Крестовоздвиженский казачий собор

Сгорая, превращался в камень… Из ветхости – в величественный храм

Как и у каждого человека, у всякого исторического здания есть своя уникальная история. Но если верить источникам, то ни один питерский собор не имеет такой богатой летописи, как Крестовоздвиженский. Строительство храма, его перестройки и реконструкции длились около 135 лет, повидав на своем веку мастерство и рвение строителей как XVIII, так и XIX столетия.

Петр І, позаботившийся о заселении Северной столицы, заполнил берега реки Лиговой неугомонным, лихим народом – ямщиками. Находясь на государевой службе, они селились отдельными общинами, со своими традициями и моралью. Живя, как правило, зажиточнее, нежели другие, пожелали однажды ямщики иметь в слободе свою церковь. Задумано – сделано: обратились к власти и по их прошению благословил архимандрит возведение небольшого храма. Просуществовал тот недолго, сгорев однажды дотла. Тогда на этом же месте построили еще одну церквушку – из старых материалов. Совсем ветхая она прослужила прихожанам с десяток лет. Церковь стали посещать не только ямщики с семьями, но и новые поселенцы: к тому времени многочисленными жителями района стали казаки и в старой деревянной церкви прихожане помещались уже с трудом.

В 1740 году опять же по просьбе верующих начал строиться уже каменный храм во имя Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, а приделы в нем возвели во имя Рождества Иоанна Предтечи и Святого Николая Чудотворца. Так церковь стала трехпридельной, а над западным ее притвором соорудили колокольню. За алтарем же храма заложили Тихвинскую церковь.

Проект колокольни Крестовоздвиженки был разработан архитектором Постниковым в 1804 году и осуществлялся на протяжении 8 лет. Знаковым для храма является число 12: 12 Апостолов, 12 колоколов установлено на колокольне. Так в глубоких нишах шестидесятиметровой колокольни расположились фигуры Апостолов Петра и Павла, а верхняя часть украшена 12 гипсовыми скульптурами Апостолов. Многим позднее в пролеты были вставлены кованые решетки кузнечного мастера Мартьянова. Второй этаж колокольни отвели под небольшой храм во имя просветителей Кирилла и Мефодия.

Завершение строительства колокольни принесло новые проблемы: обе церкви – Крестовоздвиженская и Тихвинская – нуждались в капитальном ремонте. Подсчитав расходы, пришли к выводу: вместо двух обветшавших церквей целесообразней будет возвести один новый храм. Разработку проекта поручили архитектору Моргану, и тот задумывает все с большим размахом: мало того, что храм должен вмещать до 2500 верующих, величия ему должно придавать внешнее сходство с Исаакиевским собором. Но для подобного масштаба необходимы и немалые средства, коих на реализацию проекта Моргана не хватало. В итоге строительство откладывалось, а прихожане осмелились на новое ходатайство о перестройке церкви по новому проекту Егора ДИммерта.

Последний, призвав к себе в помощники Константина Лазарева, в 1848 году чрезвычайно быстрыми темпами начинает строительство. Примечательно, что новая постройка основывалась на части стен и столбов столетней церкви.

Три года – и вот уже подходят к концу отделочные работы. Летом 1852 года произошло освящение придела Рождества св. Иоанна Предтечи и Николая Чудотворца. Так начатое в 1853 году святое дело по строительству нового храма удачно завершилось – украсив собою Ямскую слободу, перетерпев исторические передряги и сохранившись до наших дней.

Каменное здание Крестовоздвиженской церкви имело прочную основу – каменный фундамент и немаленькие параметры: длину около 53-х метров и ширину до 35-ти метров. Возвели ее в виде латинского креста, взлетавшего ввысь на 41 метр. В рукавах креста располагались алтари, сам храм имел пять престолов. Естественно, главный алтарь посвящался Воздвижению Креста, а четыре придела нарекли во имя Рождества Иоанна Предтечи, Николая Чудотворца, во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены, во имя преподобного Сергия Радонежского.

Страшный 37-й год принес Крестовоздвиженской церкви печальную участь: священнослужители храма были расстреляны, а вскоре закрыли и саму церковь. В 40-е гг. ее неоднократно перепланировывали, перекрывали и возводили новые стены. Немалые разрушения принесли артиллерийские снаряды времен Великой Отечественной. В 1947 году церковь передали для нужд реставрационных мастерских. Позднее здесь обустроили котельную…

Храмовый комплекс за всю свою историю пережил множество трудностей, и наконец-то 90-е гг. возвратили церковь приходу. Крестовоздвиженская церковь получила статус собора, и стала приходским Казачьим храмом.

«Транспортные» параллели

Довольно интересным фактом является «транспортная» преемственность здешних мест. Если вспомнить, что во времена Великого Петра окрестности вокруг собора населяли «короли дорог» ямщики, то почему-то абсолютно не удивляет сегодняшнее расположение тут современного автовокзала. А Крестовоздвиженский собор находится на пересечении Лиговского проспекта и набережной Обводного канала – транспортных магистралей Северной Пальмиры.

Символ верности казачества России

Скульптор Сергей Алипов ко дню рождения Николая ІІ создал проект памятника императору. Бронзовый бюст Его Величества установили в 2002 году у алтарной стены Крестовоздвиженского собора. А у подножия памятника – капсулы с землей из российских регионов, где проживают казаки – своеобразный символ верности казачества Отечеству. В свое время на Обводном канале стоял лейб-гвардии Казачий полк, в составе которого служил царевич Алексей, а шефствовал над ним сам Николай ІІ.

Комплекс Крестовоздвиженского собора, расположенный на Лиговском проспекте недалеко от Обводного канала в бывшей Московской Ямской слободе — один из самых старых в Санкт-Петербурге. История его началась с того, что по указу Петра I в Петербург были направлены ямщики, которые поселились в слободе на берегу реки Лиговой (ранее она называлась Черной). Близ этого места образовалось одно из первых в Санкт-Петербурге кладбище. На этом кладбище была построена маленькая деревянная часовня, однако своей церкви в слободе ямщиков не было.
По прошению жителей слободы и по благословению архимандрита Феодосия в 1718 году Василием Федотовым, Петром Кусовым с товарищами была построена церковь. Освящена она в 1719 году наместником Александро-Невского монастыря иеромонахом Варлаамом во имя праздника рождества Иоанна Предтечи.
Церковь была построена в стиле петровской архитектуры: вытянутое в плане строение с высокой кровлей, увенчанное шпицем. Первоначально колокольни при церкви не было. Деревянная ярусная колокольня была построена в 1723 году. Четыре колокола весом 19 пудов были взяты с пушечного двора. Колокола были из тех, которые по указу Петра I вывозили из монастырей для литья из них пушек.
В 1730 году церковь сгорела практически дотла. В 1731 году на месте сгоревшей была поставлена церковь, купленная и привезённая с охтинских заводов. Будучи построена из старых материалов, церковь просуществовала недолго: кровля стала течь, стены обветшали.
В 1740 году причт и прихожане иоаннопредтеченский церкви обратились к св. Синоду с просьбой о разрешении постройки новой церкви, каменной во имя Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, «понеже с таковым наименованием святые церкви в Санкт-Петербурге не обретается».
Автор проекта церкви неизвестен. Строительство велось под руководством архитектора И. Шумахера. Храм был трёхпридельный: главный придел освящён архиепископом Феодосием 24 июня 1794 года во имя Воздвижения Креста Господня, северный (левый) во имя Святителя Николая, западный (правый) — во имя св. Иоанна Предтечи. Одноэтажный каменный храм был холодным (т.е. не отапливаемым). В плане он имел форму латинского креста с прямоугольным выступом апсиды в восточной части и точно таким же, симметрично расположенным притвором в западной части. Над западным притвором церкви находилась колокольня.
Причт обратился с новой просьбой к Св. Синоду: вместо старой деревянной церкви, которая теперь стояла без употребления, построить тёплую зимнюю церковь. Прошение было удовлетворено. Постройка производилась на средства петербургского купца И. Ильина Тихвинскую церковь заложили 20 июня 1764 года за алтарем Крестовоздвиженского храма. В плане Тихвинская церковь напоминала Крестовоздвиженскую 1748 года: вытянутый прямоугольник, едва намеченное расширение в восточной части, 3 нефа, компартименты которых перекрыты крестовыми сводами, одна глава на восьмерике, обработанном пилястрами. Архитектор проекта неизвестен. Кроме главного престола во имя Тихвинской иконы Божией Матери, церковь им небольшой южный придел во имя Св. Иоанна Златоуста.
В 1804 году архитектором Постниковым (1766 — 1830) был создан проект надвратной колокольни. Постройка колокольни была завершена в 1812 году. В композицию органично вошли две невысокие часовни, соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн. В нишах колокольни помещаются скульптуры, изображающие Апостолов Петра и Павла. Колокольня имеет около 28 сажень высоты (около 60 м). Ее верхняя часть украшена восьмью гипсовыми изображениями Апостолов, нижняя — четырьмя. Кованые железные решетки работы кузнечного мастера Федора Мартьянова были вставлены в пролеты в 1853 году. Ярусом звона был третий ярус колокольни, в котором размещалось двенадцать колоколов. В 1872 году старостой Крестовоздвиженского собора купцом Иваном Ильичом Шигалёвым в память о скончавшейся супруге под сводами колокольни была устроена церковь святых Кирилла и Мефодия. Проект этой церкви создал архитектор Л. Бульери. Освящен храм был 2 февраля 1878 года митрополитом Исидором. В эту церковь вела каменная лестница, насчитывающая до второго яруса 40 ступеней. Крестовоздвиженская колокольня — одна из красивейших колоколен Петербурга — важнейшая градостроительная доминанта района.
Крестовоздвиженская и Тихвинская церкви простояли почти сто лет, и наконец, стали нуждаться в ремонте. Предполагалась радикальная перестройка храма. Архитектор В. Морган составил проект, напоминавший Исаакиевский собор (к тому времени ещё недостроенный). Проект был выполнен в традициях греческой архитектуры, согласно со стилем существовавшей колокольни. Церковь была рассчитана на 2500 человек.
Но многолюдный район не мог надолго остаться без храма на время перестройки церквей. Потому было решено сначала расширить небольшую Тихвинскую церковь, а затем уже переходить к радикальной перестройке Крестовоздвиженской. В июне 1844 года приделы Предтеченский и Никольский были перенесены из Крестовоздвиженской в Тихвинскую церковь и освящены 24-го числа того же месяца. Тихвинская церковь теперь была окружена каменным прямоугольником так, что в обе стороны она стала шире на 4 сажени (около 8,5 м), длина ее увеличилась на длину паперти, к ней пристроены были ризница и сторожка, в продольных стенах образовались широкие арки.
После окончания перестройки Тихвинской церкви выяснилось, что средств на проект Моргана не хватает. Строительная комиссия исходатайствовала разрешение строить церковь по проекту Егора Ивановича Диммерта, ученика Стасова.
Строительство началось в апреле 1848 года. Постройка 1848-1851 годов включает в себя фрагменты церкви 1740-х годов (часть стен в западном отделе и часть фундамента). Строительство шло очень быстрыми темпами, однако архитектор не дожил до окончания строительства храма. Крестовоздвиженский собор был достроен уже после его смерти. К декабрю 1851 года работы по отделке интерьера были в основном завершены. На среднем столбе под престолом храма помещалась надпись: «В 27 год царствования императора Николая I освящен сей храм во имя Воздвижения Животворящего Креста Господня 2-го декабря 1851 года Высокопреосвященным Никанором Митрополитом Новгородским и Санкт-Петербургским». 1 июня 1852 года был освящен придел Рождества св. Иоанна Предтечи, 8-го июня — Николая Чудотворца.
Крестовоздвиженская церковь имеет в плане вид латинского креста, с одной полукруглой аспидой. Здание каменное на каменном фундаменте. Длина церкви около 53 метров, ширина около 35 метров, высота с главою и крестом около 41 метра. Церковь одноэтажная; венчается она пятью главами со световыми барабанами. В рукавах креста, а также во всех трех нефах находились алтари, храм имел пять престолов. Главный алтарь посвящен Воздвижению Креста; справа от него находится придел во имя Рождества Иоанна Предтечи; слева — придел Николая Чудотворца; в южном рукаве креста находится придел во имя святых равноапостольных царей Константина и Елены; в северном — во имя преподобного Сергия Радонежского. На своде большого купола помещались изображения семи архангелов, Иоанна Крестителя и херувимов. Фасад церкви выдержан в характере архитектуры времен Анны Иоанновны.
Некоторое время после революции храм оставался действующим. С 1924 года по июль 1938 года относился к Патриаршей Церкви. Закрыт в июле 1938 года, частично перестроен в 1939 году.
Существовал «Наказ депутатам Ленсовета XIV созыва» о закрытии и сносе церкви в 1938 году, однако, он утверждён не был. Позже ленинградское отделение объединения «Союзкинопрокат» ходатайствовало в Ленсовет о предоставлении им здания церкви. Здание было передано Союзкинопрокату под фильмохранилище. Интерьер был искажен и обезображен перепланировкой, возведением новых капитальных поперечных стен и перекрытий.
Церковь Тихвинской иконы Божьей Матери Закрыта 22 апреля 1932 года, передана под школу.
Церковь равноапостольный Кирилла и Мефодия закрыта в 1938 году.
В годы войны церковь пострадала от попадания артиллерийских снарядов. А в 1947 году была передана под производственные нужды реставрационных мастерских.
В 1991 году храмы были возвращены православной церкви. Храм был передан православному приходу, объединившему петербургское казачество, в Никольском приделе храма с 1991 года совершаются богослужения и одновременно проводится реконструкция интерьеров и фасадов здания. У алтарной стены Крестовоздвиженского собора в день рождения императора Николая II 19 мая 2002 года был установлен бюст последнего русского императора (скульптор Сергей Алипов).
Адрес: 191119, С.-Петербург, Лиговский пр., д. 128.
Телефон: +7(812)764-08-08; 764-17-92.
Проезд: метро «Лиговский проспект».

Состояние Крестовоздвиженского храма в 2005 году. Фрагмент куполов верхней части храма.

В 2009 году архитектурная доминанта района выглядела так. Фото: апрель 2009 г.

Северная часовня, фрагмент колокольни и купола (частью в реставрационных лесах) Крестовоздвиженского собора. Фото: апрель 2009 г.

Две часовни, соединенные с колокольней дугообразными крытыми галереями из спаренных колонн. Фото: апрель 2009 г.

Барельеф на часовне: Сошествие Святаго Духа на Апостолов. Фото: апрель 2009 г.

Барельеф — Крещение Господне — с северной стороны часовни.

Барельеф на часовне: Благовещение Пресвятой Богородицы. Фото: апрель 2009 г.

Фрагмент галереи и здание южной часовни. Фото: апрель 2009 г.

Здание колокольни и ворота на территорию собора. В северной части колокольни на первом этаже находится маленькая церковь св. равноапостольных Кирилла и Мефодия. Фото: апрель 2009 г.

Скульптурное изображение Апостола Павла с южной стороны ворот. Фото: апрель 2009 г.

Скульптурное изображение Апостола Петра с северной стороны ворот. Фото: апрель 2009 г.

Решетка ворот Крестовоздвиженского собора.

Фрагмент полукруглой галереи и здание северной часовни.

Вид из арки ворот на Лиговский проспект и ул. Тюшина. Фото: апрель 2009 г.

Таблички возле входа на территорию собора.

Колокольня и фрагмент собора(слева). Фото: апрель 2009 г.

Фрагмент здания Крестовоздвиженского собора (северная часть, придел Св. Николая Чудотворца). Фото: апрель 2009 г.

Северный вход в собор. Фото: апрель 2009 г.

На алтарной стене Никольского придела когда-то была фреска с изображением Святителя. Она была полностью закрашена в советское время и не сохранилась. О том, что здесь было изображено, можно догадаться лишь по фрагментам надписи под ней:

По остаткам слов можно прочитать тропарь Святителю Николаю:
Правило веры и образ кротости, воздержания учителю яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Южный фасад собора, придел св. Иоанна Предтечи. Фото: апрель 2009 г.

Восточный фасад, алтарная часть собора. Фото: апрель 2009 г.

Отреставрированная центральная глава Крестовоздвиженского собора. Фото: апрель 2009 г.

Остальные главы собора — на реставрации. Фото: апрель 2009 г.

Церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери, находящаяся за алтарной частью Крестовоздвиженского собора. Фото: апрель 2009 г.

Церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери. Западный фасад. Фото: апрель 2009 г.

Церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери. Алтарная часть. Фото: апрель 2009 г.

Мозаичная икона Тихвинской Божьей Матери на алтарной стене храма. Фото: апрель 2009 г.

Алтарная стена церкви Тихвинской иконы Богородицы. Фото: апрель 2009 г.

Церковь Тихвинской Иконы Божьей Матери со стороны северного фасада. Фото: апрель 2009 г.

Северная часовня, обращённая к Лиговскому проспекту. Фото: апрель 2009 г.

На территории Крестовоздвиженского собора ранее находилось кладбище. Теперь — небольшой сквер. На фотографии: фрагмент ограды сквера — небольшие ворота, которые выходят на угол Лиговского проспекта и Павлоградского переулка. Фото: апрель 2009 г.

© Возлядовская А.М., Гуминенко М.В., фото, 2005-2009

Вернуться на Главную

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *