Компьютер и подросток

УДК 004.056.5+37.016:004

DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-1-232-236

ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

© Д.В. Лопатин, Н.Л. Королева, М.С. Анурьева, Я.М. Пузанова, К.И. Остапчук

Проведено исследование поведения в Интернете и социальных сетях детей, подростков и старшеклассников. Получены данные о частоте продолжительности использования социальных сетей и сети Интернет школьниками. Получены данные о негативном влиянии сетевых сервисов на эмоциональное состояние детей и подростков. Рассмотрены вопросы информационно-коммуникационной безопасности школьников в сети Интернет. Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости проведения многоплановой работы со школьн и-ками по развитию навыков безопасного поведения в Сети. Ключевые слова: социальные сети; Интернет; безопасность; школьник

ВВЕДЕНИЕ

Использование Интернета подрастающим поколением — один из важных показателей уровня развития информационного общества. Безусловно, сегодня тяжело представить, что какая-либо область деятельности будет обходиться без использования ИКТ, особенно у молодежи. Так, школьники в процессе своего обучения в начальных классов активно начинают использовать компьютеры и Интернет: готовят проекты, рефераты, презентации, изучают дополнительную литературу и электронные приложения к учебникам. При этом больше половины участвующих в исследовании EU Kids Online российских детей считают, что Интернет содержит контент, не приемлемый для их возрастной группы. Дети, захваченные безграничными возможностями современных технологий, зачастую не могут разглядеть рисков и угроз Сети и в результате оказываются среди наиболее уязвимых ее пользователей.

Цель данной работы — провести исследование поведения в сети Интернет детей школьного возраста.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Действенным методом исследования является применение традиционных методик анкетирования различных возрастных групп, что позволяет получить детальную первичную информацию об актуальном уровне угроз для пользователя. На основе предложенного метода разработаны оригинальные анкеты для различных возрастных групп школьников, позволяющие получить первичную информацию об актуальном уровне информационных угроз для пользователя. Данная методика применялась в работах . В исследовании принимали участие ученики нескольких общеобразовательных школ Тамбовской области и областного центра: ученики 3-4 классов городских школ, ученики 7-8 классов г. Тамбов, ученики 10-11 классов

городских и сельских школ, соответствующие школьному возрасту учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений (СПО).

Основным косвенным показателем интернет-зависимости является время, проведенное ребенком во Всемирной паутине. Только половина детей отметили, что никогда не превышают запланированное время в сети Интернет, и почти 20 % признались, что очень часто остаются онлайн дольше, чем намеревались; 18 % школьников 10-11 лет иногда принимают пищу или готовят уроки у компьютера. Анализ результатов опроса школьников среднего и старшего звена и студентов колледжей выявил увеличение проведенного времени в сети Интернет по сравнению с соответствующим уровнем в начальной школе. Так, чуть более половины учащихся средних классов признались, что проводят в Сети более 3-х часов ежедневно; столько же времени Интернету уделяют 33 % старших школьников в городе (в сельской местности этот показатель выше -43 %). Около 30 % учащихся колледжей также уделяют большое количество своего времени Всемирной паутине. И только около 17 % всех опрошенных подростков уделяют менее 3-х часов в день занятиям в Сети. Отметим, что четверть всех школьников и студентов колледжей сообщили, что часто проводят больше времени онлайн, чем предполагали изначально (рис. 1). При этом почти половина всех опрошенных школьников периодически скрывают истинное время, проведенное в Интернете, а окружающие люди (особенно старшие родственники) более 50 % подростков периодически жалуются, что их дети проводят за компьютером слишком много времени.

Рассмотрим, влияет ли отсутствие доступа к Интернету на эмоциональное состояние школьников. Как показало анкетирование, отсутствие доступа к Сети влияет на ухудшение настроения у 17 % младших школьников, в плохом или раздражительном настроении по этой причине пребывают 9 % детей. Отсутствие

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы остаетесь онлайн дольше, чем намеревались?»

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы чувствуете жизнь без Интернета скучной, пустой и безрадостной?»

доступа к сети Интернет значительно влияет на настроение школьников среднего и старшего возраста. Так, 40-50 % городских и сельских школьников и учащихся СПО отметили, что ощущают жизнь без Интернета скучной, пустой и безрадостной; до 20 % респондентов признались, что постоянно расстраиваются, если доступ к Всемирной паутине отсутствует (рис. 2). Таким образом, видно, что значительная часть опрошенных школьников предпочитает сетевую жизнь в Интернете. Это уже негативно влияет на психологическое состояние школьников и формирует одну из форм деструктивного поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности путем постоянной фиксации внимания на определенные виды деятельности и перехода в виртуальные миры.

Для детей и подростков значительную потенциальную угрозу представляют социальные сервисы, широко

распространенные в сети Интернет. Так, 90 % опрошенных респондентов младшей возрастной группы имеют личные аккаунты в социальных сетях, таким образом, подавляющее большинство школьников 910 лет игнорируют возрастной ценз в 13 лет, рекомендованный в России для пользователей социальных сетей. При этом около 30 % респондентов младшей группы много времени уделяют социальным сетям; 18 % детей отвлекаются от домашних дел, если есть интересная тема в Сети. Половина учащихся школ и колледжей считают, что с человеком легче общаться в социальных сетях онлайн, нежели лично. При этом развлекательные и социальные сетевые сервисы отвлекают детей от основного занятия: от 50 до 100 % городских и сельских школьников среднего и старшего звена признались, что обнаруживают себя на не связанных с работой сайтах более чем дважды в день. Ес-

тественно, что подобное переключение внимания будет приводить к снижению работоспособности учеников. Только около 40 % всех опрошенных отметили, что погруженность в Сеть не влияет на продуктивность учебы или домашней работы.

Остановимся на вопросах безопасности школьников в сети Интернет, в т. ч. и социальных сетях. Анализ анкетных данных выявил, что 47 % младших, 40 % средних и 83 % опрошенных школьников старших классов и 60 % учащихся СПО могут скрывать свои действия в Сети (рис. 3).

У 21 % младших школьников не настроены параметры безопасности на странице в социальной сети, 18 % респондентов самостоятельно настраивали параметры безопасности, 35 % детей не задумываются о защите своих данных. При этом половина учеников средней и старшей школы способна противостоять небольшому количеству угроз и чуть менее половины — 43 % — спо-

собны лишь оценить нежелательные последствия от реализации угрозы информационного характера.

Анализ материалов по анкетированию показал, что около 20 % детей 9-10 лет уже имеют несколько виртуальных друзей, с которыми не общаются в реальной жизни. С возрастом количество чисто сетевых друзей у школьников значительно возрастает до 50-80 % (рис. 4). Одновременно с этим школьники не задумываются о характере и намерениях новых друзей.

Почти 30 % младших школьников утверждают, что хотя бы 1-2 раза обижали другого пользователя в социальной сети. Только 11 % школьников старшей возрастной группы и учащихся СПО способны противостоять манипулированию и действиями других пользователя в Сети.

Несмотря на частое освещение проблемы безопасности детей в Сети, она продолжает оставаться достаточно актуальной. Существует несколько некоммерче-

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Вы скрываете от других свои действия в Сети?»

грч^жзют шЛпия I е щ-шЕ

ОЛЮЛЬПЛКИ НМЯИНВ

«ЛГТПИ ктексг*

Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос: «Как часто Вы добавляете в подписчики своей страницы незнакомых людей?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ских российских проектов («Дети России онлайн», «Фонд развития Интернета», «Академия Касперского», «Лига безопасного Интернета», «Безопасность детей в Интернете», проект Google «Сделайте Интернет безопасным для своих детей» и ряд других) и международных программ для подросткового поколения (EU Kids Online, Safer Internet Programme), которые дают рекомендации (10-15 предложений) по нормам поведения в сети Интернет и не имеют активных методов противодействия новым информационным угрозам. Но все это остается вне сферы внимания основной массы родителей или школьников. Для предотвращения возникновения негативных для школьника ситуаций при использовании сетевых сервисов важно, чтобы он обладал навыками грамотного и безопасного использования Интернета. Мы полагаем, что помимо разработки норм поведения и рекомендаций необходимо создавать и бесплатно распространять игровые тренажеры по сетевой безопасности среди школьников, учитывающие когнитивные процессы учащихся определенных возрастных групп и востребованные технические средства доступа к сети Интернет (планшет или смартфон). Это позволит развивать практические компетенции у школьников и отчасти решить проблему их безопасности в сети Интернет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Как показало исследование, скрытность поведения, отсутствие настроек безопасности, наличие виртуальных друзей и определенная агрессивность в Сети делает значительную часть школьников уязвимыми в сети Интернет. Они могут стать жертвой шантажа, вымогательства, манипулирования, оскорблений и нападок со стороны других. Выявлена взаимосвязь между количеством проведенного онлайн времени и психоэмоциональным состоянием школьников. Долгое пребывание детей и подростков за компьютером влечет за собой значительный вред здоровью, они могут стать потен-

циальными потребителями негативного интернет-контента (экстремистских материалов различного характера, аддиктивного поведения и зависимостей). Результаты исследования позволяют сделать вывод о необходимости проведения многоплановой работы со школьниками по формированию знаний и развитию навыков в области безопасности в сети Интернет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

БЛАГОДАРНОСТИ: Работа выполнена при финансовой поддержке РФФИ (проект № 15-17-08378), РГНФ (проект № 17-16-68008) совместно с администрацией Тамбовской области.

Поступила в редакцию 6 февраля 2017 г.

Лопатин Дмитрий Валерьевич, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат физико-математических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: ccs.tmb@ya.ru

Королева Наталья Леонидовна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: ccs.tmb@ya.ru

Анурьева Мария Сергеевна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, старший преподаватель кафедры математического моделирования и информационных технологий, e-mail: ccs.tmb@ya.ru

Пузанова Яна Михайловна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка Института математики, естествознания и информационных технологий, e-mail: ccs.tmb@ya.ru

Остапчук Кристина Игоревна, Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, студентка Института математики, естествознания и информационных технологий, e-mail: ccs.tmb@ya.ru

Информация для цитирования:

UDC 004.056.5+37.016:004

DOI: 10.20310/1810-0198-2017-22-1-232-236

THE PROBLEM OF CHILDREN’S SECURITY ON THE INTERNET

© D.V. Lopatin, N.L. Koroleva, M.S. Anureva, Y.M. Puzanova, K.I. Ostapchuk

Key words: social network, internet, security, schoolchildren

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 6 February 2017

Игорь Штомпель

Facebook Twitter Мой мир Вконтакте Одноклассники Google+

Компьютерные технологии стали составной частью многих сторон нашей жизни. Но, наверное, в большей степени это относиться к ИТ-специалистам. На работе они используют компьютеры, придя домой, они как правило, вновь начинают использовать последние, да и в дороге, нередко не выпускают из рук смартфоны, нетубуки, ноутбуки и т. д. Причем, это не просто использование для развлечения, но и профессиональная работа: настройка операционных систем, сетей, программирование. Казалось бы, ИТ-специалисты должны быть более осведомленными о негативном влиянии компьютеров на здоровье (душевное, физическое), но нет, как правило преобладает легкомысленное поведение в этом отношении. В чем приходится убедится лишний раз, узнав или увидев, как у такого ИТ-специалиста, например, дети безконтрольно или под контролем проводят свободное время за стрелялками…
Кто-то может сказать: вот опять о негативном влиянии компьютеров. Ничего, я сам проводил(-а) за ним месяцы и ничего. Вон, мой ребёнок увлекается им, играет, работает все свободное время и ничего. Но, с этим согласиться трудно, поскольку это лишь поверхностное наблюдение, кроме того, многое проявляется не сразу…

Представление о влиянии компьютерных технологий
Но, обо всем по порядку. Да, перед тем, как мы продолжим, хочу обратить внимание, что все звания, должности и т.д., упоминаемых в статье исследователей и авторов актуальных на тот момент времени, в который были опубликованы их работы, интервью и т.д., которые нами были использованы в данной статье.
Вообще, проблемы влияния компьютеров являются новыми. Изучены они плохо. Так, врач-психиатр отделения Центра охраны психического здоровья детей и подростков Руслан Марсельевич Гусманов в одной из бесед, говоря о компьютерной зависимости отметил следующее: «Судя по публикациям, там (на Западе — И.Ш.) эта проблема (компьютерной зависимости — И.Ш.) встала тоже недавно, с 1995 года, а особую остроту приобрела к началу нового столетия. В 2000 году появились серьезные материалы в солидных журналах.» . К 2006 году ситуация не сильно улучшилась. Вот, например, Мария Николаевна Миронова, кандидат психологических наук, зав. кафедрой Калужского областного института повышения квалификации работников образования, отмечала: «Вместе с тем, в настоящее время скудны эмпирические исследования, показывающие воздействие компьютера на физическое и личностное развитие ребенка. Гораздо больше выступлений публицистического характера.» . Стоит отметить, что проблема компьютерной зависимости на Западе, вначале исследовалась психологами, а потом попала в поле зрения и психиатров (работающих в ведущих центрах и клиниках) .
В 1999 году вышла книга «Не учите ваших детей убивать. Объявим поход против насилия на телеэкране, в кино и компьютерных играх» (Нью-Йорк, «Рэндом Хауз», 1999). Автором книги стал Дэвид Гроссман, бывший рейнджер американской армии, подполковник в отставке, бывший профессор Арканзасского университета. Два корреспондента Джеффри Стейнберг и Деннис Спид услышали его выступление на конференции «Шоковое насилие», спонсором которой выступили Ассоциация психологов Нью-Джерси, и взяли у него интервью. На момент интервью Д. Гроссман возглавлял группу специалистов, занимающуюся исследованием психологии убийства. В данном интервью были подняты многие проблемные вопросы актуальные для нашей статьи. А важность самого интервью определяется, в том числе, личностью самого Д. Гроссмана (с учетом должностей которые он занимал) .
Следствием изучения новых психологических проблем было появление нового раздела в западной психологии — виктимология (от «victima» — жертва и «logos» — учение). В рамках данного раздела, изучаются потенциальные жертвы преступлений. А поскольку психологи, отмечают негативное влияние компьютеров на характер людей им злоупотребляющих, особенно детей, то в их поле зрения, например, И.Я. Медведевой , оказывается проблема связи негативного влияния компьютеров на характер человека и наработками в рамках данного раздела психологии.
В России проблемы влияния компьютерных технологий на здоровье человека (душевное, физическое — здесь и далее) также привлекали внимание исследователей. Например, эти проблемы затрагивали и исследовали М. Степанова (заведующая отделом НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья РАМН), выше упомянутый Р.М. Гусманов, Ю.С. Шевченко (доктор медицинских наук, заведующий кафедрой детской и подростковой психиатрии, психотерапии и клинической психологии Российской Медицинской Академии Постдипломного Образования, президент Фонда социальной и психической помощи семье и детям), А.Г. Мазур (заведующий отделением Центра охраны психического здоровья детей и подростков), выше упомянутая М.Н. Миронова, И.Я. Медведева и Т.Л. Шишова (составители приведенного в ссылках сборника «Ребенок и компьютер», кстати, они многие свои исследования проводят совместно), А.В. Шувалов (кандидат психологических наук, руководитель психологической службы Центра развити творчества детей и юношества «Лефортово», старший научный сотрудник Московского института открытого образования), К.В. Зорин (старший преподаватель кафедры педагогики и психологии МГМСУ, бакалавр религоведения, медицинский психолог, врач-терапевт), В.В. Абраменкова (доктор психологических наук), Т.Н. Дудко (доктор медицинских наук, директор Института реабилитации Национального Научного Центра наркологии Росздрава, профессор).
Негативное влияние компьютерных технологий на физическое и душевное здоровье человека
Влияние компьютерных технологий на здоровье человека обширно. Далее отметим лишь некоторые из возможных проявлений негативных влияний как на физическое, так и душевное здоровье.
Физическое здоровье
Думаю, негативное влияние компьютерных технологий на физическое здоровье, сегодня, одно из самых очевидных. Например, вот, что говорила, еще в 2000 г. в интервью газете «Клиент», М. Степанова (см. о ней выше): «В первую очередь страдает зрение… Риск появления или прогрессирования уже имеющейся близорукости возрастает. У ребенка может возникнуть компьютерный зрительный синдром, напоминающий конъюнктивит: глаза краснеют, и ощущение такое, как будто в них насыпали песок… Мы проводили специальное исследование и выяснили, что дети сильно устают от всевозможных игр «стрелялок» и «догонялок»… У особо эмоциональных игроков даже подскакивает давление.» .
К.В. Зорин (старший преподаватель кафедры педагогики и психологии МГМСУ) говорит следующее о негативном влиянии компьютерных технологий на физическое здоровье : «Соматические расстройства проявляются в нарушении зрения, общем недомогании, ослаблении иммунитета и в болезнях, обусловленных сидячим образом жизни (геморрой, запоры и т.д.). Избыточный уровень электромагнитных полей и излучений провоцирует появление или обострение онкологических заболеваний. У беременной женщины возрастает риск выкидыша и внутриутробной патологии плода.».
Отмечает К.В. Зорин негативное влияние компьютерных технологий и на опорно-двигательный аппарат. При чем, он говорит о сильном влиянии. Так, это может быть остеохондроз позвоночника. Кроме того, известны профессиональные заболевания «при плохой постановки кисти». Для тех, кто постоянно работает за компьютером они следующие: тендовагинит (воспаление сухожилий кисти, запястья и плеча), болезнь де Кервена (воспаление сухожилий большого пальца кисти), травматический эпикондилит (воспаление сухожилий предплечья и локтевого сустава), синдром канала запястья (ущемление срединного нерва руки) .
По мнению К.В. Зорина, центральная нервная система и психика, также подвержены негативному влиянию компьютерных технологий. Например, это «астено-невротические реакции: снижение концентрации внимания, ухудшение памяти и сна, усиление возбудимости и раздражительности, утомляемость, головная боль.» .
Душевное здоровье и компьютерная зависимость
К сожалению, негативному влиянию компьютерных технологий подвержено и душевное здоровье человека. Так, например, К.В. Зорин приводит следующие виды духовных нарушений: «…это погружение в мир иллюзий… психологическая зависимость от виртуальной (мнимой, искусствено созданной) реальности.» .
К.В. Зорин не единственный, кто говорит о негативном влиянии компьютерных технологий на душевное здоровье. А.Г. Мазур говорит следующее: «В острое отделение 6-й психатрической десткой больницы, в перестройку переименованной в Центр охраны психического здоровья, попадают дети с трудностями поведения… А в основе расстройства поведения сейчас все чаще лежит чрезмерное увлечение компьютерными играми в салонах.» .
Далее А.Г. Мазур продолжает: «Пару лет назад ко мне обратился мой коллега, восемнадцатилетний сын которого, «зависнув» на какой-то военной стратегической игре, впал в психотическое состояние… Можно констатировать, что большая часть детей, поступающих к нам, в основе своих поведенческих отклонений имеет чрезмерное увлечение компьютерными играми. Наше отделение рассчитано на шестьдесят коек. Из них более трети пациентов — жертвы компьютерных игр… То есть, компьютерные игры становяться мощнейшим дезадаптирующим фактором. Ребенок уже не может без них жить, формируется так называемое влечение, с которым сам он уже не способен справиться. Необходимо участие психологов, социальных работников, педагогов, а подчас и врачей, которые помогли бы ребенку выйти из этого состояния.» .
Важен вывод А.Г. Мазура: «…факт тот, что состояние компьютерной зависимости ребенка дезадаптирует, вышибает из жизни. Притом вышибает полностью, поскольку у ребенка не остается других интересов, кроме игры. Она становиться доминантой, как наркотик у наркомана. Поэтому можно сказать, что компьютерная зависимость — вид наркомании.» .
Таким образом, исследователи, практикующие врачи говорят о явлении компьютерной зависимости. В этой связи становиться важным определить условиях в которых, она наиболее благоприятно может развиваться.
Как утверждает Т.Н. Дудко, доктор медицинских наук, имеются «пусковые механизмы формирования игровой зависимости» :
воздействие вещества (продукта) или вида активности, которые изменяют психическое состояние;
систематическое использование психоактивных веществ или определенных видов аддиктивной (зависимой) деятельности для снятия психического и физического дискомфорта;
фрустрации (состояние психики, возникающее при крушении надежд; бессильная ярость), стрессы, переутомление с чувством дискомфорта, которые снимаются психоактивными веществами или определенными видами аддиктивной (зависимой) деятельности;
низкая устойчивость к фрустрациям, повышенная конфликтность, несдержанность и агрессивность, инфантилизм, дефицит внимания, склонность к депрессиям и рискованному поведению, эмоциональная неустойчивость и др.;
формирование зависимого стиля жизни взамен привычного (естественного) и индивидуального для каждого человека;
иррациональное мышление, неадекватная самооценка, ложные представления (постоянная вера в крупную удачу, предвкушение удовольствия от предстоящей игры, фантазии на эти темы и пр.);
способность вводить себя в состояние транса во время игры и т. д.
В этой связи интересно исследование М. Гриффитса (психолог, Ноттингемский университет). Он искал причину того, почему хобби может превращаться в манию. Он стал фиксировать частоту пульса и уровень гормона кортизола (его выброс зависит от дофамина, который рождает чувство эйфории) у ряда профессиональных игроков в бридж непосредственно во время матчей. Оказалось, что «азарт учащает сердцебиение и резко повышает содержание кортизола в слюне». И хотя, предположение М. Гриффитса ждет своего подтверждения, нельзя не вспомнить о распространенности азартных компьютерных игр, в которые пользователи могут играть не вставая с кресла, дивана и т.д. .
Что касается возраста детей, которые наиболее легко впадают в компьютерную зависимость, то Р.Г. Гусманов, врач-психотерапевт, определяет его 12-15 годами .
Но, несмотря на возраст детей, основную опасность, по мнению Р.Г. Гусманова, представляет личностная незрелость . В качестве примера, Ю.С. Шевченко, доктор медицинских наук, приводит следующее: «…психически неустойчивых подростков больше привлекает возможность сиюминутного получения удовольствия, информации и т.п…. приманка для истероидов — это общение в сети, когда они могут примерять на себя разные роли, представать в разных обличьях и таким образом пытаться изжить свои комплексы.»
Еще одним примером, негативного влияния компьютерных технологий может быть следующий. Например, «…у некоторых психически неустойчивых подростков в связи с этим (возможность использовать свое настоящее имя, а также возможность придумать себе, новую биографию, имя и т.д. — И.Ш.) возникают проблемы с самоидентификацией — происходит отчуждение «я», начинается раздвоение личности по типу компьютерной шизофрениии…» .
Кстати, для взрослых опасность в Интернете, по мнению Р.Г. Гусманова, исходит от киберсекса, азартных игр, которые «формируют патологическую личность игрока» .
Но, вернемся к компьютерным играм. В.В. Абраменкова, доктор психологических наук, выделяет четыре стадии развития психологической зависимости от компьютерных игр :
1. Стадия легкой увлеченности. Человек один или несколько раз поиграл в игру и она начинает все больше его привлекать (графика, звук и т. д.). На этой стадии игра носит ситуационный характер.
2. Стадия увлеченности. Отличие этой стадии от предыдущей в том, что игра уже носит постоянный характер. Так, например, если вдруг компьютер не доступен для игры, то могут начаться его поиски.
3. Стадия зависимости. Потребность в игре опускается на нижний уровень в пирамиде потребностей, происходят изменения в «ценностно-смысловой сфере личности». Сама зависимость может проявляется в двух формах: социализированной (поддерживается контакт с обществом, в основном, с «игровыми виртоманами», а игровая мотивация носит соревновательный характер) и индивидуализированной (нарушается взаимодействие с окружающим миром, потребность в игре на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями).
4. Стадия привязанности. На этой стадии человек не может оторваться от психологической привязанности к компьютерным играм, хотя и «держит дистанцию» с компьютером. Если человек проходит все три предыдущие стадии, то на этой стадии, скорее всего, он будет находиться продолжительное время.
Интересно, что сотрудники Центра коммуникативных исследований (г. Москва), которые занимаються изучением компьютерных игр, пришли к выводу, что «современные игры преднамерено моделируют девиантное, деструктивное поведение.» .
В этой связи необходимо сослаться на исследование отечественных психологов (М.Н. Миронова, Т.П. Войтенко, Н.Б. Романушкина), педагогов (Н.Н. Котуранова, Т.В. Анохина, С.И. Абрамов) и врача (М.В. Муравьева), которые провели анкетный опрос детей из Калуги, Боровска, районного центра Перемышль, лагеря санаторного типа в Анапе .
Исследователи пришли к ряду выводов, которые мы приведем ниже (будем цитировать по указанной выше статье из сборника «Ребенок и компьютер» ):
«…воздействие компьютерных игр, блокирует процесс позитивного личностного развития, делает ребенка безнравственным, черствым, жестоким и эгоистичным.»;
«В группе кибераддиктов средние показатели по шкале агрессии превышают величину, указанную автором методики для выборки заключенных (!).»;
«…обнаружен высокий уровень автоматических, нерегулируемых сознанием действий, что может быть интерпретировано не только как социальная незрелость личности, но и как «роботизация внутреннего мира».»;
«…злоупотребление компьютерными играми увеличивает склонность к проявлению агрессии, снижает возможности социальной кооперации и способствует превращению играющего в механического исполнителя чужой воли.»;
«Нами обнаружен также рисуемый символ, ранее не отмечавшийся авторами… — символ «Экран» (прежде всего, это экран компьютера). Появление нового символа, заменяющего все символы мироустройства, — на наш взгляд, один из наиболее радикальных параметров, свидетельствующих о «трансформации» в картине мира игрока.»;
«…наши исследования позволяют говорить о типичных изменениях в восприятии мира детьми, злоупотребляющими компьютерными играми. Для таких детей характерны: неавтономность (ощущение себя частью компьютера), снижение процесса социализации, а также наличие предпосылок для развития аномалий и деструкций личности в будущем.»;
«мальчики-игроки более склонны к деструктивным играм, чем игроки-девочки. Однако, склонность к проявлению открытой агрессии у девочек… и мальчиков статистически значительно не различается…»;
«…результаты диагностики по методике БОС («Биологиечская обратная связь»), которая проводилась в группе юношей и девушек 17-18 лет, выявили ряд патологических особенностей в энцефалограммах кибераддиктов.»;
«Первая особенность: у игроков показатели так называемого тета-ритма значительно выше нормы. Это может говорить о снижении активации коры головного мозга, приближенному к такому его состоянию, которое принято называть «сонный мозг». Допустима и несколько иная интерпретация: человек будто «застрял в детстве»; у него включены в работу подкорковые структуры, отвечающие за инстинкты, тогда как активность коры, которая связана с мышлением, снижена.»;
«Вторая особенность испытуемых этой группы — практически у всех обнаруживается повышенные цифры так называемого дельта-ритма, кторые могут указывать на неврозоподобные состояния человека (мигательные, двигательные тики), на невротические симптомы в поведении (например, гипервозбудимость).»;
«И третья особенность — низкие цифры так называемого альфа-ритма, который отражает баланс возбуждения и торможения в коре головного мозга». Мощность альфа-ритма менее 60% (что и наблюдается в данном случае) может указывать и на снижение активности коры, и на ослабление ее контроля над функциями подкорковых структур.»;
«…наши экспериментальные исследования подтвердили теоретические предположения И.В. Бурлакова об эксплуатации создателями компьютерных игр архетипов бессознательного.»;
И важный вывод: «…в результате негативного воздействия компьютерных игр психологические отклонения переходят в нарушения психофизиологических функций головного мозга.».
А.В. Шувалов, кандидат психологических наук, говорит о «девальвации ценности всего живого», «крайней раздражительности вплоть до агрессивности» детей злоупотребляющим агрессивными компьютерными играми .
В заключении негативного влияния компьютерных технологий, мы приведем мнение Д. Гроссмана. В упоминавшемся выше интервью , , он обращал внимание на то, что методики для обучения солдат стали доступны для детей. Так, армия перешла на использование симуляторов (со стрельбищами много проблем — нужна земля и т. д.), напрмиер, лицензию на использование игры «Дум» в качестве тренажера получила морская пехота. А сухопутные войска используют «Супер-Нинтендо». Как он говорит: «Мы заменили пластмассовый пистолет пластмассовой штурмовой винтовкой М-16, а вместо уток на экране появляються фигурки людей… Теперь у нас по всему миру несколько тысяч таких тренажеров. Они доказали свою эффективность.».
Д. Гроссман говорит о том, что ребенок за «стрелялкой» ничем не отличается от пилота авиасимулятора, т.е. приобретаемые навыки будут воспроизводиться автоматически. В качестве примера, он ссылкается на реальные события (в Перле, в Падуке, в Джонсборо) с малолетними убийцами, которые сначала хотели убить кого-то одного, но потом не могли остановиться и расстреливали всех подряд, пока у них не заканчивались пули. Более того, Д. Гроссман утверждает: «Мы учим детей убивать, подкрепляя убийство чувством удовольствия и призами! А еще учим ликовать и потешаться при виде реалистично изображенных смертей и человеческих страданий. Ужасает безответственность производителей игр, снабжающих детей армейскими и полицейскими тренажерами. Это все равно, что дать в руки каждому американскому ребенку по автомату или пистолету. С точки зрения психологии — никакой разницы!».
Д. Гроссман приводит шокирующие факты влияния компьютерных игр: «…по данным ФБР, для среднестатистического офицера полиции нормальным считается, когда из пяти пуль в цель попадает одна. Маньяк, который прошлым летом проник в детский садик в Лос-Анджелесе, сделал семьдесят выстрелов. Пять детишек пострадали. А этот парень (четырнадцателитний подросток, который в школе в Падуке сделал восемь выстрелов — И.Ш.) выпустил восемь пуль и ни разу не промахнулся! Восемь пуль — восемь жертв. Из них пять попаданий в голову, остальные три — в верхнюю часть туловища… Я обучал техасских рейнджеров, калифорнийских полицейских, патрулировавших скоростные трассы. Обучал батальон «зеленых беретов». И никогда, нигде — ни в полиции, ни в армии, ни в уголовном мире — не было таких достижений!».
В целом, Д. Гроссман не одинок в своих выводах. Например, в июне 1999 году в своем обращении к нации президент США Б. Клинтон и его супруга Хилари отмечали следующее: «Нашим детям «скармливают» ежедневную дозу насилия. Половина видеоигр, в которые играет типичный семиклассник, изобилует насилием. К 18-летию каждый американец видит 200 тысяч сцен насилия и 40 тысяч сцен убийств. Детей это начинает привлекать, они становятся более черствыми, в некоторых случаях у некоторых из них появляется «вкус» к насилию. За последние 30 лет стало очевидным наличие связи между постоянным воздействием насыщенных насилием развлечений и жестокостью «игроков» в жизни. Взрослый человек способен провести четкую границу между виртуальным и реальным, но эта граница может стать очень размытой для детей. Поэтому нам следует дважды подумать о воздействии рекламы и так называемых игр-стрелялок, приглашающих игроков — я цитирую — «почувствовать ту часть вашей натуры, которая тянется к игре с оружием и хладнокровному убийству». И самое невероятное из всех: «Убей своих друзей безнаказанно». Не все дети обладают внутренней силой для того, чтобы отказаться от такого призыва к насилию.» .
Если говорить о США, то например в Арканзасе, для детей в возрасте 14-17 лет показатель убийств вырос на 435% с 1976 по 1994 . Статистику по миру, по росту тяжкий преступлений приводит Д. Гроссман , . В США в середине 2000-х гг. уровень тяжкий преступлений, по сравнению с серединой 50-х гг. вырос в семь раз (с поправкой на прирост населения). Если говорить о Канаде, то в ней, по сравнению с 1964 годом, «число попыток убийства возросло в 5 раз, а покушений на убийство… — в 7.». Ссылаясь на данные Интерпола он утверждает: «…за последние 15 лет число тяжких преступлений в Норвегии и Греции увеличилось почти в пять раз, в Австралии и Новой Зеландии – почти в четыре. В Швеции по той же категории преступлений рост трехкратный, а в семи других европейских странах – двукратный… Причем в таких странах, как Норвегия, Швеция и Дания, уровень тяжких преступлений сохранялся неизменным почти тысячу лет! Такого, чтобы тяжкие преступления выросли в два, а то и в пять раз всего за 15 лет, вообще не наблюдалось!… В Японии за один 1997 год уровень подростковой преступности вырос на 30 %. В Индии за 15 лет количество убийств на душу населения удвоилось. Удвоилось всего за 15 лет!».
Но, справедливости ради отметим, что такой рост является следствие не только негативного влияния компьютерных игр, но и, например, телевидения и т.п. Так, например, Д. Гроссман отмечает следующее: «В исследовании, которое было проведено в 1998 году в рамках ЮНЕСКО, также говорилось, что насилие в обществе подпитывается насилием в СМИ.» , . В 1999 году Ассоциация Психологов Нью-Джерси (филиал Американской Ассоциации Психологов) заявила: «…отрицать влияние экранного насилия на бытовое — это как отрицать закон земного притяжения.» , .
Техника безопасности
Здесь мы приведем рекомендации почерпнутые нами из книги В.В. Абраменковой . Необходимо ограничивать время, которое ребенок проводит за компьютером в зависимости от возраста: 6-7 лет — 10 минут, 8-11 — 15-20 минут, старшеклассники — 25-30 минут. Затем смена деятельности. И, конечно, никаких игр после еды, перед сном и т.д.
«Закон расстояния». Для игровых приставок — не менее 2 метров, для компьютеров — 30-40 см. (расстояние от глаз до компьютера не должно быть менее 50 см.). Стол и стул, в свою очередь, должны соответствовать росту, что является профилактикой утомления, зрительных расстройств и нарушения осанки.
Исключение игр с жестоким сюжетом, культовыми ритуальными обрядами и т.п.
Выполнение упражнений для глаз.
Заключение
В данной статье мы использовали, в основном, работы вошедшие в сборник «Ребенок и компьютер». И хотя, сборник не отличается большим размером, в него вошли работы, которые заставляют серьезно задуматься над отношением к компьютерным технологиям, и как бы это не прозвучало банально, понять, что «компьютер — не игрушка», особенно для детей.
Завершить статью хочется словами доктора психологических наук В.В. Абраменковой: «Самое главное, чтобы каждый человек задумался над тем, какой мир мы устроили для наших детей, какое будущее ждет их, и определить, в русле каких ориентиров должно проходить воспитание: за счет передачи нравственных норм и моральных ценностей или в окружении насилия, агрессии, разврата, разрушения культурных традиций и т.п.».

1. Ребенок и компьютер: сб. материалов/ сост.: И.Я. Медведева, Т.Л. Шишова. — Клин: Христианская жизнь, 2009 — 320 с.
2. Статья о Виктимологии в русскоязычной части Википедии — http://ru.wikipedia.org/wiki/Виктимология;
3. Статья «Медиа-насилие: детям прививают страсть к убийству» содержащая интервью с Д. Гроссманом — http://www.pravoslavie.ru/jurnal/783.htm;
4. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети. Игрушка и антиигрушка — М.: Лепта Книга, 2010. — 544 с.

Направленность программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Современные компьютерные технологии» имеет техническую направленность, ее содержание нацелено на развитие мотивации личности подростка к познанию и интеллектуальному творчеству, на овладение знаниями и навыками обработки информации с помощью компьютера, на создание условий для развития личности ребенка и обеспечение его эмоционального благополучия.

Обучение по программе формирует информационную культуру учащегося, создает все условия для его социализации.

Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Современные компьютерные технологии» опирается на необходимость подготовки детей к дальнейшему обучению и практической деятельности в условиях информационного общества.

Навыки, приобретенные в этом курсе, можно рассматривать как один из этапов профессионального взаимодействия в любой сфере деятельности, в том числе и выбранной профессиональной. Знание технологий проектирования и оформления основных видов электронных документов позволит учащимся в будущем быстрее адаптироваться в условиях реальной деловой деятельности. А освоение технологий программирования, 3D-моделирования, веб – конструирования является начальной подготовкой для дальнейшего профессионального обучения воспитанников в Вузах и техникумах.

Педагогическая целесообразность

Использование компьютеров в учебной и внеурочной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Обучение на основе проектов стимулирует воспитанников к решению сложных реальных задач.

Отличительная особенность программы

Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Современные компьютерные технологии» состоит в том, что обучающимся по программе предоставляется возможность выбрать свою траекторию обучения по интересам и способностям.

Программа «Современные компьютерные технологии» имеет модульно-блочный принцип построения и поэтапную структуру формирования знаний, направленную на развитие интересов учащихся, способствующих самоопределению в выборе будущей профессии.

Первый этап обучения (учебный модуль «Персональный компьютер и офисные технологии») – получение базовых знаний и навыков по информатике и информационным технологиям, необходимых грамотному пользователю персонального компьютера.

Второй этап – одногодичный курс по выбору, специализированная углубленная подготовка по одному из направлений – «Программирование», «Компьютерная графика и анимация», «Веб – дизайн», «Трехмерное моделирование». По окончании 2-х годичного базового курса учащиеся могут завершить обучение, либо продолжить, выбрав для более углубленного изучения одно из направлений.

Компьютер в жизни подростка.

В современном мире трудно найти ребенка, не интересующего компьютером. Наверное, так же трудно найти родителя, которого не беспокоила бы чрезмерная увлеченность ребенка компьютерными играми. Безусловно, компьютеры используются сейчас в самых разных отраслях науки, техники и даже искусства, поэтому умение обращаться стало необходимым для того, чтобы ребенок в дальнейшем овладел какой-либо серьезной профессией.

В то же время, просиживая часами за монитором, ребенок не только губит свое здоровье, но и упускает шансы пообщаться с друзьями, заняться спортом, просто побегать во дворе на свежем воздухе. Так что же должен делать грамотный и заботливый родитель: разрешать или запрещать общение с » металлическим другом»?

К сожалению, как нет лекарства от всех болезней, так нет универсальных ответов на вопросы, связанные с воспитанием детей. Поэтому давайте попробуем проанализировать все » плюсы» и » минусы» увлечения компьютером, а также учесть индивидуальные особенности ребенка и той ситуации, в которой он растет.

Прежде всего попробуйте ответить на вопрос: сколько времени проводит за компьютерными играми ваш сын или дочь?

Можно ли говорить о » компьютеризации» всего свободного времени ребенка? Или помимо занятий у монитора ваш ребенок успевает пообщаться со сверстниками, выполнить все домашние задания по школьным предметам, да еще посетить какие-нибудь кружки и секции? В этом случае вам вряд ли стоит сильно беспокоиться о » пагубном влиянии» компьютера на его психику.

Если же, услышав эти слова , вы с горечью подумали : » Если бы!», то вероятно ваши опасения не беспочвенны. Часто современным детям компьютер заменяет и друзей, и книги, а победы над виртуальными монстрами или в продуманных стратегиях выступают заменой достижений в реальной жизни. Естественно, это не может оставлять спокойными любящих родителей, которым порой хочется избавиться от компьютера в доме как от источника всех бед. Однако не торопитесь! Сделать это вы всегда успеете, но ведь , как известно, свято место пусто не бывает. Чем заменит его ребенок? Будет ли эта замена более полезна для его развития? Те же, кто ожидает, что ребенок, проводивший едва ли не сутки за компьютером, станет посвящать это время учебе, общению со сверстниками и прогулкам в лесу, скорее всего, будут разочарованы. Ведь не случайно появилось столь сильное увлечение. Вполне возможно, что такая замена реального мира виртуальным произошла потому, что ребенок испытывает какие-то трудности в реальной жизни.

Прежде чем перейти к известному вопросу » что делать?» , давайте сначала попробуем проанализировать, чем же так привлекательны для детей компьютерные игры. Как говориться, врага надо знать в лицо!

Прежде всего, действия, разворачивающиеся на экране монитора, привлекает детей по тем же причинам, что и сказки, -это придуманный мир, более яркий, простой и выразительный, чем на самом деле. Правила ясны: убивай плохих, забирай еду и оружие, а когда всех победишь и наберешь определенное количество баллов, перейдешь на следующий уровень.

Допущенные игроком ошибки всегда можно исправить, нужно всего лишь перезагрузить игру или вернуться на предыдущий уровень. А в реальной жизни ошибки остаются ошибками и могут вести к падению самооценки, негативным отношениями с окружающими. С определенного возраста все нормально развивающиеся дети начинают бояться смерти. Но в игре им это не грозит. Щедрые создатели виртуальных забав предлагают пользователям даже в одной игре зачастую по несколько жизней.

Игры легко можно менять или не доигрывать до конца, если что-то не получается, и взрослые не придадут этому никакого значения. Попробуй ребенок так же поступить, например, с занятиями в кружке ( не говоря уже о школе), он сразу станет объектом внимания взрослых, внушающих своему воспитаннику представления о силе воли, постоянстве.

Компьютерные игры гораздо больше, чем фильмы или книги, позволяют детям отождествиться с главным героями- почувствовать себя невероятно сильными, отважными, умными и т. д. А чтобы так ощущать себя в реальном мире, требуется приложить много стараний, в чем-то » переделать» себя, а кроме этого преодолеть чувство досады, что ты » не один такой умный» !

Маленькие дети, как правило, мало что могут изменить в окружающей их действительности, их образ жизни целиком зависит от взрослых. Но только не в игре! Там все происходит по желанию ребенка, там он может выбирать и менять роли, уровни, декорации, повелевать судьбами.

И наконец, сам компьютер_ замечательный партнер по общению: всегда понимает( если жмешь на те кнопки), не капризничает, не конфликтует, не читает нотаций. В общем, с ним легко договориться, не то что с живыми людьми. Поэтому дети, имеющие трудности в общении, так легко уходят в виртуальные миры.

Теперь , когда мы рассмотрели основные причины виртуальных соблазнов, попробуйте ответить на вопросы: чего именно не хватает вашему ребенку в окружающей реальности? Что особенно привлекательно для него в компьютерных играх? Если вы смогли ответить на эти вопросы, то значит, вы сформулировали трудности в развитии вашего ребенка или в вашем общении с ним.

Теперь наберитесь терпения и педагогического такта, чтобы постепенно начать решать эти реальные проблемы, которые лишь что отражаются в увлечении виртуальным. Если вы склоняетесь к тому , что за зависимостью от компьютера стоит неумение ребенка общаться, помогите ему приобрести этот навык ( чаще берите в гости, приглашайте других детей к себе, при этом позаботьтесь об их совместной деятельности, запишите в новые кружки, где, может быть, другие ученики больше схожи с вашим ребенком по интересам и т. п.) Если считаете , что главная причина- потребность чувствовать успех, помогите подростку добиться реальных достижений, научите его видеть эти достижения, даже если они совсем маленькие.

Допустим, что вы все хорошо обдумали и выбрали стратегию помощи ребенку. Но как поступить с » железным другом» во время постепенного выполнения намеченных планов? Помните , что любые резкие перемены в нашей жизни приводят к стрессам. А если ребенок действительно стал компьютероманом, то, запретив ему привычные игры, вы сломаете весь образ жизни ребенка! Такое грубое воздействие, скорее всего, вызовет у подростка протестные реакции, и все, что вы ему предлагаете взамен, будет отвергнуто. Поэтому самый верный путь- вносить постепенные изменения в окружающую действительность, давая ребенку возможность привыкнуть к ним и понять их преимущества. Таким образом, вы шаг за шагом восстановите свои отношения и возможность влиять на жизнь сына или дочери.

Чем все же могут быть полезны компьютерные игры?

Во-первых, среди современных игровых программ очень много развивающих Так, для старшеклассников подойдут разнообразные логические игры, развивающие способность прогнозировать и анализировать, особенно если для выигрыша требуется привлечь свои знания по каким-то предметам.

Во-вторых, даже обычное занятие на компьютере воспринимается ребенком как игра. Поэтому то, что совершенно не интересует его на страницах учебника, может быть привлекательным на экране монитора. Этим можно воспользоваться в обучении тех детей, у которых не сформирована собственная познавательная мотивация. Причем для учеников со слабой памятью изучение материала с помощью компьютера может оказаться более эффективным. Объяснения этому просты. То, что выглядит ярким, динамическим, неожиданным, сразу привлекает внимание, и. чтобы удерживать свой взгляд на экране, ребенку

не нужно прилагать никаких усилий, т. е. его внимание в этот момент непроизвольное.

В-третьих, самостоятельная работа за компьютером способствует развитию у ребенка мелких мышц руки и зрительно- моторной координации.

В-четвертых, игры на компьютере способствуют развитию абстрактного мышления детей. Даже самые маленькие игроки знают , что предметы на экране бесполезно пытаться взять- это просто изображения. А более старшие привыкают и к тому, что иногда в играх вещи и существа изображены совсем непохожими на оригинал, а то и вовсе обозначены значками. Таким образом, во время подобных игр у человека постепенно формируется способность воспринимать знаки и символы, что лежит в основе абстрактного мышления. А это совершенно необходимо для понимания схем, уравнений.

Теперь, когда мы рассмотрели все основные » плюсы» и «минусы» виртуальных игр, наверное будет проще найти свою » золотую середину» в общении с компьютером для каждого ребенка , исходя из его индивидуальных склонностей и потребностей и сделав таким образом из » механического противника» друга, помогающего решать различные задачи развития ребенка.

При этом, конечно, не стоит забывать о мерах предосторожности в работе детей за компьютером с целью профилактики проблем со здоровьем.

Ваш ребенок должен быть за компьютером не более 3 часов в день

Интересуйтесь, какие темы интересуют вашего ребенка в информационном пространстве.

Изучите компьютер вдоль и поперек, узнайте механизмы блокировки некоторых файлов.

Покупайте ему диски с образовательными программами.

Просматривайте игры, в которые играет ваш ребенок.

Знайте, что зачастую с помощью Интернета молодежь заманивают в различные секты.

Пытайтесь анализировать любую информацию, полученную с помощью Интернета, вместе с ребенком.

Не отмахивайтесь от его предложений » показать что-то интересное».

Радуйтесь его успехам, связанным с освоением информационного пространства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *