Как бороться с равнодушием?

В последнее время равнодушие — привычное слово. Мы часто слышим о нем по телевидению, по радио. Оно витает в воздухе на улице. Все его боятся, а сталкиваясь с ним, не узнают.

Потому что равнодушие — это не здоровенный дядька с окровавленным топором в руках и не шахидка-смертница со взрывчаткой на поясе, а маленький серый человечек, который сидит в уголочке и читает тихонько газету в то время, пока орудуют дядька с шахидкой. Он сидит и надеется, что его не заметят, ждет, что придет добрый милиционер и всех арестует, что все обойдется и без него, а он зря только встанет… У него всегда найдется логичное объяснение своему бездействию. В конце концов, он ничего не делал… такого.

Но так ли это на самом деле? Что чувствует человек, испытавший на себе равнодушие? Оно методично убивает все живое в человеке, все чувства, в том числе и надежду. При этом оно как бы и ни при чем. На то оно и равнодушие. Никакой ответственности. Никакого сожаления. Да и винить его не в чем, оно ведь ничего не сделало. Как удобно…, как мелко…

Говорят, равнодушие передается по наследству. Равнодушие сродни трусости и подлости. Оно никогда не отзовется на чужую боль. Просто не услышит.

Реклама

Равнодушие — это безразличие, черствость и несостоятельность человеческой души. Как правило, равнодушные люди не признают себя таковыми, более того, некоторые из них совершенно серьезно считают себя романтиками. Смешно… По определению, романтика — это чувства и эмоции, возвышающие человека, она «характеризуется изображением сильных страстей». Если говорить проще, то романтика — это истинная любовь, преданная дружба… Так что равнодушие и романтика несовместимы.

Я бы скорее отнесла равнодушных, наоборот, к прагматикам. Но и это сложно. Потому что они — никакие, ни то ни сё, ни рыба ни мясо, пресные и безвкусные. Иногда начитанные. И даже довольно эмоционально могут пересказывать то, что прочитали или услышали. Но очень скоро начинаешь понимать, что в этих высказываниях содержится мало личного отношения, и теряешь интерес.

Равнодушие всегда маскируется. Маскируется под всевозможные человеческие чувства. Оно обманывает. И само верит в свой обман. И потому его не сразу можно распознать. И тем оно опасно. Обман и разочарование причиняют боль.

Равнодушные люди — полулюди, недочеловеки, стоящие на более низкой ступени человеческой эволюции. И по сути своей, это страшные люди, потому что у них отсутствуют все чувства, кроме голода, холода и удобства. Равнодушие, как таковое, жестоко. Оно уничтожает любовь, убивает веру в людей.

Реклама

Бруно Ясенский (1901−1938), замечательный польский и русский писатель, расстрелянный в тридцать восьмом году, в своем романе «Заговор равнодушных» написал очень правильные слова:

«Не бойся друзей своих — в худшем случае они могут предать тебя, не бойся врагов своих — в худшем случае они могут убить тебя, бойся равнодушных — только с их молчаливого согласия происходят на Земле предательства и убийства».

Не менее красноречиво высказался на этот счет А. П. Чехов:

«Равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть».

Однако все вышесказанное — лирика, эмоции. Кто-то, возможно, воспримет это на свой счет и возмутится, что уже неплохо. А если проанализирует, то совсем хорошо.

Потому что у нашей медали есть и обратная сторона. И на той стороне равнодушие уже не кажется таким пороком. Равнодушие может быть проявлением, так называемой, алекситимии — состояния хоть и не заразного, но довольно навязчивого и неполезного.

Люди, страдающие алекситимией, не способны понять и разобраться в собственных чувствах и переживаниях, и поэтому, как следствие, им чужды эмоции других людей. Им чуждо сострадание, чуждо сопереживание и чужда жалость. Им не хватает интуиции и воображения. Личность таких людей, цитируя психологию, «характеризуется примитивностью жизненной направленности, инфантильностью и, что особенно существенно, недостаточностью функции рефлексии».

Реклама

Для справки. Рефлексия — это обращение к своему внутреннему миру, к своему опыту, возможность осмыслить свои собственные действия и их мотивацию, способность понять, что чувствуешь и почему чувствуешь.

Далее термин алекситимии уточняется:

«Совокупность перечисленных качеств приводит к чрезмерному прагматизму, невозможности целостного представления собственной жизни, дефициту творческого отношения к ней, а также трудностям и конфликтам в межличностных отношениях».

Вам это ничего не напоминает?

Происхождение алекситимии бывает разное. Это явление может носить врожденный характер. Как, например, устойчивое качество личности человека. А может иметь приобретенный, т. е. временный, характер. Примером может служить посттравматическая реакция, состояние вследствие пережитого стресса, длительной депрессии, как защитная реакция организма на агрессию внешнего мира.

Одной из причин может выступать недостаток тепла, ласки, участия в воспитании личности с раннего детства. По статистике, большинство равнодушных людей в детстве недополучило материнской любви и внимания. Зачастую родители, вместо того чтобы расспросить ребенка о том, что он чувствует и переживает, не только не обращают внимания на это (другими словами, остаются равнодушными), но и учат ребенка скрывать свои чувства. Вот так просто у здорового ребенка может развиться алекситимия, которая лишит его впоследствии многих человеческих радостей, в том числе радости любить и быть любимым.

Безусловно, я упомянула не все симптомы и проявления алекситимии, тем более что тяжесть ее может быть различной. Кто-то видит в ней болезнь, психическое расстройство, кто-то — определенный психологический склад личности человека. Но цель данной статьи — не алекситимия, как таковая, а суть человеческого равнодушия…

В связи с этим хочу заметить, что не каждый равнодушный человек поражен алекситимией. Многие равнодушные люди просто притворяются таковыми или являются людьми душевно-ленивыми, которые прекрасно осознают ситуацию, бережно относятся к собственным чувствам, но стараются лишний раз не расходовать силы на другого, даже близкого, человека. И это уже жестоко.

Проверить наличие истинного равнодушия, или алекситимии, помогает Торонтская алекситимическая шкала (TAS) — специальный тест, состоящий из 26 пунктов. Кто заинтересовался, легко найдет его в сети.

Что касается лечения равнодушия, то тут ничего утешительного. Ученые в один голос утверждают, что равнодушие не лечится. Правда, некоторые оптимисты советуют применять сочувствие.

И в этой связи нельзя не признать, что равнодушие достойно жалости, потому что равнодушным людям недоступны краски жизни. Они не способны переживать и не способны радоваться. Они не способны любить. И поэтому их тоже никто не любит. Они обречены на одиночество. Это пустоцвет. У них нет крыльев…

А им это, впрочем, все равно…

Теги: равнодушие, душевное здоровье, человек, эмоции, психологические проблемы, чувства, общение, безразличие, алекситимия

Жила на свете ёлочка одна —
Постой, читатель мой, не убегай так сразу,
В начальной строчке суть как будто не видна,
Попробуй всё ж осмыслить эту фразу.
Она жила, действительно жила,
А не была, росла или стояла,
В своём дворе красавицей слыла
И, говорили, душу исцеляла.
Свежа, нежна, пушиста и стройна —
Она не оставляла равнодушным,
Одаривала радостью сполна,
Казалась всем поистине радушной.
Всегда хотелось рядом постоять,
Сказать ей ласковое слово, улыбнуться,
Перемахнуть ограду, чтобы взять
И просто осторожно прикоснуться.
Она с цветами в палисаднике жила
Среди кустов жасмина и сирени,
Зелёными руками приняла
Всех, кто желал её волшебной тени.
Жильцы подъезда чудо берегли,
Под каждый Новый год принаряжали,
Спасали от вандалов, как могли,
Ухаживали, летом поливали.
А ёлочка росла себе росла,
Три этажа перемахнуть успела,
Немало счастья людям принесла,
От них же уберечься не сумела.
Так много лет жилось ей без забот
За окнами квартир большого дома,
Нет, друг мой, ни при чём здесь Новый год —
Её спилили властью управдома.
История, конечно, не нова,
Немного по-другому повернулась,
Но стоит дочитать её сперва —
Быть может, и тебя она коснулась.
Один жилец на первом этаже
Состряпал жалобу на ёлочку втихую —
Мол, закрывает свет давно уже,
Так дальше жить не может ни в какую.
В его большой квартире три окна
На сторону восточную выходят,
И солнцем два озарены сполна,
Свет лишь в одно неполностью проходит.
Светильник прикрутил бы там, где тень, —
Не та проблема, чтобы волноваться,
Зато какое наслажденье — каждый день
Чудесною природой любоваться.
Ему, соседям с верхних этажей
Она немного солнце закрывала,
Но не хотел никто расстаться с ней,
Об этом даже мысль не возникала.
А ёлочка была так хороша,
Как будто знала, жить чуть-чуть осталось,
И на прощанье, ветками шурша,
С друзьями и прохожими шепталась.
И собрала все силы, что смогла,
Перед врагом стояла неприступной —
Достойной жизнь у деревца была,
Что даже людям не всегда доступно.
Всё ж выпросив у власти разрешенье,
Какими правдами? — да бог ему судья,
Спилил красавицу сосед без сожаленья
И рад, что не висит над ним статья.
Обделал дельце быстро, на рассвете,
Стараясь сразу замести следы, —
Теперь никто за это не в ответе,
Ничто не предвещало той беды.
Не знали люди, не успели, не сумели
Соседа злого за руку схватить,
Тогда б ни он, ни власти не посмели
Такое чудо с места своротить.
От боли в сердце хочется кричать,
Когда проходишь место преступленья,
И бесполезно кулаком стучать,
Уляжется не скоро потрясенье.
И слёзы смахивают с глаз украдкой
Те, кто за годы породнился с ней,
Хотя жизнь ёлочки и оказалась краткой,
Но на душе от ярких встреч светлей.
Каким же надо быть бездушным кирпичом —
Людей лишить заслуженного счастья,
Бесчувственному пню всё нипочём,
В чужой беде не примет он участье.
Так и живёт, браня на все лады
Тех, кто его стыдит и проклинает,
Таким, как он, раскаянья чужды,
Он боль души не знал и не познает.
Законов нет на этих упырей,
Бездушие клеймить у нас зазорно,
И если только станет мир добрей,
Они поймут — так поступать позорно.
И если ты живёшь, добро творя,
Всегда природу защищаешь страстно,
Расскажешь это, варварство коря, —
То ёлочка погибла не напрасно.
(Автор Татьяна Попова)

Ни для кого не секрет, что мы живем в индифферентном мире. Зачастую, мировоззрение современного человека сводится к фразе «моя хата с краю».

В свое время замечательный драматург и писатель Антон Павлович Чехов сказал, что «равнодушие – это паралич души и преждевременная смерть». Как видно, проблема человеческого равнодушия не нова – во все времена люди были подвержены пагубному влиянию этого явления.

На страницах Нового Завета, в Евангелии от Луки, мы читаем об ужасной казни – распятии Иисуса Христа.

«И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! Прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий. И стоял народ, и смотрел».
Евангелие От Луки 23:33-35 (а)

После страшных пыток, плевков, бичевания Сын Божий прибит ко кресту. А что же люди? Лука очень точно подметил реакцию народа на происходящее: «и стоял народ, и смотрел». Все дело в том, что толпа зевак времен Христа была одержима одним из ужасных пороков человечества – всеобщим равнодушием.

Равнодушие…Что это за явление? Равнодушие – это отсутствие внимания людей друг к другу, это состояние человека, при котором он не проявляет ни малейшего интереса к происходящему. Синонимами к слову «равнодушие» являются апатия, безразличие, чёрствость, безучастность, индифферентность, пассивность, бездушие.

Кто не слышал таких поговорок как: «Наше дело – сторона», «После нас хоть потоп», » Я не море, меня не волнует», «Ни во что я не вникаю, тяжела мне роль такая», «Своя рубашка ближе к телу»? И даже заменив слово «равнодушие» более мягким выражением «нейтральное отношение», мы не изменим самой его сути – равнодушие всегда останется равнодушием.

Редакция известной газеты «Комсомольская правда» после распада Советского союза и расформирования комсомола, решила поменять название своей газеты. В связи с этим был проведен опрос населения о целесообразности такого предложения. В результате – всего лишь 2 % респондентов высказалось за необходимость замены названия газеты, 2% озвучили противоположное мнение, но 96 % опрашиваемых просто заявили, что им все равно.

На сегодняшний день людей, живущих равнодушно, с внутренней пустотой и бездушием, огромное множество. Им нет никакого дела до того, что их окружает. Поэт современности Александр Гаврюшкин в своем произведении «Пустота», задался интересным вопросом:

Человеку страшна пустота?
Да, страшна, ведь никто не поможет:
Если жизнь его явно не та,
По-другому её он не сложит.

Только хуже всего пустота,
Когда пусто в душе человека.
Не поселится там теплота!
Это бич двадцать первого века.

Словно зомби, бредут по Земле
Эти люди с пустыми глазами.
В их бездушности кроются все
Наши беды и плач со слезами…

Мрачная картина нашего общества вызывает боль в душе. Но куда нестерпимо больнее сталкиваться с проблемой равнодушия в христианской среде!

Первое – это равнодушие к ближним. Следуя христианской терминологии, верующие называют друг друга братьями и сестрами, но если присмотреться к взаимоотношениям людей в церкви, то порой родственными их уж точно не назовешь.

В Библии мы читаем: «Не о себе только каждый заботься» (Фил. 2:4). Как часто мы слышим в свой адрес такие вопросы: в чем ты нуждаешься? чем я могу тебе помочь? А мы сами часто ли задаем такие вопросы другим? Обращаем ли внимание на нужды других? Следуем ли мы примеру Иисуса Христа, образом жизни Которого была помощь людям, испытывающим различные трудности?

В послании Иакова 4:7 написано: «Кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».

Бездействие, когда существует возможность реальной помощи и поддержки – это не то, чему учил Христос. Быть безучастными к нуждам других, знать о проблемах ближних и не реагировать на них – грех. К сожалению, многих последователей Христа больше интересует собственное благополучие, чем души возлюбленных Богом людей.

Стоять в стороне, пассивно наблюдая за жизнью братьев и сестер – грех! Священное Писание настойчиво призывает: «В нуждах святых принимайте участие» Рим. 12:13. Кто такие эти святые? Ангелы!? Нет! Это наши братья и сестры в церкви. Пусть Бог поможет нам замечать из нужды и проявлять посильное участие в решении проблем наших ближних!

Вторая область равнодушия – это равнодушие к Богу и Его слову. С того момента, как Иисус Христос страдал на Голгофском кресте, а народ безучастно стоял и смотрел, мало что изменилось. Сегодня люди так же реагируют на Сына Творца Вселенной.

Недавно я разговаривал с человеком, категорично настроенным против Бога, церкви и христианства и был поражен греховной извращенности человеческого ума. На мое утверждение: что «Христос умер за тебя», он мне ответил: «а я не просил Его умирать за меня», и, вдобавок ко всему, он заявил: «тем, кто ненавидит Бога, смерть Христа ничего не дает».

С присущей мне любовью и терпением, я ответил: «Во-первых, смерть Христа всем дает право выбора между жизнью и смертью, между раем и адом, между Богом и дьяволом. Не зависимо от изначального отношения человека к Богу, через смерть Иисуса Христа, спасение стало возможным каждому. Во-вторых, даже если ты и не просил умирать Христа за тебя, всей своей жизнью, всем своим поведением, ты просто «вынудил» Бога отдать Своего Единственного Сына».

Божья любовь отдала самое лучше, что было на небе, за самое худшее, что было на земле. Разве великий подвиг Иисуса Христа, Его страдания, Его смерть, не побуждают нас трудится для Него, посвятив Ему свою жизнь без остатка?

Господь желает, чтобы мы как христиане имели четкую позицию и в вопросах веры, и в жизненно важных вопросах. Жизнь по принципу «какая разница?» не приемлема для дитя Божьего. Бог не терпит половинчатости. Пусть наше следование за Господом будет очевидным для других!

Отвечая на вопрос учеников о признаках последнего времени, Иисус Христос очень емко подметил: «… по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь». (Матф. 24: 12). Охлаждение любви и есть человеческое равнодушие. Но все же в словах пророка Даниила о последнем времени видна надежда для людей верующих. Он констатирует тот факт, что «…люди, чтущие своего Бога, усилятся и будут действовать» (Дан. 11:32).

Мое пожелание тебе, дорогой читатель, не бездействуй, а проявляй инициативу в служении Господу! Пусть время, о котором писал пророк Даниил, станет реальным в жизни современных христиан! Пусть мы будем именно теми людьми, которые чтят своего Бога, усиливаются и действуют, потому что безучастная жизнь, жизнь равнодушия – это трагедия души и преждевременная смерть!

История первая

2002 или 2003 год, мы приехали в Н-ск навестить родителей. Пошли гулять с мужем по родному городу.

Во дворе мужчина нес мальчика лет шести. Хотя, на самом деле, здесь уместно будет какое-то другое слово. Он его не нес, он держал ребенка за руку и за ногу. Тот буквально висел вниз головой.

Мальчик кричал. Все это происходило часа в два дня, вокруг шли люди.

Я помню то ощущение.

С одной стороны, было понятно, что что-то не так и надо вмешаться. С другой, — страх напрасно обидеть человека своими подозрениями.

В конце концов мы решили, что в крайнем случае извинимся и просто выслушаем поток ругани от несправедливо обвиненного товарища.

— Простите, это ваш ребенок?

Один вопрос, и он швыряет мальчика на землю и убегает.

Обычный день, обычный педофил. И куча людей вокруг, которые предпочли не видеть и не слышать.

История вторая

Подруга возвращалась домой в метро. Четверо били одного. Били страшно, ногами по голове, по почкам. Мимо шли люди, аккуратно обтекая мычавшего человека в крови — час пик же. Мимо шли мужчины. Подруга вмешалась, разогнала матом (да, да, именно матом) дерущихся, вызвала скорую и милицию.

История третья

Когда объявили в розыск убийцу Щербакова, соседи Зейналова не позвонили в полицию, нет. Они предупредили подозреваемого: «Тебя там ищут».

К чему я рассказала эти три истории? Да просто. Мы должны понимать, что какие-то вещи происходят только с нашего молчаливого согласия. С неучастия. С закрытых глаз. И чтобы что-то изменилось вокруг нас, надо попытаться сначала изменить себя. Банальность? Да. Но только именно так оно и работает.

ЧИТАЙТЕ И ДРУГИЕ КОЛОНКИ АВТОРА О формировании каких ориентиров можно говорить, когда мир вокруг наших детей двуличен? Наш колумнист Ольга Туханина — о том, что нравственные ценности не вписываются в циничное общество, которое их пропагандирует «Во всем этом виновата исключительно пропаганда» Наш колумнист Ольга Туханина — о том, почему россияне питают «неприязнь ко всем демократическим соседям» (читайте далее)

ЧИТАЙТЕ И ДРУГИЕ КОЛОНКИ АВТОРА

О формировании каких ориентиров можно говорить, когда мир вокруг наших детей двуличен?

Наш колумнист Ольга Туханина — о том, что нравственные ценности не вписываются в циничное общество, которое их пропагандирует

«Во всем этом виновата исключительно пропаганда» Наш колумнист Ольга Туханина — о том, почему россияне питают «неприязнь ко всем демократическим соседям»

«Во всем этом виновата исключительно пропаганда»

Наш колумнист Ольга Туханина — о том, почему россияне питают «неприязнь ко всем демократическим соседям»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *