Кто трижды отрекся от Христа?

ОТРЕЧЕНИЕ И РАСКАЯНИЕ ПЕТРА

(Матфей, 26:69-75; Марк, 14:66-72; Лука, 22:55-62; Иоанн, 18:25-27)

(69) Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. (70) Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. (71) Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем.(72)И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека.(73)Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. (74) Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. (75) И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.

(Мф. 26:69-75)

Прежде чем комментировать то, как художники изображали отречение (или все три отречения) Петра, необходимо уяснить себе, как это событие описали все четыре евангелиста и как оно было предсказано Христом. Отречение Петра, это свидетельство слабости человеческой, быть может, и не имело бы большого значения, если бы не являло собою осуществление пророчества Христа, причем не просто предсказания того, что Петр отречется, но и того, когда и при каких обстоятельствах это произойдет. Предсказание это описано всеми евангелиста­ми, но с некоторым отличием рассказа Матфея, Луки и Иоанна от свидетель­ства Марка. Богословы не придают особого значения различиям этих рассказов в том, что касается места происшествия и вовлеченных в него персонажей, считая их «небольшими различиями, не переходящими в противоречия» (Тол­кование четырех Евангелий…, с. 190). В живописи, однако, можно встретить примеры скрупулезного следования рассказу того или иного евангелиста. Пото­му приведем свидетельства каждого из них:

Матфей: «Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде, нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 16:34).

Марк: «Истинно говорю тебе, что ты ныне, в эту ночь, прежде, нежели дважды пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мк. 14:30).

Лука: «Говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня» (Лк. 22:34).

Иоанн: «Истинно, истинно говорю тебе: не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды» (Ин. 13:38).

Как быстро произошли перемены в этом преданном ученике Христа! Проро­чество сбылось. Только что, в Гефсиманском саду, он вступился за Учителя, выхватив свой меч и отсеча ухо слуге первосвященника. Но уже этой ночью, до первого крика петуха — крик петуха (за отсутствием указания на стражу, в час которой произошло это событие) символизирует окончание ночи и наступле­ние утра — Петр трижды отрекся от Него.

Само отречение Петра каждый евангелист описывает в соответствии с тем, как он приводит предсказание. Иными словами, по Матфею, Луке и Иоанну петух пропел после третьего отречения Петра; по Марку, петух прокричал дважды — после первого и третьего отречений. По поводу этого разногласия евангелистов д-р Джон Д. Грассмик пишет: «Почти во всех основных греческих манускриптах содержатся в конце ст. 68 слова «и запел петух». Это, а также то обстоятельство, что в ст. 72 говорится о том, что «петух запел во второй раз», свидетельствует о подлинности упомянутых слов «и запел петух». Но поскольку в параллельных местах других Евангелий о пении петуха упоминается лишь однажды (ср. Мф. 26:74; Лк. 22:60; Ин. 18:27), некоторые из ранних переписчиков Евангелия от Марка могли выпустить их «в целях согласованно­сти» с другими Евангелиями. Между тем описание Марка просто могло быть более точным и подробным, так как строилось на непосредственном свидетель­стве Апостола Петра; он же первому крику петуха мог не придать значения (ведь это случалось каждое утро!), и только при втором — вздрогнуть, вспомнив…» (Толкование четырех Евангелий…, с. 191).

Для верного понимания момента, который избрал художник, чтобы проил­люстрировать отречение Петра, необходимо также представлять себе последова­тельность событий, которую можно восстановить только при сведении воедино рассказов евангелистов.

Итак, поскольку Христос из Гефсиманского сада был доставлен, согласно Иоанну, в дом первосвященника Анны, то первое отречение, описанное также Иоанном, произошло именно в доме этого первосвященника. Иоанн даже точно называет ту прислужницу, которая опознала Петра, когда тот грелся у костра в ожидании, чем кончится допрос у Анны: «Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека?» (Ин. 18:17). В полном соответствии с этим рассказом изображает первое отречение Петра Дуччо на оборотной стороне своего алтарного образа «Маэста». (Дуччо): это клеймо делится на две половины — в верхней половине изображен допрос Христа у Анны (именно у Анны, а не у Каиафы — от апартаментов последнего интерьер Анны отличается своими характерными архитектурными деталями, креслом первосвященника, его местом слева, в отличие от кресла Каиафы, установленного в сценах с ним справа; на этом первом допросе Христа еще нет созванных членов Синедриона — только Каиафа, который в данном случае, поскольку допрос ведет Анна, стоит у него за спиной; именно на допросе у Анны Христа ударил «один из служителей, стоявший близко» (Ин. 18:22), что и изображено у Дуччо); в нижней половине — двор дома Анны, где собравшиеся, и в их числе Петр (с нимбом), греются у костра (из других евангелистов о костре упоминает только Лука); к Петру обращается «раба придверница». В данном случае это клеймо иллюстрирует одновременно происходящие действия — внутри дома первосвященника и во дворе, причем нельзя не признать у художника известного дара архитектора, позволившего ему так остроумно соединить эти два пространства (связующим звеном здесь является лестница).

В соседнем (слева от предыдущего) клейме, также разделенном на верхнюю и нижнюю половины, Дуччо изобразил — в качестве дополнительных сюжетов к Христос перед Каиафой и Поругание Христа — второе и третье отречения Петра.

Дуччо. Сцены из жизни Христа (оборотная сторона алтарного образа «Маэста»)

(1308—1311). Сиена. Музей собора.


В трактовке этого клейма возникают определенные трудности. Основные сюжеты обеих половин заставляют читать это клеймо, как и большинство (хотя далеко не все), снизу вверх, то есть сначала, естественно, нижняя половина — сцена Христа перед Каиафой, когда этот «первосвященник разодрал одежды свои» (Мф. 26:65; подробнее см. СУД НАД ХРИСТОМ, Христос перед Каиафой), а затем — верхняя половина — Поругание Христа. Единство интерьера (кстати, такое же, как и единство интерьера в трех сценах Тайной Вечери или в шести сценах во дворце Пилата, где о римской власти говорит не только облачение прокуратора, в частности типично римский лавровый венок у него на голове, но также и архитектурные детали, например колонны коринфского ордена) однозначно доказывает, что место действия этих двух сюжетов — резиденция Каиафы.

Но как быть с эпизодами отречения Петра? Во-первых, необходимо ответить на вопрос, какое из Евангелий лежит в основе этих иллюстраций? Воспользу­емся методом определения «от противного».

Это не Евангелие от Марка, поскольку из его рассказа ясно, что женщина, обличавшая Петра во второй раз, была та же, что и в первый раз. Между тем, Дуччо облачает эту служанку в другую одежду, тем самым явно указывая, что он не ставит знака равенства между ними. Программой для этого клейма не мог быть и рассказ Луки, поскольку, согласно его повествованию, во второй раз Петра уличал один мужчина («Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет!» — Лк. 22:58), у Дуччо же изображены двое мужчин (внизу) и одна женщина (вверху). Что касается Иоанна, то и его рассказ не подходит, поскольку, согласно ему, второй и третий раз Петра уличают одни лишь мужчины.

Остается свидетельство Матфея, по которому, как уже было отмечено, изображены основные сцены этого клейма. Второе и третье отречения Петра, взятые сами по себе, вполне согласуются с описанием Матфея: второй раз его узнала «другая служанка», когда он выходил за ворота (так это и изображено в верхней половине клейма). Затем, как можно догадаться, к Христу подошли еще несколько мужчин («подошли стоявшие там» — Мф. 26:73) — в сцене нижней половины Дуччо изображает двух мужчин, обращающихся к Петру.

Итак, источник программы, по-видимому, установлен. Но остается без ответа вопрос: почему второе (у Матфея) обличение Христа («другой женщи­ной») Дуччо связал с Поруганием Христа (то, что это, в представлении художника, является третьим отречением Петра, доказывается тем фактом, что Дуччо именно здесь изобразил петуха, пение которого напомнило Петру о пророчестве Христа), тогда как третье отречение он связал с допросом Каиафы. Ответ на этот вопрос, по-видимому, еще только предстоит найти иконографам.

Жорж де Ла Тур. Отречение Петра (1650). Нант. Музей изящных искусств.

В живописи эпохи Контрреформации часто можно встретить изображения раскаивающегося Петра, проливающего слезы — Петр «плачет горько» (Жорж де Ла Тур, «Слезы Петра»; несколько тонких деталей указывают на литератур­ный первоисточник — рассказ Луки, согласно которому — и только ему — третье отречение Петра произошло в присутствии Христа: «(61) Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слова Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. (62) И, выйдя вон, горько заплакал» — Лк. 22:61—62; взгляд Петра устремлен в невидимую для зрителя точку и выражает богатую гамму чувств Петра — восторг, скорбь, изумление, которые могла вызвать лишь реакция Христа на слова отречения Петра; с поразительным мастерством художник изобразил слезу в уголке глаза Петра; петух молчит; сцена происходит ночью, что караваджист де Ла Тур мастерски передает в изображении фонаря и льющегося от него света).

Жорж де Ла Тур. Слезы Петра (1645). Кливленд. Художественный музей.

Петух в этом сюжете почти всегда фигурирует на видном месте, обращая на себя внимание зрителя с явным намерением быть узнанной аллюзией. В качестве одного из символов Страстей он фигурирует в изображениях инструментов Страстей Господних.

Известный рост популярности сюжета Раскаяние Петра, как и других христианских сюжетов, связанных с покаянием, например Кающаяся Мария Магдалина, объясняется усилением значимости Св.Таинств, в частности Таин­ства Покаяния в эпоху Контрреформации, что явилось реакцией на протестан­тизм, который отрицал сакраментальную сущность Покаяния.

Настоятель храма Двенадцати Апостолов рассказал, почему память апостолов Петра и Павла совершается в один день, кто такие первоверховные апостолы и как люди, гнавшие от себя Христа, стали самыми преданными его сподвижниками.

Середина июля для православных христиан ознаменована двумя большими праздниками. 12 июля Православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, а 13 июля празднует Собор Двенадцати Апостолов.

Последний является одним из древнейших православных праздников, в честь которого было построено множество православных храмов. Самым первым из них стал храм, возведенный по приказу императора Константина Великого в Константинополе: это церковь Апостолов, ставшая императорской усыпальницей.

Храм Святых Апостолов. Миниатюра из Ватиканского кодекса

День апостолов Петра и Павла также весьма почитаемый праздник, поскольку именно эти двое считаются одними из главных сподвижников Иисуса Христа. Хотя есть между этими святыми и ряд различий. Так, Петр был одним из ближайших учеников Христа, а Павел вообще не являлся участником евангельских событий и проповедовать начал гораздо позже Петра. Впрочем, оба они доказали свою преданность Господу, пострадали за свою веру и вошли в число самых почитаемых святых как на Востоке, так и на Западе.

О том, что еще связывает этих святых, почему их принято изображать вместе на иконах, зачем Господь отдал Петру ключи от рая и что подвигло Павла проповедовать христианство, а Петра – пойти навстречу собственной смерти, в интервью порталу «История.РФ» рассказал настоятель храма Двенадцати Апостолов города Тулы, ректор Тульской православной классической гимназии протоиерей Лев Махно.

В. И. Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы,
сестры его Береники и проконсула Феста

Гонитель Христа и первый папа римский

– Отец Лев, в первую очередь хочу спросить вас вот о чем. Почему Петр и Павел почти на всех иконах изображаются вместе? И день памяти у них тоже приходится на одну и ту же дату. С чем это связано? В одних источниках сказано, что эти апостолы якобы умерли в один день, а где-то пишут, что Павел принял мученичество ровно через год после Петра. Чему верить?

– Первоверховные апостолы Петр и Павел совершенно по-разному трудились и в разное время. В то время, когда апостол Петр был со Христом, апостол Павел был Его гонителем. История о том, как и когда он обратился ко Христу, подробно описана в книге «Деяния святых апостолов». Первоверховным апостолом Павел стал потому, что заложил основы догматическо-нравственного учения Православной церкви. Поэтому Петра и Павла на иконах изображают вместе как двух первоверховных апостолов. Но это совершенно не значит, что они в одно время вместе трудились. В иконографии часто объединяют святых. Например, первый образ «О тебе радуется» был написан в XVI веке, а со временем в него добавляют новых святых. К примеру, совсем скоро, 1 августа, мы открываем часовню Параскевы Пятницы около храма Покрова, и там будет икона, к которой мы добавляем не только святых, которые были в XVI веке, но и наших, тульских святых, которые были замучены уже в период гонений на церковь в XX веке. У икон бывает разная композиция, они сами по себе очень многогранны и богаты по содержанию. Поэтому часто бывает так, что туда добавляются святые, которые не были никак связаны друг с другом при жизни. Это делается скорее по принципу их общего страдания, мученичества и подвига.

– Кстати, я читала, что именно в честь Петра и Павла в Риме были установлены первые христианские храмы, когда христианство стало там разрешенной религией. Это правда? И вообще, какое значение придается этим святым в западной, католической традиции?

– В Римско-католической церкви апостол Петр считается первым папой римским. И если вы возьмете учебник по истории западного христианства, то первым среди 266 римских пап будет стоять апостол Петр. Таким образом, он является основоположником иерархии западной церкви. И под собором Святого Петра в Ватикане есть крипта, где, как считается, был погребен апостол Петр. Там в подвале есть небольшая церквушка, где обыкновенно совершается литургия.

«На Петров день в деревнях совершаются бесчинства»

– Многие привыкли считать, что апостол Петр – это хранитель ключей от райских врат. Мы представляем себе, что именно этот апостол первым встречает души умерших у входа в Царство Небесное. Но откуда взялось это поверье? Об этом сказано в Библии? Кроме того, я читала, что в представлении славян в роли хранителей ключей от рая выступает как Петр, так и Павел… Как это может быть?

– Такие вопросы нужно всегда рассматривать в иконографическом аспекте. Образ апостола Петра, который держит ключи от рая, не в обиду католикам будет сказано, нарисовала именно Римская церковь. Ведь до 1054 года мы были вместе! Христианская церковь была едина почти до середины XI века, и православные и католики почитали одних и тех же святых. Но после того как произошло это разделение, католики стали изображать апостола Петра с ключами от рая, подчеркивая тем самым, что ключи от Царства Небесного в руках у основателя западной, а не восточной церкви. Кроме того, в Евангелии действительно есть такие слова, которые Христос говорит Петру: «…и дам тебе ключи Царства Небесного». Эти евангельские слова воплотились в иконографии апостолов в западной церкви. В данном случае Христос говорит о духовных ключах: Он прощает апостола за то, что тот отрекся от Него и дает ему право самому отпускать грехи другим людям. Иисус как бы говорит Петру: ты предал Меня, но за свою искренность и преданную любовь ты достоин спасения.

Рубенс. Апостол Петр

– В народном календаре славян день святых апостолов Петра и Павла называется Петровым днем. В этот день на Руси провожали весну и встречали лето, заканчивались «купальские празднования» и начинались летние свадьбы, а также первая прополка и подготовка к сенокосу. Интересно, как Православная церковь относится к таким традициям?

– Отрицательно, потому что Петров день на Руси сочетался с языческим праздником. Таким образом, в народе, принявшем христианскую веру, сохранялись языческие традиции, и из-за этого православные праздники отмечались вместе с языческими. Так же происходило и с Троицей, во время которой перепрыгивали через костры (День Святой Троицы в славянском народном календаре обозначается как Троицын день; этот праздник связан с большим количеством языческих обрядов и завершает весенний цикл праздников, знаменуя собой переход к лету. – Прим. ред.). И мы знаем, что в день святых апостолов Петра и Павла в деревнях иногда совершаются бесчинства и различные хулиганства. Поэтому церковь смотрит на это отрицательно – как и на птиц, которых выпускают на Благовещение (на Благовещение есть обычай выпускать на волю лесных птиц; к сожалению, каждый год праздник сопровождается гибелью тысяч птиц, которых барышники ловят и продают возле церквей. – Прим. ред.).

«Павел понял, что это не галлюцинация, а явление Христа»

– Хочу спросить вас еще об одном важном церковном празднике, который отмечается на следующий день после празднования памяти апостолов Петра и Павла. 13 июля Православная церковь празднует Собор Святых Двенадцати Апостолов. Я слышала, что это очень древний праздник и первые упоминания о нем якобы встречаются уже в документах IV века. Так ли это?

– Нет, первый Апостольский собор был гораздо раньше. Он произошел в 52 году в Иерусалиме. Апостолы и другие последователи Христа собрались и постановили, как необходимо вести себя язычникам, обращенным в христианство. В частности, на этом соборе решался вопрос об обрезании, и в итоге христиане отказались от необходимости соблюдения этого ритуала крещеными язычниками, а также от жертвоприношений животных и многих других обрядов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев. Вот откуда начинается празднование Собора святых апостолов – с середины I века.

Собор Двенадцати Апостолов. Византийская икона начала XIV века

– Но единство это среди апостолов было достигнуто далеко не сразу. К примеру, Павел изначально был фарисеем и, еще будучи подростком, участвовал в гонениях на христиан. Что же в итоге побудило его обратиться в новую веру?

– Павел происходил из семьи высокообразованных людей, был членом иудейского синедриона. Он действительно принимал участие в гонениях на христиан. И однажды, когда Павел направлялся в Дамаск, он вдруг услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» (Савл – имя, данное Павлу при рождении. – Прим. ред.). И, внезапно увидев в небе яркий свет, Павел ослеп на три дня. Это состояние слепоты привело его в отчаяние. В итоге исцелить Павла смог только живший в Дамаске христианин по имени Анания, который и крестил будущего апостола. Слепота была дана Павлу для того, чтобы он ощутил физический недостаток и понял, что это не галлюцинация, а явление самого Христа. И так из гонителя Павел сделался великим христианским проповедником.

Караваджо. Обращение Савла по дороге в Дамаск

«Христа ждали 700 лет, но боялись ошибиться»

– А Петр? Он ведь отрекся от Иисуса, причем трижды, как тот и предсказывал…

– Когда мы говорим об отречении апостола Петра, мы не должны забывать и о том, какой была его мученическая кончина. Апостол Петр всю свою жизнь страдал от этого отречения. Когда его хотели распять так же, как Христа, он попросил, чтобы его распяли вниз головой, потому что считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Я бы, кстати, посоветовал вам прочитать великолепный исторический роман «Камо грядеши» («Quo vadis») писателя Генрика Сенкевича. Там великолепно описана жизнь первых христиан в Риме, первые гонения на них и так далее. Особенно впечатляет концовка романа. Понимая, что ему грозит казнь, апостол Петр решил покинуть Рим, но, когда он выходил из города, уже на окраине Рима ему явилось видение. Он вдруг увидел Христа, который идет ему навстречу и несет на себе крест. «Господи, куда Ты идешь?» – спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», – ответил Иисус. Тогда Петр понял, что его уход не угоден Господу, и вернулся в город. Там его схватили, бросили в темницу и вскоре казнили.

Микеланджело. Распятие Святого Петра

– Все это наводит меня вот на какую мысль. В Библии, как мы видим, часто можно встретить примеры малодушия и маловерия со стороны апостолов. А ведь эти люди, казалось бы, были наиболее близки ко Христу. Тем не менее нам постоянно показывают, что они часто неверно понимали Его слова и поступки, и в итоге, как известно, в момент ареста Иисуса все ученики, испугавшись, покинули своего учителя. Павел успел погубить многих христиан до того, как произошло его обращение. Петр, который первым назвал Христа «Мессией», трижды отрекся от Него. А Иуда и вовсе стал самым подлым предателем… Для чего же Священное Писание так настойчиво указывает нам на несовершенства и человеческую слабость даже самых избранных учеников Господа? О чем это говорит?

– Это нормальное явление. Ведь народ ожидал Христа 700 лет, начиная от пророка Исаии, который говорил: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог». Он говорит о рождении Христа Спасителя от Девы Марии за 700 лет до этого события! За это пророчество Исаия был назван ветхозаветным евангелистом. То есть вы понимаете, как ожидается Христос иудейским народом? Это страшное ожидание! И мы видим, как оно передавалось из поколения в поколение. И мы видим, что Христос приходит именно в тот момент, когда его присутствие потребовалось в мире. Так что это состояние маловерия, отчаяния – понятно. Все боялись ошибиться. И в Евангелии мы видим человеческую природу людей, но мы также видим проявление божественной милости. Возьмите ту же притчу о самарянке! Поэтому, когда мы видим человеческую сторону в Евангелии, мы ее не осуждаем, а просто говорим, что так было и так есть, и все это по-человечески правильно. Это не должно служить ключом к отрицанию чего-то или к тому, чтобы размышлять о неверии.

Мы свободны менять свои решения — до тех пор, пока живы, —и Бог смиренно ждет, что мы решим. Но однажды приходит пора сделать окончательный выбор. Для многих людей, окружавших Христа в дни Его земной жизни, это время наступило накануне Его страданий. Каждому пришлось решать, с Христом ли он или с противниками Христа.

О том, кто какое решение принял и как оно ему далось, читайте в проекте «Фомы» «Герои и антигерои Страстной недели».

Когда пасхальная трапеза подходила к концу, Иисус произнес с печалью: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня» (Мф 26:21). Ученики смутились. Они искренне любили Его, но каждый интуитивно чувствовал, что от любви до предательства может оказаться всего один шаг, и сделать этот шаг можно даже не заметив…

«Не я ли, Господи? Не я ли?» — спрашивали Филипп, Иоанн, Фома, Матфей… «Не я ли?» — спросил и Иуда. Кажется, только один из учеников не задал этот вопрос — Симон, за твердость своей веры получивший от Господа второе имя Кифа (по-арамейски «камень»), или, по-гречески, Петр (греч. πέτρος — «камень, скала»). Петр был уверен: уж он-то Учителя не предаст. И когда Иисус предупредил учеников, что все они соблазнятся о Нем в эту ночь, Петр воскликнул: «Я никогда не соблазнюсь!» И наверное, очень удивился, услышав: Истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня (Мф 26:33–34).

Потом было Гефсиманское моление, а после — арест Учителя. Его связали и, толкая в спину, повели к дому бывшего первосвященника Анны. Петр и Иоанн поспешили следом. Проникнуть во двор оказалось легко: Иоанна здесь знали. Иисуса ввели в дом, а Петр присел во дворе у костра и стал ждать. Вдруг какая-то служанка указала на него: «Смотрите, а этот тоже из Его учеников!» «Вовсе нет», — пробормотал Петр и отсел подальше от огня. Но тут и другая женщина воскликнула: «Точно, я видела его с Иисусом». «Говорю вам, не знаю этого человека», — отрицал Петр. «Ты даже говоришь с галилейским акцентом, не отпирайся, ты — Его ученик!» — засмеялись еще несколько человек. «Клянусь, нет!» — запротестовал Петр.

И вдруг осознал: что-то не то он говорит… Трагически неправильное. Словно чей-то взгляд почувствовал он на себе. И вспомнил: «Прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня».

В этот самый момент за забором закричал петух. Светало. Начиналось утро пятницы, несколько часов спустя его Учитель будет распят.

Петр опрометью кинулся за ворота. Его душили слезы. «Не я ли, Господи? Не я ли?»

Петр был лидером апостолов. Это видно по деталям евангельского повествования: Петр идет ловить рыбу — и остальные следом, Петр исповедует Христа Сыном Божиим — и остальные молча соглашаются.

Взрослый, сложившийся человек, всю жизнь занимавшийся простым физическим трудом, он не привык копаться в себе и, видимо, был уверен, что в любой ситуации сможет поступить как дóлжно. Он не мог допустить, что его горячая любовь и преданность Учителю способны поколебаться.

И тем не менее отречение произошло. Почти само собой, почти случайно.

Можно было бы назвать это минутной слабостью или сработавшим инстинктом самосохранения. И все-таки это было отречение. Пусть на несколько мгновений, но Петр принял мысль, что лучше, правильнее, безопаснее от Христа дистанцироваться, не иметь с Ним ничего общего — по крайней мере, в глазах окружающих. И это было преступление против любви, которая связывает людей воедино и даже помыслить не может увидеть в любимом человеке кого-то другого, отдельного от себя.

Гойя «Раскаявшийся святой Петр»
Почему апостол Петр стал героем сказок?

Недаром на берегу Тивериадского озера воскресший Христос будет троекратно спрашивать у трижды отрекшегося ученика: Любишь ли ты Меня? (Ин 21:15–17).

Раскаялся Петр почти сразу, а вот покаяние — изменение на деле, в поступках, — потребовало времени. Мы не находим Петра на Голгофе: из всех апостолов там был один Иоанн. Не знаем мы и того, как Петр провел субботу, когда тело Господа лежало «в сердце земли». Зато следующим утром Петр, едва услышав об исчезновении Его тела из гроба, тут же побежал вместе с Иоанном к месту погребения — и нашел там одни пелены лежащие и плат (Ин 20:5). Уже сама эта поспешность была свидетельством покаяния: ведь разумнее было отсидеться дома —в вдруг после расправы над Иисусом первосвященники взялись бы и за Его учеников? Но Петр побежал туда, где еще недавно была выставлена охрана, где могло быть опасно.

В ночь накануне крестных мук Христа Петр уподобился Иуде Искариоту. Но, в отличие от Иуды, он покаялся. И расстался с самоуверенной мыслью, что уж он-то просто не может оступиться. Недаром, как гласит Предание, у Петра постоянно были красные глаза: каждый раз, слыша пение петуха, он вспоминал свое отречение — и плакал.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *