Крестьянин – кто это?

Большинство известных мне объяснений происхождения этого слова трактуют его как вариант слова «христианин», дескать в христианской стране Руси подавляющее большинство населения (сельские жители) стали христианами, потому и слово «христианин-кристианин-крестианин-крестьянин» стало обозначать сельских жителей. Это объяснение никогда меня не устраивало по причине его антиисторичности.

Слово «крестьянин» зафиксировано в текстах с 14 века, а в то время христиан среди сельских жителей Руси отыскать было непросто. Христианство заходило на Русь через города, и поклонение еврейскому богу Иегове насаждалось вертикалью власти (как, впрочем, и сейчас). При тогдашнем уровне развития техники воздействовать средствами мозгопромывания на население всей широкой страны моей родной было невозможно, и большинство людей в деревнях имели о христианстве только поверхностное представление. Если бы в 14 веке потребовалось бы разделить русских крестьян и горожан по конфессиональному признаку, то христианами более обоснованно были бы признаны именно горожане. Хотя и в городах христианизация была вполне декоративной (впрочем, как и сейчас), преобладало двоеверие, не говоря уж о том, что не все русские города к 14 веку были хотя бы формально крещены. Но называть христианами именно языческое в большинстве крестьянство и в голову тогда бы никому не пришло.

Ответ подсказал Aquilaaquilonis, упомянув мимоходом в тесте на совершенно другую тему, что «В эпоху «Ригведы» индийские арии делились на «пять родов» (pañca jana) или «пять борозд» (pañca kr̥ṣṭi) – Яду, Турваша, Ану, Друхью и Пуру».

Если на санскрите «борозды» есть kr̥ṣṭi, то вполне очевидно, что тут имеем свидетельство о происхождении русского слова «крестьянин».

Посмотрел в «Санскритско-русском учебном словаре» Н. П. Лихушиной, там слова «борозда» нет, но есть соответствующий глагол.

Предположение подтвердилось. Русское слово «крестьянин» родственно по происхождению санскритским kr̥ṣṭi, karṣ, это одно из древнейших слов русского языка, существующее в языке (с некоторыми неизбежными изменениям) не менее пяти тысяч лет, до времени разделения Z280 и Z93. Вероятно, и слово «скрести» того же происхождения, и в представлении древних «пахать» воспринималось как «скрести землю».

Но в любом случае христианства пять тысяч лет назад еще не было, и созвучие слов «христианин» и «крестьянин» случайно.

Дополнение от rus_sumer.

Летописное «смерд» не могло быть названием класса земледельцев, это просто кличка. А санскритское कर्शती «каршти-скрасти», которое от «скрести» со значением «борозда» действительно было названием класса свободных общинников-земледельцев, членов одного родового клана-«дхума» धुमा, дома-«дыма».

На Руси жителей весей тоже считали по «дымам».

Дополнение от lepestriny

Именно так

kR^iSan(t) — крестьянин, пахарь

Крестьянин — это пахарь, а не христианин.

Госуда́рственные (казённые) крестья́не — особое сословие в Российской империи периода XVIII‒XIX веков; в отличие от помещичьих крестьян, считались лично свободными, хотя (до отмены крепостного права 19 февраля 1861 года — по стилю юлианской календарной системы в России, или 3 марта 1861 года — по современному григорианскому календарю) были прикреплёнными к земле. Оформлены указами Петра I из остатков незакрепощённого земледельческого населения:

  • черносошных крестьян;
  • сибирских пашенных крестьян;
  • однодворцев (служилых людей на чернозёмном пограничье с Дикой степью), 24 ноября 1866 года был издан закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», в соответствии с которым сословие было упразднено;
  • нерусских народностей Поволжья и Приуралья.

Государственные (казённые) крестьяне жили на государственных землях и платили в казну подати. По данным 1-й ревизии 1719 года, в европейской России и Сибири их насчитывалось 1,049 миллион душ мужского пола (19 % всего земледельческого населения страны), по 10-й ревизии 1858 года — 9,345 миллионов (45,2 % земледельческого населения). По закону государственные крестьяне рассматривались как «свободные сельские обыватели». Государственные крестьяне, в отличие от владельческих, рассматривались как лица, обладающие юридическими правами: они могли выступать в суде, заключать сделки, владеть собственностью. Государственным крестьянам было разрешено вести розничную и оптовую торговлю, открывать фабрики и заводы. Земля, на которой работали такие крестьяне, считалась государственным владением, но за крестьянами признавалось право пользования — на практике крестьяне совершали сделки как владельцы земли. С 1801 года государственные крестьяне могли покупать и владеть на правах частной собственности «ненаселёнными» землями (то есть без крепостных крестьян). Государственные крестьяне имели право пользоваться наделом в размере 8 десятин на душу в малоземельных губерниях и 15 десятин — в многоземельных. Фактические наделы были значительно меньше: к концу 1830-х годов — до 5 десятин в 30 губерниях и 1‒3 десятин в 13 губерниях; в начале 1840-х годов 325 тыс. душ не имели надела.

Основная масса государственных крестьян вносила в казну денежный оброк; на территории Прибалтики и Царства Польского казённые имения сдавались в аренду частным владельцам и государственные крестьяне отбывали преимущественно барщину; сибирские пашенные крестьяне сначала обрабатывали казённую пашню, затем вносили продуктовый оброк (позже денежный). В 1-й половине XIX века оброк колебался от 7 руб. 50 коп. до 10 руб. с души в год. По мере увеличения повинностей удельных и помещичьих крестьян денежная рента государственных крестьян становилась относительно меньше, чем повинности других категорий крестьян. Государственные крестьяне были также обязаны вносить деньги на земские нужды; они платили подушную подать и отбывали натуральные повинности (дорожную, подводную, постойную и др.). За исправное несение повинностей государственные крестьяне отвечали круговой порукой.

В 1837‒1841 годах была проведена реформа: учреждено Министерство государственных имуществ и его местные органы, на которые было возложено «попечительство» над госкрестьянами через посредство сельской общины. Ликвидированы барщинные повинности госкрестьян в Литве, Белоруссии и на Правобережной Украине, прекращена сдача госимений в аренду, душевой оброк заменён более равномерным земельно-промысловым сбором. Государственные крестьяне получили самоуправление и возможность решать свои дела в рамках сельской общины. Однако крестьяне остались прикреплены к земле. Радикальное реформирование государственной деревни стало возможным только после отмены крепостного права. Несмотря на постепенность преобразований, они наталкивались на сопротивление, поскольку помещики опасались, что чрезмерное освобождение государственных крестьян даст опасный пример владельческим крестьянам.

24 ноября 1866 года принят закон «О поземельном устройстве государственных крестьян», по которому за сельскими обществами сохранялись земли, находившиеся в их пользовании на правах «владения» (прямого пользования). Выкуп наделов в собственность был регламентирован законом от 12 июня 1886 года. При осуществлении этих реформ наделы государственных крестьян сократились на 10 % в центральных губерниях, на 44 % — в северных. Выкупные платежи возросли по сравнению с оброчной податью на 45 %. Платежи были рассчитаны на 49½ лет и в некоторых случаях должны были вноситься до 1931 года, но были прекращены с 1 января 1907 года в рамках столыпинской аграрной реформы под влиянием революции 1905 года.

крестья́нин, -а, мн. -я́не, -я́н, м. 1. Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли. Деревня Бесселендеевка состояла всего из двадцати двух душ крестьян. Тургенев, Чертопханов и Недопюскин. 2. Представитель низшего податного сословия в дореволюционной России.

Значение слова крестьянин в толковом онлайн-словаре Евгеньевой А. П.

крестьянин
м.
1) Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.
2) см. также крестьянство.

Значение слова крестьянин в толковом онлайн-словаре Ефремовой Т. Ф.

Значение слова крестьянин в толковом онлайн-словаре Ожегова C. И.

крестья́нин, а, мн. я́не, я́н, м. 1. Мелкий товаропроизводитель в сельском хозяйстве, владеющий средствами производства и непосредственно прилагающий свой труд в производстве. В капиталистическом обществе происходит непрерывная дифференциация крестьянства, в результате которой крестьяне-середняки разоряются и переходят в ряды бедняков или батраков, а незначительная группа середняков превращается в кулаков, эксплоатирующих бедноту и батрачество. Союз пролетариата с трудящимися крестьянами является необходимым условием построения социалистического общества. При новом, колхозном строе крестьяне работают сообща, артелью, работают при помощи новых орудий — тракторов и сельхозмашин, работают на себя и на свои колхозы, живут без капиталистов и помещиков, без кулаков и спекулянтов, работают, для того, чтобы изо дня в день улучшать свое материальное и культурное положение. Стлн. 2. Лицо, принадлежащее к низшему податному сословию земледельцев (дореволюц.). Ломоносов происходил из крестьян. По паспорту к.

Значение слова крестьянин в толковом онлайн-словаре Ушакова Д. Н.

См. также: происхождение слова крестьянин в этимологических словарях.

КРЕСТЬЯНИН Сельский житель, основным занятием которого является обработка земли.
Слово крестьянин в русском языке появилось после Крещения Руси. Этимологически оно связано с существительным крест и первоначально называло крещеного (см. крещение) человека. В первый раз названы крестьянами земледельцы в грамоте 1391 г. В Древней Руси (см. Русь) (до конца XV в.) крестьяне были лично свободны. С конца XV в., когда часть земель перешла в частное владение богатых бояр (см. боярин), монастырей (см. монастырь), царского (см. царь) двора, началось закрепление крестьян на земле богатого землевладельца и подчинение его власти, то есть закрепощение (см. крепостной). Это выражалось в том, что крестьяне были обязаны трудиться не только на себя, но и на барина (хозяина) — работать набарщине и платитьоброк — принудительный сбор продуктами (натуральный оброк) или деньгами (денежный оброк). В соответствии с тем, кому принадлежала земля, крестьяне назывались помещичьими (см. помещик), монастырскими (см. монастырь), дворцовыми, или удельными, то есть принадлежащими царской семье. Всего в крепостной зависимости к середине ХVII в. оказалось около половины крестьянского населения страны, в основном жители центральной России. Были также и государственные крестьяне, которые жили на казенных землях, несли повинности в пользу государства и считались лично свободными.
Со второй половины ХVIII до середины XIX в. крестьяне были одним из податных сословий, то есть платили подушную подать — налог, взимаемый с каждой «души» (человека) в одинаковом размере независимо от величины дохода и имущества; подвергались телесным наказаниям, выполняли рекрутскую (см. армия) и другие повинности, имели ограничения в свободе передвижения.
Неравноправное положение крестьян в обществе, эксплуатация со стороны помещиков приводили к восстаниям. Самыми крупными крестьянскими восстаниями, или крестьянскими войнами, были: война начала ХVII века; война под предводительством Степана Разина 1670– 1671 гг. и под предводительством Е.И. Пугачёва 1773–1775 гг.
В конце ХVIII в. в России впервые стали говорить о существовании крестьянского вопроса, то есть проблемы правового и имущественного положения самого многочисленного сословия страны. Эта тема не потеряла актуальности до сих пор.
В 1861 г. в результате крестьянской реформыАлександра II крепостное право было отменено, личную свободу получили 22 563 000 человек. За это императора в народе стали называть Освободителем. Однако полное освобождение крестьяне получали не сразу: еще в течение двух лет они были обязаны отбывать те же самые повинности, что и при крепостном праве. Это состояние крестьян называлось временнообязанным. Крестьяне были объединены в общины — организации, которые владели землей и выполняли некоторые административные функции: сбор налогов, выкупных платежей за землю, определение сроков сева и уборки урожая, распоряжение угодьями общего пользования — пастбищами, выгонами, лесами (см. лес). В 1860-е гг. началось капиталистическое развитие деревни и социальное расслоение крестьян: появились кулаки (см. кулак) — богатые крестьяне, использующие наемный труд; середняки, которые обрабатывали землю сами и с помощью членов семьи; бедняки, часто работавшие на кулаков.
Во второй половине ХIХ в. общественно-политическое движение народников с крестьянами и с крестьянской общиной связывало перспективы развития страны и возможность крестьянской революции. Однако эта идея не была поддержана самими крестьянами, которые только к началу XX в. стали принимать активное участие в политической жизни страны: появились советы крестьянских депутатов (см. совет), принявшие участие в революционных событиях 1905 и 1917 года.
После победы Октябрьской революции 1917 г. одним из первых советских (см. совет) законодательных документов был «Декрет о земле», по которому была ликвидирована частная собственность на землю и помещичье землевладение, а вся земля национализирована и передана в безвозмездное и вечное пользование крестьянам. Поэтому исход Гражданской войны во многом был предопределен тем, что крестьянское население страны в основном встало на сторону советской власти. Одновременно внутри самого крестьянства шла классовая борьба, особенно между бедняками и кулаками.
В период коллективизации сельского хозяйства (1929–1932 гг.) было объединено в колхозы (см. колхоз) абсолютное большинство крестьянских хозяйств, а самих крестьян стали называть колхозниками. В конце XX в. большинство колхозов было преобразовано в акционерные общества, а часть их прекратила свое существование. Немалое число крестьян, выйдя из колхозов, стали вести частное хозяйство и превратились в фермеров.
В течение многих веков Россия была крестьянской страной: еще в начале XX в. крестьяне составляли более 70 % ее населения. Крестьянством была создана традиционная русская культура: кодекс поведения по отношению к природе, людям и самому себе; выработана система этических и эстетических ценностей. Крестьянин или крестьянский сын — традиционные герои русских народных сказок (см. Иванушка-дурачок).
Начиная с середины ХIХ в. крестьянская проблема стала одной из главных тем общественной мысли и искусства России. И.С. Тургенев в знаменитом сборнике рассказов «Записки охотника» впервые рассказал о высоких духовных качествах русского крестьянства. Крестьянская тема была одной из главных в произведениях Н.А. Некрасова («Несжатая полоса», «Крестьянские дети», «Забытая деревня», «Орина, мать солдатская», поэмы «Мороз, Красный нос» и «Кому на Руси жить хорошо»). В русском крестьянине видел нравственный идеал человека Л.Н. Толстой. С горечью писал о том, что народ слишком пассивен, сам разрешает издеваться над собой, как будто бы и не представляет другой жизни, М.Е. Салтыков-Щедрин. Его Коняга из одноименной сказки стал восприниматься как символ эксплуатируемого и безмолвного народа, который работает от зари и до зари.
В XX в. произведения о крестьянской жизни были созданы С.А. Есениным («Пугачёв», «Русь уходящая»), А.Т. Твардовским («Страна Муравия»), В.М. Шукшиным («Сельские жители», «Калина красная»), Ф.А. Абрамовым («Пряслины», «Деревянные кони»), В.И. Беловым («Привычное дело», «Плотницкие рассказы», «Лад»), В.П. Астафьевым («Царь-рыба», «Последний поклон»), А.С. Ивановым («Вечный зов») и др.
Широко известны портреты русских крестьян и жанровые картины на крестьянскую тему, принадлежащие кисти знаменитых русских художников — А.Г. Венецианова («На пашне. Весна», 1820-е гг.; «Захарка», 1825 г.; «Крестьянка с васильками», 1820-е гг.); В.Г. Перова («Сельский крестный ход на Пасхе», 1861 г.; «Странник», 1870 г.); И.Н. Крамского («Старик крестьянин», 1873 г.; «Мужик в простреленной шапке», 1874 г.).
В русской разговорной речи слово крестьянин используется довольно редко. Чаще мужчину-крестьянина называют просторечным словом мужик или деревенский мужик, женщину-крестьянку — баба или деревенская баба.
В советский (см. совет, Советский Союз) период истории России слова крестьянин и крестьянский включались во многие официальные наименования государственных институтов, например: Красная армия называлась рабоче-крестьянской; органы власти — советами рабочих, крестьянских и солдатских депутатов; Советский Союз называли государством рабочих и крестьян.
«На пашне. Весна». Художник А.Г. Венецианов. Первая половина 1820-х гг.:

Современный крестьянин на уборке урожая:

«Ужин трактористов». Художник А.А. Пластов. 1951 г.:

В книге освещена аграрная политика России на протяжении ХХ века – с точки зрения истории, науки и политики. И мне захотелось поговорить с читателями о той великой драме, которая глубоко затронула крестьян, которых фактически уничтожали как класс на протяжении века. Слава богу, в белорусских сёлах бед меньше, чем в российских. Но все же они есть, и это тревожит меня.

Предлагаю посмотреть на крестьянство сквозь призму многочисленных наслоений истории и на примере конкретной семьи. Я, например, сам и все мои предки по обеим линиям были крестьянами. Жили все в тяжелом труде, тем не менее, стремились к созданию новых семей, к продолжению рода. И жизнь крестьянская продолжалась.

Но пришло время, и жизнь крестьянина стала меняться не в лучшую сторону. Например, мой род от неблагоприятного стечения обстоятельств начал уменьшаться: кому-то не разрешили жить в родной деревне, а кто-то сам отправился в город в поисках лучшей доли. И очень быстро менялся уклад жизни. Так, из моего большого и крепкого крестьянского рода уже на моих глазах осталось в селе всего несколько человек.

Что касается христианства, духовности, то перемены были еще более стремительными. Скажи мне двадцать лет назад, что меня будут называть христианином, я бы рассмеялся. В кругу моих товарищей, коллег по работе, особенно когда я работал председателем колхоза «Россия” в Денисковичах, вообще было не принято и даже опасно говорить такие слова. Потому, казалось, они окончательно вытравлены из лексикона.

Начиная с глубокого детства, лет с семи, меня и моих ровесников не только снабжали полезными знаниями, но и медленно убивали веру в Бога, а значит, в Добро и Любовь. Все шло по одному и тому же хорошо разработанному сценарию: первый раз в первый класс – и вскоре тебе на школьную форму цепляют пятиконечную красную звездочку, в центре которой изображение мальчика с симпатичными кудряшками. Хочешь хорошо учиться в школе, а потом стать летчиком, моряком или танкистом? Слушайся учителя и люби мальчика на значке: он – все, а Бога нет…

Через несколько лет вместо звездочки на груди на шею завязали красный галстук. Волнительный момент для каждого советского пионера! Три угла галстука символизировали союз пионеров и их старших друзей – комсомольцев и коммунистов. И мы давали Коммунистической партии клятву юного строителя «светлого будущего”, торжественно обещали вождю мирового пролетариата любить Коммунистическую партию, служить ее идеалам, один из которых – отрицание религии, Бога и его заповедей.

Верили ли сами дяди и тети во все то, что внушали нам? Было по-всякому. Кто-то верил и был настоящим коммунистом. Кто-то же просто давил шаблонным авторитетным словом, лишая детей собственной воли и выбора. Ничего более кощунственного и разрушающего душу еще не придумано!

Юность прошла под знаменем комсомола. Это время особой ответственности перед собой, перед родителями, перед Творцом. Но оно стало временем отлучения от семьи родной во благо «семьи” общественной. В период физического взросления мы, по сути, отставали в духовно-нравственном развитии.

Больше всего молодежь «ломалась”, теряла себя, когда разлеталась из родительских гнезд. Друг у друга учились пить, курить, прожигать жизнь впустую. Как и большинство моих однокурсников, я быстро забыл православные иконы в родительском доме, и начал поклоняться «божкам” материальным и физическим. Мы изучали этику и эстетику, но духовнее от этого я не стал. Ни тогда, ни позже, когда на протяжении десяти лет в качестве члена КПСС строил коммунизм.

Почему так случилось, что мы, добродушные от природы, душевные люди, позволяли вырвать в себе с корнями основу основ культуры и цивилизации – христианство? Мало того, позволяли издеваться над его ценностями. И как результат этого – состояние нашего сегодняшнего общества с его бескультурьем, бездушием, пьянством, наркоманией и другими проявлениями деградации…

Как я рад, что жизнь постепенно заставила меня узнать иной мир, невидимый, который управляет миром физическим. Через огромные страдания души и тела пришлось пройти мне: инсульт на долгие годы сковал тело, приходилось наново учиться ходить, говорить, писать, а также – думать. Думать о духовном, о вечном.

Постепенно я начал понимать христианство как религию, как свободное духовное учение, способное спасти человека и человечество в целом. Как жаль, что не все заразились этим учением, которое делает нашу физическую и духовную жизнь богаче и лучше. Я же сколько буду жить, столько буду изучать учение Христа из Священного Писания, из книг святых отцов и церковных служений. Потому что знаю: именно Бог спас меня…

Я остался жить в деревне, я – крестьянин. Может, пока меня и не назовешь христианином в полном смысле этого слова, а подпись друга на подаренной книге – аванс. Но спасибо ему: он заставил меня задуматься над серьезными вопросами, в том числе и над тем, для чего мы живем на этом свете.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *