Как создал бог человека?

АДАМ, согласно Ветхому Завету, первый человек, сотворенный Богом. «Адам» происходит от еврейского слова «адама» («земля»), что видно из слов: «И создал Господь Бог человека из праха земного» (Быт 2:7). Некоторые ученые связывают имя «Адам» с аккадским глаголом «адаму» («делать», «создавать»).

Книга Бытия содержит два рассказа о сотворении человека. Согласно первому, человек был сотворен разделенным на два пола, как и другие виды животных. В другом описывается сотворение из земного праха мужчины – Адама и последующее сотворение из его ребра женщины – Евы. Адам и Ева жили в состоянии детской невинности в саду Эдема, где им было дозволено есть плоды от любого дерева, за исключением плодов от «древа познания добра и зла». Искушенная змеем Ева попробовала запретный плод и угостила им Адама. Совершив этот акт непослушания, они осознали свою наготу и греховность и уподобились богам, знающим различие между добром и злом. Чтобы Адам и Ева не смогли вкусить также и от «древа жизни» и обрести бессмертие, Бог изгнал их из Эдема, и с тех пор они вынуждены добывать себе пропитание тяжким трудом.

Адам не принадлежит к низшим божествам, полубогам или героям. Он создан «по образу» Божьему, обладает знанием добра и зла и может вступать в личные отношения с Богом. В Новом Завете Адам именуется «сыном Божиим» (Лк 3:38) и типологически сопоставляется со Христом (Рим 5:12-21; 1 Кор 15:22). См. также ЕВА; ГРЕХОПАДЕНИЕ; ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ.

Вопрос:

Здравствуйте! А что говорят сами иудеи про это: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему” (Быт. 1:26). Также и другие места (Быт. 3:22; 11:6-7)? Каково их отношение к тому, что Бог един в разных лицах (не пишу в трёх по понятным причинам)?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Учение о Пресвятой Троице составляет краеугольную истину христианского богословия. Человек не может возвыситься до нее своими естественными силами. Она дана нам в новозаветном Божественном Откровении. Однако и в священных книгах Ветхого Завета об этом есть прикровенные указания. Святые отцы отмечают, прежде всего, те места, где Бог говорит о Себе во множественном числе.

– И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему <…> , и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1:26-27). Сотворим человека (1:26) говорит о множественности лиц, а сотворил его (1:27) указывает на единство Бога.

– И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (Быт.3:22).

– И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык <…> сойдем же и смешаем там язык их (Быт.11:6-7).

– И явился ему Господь у дубравы Мамре <…> Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли, – и сказал: Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего; и принесут немного воды, и омоют ноги ваши (Быт.18:1-4). Явились три мужа, а Авраам обращается как к одному: Владыка! <…> не пройди мимо раба Твоего.

Все святые отцы воспринимали эти места с точки зрения тринитарного учения. Так, святитель Василий Великий говорит: «Сотворим человека. Слышишь, христоборец, речь обращена к Участвующему в мироздании, к Тому, чрез Которого и веки сотворил. Сей… держит все словом силы Своей (Евр. 1:2-3)» (Беседы на Шестоднев. Беседа 9. О животных земных).

Также пишет и блаженный Августин: «Сотворим человека, по образу нашему и по подобию. Этими словами внушается нам мысль, как выразился бы я, о множественности лиц, ради Отца, Сына и Святаго Духа. Но вслед затем внушает нам мысль и о единстве Божества, говоря: и сотворил Бог человека по образу Божию. Слова эти имеют не тот смысл, будто бы Отец по образу Сына, или Сын — по образу Отца (в таком случае изречение по образу нашему было бы неверно, если бы человек сотворен был по образу одного только Отца, или одного Сына), а будто бы, вместо слов: сотвори Бог по образу Божию, сказано было: по образу своему. А раз теперь говорится: по образу Божию, между тем как выше было сказано: по образу нашему, этим означается, что упомянутая множественность лиц должна быть представляема не так, чтобы мы или называли, или верою содержали, или разумели многих богов, а так, чтобы Отца, Сына и Святаго Духа, ради каковой Троицы сказано: по образу нашему, мы принимали за одного Бога, для чего и сказано: по образу Божию» (О Книге Бытия буквально. Гл. XIX).

Подобным же образом толковали это место преподобный Ефрем Сирин, священномученик Ириней Лионский, святители Григорий Нисский, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский, Амвросий Медиоланский, блаженный Феодорит и др. Приведу рассуждение одного из видных учителей Церкви, последователя блаженного Августина, Фульгенция Руспийского (468 — 533 гг.): «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. Произнося слово образ в единственном числе, Он являет единство природы, по образу которой сотворен человек; когда же Он говорит: по образу Нашему во множественном числе, тем самым Он свидетельствует, что один и тот же Бог, по образу Которого был создан человек, не есть одно Лицо. Ведь если бы в этой единой сущности Отца, и Сына, и Святого Духа пребывало одно Лицо, в Писании не было бы сказано: По образу Нашему, но «По образу Моему»; и Бог не сказал бы Сотворим, но «Сотворю». А если бы в этих трех Лицах следовало разуметь или принимать на веру три субстанции, не было бы сказано По образу Нашему, но «По образам нашим», ибо у трех разных природ не может быть одного образа. Но так как человек называется сотворенным по единому образу единого Бога, в Святой Троице заключена одна Божественная сущность. И как ранее было сказано в Писании Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, так далее, чуть ниже, об этом уже сотворенном человеке сказано: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его. (О вере).

1. Приведенное место из книги Бытия сотворим человека (евр. наасэ адам) для иудейской экзегетики было непреодолимым камнем преткновения. Чаще всего встречается утверждение, что это Бог совещается с ангелами. Это нашло выражение в мидраше на книгу Бытия «Берешит Рабба» (около III в. по Р.Х.). Дальнейшие еврейские комментаторы Торы держались в основном этого толкования. У известного представителя средневековой иудейской экзегетики Шломо бен Ицхака (акроним – Раши; 1040 — 1105) читаем: «Сотворим человека. Отсюда делали вывод о мягкости Святого, благословен Он. Поскольку человек подобен ангелам и тем может вызвать зависть к себе, – Он держал совет с ними (с ангелами)» (Тора с комментарием РашиКнига Берейшис. Гл.1). В начале 20 века были опубликованы комментарии к Торе Йозефа Герца, «главного раввина Британской империи» (так стоит на титуле книги). Он идет еще дальше и доходит до отрицания всемогущества Творца: «В Торе не говорится: «Пусть будет человек сотворен” или «Пусть он будет сделан”, а сказано: «Давайте сделаем человека”. Здесь формула множественного числа указывает на сомнения и раздумья говорящего» (Тора. Пятикнижие и Гафтарот. М. – Иерусалим, 2005, с. 11).

Подобные заблуждения осмеивал еще святитель Василий Великий: «Так и враждующий против истины род – иудеи, будучи стеснены, говорят: много лиц, к которым было Божие слово. Ибо Ангелам, предстоящим Ему, говорит: сотворим человека. Иудейский вымысел, иудейскому только легкомыслию свойственное баснотворство! Чтобы не принять оного, вводят тысячи и, отвергая Сына, достоинство советодательства приписывают служителям: подобных нам рабов делают властелинами нашего сотворения. Усовершившийся человек возводится в достоинство Ангельское. Но какое создание может быть равно Создателю?» (Беседы на Шестоднев. Беседа 9).

Святитель Иоанн Златоуст по поводу иудейских толкований замечает. «Но спросим иудея и посмотрим, что он скажет относительно того, к кому сказано: сотворим человека по образу нашему? Это писание Моисея, которому они, говорят, веруют, а (на самом деле) не веруют, как и Христос сказал: «Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне.» (Ин. 5:46). Так, письмена – у них, а смысл – у нас. К кому же сказано: сотворим человека, и кому Господь предлагает такой совет? Это не потому, чтобы Он нуждался в совете и рассуждении; нет, этим образом речи Он хочет показать нам чрезвычайную честь, какую являет созидаемому человеку. Что же говорят эти (иудеи), которые доселе имеют покрывало на сердцах своих и не хотят понять смысла этих слов? Они говорят, что (Бог) сказал это ангелу или архангелу. О, безумие! О, великое бесстыдство! Как это возможно, чтоб ангел вступал в совещание с Господом, создание с Создателем? Дело ангелов состоит не в том, чтобы вступать в совещание (с Богом), а в том, чтобы предстоять и служить. И чтобы тебе увериться в этом, послушай, как велегласнейший Исаия о высших ангельских силах говорит, что видел херувимов, стоящих одесную Бога, и серафимов, покрывавших крыльями лица свои и ноги (Ис. 6:2). Это потому, что они не могли сносить исходящего оттуда сияния, но стояли с великим страхом и трепетом. Так прилично тварям предстоять Господу» (Беседы на книгу Бытия. Беседа VIII).

Филон Александрийский (ок. 25 г. до Р.Х. – ок. 50 г. по Р.Х.), соединявший иудаизм с греческой философией, в трактате «О сотворении мира согласно Моисею» говорит не только о совещании Бога с кем-то, но и соучастии в деле творения «других помощников». Так он пытался наивно решить вопрос о происхождении зла: лучшее в человеке дано Богом, а худшее – «помощниками». Такое объяснение полностью расходится с Писанием: «Богу, Отцу всего, было весьма свойственно сотворить невосприимчивое к пороку самостоятельно, без кого бы то ни было, из-за родства с Ним; не чуждым для Него было и безразличное, поскольку оно также не причастно враждебному Ему пороку, а смешанное — частью свойственно, а частью несвойственно, свойственно ради присутствующей в нем идеи лучшего, а несвойственно — из-за идеи враждебного и худшего. Поэтому только при появлении человека говорит, что Бог сказал «сотворим», что обнаруживает привлечение как бы других помощников, чтобы безукоризненные мысли и поступки человека правого относились к Богу, водительствующему всем, а противоположные — к другим из подвластных Ему, ибо следовало, чтобы Отец не был причиной зла в Своих порождениях, зло есть порок и порочные деяния. Весьма же хорошо, что, назвав род человеком, он делает различие, говоря, что были созданы виды мужской и женский (из них каждый по отдельности еще не получил облика), поскольку род составляют самые близкие виды и являются, как в зеркале, тем, кто способен остро видеть» (XXIV. 75-75). Эта мысль Филона, что при сотворении человека участвовали «другие помощники», решительно опровергается текстом Писания: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его (Быт.1:27). Вся Библия проникнута трепетной и благоговейной мыслью о непостижимом величии Бога, Который является единственным Творцом всего видимого и невидимого мира. Достаточно вспомнить 103-й псалом.

2. При комментарии к другому библейскому месту «вот, Адам стал как один из Нас» Раши проявляет своеобразную диалектику: «Ведь он единственный в своем роде среди нижних, как Я один среди вышних. А в чем его единственность? В познании добра и зла, которое не дано ни скоту, ни зверю». Но ведь в тексте однозначно: один из Нас, а не единственный в своем роде. Й. Герц прибегает к очевидной натяжке: «Всевышний говорит о Себе во множественном числе аналогично тому, как это принято в разговорной речи, в том случае, когда говорящий является важной особой». Странно. В тексте сказано не «Мы», а «один из Нас».

3. И сказал Господь… сойдем же и смешаем там язык их (Быт.11:6-7). В мидраше «Берешит Рабба» и комментариях Й. Герца это место объясняется так же, как и в их толковании Быт.1:26: «Обращение Всевышнего к ангелам». Это не согласуется с текстом Бытия: И рассеял их Господь оттуда по всей земле (Быт.11:8). Действует только один Бог. Значит, множественное число указывает на Божественный Совет трех Лиц.

Некоторые иудейские комментаторы утверждали, что в этих местах Бог беседует один Сам с Собой. На это святитель Василий Великий заметил: «Подлинно странное пустословие утверждать, что кто-нибудь сидит и сам себе приказывает, сам над собой назирает, сам себя понуждает властительски и настоятельски» (Беседы на Шестоднев. Беседа 9).

4. Обращение патриарха Авраама к трем Ангелам Владыка! Й. Герц объясняет как обращение к старшему из Ангелов (Тора. Пятикнижие и Гафтарот. М. – Иерусалим, 2005, с. 88). Однако как объяснить, что сами три Ангела беседуют с патриархом как будто не три, а один: И сказал Господь Аврааму: отчего это рассмеялась Сарра…? (Быт.18:13); И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама, что хочу делать! (Быт.18:17).

Приведенные места не исчерпывают темы. В Священном Писании Ветхого Завета есть совершенно определенные указания на Трехипостасного Бога: Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их (Пс. 32:6). В деле творения мира участвуют Господь (Отец), Слово Его и Дух.

Третье воскресенье по Пасхе называется Неделей святых жен мироносиц. Церковь специально выделила для их памяти особый день. Принято считать, что это воскресенье — международный православный женский день.

Вообще, когда дело касается женщин, то тут больше вопросов, чем ответов. Само сотворение женщины — это одно из самых интригующих чудес, описанных в Библии. Если помните, это 2-я глава книги Бытия. Там написано: «И сказал Господь Бог: «Нехорошо человеку быть одному. Сотворим ему помощника, соответствующего ему»». То есть до этого момента, когда Бог творил, Он говорил «хорошо весьма». Но вдруг выяснилось, что Адам один, и это нехорошо. Мы видим, что впервые за все время творения получилось что-то нехорошо: кого-то не хватило. А не хватило ее — женщины. И мы, мужчины, тоже соглашаемся с Богом, что без женщин нехорошо, что без женщин плохо. Но с ними непросто. Я состою в браке более десяти лет, но так и не разгадал тайну женской природы. И тогда я подумал, что надо спросить совета у более опытных людей, которые состоят в браке лет тридцать или более. У меня с ними произошел интересный разговор. «Когда ты говоришь по телефону, ты понимаешь, как он работает? Понимаешь, какие процессы происходят?». — «Нет». — «А это мешает тебе разговаривать по нему?». — «Не мешает». — «Вот так же и с женщиной. Понимаешь ты или не понимаешь — она прекрасна. Не пытайся разделить ее на составляющие. Так ничего не получится. Принимай ее такой, какая она есть». Значит, они тоже не разгадали эту загадку.

Библия немного приоткрывает завесу этой тайны. Священное Писание говорит, что женская природа дополняет мужскую. Женщина является помощником, однако не все с этим соглашаются. Действительно, как с этим можно согласиться? Получается, что мужчина главный, а женщина всего лишь помощница. Это несправедливо. Одна женщина говорит: «Ну, конечно, Библию написали мужики — пророки, апостолы. Все под себя писали, как вам, мужикам, надо». Действительно, Библия написана мужчинами, но диктовал-то Бог! И если ты не согласна со Священным Писанием, то у тебя проблемы не с мужем, а с Богом, а Бог менять свои планы не собирается. Ты можешь не соглашаться с Ним, ты можешь обижаться на Него, но изменить Его ты не сможешь. Бог не нуждается в изменении, потому что Он совершенен. Да, Он сотворил нас разными. Причем сделал Он это специально, чтобы мы друг друга дополняли, чтобы мы не могли обходиться друг без друга. Мужской ум и женский работают по-разному, но это не значит, что один хороший, а другой плохой. У мужчин есть способность к обобщающему рассуждению, а женщины больше разбираются в деталях. Поэтому женщины, как правило, не могли достичь успеха в создании опер, симфоний, математических моделей и философских концепций, но зато они преуспели в другом. Однако некоторым все равно обидно, что Бог сотворил их «помощниками». Получается, что они должны помогать, а им — нет. Но что такое «помощник»? В 16-й главе Евангелия от Иоанна Святой Дух назван Помощником и Утешителем, то есть Святой Дух — это Тот, Кто помогает и утешает. И Сам Христос неужели чувствует Себя униженным по отношению к Отцу только потому, что Он всего лишь Сын? Нет, конечно же.

Ну а как быть, если муж, например, неверующий. Одна женщина спросила: «А почему я должна ему подчиняться, если он неверующий, и вообще грубый и любит выпить?». Хорошо, мужу ты можешь не подчиняться, но Бога-то ты должна слушаться. Бог говорит через апостола Петра: «Вы, жены, повинуйтесь своим мужьям». Заметьте, Он не говорит: «Повинуйтесь хорошим мужьям, непьющим мужьям, верующим мужьям». Он говорит: «Повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покорились слову (мужья, которые не покорились слову — это как раз неверующие мужья.), житием жен своих, без слова привлекаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие». Это 1-е послание апостола Петра, 3-я глава. Когда эта женщина сама прочитала об этом в Священном Писании, то она решила изменить свое отношение к мужу. Что она сделала? Она привела себя в порядок, красиво уложила волосы, надела симпатичное платье, чтобы встретить мужа. Муж приходил с работы очень поздно, почти ночью. Раньше она ему говорила: «Там на кухне все есть, разогрей сам». А в этот вечер, когда он пришел, она приготовила вкусный горячий ужин. И когда он ее увидел, он сказал: «Знаешь, я тебе все равно зарплату не отдам, мне долги надо отдавать». Но она уже знала, что Бог от нее хочет, она знала, как правильно относиться к мужу. И это сработало, ведь Священное Писание врать же не будет. Такое отношение к мужу привело его потом в храм, и теперь они всей семьей ходят причащаться.

Конечно, это подвиг — вот так начать изменяться первой. Это подвиг — начать менять свое отношение. Это подвиг, который часто недоступен нам, мужчинам, потому что мы слишком угловатые и рассудочные. Именно рассудок подсказал апостолу, когда запахло жареным, что надо убежать и переждать, не высовываясь. А женщины были движимы не рассудком, а любящим сердцем. И когда все разбежались, именно они, женщины, остались с распятым Господом до конца, до последнего. И мы знаем, что произошло дальше: жизнь победила смерть, и Христос Своим Воскресением низложил ад. Но кто стал первым свидетелем этой победы? Кто стал первым свидетелем Христова Воскресения? Кому была дана величайшая привилегия увидеть Господа? Это были женщины. Вот за такую любовь, которая поборола страх, Господь первым возвестил им о Своем Воскресении. Женщин отличают чуткость, заботливость, кротость, теплота, отзывчивость и преданность. Они никогда не предадут: все разбегутся, а они останутся.

В этот день хочу поздравить вас, наши дорогие женщины, и пожелать вам помощи Божией, здоровья и сил. И хочу попросить вас, чтобы вы и дальше поддерживали и вдохновляли нас, мужчин, всегда слишком неуклюжих, рациональных и рассудочных.

Теги: Неделя жен-мироносиц женщина мужчина и женщина

Приглашаем Вас подписаться на рассылку портала «Православие в Татарстане». Православный календарь, Священное Писание, душеполезные публикации, новости, уведомления о предстоящих церковных событиях и паломнических поездках — всю эту полезную информацию Вы можете получать удобным способом на свой мобильный телефон по WhatsApp. 📲 Для подписки перейдите по .

Зачем Бог создал человека

Еще такой вопрос пришел к нам:

«Меня занимает вопрос, зачем было нужно Богу сотворить человека? Каков был Божий замысел о человеке? Планировался ли он таким несовершенным? Или что-то случилось? Какой-то сбой произошел?».

Удивительно, но на этот вопрос нет ответа.

Нам трудно понять Божий замысел. Потому что несоизмеримо по отношению к человеку велик Бог.

Бог предназначил человека к совершенству и к счастью, а человек опираясь на свою свободу, и используя свою свободу, от этого совершенства и счастья добровольно отказался.

Почему Богу нужна вся драма человеческой истории? С ее взлетами и падениями? С радостью и страданиями? Человеческий разум не может этого понять. А что же нам остается? А нам остается верить в Бога. И жить по Божьему закону. «Тот, кто веру имеет и крестится, тот спасен будет». Какие ясные и простые слова.

В глубине религиозного опыта мы находим ответы. Не рациональные ответы. Ответы на уровне сердца, жизни. Ответы на уровне всей жизни. Всего своего бытия. Поэтому понимая то, что Божественный путь, замысел, промысел сокрыт от человека, мы должны довериться Богу и это доверие обречь в реальные категории нашей жизни. Мы должны научиться жить по Божьей воле. И стараться эту волю не нарушать.

Программа подготовлена по материалам «Первого канала».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *