиру Мономаху, которым половцы детей своих пугали в колыбели. А литва из болота на свет не вылезала, а венгры укрепляли каменные города и железными воротами, чтобы на них великий Владимир не наехал, а немцы радовались, будучи далече за синим морем. Буртасы, черемисы, вяда и мордва бортничали на великого князя Владимира, и Кир Мануил Царегородский опасался и великие дары посылал к нему, чтобы под ним великий князь Владимир Царяграда не взял.

А в эти дни болезнь христианам от великого Ярослава и до Владимира, и до нынешнего Ярослава, и до брата его Юрья, князя владимирского.

1. Определите, когда княжили и чем прославились упомянутые автором «Слова…» князья. Предположите, почему именно о них вспоминает автор. 2. Как вы думаете, каковы были цели автора источника? С какими чувствами создавал он своё произведение? Какие чувства возникли у вас после чтения?

Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье.
На странице обсуждения должны быть пояснения.
На странице обсуждения должны быть подробности.

Изборник. 1073

Исторический музей, Москва

Изображения на Викискладе

«Изборники» 1073 и 1076 годов — одна из самых древних сохранившихся (наряду с «Остромировым евангелием» и «Новгородским кодексом») древнерусских рукописных книг. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками, одним из которых был Иоанн-дьяк, имя второго неизвестно. Изборник 1073 г. найден в 1817 г. в Новоиерусалимском монастыре экспедицией К. Ф. Калайдовича и П. М. Строева, хранится в Государственном историческом музее (Синодальное собрание, № 1043).

1073

Оригиналом для первого «Изборника» послужил сборник, переведённый в конце IX — начале X века с греческого языка на болгарский для болгарского царя Симеона I. Изборник состоит из «философских статей» Немесия, Максима Исповедника и Феодора Раифского. Также в тексте упомянут Василий Великий. Темы отрывков посвящены человеку, его бессмертию, проблеме соотношения сущего (суштие), природы (естьства) и лица (собьства). Отличие сущего от природы заключается в том, что лишь последнее есть библейское понятие. Также излагается аристотелево учение о 10 категориях («оглаголаниихъ»):

В экспозиции ГИМа

1076

Второй «Изборник», кроме отрывков из сочинений византийских отцов церкви, содержит в себе переведённые с греческого отрывки из житийной литературы, из библейских книг, сборников изречений, «Поучения» диакона Агапита и т. п. Несколько статей этого сборника — славянского происхождения. Очевидно, он был составлен на Руси на основе материала великокняжеской библиотеки.

Изборник призывает человека к чистоте помыслов, совестливости, сочувствию, умеренности, к добрым делам (кротости, милостыни), а также непричастности к таким грехам, как хула, клевета, зависть, татьба, любодейство, пьянство, объедение. Во взглядах на природу человека особое место занимает воля, душа, сердце и разум сердца.

Примечания

Литература

Ссылки

Изборник Святослава в Викицитатнике

Изборник Святослава на Викискладе

  • Изборник великого князя Святослава Ярославовича 1073 года. — Петербург, 1880.
  • Из Изборника 1073 года (Подготовка текста, перевод и комментарии Г. М. Прохорова)
  • Из Изборника 1076 года (Подготовка текста, перевод и комментарии В. В. Колесова)

Это заготовка статьи о Киевской Руси. Вы можете помочь проекту, дополнив её.
Это заготовка статьи о средневековой литературе. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Словари и энциклопедии

Слово состоит из 8 букв: первая и, вторая з, третья б, четвёртая о, пятая р, шестая н, седьмая и, последняя к,

Слово изборник английскими буквами(транслитом) — izbornik

  • Буква и встречается 2 раза. Слова с 2 буквами и
  • Буква з встречается 1 раз. Слова с 1 буквой з
  • Буква б встречается 1 раз. Слова с 1 буквой б
  • Буква о встречается 1 раз. Слова с 1 буквой о
  • Буква р встречается 1 раз. Слова с 1 буквой р
  • Буква н встречается 1 раз. Слова с 1 буквой н
  • Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к

Значения слова изборник. Что такое изборник?

Изборники

Изборники («Соборники» или сборники) — обширный отдел древнерусской литературы, чаще всего переводный, но тем не менее чрезвычайно типичный. На И. особенно наглядно обнаруживается господствующая черта нашей старой письменности: ее компилятивность…

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — 1890-1907

ИЗБОРНИК 1073 г

Изборник 1073 г. – древнейший из дошедших до нас древнерусский сборник, переписанный с болгарского оригинала. Открывающая Изборник похвала содержит имя заказчика – им называется «великый в князих княз Святослав».

Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987-1989

Изборник 1076 г. (в научной литературе он именуется также Сборник Святослава, Сборник 1076 г.) – одна из древнейших древнерусских рукописных книг. На л. 275 об.–276 имеется запись, из которой следует, что сборник написан Иоанном в 1076 г.

Словарь книжников и книжности Древней Руси. — Л., 1987-1989

ИЗБОРНИК 1073 г. ИЗБОРНИК 1073 г. — древнейший памятник древнерусской литературы, являющийся списком с болгарского оригинала. Дает суммарное изложение основ христианских представлений о бытии и одновременно является обширной сводкой сведений из…

Философская энциклопедия

Изборник Святослава

«Изборники» 1073 и 1076 годов — третья по древности (после «Остромирова евангелия» и «Новгородского кодекса») древнерусская рукописная книга. Изборники были составлены для великого князя Святослава Ярославича двумя переписчиками…

ru.wikipedia.org

Изборники Святослава

ИЗБОРНИКИ СВЯТОСЛАВА — сборники разнообразных по характеру статей, составленных в 1073 и 1076, древнейшие памятники рус. письменности. И. С. 1073 — рус. список с болг. оригинала, выполненный для князя Святослава Ярославича (1027-1076)…

Советская историческая энциклопедия. — 1973-1982

Изборники Святослава 1073 и 1076, древнейшие сборники Киевской Руси, наиболее ранние памятники дошедшей до нас древнерусской письменности. Первый изборник был составлен в 9 в.

БСЭ. — 1969—1978

Изборник Святослава 1073

ИЗБО́РНИК СВЯТОСЛА́ВА 1073 — вторая по древности (после Остромирова Евангелия 1056—57) дошедшая до нас датированная др.-рус. (и вообще славянская) рукописная книга.

Гуманитарный словарь. — 2002

Русский язык

Избо́рник, -а.

Орфографический словарь. — 2004

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *