Концепция миссионерской деятельности

Наталия Боровикова, научный руководитель Консалтинговой группы BI TO BE, Санкт-Петербург

Есть множество определений того, что есть миссия. Как правило, эксперты стараются донести содержание этого понятия метафорически, потому что миссия вбирает в себя очень большое количество трудно поддающихся констатации нюансов. Что же это за посыл, которым топ-менеджмент старается вдохновить весь коллектив своей компании?

Начнем, пожалуй, с того, что миссия — это ценностный вектор. Это не конкретная цель и не планка, которой мы должны обязательно достичь в какие-то обозримые сроки. Миссия — это основа для формирования конкретных целей, определяющая отношение организации к окружающему миру. Почему сейчас бизнес становится с каждым годом все более и более социально ориентированным? Потому что человека питает идея не только зарабатывать деньги. «Не хлебом единым…» — как гласит Библия. И миссия работает даже тогда, когда не работают ни деньги, ни санкции, ни рынок. Потому что она формирует веру людей в то, что они делают.

Можно ли миссию создать искусственно — как некого идола организации? Конечно, нет. Даже если вы это сделаете, ваш идол не будет работать, сколько бы жертв вы ему ни принесли. Если вы ставите во главу угла прибыль компании и ваш работник работает только ради собственных доходов, сможете ли вы попросить своего работника хоть что-нибудь сделать для компании бескорыстно? Часто миссия присутствует в компании как призрак, как некий дух солидарности: «Мы работаем, потому что нужны…», «Без нас этого не было бы», «Если не мы, то кто?»… Поэтому зачастую, приходя в такую компанию, мы видим то, чего может не видеть персонал и топ-менеджмент: «Ну да, мы так и думали…», «Мы этим и живем…» После этого хочется сказать: «Эврика!» Иногда, правда, мы сталкиваемся с заблуждением, что миссия должна быть обязательно локальной и ни в коем случае не экспансивной, т. е. распространяться только и конкретно на данную компанию. Это не так. Миссия жива именно тем, что она интересна не только сотрудникам, но и клиентам, которые оценивают конечный продукт или услугу.

В определенные периоды может показаться, что персоналу не до миссий: компания должна просто выжить. Но именно благодаря миссии компания и выживает. Дело в том, что организация — это живой организм с определенным самосознанием и отношением к себе. Представьте заводную игрушку, которая, наталкиваясь на препятствие, меняет направление движения. Место, куда она в итоге придет, зависит не от нее самой, а от внешних обстоятельств.

В характер ее действий не вписаны ни преодоление трудностей, ни разработка стратегии для достижения какого-либо промежуточного пункта, ни какие-либо четкие планы, направленные на то, чтобы занять конкретную позицию в предложенном этой игрушке пространстве. Если вы согласны с тем, чтобы ваш бизнес уподобился заводной игрушке, то вы придете не туда, куда хотите, а туда, куда вас приведут обстоятельства.

Стихийный менеджмент — это тоже стиль управления, и весьма распространенный, но когда мы определяем цель и понимаем свою миссию, то совершенно точно становимся более гибкими в принятии решений и более адаптивными. Иными словами, чтобы обходить препятствия и двигаться к цели, надо, прежде всего, эту цель видеть.

Нам кажется, что сегодня миссия одна, а завтра она должна стать другой, что ценности сегодня иные, чем вчера. Это иллюзия. На самом деле меняется не сама суть миссии, которая подвигла людей изменить свою жизнь ради работы именно в этой компании, людей неслучайных в своем бизнесе и на своих местах, — меняется видение миссии в свете того, что мы узнаем о себе, работая вместе, встречая конкуренцию на рынке и находя интересных партнеров. И мы подбираем новые слова, отражающие эти новые знания о себе и о мире, в котором взаимодействуем. В конечном итоге любая миссия отражает главное: «Мы понимаем этот мир, и этот мир принимает нас и одобряет наши действия».

Миссия — это встреча личных, общественных и общечеловеческих интересов. Поэтому, наша задача, задача консультантов BI TO BE, заключается не в том, чтобы выявить, насколько сформулированная «миссия» соответствует компании, а в том, чтобы понять, насколько ясно компания видит свою миссию.

Я благодарен за возможность быть с вами сегодня. Мы приветствуем миссионеров из Центра подготовки миссионеров в Прово, присутствующих с нами сегодня. Взгляните на них. Правда же, они великолепны? Эти новопризванные миссионеры готовятся проповедовать восстановленное Евангелие Иисуса Христа каждому колену, языку и народу.

Со снижением возраста призвания миссионеров наступает новая эра миссионерской работы в нашей Церкви. Я знаю, что для многих это стало поворотным моментом в их жизни. Мы знаем, как это взбудоражило юношей и девушек, которых это касается.

Несомненно, Господь и вы, родители, воспитали особенное поколение для служения в это особенное время: время небывалой необходимости и небывалых возможностей для обучения Евангелию.

Всего через несколько дней эти миссионеры, сидящие позади меня, отправятся в ваши приходы и колья. Количество миссионеров неуклонно возрастает, и встает вопрос: «Что же будут делать все эти миссионеры?” Наш ответ таков: «Они будут делать то, что всегда делают миссионеры; они будут следовать Спасителю Иисусу Христу и проповедовать Его восстановленное Евангелие”.

Президент миссии обладает ключами для руководства назначенной ему миссией. Президент кола обладает ключами для миссионерской работы в своем коле. Епископ обладает ключами для руководства миссией своего прихода. Они должны координировать совместную работу, в единстве продвигая вперед миссионерскую работу в эту эпоху цифровых технологий. Епископ, в сотрудничестве с советом прихода, использует свои ключи священства, чтобы обучать семьи, в которых не все являются членами Церкви, членов их семей и друзей, а также менее активных членов Церкви, их семьи и друзей.

Послание, которым они будут делиться, – это послание об Искуплении Христа, о Книге Мормона и живущих Пророках; это то же самое послание, которым делился я, будучи молодым миссионером в миссии Северных штатов. Однако в чем-то они будут делиться этим посланием совершенно не так, как это делал я.

Когда я был миссионером, мы могли говорить с людьми на улице и стучаться в двери, чтобы поделиться Евангелием. С тех пор мир изменился. Теперь многие люди заняты своими делами. Они вечно куда-то спешат и часто бывают не готовы впустить к себе в дом совершенно незнакомых людей, которые приходят без приглашения, чтобы поделиться посланием восстановленного Евангелия. Их главным средством общения с людьми, даже с близкими друзьями, все чаще становится Интернет. Поэтому сама природа миссионерской работы должна меняться, если Господь хочет вершить Свою работу по собиранию рассеянного Израиля «с четырёх концов земли” (2 Нефий 21:12). Теперь миссионеры уполномочены использовать Интернет в своей работе по обращению в веру.

В менее продуктивное время дня – обычно по утрам – миссионеры будут использовать компьютеры в домах собраний и других церковных зданиях для связи с интересующимися и членами Церкви, для работы с местными руководителями священства и руководителями миссионерской деятельности, получения сведений о потенциальных интересующихся и связи с ними, контроля за выполнением обязательств, подтверждения назначенных встреч и обучения принципам из пособия Проповедовать Евангелие Мое, используя mormon.org, Facebook, блоги, электронную почту и текстовые сообщения.

Использование миссионерами Интернета и электронных устройств будет вводиться постепенно на протяжении ближайших месяцев и следующего года. Когда ваша миссия или регион будут готовы для использования этих инструментов – мы свяжемся с вами. Несомненно, безопасность остается самым основным принципом на этом новом рубеже миссионерской работы. Президенты миссий будут наблюдать за работой миссионеров, чтобы помочь им оставаться в безопасности, пока они ею занимаются в режиме онлайн.

Одна из жалоб, которые мы часто получаем от тех, кто заинтересовался нашей Церковью, состоит в том, что они набираются смелости и подходят к одному из наших зданий, но это здание оказывается закрытым и пустым. Поэтому мы также решили открыть наши здания для проведения экскурсий. Миссионеры будут находиться в домах собраний, чтобы встречать заинтересовавшихся и показывать им наши дома Богослужений, где их могут обучать и приглашать в какое-нибудь место, находящееся под сильным влиянием Духа.

Со вступлением миссионеров в эту новую эру, когда они будут использовать компьютеры в работе Господа, мы приглашаем молодых и пожилых, взрослых, молодых взрослых, молодежь и детей во всем мире присоединиться к нам в этой новой захватывающей работе, становясь в Facebook’е друзьями миссионеров в вашем регионе, используя свои компьютеры, и, делясь посланиями Евангелия в Интернете, а также становясь участниками миссионерской работы.

Менее года назад Президент Монсон сделал историческое заявление о снижении возраста для миссионерского служения. С тех пор тысячи откликаются на призыв Пророка и все больше людей пополняют ряды миссионеров каждую неделю. Два дня назад общее количество служащих миссионеров составило 70 274 человека. Никогда еще столько миссионеров не наполняли Землю. Разумеется, нам надо где-то принимать всех этих чудесных миссионеров, и мы создали в этом году 58 новых миссий, доведя их общее количество до 405. Мы также призвали в этом году 173 новых президентов миссий, то есть, больше, чем когда бы то ни было.

Ясно, что миссионеры и президенты миссий откликаются на призыв Господа. Теперь Он призывает нас, членов Церкви, служить вместе с ними и с Ним в Его великой работе.

Подобно тому, как миссионеры должны адаптироваться к меняющемуся миру, остальные члены Церкви тоже должны пересматривать свои взгляды на миссионерскую работу силами прихожан. Говоря это, я хочу, чтобы всем было ясно: то, что нас, членов Церкви, просят делать, не меняется; но способ выполнения нашей обязанности делиться Евангелием должен адаптироваться к меняющемуся миру.

54 года назад Президент Маккей призвал каждого члена Церкви быть миссионером. Президент Хинкли призвал нас использовать лучший способ выполнения миссионерской работы. Это не просто хождение от двери к двери. Есть способ получше. Президент Монсон описал этот лучший способ: это когда прихожане и миссионеры работают сообща, проповедуя Евангелие совместно.

Эти заявления – просто повторение того, чему учил Пророк Джозеф Смит: «После всего, что было сказано, величайшая и наиболее важная обязанность состоит в том, чтобы проповедовать Евангелие» (Учения президентов Церкви: Джозеф Смит , стр. 361).

В этих пророческих призывах к действию ничего не изменилось. Главнейшая обязанность, которая есть у любого из нас, независимо от нашего призвания или положения в Церкви, – это проповедовать Евангелие. Сегодня это так же верно, как и во времена Джозефа Смита или в любое другое устроение времени.

Как же тогда мы можем выполнять это призвание от Господа – проповедовать Евангелие? Один из способов – стать едиными в цели в миссионерской работе.

Быть едиными в цели – значит не просто иметь общую цель. Например, многие наши дети любят такой вид спорта, как футбол. Они быстро усваивают, что забивание мяча в сетку ворот приносит очко. Поначалу они не понимают тонкостей этой игры. У них одна цель – увеличить счет, но они еще недостаточно организованы. Они просто гурьбой набрасываются на мяч.

В миссионерской работе, многие из нас сегодня попадают в ту же самую категорию. Мы думаем, что понимаем и видим конечную цель, но мы не видим в ней своей цели; мы не знаем, на какой позиции мы должны играть, если можно так сказать. У нас есть большое желание, но нам не достает понимания.

Спросите сегодня миссионера полного дня, какова цель его миссии, и я уверен, что каждый ответил бы решительно: «Моя цель в том, чтобы ‘приглашать людей прийти ко Христу, помогая им принять восстановленное Евангелие через веру в Иисуса Христа и Его Искупление, через покаяние, крещение, обретение дара Святого Духа и претерпеть до конца’” (Проповедовать Евангелие Мое Пособие по миссионерскому служению , стр. 1)

Братья и сестры, если наша «величайшая и наиболее важная обязанность состоит в том, чтобы проповедовать Евангелие”, как провозгласил Пророк Джозеф Смит, то наша цель ясна: В силу нашего членства в Его Церкви, каждый из нас призван и обязан «приглашать людей прийти ко Христу”, будь это активные члены Церкви, новые члены Церкви, менее активные члены Церкви или не члены Церкви. Если кто-то вокруг нас – не члены Церкви или менее активные члены Церкви – не приняли «восстановленное Евангелие через веру в Иисуса Христа и Его Искупление, покаяние, крещение принятие дара Святого Духа”, мы предлагаем им сделать это.

Неверно считать, будто эта обязанность лежит только на миссионерах.

По поводу этого ошибочного представления Президент Гордон Б. Хинкли заявил: «Мы можем оставить это миссионерам или же можем помочь им. Если они будут делать это одни, то день за днем будут стучаться в двери – а урожай будет скудным. Если только мы, члены Церкви, не поможем им в поиске и обучении слушателей” (см. «Искать агнцев, пасти овец”, Лиахона, июль 1999 г., стр. 121).

Нам пора понять, что мы – соседи, друзья и родные менее активных членов и не членов Церкви – находимся в идеальном положении, чтобы сделать такое предложение с надлежащей любовью и вниманием, которого заслуживает приглашаемый. Мы надеемся, что это приглашение будет принято; но если не будет, то мы должны по-прежнему проявлять дружбу и любовь, подобную Христовой, чтобы приглашаемый знал, что те отношения, которые мы вынашивали и налаживали, не были лишь средством для достижения цели, что это – крепкая и настоящая дружба.

Конечно же, Церковь Господа – это Церковь порядка, и эта работа будет продвигаться вперед через надлежащие ключи священства. «Под руководством епископа на совете прихода разрабатывается план проведения работы миссии прихода. Этот план должен быть кратким и простым. Он должен включать конкретные цели и мероприятия, призванные дать возможность членам приходских организаций священства и вспомогательных организаций участвовать в миссионерской работе прихожан, поддерживать интерес к Церкви у новых прихожан и активизировать церковную жизнь. Совет прихода согласует план работы миссии прихода с миссионерами полного дня, относящимися к этому приходу” (Книга 2: Руководство в Церкви , 5.1.8).

Епископ руководит работой спасения в своем приходе через совет прихода. Совет прихода определяет тех, кто мог бы принять приглашение послушать миссионерские уроки или вернуться к полной активности, и решает, кто в приходе находится в наилучшем положении, чтобы сделать такое предложение с надлежащей любовью и уважением.

Президент кворума старейшин и руководитель группы первосвященников – члены совета прихода. Их обязанность – выявлять менее активных членов их кворумов и работать с другими членами совета прихода по возвращению их к полной активности в Церкви. Благословение возвращения священства в их дома благословит целые семьи на многие поколения.

Затем совет прихода выявляет менее активных прихожан, которых могли бы посещать и обучать миссионеры полного дня. Руководитель миссии прихода, член совета прихода, работает с этими миссионерами над заполнением миссионерских календарей именами тех, кому такие посещения принесут больше пользы.

Притом, что миссионеры полного дня обязаны обучать интересующихся, их могут и должны сопровождать члены совета прихода, миссионеры прихода или прихожане, знающие этих интересующихся. Члены Церкви, сопровождающие миссионеров, должны свидетельствовать о принципах, излагаемых в миссионерских уроках, и укреплять эти принципы между встречами с миссионерами.

Совет прихода может приглашать миссионеров полного дня помочь миссионерам прихода с организацией обучения менее активных членов Церкви силами домашних учителей или навещающих сестер либо проведения уроков для новых членов Церкви. Мы знаем, что далеко не все наши недавно крестившиеся члены Церкви проходят уроки для новых членов Церкви.

Господь хочет, чтобы мы «с усердием и желанием верши правое дело и многое дела по своей собственной воле” (У. и З. 58:27).

Слова «с усердием и желанием вершить правое дело” напоминают мне о моем юном друге Скотте. У Скотта есть некоторые трудности, ограничивающие его в чем-то, но в других отношениях он совершенно экстраординарен. Например, своей смелостью миссионера он не уступает сыновьям Мосии. Мне кажется, Скотту сложно даже представить, что не все окружающие – члены Церкви Иисуса Христа Святых последних дней и, что не все читали Книгу Мормона и не у всех есть свидетельство о ее истинности.

Когда Скотт впервые один летел на самолете, чтобы встретиться с братом, его сосед по креслу услышал такой разговор.

«Здравствуйте, меня зовут Скотт. А вас?”

Его сосед представился.

«Кем вы работаете?”

«Я инженер”.

«Это замечательно. Где вы живете?”

«В Лас-Вегасе”.

«У нас там есть храм. Вы знаете, где находится мормонский храм?”

«Да. Это прекрасное здание”.

«А вы мормон?”

«Нет”.

«Зря! Это замечательная религия. Вы читали Книгу Мормона?”

«Нет”.

«А стоит. Это великая книга”.

Никто не поручал Скотту говорить со своим соседом по самолету. Я даже не знаю, думал ли он при этом о своем завете крещения «всегда, везде и во всех обстоятельствах быть свидетелями Бога до самой смерти” (Мосия 18:9); но его приглашение явно свидетельствует о том, что этот завет прочно укоренился в нем.

Так и нам не нужно ждать никакого поручения, чтобы предложить своим родным, друзьям и соседям посетить церковь, прочитать Книгу Мормона или встретиться с миссионерами полного дня. Как домашние учителя или навещающие сестры, мы не нуждаемся ни в каком поручении, чтобы предлагать менее активным членам Церкви, которых мы посещаем, вернуться к полной активности или подготовиться к получению храмовых благословений. В дополнение ко всем выше перечисленным заветам, мы также заключили священный завет «нести бремена друг друга, дабы они были легки… и… горевать с горюющими, да и утешать нуждающихся в утешении” (Мосия 18:8–9).

В выполнении нашей обязанности делиться Евангелием и помогать нашим менее активным друзьям и соседям вернуться к полной активности, наши усилия будут наиболее эффективными, если мы будем искать вдохновения и действовать исходя из любви – и к Спасителю, и к тому, кому мы служим. Например, вспомните ту молитву Алмы, которую он произнес, когда он и его напарники готовились обучать зорамийцев:

«О Господ, дай же нам, чтобы мы имели успех, снова приведя их к Тебе через Христа.

О Господь, вот, драгоценны их души, и многие из них – наши братья; а потому дай нам, Господь, силы и мудрости, чтобы мы смогли снова привести к Тебе этих братьев наших» (Алма 31:34–35).

Алма признавал, что каждый человек, которого его посылали обучать, – духовное дитя Бога и его духовный брат или сестра, и он любит их. После молитвы Алма и его напарники исполнились Святого Духа и тотчас отправились работать.

Связывая опыт и молитву Алмы с нашим временем, Президент Гордон Б. Хинкли сказал: «Пусть в сердце каждого члена Церкви вырастет осознание своей возможности привлекать других к познанию истины. Позвольте ему работать над этим. Пусть он искренне молится об этом. Пусть каждый член Церкви молится подобно Алме в древности” («Искать агнцев, пасти овец”, стр. 106).

Работа Господа продвигается вперед, когда каждый из нас понимает и выполняет свою цель. Священство будет укрепляться, а мы будем испытывать грандиозный успех в миссионерской работе и реактивации, когда советы приходов, прихожане и миссионеры полного дня будут объединены в Господней цели.

Воистину, не может быть более захватывающего времени, чтобы заниматься этой Господней работой. В мире, где мы можем так легко делиться своими свидетельствами, Царство Божье будет обязательно распространяться, подобно тому камню из сна Навуходоносора, пока не заполнит весь мир (см. Даниил, 2).

Давайте же мы как прихожане и как миссионеры всегда будем едины в выполнении нашей миссионерской цели – помогать людям прийти ко Христу. Будем же светом и маяком для всей земли и в особенности для Божьих детей, которые ищут Господних благословений. Об этом моя молитва во имя Иисуса Христа, аминь.

От редакции: вопрос о миссионерстве — это один из самых сложных и острых вопросов. С историей миссии неразрывно связано большое количество самых разнообразных стереотипных и полумифологических историй, которые любят использовать для критики Церкви. Вопрос этот остро стоит для каждого верующего: нужно ли проповедовать, как, кому, как должна звучать проповедь? Надеемся, что работы по истории миссионерства профессора Свято-Тихоновского Богословского университета Андрея Борисовича Ефимова, будут полезны всем тем, кто хочет найти для себя ответы на эти вопрос.

«Миссия» (от лат. missio — посылка, поручение) по-гречески звучит как священноапостольство. Церковь Христова именуется апостольской, и миссия является одной из основных форм ее служения , когда живой благодатный организм Церкви соприкасается с непросвещенным миром. Боже ственная Литургия начинается возглашением: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа…» Мы живем в Царстве Божием – в Церкви. Господь говорит Своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам» (Ин.14.27). Этот благодатный Божий Мир, которым и в котором живет Церковь, соприкасается с миром непросвещенным, не воспринявшим спасающую благодать Божию. «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1.5) — свет Христовой Святой Соборной и Апостольской Церкви светит во тьме, в мире сем. И та область, где соприкасаются свет и непросвещенный мир, и есть поле деятельности миссии.

Богословие миссии призвано приоткрыть тайну священноапостольства, тайну распространения благо датного света в непросвещенном мире. Для этого нужно дать представление о мире, спасаемом и просвещае мом благодатью Божией. Нужно описать человека и то, как благодатью Божией он становится членом Церкви, живет, строит свою жизнь в отношении к Богу, к другим людям и к миру. Необходимо изъяснить, как человек может в меру образа и подобия Божия быть сотрудником Богу в Его благодатном просвещении другого человека. Требуется приоткрыть тайны границ Церкви, соотношения Церкви и мира. И тогда на основании православной антропологии, экклезиологии и сотериологии приоткрывается тайна священноапос тольства, возникает миссиология, богословие миссии.

Миссионерство начинается с того образа, который дал нам Христос — образа проповеди, образа всех трех лет Своего служения. Этому Образу уподоблялись апостолы, несшие благую весть о Царстве Божием. Господь готовил апостолов на служение, посылая их на проповедь по два и даруя им благодатную силу благо вествования и исцеления (Лк.10.1-9) . Им даны и совершенные образы доброго самарянина (Лк.25-37) и доброго пастыря, полагающего душу свою за овцы свои (Ин.10.1-16). Земное служение Господа заканчивалось Его словами, обращенными к апостолам, к Церкви, к нам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа… и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф.28.19).

Полнота благодатной жизни Церкви начинается Пятидесятницей (Деян.2). И здесь же является в полноте миссионерское служение Церкви, когда простыми словами апостола Петра благодать Духа Святаго раскры вает сердца слушающих и присоединяет их к Церкви. Здесь же были явлены основные принципы миссио нерства:

— проповедь благой евангельской вести должна быть доходчива, понятна; тайны Царства Божия должны доноситься образами, понятными слушающим;

— проповедник — лишь сотрудник Богу в деле просвещения, спасения непросвещенного человека. Проповедник лишь помогает слушающему открыть сердце для принятия благодати Духа Святаго;

— проповедь должна вестись на родном языке, — в Пятидесятницу каждый слышал слова апостола Петра, звучавшие на его родном языке;

— миссионерство — это, в конце концов, всегда экзорцизм, изгнание бесов. Свет оттесняет тьму, борется с князем тьмы — диаволом и изгоняет его из души человека. Вспомним слова Ф.М. Достоевского: «В мире диавол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей» . Эта борьба не против плоти и крови, и апостол по образу своего Учителя готов отдать жизнь свою за паству свою. Жизнь каждого апостола и миссионера дает нам многочисленные примеры такой духовной борьбы и победы Христовой. Вспомним только слова преподобного старца Силуана Афонского: «Молиться за мир – кровь проливать» .

— «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» (Мф.5.16) – пример личной благочестивой жизни строиться основа миссионерского служения и долгом каждого христианина. На этой основе — апостолат мирян.

Уместно привести один пример. В 1910 году на миссионерском епархиальном съезде в Ташкенте встретились известный мулла и протестантский пастор. Пастор прочитал мулле Нагорную проповедь и спрашивает: «Хорошо?” — «Очень хорошо”, — ответил мулла. — «А почему же вы не обращаетесь к Христу?” — «Мы не обращаемся к Христу потому, что вы не живете по Его заповедям”, — ответил мулла.

— делу священноапостольства служат благотворительные и иные формы социального служения, а также труды в образовательной и культурной сферах. Святитель Николай Японский вы разил это такими словами: «Вначале завоевать любовь и уважение, а затем нести людям Слово Божие» Ог ромный опыт подобного служения накоплен католиками и протестантами. Апостол Павел о том же говорит: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1Кор.9.22). Этот завет первоверховного апостола ярко сумел во плотить святитель Иннокентий (Вениаминов). По зову Божиему он проехал тысячи километров с семьей и поселился в землянке на острове Уналашка вблизи Аляски среди алеутов. Он учил алеутов плотницкому делу, искусству каменщика, столяра, огородника, кузнеца, часовщика, затем составил азбуку, перевел Священное Писание, богослужение на алеутский язык и учил по составленным им книгам и детей, и взрослых. Ему приходилось объезжать свою паству (около 20-ти из Алеутских островов) часто по океану в одиночку на байдарке, обтянутой кожей, он защищал их от произвола чиновников и купцов, учил вести добычу морских котиков так, чтобы их поголовье не сократилось, лечил алеутов и т.д.

Неудивительно, что эти простые люди с детской доверчивостью и любовью ответили на подвиг его любв и, и через десять лет после начала миссии в этих местах не осталось ни одного человека, не принявшего православие.

– принцип, хорошо известный каждому миссионеру: с крещением духовный путь, путь просвещения только начинается. Именно так формулировали его и святитель Иннокентий (Вениаминов), и святитель Нико лай Японский, и архимандрит Макарий (Глухарев) и многие другие. Крещением ставится онтологически новый кам ень в основание, на котором предстоит строить храм Духа Святаго.

– последнее условие успеха проповеди: ненасильственное распространение христианства, поскольку насилие отнимает свободу и гасит любовь. В православии, и особенно рос сийском, насильственного принуждения к принятию христианства никогда не было. Была предпочтитель ность в выборе слуг и хозяев, партнеров по торговле или ведению дел, могли быть враждебные или военные действия, имеющие различные мотивы, в том числе и религиозные, но крестовых военных походов с целью массового обращения в православие никогда не было. И если святой Стефан Пермский после нескольких лет жизни в среде зырян один или с ближайшими учениками отправился < сокрушать идолы и кумиры>, рубить священную березу, то пошёл он к вооруженным язычникам безоружный. То же самое происходило в Поволжье с татарами и башкирами в Сибири, и даже тяжелые войны на Кавказе не привели к насильственным крещениям местных на родов.

Были поощрения крестившимся, особенно местной знати, было освобождение от налогов и пошлин, но насилия не было. Политика ненасилия обнаруживает себя во всей истории Русской Церкви и русского госу дарства, и может быть прослежена по инструкциям, постановлениям, посланиям как государственным, так и церковным на различных уровнях церковной и государственной власти. Пожалуй, единственным явным исключением, подтверждающим общее правило, является инструкция Петра I Тобольскому митрополиту с рекомендацией, не стесняясь насильственных мер, крестить народы Сибири . После Петра I правительством составлялись снова инструкции о недопустимости принуждения к крещению. Характерно, что, например, в католической мис сии при монастыре в Калифорнии, по воспоминаниям путешественников, в I -ой половине XIX в. индейцев содержали как рабочий скот и на ночь запирали в бараках . Там же велись дискуссии о том, произошли ин дейцы от Адама или от диавола.

Каждый христианин несет в мир радость Благой Вести, радость причастности Воскресению Христову, победе, победившей мир. И эта радость прикосновения любви Божией, которой он делится с другими, стано вится неиссякаемым источником радости о Духе Святом. Ибо от избытка сердца глаголют уста. Свидетеля ми этой благодатной радости были апостолы и все поколения христиан. Потому что православие — это ра дость, радость и радость.

Естественное состояние здорового живого организма Церкви расти. Этот рост во всем многообразии форм изучает история миссий. Русская Церковь в течение тысячелетия просвещает народы Российской им перии и за ее пределами и накопила огромный опыт в этой области. Это связано не только с тем, что территория империи занимала около шестой части суши, и не только с разнообразием народов и малых этнических групп (более 130), населявших эти земли . Всю историю России, начиная со святого князя Владимира, можно рассматривать как борьбу за православ ную государственность. Идея союза Церкви и Государства в решении всех вопросов нашей земной жизни стала национальной идеей российского народа. Опыт истории симфонии Церкви и государства в России уникален. Российская империя в течение многих веков была главным, а временами и единственным оплотом православия, и крушение ее в 1917 году означало постепенное кру шение и остальных меньших «православных миров».

Российские народы, перенявшие от Византии православие и идею православного государства, приняли и завет Христа — идти до конца Земли с проповедью христианства. То, что не всегда удавалось Византии, удалось России и Русской церкви в течение десяти веков. Удалось создать и сохранить православную империю, в состав которой входили частично или полностью непросвещенные народы и постепенно просве­ щать их православной верой. Удавалось за границей при посольствах создавать храмы и центры православ­ного просвещения. Иногда впереди шли православные миссионеры, завоевывая любовь и уважение, а затем начинала действовать дипломатическая миссия. Так, в Пекине через духовную миссию осуществлялось и дипломатическое представительство до 1863 года, пока не появилось русское представительство. Роль духовной миссии в просвеще нии и истории Аляски и Америки, Японии трудно переоценить.

В истории русского миссионерства сияют многие подвижники, святые, послужившие Церкви и народам, населявшим нашу Родину. Их подвигами сеялось и взращивалось зерно православной веры, и на этой закваске поднимались российские народы, российская государственность, российская культура и хозяйство; вся жизнь пропитывалась духом православной веры. На фундаменте православия строились отношения между различными народами, заселявшими Россию, в том числе и с теми, которые придерживались магометанства, буддизма или язычества. Тысячелетний опыт веропроповеднического подвига в самых различ ных условиях, духовенства и мирян, аристократии, государей и простолюдинов, ученых богословов и простых крестьян остается сегодня во многом неизвестным и, как следствие, невостребованным. Нет ни одной целостной монографии по истории российской миссии, кроме маленькой брошюры прот. Е. Смирнова 1904 года .

История российского веропроповедничества начинается с подвигов свв. равноапостольных Ольги и Владимира и Крещения Руси. Российские государственность и культура росли и укреп лялись вместе с Православием. Христианство распространялось по городам, из городов – по рекам – в села, и наиболее интенсивно – вместе с монашеством. Этот этап монашеской или монастырской колонизации Руси был довольно дол гим. За ним последовал период становления и укрепления Российского православного царства, когда миссионерство было признано в качестве в качестве одним из важнейших направлений государственной политике. С окончанием та таро-монгольского ига связано расширение государства, приведения к христианству различных племен Севера, народов По волжья. По мере расширения границ возникали задачи веропроповедничества в Сибири, в Южных и Западных областях. Трудности церковной жизни синодального периода не могли не отразиться на деле веро проповедничества, однако в это же время закладывались основы всей миссионерской работы Церкви: засияли подви гами священноапостольства св. Иннокентий Иркутский, свв. Иоанн и Филофей Тобольские, св. Герман Аляскинский, свв. Филарет и Иннокентий, митрополиты московские, св. Николай Японский и многие другие. Тогда же были основаны внутренние и внешние миссии, создана система подготовки миссионерских кадров, возникли науч ные миссионерские школы и издания, и др. Расцвет миссионерства приходится на вторую половину XIX — начало XX века, до первой мировой войны. Этому существенно содействовало созданное в 1870 году Православное Миссионерское общество, объединившее здоровые силы православной России в деле помощи ве ропроповедничеству. За эти годы было достигнуто очень многое, но и разрушительные явления нарастали.

Соблазны подмен нравственных ценностей, заповеданных Христом антихристианскими лозунгами «свободы, равенства, братства» проникали в Россию с Запада и в течение длительного времени и разрушали в народе православную веру, православный уклад народной жизни, православную государственность в течение длительного времени. Эти разрушительные течения периодически проявлялись во всех слоях общества в различных формах вплоть до восстания декабристов и деятельности террористических орг анизаций. В Россию антихристианский тоталитаризм (в том числе и в демократических одеяниях) шел с Запада, где попытки антицерковных революций сотрясали Европу в течение нескольких веков. В начале XX века уже далеко не весь российский народ жил в Церкви и Церковью, соблазны находили почву, укоренялись. В результате во время великих искушений, во многом связанных с тяготами войны народ не устоял в вере, духовные основы оказались недо статочно прочными, и православная империя пала.

Крушение Российской империи и захват власти коммунистическими организациями сопровождался установлени ем невиданного в истории тоталитарного атеистического режима и гонениями на православие, начиная с 1917 года. Тоталитарному уничтожению подверглись не только верующие христиане, но и христианский уклад жизни, христианская семья, христианская нравственность, христианская культура. Уничтожались и изолировались в лагерях и далеких ссылках духовенство, монашество, интеллигентные православные или просто верующие люди. В результате гонений практически полностью погибли три поколения верных Церкви людей, и оставшиеся в живых православные семьи и интеллигентные священники были редчайшим исключением.

Русская Церковь превратилась в Церковь за решеткой, в Церковь молчания. Но противостояние Русской Церкви атеистическому тоталитаризму всегда имело миссионерский аспект. Молчание ее в советский период временами в лице лучших своих членов время от времени бывало весьма громким. В семидесятые годы идеологическое давление в России начало ослабевать, поскольку высшие партий ные круги занялись более понятным делом — стяжательством. Крушение советского тоталитарного строя произошло мирным путем, но под теми же лозунгами «свободы, равенства и братства». Советская номенкла тура, вписывающая себя в систему западного мира, причем в качестве его богатейших людей, предложила народу вместо коммунистической идеологии идеи потребительского общества: стяжательство и разврат .

В результате глубокий духовно-нравственный кризис охватил все сферы нашего общества. Духовная опу стошенность стала заполняться псевдодуховными подменами, которым служат десятки тысяч российских и приезжих сектантов и проповедников. В молодежи идет разделение — одни отдаются разврату, культу насилия, стяжательству, вплоть до открытого служения сатане ради жизни по страстям. Другие ищут духовности, сути, которой они не в состоянии определить в силу абсолютной неискушенности в этом вопросе и попадают на удочки всевозможных сектантских подмен. И лишь малая часть приходит к Православию и в Церковь.

Характерно, что волна антихристианского тоталитаризма прокатилась по всему миру. Попытки установ ления антихристианских тоталитарных режимов были как в Европе, так и в Америке, и в Азии. Крушение Российской империи стало катастрофой для всего православия и привело к крушению других «малых» право славных миров (в Болгарии, Румынии и др.). В шестидесятые годы большинство православных христиан во всем мире оказались в атмосфере притеснений или гонений. Всюду они стал кивались с вызовом духовно враждебной им культуры. В результате разрушения монастырей и духовных школ были подорваны основания ис точников благочестия и духовного преемства. Эта ситуация была осмыслена, как православие в «постхристианском мире».

Противостояние современному миру бесконечных подмен, явно или неявно «постхристианскому» происходили и в католическом мире. Провозглашенная Вторым Ватиканским Собором (1962-1965гг) открытость католичества секулярному миру и секулярной культуре привела к катастрофе — отпа дению от Церкви многих мирян и духовенства в различных странах Запада. Этот опыт католи чества и попытки аналогичных отношений с современным миром в основном более консервативного правосла вия также были осмыслены как самоубийственные.

В то же время, XX век — век духовной миссии русской эмиграции. В результате крушения России около трех миллионов человек оказались вне Родины. Беженцы, вынужденные бороться за выживание, были носителями православной русской культуры и православной веры. Если складывались благоприятные обстоятельства (например, в г. Харбине, в Париже в тридцатые годы), то быстро возника ли православные общины, строились храмы, организовывались русские школы, училища и др. Одновременно русские несли по всему миру «даже до конца земли» великую русскую православную культуру. В Европе, в Америке, в Азии, встречаясь с язычеством, католичеством или протестантизмом, русские свидетельствовали о высоте и глубине православной веры. Одновременно благодаря диаспоре, разросшейся по всему миру, было покончено с замкнутостью «православных миров», и православные общины были поставле ны на виду всего мира. Так осуществлялась великая духовная миссия русской эмиграции.

Весь постхристианский Запад «даже до концов Земли» знаком сегодня с Православием, но можно ли надеяться, что хоть один из народов готов был бы принять хрис тианство и войти в Православную Церковь, как это было еще в XIX веке? Здесь крайне важен опыт Православия в Америке. В результате возникновения многочисленных новых православных приходов и объединения их вокруг православной епархии Русской Церкви, окрепшей в начале ХХ века при епископе Тихоне (Беллавине) (впоследствии Патриархе Московском и всея Руси), появилась новая автокефальная церковь — Американская (1970). По явление Американской церкви, как и Японской (1970), явилось качественно новым этапом в миссио нерской жизни всего Православия.

Одной из центральных, главных проблем жизни Американской церкви является проблема взаимоотношения православия и секулярной американской псевдохристианской культу ры. Дело в том, что эклектичная, «синтетическая» современная культура, в значительной мере ориентирован ная на язычество, претендует на всего человека, не оставляя ему реальной свободы выбора — сегодня западный образ жизни и западное видение мира слишком далеко ушли от христианского.

В России внешне ситуация значительно более безнадежная. По мере того как в XX в. Америка, Азия, Европа обогатились сотнями православных приходов, Россия превратилась в духовную пус тыню. Во всей Сибири оставалось несколько действующих храмов. Духовные школы то полностью запрещались, то разрешались, а затем снова подвергались разгрому во время «хрущевских» гонений, надолго пе реживших правление Хрущева.

В чем же отличие жизни Православной Церкви в России и на свободном Западе? Главным отличием является то обстоятельство, что к середине ХХ в. Запад в основном сам отказался от веры и жизни по вере, жизни в Церкви. У нас же только часть народа соблазнилась и отступила от Христа. Другая же часть не отказалась от веры и Церкви в эпоху невиданных гонений и пострадала за Христа. Сейчас непросто описать по дробности этой героической истории гонений, хотя известно очень многое и множество свидетелей еще живы. Общее число пострадавших за веру составляет сотни тысяч, а может быть, и миллионы человек. Сонм новомучеников российских предстоит за нас ныне пред Богом и зовет нас сегодня к труду проповеди веры. Поэтому нет оснований объединять духовные пустыни Запада с посттоталитарной жаждой духовности в России. О возможности духовного возвращения свидетельствуют и первые плоды посттоталитарного веро проповедования, строительства храмов, воссоздания духовных школ, возрождения православных изда тельств, монастырей и многое, многое другое. И главное для нас сегодня — обретение корней в мученическом подвиге за Христа наших отцов и дедов. Если это произойдет, откроются и пути промысла Божия, ведущие к воссозданию православной Руси, этого уникального «православного мира», живущего идеалами святости, стремящегося к святости, и в этом смысле — святой Руси.

В следственных показаниях епископа Арсения (Жадановского) (на допросе 28 мая 1937 г., дело №2950), расстрелянного на Бутовском полигоне под Москвой в 1937 году (на этом полигоне каждую ночь расстреливали сотни людей), есть такие строки: «Православная церковь в настоящее время находится в очень тяжелом положении… Православная Церковь неоднократно переживала гонения и снова воз рождалась, так и в настоящее время, которое переживает Церковь при советской власти, должно измениться: церкви будут восстановлены, и снова откроются монастыри, советская власть будет свергнута народом, а управлять страной будут только русские верующие люди, преданные Православной Церкви» .

Сегодня наступает время духовного возрождения России, которое провидели многие наши святые. И главная задача – это евхаристическое возрождение православных приходов , на которые обращено пристальное внимание общества. И сегодня каждый монастырь, каждый приход стремится быть тем праведником, без которого не стоит ни одно село, ни один город, ни тем более государство.

Возрождение богослужебной жизни и вхождение в благодатную евхаристическую жизнь Церкви, в Царствие Божие, делает каждого церковного христианина полноценным свидетелем Царства Божия, пришедшего в силе, ставит его в ряды миссионеров. Веропроповедничество жизнью, которая также по мере облагодатствования становится евхаристичной на всех путях житейских, является сегодня основной формой миссионерства, поскольку по причине умножения беззаконий доверие к словам иссякло. Евхаристичность жизни означает также стяжание благодатной любви к страждущему миру и многострадальному народу российскому. И эта любовь не расслабляет христиан, а сообщает им духовную напряженность , позволяющую преодолевать одну из основных трудностей современной жизни — про тивостояние православного и современного секулярного видения мира.

Глубокое воцерковление народа, семьи, возрастание детей в христианских семьях и в храме, воспитание и образование юношества, участие детей, юношей и взрослых в активной приходской жизни позволяет выявить тех, кто способен сейчас к миссионерскому служению. Народ Божий должен сам дать из своей среды миссионеров, стремящихся потрудиться подвигом священноапостольства. Подготовка к служению – это с одной стороны духовное возрастание, а с другой – образование и приобретение навыков, опыта, в том числе опыта участия в жизни храма (богослужебной и внебогослужебной) и опыта общения с людьми.

Веропроповедничество всегда более обращено к сердцу, чем к уму: «Но чтобы действовать на сердце, надобно говорить от сердца: от избытка бо сердца уста глаголют. И потому тот, кто исполнен и избыточествует верою и любовью, может иметь уста и премудрость, ей же не возмогут противиться сердца слушающих, и которая указует как, где и что говорить…» (св. Иннокентий (Вениаминов)) .

Уже сейчас начинается создание центров духовного просвещения – миссионерских центров, работа которых оказывает влияние на все слои населения. Постепенно начинается организация благотворительности с параллельной миссионерской работой для стариков, детей, инвалидов, в больницах, в тюрьмах, в детских домах и др. Назрело время воссоздания православного миссионерского общества в целях консолидации всех здоровых сил для спасения и просвещения российских народов. Необходима организация противодействия пропаганде духовно-нравственного растления, ограничения деятельности псевдодуховных и тоталитарных сект, католичества, протестантизма, магометанства и буддизма в среде с православными духовными корнями.

Православная экклезиология содержит в себе возможности определения основных миссионерских принципов, обязанностей, целей и средств. В основе православного подхода именно евхаристическое понимание Церкви. Церковь как тело Христово есть свидетельство и миссия в обращенности к страждущему миру и человеку. Средоточие жизни и словесного служения Церкви — Евхаристия, которая есть актуализация Царствия Божия, пришедшего в силе, есть служение Самого Иисуса Христа, Который «не отступил… вся творя, дондеже нас на небо возвел еси и Царство Свое даровал еси будущее…» Евхаристия является источником и силой действенного христианского свидетельства. Она и есть совершенный образ священноапостольства и предстояния и жертва бескровная о всех и за вся… И решения всех трудных вопросов современного свидетельства ищутся сегодня изнутри живого евхаристического церковного сознания, обращенного к чаемому явлению Христа в силе и славе…

Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы.

Преподобный Силуан Афонский . –

В 1706 царь Петр I издал указ: «Сибирскому митрополиту Филофею ехать во всю землю вогульскую и остяцкую, и в татары и в тунгусы и якуты, и в волостях, где найдет их кумиры и кумирницы и нечестивыя их жилища, и то всё пожечь, и их, вогулов и остяков Божиею помощью и своими труды приводить в Христову веру».(См.: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники 18 века.– СПб, 1905. – С.151.)

По данным первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в этническом составе насчитывалось 196 народов, причем доля русского населения составляла 44,3%.

Смирнов Е., прот. Очерк исторического развития и современного состояния русской православной миссии. – СПб., 1904. – 91с.

Свете Тихий. Жизнеописание и труды епископа Серпуховского Арсения (Жадановского). Т.3. – М.,2002. – С.42.

Очерк жизни и апостольских трудов Иннокентия митрополита Московского – Нью-Йорк, 1990. – С.150-151.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *