Крестовые походы в Иерусалим

11.05.2009

Папа Римский Урбан II

В конце XI века на Среднем и Ближнем Востоке усилилось мусульманское влияние. Ислам приобрел большее значение и в Иерусалиме. Это вызвало гневную реакцию Папы Римского Урбана II, инициировавшего первый крестовый поход.

Еще в 1071 году войско христиан потерпело серьезное поражение от мусульман под Манцикертом в Восточной Анатолии. Гнев Папы Римского вызвали и сообщения из Святой Земли о том, что благочестивые паломники-христиане якобы подвергаются жесточайшим издевательствам со стороны «нехристей». Папа Римский Урбан Второй (ок. 1042-1099) решил воспользоваться церковным собором в Клермоне, проходившим в ноябре 1095 года, чтобы призвать к «вооруженному паломничеству» в Иерусалим. При этом он не скупился на слова, красочно описывая все ужасы, переживаемые несчастными христианами в Палестине.

«Народ проклятый, чужеземный, далекий от Бога, отродье, сердце и ум которого не верит в Господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил, церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение… Кому же может предстоять труд отомстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам. Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого и других ваших властителей. В особенности же к вам должна взывать святая гробница спасителя и Господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы… Иерусалим — пуп земли, цветущая страна, он — как райский сад по прелести своей… И этот царственный город, лежащий в середине мира, захвачен теперь врагами Господа, порабощен теми, кто не знает истинного Бога, и стал святилищем язычников».

Кровавая бойня во имя Господне

Осада Антиохии

Очевидно Папа Римский все несколько преувеличил. Фактом, однако, остается то, что мусульманские властители за посещение Иерусалима действительно взимали «входную» плату. Христианским паломникам такая ситуация казалась унизительной, тем более что в Иерусалиме разрушались святые места и уничтожались памятники христианства.

Покончить с таким положением дел — именно это и была цель первого крестового похода. В 1096 году около 300 тысяч европейских рыцарей в надежде на богатую добычу отправились в Святую Землю. Боевой дух воинства Христова Папа Римский Урбан Второй старался укрепить еще и тем, что обещал отпущение всех грехов — и тех, что были совершены в прошлом, и тех, что будут совершены в будущем.

Разрушение Иерусалима крестоносцами

Тем не менее, кровавая цена, которую крестоносцам (их прозвали так за кресты, нашитые на плащи) пришлось заплатить по дороге в Иерусалим, была очень высокой. Рыцари то и дело натыкались на засады, им все время приходилось отбиваться от шаек разбойников. Да и нестерпимый зной усугублял положение. К началу июля 1098 года рыцари-христиане завоевали Никею и Антиохию. Миновав Ливан, они продвинулись далее к нынешним Хайфе и Яффе. В Эдессе брат Готфрида Бульонского (ок. 1060-1100) Балдуин основал первое государство крестоносцев.

В июле 1099 года крестоносцы подошли к Иерусалиму. Из 300 тысяч рыцарей до стен города добрались чуть больше 20 тысяч обессиленных воинов. Тем не менее, с помощью таранов и камнеметательных орудий им удалось взять Иерусалим. Рыцари-христиане с криками «Так хочет бог!» ворвались в город и устроили там кровавое побоище. Мало кому из жителей удалось спастись. Объявив эту бойню «очищением» Иерусалима от «нехристей», воины Христовы прошли по разрушенному городу в благодарственной процессии. В этот день были убиты 70 тысяч человек.

Государства крестоносцев — продолжение межрелигиозных войн

Готфрид Бульонский

Летом 1099 года Готфрид Бульонский, к тому времени уже правитель Иерусалимского королевства, получил титул «Защитника Гроба Господня» (Advocatus Sancti Sepulchri). На Ближнем Востоке и в Малой Азии, наряду с Эдесским графством и Иерусалимским королевством, возник целый ряд государств крестоносцев, например, Малая Армения, Антиохийское княжество или Трипольское графство.

Все они просуществовали недолго, поскольку новый порядок на Ближнем Востоке сохранялся недолго. Ведь мощные мусульманские державы, такие как Дамасский эмират, Каирский халифат и Сельджукский султанат, очень ревниво наблюдали за действиями крестоносцев в Святой Земле. Впоследствии они неоднократно предпринимали попытки вернуть территории, отобранные у них христианами. Это обстоятельство также использовалось папским престолом в качестве повода для продолжения крестовых походов. Вслед за первым крестовым походом последовали еще семь. Тянулась эта авантюра, жертвами которой стали сотни тысяч людей, до середины XIII века.

В Европе же крестовые походы способствовали сплочению христианских народов под знаком креста во главе с Папой Римским. Это христианское самосознание долгое время обеспечивало единство Европы. Борьба с общим врагом, в данном случае — с мусульманами в Святой Земле, обусловила появление европейского самосознания. Однако ощущение общности у европейцев было связано с резко негативным отношением к иноверцам. Так что европейское самосознание в то время основывалось не на объединяющем, а на разъединяющем принципе.

Авторы: Маттиас фон Хельфельд / Анатолий Иванов
Редактор: Вячеслав Юрин

О других осадах Иерусалима см. Осада Иерусалима .

7 июня — 15 июля 1099 г.

Решающая победа крестоносцев

  • Иерусалим, захваченный крестоносцами
  • Образовано Иерусалимское королевство

Осада Иерусалима
Часть Первого крестового похода

Взятие Иерусалима крестоносцами, 15 июля 1099 года , Эмиль Синьоль , холст, масло (1847)
Дата Место расположения Результат Территориальные
изменения
Воюющие стороны
Крестоносцы Фатимидский халифат
Командиры и лидеры
Годфри из Бульона
Раймон IV из Тулузы
Роберт II из Нормандии
Роберт II из Фландрии
Юстас III из Булони
Танкред из Отвиля
Гастон IV из Беарна
Гульельмо Эмбриако
Ифтихар ад-Давла
Прочность
1200-1300 рыцарей
11000-12000 пехоты
Значительный гарнизон
400 элитных кавалеристов
Жертвы и потери
3 000–4 000

По современным оценкам:
неизвестно, гарнизон убит, более 10 000 жителей убиты.

Арабские источники:

30 000–70 000

Часть серии по

Иерусалим

  • История
    • Лента новостей

  • Город Давида
  • Период Второго Храма
  • Элия ​​Капитолина
  • Средний возраст
  • Королевство Иерусалим
  • Мутасаррифат
  • Британский мандат
  • Иорданская аннексия
  • Израильская оккупация
  • Воссоединение
  • Осады

    • 701 г. до н. Э.
    • 597 г. до н.э.
    • 587 г. до н. Э.
    • 63 г. до н. Э.
    • 37 г. до н. Э.
    • 70
    • 614
    • 637
    • 1099
    • 1187
    • 1244
    • 1834 г.
    • 1917 г.
    • 1948 г.

    Места

    • Восток
    • Запад
    • Старый город
    • Храмовая гора
    • Храм
    • Западная стена
    • Купол Скалы
    • Синагоги
    • Мечети
      • Аль-Акса
    • Храм Гроба Господня
    • Еврейский университет
    • Кнессет
    • Библейский зоопарк

    • люди
      • Демографическая история

  • Мэр
  • Главный раввин
  • Великий муфтий
  • Греческий Православный Патриарх
  • Короли крестоносцев
  • Политический статус

    • Религиозное значение
      • Иудаизм
      • христианство
      • ислам
    • Закон Иерусалима
    • День Иерусалима
    • День Кудс
    • Иудаизация
    • Исламизация
    • Закон о посольстве США в Иерусалиме
    • Признание США

    Другие темы

    • Имена
    • Флаг
    • Эмблема
    • Муниципалитет
    • Большой Иерусалим
    • Городская линия
    • Транспорт
    • Песни
    • Исторические карты

    Осада Иерусалима прошел с 7 июня по 15 июля 1099, во время первого крестового похода . В кульминации Первого крестового похода, успешной осады, крестоносцы отбили Иерусалим у Фатимидского халифата и заложили основы Иерусалимского королевства . Осада примечательна массовым убийством мусульман и евреев, совершенным христианскими крестоносцами, что, как предполагают современные источники, было жестоким и широко распространенным.

    Обращение Папы, краткая информация

    В 1095 году папа Урбан II произнес свою историческую проповедь на соборе в Клермонте . Его речь была записана немецким священнослужителем Альбертом Ахенским , Гибертом Ногентским и некоторыми другими, которые были свидетелями этого события и, как полагают, тогда присутствовали в совете. В 1095 году византийский император Алексиос I отправил своих послов в Урбан с срочным посланием, в котором просил западных христиан о помощи в освобождении региона от неверных. Турки — сельджуки завоевали большие части Восточной Римской империи , в том числе Иерусалима в 1070 году Папа выделенному как сельджуки пытают своих христианских братьев, живших в этом регионе. Он призывал рыцарей, князей и людей Западной Римской Империи взяться за оружие и отправиться в путешествие, чтобы «освободить» византийцев или восточных христиан от «языческой расы».

    Урбан попросил европейцев освободить Святую Землю и место захоронения их Господа, Храм Гроба Господня , в Иерусалиме . Он сказал, что «тот, кто из одних только преданностей, а не для получения чести или денег, возьмется за освобождение церкви бога в Иерусалиме, этот (поступок) будет засчитан за все его покаяние». Обращение Папы положило начало крестовым походам .

    Задний план

    После успешной осады Антиохии в июне 1098 года крестоносцы оставались в этом районе до конца года. Папский легат Адемар Ле Пюи умер, и Боэмунд Таранто утверждал Антиохию для себя. Болдуин Булонский остался в Эдессе , захваченной ранее в 1098 году. Среди князей были разногласия по поводу того, что делать дальше; Расстроенный Раймонд Тулузский покинул Антиохию, чтобы захватить крепость Мааррат ан-Нуман во время осады Маарата . К концу года второстепенные рыцари и пехота угрожали отправиться в Иерусалим без них. В конце концов, 13 января 1099 года Раймонд двинулся на юг, вдоль побережья Средиземного моря , за ним последовали Роберт Нормандский и племянник Бохемона Танкред , которые согласились стать его вассалами.

    Миниатюра XIII века с изображением осады

    По пути крестоносцы осадили Арку, но не смогли захватить ее и бросили осаду 13 мая. Фатимиды попытались заключить мир при условии, что крестоносцы не продолжат движение к Иерусалиму, но это было проигнорировано; Ифтихар ад-Даула , фатимидский наместник Иерусалима, знал о намерениях крестоносцев. Поэтому он изгнал всех христианских жителей Иерусалима. Дальнейший марш к Иерусалиму не встретил сопротивления.

    Осада

    Правитель Фатимидов Ифтихар ад-Давла подготовил город к осаде, когда услышал о прибытии крестоносцев. Он подготовил элитный отряд из 400 египетских кавалеристов и изгнал всех восточных христиан из города из-за страха перед их предательством (во время осады Антиохии армянин по имени Фироз помог крестоносцам войти в город, открыв ворота). Чтобы ухудшить положение крестоносцев, ад-Даула отравил или закопал все колодцы и срубил все деревья за пределами Иерусалима. 7 июня 1099 года крестоносцы вышли за пределы укреплений Иерусалима, которые были отброшены у сельджуков Фатимидами только годом ранее. Город охраняла оборонительная стена длиной 4 км, толщиной 3 метра и высотой 15 метров, здесь было пять главных ворот, каждое из которых охранялось парой башен. Крестоносцы разделились на две большие группы: Годфри Бульонский , Роберт Фландрский и Танкред планировали осаду с севера, а Раймон Тулузский расположил свои войска на юге.

    Теперь мусульманам (Фатимидам) нужно было быть готовым к борьбе на двух фронтах. 13 июня крестоносцы, заняв свои позиции, начали свою первую атаку. Основная проблема заключалась в том, что у них не было доступа к древесине для осадного оборудования. Но затем Танкреду было видение: он нашел груду дерева, спрятанную в пещере, они использовали ее, чтобы сделать лестницу. Рыцарь по имени Рейнболд взобрался по лестнице, чтобы закрепиться на стене, но безуспешно. Поскольку это нападение было неудачным, крестоносцы отступили и не предпринимали никаких попыток, пока не получили свои инструменты и оборудование. Крестоносцы столкнулись с гораздо большими трудностями из-за нехватки воды и палящего зноя в Палестине , нехватки еды и т. Д., И к концу июня появились новости о том, что армия Фатимидов марширует на север из Египта . Из-за нарастающего давления крестоносцам пришлось действовать быстро.

    Последний штурм

    17 июня 1099 г. крестоносцы узнали о прибытии генуэзских кораблей в порт Яффо . Генуэзские моряки привезли с собой все необходимое снаряжение для постройки осадной техники. Роберт Нормандский и Роберт Фландрский закупали древесину из близлежащих лесов. Под командованием Гульельмо Эмбриако и Гастона Беарнского крестоносцы начали строительство осадных орудий. Они построили лучшую осадную технику 11 века почти за 3 недели. Сюда входили: 2 массивные осадные башни на колесах, таран с железной головой, многочисленные лестницы для прыжков и серия переносных решеток из плетня . С другой стороны, Фатимиды следили за подготовкой франков и после начала штурма установили свои мангонели на стене на стрельбище. Подготовка крестоносцев была завершена.

    14 июля 1099 года крестоносцы начали свою атаку, Годфри и его союзники заняли позицию у Северной стены Иерусалима, их приоритетом было прорваться через внешнюю завесу стен Иерусалима. К исходу дня они прорвали первую линию обороны. На юге силы Раймонда (Тулузы) встретили яростное сопротивление со стороны Фатимидов. 15 июля штурм на Северном фронте возобновился, Годфри и его союзники добились успеха, и крестоносец Людольф Турнеский был первым, кто взошел на стену. Франки быстро закрепились в стене, и оборона города рухнула, волны паники сотрясли Фатимидов.

    Последствия

    Крестоносцы входят в Иерусалим

    15 июля 1099 года крестоносцы вошли в город через башню Давида, и история стала свидетелем одного из самых кровавых столкновений. Крестоносцы истребили всех жителей города ( Иерусалима ), мусульман и евреев. Губернатору города Фатимидов Ифтихару Ад-Даулах удалось бежать. По свидетельствам очевидцев, улицы Иерусалима были залиты кровью. Сколько людей было убито, является предметом споров, при этом цифра в 70 000, указанная мусульманским историком Ибн аль-Асиром (пишет около 1200 г.), считается значительным преувеличением; 40 000 — это правдоподобно, учитывая, что население города увеличилось из-за беженцев, спасающихся от наступления армии крестоносцев.

    Резня

    Крестоносцы уже одобрили геноцид в Антиохии . Однако массовые убийства жителей Иерусалима, как мусульман, так и евреев, возможно, превысили даже эти стандарты. Историк Майкл Халл предположил, что это было вопросом преднамеренной политики, а не простой кровожадности, чтобы удалить «загрязнение языческими суевериями» (цитируя Фулчера из Шартра ) и преобразовать Иерусалим в строго христианский город.

    Мусульмане

    Многие мусульмане искали убежище в мечети Аль-Акса , на Куполе Скалы и в районе Храмовой горы в целом. Согласно Gesta Francorum , говоря только о районе Храмовой горы, «… убивали и убивали даже в Храме Соломона, где бойня была настолько велика, что наши люди бродили в крови по щиколотку. .. «Согласно Раймонду из Агилерса, который также пишет исключительно о районе Храмовой горы,» в Храме и на крыльце Соломона люди ехали в крови по колени и уздечки «. Рассказывая только о районе Храмовой горы, Фулчер Шартрский, который не был очевидцем осады Иерусалима, потому что в то время он оставался с Болдуином в Эдессе, говорит: «В этом храме было убито 10 000 человек. Действительно, если бы вы были там. Вы бы увидели, что наши ступни до щиколоток окрашены кровью убитых. Но что еще мне рассказать? Ни один из них не остался в живых, не пощадили ни женщин, ни детей «.

    Свидетель Геста Франкорум утверждает, что некоторые люди были спасены. Его анонимный автор писал: «Когда язычники были побеждены, наши люди захватили большое количество мужчин и женщин, либо убив их, либо удерживая в плену, как они хотели». Позже тот же источник пишет: » также приказали выбросить всех мертвых сарацинов из-за сильного зловония, так как весь город был заполнен их трупами; и поэтому живые сарацины вытаскивали мертвых перед выходом из ворот и сложил их кучками, как если бы они были домами.Никто никогда не видел и не слышал о такой резне языческих людей, потому что погребальные костры были сложены из них, как пирамиды, и никто не знает их числа, кроме одного Бога. Эмира и других, которые были с ним, отвести в Аскалон целыми и невредимыми «.

    Другой источник очевидца, Раймонд Агилерс, сообщает, что некоторые мусульмане выжили. После рассказа о резне на Храмовой горе он сообщает о некоторых, кто «укрылся в Башне Давида и, прося защиты у графа Раймона, отдал Башню в его руки». Эти мусульмане ушли с губернатором Фатимидов в Аскалон. Версия этой традиции известна также более позднему мусульманскому историку Ибн аль-Асиру (10, 193–1995), который рассказывает, что после взятия и разграбления города: «Группа мусульман забаррикадировалась в Оратории Давида (Михраб Давуд) и сражались в течение нескольких дней. В обмен на капитуляцию им даровали свои жизни. Франки сдержали свое слово, и группа уехала ночью в Аскалон «. В одном из писем Каир-Гениза также упоминается несколько еврейских жителей, которые уехали вместе с губернатором Фатимидов.

    Танкред забрал себе квартал Храма и предложил защиту некоторым мусульманам, но он не смог предотвратить их смерть от рук своих товарищей-крестоносцев. Кроме того, крестоносцы объявили мусульманские святыни Купол Скалы и мечеть Аль-Акса важными христианскими объектами и переименовали их в Templum Domini и Templum Salomonis соответственно. В 1141 году , то Templum Domini будет освящен, и Templum Solomonis станет штаб — квартирой Тамплиеров.

    Альберт Аахенский , который лично не присутствовал, но писал с использованием независимых интервью, проведенных с выжившими в Европе, писал, что даже после первого раунда резни, сопровождавшего падение Иерусалима, был еще один раунд: «На третий день после победы Вожди объявили приговор, и все схватили оружие и устремились к ужасной резне всей оставшейся толпы неевреев … которых они прежде пощадили ради денег и человеческого сострадания «. Число убитых не указано, и об этой бойне не упоминается в каких-либо других современных источниках.

    Хотя крестоносцы убили многих жителей-мусульман и евреев, свидетельства очевидцев (Gesta Francorum, Raymond of Aguilers и документы Cairo Geniza) показывают, что некоторым мусульманским и еврейским жителям разрешалось жить, пока они покидали Иерусалим.

    Евреи

    Дополнительная информация: История евреев и крестовых походовкарта Иерусалима во время крестовых походов

    Евреи сражались бок о бок с мусульманскими солдатами, чтобы защитить город, и когда крестоносцы прорвали внешние стены, евреи города отступили в свою синагогу, чтобы «приготовиться к смерти». Согласно мусульманской хронике Ибн аль-Каланиси , «евреи собрались в своей синагоге, и франки сожгли ее над своими головами». Современное еврейское сообщение подтверждает разрушение синагоги, хотя не подтверждает, что в момент сожжения внутри синагоги находились евреи. Это письмо было обнаружено в коллекции Каира Генизы в 1975 году историком Шеломо Дов Гойтейном . Историки считают, что он был написан всего через две недели после осады, что делает его «самым ранним отчетом о завоевании на любом языке». Дополнительная документация из Каирской Генизы указывает на то, что некоторые известные евреи, удерживаемые крестоносцами для выкупа, были освобождены, когда еврейская община аскалонских караимов выплатила запрошенные суммы денег.

    Восточные христиане

    Вопреки тому, что иногда утверждается, ни один источник очевидцев не ссылается на крестоносцев, убивающих восточных христиан в Иерусалиме, а ранние восточно-христианские источники (Матфей Эдесский, Анна Комнина, Михаил Сирийский и т. Д.) Не содержат подобных утверждений о крестоносцах в Иерусалиме. Согласно сирийской хронике, все христиане были изгнаны из Иерусалима еще до прихода крестоносцев. Предположительно это было сделано губернатором Фатимидов, чтобы предотвратить их возможный сговор с крестоносцами.

    В Геста Francorum утверждает , что в среду, 9 августа, через два с половиной недели после осады, Петр Отшельник поощрял все «греческий и латинские священники и клирики» , чтобы сделать ход благодарственного к церкви Гроба Господня. Это указывает на то, что некоторое количество восточно-христианского духовенства оставалось в Иерусалиме или рядом с ним во время осады. В ноябре 1100 года, когда Фулчер Шартрский лично сопровождал Болдуина во время визита в Иерусалим, их приветствовали как греческие, так и сирийские священнослужители и миряне (Книга II, 3), что указывает на присутствие в городе восточных христиан через год.

    Новый правитель

    Открытие Истинного Креста ( Гюстав Доре )

    17 июля состоялся совет, на котором обсуждались вопросы: кто будет коронован царем Иерусалима? 22 июля Годфри Бульонский (сыгравший важнейшую роль в завоевании города) был назначен Адвокатом Санкти Сепулхри («защитник» или «защитник Гроба Господня «) 22 июля, отказавшись называться королем в городе, где Христос умер, сказав, что он отказался носить золотой венец в городе, где Христос носил терновый венец. Раймонд вообще отказался от титула, и Годфри убедил его отказаться и от Башни Давида. Затем Раймон отправился в паломничество, и в его отсутствие Арнульф де Чок, против которого Раймонд выступал из-за его собственной поддержки Петра Варфоломея, 1 августа был избран первым латинским патриархом (претензии греческого патриарха были проигнорированы). 5 августа Арнульф, посоветовавшись с выжившими жителями города, обнаружил реликвию Истинного Креста .

    12 августа Годфри возглавил армию с Истинным Крестом в авангарде против армии Фатимидов в битве при Аскалоне . Крестоносцы добились успеха, но после победы большинство из них сочло свои клятвы в крестовом походе выполненными, и все, кроме нескольких сотен рыцарей, вернулись домой. Тем не менее, их победа проложила путь к созданию Иерусалимского королевства крестоносцев .

    Осада быстро стала легендарной, и в XII веке она была предметом Chanson de Jérusalem , главного шансона de geste в цикле крестового похода .

    Вывод

    Первый крестовый поход оказался успешным. Папа Урбан II зажег пламя священной войны в Клермонском соборе. Со временем по разным причинам и мотивам было начато еще много крестовых походов. Иерусалим оставался в руках христиан почти столетие, пока крестоносцы не столкнулись с окончательным поражением от Салах ад-Дина в битве при Хаттине в 1187 году, а три месяца спустя последние защитники были изгнаны из города. Завоевание Иерусалима (в 1-м крестовом походе) продолжает отражаться во времени и до наших дней сформировало отношения между различными религиозными традициями этого региона.

    Ссылки

    Предшествующие события

    Крестоносцы продолжили поход к Иерусалиму лишь спустя полгода после окончательного падения Антиохии 28 июня 1098 г.

    За эти несколько месяцев армия понесла серьезные потери — в августе в лагере христиан началась эпидемия тифа, которая унесла жизни нескольких тысяч человек, в том числе папского легата и духовного лидера крестоносцев епископа Адемара Монтейльского.

    В стане военачальников крестоносцев продолжались раздоры. Провансальский маркграф Раймунд Тулузский, верный своему союзу с императором Византии Алексеем Комниным, долго отказывался признать справедливыми притязяния Боэмунда Тарентского на Антиохию, но в конце концов под давлением соратников ему пришлось уступить.

    Боэмунд был провозглашен князем Антиохии, после чего решил остаться править в новообразованном государстве и не продолжать поход. Балдуин Булонский, который правил в основанном им в 1098 г. графстве Эдесском, тоже не собирался присоединяться к походу на Иерусалим.

    В ноябре 1098 г. граф Раймунд Тулузский и подчиненные ему рыцари Прованса выдвинулись из Антиохии на юго-восток к Маарре (Мааррат ан-Нуман) и 23 ноября осадили город.

    По приказу Раймунда из вырубленного в окрестностях леса были построены осадные орудия, и в том числе башня в четыре яруса, с верхней площадки которой крестоносцы метали в осажденных камни.

    Гарнизон Маарры упорно сопротивлялся, в свою очередь забрасывая лагерь христиан камнями, стрелами и греческим огнем. Вскоре к осаде присоединилась норманнская армия Боэмунда Тарентского — будучи давним соперником Раймунда, он не хотел, чтобы тот взял Маарру единолично, — и 11 декабря 1098 года Маарра, атакованная сразу с двух сторон, пала, после чего крестоносцы разграбили город и почти поголовно истребили его население.

    Продолжение похода

    К концу года простые воины начали проявлять недовольство тем, что поход затягивается, и грозили отправиться к своей главной цели — Иерусалиму — самостоятельно, не дожидаясь, пока примут решение военачальники.

    Возмущение было настолько велико, что лидеры крестоносцев были вынуждены прислушаться к голосу воинов, и 13 января 1099 г. продолжить поход на юг, в сторону Иерусалима.

    Продвигаясь по побережью Средиземного моря, армия христиан практически не встречала сопротивления. По пути успев осадить Архас, Тортосу и Джабалу, крестоносцы, чтобы не терять времени, обходили стороной Тир, Акру, Кесарию и другие хорошо укрепленные города.

    Достигнув Рамлы, военачальники похода опять разошлись во мнениях относительно того, как поступить дальше — напасть на Дамаск или поразить Фатимидов в Каире. Однако было принято решение не отступать от намеченной цели и продолжить наступление на Иерусалим.

    Во вторник 7 июня 1099 г. крестоносцы добрались до Иерусалима. Многие воины плакали, увидев стены священного города, ради завоевания которого вышли в поход три года назад.

    Роберт Нормандский разбил лагерь с северной стороны около церкви Св. Стефана. Далее расположилась армия Роберта Фландрского.

    Отряды Готфрида Бульонского и Танкреда Тарентского стояли на западе напротив башни Давида и Яффских ворот, через которые обычно проходили прибывшие из Европы паломники.

    На юге занял позиции Раймунд Тулузский, укрепившись на горе Сион близ церкви св. Марии.

    Армия крестоносцев, согласно хронике Раймунда Ажильского, состояла из 1200—1300 рыцарей и 12 000 пехотинцев (в начале похода их было соответственно около 7 тыс. и 20 тыс. человек).

    Осада Иерусалима во многом повторяла историю осады Антиохии. Перед прибытием врага эмир Фатимидов изгнал из Иерусалима местных христиан и укрепил крепостные стены. Крестоносцы же — как и полгода назад — из-за нехватки продовольствия и воды претерпевали большие мучения, нежели осажденные.

    Мусульмане надежно охраняли окрестные колодцы, поэтому крестоносцам приходилось приносить воду из источника в 10 км от города в бурдюках, наскоро сшитых из бычьих шкур. Понимая, что с каждым днем положение будет только усугубляться, 13 июня крестоносцы попытались штурмовать крепостные стены.

    Поднявшись по приставным лестницам, они вступили с гарнизоном Иерусалима в рукопашный бой, однако осажденные отбили атаку.

    17 июня в Яффу прибыли генуэзские корабли с продовольствием — благодаря чему угроза смерти от голода ненадолго отступила — и различными инструментами для сооружения военных машин.

    В тот же день Раймунд Тулузский направил в гавань отряд из сотни рыцарей для охраны судов, но те столкнулись с засадой мусульман, и в завязавшемся бою обе стороны понесли потери.

    В конце июня дошли вести о том, что из Египта на помощь Иерусалиму выдвинулась фатимидская армия.

    Крестное шествие

    В начале июля одному из монахов явилось видение епископа Адемара Монтейльского, год назад скончавшегося в Антиохии, который предписал воинам «устроить Бога ради крестное шествие вокруг укреплений Иерусалима, усердно молиться, творить милостыню и соблюдать пост» и тогда на девятый день Иерусалим падет (это предсказание сбылось).

    Замечание относительно поста было совершенно излишним, так как воины и так голодали и были «доведены до такой мучительной жажды, что никто не мог за денарий получить воды в достаточном количестве, чтобы утолить свою жажду».

    Тем не менее 6 июля военачальники и епископы провели совет, на котором решили исполнить предписание Адемара, и в пятницу 8 июля босые крестоносцы в сопровождении своих духовных наставников — Петра Пустынника, Раймунда Ажильского и Арнульфа Шокесского — провели крестную процессию вокруг стен Иерусалима и, распевая псалмы, дошли до Елеонской горы.

    Штурм Иерусалима

    Понимая, что пассивная осада может затянуться надолго, крестоносцы ушли далеко вглубь Самарии, чтобы нарубить деревьев для осадных машин (в окрестностях Иерусалима лесов не было, тогда как в Самарии росли «бесчисленные плодовые деревья»), после чего плотники Готфрида Бульонского и Раймунда Тулузского соорудили две осадные башни, метательные машины и другие военные приспособления.

    Затем состоялся совет, на котором был отдан приказ готовиться к схватке:

    Штурм Иерусалима начался на рассвете 14 июля. Крестоносцы забрасывали город камнями из метательных машин, а мусульмане осыпали их градом стрел и бросали со стен утыканные гвоздями «просмоленные <…> деревяшки, обертывая их в горящие тряпки».

    Обстрел камнями, однако, не причинил городу особого вреда, так как мусульмане защитили стены мешками, набитыми хлопком и отрубями, которые смягчали удар.

    Под непрекращающимся обстрелом — как пишет Гийом Тирский, «стрелы и дротики сыпались на людей с обеих сторон, подобно граду» — крестоносцы пытались придвинуть к стенам Иерусалима осадные башни, однако им мешал опоясывающий город глубокий ров, который начали засыпать еще 12 июля.

    Штурм Иерусалима продолжался весь день, но город держался, несмотря на то, что противники были «утомлены до крайности». Когда наступила ночь, обе стороны продолжали бодрствовать — мусульмане боялись, что последует новая атака, а христиане опасались, что осажденным удастся каким-то образом поджечь осадные орудия.

    Утром 15 июля, когда ров был засыпан, крестоносцы смогли наконец беспрепятственно приблизить башни к крепостным стенам и поджечь защищающие их мешки — так что «дуновение северного ветра <…> погнало в город такой густой дым, надвигавшийся все беспощаднее, что защитники стен не были в состоянии открыть ни рот, ни глаза, и ошеломленные и приведенные в замешательство потоком густого дыма, оставили стены без защиты».

    Это стало переломным моментом в атаке — крестоносцы перекинули на стены деревянные мостки и устремились в город.

    Первым прорвался рыцарь Летольд, за ним последовали Готфрид Бульонский и Танкред Тарентский.

    Раймунд Тулузский, армия которого штурмовала город с другой стороны, узнал о прорыве и тоже устремился в Иерусалим через южные ворота.

    Увидев, что город пал, эмир гарнизона башни Давида сдался и открыл Яффские ворота.

    Резня и разграбление города

    После того, как крестоносцы ворвались в город, началась резня. Стоя «по лодыжки в крови», крестоносцы разили мечом всех подряд — мусульман, евреев, немногих оставшихся в городе христиан — и превратили Иерусалим в настоящую бойню.

    Некоторые из горожан попытались укрыться на крыше храма (хроника утверждает, что это произошло в храме Соломона, но, так как он был разрушен в I в. при взятии Иерусалима Титом, вероятно имеется в виду мечеть Аль-Акса на Храмовой горе, которая, по мнению крестоносцев, располагалась на месте Храма).

    Сначала Танкред Тарентский и Гастон Беарнский взяли их под свою защиту, передав в качестве охранного символа свои знамена, однако на утро крестоносцы незаметно окружили просидевших всю ночь на крыше горожан и «обнажив мечи, стали обезглавливать мужчин и женщин». Так, к утру 16 июля практически все население Иерусалима было перебито.

    О чудовищной жестокости христиан, сотворивших «ужасное кровопролитие», сообщается во многих хрониках и документах того времени.

    В письме папе Пасхалию II Готфрид Бульонский, Раймунд Тулузский и архиепископ Пизанский сообщают — «ежели вы желаете знать, что было сделано со врагами, обнаруженными там, знайте, что на Соломоновой Паперти и в его храме кони наших воинов шли по колено в крови сарацинов». Раймунд Ажильский, наблюдавший падение Иерусалима своими глазами, так описывает бесчинства крестоносцев:

    Раймунду вторит Гийом Тирский:

    Крестоносцы не только поразили мечом всех, кто попадался им на пути, но и разграбили город. Они врывались в дома и храмы, присваивая себе все ценности, какие только могли найти.

    Танкред Тарентский вынес из храма Соломона «несметное количество золота, серебра и драгоценных камней». Правда, по утверждению Гийома Тирского, затем он якобы вернул награбленное.

    После бойни крестоносцы, «радуясь и плача от безмерной радости», отправились поклониться Гробу Господню в знак того, что выполнили обет и освободили Святую землю во Славу Господа.

    После победы

    5 августа, доспросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса. После падения города правителем новообразованного Иерусалимского королевства стал Готфрид Бульонский (по свидетельству Раймунда Ажильского и Альберта Аахенского корона сначала была предложена графу Тулузскому, но он отказался принять ее).

    Готфрид не захотел называться королем в городе, где Христос был коронован терновым венцом, поэтому 22 июля 1099 года принял титул Защитника Гроба Господня (лат. Advocatus Sancti Sepulchri).

    1 августа был избран первый латинский патриарх Иерусалима. Им стал Арнульф Шокесский, капеллан Роберта Нормандского.

    5 августа, допросив нескольких чудом уцелевших горожан, Арнульф узнал местонахождение священной реликвии — креста, на котором распяли Иисуса.

    В начале августа Готфрид возглавил поход против приближающейся армии ал-Афдала и 12 августа разбил мусульман при Аскалоне. После этой победы угроза Иерусалиму была ликвидирована и воины Христовы сочли свой долг выполненным, большинство из них вернулось на родину.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *