Как бороться с завистью православие?

Я часто завидую, ничего не могу с собой поделать. Как быть? Может, молитва есть специальная против зависти?

Зависть — один из самых страшных грехов. Через зависть грех вошел в мир: сатана в облике змия позавидовал Адаму и Еве и соблазнил их на преступление против Бога.

От зависти тяжело, даже практически невозможно, избавиться самостоятельно. Надо просить Господа, чтобы он помог вам. Победа над грехом может произойти только как результат соработничества человека и Бога.

Чтобы не завидовать, научитесь оправдывать другого человека. В любых его поступках. Что бы он ни имел, каким бы талантом он ни был бы наделен. Если вы сумеете вместе с ближним радоваться его успехам — значит вы излечились.

Зависть вообще является составляющей другого греха — гордыни. ГА гордыня побеждается только в коллективе. Ты учишься жить вместе с теми, кто лучше тебя, достойнее тебя. Надо не бояться это признавать.

Что читать, когда мучит зависть? Священное Писание. В такие моменты надо взять карандаш и все, что касается зависти, подчеркивать или выписывать. Поставьте себе такую цель. Когда вы таким образом заново прочтете Новый Завет, грех отступит.

Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru

21. dets. 2018 — Корни зависти и злости берут свое начало с детства kommenteerimine on välja lülitatud

Психолог-консультант Тойво Нийберг объясняет в «Учительской газете» школьникам, их родителям и педагогам, почему жители нашей страны и не только пытаются иногда утопить друг друга в чайной ложке, хотя знают, что это невозможно.

Самая жестокая ложь часто говорится молча.
Роберт Льюис Стивенсон

Впервые человек сталкивается с завистью между третьим и пятым годом жизни. Это время, когда у нас предостаточно личных вещей (игрушек, одежды и пр.) и когда мы узнаём о «собственности» других детей. Малыши завидуют материальным благам, которых у них нет.

Ребёнок не испытывает ненависти к другу, у которого имеется это желанное «нечто». Несмотря на это, он тоже хочет это получить. «Мама, почему у меня нет такой куклы?», – спрашивает трёхлетка. Именно от реакции родителей на подобные вопросы будет зависеть дальнейшее отношение детей к тому, что им не принадлежит.

Каким-то странным образом в таких случаях мамы тоже начинают испытывать зависть: «У соседского мальчика шикарная куртка, игрушки у него тоже интереснее». Так взрослые транслируют ребёнку определённый набор чувств, и тот с радостью впитывает его в себя.

В процессе воспитания ребёнка родители, сами того не понимая, культивируют в детях чувство зависти. В качестве мотивирующего примера они приводят такие фразы: «Посмотри, какая Лиза прилежная ученица! А ты?». Подобные образчики вызывают в ребёнке конкретные эмоции. Он понимает, что его сравнивают с более успешным «конкурентом», и в нём просыпается чувство зависти.

Ещё один вариант: «Если поступишь в музыкальную школу, то все будут тебе завидовать». Ребёнок понимает это так, что быть объектом такого чувства – т.е. зависти – почётно.

Механизм возникновения зависти

О том, что спутниками зависти являются соперничество и ненависть, родители поначалу и не подозревают. В конце концов, если дома принято говорить, что у соседа и трава зеленее (родители в присутствии ребёнка говорят о том, что у соседа машина подороже, дом побольше, раз в год он отдыхает под пальмами, а его дети учатся в частной школе – причём, деньги на всё это он, конечно же, стырил!), то ребёнок вырастает в плену стереотипов, которые диктует ему то самое чувство зависти.

Однако будьте всегда готовы к вопросу со стороны своего чада: «По каким таким сусекам тебе удалось поскрести, чтобы купить дом и машину при твоей-то зарплате и приработках, скудность которых ты постоянно подчёркиваешь?».

Зависть может быть культивирована даже в безбедной семье, в которой с утра до вечера родители подчёркивают при детях свой особый статус, принадлежность к привилегированному сословию, наличие имущества, наследства или образования, своё превосходство и т.д. Как же грустно ребёнку осознавать, что Юку, с которым родители не позволяли ему играть и общаться, не говоря уже о приглашении его в гости, стал самым умным и ценным в классе, прилежнее его самого, хотя он и носит одежду из секонд-хенда. Отомстить ему, что ли?!

С одной стороны, состоятельному человеку проще реализовывать свои желания. С другой же, в деньгах зачастую видят корень всех зол – они якобы в состоянии удовлетворить лишь узкий спектр потребностей человека, а также наличию или отсутствию денег могут сопутствовать различные проблемы, деньги могут стать причиной трений между людьми.

К людям, помешанным на деньгах, как правило, относятся отрицательно. По этой причине многие из них предпочитают скрывать свою алчность, однако именно от детей тяжело что-либо утаить. Несмотря на это, неопровержимым фактом является то, что деньги существенным образом влияют на удовлетворённость людьми своей жизнью.

Когда нам кажется, что в нашем обществе обходят вниманием тех, кто этого заслуживает – они, скорее, скрываются от повышенного к себе внимания как от чего-то негативного –, а на экране мелькают одни и те же пустобрехи, то кто создаёт в нас этот образ? СМИ? СМИ фиксируют негативное представление о нашем обществе, но его корни лежат гораздо глубже. Один из таких корней – это зависть по отношению к более могущественным по сравнению с вами людям.

Ещё одним источником зависти является завышенное самомнение – если я сам не хочу быть могущественнее всех, то мог бы восхищаться теми, кто талантливее меня, но в душе заноза, не могу.

Семья и дом

Есть дети, которые не умеют играть в домашние игры. Они либо живут в неполной семье, либо их родители посвящают дому слишком мало времени. Одной из причин может быть пребывание детей под влиянием виртуального мира. Выходом из ситуации могут стать домашние игры с участием отца, матери и большого количества детей, когда всех объединяет какое-то совместное занятие, выполняемое с любовью и полной отдачей.

Понимание того, что семья важнее всего, приходит к ребёнку ещё в дошкольном возрасте. Без крепких семейных устоев ребёнку будет тяжело устоять перед искушениями подросткового возраста. Путём воспитания ценностей ещё в дошкольном возрасте вполне реалистично оздоровить наше общество к тому моменту, когда эти дети станут взрослыми.

Поняв хотя бы на уровне ценностей, насколько важен дом и что на него надо тратить время и силы, станет возможным повышение роли семейных ценностей в обществе. Фундамент системы ценностей ребёнка закладывается ещё до школы.

Ценности и взгляд внутрь себя

Люди, работающие с проблемными подростками, согласятся с утверждением, что подобные тинейджеры неправильно воспринимают ценности и плохо умеют смотреть на себя со стороны. Они видят проблемы только в других, а не в себе.

Предотвратить возникновение подобной ситуации можно ещё в дошкольном возрасте путём проведения бесед и игр на тему ценностей. Сначала ребёнок должен понять, каковы эти элементарные ценности, и только после этого его можно будет научить заглядывать внутрь себя.

Пытался ли я быть добрым, порядочным, дружелюбным, готовым прийти на помощь и т.д.? Нравятся ли мне эти качества в других людях? Что я буду делать, когда однажды всё пойдёт наперекосяк? Задавая ребёнку подобные вопросы в игровой форме, он научится оценивать себя объективно.

Ребёнок поймёт ценность эмоций, уловит смысл той или иной ценности. С помощью игр он постепенно научится эмпатии. В дальнейшем мы, взрослые, сможем объяснить детям, почему кто-то ведёт себя плохо и что все допускают ошибки.

Важно умение прощать и просить прощения. Продолжая играть, к ребёнку придёт понимание того, что иной раз нужно приложить немного усилий, чтобы в итоге стать лучше и счастливее. Некоторые дети задумываются, когда у них спрашивают, чувствуют ли они в душе тепло и радость, когда совершают добрые поступки. Со временем они меняются и приобретают умение заглядывать внутрь себя. Таким образом дети учатся постепенно познавать себя.

Перевёл Жан Прокошин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *