Крестовые походы последствия

Подготовка похода

После восшествия на престол, Римский папа Иннокентий III начал подготовку к новому крестовому походу, который был намечен на март 1199 г., но в указанные сроки он не состоялся. 15 августа Иннокентий III обратился ко всем христианам поддержать выступление, и объявил, что на поход будет выделено 10% казны и для его нужд вводился 2,5% налог на доходы клириков. 8 мая 1201 г. был подписан договор между Венецией и крестоносцами, которые обязались уплатить деньги за найм судов. Предводителем французский, немецких и фламандских крестоносцев стал маркиз Монферрата Бонифаций. К моменту прибытия войск в Венецию, выяснилось, что нужный суммы денег не было собрано, поскольку участников похода оказалось гораздо меньше ожидаемого, и им предложили отвоевать у венгерского короля для венецианцев г. Задар. Часть крестоносцев отказалась воевать против единоверцев и решила самостоятельно добраться до Святой земли. 24 ноября 1202 г. после ожесточённой двухнедельной осады Задар был взят штурмом и разграблен крестоносцами, которых Римский папа подверг интердикту. Из-за отлучения они не могли продолжить участвовать в крестовом походе, начались переговоры с Ватиканом. Еще до этого в Рим для встречи с Иннокентием III прибыл византийский царевич Алексей IV Ангел, чей отец Исаак II Ангел был свергнут с престола, ослеплен и кинут в темницу. В январе 1203 г. в Задар прибыло посольство от царевича для переговоров с главой крестового похода, маркизом Бонифацием Монферратским, который согласился помочь вернуть престол в обмен на крупную денежную сумму и церковную унию. Венецианский дож Энрико Дандоло также высказал желание помочь крестоносцам в этом предприятии, поскольку Византия являлась торговым соперником Венеции. В тоже время Иннокентий III снял отлучение с крестоносцев, но в марте отправил в Задар нунция с посланием, грозя возможным отлучением в случае нападения на Византию.

Взятие Константинополя и создание Латинской империи

25 апреля 1203 г. Алексей Ангел присоединился к крестоносцам, находившихся на о. Корфу, а 23 июня на венецианских кораблях они достигли Константинополя. Император Алексей III пытался организовать сопротивление, но вскоре бежал. На престоле был восстановлен Исаак II, соправителем которого по требованию крестоносцев стал Алексей IV Ангел, пытавшийся собрать нужную сумму. В казне не было столько средств, поэтому он стал повышать налоги, что вызвало ропот среди населения. 25 января 1204 г. в городе вспыхнуло восстание, свергнувшее императора. Участники Четвертого крестового похода первоначально не вмешивались в происходящее, но в марте достигли соглашения между собой и Венецией о разделе территории Византии. В апреле 1204 г. Константинополь взят штурмом и разграблен, при этом крестоносцы грабили церкви и вывезли множество реликвий на Запад. 16 мая в храме Св. Софии состоялась коронация императорской короной Балдуина I, графа Фландрии, который стал главой Константинопольской или Латинской империи. Первоначально Римский папа Иннокентий III поддержал крестоносцев и приветствовал нового императора, но в 1205 г. папа выразил свое возмущение, узнав о чудовищном разграблении города, и тем, что они так и не выполнили свой обет, и поход так и не достиг своей цели.

Византия на время прекратила свое существование, на ее территории возникло ряд государственных образований: Афинское герцогство, Никейская империя, Фессалоникское королевство, Эпирский деспотат и Трапезундская империя. Православная церковь на завоёванных землях была поставлена под контроль папства, Константинопольский патриарх Иоанн X Каматир бежал, а на его место был поставлен венецианец Томмазо Морозини.

Содержание

Коварный дож Венеции воспользовался и финансовой слабостью рыцарей, и их военной силой

В 1840-х годах французский художник Анри Декен написал картину по мотивам исторических событий: Бонифаций Монферратский избран главнокомандующим Четвертым Крестовым походом в 1201 году в Суассоне

Четвертый Крестовый поход остается одной из самых позорных страниц в истории христианской цивилизации. Военная кампания, затеянная с целью отвоевать Святую Землю, завершилась вероломной междоусобицей. К тому времени Саладин, который изгнал крестоносцев из Иерусалима в 1187 году и не дал отвоевать его обратно во время Третьего Крестового похода (1189–1192), умер. Четвертый крестовый поход планировался на 1199 год — он должен был начаться с удара по Египту (которым владели наследники Саладина), и тогда, в случае успеха, Иерусалим сам бы упал в руки победителей. Но вместо этого крестоносцы пошли на Византийскую империю и 13 апреля 1204 года взяли Константинополь и разграбили его.

Выбор цели

Начало похода много раз переносилось из-за нехватки денег. Для того, чтобы добраться до Египта, крестоносцам были нужны корабли. Самый мощный флот в Средиземноморье был у Венеции. Поэтому вожди крестоносцев обратились к Республике Святого Марка, и венецианцы пообещали помочь с доставкой армии в Египет. За это им полагалось 85 тысяч марок, последний срок уплаты истекал в июне 1202 года. Но собрать эту сумму никак не получалось.

В 1577 году во Дворце Дожей произошел сильный пожар. Восстанавливая интерьеры Дворца, венецианцы стремились еще раз напомнить всем о своем могуществе. Следствием этого стал цикл картин о Четвертом Крестовом походе, в частности, картина Тинторетто «Битва при Заре» (ок. 1585). Зара — итальянский вариант наименования города Задар

Отряды крестоносцев стали прибывать в Венецию только в мае 1202 года. Их размещали на острове Лидо, подальше от города. Поначалу венецианцы исправно снабжали крестоносцев всем необходимым. Но когда месяц спустя выяснилось, что из оговоренной суммы выплачена лишь половина, Энрико Дандоло (, 1107–1205), дож Венецианской республики, запретил подвозить продовольствие на Лидо, пока не будет возвращен весь долг, и отказал в предоставлении судов для перевозки в Египет. Среди ратников Христовых началось разложение: кто-то просто сбежал, кто-то занялся грабежами и разбоем. Судьба похода повисла на волоске.

Так продолжалось до середины августа 1202 года, когда Бонифаций Монферратский (, ок. 1150 – 1207), возглавлявший войско крестоносцев, и дож Дандоло нашли компромисс. Дандоло прощал долг при условии, что крестоносцы помогут ему взять город Задар (сегодня — в Хорватии). Этот выгодно расположенный населенный пункт на Адриатическом побережье Балканского полуострова давно был предметом вожделений Венеции. Но совсем незадолго до описываемых событий, в 1186 году, Задар перешел под покровительство Венгрии.

Далеко не всех крестоносцев порадовало достигнутое соглашение. Некоторые из них, как утверждает современник, «считали совершенно недостойным и недопустимым для христиан, чтобы воины креста Христова обрушивались на христиан же убийством, грабежами и пожарами, что обычно бывает при завоевании городов». Тем более, что король Венгрии Имре (; , король с 1196 по 1204 годы, умер в 1205 году), сам принял крестоносный обет. Часть пилигримов даже вернулась на родину, но большинство согласилось.

24 ноября 1202 года после упорного сопротивления Задар был взят. За этим последовали обычные ужасы штурма. Папа Иннокентий III (, 1160–1216) резко реагировал на бесчинства. «Увещеваем вас, — писал он крестоносцам, — и просим не разорять более Задар. В противном случае вы подлежите отлучению от Церкви без права отпущения». Город, однако, остался в венецианском владении, а дальнейший путь был назначен на весну 1203 года.

Новое изменение направления

В это время и в Византии происходили кровавые события. В Греческой империи (как ее называли на западе) священным считался сан государя (по-гречески — василевса), но никак не сам человек, этот сан носивший. Законным (и священным) полагался любой император, если он был помазан на царство патриархом и венчан в соборе Святой Софии. Строгие правила престолонаследия отсутствовали. Из 109 человек, занимавших трон с 395 по 1453 годы, лишь 34 умерли своей смертью, находясь в императорском сане. Остальные либо погибли, либо вынуждены были отречься и постричься в монахи. Часто отречение сопровождалось ослеплением.

В 1195 году император (ок. 1135–1204, император в 1184–1195 и с 1203 года), был низложен своим родным братом (умер в 1210 или 1211 году, император в 1195–1203 годах). Исаака постригли в монахи и ослепили. Его сын, царевич Алексей (1182 или 1183–1204), был схвачен и заточен. Однако ему удалось бежать в Германию, к Филиппу Швабскому (, 1177–1208), который был женат на дочери Исаака и сестре Алексея Ирине.

Еще одно полотно, украшающее стены Дворца Дожей, — «Дож Энрико Дандоло призывает воинов идти в Крестовый поход» Жана Леклерка

В январе 1203 года послы Филиппа и царевича прибыли в Задар (сам Алексей явился туда позднее), и германский король сказал крестоносцам: «Сеньоры! Я посылаю к вам брата моей жены и вручаю его в руки Божьи и ваши. Вы идете защищать право и восстанавливать справедливость, вам предстоит возвратить константинопольский трон тому, у кого он отнят с нарушением правды. В награду за это дело царевич заключит с вами такую конвенцию, какой никогда ни с кем империя не заключала, и, кроме того, окажет самое могущественное содействие к завоеванию Святой Земли. Если Бог поможет вам посадить его на престол, он подчинит католической Церкви Греческую империю. Он вознаградит вас за убытки и поправит ваши оскудевшие средства, выдав вам единовременно 200 тысяч марок серебра, и обеспечит продовольствие для всей армии». Царевич Алексей торжественно подтвердил свое согласие. Был заключен договор между Венецией и крестоносцами о поддержке Алексея на указанных условиях.

Впрочем, иные из воинов, по словам очевидца, говорили, что «никогда не согласятся; что это значило бы выступить против христиан и что они отправились в поход совсем не для этого, а хотели идти в Сирию» или на Святую Землю. Многие покидали войско. Папа тоже пытался охладить пыл крестоносцев. Он писал им: .

Однако у дожа Республики Святого Марка кроме политических и экономических резонов были свои счеты с Византийской империей. Энрико Дандоло в 1171 году был посланником Венеции в Константинополе. А в Византии существовал обычай ослеплять подданных иных государств, даже и дипломатических представителей, если это государство вступало в конфликт с Греческой империей. В марте 1171 года василевс Мануил I Комнин (ок. 1122–1180) повелел внезапно арестовать всех граждан Венеции, пребывавших на территории империи, и конфисковать их имущество. Тогда-то Энрико Дандоло и лишился зрения.

Личный мотив был и у вождя крестоносцев Бонифация Монферратского. Во-первых, Бонифаций был давним союзником дома Гогенштауфенов, к которому принадлежал Филипп Швабский. Во-вторых, брат Бонифация Рене (1162–1183) женился в 1180 году на Марии, дочери Мануила Комнина, которая в качестве приданого принесла мужу город Фессалоники. В ходе политической борьбы в 1183 году молодожены были убиты, и Бонифаций претендовал на Фессалоники по праву наследования.

Смена власти в Византии

Итак, 23 июня 1203 года флот крестоносцев оказался на константинопольском рейде. Воинов Христовых, по разным оценкам, было от 10–12 до 30 тысяч. У императора Алексея III было около 70 тысяч войска. Однако боевой дух византийских воинов был невысок, да и организация оставляла желать много лучшего. В государстве царили коррупция и казнокрадство. Как пишет византийский историк и современник событий (Niketas Choniates, около 1150–1213), командующий византийским флотом Михаил Стрифна, родственник василевса, «имел обыкновение превращать в золото не только рули и якоря, но даже паруса и весла и лишил греческий флот больших кораблей».

5 июля 1203 года галеры венецианцев прорвались в бухту Золотой Рог. Крестоносцы предъявили василевсу требование немедленно отречься от престола. Тот отказался, но не предпринимал никаких мер. Брошенные в бой резервы византийцев обратились в бегство, так и не вступив в бой. Узнав об этом, Алексей III бежал из Константинополя, бросив жену и трех дочерей, но, не забыв прихватить с собой государственные ценности.

На этой миниатюре изображено взятие крестоносцами Константинополя в 1204 году

Падение Константинополя

18 июля 1203 года слепой Исаак II Ангел был восстановлен на троне. По требованию крестоносцев 1 августа Алексей венчан на царство под именем . Настало время платить по счетам. Но денег в казне не было. Попытки увеличения налогов только вызывали ненависть у населения. Исаак, который полностью устранился от дел управления и проводил время со звездочетами, даже заявил крестоносцам: «Конечно, вы оказали такую услугу, что за нее можно бы отдать и всю империю, но я не знаю, из чего вам уплатить». Не получив обещанного, латиняне сами стали удовлетворять свои аппетиты., тем более, что возможности для этого были.

Как писал участник событий, пикардийский рыцарь (Robert de Clari, умер после 1216 года), в Константинополе «было такое изобилие богатств, так много золотой и серебряной посуды, так много драгоценных камней, что поистине казалось чудом, как свезено сюда такое великолепное богатство». И воины Христовы, при молчаливом попустительстве бессильной власти, начали грабить церкви.

Растущее раздражение среди населения столицы было направлено не только против крестоносцев, но и против государей, особенно Алексея. В последних числах января 1204 года монахи и простонародье стали собираться на площадях и требовать низложения отца и сына Ангелов и избрания нового василевса. Воина по имени Николай Канав даже короновали в соборе Святой Софии, но без участия патриарха, то есть, строго говоря, не по правилам. В городе воцарился хаос. Тогда высокопоставленный сановник и зять Алексея III по прозвищу Мурзуфл (Насупленный) 29 января арестовал Исаака II и Алексея IV и провозгласил себя императором Алексеем V. Алексея IV и Канава задушили в тюрьме, слепой Исаак II умер, узнав о казни сына.

Новый император демонстративно отказался выполнять прежние договоренности и потребовал от крестоносцев очистить греческую землю в недельный срок. До этого им возбранялось лишь покидать лагерь под стенами Нового Рима (они постоянно жили именно там, а не в городе). Ратники Божьи стали открыто готовиться к штурму. В марте крестоносцы и дож Энрико Дандоло заключили соглашение о захвате всей Византийской империи и о разделе добычи и земель.

8 апреля 1204 года Константинополь был блокирован с моря. 9 апреля французы пошли на приступ, ворвались в город, но не удержали позиций и вынуждены были отступить. Во время штурма в городе возник пожар, уничтоживший чуть ли не две трети его. 12 апреля попытка штурма увенчалась успехом. Войско Мурзуфла отступило, а сам он той же ночью бежал. Спешно провозглашенный императором Константин Ласкарь (умер в 1211 или 1212, император в 1204–1205 годах) не получил действенной поддержки от населения. 13 апреля основные силы крестоносцев вступили в Константинополь, не встретив никакого сопротивления. Царьград пал.

Эжен Делакруа написал в 1840 году картину «Вход крестоносцев в Константинополь». Завоеватели не радуются победе; на первом плане — ужасные последствия военных действий

Причины падения Византии

С очень давних времен главным виновником захвата Греческой империи французами считают венецианцев, недовольных конкуренцией со стороны Византии в торговле в восточном Средиземноморье. Вдобавок Константинополь время от времени оказывал покровительство Генуе и Пизе, конкурентам Венеции. К тому же после смерти Мануила I его преемники обещали выплатить компенсацию Республике св. Марка, но так и не сделали этого. К началу похода долг Византии превышал 60 кг золота, чего венецианцы простить, естественно, не могли.

Хронист Эрнуль (ум. 1229 г.), современник, хотя и не участник похода (он жил в латинской Сирии и на Кипре) даже заявлял (большинство современных исследователей отвергает это), что венецианская синьория получила солидную взятку от египетского султана, желавшего отвести опасность от своей страны.

вызывает вопрос о роли папы Иннокентия III. Историки католического направления утверждают, что папа был категорически против изменений в направлении похода. Они ссылаются на его осуждение разорения Задара и требование идти на Святую Земли. Другие исследователи — протестанты, православные и атеисты — склонны видеть во всем происки папского престола. Они считают, что угрозы отлучения были лишь видимостью, что папа с самого начала мечтал захватить империю Востока, дабы подчинить себе православную Церковь. Папа, как они полагают, сговаривался с царевичем Алексеем о воссоединении Церквей после восстановления Исаака на троне силами крестоносцев. А когда уже император Алексей IV завил, что это невозможно, папа чуть ли не прямо благословил захват Царьграда, особенно после прихода к власти Мурзуфла. Полностью отрицать такое развитие событий невозможно. Но все же гипотеза эта основана на толковании нескольких достаточно туманных отрывков из папских посланий (прямые свидетельства отсутствуют) и сильно похожа на разнообразные пресловутые «теории заговора».

Легкость завоевания Константинополя была обеспечена, в том числе, лучшей боевой подготовкой и настроем нападавших. Многие из крестоносцев были убеждены, что свершают благое дело. Не зная особенностей престолонаследия в Византии, франки считали Исаака II законным правителем и жертвой беззакония, царевича Алексея — законным наследником, а Алексея III — узурпатором. Да и желания наказать православных схизматиков тоже хватало.

И все же одной из главных причин падения Византийской державы была ее внутренняя слабость. С одной стороны, предельная централизация, усиленная представлениями о сакральности императора. Вся власть принадлежит священному владыке и ни с кем он ее не делит: ни с баронами, ни с горожанами. Отсюда отчуждение людей от власти. С другой стороны, чехарда василевсов. Какая уж тут может быть верность правителю со стороны народа и даже войска!

Михаил VIII Палеолог

Последствия падения Византии

Первыми последствиями были обычные, увы, ужасы штурма. Насилий было меньше, чем при взятии исламских городов, но разрушений и, особенно, грабежей – много больше. Ведь Константинополь был существенно богаче любого сирийского или палестинского города. Был ли Царьград подожжен, загорелся ли при нападении на него сам — неясно.

Грабили ратники Божьи немало. Участник и хронист похода, знатный французский барон (, ок. 1150–1213), сообщает: «Такой обильной добычи не брали ни в одном городе со времен сотворения мира». Весьма желанной добычей стали реликвии. Честной Крест, терновый венец Христа (он, правда, некоторое время оставался в Константинополе у новых владельцев) и многие иные священные предметы оказались у крестоносцев. Одно только описание похищенных из Царьграда священных предметов и останков, составленное в 1870-х годах, с трудом уместилось в два объемистых тома. Кроме того, в Европе появилось огромное количество фальшивых реликвий.

Немало ценнейших произведений античного искусства, свезенных в Новый Рим еще Константином, погибло в пожарах, было переплавлено на слитки драгоценных металлов или похищено.

Латинская империя

Главным последствием захвата Константинополя стала организация власти в только что захваченном государстве. Победители принялись делить еще не до конца завоеванное государство, названное историками XVIII века Латинской империей (сами латиняне именовали его Романией). Более всего получили венецианцы, овладевшие прибрежными территориями и Критом.

Латинская империя, подобно Иерусалимскому королевству, была организована по образцу феодальных государств. Создавались подвассальные императорской короне Фессалоникийское королевство (его все же получил главнокомандующий Бонифаций) и другие владения. Среди них крупнейшими были княжество Ахайя (древнее название приморской области на севере Пелопоннеса) и герцогство Афинское.

Новосозданное государство оказалось недолговечным. Обломки прежней державы провозгласили себя ее преемниками. Сами себя они всегда именовали Ромейскими державами. Одна из них, Никейская империя, занимавшая большую часть Малой Азии, оказалась восстановительницей Византийского государства. Опираясь на местное население, ненавидевшее франков, пользуясь помощью Генуи и Пизы, враждовавших с Венецией и, главное, турок, никейские императоры захватывали территорию за территорией. А в 1261 году Михаил VIII Палеолог (ок. 1224–1282, император с 1261 года) вступил в освобожденный Константинополь.

Захват Византии не принес добра ни той, ни другой стороне, кроме, может быть, венецианцев. Романия просуществовала недолго. Православная Византия уже не восстановилась в прежней силе и даже размерах. Она оказалась в зависимости от турок, что, в конечном счете, и привело ее к падению в 1453 году. И наконец, следствием Четвертого крестового похода стало то, что неприязнь православных к католикам, существовавшая и ранее, превратилась в ненависть. Плоды ее ощутимы и поныне.

Дмитрий Харитонович, 14.04.2008

А.А. Новикова

Первый крестовый поход и его последствия для чешских евреев: по «Богемской хронике» Козьмы Пражского

Данная статья посвящена еврейским погромам, сопровождавшим Первый крестовый поход и сыгравшим ключевую роль в изменении отношений между христианами и евреями. В еврейской истории лето 1096 г. навсегда осталось датой одной из еврейских катастроф, хотя описания тех событий в еврейских источниках достаточно скудны. Еще меньше известно о судьбе евреев, проживавших на территории Богемии и Моравии. «Богемская хроника» Козьмы Пражского является ключевым источником, освещающим как события 1096 г., так и общие последствия прохода крестоносцев по территории Чешского королевства на пути в Иерусалим.

Ключевые слова: история, Средневековье, Крестовые походы, иудаика, Богемия, Моравия, Чехия, история Чехии, погромы.

В изучении Средневековья всегда уделяется внимание такому явлению, как Крестовые походы. О них написано немало статей и монографий как видными медиевистами, так и молодыми учеными1. Ими были исследованы причины, по которым такое религиозное рвение слилось с актуальными проблемами средневекового европейского общества, породив подобное уникальное движение. Сказано много слов о значении Крестовых походов в мировой истории, о том, как они обозначили границу между Ранним и Высоким Средневековьем. Гораздо меньше сказано о такой их стороне, как еврейские погромы, и еще меньше сказано о влиянии Первого крестового похода на чешские земли2.

С одной стороны, это можно объяснить недостаточной изученностью немногочисленных еврейских и чешских источников

© Новикова А.А., 2016

того периода. Примечательно, что в чешских источниках о раннем периоде истории Чехии практически нельзя найти упоминаний о евреях. Если опираться на христианские документы, то выходит, что евреи внезапно оказались на чешских землях летом 1096 г., пострадали от рук крестоносцев и вскоре бежали3. Дальнейшая чешская еврейская история почти заканчивается до движения Гаскалы в XIX в., предоставляя лишь скупые упоминания о погромах.

Однако если обратить внимание на другие источники, можно установить, что евреи пребывали на территории Чехии задолго до 1096 г. В данной ситуации следует обратиться к арабской описательной географии, а именно — к произведениям Абу-ль Касима Убайдаллаха ибн Абдаллаха ибн Хордадбеха «Книга путей и государств» и Ибрагима ибн-Якуба ал-Андалус из Тортосы4.

Тем не менее исследователи сталкиваются с критической нехваткой источников о ранней истории евреев в Чехии. Можно также сослаться на непопулярность тех источников на латыни, которые описывают события в Праге весной 1096 г. Однако не следует забывать о главном из них — «Богемской хронике» Козьмы Пражского5 (далее — «Хроника»), и о трудностях, с которыми историки сталкиваются при ее изучении.

Представляется нелогичным объявить единственное описание тех событий достоверным. Современные исследователи «Хроники» согласны в том, что она представляет собой тщательно отредактированный набор субъективной информации, предназначенной для сохранения и передачи определенного набора взглядов автора6.

Для изучения последствий Первого крестового похода для евреев следует обратить внимание на третью книгу «Хроники». Она охватывает период с 1092 по 1125 г., начиная повествование за несколько лет до начала Первого крестового похода и заканчиваясь после смерти Владислава I 12 апреля 1125 г.

Книга третья — единственная книга «Хроники», в которой вообще упоминается еврейское население. Более того, в данной книге евреям уделяется достаточно пристальное внимание. Два отдельных текста, повествующих о событиях 1096 г. и 1098 г., станут предметом исследования данной статьи.

Последней причиной, по которой «Хронику» можно считать особенным историческим источником, является то, что сам ее автор, Козьма Пражский, скорее всего, был очевидцем событий Первого крестового похода. Согласно сохранившимся сведениям о жизни Козьмы, около 1082 г. он вернулся в Прагу из Льежа7. Козь-

ма не воспринимает наблюдаемое им явление как Первый крестовый поход, описывая его исключительно как внезапное движение людей:

В лето от рождества Христова 1096. …В том же году началось такое возбуждение, такое религиозное рвение по причине похода в Иерусалим, что в немецких областях и особенно в восточной Франции в городах и деревнях осталось лишь очень немного жителей8.

Козьма определяет наиболее активных участников этого движения, а точнее, тех, кто сильнее всех оказался подвержен этому религиозному рвению. Основными участниками он выделяет королевство Франков на востоке (in orientali Francia). Этим он будто указывает места, в которых зародилось то волнение людей. Он также отмечает массовость этого движения — в нем участвовало столько людей, что на земле оставалась лишь ничтожная их часть. Далее Козьма достаточно пространно описывает путь крестоносцев через чешские земли:

Так как участников похода было много и они не могли идти все вместе по одной дороге, то некоторые из них стали проходить через нашу страну; проходившие нападали на евреев, и с божьего соизволения крестили помимо их воли, тех же, которые противились, убивали9.

В отличие от остальных хронистов, Козьма не дает ни имен лидеров тех крестоносцев, ни описания их состава. Единственное, на что Козьма активно указывает, так это на насилие над евреями, совершенное участниками того похода. Тем не менее Козьма описывает это насилие общими словами, не называя числа убитых или крещенных. Он не дает тех красочных описаний, которыми пестрят первые две книги «Хроники». Не называется даже ориентировочная дата, время года, в которое были совершены эти нападения на евреев. Однако отмечается протест епископа Праги, Козьмы (1091-1098 гг.), против насильственного крещения евреев:

Епископ Козьма, считавший насильственное крещение противоречащим предписаниям церковных законов и движимый справедливостью, попытался воспротивиться крещению евреев помимо их воли, но тщетно, так как не оказалось никого, кто бы ему помог10.

Козьма-хронист указывает, почему Козьма-епископ остался без какой-либо поддержки. Опорой ему должен был быть князь, но в

тот период князь Бржетислав II занимался строительством града Каменец на реке Ниса вместе со всей своей дружиной. Становится очевидно, что то самое религиозное рвение оказалось сильнее епископских увещеваний, пусть и основанных на учениях христианской церкви.

В следующем пассаже открывается отношение Козьма-хрониста к тем самым насильственным крещениям, которые потом будут повторяться не один раз:

Если несколько дней спустя евреи свергли иго Христово, презрели благодать крещения и спасительную силу христианской веры и вновь склонили свои шеи под иго Моисеева закона, то это следует приписать нерадению епископа и прелатов церкви11.

Ясно, что Козьма-хронист считал крещение, пусть и насильственное, благом для евреев как для язычников. В одном из предыдущих отрывков Моисеев закон он считает губительным для человека, а в утрате новообращенных винит Козьму-епископа, не побуждавшего евреев остаться в новой вере, и его влияние на остальных прелатов церкви.

Из этого также следует, что прелаты церкви либо разделяли точку зрения Козьмы-епископа, либо не считали необходимым противостоять возвращению евреев в их веру. Это злит Козьму-хрониста, который словно рефрен продолжает описывать уход евреев из христианской веры как одно из прегрешений чешских священнослужителей. Но прежде чем сказать о дальнейших событиях, следует рассмотреть, чем являлось насильственное крещение для самих евреев.

Не стоит удивляться тому, что среди евреев отказ от веры также считался грехом. Было распространено мнение, что смерть или самоубийство, избранные вместо отказа от иудаизма, праведнее и даже предпочтительнее. Сама же практика совершения самоубийства во избежание обращения в чужую веру получила название «киддуш а-шем»12. В настоящее время известно несколько средневековых еврейских рукописей, в которых перечисляются еврейские общины, располагавшиеся на территории Европы, чьи члены предпочли подобную смерть обращению в христианство13. Однако ни одна из них, даже Сэфер Зикарон или Гзерот Татну, не упоминает судьбы богемских евреев14.

Основываясь на известных упоминаниях пражского погрома, можно сказать, что поздней весной или ранним летом 1096 г. крестоносцы шли по территории Богемского королевства в Иерусалим15.

Полностью отдавшись религиозному рвению, они обращали встречавшихся им на пути евреев в христианство. Вполне возможно, что часть пражских евреев осталась в новой вере. Часть евреев могла погибнуть от рук крестоносцев, а некоторые могли покончить с собой для совершения «киддуш а-шем». Все равно не представляется возможным утверждать то, что весной-летом 1096 г. пражское еврейство погибло полностью. Для того чтобы узнать, что произошло с ними после ухода крестоносцев, следует обратиться к следующим сведениям «Хроники»:

В лето от рождества Христова 1098. Князю Бржетиславу доложили, что некоторые евреи бежали, некоторые же тайно уносят свое богатство частью в Польшу, а частью в Венгрию. Князь был очень этим разгневан и послал к оставшимся евреям своего коморника и с ним несколько воинов, поручив им обобрать этих евреев с головы до ног16.

Этот отрывок повествует о важном событии: бегстве евреев из чешских земель в Польшу и Венгрию. Козьма-хронист многократно упоминает, что Козьма-епископ и прелаты церкви не способствовали адаптации евреев к новой вере, несмотря на их апелляцию к нормативным документам того времени17. Отказ от христианства рассматривался как предательство, отягощенное попыткой бегства. Козьма-хронист описывает недовольство князя как законный гнев властителя, чьи подданные пытались его обмануть. Козьма восхищается тем, сколько имущества и золота было отобрано у евреев по велению князя. Коморник, избавивший бегущих евреев от излишков богатства, произносит фразы, наглядно иллюстрирующие отношение Козьмы к финансовому благосостоянию пражских евреев:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О, израильское племя, о ты, порожденье негодных!

…Зачем вы уменьшить хотите добро, что досталось вам даром?

Ведь это добро — оно наше: из вашего Ерусалима

Сюда ничего вы с собою — богатств никаких — не внесли18.

Коморник открыто цитирует 2-е Поучение Петра 2:22 — указывается на то, что евреи, возвращаясь в иудаизм, отбрасывают в сторону добро и благо, доставшиеся им даром. Естественно, подразумевается христианство, величайшее добро на всем свете. Коморник сравнивает евреев с упомянутыми в указанном стихе свиньями, которые идут валяться в грязи даже после тщательного мытья.

Примечательно то, что княжеский коморник сообщает, что все отобранное богатство на самом деле не еврейское. Оно не прибы-

ло из Иерусалима вместе с сынами Израиля, но было найдено на чешской земле. Следовательно, каким-то образом евреи завладели этими богатствами, что почти придает незаконность их владению.

На самом же деле подобное заявление призвано оправдать причину, по которой князь и коморник считают возможным обобрать евреев. Козьма называет евреев несчастными, но само мероприятие он считает оправданным размером изъятого у беглецов имущества:

…коморник, и воины, прибывшие с ним, тотчас же ворвались в дома евреев, захватили сокровища и лучшие вещи, которые там нашли. Они ничего не оставили евреям, кроме зерна, необходимого для жизни. О, сколько денег было отнято в тот день у несчастных евреев! Сколько богатства не было вынесено и из горящей Трои на Эвбейский берег!19

Интересно, что после отбора у евреев «лучших вещей» и «сокровищ» в домах осталось лишь зерно для жизни. Более того, если отбирали лишь сокровища и лучшие вещи, то почему у евреев не осталось ничего, кроме зерна? Подразумевал ли этим Козьма, что евреи облачались в дорогостоящие ткани и имели домашнюю утварь, изготовленную из драгоценных металлов, неизвестно. Однако сравнение с триумфом греков над Троей создает впечатление, что евреи действительно обладали несметными сокровищами, которыми вряд ли можно завладеть законным способом.

Как были вы нищими раньше, такими же впредь вы останьтесь.

А то, что крестили вас, что же? Князь в этом совсем не повинен.

То божье веление было, да будет свидетелем бог.

А если вы опять возвращаетесь к иудейству, так пусть епископ Козьма решает, что делать в таком случае20.

Как обычно, в нескольких строчках текста Козьма указывает сразу несколько интересных деталей. Во-первых, он утверждает, что евреи после избавления от всего излишнего имущества становились нищими. Во-вторых, это нищенское состояние расценивается как естественное для евреев, так как нищими они вышли из Иерусалима. В-третьих, коморник утверждает, что выполняет исключительно княжескую волю, никак не связанную с крещением евреев. Одновременно с этим крещение утверждается как проявление божьей воли, которому не следует противиться. Комор-ник неодобрительно упоминает возвращение евреев к иудаизму, воспринимаемое как сомнительное действие. Однако тут же он утверждает, что дальнейшая судьба крещеных евреев и законность

их возвращения в иудаизм зависят от авторитетов церкви, а именно — Козьмы-епископа.

На этом почти прекращается повествование Козьмы-хрониста о периоде Первого крестового похода. Дальнейшие события касаются исключительно внутренних и внешних дел чешских князей, а евреи снова растворяются в общем историческом процессе. При таком «исчезновении» евреев со страниц чешской истории нельзя точно сказать, как в последующие годы еврейские общины оправлялись от потрясений 1096-1098 гг. Можно только предположить, что следующие десятилетия евреи Богемии и Моравии пытались поправить свое положение.

Однако возможно сделать одно утверждение — прежде всего евреи стремились вернуться в иудаизм. Этому не противодействовала церковь, чем продолжал возмущаться Козьма-хронист. При описании дела Якова Апеллы в 1124 г. Козьма сообщает другую деталь — обвиняемый разрушил возведенный в бывшей синагоге христианский алтарь и выбросил на улицу размещенные там кости святых. Из этого следует, что в процессе обращения евреев в христианство синагоги были осквернены и превращены в церкви, и возвращение даже зданиям их первоначальных функций было предметом преследования21.

Следующие десятилетия евреи Богемии и Моравии продолжали возвращаться в иудаизм, и движение это было настолько массовым, что недовольство Козьмы-хрониста выразилось в тех словах, которые он вложил в уста епископа Германа, умершего в 1122 г.:

…Ибо упомянутый епископ, почувствовав, что здоровье его ухудшается, и увидев некоторых своих близких, стоящих у его постели, сказал со стоном: «Моя тайна, моя тайна!» и умолк. .Некоторое время спустя епископ опять открыл уста и сказал: «.горе мне! Ибо я безмолвствовал, ибо я не пытался вновь призывать народ, отпавший от веры, ибо мечом анафемы я не ратовал за Христа. Но я терпеливо снес то, что допустил запятнать и себя самого и весь христианский народ общением с безбожным людом. .Людьми, отпавшими от веры, я называю евреев, которые благодаря нашей нерадивости впали опять после крещения в иудейство»22.

Герман описывается как невероятно мудрый и ученый человек, чьи кротость и святость служили примером всем христианам. Тем не менее перед самой своей смертью Герман страшился за свою душу, так как он не сделал главного — не убедил и не способ-

ствовал закреплению евреев как христиан в их новой вере и новой жизни. Это он считает величайшим своим грехом, достойным наказания.

Я очень опасаюсь, чтобы Христос не укорил меня в этом и не бросил меня в преисподнюю. .О, я несчастный! Насколько я далек от того, каким я хотел быть, каким я некогда был. Теперь я противен сам себе, ибо я вижу, что сделал слишком мало хорошего23.

Таким образом, представляется возможным сделать несколько выводов о судьбе евреев Чехии в годы после Первого крестового похода. Первым последствием для них стало крещение — насильственное, вероятно подразумевавшее самоубийства на религиозной почве. Следующим ударом для чешских евреев оказалось лишение имущества по приказу князя Бржетислава II при попытке бегства в Венгрию и Польшу. Дальнейшие же случаи возвращения евреев в иудаизм и восстановление синагог воспринимались негативно со стороны более радикально настроенного клира.

Возвращение евреев к иудаизму рассматривалось как предательство, упорное отторжение той благодати, которой являлось христианство. Очевидным последствием этих процессов стало последовавшее отдаление еврейского и окружавшего их христианского населения. Долгосрочные последствия этих процессов широко известны — создание пражского гетто в ХШ-Х1У вв., организация погромов и регулярное бегство евреев из Чехии в Польшу и Венгрию. Даже сама легенда о пражском Големе является отдаленным отражением противостояния и нетерпимости, что начались в годы после Первого крестового похода.

Примечания

3 Томек В. История Чешского королевства: В 8 кн. СПб.: Изд. книгопродавца С.В. Звонарева, 1868. Кн. 3. С. 105.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Козьма Пражский. Чешская хроника / Пер. и коммент. Г.Э. Санчука; отв. ред. Л.В. Разумовская, В.С. Соколов. М.: Изд-во АН СССР, 1962.

7 Jirecek H. Kosmas a jeho Kronika. Praha, 1896.

8 Козьма Пражский. Чешская хроника. III. 4. С. 175.

9 Ibid.

10 Ibid.

11 Ibid.

12 Киддуш а-шем — букв. «освящение во Имя » представляет собой обязанность каждого еврея прославлять величие Б-га самоотверженным соблюдением его заветов вплоть до самопожертвования. Впоследствии этот термин стал употребляться исключительно для описания самоубийства как акта самопожертвования. См.: Киддуш-а-шем . Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/article/12070.

13 Кац Я. Евреи в средневековой Европе: Замкнутость и толерантность. Иерусалим, 1992. С. 164.

14 Йерушалми Й.Х. Захор: Еврейская история и еврейская память. М.; Иерусалим, 2004. С. 92-93.

15 Гзерот Татну сообщает, что в Праге произошли убийства ханаанитов (т. е. евреев) на праздник Шавуот 4856 г., что переводится на юлианский календарь как 30 или 31 мая 1096 г.

16 Козьма Пражский. Чешская хроника. III. 5. С. 176.

17 Необходимо упомянуть, что нормы, принятые во время Четвертого Собора в Толедо 633 г., продолжавшие действовать на момент начала Крестовых походов, установили незаконность насильственного крещения, однако признавали законность уже совершенных крещений и в особенности не одобряли возвращения евреев обратно в иудаизм. См.: Conciliu Toletanum quartum. // Benedictus Levita: информ.-справочный портал. 2006-2013. URL: http://www.benedictus.mgh.de/quellen/chga/chga_046t.htm

18 Козьма Пражский. Чешская хроника. III. 5. С. 177.

С конца XI до начала XIII века из разных европейских стран вооруженные отряды христиан двигаются на восток. Это массовое движение получило название крестовых походов. Главной целью походов считалось освобождение гроба Господня от мусульман, но в основе лежали более глубокие причины.

Западная Европа и Святая земля накануне крестовых походов

В европейских странах к XI веку сложились развитые феодальные отношения. Для раннего средневековья феодализм был прогрессивным явлением, но он имел и отрицательные последствия:

  • вражда феодалов между собой;
  • крайне тяжелое положение крестьян.

Частые неурожаи и эпидемии приводили к полному разорению крестьян. Европу наводнили разбойники, бродяги, нищие странники. Лишившиеся доходов феодалы сами начинали совершать грабительские походы.

Таким образом, резко возрос процент людей, которые не видели смысла в мирном труде и мечтали о далеких завоеваниях и богатой добыче.

Иерусалим в VII веке был захвачен арабами. Они относились к христианам достаточно миролюбиво и позволяли паломниками беспрепятственно посещать «гроб Господень”.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Крестовые походы (таблица)
  • 2. Цель крестовых походов
  • 3. 2 крестовый поход
  • 4. Средневековое феодальное общество

В XI веке арабов из Палестины вытеснили турки, которые были настроены крайне враждебно к христианству. Посещение Святой земли стало трудным и опасным делом.

Рис. 1. Миниатюра XIV века.

Причины крестовых походов

Крестовые походы начались под влиянием целого ряда факторов. В них приняли участие представители всех феодальных сословий. Кратко о причинах и участниках крестовых походов рассказывает следующая таблица:

Таблица «Крестовые походы: причины и социальный состав”

Участники

Цели вступления в крестовые походы

Самые известные представители

Европейские короли

Надежды на богатую добычу и увеличение собственной славы.

Людовик VII, Ричард I Львиное Сердце, Фридрих I Барбаросса и др.

Феодальная знать

Грабеж завоеванных территорий, отпущение всех грехов.

Готфрид Бульонский, Граф Альфонс Жордан Тулузский, герцог Сполето

Крестьянство

Поиск лучшей доли, фанатичный порыв под влиянием христианских проповедей.

Купечество (в основном, представители итальянских городов-государств – Венеции, Генуи, Пизы)

Стремление взять под контроль восточную торговлю и устранить мусульманских конкурентов.

Венецианский дож Энрико Дандоло

Папы Римские, католическое духовенство, проповедники

Религиозное объединение Европы, борьба с «неверными”.

Папы Урбан II, Евгений III; проповедники Петр Пустынник, Фульк, Бернар Клервоский

Рис. 2. Миниатюра XV века.

Всех участников походов формально объединяли: общая религиозная идея (борьба с мусульманами) и направление движения (Палестина). На самом деле каждое сословие преследовало собственные цели и интересы.

Значение крестовых походов

Крестовые походы имели огромное значение в истории Европы и Азии.

Самым успешным оказался первый поход, в результате которого на Востоке возник ряд христианских государств:

  • Иерусалимское королевство;
  • Антиохийское княжество;
  • Эдесское графство;
  • Триполийское графство.

Это были непрочные государственные образования, державшиеся исключительно с помощью военной силы. Мусульмане быстро оправились от поражения и стали оказывать христианам упорное сопротивление. В итоге состоялось еще несколько крестовых походов, которые были уже не так удачны.

Рис. 3. Гравюра Г. Доре.

Причины поражений крестоносцев:

  • вражда и несогласованность действий между предводителями;
  • трудность пути (большое расстояние, непривычный климат, отсутствие воды и продовольствия);
  • сплоченность мусульман перед лицом завоевателей.

Некоторые крестовые походы даже не достигали Палестины. Рядовые крестоносцы ограничивались грабежом первых попавшихся территорий.

В 1291 г. пала Акра – последняя христианская крепость на Востоке. На призыв папы Николая IV уже никто не откликнулся. Эпоха крестовых походов закончилась.

Что мы узнали?

Для учеников 6 класса история походов – один из главных элементов изучения Средневековья.Крестовые походы происходили в течение двухсот лет. В их основе лежала борьба между христианством и мусульманством за обладание Палестиной. Крестоносцы смогли захватить Иерусалим и создать несколько христианских государств на Востоке, но в конце концов потерпели поражение.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    Хронологические рамки крестовых походов:

    • начало X — середина XII вв.
    • XI-XIV вв.
    • конец XI — начало XIII вв.
    • XIII-XIV вв.

Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

если вам нужны подробные сведения по этой теме, прочтите статью Четвёртый крестовый поход (развёрнутый обзор). Читайте также материал Взятие Константинополя крестоносцами. Общая картина крестоносного движения дана в статье Крестовые походы — кратко

Четвёртый крестовый поход отличался от всех прочих тем, что, вопреки крестоносной идее, был направлен не на мусульман, а на христианскую (православную) Византию. Хотя первоначальная его цель была иной. Папа Иннокентий III, вступивший на папский престол в 1198 г., считал освобождение св. города Иерусалима своей обязанностью. Все государи, говорил он, суть вассалы Христа и должны помочь Ему вернуть Его владения. Он разослал во все католические страны своих легатов проповедовать новый, четвёртый крестовый поход; он потребовал, чтобы все духовные лица отдали сороковую часть своего имущества на снаряжение крестоносцев и чтобы в церквах были поставлены кружки для сбора пожертвований.

Четвёртый Крестовый поход. Иллюстрированная аудиокнига

Государи были заняты своими войнами, и никто не взял креста. Но один французский проповедник, Фулько Нейльиский, возбудил такой энтузиазм, что из его рук приняло крест, по преданию, до 200 тысяч человек. Он явился на турнир, устроенный графами Шампанским и Блуаским, и убедил их принять крест (1199). Таким образом, на северо-востоке Франции образовалась армия для четвёртого крестового похода из сеньоров и рыцарей.

Для переезда крестоносцев в Святую землю им нужен был флот. Шестеро из них отправились просить корабли у венецианского сената; в числе этих шести был и сир Жоффруа Виллардуэн, шампанский сеньор, который позже написал историю этого похода. Венецианский сенат согласился перевезти и кормить в течение года армию в 4 тысячи 500 рыцарей, 9 тысяч оруженосцев и 20 тысяч слуг (пехоты) и присоединить к экспедиции 50 галер. Крестоносцы обязывались уплатить 85 тысяч марок серебра (4 миллиона 200 тысяч франков); все, что было бы завоевано во время четвёртого крестового похода, должны были разделить между собой крестоносцы и венецианцы. Крестоносцы выбрали своим вождем одного пьемонтского князя, маркиза Монферратского Бонифация, которого рыцари любили за его храбрость, поэты – за щедрость. Венецианцами командовал их дож Дандоло, 90-летний старик.

Участники четвёртого крестового похода хотели напасть на мусульман в Египте, но в интересах Венеции было направить экспедицию против Константинополя. Крестоносцы собрались в Венеции. Так как они не могли уплатить всю сумму, то сенат предложил им взамен остальных денег (34 тысячи марок) послужить Венеции своим оружием. Вожди четвёртого крестового похода согласились, и венецианцы повели их осаждать город Зару на далматинском берегу, сильно вредивший их торговле на Адриатическом море (1202). Папа запретил им под страхом отлучения нападать на христианский город, но когда они взяли Зару (1203), он отлучил от церкви только венецианцев, а крестоносцев простил, не запретив им даже продолжать сношения с отлученными.

Взятие Зары участниками Четвертого крестового похода. Картина Тинторетто, 1584

Между тем в столице Византии, Константинополе, произошла дворцовая революция. Император Исаак II Ангел был свергнут своим братом, Алексеем III, который велел выколоть ему глаза и держал его в заключении вместе с его сыном Алексеем. В 1201 г. последний бежал и обратился с просьбой о помощи сначала к папе, потом к германскому королю Филиппу, женатому, на его сестре; Филипп рекомендовал его предводителям четвёртого крестового похода. Алексей прибыл в их лагерь под Зарой и обещал, если они помогут ему изгнать узурпатора, уплатить им 200 тысяч марок, доставить им 10 тысяч солдат и признать верховенство папы.

Союзник крестоносцев четвёртого похода, царевич Алексей (позже — император Алексей IV Ангел)

Дандоло воспользовался этим случаем, чтобы увлечь крестоносцев к Константинополю. Это будет, говорил он, лишь началом крестового похода. Папа ограничился лишь указанием на то, что хотя греки и провинились перед Богом и церковью, – не дело паломников наказывать их.

Крестоносцы вышли на берег перед Константинополем. Войско Алексея III состояло исключительно из недисциплинированных наемников. Константинополь защищали одни только варяги, привыкшие хорошо драться, и пизанские купцы, враги венецианцев. После 13-дневной осады Алексей III бежал.

Участники четвёртого крестового похода у Константинополя. Миниатюра к венецианской рукописи «Истории» Вильгардуэна, ок. 1330

Исаак II, освобожденный из темницы, был провозглашен императором вместе со своим сыном Алексеем IV. Но он не имел возможности исполнить ни одного из обещаний, данных им крестоносцам: ни заплатить 200 тысяч марок, ни принудить свое духовенство к подчинению папе. Греки возмутились и провозгласили нового императора под именем Алексея V. Он потребовал, чтобы участники четвёртого крестового похода удалились в 8-дневный срок.

Осада Константинополя крестоносцами. Картина П. Лежёна, рубеж XVI-XVII веков

Крестоносцы снова осадили город (ноябрь 1203 г.). Наступила зима, и они терпели недостаток в съестных припасах; но они не могли уйти, потому что греки перебили бы их во время отступления. Эта вторая осада отличалась большой жестокостью. Наконец крестоносцы, во время одного сражения под стенами овладели императорским знаменем и чудотворной иконой Божьей Матери. Несколько дней спустя Константинополь был взят штурмом (1204). Вопреки приказаниям вождей, воины четвёртого крестового похода разграбили и сожгли город. В европейских областях православной Византии была основана просуществовавшая потом полвека католическая Латинская империя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *