Как стать старообрядцем?

О домах и быте жителей староверческих деревень на берегу Енисея и в тайге — в репортаже Веры Луньковой Читать в полной версии (Фото: Андрей Картавцев)

На берегах реки Енисей в Сибири сегодня проживает несколько тысяч старообрядцев. Они селятся не только в глухих скитах, но и в многолюдных селах. Одним из таких населенных пунктов является село Ярцево Енисейского района Красноярского края с населением около 2 тыс. человек.

Многие старообрядцы, живущие здесь, отказываются от паспортов, регистрации, пенсии и различных пособий. Они объясняют это господством антихриста в современной России и нежеланием связываться с государством. В их домах нет телевизоров, микроволновых печей и Wi-Fi, под запретом алкоголь и сигареты, а стиральной машиной разрешено пользоваться только с благословения наставника.

Попасть в деревню крайне сложно, да и незваным гостям здесь не очень рады. Мне удалось добраться сюда по реке вместе с экспедицией в рамках круиза на лайнере «Максим Горький 5*», который курсирует по Енисею и делает остановки в самых диких местах Сибири. Местные жители могут покинуть деревню только на лодках и изредка прилетающих сюда вертолетах.

Видеозарисовка: Как живут в селе Ярцево Енисейского района Красноярского края

Как выглядит деревня староверов

В Ярцево у меня создалось ощущение, что я попала в деревню из старого фильма. Однако все здесь перемешалось — женщины в длинных сарафанах и платках, как из русской сказки, модно одетые подростки, старые дома с ажурными окнами, «жигули», советские мотоциклы, старинные деревянные лодки, индюки, куры и огромное количество бегающих без присмотра детей. Я не увидела здесь ни одного полицейского, на всю деревню один врач, но подавляющая часть старообрядцев не признает местную медицину и отказывается пить лекарства. В центре села — четырехэтажная школа и православный храм, неподалеку от которого община староверов строит свой собор.

Дом староверов (Фото: Андрей Картавцев)

Большинство старообрядцев в Ярцево живут в кирпичных домах или срубах. Мирских в свои дома они не пускают. Мне удалось пообщаться с семьей староверов из семи человек, которые разрешили посмотреть, как выглядит одна из комнат в их доме и участок. Они ведут более современный образ жизни, чем старшее поколение, — мужчины не носят бороду и даже ездят на автомобиле.

Лодки для ловли рыбы (Фото: Андрей Картавцев)

«Дом мы купили сразу же, когда переехали сюда из Ангары в Иркутской области. Жизнь здесь спокойная, размеренная. Однако многие местные, наоборот, уезжают в поисках работы в другие города. Говорят, здесь раньше было много предприятий. Мы живем за счет своего хозяйства — вся семья работает на огороде. На Енисее легко поймать самую разную рыбу — щук, осетров, карасей, пелядь. Нам здесь нравится. Сейчас еще и собор строят, можно будет всем вместе молиться», — рассказал отец семейства Сергей.

Дом староверов (Фото: Андрей Картавцев)

В комнате, которую показала семья, — принадлежности для охоты и рыбалки, прялка и множество книг, в том числе старинных, для молитв, которые передаются из поколения в поколение. На стенах висит праздничная молитвенная одежда для служб — кафтан, азям, сарафан, платок и пляс. «Женщина после замужества должна носить такую одежду не только на молитвы, но и в обыденной жизни. Голова обязательно должна быть покрыта двумя платками», — рассказал Сергей. Он уточнил, что одежду в основном принято шить самим, но ткани иногда покупают в магазинах.

Здесь староверы шьют свою одежду, однако у многих уже есть швейные машинки (Фото: Андрей Картавцев)

Староверы рассказали, что у большинства жителей деревни в домах есть печи и даже разрешены духовки. В каждой комнате — красный угол с иконами для молитвы, которую совершают не меньше пяти раз в день. Иконы староверов отличаются от православных — они выполнены из меди или бронзы. Телевизоров, компьютеров, микроволновых печей и другой техники здесь не найти. Однако по благословению наставника пожилые люди могут использовать стиральные машины.

Мальчик помогает маме плести обереги (Фото: Андрей Картавцев)

Комнат, как правило, не меньше трех, ведь семьи здесь большие. Помимо дома, на каждом участке есть баня и хозяйственные постройки. Старообрядцы объяснили, что живут за счет сельского хозяйства — выращивают овощи и фрукты, разводят кур, коров, коз, поросят, пчел. Запасов хватает, чтобы пережить суровые сибирские морозы. Часть продуктов они продают, однако оплата разрешена только наличными. Кредитные карты, по их мнению, также являются изобретением антихриста.

Грядка (Фото: Андрей Картавцев)

Во дворе я поговорила с Петром, сыном Сергея. Ему 9 лет. Вот его рассказ:

— Семь лет назад мы c родителями и пятью братьями переехали в Ярцево из Ангары. Купили у местных дом из кирпича и дерева. Потом своими силами достроили его и переделали. У нас два этажа, на втором — две спальни, на первом — зал и ванная комната с туалетом. Также есть кухня с печью и духовкой. Телевизора у нас нет, а интернет здесь плохой. Им разрешают крайне редко пользоваться. Если пользоваться часто, то накажут и наложат епитимью.

У нас во всех комнатах красные углы, где мы молимся перед сном и едой. Есть также специальное место для хранения книг, которые достались по наследству от предков. Обычно при пожаре в доме все спасают деньги и документы, а мы — иконы и книги. Документы для нас не важны.

Родители занимаются сельским хозяйством. У нас три коровы, 11 гусей, петух и две курицы. За домом большой огород, где мы с братьями помогаем родителям после школы. Братья также делают посуду из дерева, а мама шьет нам одежду и плетет обереги. Они у нас являются обязательными, так же как и крест.

Сейчас община строит собор, но, мне кажется, места там для всех маловато. Но в основном мы все равно молимся дома. Когда вырасту, думаю, тоже построю свой дом. У нас, кстати, чтобы получить благословение на женитьбу, нужно обязательно построить или купить свой дом. Уезжать из Ярцево я не хочу, уже привык и завел много хороших друзей. Хотя все больше семей покидают деревню в поисках работы. Когда вырасту, хочу стать дальнобойщиком и путешествовать по России.

Староверы в скитах

Староверы-отшельники, которые выбирают более строгий уклад жизни, селятся в скитах, ближе к тайге. Их жилища представляют собой небольшие срубы или избы из деревянных досок. Здесь есть лежанка без подушки, стол, стул, книги и красный угол с иконами. Большую часть времени в скитах старообрядцы проводят в молитве. Распорядок строже, чем в монастыре. В некоторых из таких поселений есть тайные выходы на случай гонений, а в домах скрыты чердаки на случай «раскулачиваний».

Все скиты закрыты для посещения посторонних. Считается, что некоторые кельи на берегах Енисея объединяют подземные ходы. Связь с миром у скитских староверов происходит через благодетелей. Весной они доставляют отшельникам необходимые продукты питания — рис, пшеницу, соль и сахар.

Пасека (Фото: Андрей Картавцев)

Особенности быта

Самым главным отличием в быту старообрядцев является особое отношение к кухонным принадлежностям. У каждого члена семьи старовера своя собственная «христианская» — «чистая» — посуда. «Еду, выращенную на собственном огороде и купленную в магазинах, мы едим из разных тарелок. После трапезы каждый сам моет свою посуду и ставит в отдельно отведенное место в шкафу», — рассказал старовер Петя. Он уточнил, что для гостей старообрядцы держат отдельную — мирскую — утварь. При этом если из посуды поел представитель другой религии, ее считают оскверненной и «исправляют», проводя обряд освящения огнем и водой. Также к «поганой» относится вся посуда, которую не покрыли каким-либо предметом.

Вид на село (Фото: Андрей Картавцев)

Представители старообрядческих течений верят в то, что в воде и продуктах, оставленных открытыми, купаются бесы. Как утверждают старообрядцы, люди, употребившие в пищу соль или воду, в которых «искупались» нечистые, обязательно заболеют. Особенно строго правило, согласно которому следует накрывать любую посуду, действует в вечернее время. Если кто-то из членов семьи нечаянно оставит ведро с водой открытым на всю ночь, то пить ее запрещено. То же самое относится и к любой пище или напитку, который оставили на тарелке или в чашке, не накрыв каким-либо предметом.

Существует много мифов и небылиц по поводу старообрядцев. Именно поэтому один из пришедших в старую веру решил поделиться своим опытом с теми, кто хочет присоединиться к Русской Православной старообрядческой Церкви, но по каким-то причинам еще этого не сделал.

Миф №1. Старообрядцы — это секта!

Действительно, бытует такое мнение среди малопросвещенных людей, что старообрядцы — это довольно закрытая организация, как правило, состоящая из живущих в глуши людей, которые придерживаются старых традиций и обрядов.

Отчасти с этим можно было согласиться лет 200 назад, но сейчас старообрядцы, несмотря на свою самобытность и верность традициям, — это вполне современные люди, живущие в разных частях нашей необъятной страны, в том числе в густонаселенных мегаполисах.

НО! Старообрядцы никогда не были сектой! Это глупое и ошибочное мнение, не имеющее под собой никакого основания! Русская Православная старообрядческая Церковь — это церковь, существующая с момента крещения Руси в 988 году. Чтобы не быть голословным, рекомендую для начала прочитать книги русского старообрядческого апологета Фёдора Евфимьевича Мельникова — «Краткая история Русской Православной Старообрядческой Церкви», «Что такое старообрядчество» и российского историка С.А. Зеньковского «Русское старообрядчество».

Я житель Москвы, и, конечно, после того, как узнал о старообрядчестве, решил посетить кафедральный Покровский собор на Рогожском кладбище. Скажу честно, пошел я по наитию, форумы не читал, на официальный сайт Митрополии не заходил.

Был субботний летний день, я пришел к вечерней службе. Вообще, Рогожский посёлок — это очень атмосферное и сильное место, находясь там, так и чувствуешь всю мощь и древность православной веры.

Я зашел в храм, и первое, на что обратил внимание: служба уже началась (надо сказать, что в новообрядческой церкви вечерняя служба начинается примерно в 16-30). А когда я зашел, было около 16-00. Не успел я пройти и двух шагов, как ко мне подошла местная бабушка и спросила в упор: «Ты старообрядец?». На отрицательный ответ она лишь сказала, что нестарообрядцам можно стоять только в притворе (начало храма до колонн), вглубь храма ходить не следует, и что можно только смотреть на службу, то есть не участвовать в ней. Меня это сначала задело, я подумал: «Как это я такой весь православный и не имею права молиться и подходить к иконам?»,. Но за волной возмущения быстро последовало смирение, и я просто стал стоять и наблюдать.

Разве в секте будут относиться так строго к пришедшему человеку? Нет, наоборот, будут всячески зазывать и обещать горы золота и безграничное счастье, а тут ты пришел в храм Божий, так что будь добр быть смиренным и трепещущим перед Богом.

Миф №2. Старообрядцы неприветливые и злые

Этот миф бродит на всех старообрядческих форумах, причем его распространяют люди, о которых нам ничего неизвестно. То есть, например, пишет какой-нибудь «Василий 2000» (никнейм), о том, что старообрядцы злые, любят ругаться, нет у них благодати и все в этом духе. Причем приводит примеры из жизни каких-то знакомых или даже свои собственные.

Конечно, с овациями вас никто встречать не будет. Не ждите, что вы придете, и вас примут с распростертыми объятьями. История старообрядчества тяжелая. Как сказал Александр Антонов, председатель общины старообрядческого храма Николы чудотворца (м. Белорусская) в Москве: «Старообрядчество — это опыт трехсотлетнего выживания русского человека в экстремальных исторических условиях».

Вот и меня в тот день не особо жаловали местные бабушки гостеприимством, напротив, следили, не прохожу ли я вглубь храма, но сказать, что мне кто-то запрещал молиться (тогда еще по-новообрядчески), я не могу. Я молился вместе со всеми, как мог и умел. Конечно, я тогда не знал всех исторических тонкостей вопроса о расколе XVII века, поэтому мне казалось, что меня ущемляют в правах, как верующего человека. Однако, несмотря на всю сложившуюся ситуацию, мне было комфортно, я почувствовал мощь, истинный дух православной веры. Это не описать словами, это надо прочувствовать! Позже к середине службы ко мне подошла та же самая бабушка и сказала, что сейчас будет петь хор, что такого в новообрядческой церкви я не слышал, и, надо сказать, она оказалась права! Когда поёт клирос, то в храме создается такая благодатная атмосфера, что, кажется, ты находишься перед вратами рая. Я не преувеличиваю! Просто это надо услышать самому! В целом люди в храме мне показались довольно миролюбивыми, а по отношению ко мне — нейтральными.

Для примера могу сказать, что в новообрядческой церкви действительно никто не запретит вам ходить по храму, креститься когда угодно и целовать иконы, но вместе с этим такое равнодушие царит там во всём. Я много раз подходил к монахам в монастырях или священникам, но не получал от них никакой отдачи, то есть духовного общения, они были вечно занятыми. Опять же хочу сделать оговорку, что это лично мой опыт, не исключаю, что у других могло быть иначе (да и, в конце концов, никто не был обязан со мной общаться). Тут же при всей внешней строгости и нейтральности я почувствовал неравнодушие ко мне тех же бабушек: они подходили, интересовались, почему я пришел, что меня побудило, понравилась ли мне служба, и это было по-человечески приятно.

Миф №3. Cтарообрядцы — это фарисеи, им главное обряд!

Это главный миф, которым прикрываются новообрядческие миссионеры, ссылаясь на то, что старообрядцы сами подтверждают это мнение, называя себя староОБРЯДцами.

Очень часто приходится слышать, что старообрядцы — законники, что у них нет благодати в отличие от новообрядцев, у которых, по их же мнению, царит полнейшая любовь и понимание. Мой опыт говорит о том, что это лукавство чистой воды. Под благодатью многие новообрядцы понимают распущенность и только. Да, вот так просто! Можно нарушить пост или прийти в церковь в неподобающем виде. При этом они еще говорят, что Исус нас этому учил и начинают приводить отрывки из Евангелия. Я лично не думаю, что Исус нас учил вседозволенности. Да, церковь — для человека, но это не значит, что можно специально делать себе послабления, ссылаясь на благодать.

Старообрядчество — это как форма, так и содержание, эти два понятия неразделимы. На этом основана Русская Православная старообрядческая Церковь.

Могу привести такой пример, что у каждого прихожанина новообрядческой церкви (ну или почти у каждого) возникало какое-то ощущение двойного стандарта. Некоторые новообрядческие батюшки говорят о сребролюбии, стяжательстве, а сами носят дорогие часы, ездят на шикарных машинах. Да и примеров много, я не хочу кого-то осуждать, упаси Бог! Но чувство неискренности и какой-то фальшивости имеет место быть (кстати, атеисты и ненавистники Православия очень любят приводить такие примеры, о которых я написал выше, и им трудно что-либо возразить)! Там, по моему мнению, форма иногда отличается от содержания.

Старообрядцы — это, прежде всего молитвенники. Если вы будете на службе в старообрядческом храме, то без труда заметите, что все прихожане носят с собой лестовки (это четки, только исконно русские). Конечно, это не значит, что все старообрядцы поголовно молятся день и ночь, но четкое понимание того, что надо молиться и дома, а не только в храме, у старообрядцев есть.

Возвращаясь к своей истории, я хочу сказать, что все-таки не все так идеально, как может показаться с первого взгляда в моём повествовании. Старообрядцы зачастую бывают очень строги к вновь пришедшим, чуть помягче к оглашенным. Это, конечно, факт, который имеет место быть. Ведь все мы люди, все мы грешные, но надо человеку помогать, а иногда получается так, что не особо умелый подход бабушек к гостям отвращает людей от Церкви, и это очень печально. Я, например, человек верующий и знающий, что такое смирение, погасил в себе возмущение, но люди же все разные, бывают вспыльчивые или обидчивые: человек промолчит, но глубоко обидится. Вот над этим, я считаю, надо работать нашим прихожанам.

Тем временем я начал ходить каждую неделю в храм, меня уже стали узнавать, кивать головой (форма приветствия в храме), а я продолжал стоять в притворе и наблюдать, молясь про себя. Есть такой момент на воскресной службе, когда начинается Литургия, и оглашенным надо выйти из храма. В этот момент, как я понял, многие обижаются, а некоторые начинают спорить, вплоть до ругани. В первый раз меня никто не выгнал, та же самая бабушка подошла ко мне и сказала, как обстоят дела с оглашенными, но разрешила мне остаться. В тот раз я остался, но внутри мне стало как-то стыдно, все-таки есть правила, которые не стоит нарушать, и в дальнейшем я не стал злоупотреблять благосклонностью ко мне бабушек. Я сам выходил, когда нужно и сколько нужно стоял за стеклянными дверьми (за которыми все прекрасно видно и слышно!). Надо сказать, что практика вывода за стеклянные двери — новая, в старину притвор считался до колонн, это заповедовал митрополит Алимпий и так установлено и на последнем Совете Митрополии. Были случаи, когда меня пускали вглубь храма послушать проповедь нашего владыки митрополита Корнилия. Я очень полюбил его и его проповеди, это действительно искренний человек, пропускающий через себя все, что говорит, каждое слово в его устах наполнено чувствами и глубочайшим смыслом. Бывало, пару раз меня пускали вглубь храма на молебен (после службы). После того, как я точно для себя решил, что перейду, я попросил ту самую бабушку о том, чтобы она сказала священнику, что с ним хочет поговорить человек по поводу перевода. Сразу же после службы она обратилась к священнику, и он без промедления подошел, пообщался со мной, и мы даже вместе сходили в церковную лавку, где он посоветовал купить нужную литературу. После чего батюшка проводил меня до остановки, в общем, впечатления у меня остались очень и очень хорошими!

Так что, как видите на моём примере, старообрядцы — это не законники, просто ведите себя по-человечески сами.

В итоге после полугода раздумий и пары месяцев посещения храма я перешел в Русскую Православную старообрядческую Церковь! Вместе с переходом я обрел благодать и духовное спокойствие, которого у меня не было раньше. Сейчас я стараюсь ходить в храм на каждую воскресную службу, на праздники, да и вообще просто, когда есть возможность! Я чувствую себя поистине частью Христовой церкви. От всей души желаю этого и вам!

Слава Богу за всё!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *