Как бороться со злом?

Социальные сети полны призывов к борьбе со злом.

Глобальная Сила Добра собирается в поход на кровожадного, беспощадного, злого диктатора Башара Асада, гражданские активисты в России ополчаются на коррумпированные власти.

Борцы со злом совершенно не считают сопутствующие потери

В комментариях неравнодушные граждане строго спрашивают, почему я не изъявляю негодования на тирана, который душит младенцев газом, и на воров, которые расхищают бюджет. Обычно это одни и те же граждане, так что отвечу всем сразу.

У меня есть причины не присоединяться к борцам со злом, и они достаточно простые. Я не хочу становиться на сторону большего зла против меньшего.

Я не знаю, насколько Асад виновен в злодеяниях, которые ему приписывают. Я знаю, что во время войны ни одна из сторон не ставит своей задачей сообщать публике всю правду и ничего кроме правды.

Мог ли Асад устроить химическую атаку именно в тот момент, когда его враги в этом отчаянно нуждались, когда война переломилась в его пользу и его противников могло спасти только энергичное внешнее вмешательство? Мог ли он устроить ее именно тогда, когда Трампу как раз надо отбиться от обвинений в том, что он русский шпион?

Ну…. Всякое, конечно, бывает на этом свете.

При этом хорошо известно, что у Глобальной Силы Добра есть заметная история подлогов и фальсификаций. А у западных медиа есть богатая история тиражирования этих подлогов.

Иракское оружие массового поражения, виагра, которую Каддафи якобы раздавал солдатам, чтобы они насиловали женщин, и т.д. Никто из политиков, которые публично лгали и погубили множество людей – в том числе в иракском случае, американцев и британцев – не сидит в тюрьме и даже не выброшен из политической карьеры.

Очевидно, подлог с целью обосновать вовлечение своей страны в войну не является в этой среде ни наказуемым, ни хотя бы порицаемым действием. Так что верить джентльменам на слово было бы поспешным. А возможности проверить у меня нет.

Но есть то, что я хорошо знаю – в случае падения режима Асада Сирия разделит участь ранее освобожденных Ирака и Ливии – то есть превратится в дикое поле, на котором различные банды вооруженных негодяев выясняют, кто из них легитимный правитель, попутно разнося вдребезги все, что еще не разнесли до этого.

Ура-ура, мы свергли злого диктатора, а вы что не ликуете? (фото: Ali Jarekji/Reuters)

Участь же религиозных меньшинств – сирийских христиан и алавитов – полностью предсказуема. Они подвергнутся геноциду, а реакция мирового сообщества будет точно такой же, как и на геноцид иракских христиан – то есть никакой. Об этом и некоторые американцы прямо пишут.

Мы же уже видели все это – и обвинения, связанные с химическим оружием, и силы Добра, свергающие злого диктатора, и то, что происходит потом – резня всех со всеми и геноцид тех, кто недостаточно быстро убежал. Поэтому я как-то не спешу встать в ряды сетевых борцов со злым диктатором.

И я точно так же не собираюсь делаться сторонником всякого, кто заявляет себя борцом с коррупцией.

По сходным причинам. Мы уже видели грандиозную антикоррупционную революцию на Украине, сопровождавшуюся огромным эмоциональном подъемом. По итогам этой революции коррупция значительно возросла, а уровень жизни большинства людей (и до того невысокий) сильно упал. Как такое могло случиться?

Наверняка социологи и экономисты напишут толстые книги с подробным рассмотрением причин. Но пока мы можем заметить, что так произошло в стране, из всех стран мира в наибольшей степени похожей на Россию.

Некоторые объяснения, впрочем, лежат на поверхности.

Как вору ничто не мешает кричать «держи вора», так и коррупционерам ничто не мешает выступать под лозунгами борьбы с коррупцией. Здравый смысл побуждает предположить, что в России аналогичная революция привела бы к аналогичным результатам. Тем более что люди, уже сейчас кричащие «держи коррупцинеров», производят несколько неоднозначное впечатление.

Навлекать на Россию бедствия, подобные украинским, было бы делом крайне дурным.

Конечно, борьба со злом – это привлекательный и недорогой способ поднять самооценку, почувствовать единство с другими людьми, придать смысл своей жизни. Всякий честный человек должен «бороться со злом», вот вам зло – боритесь.

Но тут возникает ряд серьезных проблем.

Первая, о чем я уже упомянул, – это проблема худшего зла.

Дело в том, что почти любое, и, во всяком случае, любое масштабное зло, приходит под лозунгом «борьбы со злом». Гитлер, так как не имел возможности бороться с Гитлером, боролся с другим большим злом – большевизмом.

Когда вас впрягают в «борьбу со злом», обычно стараются, чтобы вы не оглядывались, кто там на месте кучера. Потому что очень часто на борьбу против злодеев людей ведут еще худшие злодеи – и, «борясь со злом», люди только умножают его.

Впрочем, и недавний украинский пример тоже очень ярок – люди возмутились против общественных зол и язв, и в результате эти язвы стали еще хуже.

Всегда, пока мы живем не в раю, в обществе будет некое социальное зло – на последних выборах в США, я напомню, против обеих кандидатов выдвигались обвинения в коррупции. Всегда можно будет объявить крестовый поход детей против зла. Вопрос в том, кто его объявляет и каковы его цели.

В реальном мире, увы, мы вынуждены выбирать между меньшим и большим злом. В Российской империи или Веймарской республике было много социальных язв, коррупции, несправедливости, людям было на что огорчаться, а демагогам – что использовать. Дальнейшее известно. Очень часто за борцами со злом стоит гораздо худшее зло, чем то, с которым они борются.

Вторая проблема – это то, что борцы со злом совершенно не считают сопутствующие потери.

При злом диктаторе Саддаме Хусейне на территории Ирака жили 1,4 миллиона христиан, сейчас осталось около 275 тысяч. Страна потеряла более 80% своего христианского населения. Как к этому относятся борцы с тиранами? Их это радует, они счастливы и горды таким беспримерным достижением западной внешней политики?

Было бы несправедливо так говорить. Они этого просто не видят в упор. Как сказал архиепископ Мосула: «Запад больше заботится о лягушках, чем о нас».

Те же люди не увидят в упор и истребления сирийских христиан. Вырежут сирийских христиан, не вырежут – главное, победить зло в лице злого диктатора.

Собственно, принципиальные расхождения, которые у меня есть с борцами со злом, я смог четко сформулировать еще после свержения и убийства Каддафи.

Я читал, как веселится и ликует весь народ, оказавшийся на правильной стороне истории – и по-английски, и по-русски одно сплошное «вау», ура-ура, злому диктатору пришел конец, мы победили злого диктатора, а вы что не ликуете? Вам нравился злой диктатор Каддафи? Да нет, как-то не особенно. Диктатор как диктатор, все лидеры свободного мира с ним в свое время отличненько рукопожимались. Человек был в курсе профессиональных рисков.

Но в моей картине мира есть еще и обычные люди, которых угораздило там жить – многие из них умерли в процессе победы сил добра лютыми смертями, а жизнь выживших сильно ухудшилась.

А в картине мира тех, кто кричит «вау», этих людей просто нет. Пустое место. Они совершенно не принимаются в расчет. Злого диктатора свергли? Свергли. Чего ж вам еще? Пойте и пляшите и поздравляйте человечество с этой прекрасной победой.

Как сказал в свое время старина Маккейн: «Мы верим, что сегодня народ в Ливии стал примером для подражания для живущих в Тегеране и Дамаске, возможно, даже в Пекине и Москве».

Было бы несправедливо считать Маккейна садистом, которого вдохновляют зверства и мерзости гражданской войны. Просто для соответствующего типа борцов за все хорошее жертвы среди мирных аполитичных обывателей – это пустое место. Их как будто вовсе нет. То есть они, конечно, появятся на экране, если это нужно будет в пропагандистских целях – но как люди, интересы которых надо принимать в расчет, они не существуют.

Люди, которые рвутся свергать наш «коррумпированный режим», отлично догадываются, что они как минимум при самом невероятно хорошем сценарии подвергают угрозе достаток и безопасность мирных обывателей. Но их это не беспокоит. Ни в малейшей степени. Пример Украины их не пугает – просто потому, что их вообще не пугают народные бедствия.

Я не раз и не два читал тот довод, что, мол, партизаны и подпольщики нередко ставили под удар невинных гражданских лиц – но что же делать, война с Гитлером. Поскольку «коррумпированный режим» есть несомненный Гитлер, индульгенция на причинение любых бед и страданий населению заранее выписана.

И вот мое принципиальное расхождение с борцами в том, что для них обычные люди, мирные обыватели, которые должны как-то кормить свои семьи, – пустое место. Их нет в их картине мира. А у меня в картине мира они есть.

Для людей, которые «борются со злом», их борьба оправдывает все – и поддержку намного худшего зла, и любые сопутствующие потери.

Это как в известном вопросе про то, можно ли бросить атомную бомбу на город, где живет злой диктатор и еще миллион человек народу.

Для борцов со злом приоритетом является уничтожение злого диктатора – а еще миллион случайных и невинных людей, которые умрут вместе с ним, идут в неизбежные отходы.

Для не-борцов приоритетом является жизнь и благополучие невинных людей. А если для этого придется смириться с тем, что мы живем не в раю, в этом мире бывают диктаторы и коррумпированные чиновники – что же, опыт показывает, что бросание в жернова исторического прогресса еще миллионов жертв ни к каким улучшениям не приводит. А совсем наоборот.

Поэтому я не становлюсь в ряды борцов со злом. Их и без меня хватает. К тому же, и мои близкие, и я сам для них тоже – пустое место.

Острая, как бритва, ирония и нарочитая непочтительность ко всему, что считается священным, делают Кристофера Хитченса, по словам одного журналиста, «способным помочиться в аквариум вашей бабушки». Так, в 2003 году, говоря с ватиканскими иерархами, Хитченс возражал против канонизации матери Терезы. Выступая недавно в нью-йоркской публичной библиотеке, он начал с комментария по поводу ее причисления к лику блаженных: «Старая сука добилась-таки своего». В начале 2007 года Хитченс выпустил атеистический манифест «Бог не велик», в котором от него досталось многим религиозным деятелям — от Любавического ребе до Мартина Лютера Кинга-младшего. Ганди предстает у него спорной фигурой, чье наследие «сомнительно и отнюдь не священно». Далай-ламу он изображает королем в изгнании, дарующим статус просветленных существ голливудским звездам. Христос для него — «довольно жесткий еврейский сектант», чьи высказывания варьируются от безобидных до аморальных. Учение Мухаммеда Хитченс считает мешаниной идей, которая и на религию-то с трудом тянет (глава, посвященная изложению этого провокационного взгляда на ислам, названа «Коран позаимствован из иудейских и христианских мифов»).

Эти захватывающие дух формулировки обеспечили книге шквал откликов и высокое место в списке бестселлеров «Нью-Йорк Таймс». Но под слоем святотатств кроется негодование более умеренного свойства. Хитченса не устраивает не столько бог как таковой, сколько мнение, будто человек не способен принимать этических решений без шпаргалки.

После выхода Вашей антиклерикальной книги Вы развернули настоящую атеистическую кампанию.

— Когда я ездил по Америке с туром, у меня всякий раз были дебаты с верующими. Но ни от кого из них, ни в печати, ни лично, я не слышал ни одного довода, который бы меня удивил, которого бы я не предвидел в полном объеме. В принципе, большую часть времени мои оппоненты говорили о том, что многое в моей книге верно. Иногда мне казалось, что месишь кулаками воздух. Мне хотелось бы услышать: «Извини, но тебе, приятель, прямая дорога в ад». Но такого не говорят. Их же слушает образованная публика. В глубине души, может быть, так думают, но молчат. И это начинает раздражать. Почему никто не встанет и не скажет: «Да, две тысячи лет назад палестинская девственница зачала от Святого Духа, и это доказывает истинность учения Христа. А потом он умер за наши грехи. И если вы этого не признаете, вы упускаете шанс попасть на небеса и удваиваете свои шансы отправиться в преисподнюю»?

Может быть, дело в том, что Вы опровергаете не столько веру в бога, сколько разоблачаете организованную религию.

— Ну, я думаю, мы с разумной степенью определенности можем утверждать, что бога нет, поскольку все гипотезы его существования либо лопнули, либо были отброшены. И у нас есть более убедительные объяснения всего, что когда-то пыталась объяснить религия. Но доказать отсутствие божества мы все же не в состоянии. И поэтому если человек заявляет: «Я ощущаю присутствие некой высшей силы», в конце концов, его можно понять. Только пусть он не пытается учить этому моих детей, менять законы моей страны и взрывать в аэропорту себя и пассажиров.

А как Вы относитесь к распространенному аргументу ваших противников, что без бога не было бы и нравственности, что если вынести Христа за скобки, понятия правильного и неправильного теряют смысл.

— Иначе говоря, если человек перестает верить в Христа, он тут же делается безнравственным. Это страшное оскорбление для человеческого достоинства. Это все равно, как если бы я сейчас заявил вам, что, не будь я под надзором небесного диктатора, я бы тут же вас изнасиловал. Но, знаете, я более высокого мнения о человеке. Вера в бога делает плохое в нас еще хуже, и это можно доказать с абсолютной достоверностью. А вот делает ли она хорошее в нас еще лучше, доказать гораздо трудней. Как мы можем быть уверены, что именно вера заставила человека броситься под грузовик, чтобы спасти ребенка, если даже он говорит: «Я сделал это во имя Господне»? Возможно, он сделал бы это при любых обстоятельствах.

Всем известно, что Вы не слишком жалуете мать Терезу, но тем не менее именно ее монахини подбирали с улиц прокаженных и посвящали жизнь тем, к кому никто больше не хотел прикасаться.

— Я лично знаю людей, которые занимаются такими вещами. Я был в Уганде, в Северной Корее, в Эритрее, в бесчисленных точках, где есть добровольцы, которые отдают свою жизнь другим. И большинство из этих людей — неверующие, так что желание помочь человеку еще не предполагает веры. Оно просто вполне человечно и естественно. А вот все зло, которое приносят миссионеры, несомненно, проделывается ими по сугубо религиозным соображениям. Когда мать Тереза в свое время заявила, что аборты и контрацепция равносильны убийству, мало что могло иметь такие же чудовищные последствия. Она ополчилась на единственное бесспорное средство от бедности — на расширение прав женщин. Я вовсе не феминист, но если вызволить женщину из животного круговорота деторождения и позволить ей хоть отчасти влиять на то, сколько детей у нее будет, ее положение сразу же улучшится. А если еще дать этим женщинам горстку семян и какой-никакой кредит, деревня преобразится за пару лет. Но мать Тереза буквально всю жизнь потратила на то, чтобы сделать эти перемены к лучшему невозможными. Я согласен признать, что ад существует, только ради того, чтобы отправить туда эту стерву.

Вам не кажется, что Вы валите в одну кучу всех верующих, и людей умеренных, и фанатиков?

— Вы читали роман Камю «Чума»? Там в финале эпидемия заканчивается, город возвращается к нормальной жизни, но в глубине, в канализационных трубах, по‑прежнему таятся крысы, и когда-нибудь они вновь пошлют свое зараженное потомство издыхать на улицах города. Ровно так же я воспринимаю религию. Да, благодаря успехам науки и образования, благодаря политической толерантности, плюрализму и так далее религия теперь может быть предметом свободного выбора. Но в самих ее письменных источниках постоянно живет этот токсин и только ждет своего часа. Священные тексты всегда на стороне фанатиков, которые исполняют в точности то, что в них завещано.

Но если религия, по Вашему мнению, это человеческое изобретение, то не могут ли люди изобрести для себя религию заново? Например, евреи-реформисты уже сейчас считают, что Библия была написана людьми.

— Сегодня вообще многие относятся к религии, как к шведскому столу. Но это уже не религия, а гедонизм, всего-навсего возможность верить во что тебе заблагорассудится. Истинная религия означает, что тебе известна воля бога, и ты хочешь исполнять его заповеди как минимум под страхом потери твоей души. В моем доме, несколькими этажами ниже, живет одна чрезвычайно ортодоксальная еврейская пара, и если мне срочно нужна какая-нибудь книга, которой у меня нет, она, скорее всего, у них имеется. Одним словом, это настоящие интеллектуалы, но звонить им вечером в пятницу бесполезно — они ни за что не возьмут трубку, хоть ты тресни. Для них важна непрерывность традиции, и это не может не вызывать по меньшей мере уважения. Мне это не нравится, но если человек готов посвятить какому-то разделу Торы или каким-то сурам кусок жизни — это лучше, чем быть бездумным нигилистом.

Один знакомый раввин сказал мне: «Непогрешимых евреев не бывает. Непогрешим только папа».

— Мой любимый отрезок в циклическом ходе общественной жизни — это когда прежний папа умер, а нового еще не выбрали. В эти несколько недель на свете нет никого, кто был бы непогрешим. И меня это вполне устраивает.

Вообще-то в ответ на Вашу критику миллионы людей могли бы сказать: «Отстаньте от нас, мы верим в вашу науку. Но у нас есть наша собственная, особая часть жизни, связанная с семейными традициями, с нашими ритуалами и нашими чувствами».

— И были бы совершенно правы. Для этих людей вера — их личное дело. И я считаю, что место религии только внутри человека, в его сознании. На крайний случай, внутри его семьи, но тогда уже без издевательств над гениталиями младенцев, которые слишком малы, чтобы решать за себя, без отказов в медицинской помощи из-за религиозных предрассудков и без выдачи дочерей замуж за родственников. Относительно недавно я был в Лондоне у Салмана Рушди, который праздновал свое посвящение в рыцари, где я познакомился с одним писателем-пакистанцем. Тот живет в одном из йоркширских городков, где поселилось сейчас множество мусульман из Пакистана, и это настоящий рассадник терроризма. Так вот он рассказал мне об ужасных вещах, которые там творятся. Традиционно члены этих общин отправляются в Пакистан в одну и ту же деревню в самой отсталой части страны, чтобы взять себе жену из местного племени и с закутанным лицом привезти ее в Англию. Обнаружилось, что эта ничтожная доля населения Великобритании дает большинство врожденных уродств в масштабах страны. Причина — родственные браки. Отвратительное мракобесие!

Кстати, как поживает Рушди? Посвящение его в рыцари наделало много шума.

— В какой-то момент он испугался, что будет как в 1989 году, когда из-за фетвы начались волнения, крушили книжные магазины, где продавалась его книга, и погибло несколько человек. Но на этот раз обошлось.

Ведь он, когда был под фетвой, останавливался здесь, у вас, в этой квартире?

— Да. Он приехал по приглашению Белого дома и скрывался у меня от террористов. Здесь возник целый командный пункт из службы защиты дипломатов, с пулеметами, собаками и прожекторами. На эту квартиру смотрят окна четырех отелей, и они заняли номера во всех четырех.

Вы считаете, что религия должна быть частным делом человека. А что Вы думаете о запрете хиджабов во французских школах?

— Коран не требует покрывать голову или лицо. Во многих странах, где мусульмане составляют большинство, вопрос о том, чтобы девочки ходили в школу с закутанными головами, вообще не стоит. В Турции этого нет, в Тунисе тоже, по‑моему, нет и в Марокко. К детям, живущим в Западной Европе, мы применяем саудовские стандарты, поскольку считаем, что должны уважать их религию. Но покрывать голову — это еврейская ересь. И она, казалось бы, должна только оттолкнуть мусульман. Но как ни странно, они всегда заимствуют отовсюду худшее. Из иудаизма они взяли самое глупое, что там есть: ужасную историю Авраама, запрет на свинину и требование покрывать голову. Из христианства самое идиотское — рождение ребенка у девственницы и прочее. И почему мы должны это уважать, я не понимаю.

Хочу спросить Вас про 17 главу Вашей книги. Речь в ней идет о Гитлере и Сталине. Вы спорите с мнением, что связанное с ними зло было чисто светским. Не могли бы Вы кратко изложить свои аргументы?

— Когда атеисты говорят, что без религии человечеству жилось бы лучше, верующие обычно возражают и указывают на сталинизм и нацизм. Но, вы знаете, в католических странах слово «фашизм» можно было бы спокойно заменить словами «правый католицизм», это просто другое обозначение для всего того, что правые католики делали в 1920-е и 1930-е в Португалии, Испании, Италии, Хорватии, Венгрии, Австрии. Это была реакция на большевизм, которая привела к переоформлению в новом стиле старых церковных идей. Что касается Гитлера, то, безусловно, он хотел заменить всю религию арийско-скандинавскими кровавыми мифами и мистикой, достигшей кульминации в культе фюрера. Но он никогда не отказывался от церкви. И он неустанно искал церковной опоры.

Но христианских идей он не пропагандировал.

— Да, этого сказать нельзя. Подлинные нацисты, вступая в брак, устраивали какую-то дикую арийскую церемонию с кинжалами и знаменами и обращением к бог знает каким северным мифам. Так что это было язычество, собственная религия. Так или иначе, светского или атеистического в европейском фашизме, романском или германском, было мало. Что касается Японии, третьего элемента нацистской оси, там глава государства просто был богом, которому поклонялись так же, как сейчас поклоняются главе Северной Кореи, где уже есть Отец и Сын и совсем немногого не хватает для Троицы. Это у них — повседневный чин богопочитания. Восхвалять вождя надо постоянно, в каждом культурном и образовательном учреждении, от рассвета до заката. И что забавно: там говорят, будто рождениям Ким Ир Сена и Ким Чен Ира сопутствовали чудесные события — например, на какой-то волшебной горе запели птицы, чего они, должен вам сказать, в Северной Корее не делают. А чудесные рождения абсолютно необходимы любой религии. Правда, в Северной Корее людям не говорят, что их достанут и после смерти. Так далеко там не заходят. Но иудаизм тоже этого не утверждает.

А как быть с атеистическим сталинизмом?

— До 1917 года миллионам людей в России сотни и сотни лет внушали, что глава государства — лицо божественное. И Сталину нечего было бы делать в диктаторском бизнесе, если бы он не увидел тут колоссальных возможностей. Он получил в подарок от прежнего режима настоящий кладезь людского легковерия и раболепия. И как же он все это применил на практике? Он немедленно учредил инквизицию, охоту на еретиков, культ вождя и чудеса — вроде гигантских помидоров. Опять-таки ничего светского.

Что же тогда означает для Вас слово «светское»? Это синоним свободомыслия?

— Ну если говорить о светском образе правления, то это правление, которое должно быть основано на идеях Спинозы, Дарвина и Эйнштейна.

Но тоталитарные режимы, с религией или без, продолжают возникать, и это говорит лишь о склонности людей к культу вождя и о склонности вождей к злоупотреблению властью.

— С этим я и не спорю. В том, что неотъемлемо присуще роду человеческому, религия не виновата. Но, повторяю, то дурное, что ему присуще, религия освящает и усиливает.

Вы и в сегодняшних проявлениях старой племенной вражды, вроде геноцида в Руанде и Боснии, вините религиозных фанатиков.

— Опять-таки религия тут, конечно, не первопричина, а мощный способствующий фактор. Жители Северной и Южной Каролины сильно расходятся в том, как правильно готовить барбекю. Вам смешно? Но если бы люди в этих местах исповедовали разную веру, ничего смешного не было бы. Было бы очень скверно. Столкновения футбольных болельщиков в Глазго происходили бы в любом случае, но их многократно усиливает то, что это противостояние «Рейнджерс» и «Селтика», протестантов и католиков. И это внутри только одной монотеистической религии. Это даже не ислам против иудаизма, это одни христиане против других. Так что, не устаю повторять, религия — сильный катализатор всего отсталого, в том числе и кланового, племенного.

Говоря об идеальном атеистическом государстве, Вы упомянули Спинозу, Дарвина и Эйнштейна.

— Между прочим, ни Эйнштейн, ни Спиноза не были атеистами в точном смысле слова. Скорее, они были пантеистами. Они не верили в бога как личность, но, видимо, у них была вера в некое божественное начало.

Так или иначе это были блестящие, высокообразованные люди. Как Вы представляете себе массовый атеизм в обществе, где люди живут в маленьких деревушках и их жизнь ограничена семьей и круговоротом времен года?

— Был фильм про американского сельского атеиста. Там в одном эпизоде происходит невероятная буря, и людям кажется, что второе пришествие уже на носу. Все под колоссальным впечатлением, и даже атеист думает, что Страшного суда не миновать. Но он продолжает бубнить: «Да, но где Каин взял себе жену?» Когда ты читаешь Библию, перед тобой не могут не возникать эти старые вопросы. И если даже ты человек неграмотный, ты слышишь эту историю — и стоп-стоп-стоп, на свете только два брата и их родители, и вдруг один из них женится. Откуда взялась невеста? Если эта мысль пришла тебе в голову, она никуда не уйдет.

Я не согласен с биологом и моим соратником Ричардом Докинзом, что атеисты должны называть себя brights (просветленными). Потому что это слово в точности воспроизводит мнение верующих об атеистах как о каких-то снобах. Множество раз в истории возникали массовые движения, когда совершенно неграмотные люди жгли церкви, потому что понимали, что это ложь.

Так в чем же сверхзадача Вашей атеистической деятельности? В том, чтобы, как пишет один Ваш критик, «безжалостными насмешками довести религию до того, что она соберет вещички и ринется, покраснев от обиды, прочь из нашего космоса»?

— Полная ерунда. Искоренить религию невозможно. Но у всего бывают пределы, и иногда мы обязаны сказать: «С нас хватит».

Кстати, Вы не видели серию из South Park, где фигурирует Ваш соратник по пропаганде атеизма Докинз? Там один из персонажей попадает в цивилизацию будущего, где Докинзу удалось-таки искоренить религию. Но в результате одна группа атеистов воюет с двумя другими, поскольку каждая считает, что именно она дает наиболее логичный ответ на Великий Вопрос.

— Еще десять лет назад главной фигурой американского атеизма была некто Мадалин Марри О’Хэр — сумасшедшая, которая держала свой капитал в небольших золотых слитках. В конце концов, ее убили из-за денег. Так вот, она выпускала бюллетени, книги о тайном ватиканском мировом правительстве, в общем, это были бредовые маргинальные дела. В нашем случае, обещаю, все будет намного серьезней.

Вы советуете верующим людям покинуть церковь и посмотреть в телескоп «Хаббл» или рассмотреть нить ДНК. Вашу реакцию на эти явления Вы описываете словом «благоговение». Перед чем именно Вы благоговеете?

— Когда Вы глядите на закат, в этом, безусловно, есть нечто трансцендентное. Но не сверхъестественное, потому что уже естественное достаточно прекрасно. Как сказал Эйнштейн, «чудесно то, что никаких чудес нет». Действуют законы природы, которые мы не понимаем полностью, но знаем, что они постижимы, нечто необычайное заставляет все это крутиться. И из этих законов не может быть никакого исключения ради блага молящихся, солнце не будет стоять на месте, чтобы они успели кончить битву. Потому что это было бы слишком примитивно в сравнении со стройностью и гармонией законов физики. Вот где красота. А религия мешает нам ее увидеть.

Привожу некоторые отрывки сочинений — мысли похожи, всё понимаем… даа (авторов не указываю):
Я считаю, что бороться со злом необходимо, потому что те дети, которые воспитывались во зле, и дальше будут делать зло. А поскольку обязательно приводит к мести, а месть — это тоже зло…
Иногда я унижаю брата,… но потом говорю себе — стоп! Зачем? … И я извиняюсь! И он меня всегда прощает. Попробуйте!..
Зло отравляет душу человека. Его угрызает совесть. Он часто болеет, ему становится плохо…
Во всех фильмах добро побеждает зло. Наверное, это для того, чтобы люди становились хорошими… Добрые люди всегда бескорыстно творят добрые дела…
Я предлагаю бороться со злом так. Подходишь к злому человеку, он попытается тебя обидеть, но не надо поддаваться злу. Надо ему сказать: «Хватит уже злиться и злить остальных! Разве зло — это хорошо? Если весь мир станет злым и все будут друг друга ненавидеть, это же станет не жизнь, а сплошная вражда!» Может, тогда человек поймёт…
Например, вот возьмём нас с братом. Играем, всё нормально. И вдруг я что-то не то делаю. Он начинает кричать, драться…А потом мы устаем и понимаем — зачем всё это? Ничего это нам не дало… Или вот мы придумали клички — зачем?.. Мы делаем, а потом думаем. Потом мы всё осознали.И начали извиняться… А можно же было всё это не делать…
Зло, как и добро, заражает. Если человек обидел другого, то тот,сам не замечая этого, обидит кого-нибудь еще, а тот другого…

Наверное, вся история человечества представляет собой непрерывную борьбу между темными и светлыми силами, между добром и злом. Мы читали об этой борьбе сперва в сказках, потом — в мифах и в древних эпосах, в художественной литературе. Почему же людям всегда было важно, чтобы добро побеждало зло? Среди множества причин попробую выбрать самые главные.

1) Зло несет с собой боль, разлуку, страдания. Оно способно убить в человеке все лучшие качества, лишить его способности любить.

2) Зло не статично: от безнаказанности оно разрастается и в конце концов может подчинить себе весь мир. Тогда всем живущим в нем людям придется уступить воле злых сил или исчезнуть.

3) Зло — это противоположность добра. И если добро сеет жизнь и любовь, то зло рождает только зло, убивая все на своем пути.

4) За свою многовековую историю человечество выработало определенные нравственные ориентиры и принципы, которые не могут сосуществовать рядом со злом. Зло их принижает, заглушает и, в конце концов, уничтожает.

5) Зло несет с собой разрушения и войны и способно убить жизнь на земле.

**

Как первые лучи утреннего солнца разрушают царство тьмы, так и добро всегда будет бороться со злом, чтобы каждый из нас смог увидеть, как рождается еще один день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *