Как жили арабы в средние века?

Разложение первобытнообщинного строя арабов в VI-VII веках.

Арабские племена с древних времен населяли Разложение Аравийский полуостров, площадь которого равна поверхности Европы. Природа Аравии мало приветлива. Лишь на юго-западе полуострова на-VI-VII веках, ходится «счастливая страна» (как её называют арабы) с прекрасными почвами и богатой растительностью. Здесь уже в глубокой древности существовали высококультурные рабовладельческие государства.

Центральную часть полуострова занимают засушливые степи и пустыни. Лишь кое-где встречаются оазисы с рощами финиковых пальм. Возле оазисов жило оседлое население. Большую же часть страны населяли кочевые арабы — бедуины. Они занимались разведением овец и особенно верблюдов. Верблюд для бедуина — источник жизни. Бедуин утоляет жажду верблюжьим молоком, голод — верблюжьим мясом. Из шерсти верблюда бедуин делает себе одежду, из кожи — обувь, из шкур — стены кибитки. И даже верблюжий помёт используется как топливо.

Кочевое население Центральной Аравии жило в то время первобытнообщинным строем. Роды объединялись в племена, во главе родов и племён стояли старейшины — щейхи. Отдельные роды страшно враждовали между собой. Из-за обычая кровной мести в ходе беспрестанных междоусобиц гибли целые племена.

В VI-VII веках первобытнообщинный строй у бедуинов начал распадаться. Знать, обладавшая огромными стадами верблюдов, захватывала лучшие пастбища, водопои, наиболее плодородные земли возле оазисов. На этих землях она заводила табуны лошадей — знаменитых арабских скакунов. Основная же масса бедуинов и оседлых земледельцев влачила полуголодное существование. Многие бедуины совсем не имели верблюдов и, если не могли найти работы у знатных лиц, питались случайно убитыми дикими животными, а также ящерицами, саранчой и дикими финиками.

Мекка.

С западного побережья Аравии расположена гористая страна, богатая полезными ископаемыми. Здесь существовали рудники, развивалось ремесло, выросли города. Здесь же находился главный торговый центр Аравии — город Мекка. Каждую весну бедуины собирались в Мекку на ярмарку. Они продавали скот, кожи, шерсть и покупали ячменный хлеб и изделия местных ремесленников. Во время весенних ярмарок стихала вражда, прекращалась межплеменная резня, можно было свободно проехать по всем дорогам.

Делами в Мекке заправляли знатные люди, священники, купцы и ростовщики. Многие бедуинские племена и мекканские бедняки находились в долговой кабале у этих богачей.

В Мекке находился главный арабский храм, Кааба — каменное здание в форме куба (от слова «Кааба» произошло и самое слово «куб»). В его стену был вделан чёрный камень — метеорит, который упал с неба в незапамятные времена. Этот камень самый священным предмет для арабов. Каждый араб считает своим долгом хотя бы раз в жизни побывать в Мекке, выпить «святой воды» из источника возле Каабы и семикратно поцеловать чёрный камень. За это он надеялся попасть в рай. Мекканские жрецы получали большие доходы от паломников, приходивших поклониться Каабе. Но, кроме Каабы, каждое племя имело ещё своё особое божество.

Рабы, неимущий городской люд, окрестные бедуинские племена ненавидели алчных мекканских купцов и ростовщиков, жадных шейхов. Бедняки восставали против знати.

Чтобы легче было держать в повиновении простой люд, знать стремилась объединить арабов и направить их на завоевание соседних стран.

Возникновение ислама.

Но как сплотить племена бедуинов, разъединяемые раздираемые кровной враждой? Средством для объединения арабов явилась новая религия — ислам. По-арабски это слово означает «покорность», а исповедовающие ислам называются мусульманами, то есть «покорными богу». Около 610 года ислам стал проповедовать мекканский купец Мухаммед, или иначе Магомет (поэтому мусульман называют ещё магометанами). Проповеди Мухаммеда после его смерти были записаны в книгу, получившую название «Коран» (что значит «чтение»). Эта книга считается у мусульман священной.

Мухаммед говорил, что у всех рабов бог один — аллах, а он, Мухаммед, от имени аллаха пророчествует и учит людей. Как и христианские попы, Мухаммед учил, что мусульмане должны быть покорными и терпеливыми. За это их ждёт вечное блаженство в раю. Чтобы привлечь на свою сторону бедноту, Мухаммед осуждал ростовщиков.

Мухаммед призывал арабов прекратить междоусобицы и обратить своё оружие против тех, кто не верит в аллаха.

Знать и жрецы Мекки вначале враждебно отнеслись к Мухаммеду и его учению. Они боялись, как бы с принятием новой религии не упала роль Каабы. Но вскоре мекканская знать поняла, что Мухаммед не враг её, а защитник. Знатные мекканцы стали переходить в ислам, а чёрный камень в храме Каабы был объявлен главной мусульманской святыней.

С принятием общей религии арабы начали быстро объединяться.

Образование халифата.

После смерти Мухаммеда глава мусульман стал называться халифом (это слово означает «преемник»).

При первых халифах завершилось объединение всей Аравии и началось завоевание соседних стран. В то время соседние государства были слабыми; их раздирали внутренние войны.

Создав многочисленную конницу, арабы за короткий срок завоевали Ирак и Иран, отняли у Византии Сирию, Палестину и Египет. Знать этих стран попыталась организовать сопротивление арабам. Но трудящиеся, испытывавшие сильное угнетение, не желали защищать своих эксплуататоров.

На востоке арабы вторглись в Индию, на западе захватили всю Северную Африку, переправились через Гибралтарский пролив, завоевали Испанию и вторглись во Франкское королевство. Только франкам удалось остановить на западе наступление арабов.

Под власть халифов попали и территории, Средняя Азия, Закавказье. Но здесь армия халифов встретила упорное сопротивление, и некоторые области ей так и не удалось захватить.

Теперь из Мекки было трудно управлять огромной державой. Новой столицей стал город Дамаск в Сирии.

В результате завоеваний халифов в VII-VIII веках возникла огромная держава — Арабский халифат, раскинувшийся в трёх частях света: Азии, Африке и Европе.

  • < Установление феодального строя в Восточной Римской (Византийской) империи

Арабские завоевания VII—VIII вв. тесно связали христианский За­пад и исламский мир, отношения между которыми были непростыми. Христиане и мусульмане вдоволь навоевались между собой, но в то же время наладили и мирную торговлю и обменивались культурными дос­тижениями.

Создателями ислама были жители Аравии — арабы.

Аравийский полуостров с трех сторон омывается морями. Это насто­ящее царство песка. Почти всю его территорию покрывают песчаные и каменистые пустыни и полупустыни. Там нет рек, есть только сухие русла — вади. Дожди в Аравии выпадают только зимой. Тем не менее там всегда бурлила жизнь, был достаточно богатым растительный и жи­вотный мир. Но особое значение для Аравии имели древние караванные пути, соединяющие Восточное Средиземноморье со странами Востока. Средневековому населению Аравии выпало заниматься карманной торговлей — опасной, но очень прибыльной.

Арабский, купец. Восточная миниатюра

Люди селились в Аравии преимущественно в прибрежных районах, на краю пустыни — там издавна возникали торговые поселения. То есть жители Аравийского полуострова сумели приспособиться к суровым природно-климатическим условиям, хотя часто и чувствовали себя неза­щищенными и беспомощными. Населяли же Аравию преимущественно арабские племена, которые четко делились на арабов северных и южных. Северными арабами были храбрые и воинствующие бедуины («жители пустыни»), занимающиеся кочевым скотоводством и кара­ванной торговлей. Они с незапамятных времен использовали одногорбого верблюда, способно­го по несколько дней обходиться без воды, довольствоваться простой и грубой пищей (верб­люжьими колючками) и при этом везти на сво­ей спине груз в несколько сотен килограммов.

Арабы нагружают верблюда. С миниатюры, XIII в.

Они же изобрели бурдюк — кожаный мешок, в котором держали воду. Верблюды и бурдюки с водой позволяли им добираться до отдаленных пастбищ и снаряжать караваны едва ли не на край света. Наряду с торговлей бедуи­ны охотно организовывали военные похо­ды, занимались разбоем, грабя города, купцов и земледельцев. Южные же арабы отдавали преимущество земледелию и мо­реходству. Они выращивали финики, шелковицу, гранаты, персики, фиги, абрикосы, виноград, пшеницу, ячмень и прочие культуры, держали верблюдов, лошадей, овец, коз. Бедуины относились к ним пренебрежительно, считая достой­ным занятием только торговлю, ростов­щичество, военное дело и поэзию. Материал с сайта //iEssay.ru

Родственные связи у арабов были крепкими, ведь без них они, эти дети пустыни, не выжили б. Но до появления ислама арабы единым сообществом себя не считали и своего государства не образовали.

Мусульмане — те, кто исповедуют ислам.

Караванная торговля — торговля товарами, доставленными через пустыню на вьючных животных.

Бедуины — кочевники на Аравийском полуострове и в некоторых районах Северной Африки.

Ислам («покорность») — одна из мировых религий, распространен­ная в странах Ближнего и Среднего Востока.

На этой странице материал по темам:

  • дополнительный материал доклад на тему арабы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *