Клирики, это кто?

Клир (от греч. κλῆρος (клирос) – отломок чего-либо, использовавшийся в качестве жребия; наследство, владение (название церковного служения жребием встречается в Св. Писании (Деян. 1:17-25)) – 1) особый разряд членов Церкви — священнослужителей и церковнослужителей; 2) совокупность представителей этого разряда; 3) «наследие Божье», священное собрание (христиан) (1Пет.5:3).

Клирики разделяются на высших и низших. Высшие клирики – священнослужители, получающие благодать священства чрез хиротонию в алтаре. К высшим клирикам относятся иерархические степени епископа, пресвитера и диакона, образующие священноначалие.

Низшие клирики (например, чтецы и певцы) поставляются на свое служение чрез возложение епископской руки (хиротесию) вне алтаря, в храме. Они прислуживают при совершении богослужения в храме.

***

Состав Церкви

Все члены Церкви равны в своих возможностях к спасению, вхождению в Царство Небесное. Но как и во всяком живом организме, в церковном Теле каждый член имеет свое назначение: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же», – учит апостол Павел (1Кор. 12:4-5). В Послании к Ефесянам сказано:
«Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова; дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви» (Ефес. 4:11-16).
Все члены Церкви разделены на два основных разряда. Первый разряд составляют призванные Святым Духом чрез поставление совершать церковное служение: проповедовать, преподавать Таинства, заботиться о внешнем устройстве храма. Это клирики. Второй разряд составляют миряне, которые тоже являются участниками церковной жизни. Они участвуют и в учительстве церковном, но лишь по благословению священнослужителей, и как правило, вне храма, и в богослужении – своими молитвами, и в церковном управлении – в избрании священнослужителей, в распоряжении церковным имуществом.
Восточные Патриархи в Окружном послании от 6 мая 1848 г. писали, что «стражем благочестия» является «само Тело Церкви, то есть сам народ» . Этим они выразили одну из основных истин православного вероучения, отличающегося от католической доктрины с ее теократическим и клерикальным оттенком, с подчеркнутым разделением единого Тела Церкви на две церкви: учащую и учащуюся – разделением, не принятым в Православии».
протоиерей Владислав Цыпин. Церковное право

Посвящение в церковные степени

Принятие лиц в клир и назначение их на церковно-общественное служение совершается через установленное в Церкви посвящение. Оно наделяет избранного не только известными полномочиями на исполнение поручаемой ему должности, но и особой благодатной помощью для ее отправления.

Церковные степени и виды посвящения

Церковные степени подразделяются на два разряда – высший и низший. Со степенями первого разряда связано право совершать таинства и пасти Церковь Христову; это – иерархические степени; посвящение в них есть таинство священства, иначе называемое рукоположением или хиротонией; возведенные в них называются священнослужителями. Низший разряд включает в себя различные служебные должности, которые не дают духовной власти в Церкви и которые, по постановлениям древней Церкви, являются подготовительными к иерархическим степеням (начаток священства).

Посвящение в них не принадлежит к числу таинств и состоит только в благословении архиерея, с возложением его рук на посвящаемого и молитвой (хиротесия). Назначенные на эти должности называются церковнослужителями, причетниками (т.е. причтенными к духовенству).
Главных и необходимых в церкви священнослужительских степеней три: епископская (архиерейская), пресвитерская (иерейская) и диаконская. Получившие преимущество первенства среди пресвитеров называются протоиереями и протопресвитерами, а среди диаконов – протодиаконами и архидиаконами. Хотя каждый, рукополагаемый во 2-ю степень священства, провозглашается, при совершении посвящения, именем пресвитера (а не священника или иерея), равно как и производимый в протоиереи именуется при посвящении протопресвитером, тем не менее у нас пресвитерами имеют право называться только священники соборов: придворного, московского Благовещенского (также придворного) и Большого Успенского в Москве; звание же протопресвитера получило высшее значение, более почетное, чем протоиерейское. Возведение в эти звания также сопровождается особым чином посвящения, которое, впрочем, не есть таинство священства, также как и сами эти звания не являются особыми степенями священства. К церковнослужителям в древней Церкви принадлежали свещеносцы, парамонарии (пономари), чтецы, певцы, заклинатели и др. В настоящее время причетники называются у нас псаломщиками. Существует еще степень иподиакона (у нас – только при архиерейских кафедрах); хотя она принадлежит к церковно-служительским по посвящению, но наши законы приравнивают иподиаконов, в части их личных гражданских прав, к священнослужителям. Сами же церковные каноны требуют от иподиаконов таких же условий посвящения и образа жизни, как и от диаконов».
протоиерей В.Г. Певцов. Лекции по церковному праву.

***

В тексте употребляются глаголы множественного числа (там, где это необходимо), когда речь идет об опыте автор_ки, т.к. автор_ка использует для себя местоимение «they/они», которое позволяет избежать гендерированных окончаний при разговоре о себе — прим. ред.
Какое-то время я думали, что я гей. И, возможно, я им были часть этого времени — нет ничего плохого в том, чтобы быть геем. Но сейчас это определенно не про меня.
Я так считали, потому что думали, что я мужчина. И я думали, что меня привлекают только мужчины.
Сложно сказать, какого я гендера — если он у меня вообще есть. К тому моменту, когда я это поняли, я уже знали, что меня привлекают не только мужчины и что так было и раньше. Кроме того, я поняли, что не знаю, что такое «влечение».
Я точно не гетеросексуал_ка — я не уверены, как я вообще могли бы быть ими без устойчивого ощущения своего гендера. И когда я начали всё это осознавать, я уже знали, что мне нужно пространство, чтобы исследовать все эти тонкости.
© Ruslan Khasanov
Разбираясь со всем этим, я поняли что если уж у меня должна быть какая-нибудь понятная для других идентичность (для тех, кому нужна стабильность в восприятии меня), то она была бы «квир».
Но только потому, что для меня «квир» по сути отрицает устойчивую идентификацию.
«Квир» имеет множество аспектов.
Некоторые используют это понятие, чтобы охватить все негетеросексуальные, нецисгендерные идентичности. Это можно понять: как я уже говорили, с моей точки зрения, этот термин даёт свободу исследовать гендер и сексуальность и включает в себя множество групп людей, которым необходима эта свобода, которые бросают вызов стабильности.
Многие негетеросексуальные, нецисгендерные люди идентифицируют себя как квир.
Но, хотя «квир» охватывает часть этого спектра, он им не ограничивается. Я не гей, не лесбиянка, не бисексуал_ка и не трансгендерн_ая человек. Я просто квир.
Есть люди, которых другие могли бы назвать «гетеросексуал_ками», если бы посмотрели на них и их партнёро_к и предположили бы их гендерную идентичность, — на самом деле эти люди вполне могут быть квир. При этом многие геи, лесбиянки и транс*люди не идентифицируют себя как квир.
Как и в случае с множеством других слов, которыми маргинализированные группы называли себя, у слова «квир» была неоднозначная история присвоения, множество спорных политических последствий и слишком противоречивый для некоторых, универсализирующий аспект.
Тем не менее, даже на Everyday Feminism слова «гомосексуал_ка» и «квир» иногда используются как синонимы. Я не собираюсь противопоставлять эти термины и не говорю, что они не могут иногда пересекаться. Но вот почему я думаю, что отделение одного от другого может помочь людям, которые всё ещё исследуют свои гендер и сексуальность.
© Ruslan Khasanov
1. «Квир» — это оскорбление для одних и присвоение слова для других
Я не историк_иня понятия «квир», и мне ещё многому предстоит научится, так что я буду опираться на основы. Вот что я знаю: «квир» дословно означает просто «странн_ая» или «своеобразн_ая», указывая на «отклонение от нормы». Его превратили в бранное слово, обозначающее людей с негетеросексуальными желаниями и поведением, лет сто назад.
У некоторых с этим словом связано слишком много боли. Я понимаю это.
Что же касается меня, то я за присвоение слов и захват власти у систем угнетения всякий раз, когда мы можем это сделать.
Вы не можете сказать мне, что поменяли смысл такого прекрасного слова, как «своеобразный», и что я потом не смогу отнять его у вас.
Кроме того, я не застали тех времён, когда слово «квир» широко использовалось как оскорбление, — так что мои чувства, очевидно, не объективны.
Движение за присвоение этого слова возникло сравнительно недавно, так же как и «квирность» как теория («квир-теория»). Слово «квир» в не столь далёком прошлом было оскорблением — это во многом объясняет последовательное сопротивление его использованию.
© Ruslan Khasanov
Квир-теоретик_ини, частично под влиянием работ французского философа Мишеля Фуко, обычно рассматривают сексуальность не отдельно от гендера, а вместе с ним, и подвергают сомнению и то, и другое. Многие возражают против идеи, что пол и гендер — это разные вещи, и исследуют ограничения, присущие бинарной гендерной перспективе.
Признанный наряду с Джудит Батлер и Ив Седжвик одним из самых влиятельных квир-теоретиков, Хосе Эстебан Муньос в своей книге «Пересекая утопию» объясняет: «Мы никогда не были квир, но в тоже время квирность существовала для нас как идеал, который может быть выделен из прошлого и с помощью которого можно было вообразить будущее. Будущее принадлежит квир».
Квирность была политической категорией, которая поднимала важные вопросы (но не обязательно давала ответы): «Что такое пол? Что такое гендер? Что такое сексуальность? Можем ли мы вообще знать это наверняка?»
Некоторые негетеросексуальные, нецисгендерные люди не считают эти политические вопросы приоритетными для себя — и это тоже нормально.
2. Исключение людей с небелым цветом кожи, гендерно-неконформных, небинарных и людей с другими идентичностями из «гейских» и «квирных» мест
Мой опыт (человека с чёрным цветом кожи, живущих в США) осмысления гендера и сексуальности будет сильно отличаться от похожего опыта человека с белым цветом кожи из другой страны. Это нормально и не значит, что мы не можем объединиться в нашей борьбе с цисгетеросексизмом.
Но эта солидарность часто направлена только в одну сторону.
Посмотрите на лидеров мирового ЛГБТ-движения — вы можете подумать, что смотрите церемонию вручения премии «Оскар».
Гей-движение белое. Мужское. Цисгендерное. Оно существует внутри гендерной бинарности, где есть только мужчины и женщины. Оно не про меня.
Это не значит, что небелые, немаскулинные и нецисгендерные люди не могут найти себя в этом пространстве или что они не могут создать свои собственные пространства внутри гей-движения. Но квирные места дают мне кое-что принципиально иное.
© Ruslan Khasanov
Как я говорили, квирность даёт возможность выйти за пределы ограниченных «нормальных» концепций идентичности. Она позволяет охватить весь спектр различий, а не только белых цисгендерных мужчин.
Но белый расистский цисгетеросексим проникает повсюду, и его почти невозможно избежать в современном мире.
Недавно белые квир-персона сказали мне, что, объявляя свою идентичность небинарной, я «занимаю место» небинарных людей, так как меня часто воспринимают как мужчину.
Эти персона могли себе представить только такое «квир-пространство», которое выглядело привычным им, и моему чёрному телу (которое они воспринимали как мужское) не было места даже в их квирном мире.
Многие гендерно-неконформные и небинарные люди отвергают любые ярлыки. Борьба за ярлык — не для них.
Мы должны дать людям свободу следовать своему пути так, как им удобно (в той мере, в какой это не мешает другим делать то же самое). В конце концов, это и есть квирность.
© Ruslan Khasanov
3. Гей- и квир-идентичности по-разному связаны с понятием «секс»
Я не стыжусь секса. Я часто им занимаюсь, и мне это нравится. Но моя квирность не ограничивается вопросом сексуальности.
Про гомосексуальность тоже часто говорят так, будто это лишь вопрос секса. Он важен и для квирности — именно поэтому гомосексуальность и квир пересекаются. Просто это не единственный и не главный вопрос.
Когда я считали себя геем, моя идентичность была связана с тем, к какому гендеру относят себя люди, которые меня привлекают.
Но, как квир-персона, я не знаю, какой у меня гендер. Я даже не знаю наверняка, что это такое.
Могу ли я знать, как со мной соотносится гендер людей, которых я люблю? Могу ли я отнести себя к «гомо», «гетеро» или «би», если я не подпадаю под эти категории?
Я чувствовали свою гей-идентичность, пока думали, что знаю, какие люди мне нравятся. Но я больше не могу сказать, что именно меня привлекает. Основано ли «нравится» на сексе или близости? Что такое секс без близости? Близость без секса?
Если близость для меня — больше, чем просто секс, то определяет ли мою сексуальность близость с кем-то, если я не занимаюсь с этим человеком сексом? Определяет ли её секс без близости?
Что такое секс?
Что такое близость?
Для меня ничто из этого не определено достаточно.
Я позволяю этим вещам остаться для меня неопределёнными.
Исследуя свою квирность, я задаю себе эти вопросы каждый день. И, возможно, на них нет ответов. Может быть, ответы меняются из года в год или изо дня в день и от человека к человеку. Возможно, я никогда не узнаю.
И некоторые люди достаточно уверены в своей идентичности, чтобы быть одновременно гомосексуал_ками и квир. Возможно, со временем их самоощущение изменится, как это было со мной. Но если такого не произойдёт, то это нормально. Это — характерная черта квирности.
© Ruslan Khasanov
* * *
Гомосексуальность и квир — разные вещи. Но иногда гомосексуальность — это часть квир, и наоборот.
В конечном счёте, язык ограничен, и поэтому ограничены наши возможности в описании самих себя. Я всё ещё пытаюсь разобраться в том, как описать себя.
Но у меня не было бы такой возможности, если бы я не знали, что существуют разные пути.
Если бы я не знали, что квир отличается от гомосексуальности. Если бы я не знали, что один-единственный вариант не обязательно подходит (и не должен подходить) всем.
Есть и другие способы — они всегда есть — для меня, для тебя и для всех остальных.
Будь квир, будь геем (или лесбиянкой), будь и тем, и другим одновременно. Но оставайся собой.
Чем больше мы расширяем смысл того, что значит «быть собой», тем больше возможностей открывается для нас.
Хари Зияд — автор_ка «Everyday Feminism» и рассказчи_ца из Бруклина. Они главн_ая редактор_ка «RaceBaitR», пространства, посвящённого воображению и созданию мира за пределами белых расистских цисгетеропатриархальных взглядов. Их работы публиковались в «Gawker», «The Guardian», «Out», «Ebony», «Mic», «Colorlines», «Paste Magasine», «Black Girl Dangerous», «Young Colored and Angry», «The Feminist Wire» и «The Each Other Project». Они также помощни_ца редактор_ки в «Vinyl Poetry & Prose». Вы можете (в основном) найти их игнорирующими расистов в Твиттере по адресу @RaceBaitR и на Фейсбуке.

Примеры употребления слова клир в литературе.

То вдруг весь капитул вставал со своих старых разукрашенных резьбой скамей, то клир, заполнявший абсиды, простирался на полу, словно повергнутый дыханием небес.

Другими словами, отрицание важнейших церковных догматов и основных таинств, отказ от поклонения святым и непризнание индульгенций, ликвидация транжирящей огромные средства католической иерархии, объявление папы наместником Сатаны, отмена церковной десятины и упразднение землевладений клира, отказа от католических храмов — таковы основные черты альбигойской ереси, в которой отразился протест народных масс против феодально-церковных порядков.

Многолетний перерыв в связях с Римом ослабил то антинациональное влияние, какое римская иерархия всегда оказывала на свой клир и на верующих космополитическими идеями всемирно-апостолической миссии Ватикана.

В Киев, к митрополиту Киприану, во главе пристойного клира, предупредив о себе посольскою грамотой, с поминками, дарами, снедным запасом и дружиною игумен Федор выехал двадцать пятого февраля, о Великом Заговенье.

Василий с клиром, в крещатых ризах, встречал князя на волховском мосту.

Лох-Ней, долина Овоки, башня Изольды, обелиск Мейпса, больница сэра Патрика Дуна, мыс Клир, долина Ахерлоу, замок Линча, Скотч-хаус, ночлежка Рэтдаун в Локлинстауне, тюрьма в Толламоре, пороги Каслконнел, Килбаллимакшонакилл, крест в Монастербойсе, отель Джури, Чистилище св.

В конце Понтификата Евгения второго распутство, царившее среди его клира, приняло столь угрожающие размеры, в особенности в монастырях, что папа был вынужден созвать съезд всех прелатов Италии.

В период его Понтификата римский клир продолжал предаваться самым противоестественным наслаждениям.

Наконец 9 мая, через пятьдесят три дня после того как яхта вышла из бухты Талькауано, Джон Манглс заметил огни мыса Клир.

Однако немного позже, поняв, что почти все его ученики весьма сомневаются в его благочестивости и без конца перешептываются по поводу его вступления в клир, потому что он ни в какой степени не отказался от городской жизни, Гильом переехал сам и перевез немногочисленную братию и свою школу в некий уеденный от Парижа поселок.

В конце концов, целибат лишал клир такого мощного источника удовольствий, как секс, и добровольный отказ от него являлся поступком, дающим право на некоторые слабости.

За Кароля Фердинанда — Вишневецкий, Конецпольский, значительная часть клира и магнатерии, все Мазовше, а также — что особенно удивительно — Замостье, которое я осаждал и которое, собственно, было единственной преградой на пути моего войска ныне.

Весь клир церкви Сан Доменико и болонские власти настаивали на том, чтобы Святой Петроний был изображен старцем не моложе шестидесяти лет, в пышных одеждах, с венцом архиепископа на голове.

Тогда один из прелатов от имени всего клира чистосердечно признался, что римское духовенство находится в состоянии упадка и оно не может найти в своей среде человека, достойного носить звание первосвященника.

Он собрал клир, сенат и представителей корпораций в церкви святого Петра и предложил немедленно избрать нового папу.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Примечание №:0.

Синонимом слова «клир» является слово «причт».

Примечание №:1.

В древней Церкви к клиру относились ещё и певцы, но сейчас они официально в Русской Православной Церкви к клиру не относятся. Дело все в том, что сейчас на клиросе православных храмов часто поют люди не только неверующие, но даже и некрещеные.
Примечание №:2.
Клирики могут быть посвящены, а могут быть и не посвящены Архиерейским посвящением в определённые священные степени, т.е. над ними может быть совершена Архиереем Хиротония или Хиротесия, а может быть и не совершена. Понятно, что непосвящённые Архиереем клирики могут быть состоять только в числе низших чинов клира.

Примечание №:3.

В древней Церкви к клиру и чтецы, и певцы были посвящены Архиереем, над ними была совершена Хиротесия. Сейчас певцов вообще не посвящают, а во чтеца посвящают либо непосредственно перед Хиротонией во диакона, либо после в последнем классе Духовной Семинарии.

Примечание №:4.

К сожалению, в народе вообще не знают о том, что существует такое духовное звание «чтец»!
Когда просишь помолиться за чтеца Глеба, часто люди молятся: «Помилуй, Господи, раба Твоего Глеба», не понимая, что «чтец»-это его духовное звание, если он посвящён во чтеца Архиерейским посвящением. Поэтому, правильно будет сказать: «Помилуй, Господи, раба Твоего чтеца Глеба».
Возможен и другой вариант: люди просят помолиться за чтеца такого-то. Когда спрашиваешь, посвящён ли он во чтеца, то выясняется, что этого никто и не ведает. Известно только то, что этот человек просто читает в храме.
Конечно, Господь принимает и такую нашу молитву по неведению нашему. Однако, разрешите мне рассказать один случай: когда я во время Архиерейской службы подошел к Владыке во время вынимания частиц (во время Херувимской песни), приложился к его плечу и сказал: «чтец Глеб», он меня тут же остановил и спросил, кто меня посвящал во чтеца. Когда я ответил, он прокомментировал: «А то ведь у нас так бывает, что называют человека чтецом, когда он просто читает» (в смысле читает в храме).

Примечание №:5.

Для обозначения должности церковного старосты используется церковно-славянское слово «ктитор». Ктитор- это не духовное звание, а церковная должность. На молебне можно поминать: «Настоятеля святаго храма сего протоиерея (имя рек), ктитора святаго храма сего раба Божия (имя рек)» Но нельзя сказать ктитора (имя рек), потому что звание у ктитора рядовое, т.е. просто «раб Божий» без дополнительных прибавок перед его именем. Староста храма (или ктитор, по-церковнославянски) должен всегда помнить о том, что он руководит не клириками, а простыми людьми, рядовыми верующими, которые работают в храме под его началом. Поэтому он должен оказывать такое же почтение лицам, посвящённым в клир Архиерейским посвящением, какое должны оказывать этим лицам рядовые верующие, что иногда, кстати, не наблюдается (к сожалению).
наверх

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *