Классификация поступков

Макрух

Макрух

Есть в жизни человека действия, влекущие за собой порицания и наказания. Ислам – богатая религия. Она предусмотрела все моменты правильного поведения правоверного мусульманина. Наряду с харамом, макрух несколько мягче трактуется в Исламе. Порицание и наказания для макруха отличаются от наказания за нарушения харам.

Толкование макруха

Под макрухом понимается запрещённое Аллахом действие, которое имеет более мягкие формы в отличие от харама. В Исламе различают два вида макруха: тахриман и танзихан.

Рассмотрим оба вида:

Макрух тахриман представляет собой категоричные запретные действия на серьёзные нарушения. Хадис провозглашает правило, запрещающее перебивать чужой торг или пытаться свататься к девушке, помолвленной с другим мусульманином. Что означают эти слова для правоверного мусульманина? Отношения между людьми установил Аллах и они основаны на безграничной любви к соплеменнику. Любые действия, нарушающие гармонию и дружбу приведут к разрушению общества. Такие действия наказываются строже всего.

Есть менее тяжкие по последствиям нарушения – макрух танзихан. Здесь предусматриваются правила поведения человека в бытовом плане. Согласно хадисам есть пищу с сильным запахом (лук, чеснок) при отправке в мечеть не стоит. Этот пример показывает правильное действие правоверного мусульманина в общении с соплеменниками. Нельзя причинять неудобства другим мусульманам.

На примерах видно, что совершение макруха не является серьёзным нарушением, но надо стараться этого себе не позволять.

Избегание макруха

В мире великое множество соблазнов в виде роскоши, красивых женщин, сладкой еды и многих других. Часто, когда человек подвергается искушению дьявола, может возникнуть ситуация нарушения различных запретов. Как действовать мусульманину в случае появления соблазна или невольного его допущения?

В первом случае, правоверный мусульманин должен стараться избегать тех мест и тех ситуаций, где может произойти забытие веры и отступление от слова истинного. Так он убережётся от дурного влияния. Тогда и совесть его будет очищена и это будет угодно Аллаху. Лучше посвятить себя молитвам для очищения души и освобождения сердца от скверны.

В случае, когда мусульманин нарушил повеление, Аллаха нужно обратиться к молитве и просить у Аллаха прощение. Аллах милостив и простит своего верного человека, но если молитва идёт от сердца и с большим усердием.

22

О ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ ПРОТИВОСТОЯТЬ АМОРАЛЬНЫМ ПРОЯВЛЕНИЯМ

Е.А. САВЧЕНКО

Поступки, действия человека, как нравственные, так и безнравственные, связаны с интересами, мотивами, направленностью, выполнением или невыполнением человеком своих моральных обязанностей.

Проблема формирования готовности личности к противодействию аморальным проявлениям в психолого-педагогическом плане остается малоисследованной, это побудило нас рассмотреть некоторые ее аспекты.

Было проведено исследование, в ходе которого осуществлялась разработка основ процесса формирования у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям. Роль ориентира при оценке различных поступков старшеклассников выполняла классификация поступков, предложенная А.В.Зосимовским . Согласно данной классификации, все поступки воспитанников подразделялись (условно) на три группы: 1) моральные, 2) аморальные, 3) нравственно неоднородные.

Группу моральных поступков составляют две подгруппы: а) собственно нравственные, б) репродуктивно-моральные действия. К первым относятся поступки, позитивный социальный смысл которых полностью соответствует внутренним установкам воспитанника, опирающимся на такие высокоморальные побудители, как моральный долг и честь, личная ответственность перед коллективом и обществом. Это именно те действия, которые человек совершает свободно, т.е. по собственной воле, сообразно

23

своим внутренним убеждениям. Выработка у школьников готовности к таким действиям и является главной целью морального воспитания.

Во вторую подгруппу моральных действий (репродуктивно-моральных) включены те общественно правильные поступки, которые хотя и совершаются добровольно, согласно личному выбору, однако не отличаются достаточно глубокой осознанностью. Их побуждают и регулируют обычно не собственные убеждения, а некритически (репродуктивно) усвоенные моральные взгляды и образцы поведения окружающих.

Группа аморальных поступков также имеет две подгруппы: а) поступки собственно аморальные, б) репродуктивно-безнравственные поступки. Первые являются антиподом собственно нравственных действий, их негативный социальный смысл адекватен содержанию внутренних установок воспитанников. Это поступки злонамеренные, осознанно совершенные вопреки хорошо известным требованиям правопорядка и нравственности. К ним причисляются достаточно грубые нарушения поведенческих норм, в частности открытое уклонение от участия в общественно важных делах, сокрытие отрицательных поступков сверстников. Такими проступками можно считать, например, злонамеренный срыв общих для всех мероприятий и замыслов, хищение или злостную порчу принадлежащего школе имущества, оскорбление педагогов, демонстративное неподчинение им и т.д.

Подгруппу непродуктивно-безнравственных действий, полярно соответствующих конформно-нравственным, составляют необдуманные проступки, совершаемые под влиянием условий среды. Они подразделяются на подражательно-конформные (возникшие в результате прямого заимствования разнообразных безнравственных действий), внушенные или суггестивные (результат внешнего побуждения к какому-либо неблаговидному действию, основанного на подверженности школьника влиянию безнравственных лиц); бездумно-привычные (воспроизведение усвоенных ранее необдуманных действий).

Третья группа нравственно неоднородных поступков состоит также из двух подгрупп. К первой подгруппе, названной подгруппой внешне моральных поступков, причисляются внешне вполне позитивные действия, не являющиеся таковыми по внутреннему, мотивационному содержанию. Эти поступки нравственно не свободные, принудительно-вынужденные, отчетливо распадающиеся по своему субъективному смыслу на действия двоякого рода: охранительно-оберегающие и корыстные. Охранительно-оберегающие действия школьник совершает из опасения в случае отказа от них стать объектом той или иной нежелательной для себя санкции педагогов, родителей, сверстников. К таким действиям относятся формальное выполнение нежелающим учиться школьником своих учебных обязанностей, его формальное участие в общем труде, соблюдение морально незрелым учеником внутренне чуждых ему правил общественной дисциплины и т.д. Что касается действий, названных корыстными, то они выполняются лишь постольку, поскольку это может помочь школьнику удовлетворить сугубо индивидуальные желания, интересы и потребности.

Второй разновидностью нравственно неоднородных поступков является подгруппа внешне аморальных поступков, но лишенных аморального намерения. Их можно подразделить на безнравственные по неведению — аффективные и нечаянные поступки.

24

К первым причисляются различного рода непродуманные проступки, совершаемые в силу тех или иных изъянов в моральных познаниях, ложного понимания долга, разнообразных ошибок в выборе средств достижения определенных нравственно положительных целей. Непосредственными причинами аффективных проступков могут быть психогенные травмы: обида, фрустрация, задетое самолюбие. Такого рода проступками необходимо считать, например, пререкания школьника с оскорбившим его учителем, неподчинение родителям и т.д. Наконец, нечаянные проступки — это немотивированные действия, вызываемые помимо воли школьника случайными неблагоприятными обстоятельствами.

Данная классификация позволяла нам не только фиксировать этическую сущность поступков старшеклассников, но и служила определенному прогнозу их нравственного развития.

В ходе разработки основ построения процесса формирования готовности к противодействию аморальным проявлениям в качестве исходного выступало понятие «готовность к деятельности».

Эти подходы обусловлены как спецификой рассматриваемой структуры деятельности, так и несовпадением теоретических подходов исследователей. Одни авторы рассматривают готовность к деятельности на личностном фоне (Е.А.Антипов, А.В.Веденов, А.Г.Ковалев, К.К.Платонов), другие — на функциональном (Н.Д.Левитов, Е.Л.Ильин, Л.С.Нерсесян, Г.М.Гаева), учитывается состояние психических функций; третьи — на комплексном уровне (Ф.Генов, мобилизационная готовность). Мы придерживаемся первого подхода: рассматриваем готовность к противодействию аморальному проявлению на личностном фоне, т.е. как личностное образование.

Когда готовность рассматривается как личностное образование, то она трактуется как целенаправленное выражение личности, включающее убеждения, взгляды, отношения, мотивы, чувства, волевые и интеллектуальные качества, знания, навыки, умения, установки, настроенность на определенное поведение, как выражение сформированности определенной системы качеств, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности.

Любая разновидность готовности обусловлена наличием у субъекта образа структуры определенного действия и постоянной интенции на его выполнение. Готовность включает в себя различного рода установки поведения, знание специальных способов деятельности, оценку своих возможностей в связи с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.

Исследования М.И.Дьяченко, Л.А.Кандыбовича показывают, что для возникновения состояния готовности к сложным видам деятельности необходимы:

осознание требований общества, коллектива, своих потребностей;

осознание задач, решение которых приведет к удовлетворению потребностей или достижению поставленной цели;

25

осмысление и оценка условий, в которых будут протекать предстоящие действия, актуализация опыта, связанного в прошлом с решением задач и выполнением требований подобного рода;

определение на основе опыта и оценки предстоящих условий деятельности наиболее вероятных и вспомогательных способов решения задач или выполнения требований;

прогнозирование проявления своих интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, оценка соотношения своих возможностей, уровня притязания и необходимости достижения определенного результата1.

Изучение сущности, структуры готовности к противодействию аморальным проявлениям осуществлялось нами в ходе опытно-экспериментальной работы.

Методом наблюдения, взаимооценивания, анкет, интервью, сочинений, независимых характеристик были выявлены старшеклассники, у которых исследуемое личностное образование приобрело устойчивый, ярко выраженный характер.

В ходе опытно-экспериментальной работы мы собрали достаточно обширный материал, позволяющий раскрыть структуру готовности старшеклассников к противодействию аморальным проявлениям. Соотнесение полученных экспериментальным путем материалов с результатами теоретического анализа позволило раскрыть содержание компонентов структуры исследуемой готовности.

Готовность к противодействию аморальным проявлениям отличается от других видов готовности своей структурой. Ее изучение мы вели с позиций структурно-функционального подхода как одного из основных разновидностей системного анализа. Суть данного подхода состоит в совместном исследовании строения и функционирования компонентов готовности к противодействию аморальным проявлениям.

Как сложное личностное образование готовность к противодействию аморальному проявлению включает следующие компоненты: мотивационно-ценностный, операционно-содержательный и эмоционально-волевой.

Содержание мотивационно-ценностного компонента составляют следующие мотивы и установки: потребность утверждать в окружающей среде нравственные образцы поведения; стремление к нравственному самосовершенствованию, понимание социальной значимости противодействия аморальным проявлениям, т.е. ценностное отношение к нравственным нормам и оценочное отношение к аморальным проявлениям.

Операционно-содержательный компонент составляют знания, навыки и способности: способность дать критический анализ поступка, оценку как нравственным, так и безнравственным действиям и их последствиям; способность к эмоциональному предвосхищению, к предвидению результатов поступка; умение убедить и переубедить другого человека.

Эмоционально-волевой компонент включает: самоконтроль, чувство ответственности, уверенности в себе; чувство долга; сопереживание; переживание положительного образа Я; самостоятельность, инициативность, решительность, мужество; удовлетворенность от морального поведения.

Достаточная развитость указанных компонентов и их целостное единство — показатель высокого уровня готовности к противодействию аморальному поведению.

26

Раскрыть сущность готовности к противодействию аморальным проявлениям — значит выявить внутренние связи компонентов между собой.

Мотивационно-ценностный компонент создает эмоционально положительное, ценностное отношение к нравственной деятельности. Но известно, что потребность в деятельности развивается на основе успешности ее осуществления. Успех обеспечивается развитостью операционно-содержательного и эмоционально-волевого компонентов.

Всех старшеклассников, обнаруживших высокий уровень готовности к противодействию аморальным проявлениям, отличают наличие положительного образа Я, чувство уверенности в себе, самостоятельность в суждениях и действиях.

Важную функцию в структуре готовности к противодействию аморальным проявлениям выполняет операционно-содержательный компонент, включающий моральные знания, умения и «образ» определенного действия.

На основе моральных знаний человека складывается оценочное отношение к самым различным явлениям действительности. Знание нравственных норм, принципов может позволить осознать ошибочность, ложность той или иной жизненной позиции.

Знания — центральное звено моральных убеждений. Просто знания и знания-убеждения различаются тем, что первые вообще могут забываться или не использоваться, а знания-убеждения не могут быть вне действия, вне поступков. Знания-убеждения являются одним из основных мотивов действия, важнейшим элементом моральной оценки, побудителем деятельности. Истинные убеждения включают в себя волевой компонент как необходимую предпосылку их реализации в поведении.

В блок моральных знаний старшеклассников о готовности к противодействию аморальным проявлениям мы включаем следующие необходимые знания:

о сущности нравственных норм и принципов;

о смысле противодействия аморальным проявлениям;

о способах противодействия аморальным проявлениям.

В значительной мере готовность старшеклассников к противодействию аморальным проявлениям определяется овладением специальными умениями.

В перечень умений, необходимых старшекласснику в противодействии аморальному, на наш взгляд, входят следующие: критически анализировать поступок и возможные его последствия; оценивать поведение окружающих и свое поведение в свете моральных норм; предъявлять нравственные требования, самому подчиняться требованиям других; самостоятельно принимать нравственные решения и реализовывать их в действиях; способствовать эмоциональному предвосхищению; убеждать и переубеждать, предвидеть результаты действий; защитить достоинство другого, эмоционально предвосхищать позитивные результаты; правильно выбирать необходимые средства в противодействии аморальным проявлениям.

Таков перечень обязательных умений старшеклассника, составляющих основу процессуального, или операционно-содержательного, компонента.

Формирование готовности к противодействию аморальным проявлениям невозможно без эмоционального отношения учащихся к самому противодействию, без волевого напряжения. Поэтому обратимся к эмоционально-волевому компоненту, который характеризуется положительным

27

отношением к моральной деятельности, эмоционально-чувственным напряжением, продолжительностью этого напряжения.

В подходе к определению механизма формирования у школьников готовности к противодействию аморальным проявлениям мы считаем необходимым уточнение роли, значимости моральных чувств.

Моральные чувства личности есть своеобразная эмоциональная форма отражения действительности и выражение отношения к ней. Механизм проявления моральных чувств дает основания предположить, что они выполняют своеобразную функцию интуитивного эмоционального знания, требующего поддержки интеллекта в ситуации противодействия аморальным проявлениям. Вместе с тем чувства весьма индивидуальны, неповторимы. Аморальное действие вызывает у окружающих осуждение, гнев, но чувства, выражающие отношение к одному и тому же поступку, проявляются у разных людей весьма различно. Простейшие моральные чувства выражают непосредственное оценочное отношение к свершившемуся. Их называют ситуативными чувствами.

Существует также группа высших моральных чувств, наиболее сложных по своему содержанию, устойчивых и имеющих большую значимость для мотивации, оценки нравственного поведения. В известном смысле эти чувства есть своеобразное «эмоциональное мышление», так как они в большей степени, чем другие, несут рациональный момент — осознание конкретной жизненной ситуации через призму соотношения личного и общественного.

В эмоционально-волевом компоненте готовности к противодействию аморальным проявлениям важная роль принадлежит именно высшим моральным чувствам: чувству гражданской ответственности, долга, совести.

Гражданская ответственность включает в себя осознание и положительное отношение человека к своим правам и обязанностям, внутреннюю готовность наиболее полно соотносить их с требованиями общества. Объективными показателями ответственности являются критика безнравственных проявлений, взаимопомощь, умение мобилизовать себя и других на противодействие аморальным проявлениям. Гражданская ответственность находит наиболее полное выражение в чувстве гражданского долга.

Наиболее специфическим саморегулятором гражданского поведения человека является совесть. Совесть — это не только чувство вины, стыда за содеянное во вред другим людям, но она и побуждает к свершению высоконравственных поступков. Сфера влияния совести шире, чем сфера гражданского долга.

В неразрывной связи с понятием долга находятся понятия гражданской чести и достоинства. В них в отличие от понятия «долг», где нравственные требования выражены в форме «надо», моральное требование выполняется ради сохранения и поддержки престижа в глазах других людей. Чувство собственного достоинства — это отраженный и преобразованный социальный интерес и потребность в гуманном отношении ко всякой личности, т.е. «опосредованный интерес других» (А.И.Титаренко). Чувство собственного достоинства не только помогает оценивать характер нравственной ситуации, но и служит импульсом для моральных поступков с четкой ценностной ориентацией.

Сущность готовности к противодействию аморальным проявлениям раскрывается также через ее роль в

28

развитии личности. Здесь мы выделяем следующие функции:

1) идейно-побудительную, выступающую существенной предпосылкой успеха в предстоящей моральной деятельности;

2) познавательно-оценочную, предусматривающую усвоение личностью нравственных требований общества к человеку; осознание этих требований как личностно значимых;

3) регулятивную, обеспечивающую сознательное, нравственно мотивированное поведение, реализацию активной нравственной позиции, выбор правильных нравственных решений и действий.

В этой совокупности функций главной, на наш взгляд, является идейно-побудительная (соответственно главному структурному компоненту — мотивационно-ценностному). Реализация этих функций в единстве приводит к саморазвитию личности в целом, повышению ее активности и творческих возможностей.

Нами выделены структурные и функциональные критерии исследуемой готовности. Структурные — призваны выражать целостные свойства готовности к противодействию аморальным проявлениям. Эти свойства присущи не отдельным сторонам, а личности в целом, т.е. «целостно готовой» к осуществлению противодействия аморальному. Проявляющиеся же свойства отдельных компонентов готовности есть функциональные критерии.

К структурным критериям мы относим: понимание старшеклассниками сущности противодействия аморальному проявлению; ценностное отношение к нравственным нормам и оценочное отношение к аморальным проявлениям, т.е. осознание личностью гуманных норм отношения человека к человеку и нетерпимое отношение к их нарушителям; проявление самостоятельности в принятии нравственных решений и реализации их в действиях; проявление требовательности к нравственному облику других и подчинение требованиям других; стремление к творческому преобразованию жизни и нравственному самосовершенствованию; стремление к утверждению гуманных взаимоотношений с другими.

К функциональным критериям относим практическую направленность моральных знаний, умений и способность их применять в различных жизненных ситуациях.

На основе проведенного исследования мы определяем готовность к противодействию аморальным проявлениям как интегративное личностное образование, представляющее собой одну из важнейших сторон общественной направленности личности.

Качественное проявление структурных и функциональных критериев находит отражение в следующих характеристиках старшеклассника, способного противодействовать аморальным проявлениям: а) развитое чувство человеческого достоинства; б) самостоятельность в принятии нравственных решений и действий;

в) устойчивое проявление нравственных принципов в любых жизненных обстоятельствах; г) критическое отношение к отступлениям от норм нравственности.

Сущность, структура готовности старшеклассников к противодействию аморальным проявлениям представлены в схеме.

29

Как же данная теоретическая модель обеспечивает практику воспитательной работы? Педагогическая деятельность реализуется через систему воспитательных воздействий педагогов, эффективность которых зависит от их содержания, формы, способов доведения до осознания, а также от условий воспитания и от уровня воспитанности

30

старшеклассников. Важное значение при этом имеют профессиональная и личностная зрелость педагога, его мастерство.Итак, уровень нравственной воспитанности старшеклассников, профессиональная зрелость педагога и методический инструментарий воздействия на личность — вот те три основных показателя, которые, по нашему мнению, достоверно отражают эффективность деятельности педагога по формированию у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям. Эта деятельность включает ряд этапов.

Первым этапом является анализ деятельности по нравственному воспитанию старшеклассников: диагноз нравственной воспитанности учащихся, в частности степень готовности противодействовать аморальным проявлениям в кругу сверстников.

На втором этапе педагогу необходимо выявить характер и арсенал основных воспитательных воздействий, оказывающих существенное влияние на формирование данной готовности.

На третьем этапе педагог должен организовать практическую деятельность старшеклассников, в которой каждый сможет реализовать свой нравственный потенциал.

Этот этап работы требует от педагога создания такого микроклимата в коллективе, который не терпит безнравственных поступков, в котором не место унижению человеческой чести и достоинства, в котором царят доверие и уважение. На данном этапе старшеклассники участвуют в проведении дискуссий и диспутов, собраний-характеристик, сократовских бесед: «Что значит быть современным?», «Что такое духовность?», «Учитесь властвовать собой…», «Что означает активная нравственная позиция человека?», а также участвуют в откровенных разговорах по оцениванию и взаимооцениванию поступков, действий. Нравственная активность старшеклассников проявляется в различных ситуациях. Создание воспитывающих ситуаций — один из основных методов формирования у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям.

Педагогическое руководство при этом заключается в активизации процесса самовоспитания старшеклассников.

О.С.Богданова и С.В.Черенкова предлагают в процессе нравственной деятельности старшеклассников в течение определенного периода времени (декады, месяца) вести самонаблюдение и фиксировать его результаты с помощью цветописи, т.е. в конце каждого дня, оценивая свои действия, старшеклассник закрашивает в специальной таблице квадрат. К примеру, сделано доброе дело — красный квадрат, день без него — синий, совершено действие, противоречащее нравственным нормам, — черный квадрат. Организуя подобную работу, педагогу важно помнить о постоянном стимулировании нравственного поведения воспитанников. Здесь важно подключить и такое средство, как нравственная взаимооценка, а также создание «реабилитационных ситуаций», когда «нарушители» нравственных норм могут реабилитировать себя в глазах сверстников, совершая добрые и нужные дела .

Проблемы нравственного воспитания сложны и порой противоречивы, поэтому действенными формами работы со старшеклассниками, на наш взгляд, выступают вечера вопросов и ответов, «Часы нравственного прозрения» («Красота спасет мир…» и др.), пресс-конференции по проблемам морали, встречи с этиками, юристами

31

социологами, а также конкретная практическая деятельность воспитанников. Анализ решений конфликтных ситуаций в системе межличностных отношений призваны помочь старшеклассникам обрести навыки критического подхода к себе и к другим, непримиримость к ложным установкам, навыки гуманного отношения к окружающим.

Возможности воспитательного процесса не ограничены в формировании у старшеклассников критического отношения к явлениям в окружающей действительности, самостоятельности в принятии нравственных решений и реализации их в действия, инициативы, т.е. тех составных компонентов, которые слагают интегративное личностное образование — готовность к противодействию аморальным проявлениям.

Важным моментом на всех этапах педагогической деятельности является регулярный анализ эффективности затрачиваемых воспитательных усилий, средств, приемов, определение ценности каждой формы работы и выделение при этом «коэффициента полезного действия» для каждого воспитанника и коллектива в целом.

Таким образом, в основе процесса формирования у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям лежит убеждение в том, что многоплановая педагогическая деятельность должна содержать образцы высоконравственного поведения, арсенал способов предупреждения аморальных проявлений, а в случае их свершения — «инструментарий» по их устранению из жизни коллектива воспитанников. Сложность деятельности педагога заключается в выработке у старшеклассников осознанного отношения к такой моральной категории, как противодействие аморальным проявлениям. Важно помочь юношам и девушкам осуществлять «перенос» приобретенного нравственного опыта из привычной ситуации в новые жизненные обстоятельства.

2. Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников: Книга для учителя. М., 1988.

3. Зосимовский А.В. О моральной оценке поступков учащихся // Сов. педагогика. 1976. № 7. С. 44-50.

4. Изучение эффективности процесса нравственного воспитания старшеклассников // Сб. научн. тр. / Отв. ред. С.В. Черенкова. М., 1985.

5. Савченко Е.А. Формирование у старшеклассников готовности к противодействию аморальным проявлениям: Методические рекомендации. Минск, 1989.

6. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М., 1981.

Исламский финансовый сектор в глобальном масштабе за последнее десятилетие двигался семимильными шагами, и это неудивительно – мусульмане насчитывают почти четверть населения планеты, их численность достигает 1,8 млрд, и растущая доля их стремится обращаться со своими финансами дозволенным образом по канонам религии. Исламские методы финансирования вызывают интерес и немусульман своими морально-этическими принципами.

Каноны ислама основываются на таких источниках права, как священный Коран, Сунна пророка Мухаммада (его изречения и поступки) и исламская юриспруденция (фикх, иджтихад).

Одним из основополагающих принципов исламских финансов является отказ от получения дохода в виде процента по вкладам и долгам – рибы. Рибой (ростовщичеством) считается любая необоснованная прибавка (надбавка), в которой относятся, в частности, проценты по кредитам и депозитам.

По канонам ислама, дохода следует добиваться посредством реальной экономической деятельности – торговли, производства, капиталовложений и т.п. Доход, полученный посредством деятельности, эквивалентной азартной игре, мусульмане не считают дозволенным. В этой связи стоит привести понятие майсир — в буквальном переводе с арабского — «азартная игра», получение прибыли в результате случайного стечения обстоятельств, сюда относится выигрыш в рулетку, по лотерейному билету, получение прибыли по деривативам и откровенно спекулятивное поведение (игра) на финансовых рынках.

Также в исламе налагается запрет на сделки по продаже имущества, которым продавец не владеет, которого нет в наличии. Речь идет о гараре («опасность») — элементе неопределенности, случайности или неясности в предмете договора или в отношении цены товара. В бытовом понимании это означает, что нельзя совершать куплю-продажу рыбы в море, которая еще не была поймана, фруктов, которые еще не начали поспевать на дереве, или еще неродившегося теленка. В финансовом плане с чрезмерной неопределенностью сопряжены деривативы, такие как опционы, фьючерсы, свопы и т.д. Также в число запрещенных входят короткие сделки на рынке акций. Отметим, что шариат не запрещает гарар полностью, ведь неопределенность связана с риском, а риск является элементом любого договора. Запрещен только чрезмерный, необоснованный гарар.

25 вопросов об исламских финансах

Кроме того, в основе сделок по исламским канонам лежит принцип разделения прибыли и рисков – никакой доход не может быть гарантированным, каждый предприниматель/инвестор берет на себя свою долю рисков и не может перекладывать их на других лиц.

Ислам также предписывает ряд морально-этических ограничений — религия запрещает мусульманам заниматься видами деятельности, сопряженными с вредом для здоровья населения, безнравственностью и насилием. То есть, по канонам ислама нельзя инвестировать в алкогольную и табачную отрасли, казино, выпуск аморальной медийной продукции (печатных изданий, фильмов «для взрослых»), производство свинины (запретной к употреблению согласно Корану), производство оружия и боеприпасов и т.п.

Исходя из всех этих регулирующих норм и формируется поведение мусульманского инвестора на финансовых рынках.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *