Каноника

Музыка древних греков дошла до нас в немногих образцах. Более многочисленные сведения сохранились о греческой музыкальной теории и музыкальной эстетике. О древнегреческой музыке рассказывают мифы (об Аполлоне, Орфее и др.), литература. В центре музыкально-эстетических воззрений греков – понятие об этосе. Этос – в древнегреческой музыкальной эстетике понятие о морально-воспитательной и общественно-организующей функции музыки. Греки устанавливали непосредственную связь между музыкальными образами и душевными состояниями и, исходя из этого, определяли выбор тех или иных музыкальных ладов, ритмов, музыкальных инструментов и т.п. Среди теоретиков были различные направления — каноники и гармоники, соответственно, последователи музыкально-теоретического учения и, т.е.математического (теория Пифагора) или слухового (теория Аристоксена) восприятия музыки.
Терминология, установленная в Древней Греции, — «музыка», «мелодия», «ритм», «гамма» и т. д. – до сих пор употребляется в музыкальной практике. Греки разработали учение о мелодии (мелопея, буквально – песнетворчество, в современном музыкознании соответствует термину «мелодика»), ритме, ладах. Основа древнегреческих ладов – тетрахорд, четырехступенный звукоряд (в пределах кварты). Помимо диатоники, греки знали хроматизм, энгармонизм. Лад, попевки, ритмы и т. п. объединялись понятием «ном» (в переводе с греческого буквально «закон» — в древнегреческой музыке напев, служащий прообразом для других мелодий). Метроритмическое строение музыки в большей мере зависело от стихосложения, основанного на различном соотношении кратких и долгих слогов (трохей, ямб, дактиль, анапест и т. д.). Звуки обозначались греческими и финикийскими буквами.
Первоначально в значительной степени связанная с культом (дифирамбы в честь Диониса, пеаны, посвященные Аполлону), Древнегреческая музыка постепенно приобрела самостоятельное значение. Вся поэтическая лирика греков пелась (хоровой унисон и сольное исполнение). В трагедиях и комедиях греков звучала музыка (хор, хоровой танец, позднее вокальное соло и дуэт). Греческие поэты и драматурги были и певцами, музыкантами, композиторами (Алкей, Анакреонт, Арион, Пиндар, Сапфо, Тиртей, Эсхил, Софокл, Еврипид и др.). Певцами были и исполнители эпических песен (аэды, рапсоды). Древнегреческая лира – эмблема музыки.
Музыка занимала большое место в общественной жизни греков. Обучение музыке вошло в систему воспитания детей, пение и игра на инструментах стали составной частью гимнастических и художественных (т. н. мусических) состязаний. Около 6-5 вв. до н. э. начала развиваться инструментальная музыка. Известны имена древнегреческих музыкантов: Терпандр, Сакад из Аргоса, Тимофей из Милета и др. Существовали союзы певцов и танцоров. В эллинистический период получили распространение оркестры.
Те же инструменты, которые были известны грекам уже в гомеровское время и которые они заимствовали у фригийцев и лидян, остались у них до позднейшего времени, но устройство их постепенно усложнялось. Усовершенствование инструментов началось вместе с развитием национальной греческой музыки, т.е. около VII в. до н. э., но не у всех эллинских племен и не для всех инструментов. Напротив, каждое племя усовершенствовало тот инструмент, который ему нравился больше других.

Любимыми инструментами славившихся своими музыкальными способностями аркадийцев были простая флейта и многоствольная цевница (сиринкс), считавшаяся изобретением бога Пана; беотийцы, и особенно фивяне, выбрали себе лидийскую флейту и короткую дудку; спартанцы, которые, как и вообще дорийские племена, музыкой занимались сравнительно мало, уже со времен Терпандра (VII в. до н. э.) отдали предпочтение лире, а афиняне — простой и двойной флейте.
Из струнных инструментов самыми древними были лира и кифара, изобретение которых приписывается самому Аполлону. Кифара первоначально служила гомерическим певцам аккомпанементом речитатива, как самостоятельный инструмент ее стал использовать Аристоник (около 700 г. до н. э.). Немного позднее, приблизительно около 650 г. до н. э., такое же самостоятельное значение приобрела и четырехструнная лира благодаря усовершенствованиям, сделан ным в ней Терпандром, который к четырем ее струнам прибавил еще три. Впоследствии форма лиры многократно изменялась, но число струн оставалось одно и то же до времен Александра, когда появились лиры с одиннадцатью струнами.
Из всех струнных инструментов, в разное время пришедших к грекам с Востока, прижились у них только лира и кифара. На музыкальные состязания, в одеоны и на празднества допускали только тех, кто играл либо на этих инструментах, либо на флейте, даже если это был странствующий музыкант (рис. 3).
Остальные струнные инструменты, родиной которых была Азия, не оказали никакого влияния на греческую музыку. Прежде всего это касается таких инструментов, издавна известных древним египтянам и народам Ближней и Средней Азии, как сорокаструнный эпигоний, двадцатитрехструнный магадие илипектис, барбитон, самвика, тригононидр.
Из них один тригонон, как усовершенствованная многострунная арфа, был принят и греками, но и на нем чаще всего играли только азиатские гетеры.
По дошедшим до нас изображениям греческих флейт трудно заметить какое-либо существенное отличие от нарисованных на египетских памятниках. Но такое отличие было, и заключалось оно прежде всего в том, что отверстие, в которое дуют, в греческих флейтах находилось посередине, а на египетской флейте — сбоку.
Из ударных инструментов кимвалы, тамбурины и кроталы (род деревянных или металлических кастаньет) использовались преимущественно при оргастических торжествах танцовщицами, которые сопровождали ими свои танцы.

В конце марта 2020 г. в Ватикане вышли из печати два традиционных издания Католической Церкви: «Annuario Pontificio» («Папский ежегодник») и «Annuarium Statisticum Eccleasiae» («Статистический ежегодник»). В них размещены подробные сведения о современном состоянии Католической Церкви.

Титул папы Римского, указанный в нынешнем «Папском ежегоднике», вызвал среди католиков бурную полемику. Папу Франциска стали обвинять и в отказе от титула «викария (наместника) Христа», и даже в узурпации власти в Католической Церкви.

В ситуации пытается разобраться проректор Киевской духовной академии Владимир Бурега.

Фото: EPA/UPG

«Папские ежегодники» как зеркало Католической Церкви

«Папский ежегодник» («Annuario Pontificio») – это официальное справочное издание Католической Церкви, которое существует с 1860 г. Как форма, так и содержание ежегодника неоднократно менялись, и лишь в 1940 г. окончательно сложился тот формат, в котором «Annuario Pontificio» выходит и по сей день. В ежегоднике приводятся полные списки здравствующих кардиналов, патриархов, митрополитов, архиепископов и епископов, перечислены все епархии, монашеские ордена и учебные заведения Католической Церкви, все структуры Римской курии и дипломатический корпус Ватикана, указаны почтовые и электронные адреса, телефоны и официальные Интернет-сайты всех этих структур. Кроме того, издание снабжено приложением, содержащим полезную историческую и статистическую информацию. В только что вышедшем выпуске «Папского ежегодника» представлена актуальная информация о католицизме по состоянию на начало 2020 года.

Фото: предоставлено автором ‘Папский ежегодник’ («Annuario Pontificio») 2020 года

Что касается «Статистического ежегодника», то тут приведены подробные статистические сведения о количестве католиков по всему миру и о динамике роста (уменьшения) их числа в разных странах и на разных континентах по состоянию на 2018 г.

Фото: предоставлено автором ‘Статистический ежегодник’ («Annuarium Statisticum Eccleasiae») 2017 года

Оба эти издания являются незаменимыми пособиями для всякого, кто желает получить из первых рук официальную информацию о католицизме.

Католицизм в современном мире: актуальные тенденции

Бюллетень Пресс-офиса Святого престола опубликовал краткий обзор современной статистики Католической Церкви, опираясь на «Статистический ежегодник». По официальным данным Ватикана, за пять лет (с 2013 по 2018 гг.) количество католиков в мире выросло примерно на 6 % (с 1 миллиарда 254 миллионов до 1 миллиарда 329 миллионов). По состоянию на конец 2018 г. католики составляли чуть менее 18 % населения Земли. Что касается населения отдельных континентов, то в Америке (Северной и Южной) католики составляют 63,7 % населения, в Европе – 39,7 %, в Океании – 26,3 %, в Африке – 19,4 %, в Азии – 3,3 %. Что касается территориального распределения членов Католической Церкви, то на Американском континенте проживает 48 % католиков, в Европе – 21,5 %, в Африке – около 18 %, в Азии – 11,1 %.

За указанные пять лет количество католических епископов в мире увеличилось примерно на 4% (с 5 173 до 5 377). При этом количество католических священников за этот же период несколько уменьшилось (на 0,3 %). Однако тут видна заметная диспропорция между континентами. Если в Европе количество католических священников уменьшилось за пять лет на 7%, в Африке их количество, наоборот, увеличилось на 14%, а в Америке – выросло на 11%. Интересно, что за указанные годы во всем мире заметно увеличилось количество постоянных диаконов (на 10%). К концу 2018 г. количество постоянных диаконов в Католической Церкви составило 47,5 тысяч.

Следует пояснить, что сегодня в Католической Церкви к диаконскому служению допускаются как женатые кандидаты, так и те, кто дает обет безбрачия. То есть для диаконов целибат (безбрачие) уже не является обязательным. Однако, для священников обязательный целибат сохраняется. Поэтому в случае рукоположения в диаконы женатого кандидата, он не имеет права претендовать на степень священника и считается «постоянным диаконом». Рост числа постоянных диаконов свидетельствует о том, что в Католической Церкви есть значительное количество пастырских призваний. Однако многие католики не готовы отказываться от семейной жизни ради священнического служения и потому предпочитают становиться «постоянными диаконами».

Фото: catholic-kharkiv.org Молитва перед рукоположением во диаконы

Заметным является общее уменьшение количества католических монахов, принесших вечные обеты, но не имеющих при этом священного сана. Если в 2013 г. их было более 55 000, то к концу 2018 г. стало менее 51 000. Но и здесь актуальны указанные тенденции по континентам. При общем снижении количества католических монахов в мире, в Африке и Азии наблюдается рост числа монахов (на 6,8% и 3,6% соответственно).

Уменьшилось и количество монахинь, принесших вечные обеты (с 694 тысяч до 642 тысяч). Но опять же, если в Европе их количество уменьшилось на 15%, а в Америке – на 12%, то в Африке их число выросло на 9%, а в Азии на 2,6%.

Аналогичные тенденции наблюдаются и в статистике воспитанников католических духовных семинарий, планирующих принять священный сан. С 2013 по 2018 гг. количество кандидатов в священство уменьшилось с 118 251 до 115 880, то есть примерно на 2%. Однако падение числа семинаристов актуально лишь для Европы и Америки. В Африке же их количество за пять лет выросло на 15,6%.

Подчеркнем, что в изданиях Ватикана приводится статистика самой Католической Церкви, которая составляется на основе данных, собранных по церковным каналам.

Таким образом, обнародованная статистика подтвердила тенденцию, которая оформилась на рубеже ХХ-ХХI вв. Влияние католицизма в Европе и Северной Америке заметно и неуклонно падает. Это проявляется и в уменьшении количества священников и кандидатов в священство, и в заметном уменьшении количества монахов. При этом в Африке и Азии очевиден рост количественных показателей Католической Церкви. Если традиционно на протяжении двух тысяч лет своей истории католицизм считался, прежде всего, религией Западной Европы, то сегодня Европа постепенно утрачивает статус «базового региона» Католической Церкви. Религиозная жизнь Западной Европы претерпевает глубокие трансформации. При этом мы видим заметные успехи католической миссии на других континентах (в Африке и Азии).

Фото: EPA/UPG

Папские титулы: исторические и актуальные

Если выход в свет «Статистического ежегодника» («Annuarium Statisticum Eccleasiae») не был особенно замечен прессой, то появление «Папского ежегодника» («Annuario Pontificio») за 2020 г. вызвало неожиданную полемику внутри Католической Церкви. Дело в том, что уже на первых страницах «Папского ежегодника» католиков ждал сюрприз. Традиционный титул папы Римского был здесь представлен в новом формате.

Следует пояснить, что «Папский ежегодник» всегда открывается официальным списком Римских пап, начиная с I в. и до современности. После этого списка приводятся сведения о папе, который занимает Римский престол в настоящий момент. Вплоть до 2019 г. включительно сведения о Римском епископе давались в неизменном формате. Сначала приводится его имя с прибавлением «епископ Рима», а на следующей странице дается полный титул папы, вслед за которым приводятся его краткие биографические данные (дата рождения, даты рукоположения в священника и епископа, возведения в кардиналы и избрания на папский престол). К настоящему времени полный титул Папы Римского выглядит так:

Епископ Рима,
Викарий Иисуса Христа,
Преемник князя апостолов,
Верховный понтифик Вселенской Церкви,
Примас Италии,
архиепископ и митрополит Римской провинции,
суверен государства Града Ватикана,
раб рабов Божиих.

Хотя для стороннего наблюдателя этот титул кажется не более чем набором высокопарных словосочетаний, в католическом церковном сознании каждый из элементов этого титула имеет ясное богословское или каноническое наполнение.

Так вот, в «Папском ежегоднике» 2020 года после имени «Франциск» указан лишь титул «Епископ Рима». А на следующей странице сначала даны его биографические сведения и лишь затем мелким шрифтом приведен полный перечень его титулов с неожиданной ремаркой: «исторические титулы» (итал. «titolo storico»). Таким образом, складывается впечатление, что папа Франциск сохраняет за собой только титул «Епископа Рима», а все остальные титулы указаны в ежегоднике лишь в виде своеобразной исторической справки. Многими это было воспринято как фактический отказ нынешнего папы от своего традиционного титулования.

Фото: предоставлено автором Страницы с папским титулом из ежегодников 2019 и 2020 гг.

Новый формат публикации папского титула вызвал жесткую критику со стороны консервативных кругов Католической Церкви. Так, немецкий католический ежегодник «Tagespost» обнародовал мнение по этому поводу бывшего префекта Конгрегации доктрины веры (это структура Римской курии, которая отвечает за сохранение в чистоте католического вероучения) кардинала Герхарда Людвига Мюллера. Он назвал новую редакцию титула «богословским варварством». Кардинал Мюллер подчеркнул, что, например, титул «Викарий Иисуса Христа» («викарий» – то есть «наместник») имеет для католиков догматическое значение. В традиционном титуле Римского епископа отражено учения о папе как наследника апостола Петра, который получил свои полномочия непосредственно от Христа. Это одна из главных основ католической веры. В новом же формате папского титула кардинал Мюллер усмотрел угрозу отказа от этого учения.

Еще более жестко высказался бывший папский нунций в США архиепископ Карло Мария Вигано. Его мнение приводит американское издание LifeSiteNews.com. Архиепископ Вигано заявил, что папа Франциск, переместив словосочетание «викарий Иисуса Христа» и «Преемник князя апостолов» в раздел «исторические титулы», тем самым дезавуировал свой статус наследника апостола Петра. По мнению Вигано, это является «вопиющим жестом». Вигано утверждает, что папа отныне «больше не признает себя викарием, а становится хозяином Церкви, свободным разрушать ее изнутри, не отвечая ни перед кем». Таким образом, папа Франциск, по мнению архиепископа Вигано, «попросту становится тираном».

Столь жесткая критика заставила Ватикан дать разъяснения по поводу нового формата публикации папского титула. Директор Пресс-офиса Святого Престола Маттео Бруни пояснил, что все титулы, которые в разное время усвоили себе папы, «исторически связаны с титулом Епископа Рима, поскольку когда конклав избирает главу Римской Церкви, то избранный одновременно приобретает все титулы, связанные с этим избранием». Маттео Бруни объяснил, что папа не отказывается ни от одного из «исторических титулов», а значит эти титулы не стали «реликтами прошлого» и сохраняют свою актуальность. В случае отказа папы от этих титулов, они были бы просто удалены из ежегодника. Но они в ежегоднике напечатаны, хотя и в новом формате.

Фото: предоставлено автором ‘ Папский ежегодник ‘ («Annuario Pontificio») 2020 года в раскрытом виде

Вполне очевидно, что формат публикации папского титула был изменен по личному распоряжению папы Франциска. И это вполне вписывается в общую тенденцию его правления. Буквально с первого дня своего пребывания на Римском престоле папа Франциск старается методично отказываться от пышных внешних признаков папской власти. В этом отношении квалификация витиеватых папских титулов как «исторических» полностью соответствует личному характеру папы Франциска. Он специально стремиться подчеркнуть, что является, прежде всего, епископом города Рима. Все же остальные «приращения» власти Римского епископа происходили на протяжении долгой истории Католической Церкви и являлись лишь дополнениями к изначальному его статусу.

Пока что нам не известно о какой-то официальной реакции на этот шаг папы Франциска со стороны Православных Церквей мира, но в целом изменение формата папского титула (пусть и незначительное) может позитивно повлиять на диалог между православными и католиками, в котором центральным вопросом остается проблема статуса Римского епископа.

«Левый берег», 8 апреля 2020

ЭПИКУР (Ἐπίκουρος) (341/342 – 271/270 до н.э.) – древнегреческий философ, основатель эпикуреизма – философского учения, популярного в Античности и имевшего последователей и почитателей в Новое время. Родился на о.Самос в семье афинянина. Учился философии у Навсифана, в 310 основал философскую школу сначала в Колофоне и Митилене, затем в Лампсаке. В 306 вместе с некоторыми учениками переехал в Афины и обосновался недалеко от Дипилонских ворот, где приобрел участок земли с садом. Школа получила название «Сад» (Κῆπος) и просуществовала более восьмисот лет.

Эпикур, по словам Диогена Лаэртия, был «изобильнейшим писателем и множеством своих книг превосходил всех» (X, 27). Однако из написанных им 300 произведений до нас дошли лишь его три письма к ученикам, Геродоту, Пифоклу и Менекею (жанр философских писем был популярен в эпикуреизме), отрывки из писем к другим лицам, собрания изречений «Главные мысли» и т.н. «Ватиканское собрание» (обнаруженное в конце 19 в. в греческом кодексе 14 в.); довольно большое число цитат из разных трудов в сочинениях поздних эпикурейцев, их оппонентов, а также отцов Церкви; кроме этого фрагменты из фундаментального труда Эпикура в 37 книгах «О природе», обнаруженные при расшифровке геркуланских папирусов.

Философское учение Эпикура имело практическую цель – указать людям путь к счастью. Он писал, что пусты слова того философа, которыми не врачуется человеческое страдание. Евдемонические искания определили характер всей его философской системы. Эпикур предложил людям «тетрафармакон» – четверолекарствие, способное излечить человечество от болезненного страха и указать путь к счастливой жизни: «Бог не внушает страха; смерть не внушает опасения; благо легко достижимо; зло легко претерпеваемо» (fr. 26 Arrighetti = Philod., πρὸς τους <sophistas> col. IѴ, 10–14). Эпикур стремился освободить человека от страха, в котором видел главный источник страдания. Этой задаче было подчинено его учение о природе. В «Главных мыслях» он писал: «Нельзя рассеять страх о самом главном, не постигнув природы Вселенной и подозревая, будто в баснях что-то все-таки есть. Поэтому чистого наслаждения нельзя получить без изучения природы» (XII).

В своей онтологии (физике) Эпикур был продолжателем атомистического учения Демокрита. Вселенная есть тела и пустота. Тела состоят из атомов, которые движутся вечно и непрерывно и не имеют никаких свойств, кроме вида, величины и веса. Во Вселенной множество миров, и наш мир возник из скопления атомов без внешнего вмешательства; «какова Вселенная теперь, такова она была вечно и вечно будет… ибо кроме Вселенной нет ничего» (X, 39). Эпикур выдвинул не только принцип самодвижения материи (атомы вечно движутся в пустоте), но и принцип ее самоорганизации: «Возникновение совершается тогда, когда необходимые для этого семена истекают из какого-либо мира, или междумирия, или нескольких миров, постепенно пребывая, расчленяясь… пока не наступит такая законченность и устойчивость, что заложенное основание не сможет уже ничего принимать» (Diog. L. X, 89). Развивая атомистическую доктрину, Эпикур создал теорию спонтанного отклонения атома от прямой линии (παρέγκλισις; у Лукреция – clinamen). Это учение расширило понятие атома как первопричины, послужило теоретическим основанием эпикурейской этики. Эпикур критиковал фатализм стоиков, отвергал представления о необходимости Демокрита (в специальном сочинении «Против Демокрита»). Он отвергал не только провиденциализм, но и телеологию и связанную с ней теодицею. Знаменитое заключение Эпикура о том, что представление о божестве как всеблагом промыслителе несовместимо с наличием зла на земле, известно в изложении Лактанция (De ira dei 13, 19).

Теория познания Эпикура – каноника – изложена им в трудах «О критерии, или Канон», во 2-й книге сочинения «О природе», в «Об образах» и др. Он писал, что существуют отпечатки (εἴδολα), образы, подобные по виду телам, но по тонкости далеко отстоящие от предметов, доступных чувственному восприятию. Эти копии, или образы, состоящие из тончайших атомов и исходящие от тел, сохраняют порядок, который имеют в телах, и, прямо попадая в органы чувств людей, образуют у них чувственные восприятия. Если же такие истечения носятся в воздухе, переплетаясь друг с другом, а затем проникают в людей через поры кожи, то образуются фантастические представления. Так, напр., смешение истечений от человека и коня вызывает представление о кентавре. На основе чувственных восприятий возникают единичные представления, а на их основе – общие представления или понятия, названные Эпикуром προλήψεις (пролепсисы) – «предвосхищения». Согласно Диогену Лаэртию, «предвосхищения» у эпикурейцев были тесно связаны с опытом и возникали на его основе – пролепсис есть воспоминание того, что часто являлось извне (Diog. L. X, 33), в отличие от стоиков, для которых это врожденное понятие о всеобщем (X, 54). Критерием истины, по Эпикуру, кроме ощущений, предвосхищений и претерпеваний (чувств), Диоген Лаэртий называет «образный бросок мыслей» (τὰς φανταστικὰς ἐπιβολὰς τῆς διανοίας). Содержание этого сложного понятия определяется как интуиция или как интеллектуальная интуиция. К.Бейли определял его, с одной стороны, как схватывание (восприятие) особо тонких образов и, с другой – как понимание подтвержденного ранее положения (С.Bailey, р. 274). М.Изнарди Паренте считает, что оно определяет деятельность разума по восприятию мгновенной эмпирической информации и поднятия ее на иной уровень, для того, чтобы превратить чувственные образы в интеллектуальные представления (M.Isnardi Parente, p. 28). Этот критерий чрезвычайно важен для понимания отношения эпикурейцев к галлюцинациям и сновидениям. Они, по мнению Эпикура, образуются из истечений от реально существующих предметов, смешиваясь в голове больного или спящего человека, поэтому, возникнув на основе истинных ощущений, тем не менее ложны.

Эпикур отвергал традиционную религию, представление о бессмертии души, возможность мантики, отрицал пророческую силу снов. Посидоний, Цицерон, Плутарх считали его атеистом, лишь формально признающим существование богов. Имя его упоминается в списке атеистов Клитомаха Карфагенского. Однако известно, что у Эпикура было специальное сочинение «О богах» (не сохранилось). В дошедшем до нас письме Эпикура к Менекею (Diog. L. X, 123–124) определены важнейшие принципы его теологии: 1) боги существуют, т.к. имеется очевидное знание о них; 2) истинное знание о богах образуется за счет предвосхищения (пролепсиса); 3) обывательское представление о богах ложно; 4) боги бессмертны и блаженны. В схолии к «Главным мыслям» отмечено, что непрерывное течение атомарных образов определяет антропоморфизм богов: «боги познаваемы разумом, одни – существуя в виде чисел, другие – в подобии формы, человекообразно возникая из непрерывного истечения подобных видностей, направленного в одно место» (Diog. L. X, 139). Боги атомарны и в силу изономии (т.е. равного количества смертных и бессмертных) бессмертны. Они блаженны, ни во что не вмешиваются и не нуждаются в культе. Цицерон отмечал, что, по мнению Эпикура, боги существуют, поскольку необходимо должна быть некая природа, столь превосходная, что лучше ее ничего нет (Cic. Nat. Deor. II, XVII, 46). Бог – идеал для невозмутимого эпикурейского мудреца, который живет, по словам Эпикура, «как бог среди людей» (Diog. L. X, 135). Это определило особенности благочестия Эпикура, выраженного в стремлении к подражанию богам и общению с ними путем созерцания атомарных истечений.

Этику Эпикура относят к натуралистическим моральным учениям, выводящим нравственность из потребности человека в удовольствии. В эпикуреизме атомистическому физическому «индивидуализму» соответствовал индивидуализм этический. Уверенность Эпикура в возможности счастья в земной жизни без вмешательства божественных сил, наряду с отрицанием бессмертия души и загробной жизни, вызвала критику эпикуреизма в христианстве. Эпикур считал естественным стремление человека к наслаждению, понимаемому как уклонение от страданий, и к достижению спокойного и радостного умиротворенного состояния духа. Он считал добродетельными и приятными только удовольствия, сообразные с природой, и отвергал порочные удовольствия, за которыми следует страдание, как несообразные с природой. Высшая добродетель – благоразумие (φρόνησης) – достигается в результате самостоятельного выбора. Это означает, что боги не определяют критерия нравственности, не выступают в качестве морального регулятора. В сочинениях зрелого Эпикура для характеристики блаженного состояния используются лишь негативные термины ἀπονία, ἀταραξία, ἀφοβία, указывающие на то, что счастье – это избавление от каких-либо зол. Эпикур считал, что душевные страдания хуже телесных и что, помимо наслаждений в движении (радости и веселья), существуют наслаждения покоя – безмятежность и отсутствие страдания. Диоген Лаэртий подчеркивал, что признание наслаждений покоя отличает Эпикура от киренаиков, признававших лишь наслаждения в движении (Diog. L. II, 85–86, 87–89). Из всего, что мудрость приготовила для счастливой жизни, самым значительным, приятным и плодотворным является для Эпикура дружба (Cic. De fınib. II, ХХ, 65).

Содержание эпикурейской этики было воспринято и развито гуманистами Возрождения, Спинозой, французскими просветителями, английскими утилитаристами, Фейербахом.

1. Epicuro, Opere, a cura di G.Arrighetti. Torino, 1960, 2 ed. 1973;

2. Epicurea, ed. H.Usener. Lipsiae, 1887 (repr. Stuttg., 1966);

3. Epicuro, Opere, a cura di M.Isnardi Parente. Torino, 1974, 2 ed. 1983;

4. Epicuri et Epicureorum scripta in Herculanensibus papyris servata, ed. A.Vogliano. В., 1928;

5. Epicurus. The extant remains with critical apparatus, transl. and noted by С.Bailey. Oxf., 1926;

6. Фрагменты Эпикура, сост. Φ.Α.Петровский. – В кн.: Лукреций. О природе вещей, т. 2. М.–Л., 1947;

7. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, пер. М.Л.Гаспарова. М., 1986, с. 369–411 (кн. 10).

Указатели:

1. Usener H. Glossarium Epicureum. Roma, 1977.

Литература:

1. Боричевский И.А. Древняя и современная философия науки в ее предельных понятиях. Научные письма Эпикура. М.–Л., 1925;

2. Шакир-Заде А.Р. Эпикур. М., 1963;

3. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М., 1979;

4. Васильева Т.В. Критерии эпикуровской каноники в интерпретации Лукреция и Цицерона. – В сб.: Из истории философского наследия древнего Средиземноморья, ч. 1. М., 1989, с. 40–62;

5. Шахнович М.М. Учение Эпикура об атрибутах богов. – В сб.: Философия религии и религиозная философия. СПб., 1995;

6. Bailey С. The Greek Atomists and Epicurus. Oxf., 1928;

7. Bignone E. L’Aristotle perduto e la formazione filosofica di Epicuro. Firenze, 1936;

8. Festugière A.-J. Epicure et ses Dieux. P., 1946;

9. De Witt N. Epicurus and his Philosophy. Minneapolis, 1954;

10. Merlan F. Studies in Epicurus and Aristotle. Wiesbaden, 1960;

11. Furley D. Two studies in Greek Atomists. Princeton, 1967;

12. Lemke D. Die Theologie Epikurs. Münch., 1973;

13. Konstan D. Some Aspects of Epicurean Psychology. Leiden, 1973;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *