Как бороться с детскими страхами?

Дети до трёх лет активно познают мир. Сталкиваясь с какими-то новыми явлениями, ребёнок может испытывать волнение и тревогу. О том, как справляться с детскими страхами, порталу Littleone рассказала психолог, семейный консультант и ведущая тренингов по детско-родительским отношениям Мария Карасёва.

1. Не нужно заставлять ребёнка делать то, чего он боится

Многих детей пугает то, чего они не знают. Например, ребёнок может испугаться незнакомого человека. Может напугать какое-то существо или неизвестная вещь в доме. Часто такие страхи родители считают иррациональными. Так оно и есть, но пока воображение ребёнка рисует перед ним страшные картинки, не надо пытаться познакомить его с тем объектом, который вызывает страх. Бесполезно объяснять детям, что ничего угрожающего в новой вещи нет. Такой подход может вытеснить страх на бессознательный уровень. Тогда он останется с ребёнком на всю жизнь.

2. Не бойтесь признавать страх ребёнка

Скажите: «Я вижу, ты испугался, но я смогу защитить тебя». Если ребёнок уже разговаривает, отведите его в безопасное место и расспросите о том, что его напугало. Не нужно подталкивать ребёнка к преодолению страха.

3. Показывайте ребёнку, что всегда защитите его

Дети часто боятся незнакомых людей. Например, бородатый мужчина может показаться ребёнку страшным великаном, который хочет его съесть. Часто родители сами провоцирую возникновение такого вида страха у детей. Например, вы идете с ребёнком по улице, он плачет. Мимо проходящий человек говорит: «Кто у нас тут такой капризный, сейчас заберу тебя с собой». Ребёнок начинает подсознательно бояться. В такой ситуации нужно прижать детей к себе и сказать, что вы их никому не отдадите.

4. Не высмеивайте страх

Не смейтесь над страхами ребёнка и не называйте это «застенчивостью». Если незнакомые люди будут говорить «Кто тут у нас такой бука?», когда дети прячутся за вами. Не подыгрывайте. Скажите, что ваш ребёнок не любит, когда его трогают незнакомые люди или что-то ему предлагают. Таким образом вы покажете, что готовы поддержать детей и помочь им.

5. Не пытайтесь преодолеть страх ребёнка уговорами и уловками

Не нужно обманывать детей, чтобы помочь им справиться со страхом. Пытайтесь найти способ преодолеть страх другим путем. Например, ребёнок боится попадания воды в глаза. Закройте ему глаза при мытье головы. Скажите: «Я знаю, что тебе страшно, что вода попадет на лицо, давай попробуем закрыть глаза полотенцем». Важно делать все аккуратно и постоянно интересоваться самочувствием ребенка. Можно спрашивать: «Всё нормально? Когда я так делаю тебе приятно или неприятно?».

6. Придумайте игру

Объяснять ребёнку, что его страх беспочвенен, бессмысленно. Лучше придумайте игру для детей. Например, ребёнок боится душа. Возьмите тазик с водой и поиграйте вместе. Покажите, как льется вода из ковшика в тазик. Пусть ребёнок привыкнет к этим объектам и поиграет с ними.

7. Не ставьте в пример других детей

Не нужно постоянно говорить ребёнку, что его сверстники уже ничего не боятся. Если ваши дети боятся воды, не нужно ставить им постоянно в пример приятелей, которые уже научились плавать. Это порождает ещё больший страх.

8. Рассказывайте о своих страхах

Вы ведь тоже боялись чего-то. Не стесняйтесь рассказывать ребёнку об этом. Например, ваши дети боятся темноты. Посидите с ними подольше перед сном, скажите, что всегда сможете их защитить. Расскажите, что вам помогает преодолевать ваши страхи. Например, можете поделиться с ребёнком своими фантазиями. Расскажите, что, когда вам страшно, вы представляете волшебного рыцаря, который вас защищает.

Многие дети боятся спать одни. Мы уже писали о том, как помочь ребёнку преодолеть ночные страхи. Прежде всего нужно создать у детей позитивный образ ночи.

Детьми мы все чего-то боялись. Остаться одному, темноты, зубных врачей, пиявок и красных рук, вылезающих по ночам из-под кровати. Взрослея, приобретаем букет совершенно других страхов — одиночества, болезней, безденежья, безработицы. Забываются и красные глаза с антресолей, и тени в полутемном пустом коридоре. Даже к стоматологам заглядываем, хотя и с напряженной струной внутри себя. Но забыты ли детские страхи?

Вопреки разуму

Страх — скорее подарок природы, чем наказание. Это тот инструмент, который помог нашим далеким предкам выжить в дикой природе. Именно страх заставлял их быть внимательными, собранными и аккуратными. Здоровый, мобилизующий, он сигнализирует: «Осторожно! Опасно!» Этот страх контролируем. При необходимости его можно преодолеть с помощью разума, воли или эмоций. В экстремальной или просто незнакомой ситуации мы себе говорим: «Соберись, тряпка!» — и действуем так, как подсказывает опыт и голос рассудка.
Между тем, согласно исследованиям Кэролла Изарда, проведенным в 1971 году, страх — именно та эмоция, которую люди меньше всего хотели бы переживать. Тем не менее страх сопровождает нас всю жизнь и лежит в основе гораздо более сложного и социально обусловленного чувства тревоги, которая, помимо страха, базируется еще и на чувстве вины, стыда и целом калейдоскопе других эмоций.
Помимо мобилизующего, есть еще страх парализующий. Его порождает более сложный спектр эмоций, чем просто боязнь за собственную жизнь. Он социальнее по своей природе, и именно он, в силу своей сложности, чаще всего приводит к образованию фобий — бесконтрольного, немотивированного страха. Это может быть боязнь грозы, темноты или красных резиновых сапог.
Проявления страха — беспокойство, сердцебиение, испарина и дикий выброс адреналина — нередко возникают даже в отсутствие самого стимула: достаточно лишь о нем подумать. Большинство современных психологических школ выводят фобические страхи из детства. Если для того, чтобы заполучить фобию в зрелом возрасте, необходимо пережить действительно жесткий стресс, то в младенчестве, когда ребенок открыт всему, приобрести такой «подарок» довольно просто. Причем фобия может развиться в отношении даже самого безобидного явления или существа. Не обязательно это кто-то действительно страшный, как Баба-яга. Это доказал американский психолог Беррес Скиннер, поставив в начале прошлого века эксперимент по искусственному воспитанию фобии. Восьмимесячному ребенку показывали кролика и одновременно роняли металлический поднос вне поля его зрения. Если до опыта зверь вызывал у малыша живой интерес, то после него — только слезы и истерику. Кролик стал для младенца символом дискомфорта и страха. Надо отдать должное экспериментатору: он не только привил испытуемому фобию, но и впоследствии излечил ее.
Страхи, идущие из детства, — это память об опасности, реальной или, в большинстве случаев, мнимой или воображаемой. Многие из них базируются на ошибочной интерпретации событий и в таком же иррациональном виде сопровождают нас всю жизнь. Во многом здесь есть вина взрослых, постоянно ставящих на пути между ребенком и миром сложную систему запретов и правил. «Разве нормальный ребенок не заинтересован в познании мира посредством проб и ошибок, следуя своему любопытству, — пишет в своей книге «Открытие бытия» американский психолог Ролло Мэй. — И если вы будете чинить ему препятствия в удовлетворении этих потребностей, получите только травматическую реакцию». Он подчеркивает: любопытство к миру в определенном возрасте является гораздо более важной потребностью, чем желание безопасности, во многом переоцененное психологами.
Детский страх может закрепиться и перерасти в фобию «благодаря» действиям родителей, которые не умеют или не хотят разделить чувства ребенка. Они убеждают его, что ничего страшного не происходит, могут злиться, ругать малыша или действовать от противного — сунуть в руку паука или столкнуть с надувного матраса, чтобы научить плавать. Подобные поступки, как правило, и приводят к формированию фобии. «Иногда родители транслируют ребенку собственные страхи: например, переходя улицу и ведя за руку малыша, мать при виде машин, которых она опасается, может инстинктивно сжать его ладонь — и это тоже может повлиять на возникновение страха», — комментирует аналитический психолог Жанна Сергеева.

Что вырастает из детских страхов

Детских страхов, способных в том или ином качестве проявиться у взрослых, — великое множество. Самые распространенные причины появления этих страхов — результаты запугивания (разумеется, с педагогическими целями), нервозность и тревожность взрослых при общении с ребенком, большое количество запретов, сильный испуг, шоковые состояния, конфликтные ситуации в семье, длительные переживания или психические потрясения и т. д. Из такого ассортимента с возрастом произрастает самый непредсказуемый букет.
Степень влияния иррациональных детских страхов на поведение взрослого человека велика. Зачастую они неудобны, сопровождаются смешными ритуалами, заставляют испытывать чувство стыда, и преодолеть их самостоятельно не удается. Самый нелепый вариант — это настоящая «реинкарнация» детских боязней. Днем, среди толпы, мы все солидные зрелые люди. Но стоит оказаться в одиночестве в лесу, ночью в деревне или в пустом городе — как в нас просыпается Ребенок. И мы начинаем бояться привидений, духов, малейшего скрипа, теней, игры света, вороха одежды на стуле, темноты. Далеко не все способны преодолеть этот ужас. Наедине с мирозданием в человеке просыпаются гораздо более древние, отпечатанные на генетическом уровне ощущения — физическое понимание своего масштаба перед лицом вселенной и ощущение беззащитности перед силами природы. Спадает привычная завеса социальной защищенности.
Привидения и монстры часто возникают в детских фантазиях, если в семье существуют проблемы — чья-то болезнь, смерть, о которой ребенку не сказали, угроза развода. Дети словно сгущают витающую в воздухе тревогу, материализуют ее в привидение. И чем ближе монстр к кровати малыша, тем более серьезные переживания он испытывает. Но во взрослом возрасте это привидение, от которого ребенок задыхался, может трансформироваться в клаустрофобию, и тогда, например, человек передвигается по городу на такси или наземном общественном транспорте, потому что в метро ему становится плохо.

Убить дракона

«Детский след» прослеживается и в попытке защититься от иррациональных страхов столь же иррациональным поведением. Из триллера в триллер кочует сюжет, когда жертва убегает по ночной улице от преследователя в свете уличных фонарей, как модель по подиуму, хотя здравый смысл подсказывает держаться более темных участков, где ты менее виден и где легче спрятаться. Однако мрак пугает сильнее, чем конкретный человек с ножом, — мало ли кто там еще прячется.
Точно так же появляется система маленьких ритуалов, призванных охранить и оберечь. И в случае их нарушения мы испытываем внутренний дискомфорт. Логика этих действий посторонним людям непонятна, потому подобного рода нейтрализация страхов может вносить вполне ощутимые неудобства в обыденную жизнь.
Жанна Сергеева рассказывает о прецеденте лечения детского страха: «Родители разрешили сыну защищаться от Бабы-яги, которой он боялся. Малыш спал с игрушечным мечом, а на подоконнике выстроил армию роботов и солдатиков. Когда страх ослаб, мальчик начал рисовать Бабу-ягу, разговаривать о ней, и родители поддерживали его в этом: любую фобию надо не отрицать или стараться задавить, а общаться с ней и понимать ее происхождение. Так вскоре ребенок перестал бояться». Но если у детей ритуальные действия вполне понятны и логичны, то у взрослого такие методы явно вступают в конфликт и с жизненным опытом, и со здравым смыслом.
В зависимости от серьезности, психологической конституции человека и конкретной жизненной ситуации, затаившиеся детские страхи могут вызывать целую гамму проявлений — от милых чудачеств до тяжелых расстройств психики. Что же нам делать со всеми этими «скелетами в шкафу»? Во‑первых, психологи рекомендуют воспитывать в себе Взрослого — ту часть личности, которая отвечает за самостоятельность, ответственность, аналитическое восприятие действительности, принятие и реализацию волевых решений.
Любой иррациональный страх связан с Внутренним Ребенком. И практически все направления психологии работают с детскими фобиями, помогая поднять их со дна памяти и заново переосознать уже в рамках имеющегося жизненного опыта, постепенно принять своих «монстров».
ТЕКСТ: Денис Грачев

В рамках проекта ТЫНЕОДИН! психологи кузбасского регионального центра «Здоровье и развитие личности» рассказали, как помочь ребёнку справиться со страхами. Позвонив по номеру 8-800-250-7212, можно получить консультацию специалиста, записаться на видео занятие или пройти целый видеокурс.

В режиме самоизоляции непросто даже взрослым, а особенно негативно этот период может сказаться на детях. Страх — это внутреннее состояние, сигнал организма, который предупреждает о реальной или мнимой опасности. При этом мы реагируем как на реальную, так и на мнимую опасность абсолютно одинаково.

Дети, в отличие от взрослых, особенно восприимчивы и ранимы. У детей от 1 года до 3 лет часты ночные страхи. В 3–5 лет обостряются страхи одиночества, темноты и замкнутого пространства. От 5 лет до 7 лет ведущим становится страх смерти. В возрасте 7–11 лет дети больше всего боятся быть не теми, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят.

Очень многое в том, что касается страхов, зависит от отношений в семье и воспитания. Ребёнок может перенимать страхи у родителей и сверстников, приобретать новые, если в семье постоянно случаются конфликты, или если детям часто что-то не разрешают и изолируют от друзей.

Итак, как взрослый может помочь ребенку справиться со страхом?

Страх — это естественная эмоция человека, и она помогает нам выжить. Понимание того, что мир опасен, бережет ребенка от рискованных действий. Но иногда страх становится настолько сильным, что мешает радоваться жизни и познавать мир. Почему это случается, какие страхи встречаются чаще всего и как помочь малышу с ними справиться?

Страх — очень непростой биологический механизм. Животные специально пугают своих детенышей, чтобы тренировать в них способность реагировать на опасность. Аналогичная ситуация с человеком, для которого «бояться» — тоже в первую очередь физиологическая потребность. Впрочем, часто инстинкт самосохранения очень мешает, а ужасная черная-черная тень чаще всего никакой не грабитель или монстр, а просто ужасная черная-черная тень (она же стул или, например, диван).

Нинни, главная героиня «Лавки кошмаров», к своим страхам относится… с большим любопытством. Ей очень нужна работа: велосипед хочется, а денег едва хватает на мороженое. Однако, как говорит мороженщица с радужными волосами Ирма Купидалл, только какой-нибудь «чудак» возьмет на работу девятилетнюю. Таким «чудаком» оказывается Страннодед, владелец Лавки Кошмаров, где чудачеств достаточно: здесь работает славное привидение Перчик, продаются глазные яблоки ящериц в коробочках, обитают пауки с ядовитыми челюстями. Но это вовсе не так страшно, как кажется, ведь иногда кукла вуду — это просто…


Светлана Филяева, психолог, арт-терапевт, книжный блогер Природа детских страхов может быть совершенно разной. Появление некоторых страхов ожидаемо в определенном возрасте и является частью взросления, усложнения отношений с миром. К таким ожидаемым страхам можно отнести, например, страх темноты или сказочных существ у дошкольников. Страх темноты мы наследуем от наших далеких предков — это сохраняющий жизнь код поведения, предупреждение о возможной опасности, сигнал «Будь осторожен!». Другие страхи — это эмоциональный отклик ребенка на травматическую ситуацию, испуг, о котором он не умеет или не может рассказать взрослому. Дети имеют разную степень стрессоустойчивости: то, что для одного ребенка просто неприятное событие, для другого — серьезное эмоциональное испытание. К таким страхам можно отнести страх быть брошенным, страх воды, тревогу перед знакомством с новыми людьми, посещением новых мест, страх закрытых пространств или страх остаться дома одному.

Детский страх — недетская проблема

Взрослые не всегда воспринимают детский страх всерьез. Распространенная реакция на боязнь малыша — сказать, что ничего страшного на самом деле не случилось. «Там никого нет», — говорим мы ребенку, если он боится зайти в темную комнату. Или: «Ты же мужчина, ты не должен бояться темноты!».

К сожалению, доводы рассудка мало помогают в борьбе с эмоциями. Подобными фразами мы не побеждаем страх, а лишь показываем ребенку, что его чувства не важны, не правильны и не имеют значения. Соавтор книги — «Эмоциональный интеллект ребенка» — Джон Готтман считает, что таким образом мы лишь загоняем негативную эмоцию вглубь психики малыша, где она усиливается и растет. Как же бороться со страхами?

Страх темноты

Темнота для ребенка — нечто неизвестное и пугающее. Богатая детская фантазия мгновенно населяет темное помещение монстрами и чудовищами. Ребенок становится тревожным, капризничает, не может уснуть. Родители должны помочь ему справиться с этой ситуацией.

Темнота 537 ₽ 707 Ласло боится темноты, которая живет с ним в одном доме, но однажды темнота приглашает его к себе в гости. Лемони Сникет, один из известнейших современных детских авторов («Тридцать три несчастья» и др.), показывает детям, что нужно решиться на исследование, чтобы понять темноту. Благодаря Джону Классену, мастеру современной детской иллюстрации, книга получилась еще и очень стильной.

Если малышу спокойнее с заженным ночником, то оставляйте его включенным в комнате. Расскажите, что в детстве вы тоже боялись оставаться в темной комнате — пусть ребенок знает, что вы понимаете его чувства. Обнимите малыша перед сном и почитайте «сонную» книгу. Например, книга «Темнота» поможет показать малышу, что в темноте нет ничего страшного, обсудить его страхи, успокоить и мягко подготовить ко сну.

Чтение книг — отличный способ помочь ребенку принять новые эмоции, не дать развиться и закрепиться страху. Чтобы глубже проработать проблему, старайтесь сделать чтение интерактивным. Например, почитав «Я не боюсь темноты», можно выключить свет на минутку-две и вместе с ребенком посмотреть, какие есть в комнате тени или силуэты, как знакомые вещи выглядят при свете и в темноте. В следующий раз можно увеличить временной интервал и продолжить игру. Можно нарисовать то, что вы увидели в темноте — шкаф, одежду, игрушки. Предложите другим членам семьи викторину — угадать, что изображено.

Обратитесь к интересным фактам о темноте. Почитайте про животных, ведущих ночной образ жизни: как они видят в темноте, как общаются, строят дома. Замечательная книга для дошкольников, к которой я часто обращаюсь, — «Удивительное путешествие в мир животных».

Покажите, что темнота может быть интересной — устройте небольшой театр теней. Можно вырезать фигурки самим и придумать с ребенком сюжет, а можно обратиться к книге «Ночная сказка» — это готовый театр теней с вырезанными силуэтами людей, животных, зданий.

Страх воды

Страх воды возникает у детей довольно часто. Иногда он проявляется в нежелании мыться в ванной или душе, иногда — в протестах против купания в реке, озере, море.

Причинами такого страха могут быть банальные неприятные ощущения во время контакта с водой — например, щипучий шампунь или мыло, опыт купания в слишком холодной или горячей воде, попадание воды в уши или нос. Иногда причины лежат глубже: может быть, ребенок ассоциирует воду с какими-то негативными событиями своей жизни или копирует страх близких, если они слишком волнуются, когда он купается.

Несмотря на то, что я работаю инструктором грудничкового плавания, у моего старшего сына до 1,5 лет был страх большой воды. Мы жили на острове Бали, но Матвей ни в какую не хотел идти в море. В то время как другие дети радостно плескались на руках родителей, мой с удовольствием лепил куличики на берегу.

Причин этому могло быть несколько:
1) Ребенок получил травматичный опыт. В один из первых дней путешествия Матвей неудачно нырнул, в нос попала соленая вода. Он заплакал, не сразу смог откашляться. И это противное ощущение соли в носу. Знакомо?
2) Прохладная вода, резкий неприятный контраст.
3) Наше состояние. Что мы чувствовали, когда брали на руки и несли к морю? Было ли нам самим комфортно? Не ежились ли мы от холода? Не были ли напряжены от ожидания плача? Дети считывают, что мы чувствуем!
4) Море — это большое незнакомое пространство без границ. Развитие ребенка раннего возраста направлено (в числе прочего) на установление границ, как в поведении, так и в окружающем пространстве.
Матвей перестал бояться моря тогда, когда я полностью отпустила ситуацию. Я сместила фокус, больше не «кормила» его страх и свои неоправданные ожидания. Перестала переживать на тему «сапожник без сапог» и сравнивать своего ребенка с другими, плавающими, детьми. Я просто наслаждалась. Желание пойти в море пришло к Матвею очень быстро. В один день он просто побежал за мной как хвостик и протянул ручки: «Мама, возьми меня с собой»!

Если малыш боится воды, не торопитесь его окунать. Плавайте сами, радуйтесь солнцу. Дайте малышу лейку, ведерко. Пусть он осмотрится, привыкнет к новому месту. Дети запрограммированы на развитие: не пройдет и часа, как ребенок захочет подойти поближе к воде. В этот момент не мешайте и не кричите: «Не ходи туда! Упадешь!». Просто будьте рядом и контролируйте процесс.

Еще до поездки на море почитайте сказки и рассказы о воде. Например, рассказ «Мыться, мыться, ум-ца-ца» из книги «Паша и папа» описывает, как маленький Паша перестал бояться мыть голову и стал настоящим рыцарем. Предложите малышу тоже поиграть в эту игру.

Страх чужих людей

Тревога при появлении чужих людей — нормальная реакция малыша, который начал изучать окружающий мир. В разумных дозах этот страх полезен: он гарантирует, что малыш не уйдет с незнакомцем, не будет убегать от родителей. Но иногда боязнь посторонних становится проблемой.

Саша Чарикова, мама и блогерУ младшей дочери, сейчас ей год и девять, сформировалась боязнь людей определенного вида: женщин в возрасте с короткими темными волосами и в очках. И все это из-за того, что они похожи на нашего педиатра. А Катя очень не любит все эти «манипуляции»: раздеться, открыть рот и дать себя послушать фонендоскопом. Как видит похожих людей, прячется у меня в ногах и начинает жаловаться.

Все бы ничего, если бы ее бабушка, с которой она видится примерно раз в месяц, не была такого же типажа. В итоге первую часть наших семейных встреч дочь «привыкает» заново, опасается, не подходит. Но чуть позже уже легко общается с бабушкой, играет и показывает свои сокровища из детской.
Катя растет, лучше запоминает родственников, и страх постепенно проходит. Чтобы ускорить процесс, мы каждый раз снова проговариваем: кто пришел, что будем делать, что будет веселого и интересного.

Если ваш малыш тоже пугается незнакомцев, поговорите с ним о том, что его беспокоит. Перед встречей с посторонними — например, с врачом или новой няней — обсудите это накануне, спросите ребенка о его чувствах, постарайтесь развеять опасения, продумайте «план спасения» — что может сделать малыш, чтобы ему было не так страшно (взять с собой любимую игрушку, взять вас за руку, спрятаться в своей комнате).

Не ругайте малыша за страх и стеснение. Покажите, что вы понимаете и разделяете его чувства. Если ребенок, например, потерялся в большом универмаге, не упрекайте его за то, что он далеко убежал. Лучше скажите: «Ты, наверное, испугался, мне тоже было страшно. Иди сюда, чтобы я могла держать тебя за руку».

Страх ошибки, неудачи

Апатия, нежелание пробовать что-то новое, отсутствие интереса к любым занятиям, неуверенность в себе — так может проявляться страх неудачи. Иногда, чтобы не браться за какое-то дело, малыш может отвлекать внимание родителей плохим поведением, капризами. Другой вариант проявления страха — откладывание на потом, фраза «доделаю завтра».

Занимаясь с ребенком, не указывайте ему на ошибки, лучше подчеркивайте то, что получилось хорошо. Не требуйте идеального выполнения заданий с первого раза. Чаще хвалите ребенка, отмечайте то, что у него получается хорошо. Поиграйте в игру: перед сном расскажите друг другу о трех своих успехах за день.

Предоставляйте ребенку выбор: что надеть, как играть, куда пойти во время прогулки, чем заняться — это укрепит самооценку и поможет принимать самостоятельные решения. Больше занимайтесь творчеством. Не навязывайте своих решений и не помогайте, если ребенок не просит об этом. Вместо этого скажите, например: «Иногда очень сложно завязать длинные шнурки». Тогда, даже если ребенок все же попросит вас о помощи, он будет знать, что вы понимаете, что он испытывает.

Сказкотерапия против страха

Играя с ребенком, вы можете выявить его страхи и поработать с ними. Прислушивайтесь к тому, что говорит и делает малыш. Возможно, он фантазирует о том, что обладает какой-то суперсилой, наделяет злодеев теми качествами, которые его пугают, проигрывает одни и те же ситуации. Все это — звоночки о том, что его беспокоит. Пока страх невелик, справиться с ним легко. Светлана ФиляеваЯ использую в работе с детскими страхами книги, сказки, включение игры и рисуночных творческих техник.
Чем хороши эти техники? Во-первых, мы читаем и говорим про страх, не молчим, и страх становится меньше. Во-вторых, поступки героя расширяют поведенческий репертуар ребенка. В-третьих, ситуация в книге, которая похожа на собственную, дает детям ощущение разделенности эмоций: «оказывается, и у других такое бывает».

Подбирая книгу, обратите внимание на название и сюжет. В нем должна быть тема, которая волнует сейчас ребенка, ситуация, метафора и, что очень важно — решение, которое придумывает главный герой.

Если время идет, а малышу по-прежнему сложно справиться со своими эмоциями, лучше обратиться к специалисту. Тревожные признаки таковы:

— ребенок отказывается говорить о своем страхе или говорит о нем постоянно;
— появились трудности с засыпанием или избегание каких-то ситуаций;
— изменилось поведение — частые слезы, тревога, агрессия, повторяющиеся слова или действия;
— в жизни ребенка и семьи в последнее время были перемены: переезд, смена школы или детского сада, конфликты родителей, болезнь.

Игровая терапия, арт-терапия и сказкотерапия позволяют мягко помочь ребенку избавиться от напряжения, научиться справляться с новыми ситуациями и победить страх.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *