Как научить разговаривать ребенка?

Опубликовано 23 Июль 2019 в 12:11

Блог Дети в городе > Развитие > Развитие речи у ребёнка: что делать, чтобы малыш быстрее заговорил

Двухлетний сын подруги уже рассказывает наизусть стишки, а ваш малыш говорит только «мама» и «папа»? Во-первых, перестаньте сравнивать своего ребёнка с другими, а во-вторых, мы знаем как «разговорить» вашего малыша и охотно поделимся секретами.

Каждая мама с нетерпением ждет первое слово своей крохи. Некоторые детки уже в полтора года радуют родителей первыми «мама» и «папа», другие же могут молчать и до трех лет. Каждый ребёнок развивается в собственном темпе, и не стоит сравнивать своего малыша с дитем подруги. Впрочем, есть методы, которые помогут родителям стимулировать развитие речи у их малыша.

Разговаривайте с малышом

Говорить с ребёнком нужно с самого рождения. Не стоит думать, что малыш ничего не понимает. Прежде всего, ребёнок слышит ваш голос и ваши приятные интонации. Впоследствии благодаря вашим монологам малыш будет увеличивать пассивный словарный запас — слова, значения которых ему понятно. Со временем ребёнок начнет их использовать.

Комментируйте все свои действия, описывайте ребёнку всё вокруг. Рассказывайте что и зачем делаете — «одеваемся, чтобы пойти гулять на улицу», «набираем тепленькую водичку, чтобы искупаться и быть чистеньким».

Ещё один плюс от таких разговоров в том, что малыш будет спокойно воспринимать новые события, ведь будет знать о них заранее.

Читайте сказки

Сказки развивают воображение, воспитывают, обучают новому и развивают речь.

Пользу от времени, проведенного с книгой в руках трудно переоценить. Если в вашей семье ещё нет традиции вечернего чтения сказки — самое время её начать.

С младшими детьми следует отдавать предпочтение рифмованным историям. Читайте любимые стихи малыша и иногда делайте паузы. Как правило, дети легко запоминают рифмованные сказки и с удовольствием помогают маме, если она случайно «запнулась».

Задавайте вопросы

Для развития речи одинаково важно, чтобы взрослые говорили с малышом и давали ему возможность говорить. Задавайте вопросы, и имейте терпение выслушать ответ. Возможно, малыши ещё не смогут вам ответить, но всё равно спрашивайте с соответствующей интонацией, делайте паузу и отвечайте вместо крохи.

Дайте детям возможность говорить за себя

Дети иногда стесняются говорить, а иногда им просто нужно больше времени на ответ, поэтому будьте терпеливы.

Дети растут быстро и иногда родители не понимают, что их малыш уже достаточно взрослый, чтобы говорить за себя. Особенно это касается ситуаций, когда ребёнку ставит вопрос другой взрослый. «— А как же тебя зовут? — Его зовут Матвейка.» А в это время трехлетний Матвей робко прячется за маминой ногой. Знакомая ситуация?

Да, детям свойственно стесняться и прятаться за родителями, однако рано или поздно говорить со взрослыми всё же придется. Поэтому дайте детям возможность говорить за себя.

Не переходите на детский язык

Сюсюкаться и говорить «детскими словами» точно не стоит. Да, двухлетки говорят на машину «би-би», «купи-купи» на купание и ещё кучу смешных детских слов, но это не значит, что вы должны их использовать. Ребёнок должен слышать правильное произношение и названия вещей, и стремиться повторить их, подражая вам.

Поощряйте малыша к общению и создавайте необходимые для этого условия.

Иногда малышам просто не хватает мотивации, ведь родители понимают и выполняют все желания малыша буквально с первого взгляда. И в этом нет ничего плохого, но со временем может возникнуть проблема — ребёнок всё понимает, а говорить ничего не хочет. Предлагаем вам несколько простых рекомендаций, которые подтолкнут малыша к вербальному общению.

Предупреждаем сразу — эти методы подойдут не каждому ребёнку и не каждому маме. Прочитайте их, проанализируйте, и решите для себя подходят ли они для вас и вашего ребёнка.

Ешьте любимые вкусности ребёнка в его присутствии, но не предлагайте попробовать

Да, звучит по-варварски, но согласитесь, для того, чтобы попробовать любимое печенье, малышу придется его попросить. Помогите ребёнку понять что нужно сказать «дай» и только потом получить лакомство.

Играйте игрушками малыша и не делитесь

Например, если дочь любит играть куклой, научите её говорить слова «кукла», «играть», «дай». И в следующий раз, когда вы возьмете её любимую куклу и начнете играть, она должна сказать что-то из этих слов, и только тогда вы поделитесь с ней игрушкой.

Кормите ребёнка маленькими порциями, чтобы он просил добавки

Если вы замечаете, что ребёнок хочет ещё, но не знает как сказать — учите его говорить «ещё», или «хочу ещё».

Ограничивайте доступ ребёнка к игрушкам, еде и прогулкам на улице

Помогайте ребёнку научиться озвучивать свои желания.

Ребёнок должен научиться озвучивать свои желания. Всячески помогайте в этом — повторяйте необходимые слова, воспроизводите подобные ситуации с другими членами семьи в присутствии ребёнка. Вам могут пригодиться ситуативные игры. Например, мишка будет просить печенье в зайчика, используя правильные слова.

Играйте с малышом в командные игры, в которых требуются хотя бы два участника

Бросайте друг другу мяч, или катайте машинку. Когда мяч будет в руках ребёнка говорите «мяч», «бросай» до тех пор, пока ребёнок не выполнит, а когда мяч будет в ваших руках, дождитесь этих слов от ребёнка.

Используйте эти маленькие хитрости, чтобы мотивировать ваше чадо больше говорить. Это убедит его в важности общения. Он быстро поймет, что для того, чтобы выйти на улицу, ему необходимо сказать «на улицу», а не плакать и капризничать. Важно быстро реагировать на просьбы ребёнка, чтобы он лучше усвоил их необходимость. Поэтому позаботьтесь заранее, чтобы печенье было под рукой на случай, если малыш попросит ещё одно.

Если он просто показывает рукой на то, что он хочет, или впадает в истерику — не обращайте на это внимания и объясните, что вы не понимаете его просьбу. Затем покажите на примере, как правильно выражать свою просьбу.

Конечно, всё это необходимо делать с терпением и любовью. Когда ребёнок увидит, что он научился говорить о своих просьбах и получать то, что хочет, это вдохновит его продолжать усваивать язык в дальнейшем.

Главная > Развитие > Развитие речи > Как научить ребенка говорить

Автор статьи: Ксения Кокорева.

Речь – это один из важнейших этапов взросления ребенка, переломный момент раннего детства и толчок к развитию памяти воображения. Все мамы с нетерпением ожидают первых слов своего малыша и делают все, чтобы научить ребенка говорить. Это правильно, ведь без участия взрослых овладение речью невозможно.

Взрослые составляют слова из произнесенных ребенком звуков и сочетаний, взрослые создают связь между набором звуков «м-а-м-а» и человеком, наконец, именно взрослые формируют потребность ребенка говорить.

Рассказ одной мамы. «Мама моя месяц просила внучку: «Ну скажи «ба-ба», ну скажи «ба-ба» — молчит.
Сегодня такой диалог:
Я: Нет, на ручки я тебя не возьму.
Дочь: А?
Я: Ты только покушала, нельзя!
Дочь: (очень отчетливо, смотрит на мою маму) Баба! Баба! (сморщивает мордочку, как перед плачем) Ба-ба-а-а!
Водружается к бабушке на руки и победительно ухмыляется».

Самым органичным способом научить ребенка чему-либо, не обязательно, речи, является игра.

Игры на развитие речи для самых маленьких

«Перекличка». Как только малыш начинает произносить первые звуки, повторите их. После небольшой паузы малыш, как правило, снова затянет «а-а-а» или «у-у-у». Во время его передышки предложите ребенку новый звук, который он еще не произносил. Постепенно переходите к слогам и их комбинациям. «а-а – а-ба – ба-ба – бу-ба – ба-бу – бу-бу – бум-бум». Игра полезна для развития подражания, формирует речевой слух, тренирует произношение.

«Что это?». Возьмите малыша на руки, пройдите с ним по комнате, называя предметы, которые попадают в поле его зрения. Несколько раз отчетливо назовите вещь, задержитесь рядом с ней, позвольте ребенку внимательно рассмотреть ваши губы и даже залезть пальчиками вам в рот. Сосредоточенность ребенка на артикуляционных движениях – верный признак того, что слово стало предметом его внимания и скоро будет произнесено ребенком.

Когда малыш немного подрастет, ему будут интересны следующие игры:

«Дуем на перышки». Для этого занятия вам понадобится несколько перышек. Подвесьте их на нитках и покажите ребенку, как нужно на них дуть. От дуновения перышки начинают плавно покачиваться. Сила вдоха должна быть небольшой, а выдох – непрерывным и долгим. Попросите малыша повторить за вами и тоже подуть на перышки. С помощью этого, простого на первый взгляд, действия тренируется артикуляционный аппарат, а ребенок учится управлять работой мелких мышц. Подобным образом можно пускать «облака» из пены во время купания, задувать свечу, надувать паруса игрушечных корабликов, дуть на одуванчики и проч.

«Разговор игрушек». В игре участвуют небольшая игрушечная машинка и мышонок. Взрослый участник игры должен рассказать малышу, как говорят мышка и машинка: «Мышка пищит тоненько – пи-пи-пи, а машинка сигналит бип-бип!». Разыграйте диалог, то есть пищите и «бибикайте» в течении десяти – пятнадцати секунд, а затем, убедившись, что ребенок запомнил «речь» игрушек, спросите: «Как говорит мышка? А машинка?» Получив ответ, проиграйте диалог по ролям. Подобный сценарий подойдет для озвучивания, к примеру, жука (ж-ж-ж) и комарика (з-з-з), барашка (бе-бе-бе) и козочки (ме-ме-ме), паровозика (ту-ту-ту) и дудочки (ду-ду-ду) или других игрушек – все зависит от вашей фантазии. Такие игры обучают ребенка звукоподражанию, способствуют становлению игровой деятельности малыша.

«Гласные звуки». Существует множество вариантов игр для развития произношения гласных звуков. Например, можно предложить малышу покачать куклу «А-а-а-а!» или в ветреную погоду послушать как гудит за окном «У-у-у-у». Предложите кому-нибудь из домочадцев заблудиться в соседней комнате и громко прокричать «Ау!». Скажите малышу, что бабушка (или другой член семьи) потерялась и зовет его и попросите в свою очередь позвать бабушку. Бурно порадуйтесь, когда «пропажа» отыщется.

Почему ребенок не разговаривает

Если ребенок в два года не разговаривает, то, скорее всего, у него сформировалась негативная установка, связанная с процессом говорения. Это печально, ведь изначально с речью у ребенка связаны только положительные эмоции. Голос становится одной из игрушек малыша, едва научившись гулить, он будет произносить один и тот же звук множество раз, просто наслаждаясь процессом.

Что еще печальнее – негативные установки, связанные с речью, у малыша формирует его ближайшее окружение. Другими словами, речь для ребенка из удовольствия превращается в тяжелую повинность, от которой он начинает небезуспешно увиливать. И первая задача родителей, задумавшихся над тем, как научить ребенка говорить, это создать положительный эмоциональный фон и потребность в речевом общении.

Как создать потребность в речевом общении

  • никогда не кричите на ребенка и не кричите в его присутствии на членов семьи. Малыш должен слышать только ласковые слова, мягкую размеренную речь. Пусть он видит, что домашние обмениваются информацией, эмоциями и получают от этого удовольствие;
  • создайте потребность в назывании предметов. Малыш вполне успешно общается и без слов – мама, папа, бабушки и дедушки его прекрасно понимают. У ребенка не появится стимула к говорению, его все время отвечать за него и понимать его с полувзгляда. Рассказ одного папы. «Алеше было уже два года и разговаривал он так… не очень. Жена все понимала, я – нет. И вот как-то сижу, читаю газету. Подходит сын. «Сяюдяй!». Я: «Что-что?». Сын: «Сяюдяй!». Я: «Не понимаю. Чаю дать?». Вижу- напрягся. Сильно напрягся, даже покраснел и выдает: «Папа! Сало дай!».
  • звуковое окружение ребенка должно быть насыщено речью. Проговаривайте каждое свое действие и действие малыша. При этом старайтесь пользоваться простыми фразами: «Миша идет на прогулку», «Маша кушает суп», «Мама моет посуду».
  • разговаривайте с малышом на те темы, которые находят у него живой отклик и будут ему интересны.
  • будьте внимательны и предоставляйте ребенку возможность что-то сказать, если заметите такую потребность.

Игры для детей 2 – 3 лет на развитие речи

«Во дворе». Для этой игры Вам понадобятся игрушечные петушок, курочка, уточка, кошка и корова. Выразительно прочитайте малышу стихотворение А. Барто «Ку-ка-ре-ку» Кур стерегу…», показывая ребенку соответствующие игрушки. Затем задайте малышу вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как курочка крякает?». Это игра развивает речевой слух и способность к звукоподражанию.

«Собачка лает». Возьмите двух игрушечных собачек. Познакомьте с ними малыша, покажите, как лает маленькая собачка (тихонько «Аф-аф») и большая (громко, широко раскрывая рот «Гав-гав!»). Ребенок вместе с Вами, а потом и самостоятельно должен повторить, как лают собачки. Затем обе или одна собачка начинает совершать какие-либо неправильные действия: пытается залезть в шапку или ящик стола, прыгает, «крадет» конфеты. Вам необходимо погрозить собаке пальцем и грозно сказать «Фу-фу, нельзя!». Когда собачка снова «совершает» свои действия, повторите запрет вместе с малышом и предоставьте ему возможность сказать «фу» самому. Эта игра укрепляет артикуляционный и голосовой аппарат малыша, обучает контролю за громкостью голоса, закрепляет произношение трудного для детей звука «ф».

«Расскажи сказку». Для этой игры понадобится книга с хорошо знакомой ребенку сказкой, например, «Репка» или «Колобок». Попробуйте вместе с малышом пересказать сказку начиная с конца или рассказывайте сказку, прерывая ее вопросами. «А Колобок что запел? – Песенку. – Только начал он петь, а лиса его… Что? – Ам! – Ам! И съела!». Интересны малышу будут книги, где текст прерывается рисунком, например: «Заяц сидел под (рисунок елочки). Мимо бежит (изображение волка)» и т.д. Такие тексты можно изготовить самостоятельно или с помощью ребенка.

Рассказ одной мамы. «Купаю дочь (2,5). Дочь стоит вся в пене и голосит (соседи нас очень любят, да): — Деда, иди к ляле! Лялю моют! Ляле мокро! Мама моет лялю! (и заключительный аккорд, исполняется с трагическим надрывом) Мама, не мой лялю! Лялю не мой!». /blockquote>

условия перепечатки

1. Начните общаться с ребенком как можно раньше

Расскажу на примере своего сына, который к 1,5 годам уже говорил предложения. Я начала смотреть глаза в глаза и говорить с ребенком, как только мне положили его на грудь в родовой! Спокойное и позитивное общение с малышом – залог успешного развития речи. Я постоянно читала или пела потешки, пестушки, приговорки.

Важный момент: при непосредственном общении с ребенком в этот период (да и в дальнейшем!) не стоит создавать излишний звуковой фон (например, включать телевизор). Он отвлекает и не дает малышу сконцентрироваться на речи. Ребенок, выросший в шумной атмосфере, впоследствии может быть двигательно расторможен и не внимателен к словам взрослых. До него бывает трудно «достучаться» родителям и педагогам.

2. Развивайте тактильные ощущения с раннего возраста

Это не значит, что нужно покупать ребенку дорогие игрушки с трех месяцев. Строго под присмотром давайте ему поиграть с фольгой, пакетами, деревянными и металлическими ложками, прищепками, ему будет интересно даже потрогать вашу шубу! Здорово развивают пальчиковые игры. Для самых маленьких это могут быть классические «Ладушки».

3. Играйте со звучащими игрушками

Звучащие игрушки (барабаны, колокольчики, молоточки) стимулируют слуховое внимание ребенка. Дудочки, например, хорошо активизируют речь. Возьмите колокольчик, позвените им с разных сторон от ребенка, дождитесь, пока он повернет голову на звук. Спросите: где колокольчик? Дайте ему колокольчик, не забывая разговаривать с ним в этот момент. Попросите у него колокольчик.

4. В 1-2 года практикуйте развивающие игры

Понимание речи формируется раньше, чем активное ее употребление. Поэтому так важно разговаривать с малышом, который еще не говорит, – увидите, его словарный запас потом будет значительно шире. Главное, чтобы вы доносили информацию четко и по делу.

В этот период дети любят показывать пальцем на интересующий их предмет, дополняя все это вопросом «Ы?». Этот жест очень важен для развития речи! Ни в коем случае не запрещайте это делать, и, более того, поспешите научить кроху этому жесту, если есть необходимость.

Когда ребенок начнет говорить конкретные фразы, указывая на предметы и животных, дайте ему знать, что понимаете то, что он говорит. Например, увидев собаку, он может сказать: «Ака ака». Ваш ответ: «Правильно, собака».

Вот пример развивающей игры для детей от 1 года до 2 лет. «Кто дольше?» – мама называет любую гласную или согласную букву. Задача ребенка – переиграть вас, протянув подольше названный звук.

5. Не ограничивайтесь книжками и картинками. Дайте ребенку потрогать все предметы и назвать их.

Например, ребенок видит помидор, ощущает его прикосновение, фиксирует цвет, форму, вкус и слышит слово «Помидор».

Комплекс ощущений от предмета ассоциируется со словом. Через какое-то время слово заменяет предмет, становится его эквивалентом. Постепенно слова вырываются из фразы и начинают самостоятельную жизнь. Таким образом можно научить малыша многим словам.

С двух лет активно вводите глаголы. Учите ребенка совершать разнообразные действия с любым предметом: положи, возьми, закрой, открой. Покажите, какие действия ему нужно воспроизвести!

Пока ребенок не знает, что и как делать, ему нужно показывать и подсказывать даже самые простые манипуляции. Включайтесь в его игру и проговаривайте все.

6. Старайтесь говорить в повседневной речи обобщающие слова

С 2 до 3 лет у ребенка быстро увеличивается словарный запас. Это объясняется тем, что он знакомится со свойствами предметов, устанавливает связи между ними. Окружающие начинают понимать речь малыша, но он может пропускать в слове отдельные слоги («клой» – открой) и вставлять лишние звуки («таньканчик» – стаканчик).

Эффективно говорить: «Поставь обувь на место», «Убери игрушки», «Положи фрукты на блюдо», «Сделаем из овощей салат» (вместо перечисления всех овощей), «Какой транспорт ты видел во время прогулки?» и т.д.

7. «А как ты думаешь?»

Ребенок спрашивает: «Почему завял цветочек?». Вам стоит говорить: «А ты как думаешь?».

Не давайте сразу готовый ответ, порассуждайте вместе с ребенком и дайте возможность ему самому ответить на его же вопрос. Этот пункт касается развития словарного запаса, поэтому у ребенка уже должна быть хорошо развита речь.

8. Сравнивайте вместе с ребенком предметы друг с другом, выполняя обычные дела (для детей 2-4 лет)

Когда одеваетесь на улицу, сравните свою куртку и куртку ребенка (цвет, ткань, размер, наличие карманов, капюшона или воротника, застежек).

Накрывая на стол, сравните стакан и чашку (наличие ручки, форму, цвет, материал). Поинтересуйтесь у ребенка, почему у чашки есть ручка, а у стакана нет?

9. Задавайте ребенку вопросы, на которые нельзя ответить одним словом

«Какие блюда тебе понравились в детском саду? Как ты играл? Что интересного сегодня было? Что тебя обрадовало? Что огорчило сегодня?». На эти вопросы нельзя ответить одним словом. Так вы пытаетесь научить ребенка развернуто отвечать на вопросы, говорить свое мнение.

10. Дайте малышу возможность общаться с другими детьми вне занятий со взрослыми (здорово, если дети будут старше). Прием работает с двухлетками, но особенно поможет детям с пяти до семи лет.

Здорово, если дети выбирают сюжетно-ролевые игры: распределяют роли, договариваются друг с другом о развитии сюжета, проговаривают диалоги по сюжету игры. Более простой вариант: совместное рисование или изготовление поделок (договариваются друг с другом о том, что будут рисовать, чем, кто, что нарисует на общей картине). Главное, чтобы дети общались и стремились разговаривать не под руководством взрослого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *