Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)
Слово на Евангелие от Луки
Лк., 30 зач., 7:11-16
Господь наш Иисус Христос неоднократно чудным образом воскрешал умерших: сына вдовы Наинской, дочь Иаира, Лазаря, уже четыре дня находившегося в гробу. Люди безбожные смеются над нашей верой в воскресение мертвых, считают это басней. Но — странно и непонятно — они же наивно верят в то, что мертвых можно воскрешать научными средствами. В Ташкенте однажды всерьез поверили в то, что мог быть воскрешен умерший два года назад мальчик, труп которого был пропитан азотной кислотой.
Со страхом и восторгом читаем евангельское повествование о том, как из ворот маленького городка выносили труп единственного сына несчастной вдовы, как Господь, Иисус Христос, сжалившись над ней, остановил несших гроб и сказал: «Юноша! Тебе говорю, встань». И поднялся мертвый, и сел, с изумлением глядя вокруг.
Страх и трепет охватывает нас при чтении о воскрешении дочери Иаира или Лазаря четверодневного. Из Деяний апостольских узнаем о том, как апостол Петр воскресил христианку Тавифу. Выслав всех из комнаты, он помолился и сказал: «Тавифа, встань!» Она открыла глаза и села. Тогда апостол призвал святых и вдовиц и поставил её перед ними (см. Деян. 9:40-41).
Всем сердцем верим мы в то, что именем Господа Иисуса Христа все можно сделать, что все Ему подвластно. Никто из нас да не усомнится никогда в достоверности этих чудесных воскрешений.
Но подумаем о том, зачем Иисус Христос воскрешал мертвых? Его побуждали к этому любовь и сострадание к падшему человечеству, обреченному на смерть. Мы читаем в Евангелии, что перед воскрешением Лазаря Он был взволнован, и слезы текли из святых глаз Его. Он не мог смотреть, как терзались от горя Марфа и Мария, сестры Лазаря. Жалость и любовь руководили Им. Но была и другая причина: надо было открыть роду человеческому, что Господь властен и над смертью. Цель того — показать людям, что Он мог бы избежать распятия и смерти на Кресте, но что Он добровольно отдал Себя на смерть ради нашего спасения в вечности.
Была и третья причина. Воскрешение Лазаря должно было послужить для нас прообразом нашего духовного воскресения, спасения от смерти во грехах для жизни вечной. Святой апостол Павел свидетельствует о том, что эта причина и была основной задачей Иисуса Христа, ради чего Он пришел на землю и принес Себя в жертву.
Бывши погребены с Ним в крещении, — говорит апостол Павел, — в Нем вы и совоскресли верою в силу Бога, Который воскресил Его из мертвых; и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи, истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас, и Он взял его от среды и пригвоздил ко кресту (Кол. 2:12-14). Вас, которые были мертвы в грехах, Господь воззвал к воскресению духовному.
Что значит быть мертвым в грехах? Грех и смерть нераздельны. Разве жизнь в грехах, в похотях плоти не есть медленное умирание? Разве блуд и прелюбодеяние, часто наказываемые дурной болезнью, не ведут к разложению? Разве пьянство не разрушает тело, а душу не низводит до скотского состояния? Разве ложь не растлевает человека, как червь дерево? Разве гордость и самопревозношение, злоречие и клевета не отталкивают своим нравственным зловонием? А зловоние есть запах смерти. Жизнь в грехах, в низком служении страстям есть не жизнь, а гниение, ведущее к смерти. Духовно умирают миллионы несчастных людей, не ищущих у Господа спасения от разложения духовного.
А нас, которые приняли Христа в сердце свое, Он призывает к тому, чтобы мы возродились, потому что вы слышали о Нем и в Нем научились — так как истина во Иисусе — отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4:21-24).
Мы должны сбросить с себя грехи, как грязные одежды, пропитанные нечистотой, совлечься ветхого человека, истлевающего в похоти и грехах, и облечься в нового, сотворенного по Богу, — во Христа. К этому зовет нас Господь и для этого нужно было воскрешение мертвых, как прообраз духовного возрождения.
Для того и пришел Господь Иисус Христос в мир и претерпел мучительную, ужасную смерть, чтобы избавить нас от власти диавола, который запутывает нас грехами и ведет к погибели. Он дал нам власть быть чадами Божиими и именем Его попирать врага рода человеческого, стирать главу змия. Нам только надо захотеть принять эту власть из рук Христовых, надо устыдиться своей смрадности и возжелать святости, жизни по Богу и истине.
И если коснется сердца нашего благодать Божия, если обновимся мы умом нашим, то тогда надлежит нам вести совсем иную жизнь. Посему отвергнув всякую ложь, возненавидев её, ибо отец лжи есть Диавол (Ин. 8:44), отныне говорите правду каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу (Еф. 4:25). Мы должны быть тихими и кроткими, а не гневливыми и суровыми. А если кто согрешит, распалившись на ближнего, то солнце да не зайдет во гневе вашем (Еф. 4:26), просите прощения пока еще день, дабы в сердце не утвердился сатана.
Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4:28), — призывал апостол ефесских христиан, живших в окружении язычников; а в наше время многие перестали считать воровство грехом и позором.
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякой злобой да будут удалены от вас; но будьте друг к другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас (Еф. 4:29, 31-32). Не поступайте, как люди, не знающие Христа, зорко следите за каждым словом, слетающим с уст ваших, потому что Бог слышит каждое слово. Бойтесь гнева и осуждения, а прежде всего бойтесь не прощать братьев ваших. Если исполним все это, будем истинными учениками Христа и будем жить совсем новой жизнью, как умершие для греха, как подлинно возрожденные в духовной купели.
Возжелаем же все мы этого чудного возрождения и будем просить у Бога, чтобы Он Своими благодатью и милосердием помог нам совлечься смрадного образа ветхого человека, истлевающего в грехах и похотях, и облек нас в светлые и чистые одежды жизни вечной. Аминь.
22 октября 1944 года.
См. также:
- Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня. Неделя 20-я по Пятидесятнице.
- Протоиерей Александр Шаргунов. И похоронное шествие превратилось в праздник.
- Святитель Николай Сербский. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Евангелие о Господе Воскресителе.
- Митрополит Владимир (Иким). Слово в Неделю 20-ю по Пятидесятнице, о воскрешении сына наинской вдовы.
- Митрополит Сурожский Антоний. Неделя 20-я по Пятидесятнице. Воскрешение сына наинской вдовы.
- Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Апостольские поучения. Неделя 20-я по Пятидесятнице.
- Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Неделя 20-я по Пятидесятнице. О евангельских чудесах как основании нашей веры….
- Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Неделя 20-я по Пятидесятнице. О живом восприятии Евангелия.
- Схиархимандрит Авраам (Рейдман). Неделя 20-я по Пятидесятнице. Не будем бояться быть христианами!
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Зачем Господь воскрешал мертвых?
- Протоиерей Александр Шаргунов. Евангелие дня. Неделя 24-я по Пятидесятнице.
- Блаженный Феофилакт, архиепископ Болгарский. Толкование на Евангелие от Луки.
- Протоиерей Александр Шаргунов. Исцеление кровоточивой и воскрешение дочери Иаира.
- Свт. Николай Сербский. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Евангелие о силе Божией и вере человеческой.
- Свт. Филарет (Дроздов). Слово в неделю двадесять четвертую, 1814 г.
- Сщмч. Фаддей (Успенский). Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице
- Митрополит Владимир (Иким). Слово в Неделю 24-ю по Пятидесятнице, о воскрешении дочери Иаира.
- Митрополит Антоний Сурожский. Неделя 24-я по Пятидесятнице. Исцеление кровоточивой женщины и воскрешение дочери Иаира….
- Схиархим. Авраам (Рейдман). Апостольские поучения. Неделя 24-я по Пятидесятнице.
- Схиархим. Авраам (Рейдман). Неделя 24-я по Пятидесятнице. Есть ли у нас вера?
- Схиархим. Авраам (Рейдман). Неделя 24-я по Пятидесятнице. О вере в помощь Божию.
- Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Зачем Господь воскрешал мертвых?
Фото: .com
Несколько лет назад эта идея показалась Ненаду Сестану, профессору нейронаук, сравнительной медицины и генетики Медицинской школы Йельского университета, настолько безумной, что он никому не сказал о ней, даже семье. В прошлом году она сделала его всемирно известным, поместив на страницы всех научных изданий. Идея заключалась в том, чтобы оживить погибший мозг.
Ученые, работающие с мозгом млекопитающих, знают, что можно культивировать активные клетки из ткани мозга, считающегося мертвым по всем показателям. Это можно сделать с тканями, которые погибли и за несколько часов, и за сутки до попадания в лабораторию. «Ожившие» клетки способны сохранять функциональность вплоть до нескольких недель. Но, похоже, Сестан оказался первым, кто подумал: раз мы можем вернуть активность отдельным клеткам, то почему бы не попробовать оживлять целиком те срезы головного мозга, которые попадают на стол к исследователям? О том, как ему удалось сделать это и почему открытие пугает его самого, рассказывает обозреватель New York Times и Smitsonian Magazine Мэттью Шаер.
На пути к «воскрешению» мозга стоит много проблем. В 2012 году, когда Сестан и двое его коллег по лаборатории в Йеле начинали проект, они могли продлить жизнь тканям мозга всего на 6 дней. При этом материал можно было хранить только в холодильнике – как только его доставали оттуда, ткани быстро начинали разрушаться. Это происходило уже при комнатной температуре – что уж говорить о температуре 37°С, при которой привык работать настоящий мозг.
Связанной проблемой было отсутствие кислорода, который поступает к тканям мозга с кровью: в тонких срезах, с которыми имели дело учеными, эта система доставки была очевидным образом разрушена. Сестан долго ломал голову над этой задачей, прежде чем увидел в отделении патологии Йельской медшколы аппарат для перфузии мозга, с помощью которого исследователи качали через кровеносные сосуды погибшего органа питательный раствор, чтобы удержать его от разложения на время изучения. Так в голову ученого пришла новая мысль: что, если вместо использования срезов взять целый мозг, в котором можно будет использовать специально разработанную жидкость в качестве консерванта? «Это был момент «эврики”», – говорит Сестан. Он стал началом всего.
В эксперименте будут участвовать 20 пациентов в состоянии комы, а проведут его уже в текущем году в Латинской Америке. Кстати, изначально этот опыт должен был состояться в Индии, но индийцы подумали-подумали и согласия на него не дали.
Суть эксперимента: сначала людям с зафиксированной смертью головного мозга (читай, мертвецам) сделают инъекции стволовых клеток, а потом введут специальную белковую смесь в спинной мозг, чтобы стимулировать рост новых нейронов. Далее последует 15-дневная лазерная терапия с целью восстановления нейронных связей.
У западных ученых этот эксперимент уже вызвал целый вихрь вопросов и возражений. На каком основании он будет проводиться, если люди не давали на него согласия? В каком состоянии может очнуться человек после такого «воскрешения» — вполне возможно, что он будет умственно или физически неполноценным. К тому же даже на животных эта методика пока не испытывалась.
— Медицинские хроники свидетельствуют, что в единичных случаях после состояния относительно длительного прекращения кровообращения в головном мозге удавалось восстановить часть функций, — комментирует «МК» ситуацию зав.кафедрой патологической анатомии с курсом судебной медицины РязГМУ Роман Деев. — Но, наиболее вероятно, эти случаи связаны с недообследованностью пациента. Увы, нервные клетки мозга являются самыми энергетически затратными, а значит, и самыми уязвимыми — при кислородном голодании они гибнут в течение нескольких минут. Если врачи успевают подключить тело к приборам жизнеобеспечения, то такое состояние может длиться некоторое, иногда длительное время: мозг и значительная часть нейронов мертвы, а «механическая» часть организма продолжает работать с помощью приборов. Введение каких-либо клеток в такой ситуации может решить трофическую функцию — «подкормить» оставшиеся в живых нейроны (если они есть). Но воскресить погибшие — увы, нет. Поэтому этот стартап — всего лишь заблуждение его инициаторов. И хочется верить, что добросовестное, а не преднамеренное. В любом случае следовало бы начать с опытов на животных, что позволило бы получить полезную информацию. Реализация же идеи в представленном виде ни к какому «оживлению» не приведет, а лишь преумножит моральные страдания родственников умерших.
— Разумеется, ни о каком «воскрешении» речи не идет, — подчеркивает руководитель лаборатории банка стволовых клеток Иван Потапов. — Исследование затрагивает категорию пациентов с состоянием, именуемым «смерть мозга», которое еще именуют «вегетативным». В этом исследовании невозможно указать механизмов «лечебных» мероприятий, следовательно, оно еще и научно не обосновано. Кроме того, есть опасения, что широкий резонанс, который может вызвать эта работа, создаст угрозу современной трансплантологии, поскольку пациенты с зафиксированным состоянием «смерть мозга» могут являться донорами органов.
И все же мнения ученых по поводу этого эксперимента разделились. Так, директор Института стволовых клеток человека Артур Исаев видит в нем перспективы: «Есть много клинических ситуаций, не имеющих пока решения. И в первую очередь я говорю о пациентах, находящихся в коме, которые не могут из нее выйти — существующие методы терапии в большинстве случаев не позволяют это сделать. Так что любые исследования, соответствующие базовым медицинским требованиям, полезны, так как могут дать новые данные и перспективы лечения этой группы пациентов. Что касается этических и юридических аспектов проблемы, то, на мой взгляд, тут нужно исходить из той пользы, которую могут принести такие исследования».
Екатерина Пичугина