Кто жил в келье пимена до него?

ПИМЕН

ПИМЕН — монах-летописец, персонаж, в своем монологе задающий точку зрения вечности, без которой высокая трагедия невозможна; носитель позиции, независимой ни от власти, ни от толпы. Связан с образом «идеального» летописца Авраамия Палицына из 10—11-го томов «Истории государства Российского» H. М. Карамзина; в какой-то мере — и с «культурной маской» самого Карамзина.

Пимен появляется в единственной сцене — «Ночь. Келья в Чудовом монастыре». 1603 год. Летописец завершает «труд, завещанный от Бога»; рядом спит келейник Пимена, инок Григорий, будущий Лжедимитрий. Некогда Пимен участвовал в истории — воевал «под башнями Казани», «рать Литвы при Шуйском отражал», видел роскошь двора Иоанна Грозного. Теперь он отрешен от быстротекущей современности. Первым поняв причину Смуты — цареубийство, общенародное нарушение законов Божеских и человеческих («Владыкою себе цареубийцу / Мы нарекли <…>»), он раскрывает смысл происходящего не современникам, но потомкам:

<…> Недаром многих лет

Свидетелем Господь меня поставил

<…>

Когда-нибудь монах трудолюбивый

Найдет мой труд усердный, безымянный,

Засветит он, как я, свою лампаду —

И пыль веков от хартий отряхнув,

Правдивые сказанья перепишет.

Время, в котором, как в некоем физиологическом растворе, живет мысль Пимена, не есть настоящее, не есть прошлое, не есть даже собственно будущее, — хотя о каждом из этих измерений временного потока в его монологе сказано достаточно, особенно о минувшем. Его «внутреннее время» вненаходимо, внеположно Истории, очищено от страдательного залога; оно «безмолвно и покойно». Это время не протекшее, но постоянно протекающее, «объемлющее живо»; это время, совершающееся здесь и сейчас, но посвященное воспоминаниям; оно всегда возможно и никогда не будет дано. Именно поэтому Пимен уходит в свой труд ночью, когда итог одному дню с его бурями подведен, а начало другому дню не положено; когда История не прекращается, но как бы замирает; и недаром «последнее сказанье» должно быть завершено до наступления утра: «…близок день, лампада догорает <…>».

Но — и тут Пушкин как бы испытывает своего мудрого героя — рядом с Пименом дремлет тот, кто как раз и явится расплатой; тот, с кем будет связан ход ближайшей русской истории, — Отрепьев. И летописец, проникший мыслью в тайный ход вещей, не только не провидит в Григории лицо историческое; он не только невольно указывает новоначальному иноку на открывшуюся «царскую вакансию», но и поручает ему свой труд:

Брат Григорий,

Ты грамотой свой разум просветил,

Тебе свой труд передаю <…>

Очевидно, не случайно Пушкин вводит в монолог Пимена упоминание о «многострадальном Кирилле», который некогда жил в той же келье и говорил правду в лицо Иоанну Грозному; недаром вкладывает в уста Григория реплику:

Я угадать хотел, о чем он пишет?

<…>

Так точно дьяк, в приказах поседелый,

Спокойно зрит на правых и виновных,

Добру и злу внимая равнодушно,

Не ведая ни жалости, ни гнева.

А в уста Бориса — слова:

В прежни годы,

Когда бедой отечеству грозило,

Отшельники на битву сами шли.

(Именно так будет решен образ Авраамия Палицына в романе М. Н. Загоскина «Юрий Милославский»; вообще присутствие монаха-летописца в наборе персонажей исторического романа о Смуте станет почти обязательным.)

Пимен не только не идет на битву; он не идет и в толпу народную; его знание о добре и зле — инакое, иноческое. В смысловой структуре драмы его образ контрастно соотнесен с образом Юродивого Николки.

Следующая глава >>

Николо-Угрешский монастырь

Мужской Угре́шский монастырь во имя святителя Николая Чудотворца, ставропигия Русской Православной Церкви в черте Московской епархии

Явление иконы свт. Николая Чудотворца блгв. вел. кн. Димитрию Донскому. Икона

История возникновения монастыря связана с Куликовской битвой (8 сентября 1380 года). Сбор русского войска под руководством великого князя Дмитрия Донского был назначен в Коломне. Отсюда войско должно было выдвинуться на битву с татарским ханом Мамаем. В 15 верстах от Москвы по дороге в Коломну, великий князь с войском остановился отдохнуть. Здесь на сосне в сиянии ему явился образ святителя Николая Чудотворца. По молитве князя, боярства и воинства, икона сама сошла в руки Димитрия. По преданию князь воскликнул: «сия вся угре́ша серце мое». С тех пор место явления чудотворной иконы стало называться Угре́ша . 9 августа 1380 года великий князь велел основать тут монастырь во имя святителя Николая в благодарность Богу за победу над монголами.

Монастырь расположился близ дворцового села Остров. Ввиду близости монастыря с «потешным» селом (так дворцового село называлось, потому что служило местом для развлечения царственных особ охотой), государи часто посещали обитель. Эта связь с правящим домом выразилась в том, что уже в XV веке было открыто подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. Великий князь Московский Василий Темный пожертвовал в монастырь селения Капотня и Жирошкино в Московском уезде. В 1521 году Николо-Угрешский монастырь был сожжен во время набега крымского хана Махмет-Гирея, но вскоре был вновь отстроен. В 1545 году царь Иван IV Васильевич даровал монастырю жалованную грамоту, закрепившую за обителью право владения четырнадцатью селами в четырех уездах, и запрещавшую кому бы то ни было ездить в леса и рощи монастырские и производить в них порубки. В 1567 году он своей жалованной грамотой подтвердил право обители на владение рыбными ловлями в Нижнем Новгороде. Из этой же грамоты ясно, что Угрешская обитель была освобождена от таможенных пошлин на все монастырские товары по всему государству, кроме Нижнего Новгорода — это положение подтверждалось и последующими царями.

В 1610 году в Николо-Угрешском монастыре некоторое время пребывал царь-самозванец Лжедмитрий II. Весной 1611 года обитель стала одним из мест сбора русских войск, которые отозвались на призыв патриарха Ермогена встать на защиту России от польских интервентов. В следующем году было разорено подворье монастыря в Московском Кремле при его осаде.

Монастырь был местом так называемых «Угрешских походов» — паломничества государей в Николо-Угрешский монастырь. В 1519 году Николо-Угрешский монастырь посетил великий князь Василий III Иванович . Михаил Феодорович официально в монастыре был девять раз, Алексей Михайлович — тринадцать, юный царь Петр в Николо-Угрешском монастыре был трижды. В 1639 году было восстановлено подворье Николо-Угрешского монастыря в Московском Кремле. К середине века монастырь достиг зенита своей славы. В 1668 году обитель с царем Алексеем Михайловичем посетили сразу три патриарха: Александрийский Паисий, Антиохийский Макарий и Московский Иоасаф, а также многочисленный сонм архиереев и иных священнослужителей. При венчании на царство Феодора Алексеевича в 1676 году угрешский игумен подавал скипетр патриарху, а при венчании Ивана V Алексеевича в 1682 году — бармы царя Ивана, что указывает на высокое положение монастыря в то время.

Упадок монастыря

XVIII век стал веком тяжелых испытаний, выпавших на долю Православной Церкви. Петр I взяв курс на Запад, пробивал «окно в Европу». Россия сильно отставала в техническом развитии от Европы, и для безопасности государства необходимо было развивать промышленность, науку, военное дело. Однако наряду с развитием промышленности, приходила в упадок духовная жизнь государства. Происходила секуляризация, т.е. обмирщение общества. Николо-Угрешская обитель более не интересовала царственных особ и начала приходить в упадок. Светские власти не дозволяли поступать в монастырь новым монахам, пожертвования резко сократились. Число братии уменьшалось, здания ветшали, а средств на их исправление Синод не отпускал.

Лишь в 1742 году, после сильнейшей бури, Синод отпустил средства на обновление построек. Так как за прошедшие годы некоторые строения уже обрушились, в результате многие каменные здания были разобраны и заменены деревянными.

В второй половине века несколько оживляется строительство — строится колокольня, каменный Успенский храм. При этом светские власти использовали монастырь как колонию-санаторий — в 1763 году здесь разместили отставных солдат, получавших жалование от монастыря; в 1771 году был устроен лазарет для чумных, в связи с чем братию временно перевели в соседний Николо-Перервинский монастырь. При секуляризационной реформе Екатерины II в 1764 году по новым монастырским штатам обитель была отнесена к штатным третьеклассным.

В 1771 году было упразднено подворье обители в Московском Кремле.

В 1795 году в монастыре была обретена чудотворная икона Божией Матери «Взыграние» — предзнаменование возрождения обители. В 1812 году монастырь был занят французами, но монастырская ризница не пострадала, так как была заблаговременно вывезена в Вологду.

В первой половине XIX века обитель становится местом служения святителя Иннокентия (Смирнова), сюда был назначен святитель Игнатий (Брянчанинов), который впоследствии принимал участие в жизни монастыря, святитель Филарет Московский как епархиальный архиерей уделял много внимания обители. В 1833 году, когда оставалось лишь шесть монахов, обитель намеревались закрыть. Но благодаря терпению и усердию игумена Илария и его преемника преподобного архимандрита Пимена (Мясникова) была заложена духовная основа для будущего расцвета. 16 октября 1853 года в монастыре был введен общежительный устав.

Новый расцвет обители

Николо-Угрешский монастырь. Гравюра 2-й пол. ХIХ в.

Уже с 1840-х начинается возведение новых и восстановление старых храмов обители. На щедрые пожертвования мецената Петра Матвеевича Александрова разворачиваются строительные работы. Во второй половине XIX века в монастыре был создан грандиозный архитектурный ансамбль, главным художником и архитектором стал Ф. Г. Солнцев. Значительно расширенная территория, была обнесена новой каменной стеной протяженностью 1700 м и высотой 5–6,5 м, с 16 башнями и 8 воротами. В декоративном оформлении северной («Палестинской» или «Иерусалимской») стены, достроенной в 1866 году, было использовано традиционное для русской иконописи изображение Иерусалима, чтобы подходящий к монастырю со стороны Москвы видел перед собой панораму Святого града. К 1860 году рядом с монастырем был устроен скит. В монастырь снова делаются вклады — в 1859 году дом на Таганке, в 1863 году дача в Рузском уезде Московской губернии (136 десятин), в 1870 году дача в Александровском уезде Владимирской губернии.

С 24 августа 1858 года настоятель обители носил сан архимандрита. В 1866 году при монастыре открыто третьеклассное училище для крестьянских детей, переданное в 1876 году в ведение Министерства народного просвещения. В 1870 году Святейший Синод дал разрешение увеличить штат монастыря с 12 до 92 человек. В эту пору обитель имела более сотни насельников. В связи с празднованием 500-летия монастыря был заложен величественный Преображенский собор, ставший архитектурным центром обители. В 1913 году в 19 верстах на северо-запад от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в лесу во владении Николо-Угрешского монастыря ищущие пустынножительства иноки построили домики-келии и церковь во имя новопрославленного святителя Ермогена, патриарха Московского. В 1915-1916 годах в обители жил будущий священномученик Ермоген (Долганёв).

Упразднение и разрушение при советской власти

Первые законодательные действия большевистского правительства лишили монастырь недвижимого имущества и церковно-приходской школы. С середины 1918 года местные власти начали частичное изъятие церковных ценностей, хозяйственных и жилых строений и инвентаря Николо–Угрешского монастыря для устройства детской колонии и дома отдыха Наркомфина. Начался голод и братия стала покидать обитель, о чем свидетельствовал пребывавший тут на покое святитель Макарий (Невский). Несмотря на протесты крестьян, власти грабят монастырь и унижают проживающих тут митрополита и архимандрита.

В 1919 году в целях сохранения монастыря и хозяйственных владений братия была организована в трудовую артель, получившую название Николо–Угрешской трудовой общины. В 1922 году началась кампания по изъятию монастырских ценностей, которой по мере сил сопротивлялся Угрешский архимандрит. В 1924 году началась передача монастырского имущества Моссовету. Монастырь заселяется детьми и взрослыми под эгидой Московского отдела народного образования, идёт передел имущества и часть отходит представителям Главнауки как «музейное.» В 1925 году произошло чудесное обновление иконы святителя Николая, спешно изъятой властями. Из-за многочисленных межведомственных противоречий выселение монахов длится около двух лет.

В конце концов монастырь окончательно был отнят у Церкви. В его зданиях размещались детская колония, столовая, фабрика-кухня, заводской цех, школа, гостиница и другие заведения. В январе 1929 года закрылась и Ермогенова пустынь. Идёт процесс осквернения и разрушения святынь. В 1940 году был уничтожен древнейший и главный храм обители — Никольский собор.

С 1950-х годов власти начинают предпринимать попытки сохранить остатки монастырского ансамбля. С 1970 года проводились реставрационные работы. До конца XX века сохранились шесть храмов с 10 престолами и часовня.

Пименовский храм Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

Возрождение

В 1990 году в городе Дзержинском была создана инициативная группа по возобновлению богослужения в Николо-Угрешском монастыре, и в конце года городской Совет народных депутатов принял решение передать Церкви помещение Успенского храма бывшего Николо-Угрешского монастыря. В конце 1990 года вновь были совершены первые богослужения архимандритом Вениамином (Зарицким). 30 января 1991 года было принято решение Мособлсовета о возвращении монастыря Русской Православной Церкви. Николо-Угрешский монастырь получил статус ставропигиального.

Несмотря на проведенную когда-то реставрацию, обитель находилась в тяжелейшем состоянии. Здания храмов, запущенные, обезглавленные, изуродованные многочисленными перестройками; поросшие бурьяном руины и запущенные пруды. Но в городе нашлось немало благодетелей, от градоначальника до множества простых горожан, пожелавших принять участие в восстановлении монастыря. Началась интенсивная реставрация. 1 мая 1991 года монастырь посетил патриарх Алексием II и освятил Успенский храм — первый храм открытый в обители после десятилетий запустения. Патриарх, как священноархимандрит обители, и далее оказывал ей особое внимание, приезжая на освящение возрождаемых храмов. С первых дней открытия монастыря в обители была возрождена традиция колокольного звона. В 1993 году стараниями братии в больнице города Дзержинского был открыт храм во имя великомученика и целителя Пантелеймона. Один за другим восстанавливались храмы, появились и новые — такие как Пименовская и Страстная церкви.

В 1993 году НПО «Союз» передало обители «зеленый цех» с теплицами, садом и различными постройками. Тут было организовано образцовое хозяйство. В 1992 году в монастыре открылась воскресная школа, а в 1998 году — духовное училище, преобразованное в 1999 году в духовную семинарию. Заработали библиотека и издательство. Братия монастыря взяла шефство над Московским высшим общевойсковым командным училищем.

Статистика

Преображенский (сзади) и Никольский (на переднем плане) соборы Николо-Угрешского монастыря. Фото, весна 2007 г.

Храмы, архитектура

Преображенский собор

Собор в честь Преображения Господня был построен в 1880-1894 годах архитекторами А. С. Каминским и Б. В. Фрейденбергом. Деньги на строительство (около 400 000 руб.) были пожертвованы Владимиром Васильевичем Пеговым. Освящение последовало 24 июля 1894 года. Внутреннюю роспись выполнил иконописец М. Н. Сафонов по рисункам А. С. Каминского. Он же написал иконы для пятиярусного иконостаса ручной работы, выполненным художником по резьбе В. А. Астафьевым. Внутренние пространства собора были столь огромны, что для их освещения использовалось шесть бронзовых золоченых паникадил. Собор стал центром нового монастырского ансамбля. Высота соборного храма от земли до верха креста достигает 77 метров. В нём были устроены приделы во имя равноапостольных великого князя Владимира (правый) и великой княгини Ольги (левый). После запустения при безбожной власти собор был восстановлен с 1992 года и вновь освящен 28 мая 2000 года. В после-советский период возрожденный собор, рассчитанный теперь на 7000 молящихся, стал вторым по площади храмом в московском регионе после храма Христа Спасителя. В возрожденном соборе — большой пятиярусный иконостас высотой 24 метра и шириной 25 метров, иконы которого расписаны палехскими мастерами.

Скорбященский больничный храм Николо-Угрешского монастыря

Никольский собор

Древнейший храм монастыря был посвящен святителю Николаю Чудотворцу. В XVI веке он был вновь отстроен, а в 1614 году — обновлен. В 1840 году началось очередное возобновление Никольской соборной церкви обители по плану губернского архитектора Д. Ф. Борисова. Средства были пожертвованы благочестивой старицей Авдотьей Ивановной Рыбниковой. В 1843 году перестройка была завершена и в нем был вызолочен иконостас.

Храм был уничтожен в 1940 году. Восстановительные работы начались в декабре 2003 года и к 2007 году храм был уже закончен. Находится он на Соборной площади монастыря в нескольких метрах от Спасо-Преображенского собора.

Скорбященский храм

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» при монастырской больнице в центре восточной стены монастыря. Церковь была встроена архитекторами А. С. Каминским и М. Д. Быковским, на пожертвования меценатов Александровых. Строительство было начато в 1857 году, закончено к июлю 1860 года, и 24 июля того же года последовало освящение. Был закрыт в 1920-х годах. Венчание сломано. Отремонтирован в 1999 году и вновь освящен 16 ноября этого же года. Ныне братский храм.

Пименовский храм

Храм во имя преподобного Пимена Угрешского был построен при содействии Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации, в память о погибших сотрудниках Министерства. Церковь построена в стиле владимиро-суздальского храмового зодчества XII века, по образцу храма Покрова на Нерли. Строительство началось в 2001 году, а уже 22 сентября 2002 года храм был освящен патриархом Московским и всея Руси Алексием II.

Казанский храм Николо-Угрешского монастыря. Слева примыкает богадельня, справа — братский корпус.

Казанский храм

Тёплый храм в честь Казанской иконы Божией Матери был устроен при богадельне и освящен в 1870 году. Церковь была устроена усердием московского почетного гражданина Рогаткина. В 1875 году под Казанской была освящена теплая церковь во имя преподобного Василия, исповедника, епископа Парийского, построенная на средства московского купца Василия Лукича Васильева. После запустения в советский период были восстановлены в первой половине 2000-х годов.

Успенский храм

Храм в честь Успения Пресвятой Богородицы был возведён в 1763 году и возобновлен в 1851 году. Имеет придел во имя преподобной Марии Египетской. Эта церковь стала первым вновь освященным храмом обители после запустения советского периода — её освятил патриарх Московский и всея Руси Алексий II 1 мая 1991 года. 13 апреля 1997 года был вновь освящен придел святой Марии Египетской.

Матфеево-Параскевинский трапезный храм

Храм при братской трапезе был освящен в 1853 году во имя апостола Матфея и великомученицы Параскевы. Храм был устроен усердием благотворителей Александровых в память их родителей. После запустения советских времен вновь стал действующим в 1994 году.

Колокольня Николо-Угрешского монастыря. На переднем плане — памятная Никольская часовня

Колокольня и Иоанновский храм

В 1758 году была начата постройка трёхярусной монастырской колокольни по проекту архитектора И. Жеребцова. Колокольня была достроена после 1778 года.

Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи был устроен под колокольней в палатке в 1840 году на средства московского купца И. П. Пятницкого .

В 1859 году Предтеченский храм был перестроен в связи с надстройкой 4 ярусов колокольни, которая сделалась доминантой монастырского архитектурного ансамбля. На колокольне было 18 колоколов. После частичного разрушения в советский период, в 2003 году колокольня была восстановлена и снова достигла высоты более 90 метров.

Никольская часовня

В 1754-1755 годах была построена часовня во имя святителя Николая Чудотворца при святых вратах. Подновлена в 1855 году, в связи со строительством стен.

Впоследствии была построена еще одна часовня того же посвящения — на месте, где стояла сосна, на которой великому князю Димитрию Донскому была явлена икона святителя Николая Чудотворца. Архитектором стал А. С. Каминский, а освящение последовало 19 сентября 1893 года. Средства были пожертвованы Осиновой и другими богомольцами. После разрушения в советский период, часовня была восстановлена и освящена 22 мая 1998 года.

Сергиевский храм в Архиерейских палатах

В 1870 году была освящена крестовая церковь во имя преподобного Сергия Радонежского в Архиерейских палатах, с колокольней. Храм строился из материала которой был приобретен в селе Остров.

Петропавловский храм и Взысканская часовня Николо-Угрешского монастыря. Фото Владислава (strusto) 8 января 2008 г.

Петропавловский скитский храм

В монастырском скиту имеется храм во имя апостолов Петра и Павла. Он был заложен 18 октября 1859 года на средства Петра Ивановича Куманина. 15 сентября 1860 года святителем Филаретом было совершено освящение храма. После запустения советских времен был вновь освящен 23 июня 1995 года.

Часовня «Взыскание погибших»

Часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» близ среднего пруда была достроена в 2001 году.

Страстная храм-часовня

Храм-часовня в честь Страстей Господних была достроена в 2004 году.

Утраченные храмы и часовни монастыря

Храм Спаса Нерукотворного

Упоминание о храме в честь образа Спаса Нерукотворного, в котором за ветхостью нет службы, имеется под 1750 годом. Службы вновь объявлены прекращенными в 1757 году из-за опасности обрушения здания.

Духосошественский храм

Церковь в честь Сошествия Святого Духа на апостолов была освящена в монастырском училище в 1871 или 1873 году. Цер­ковь имела деревянный крашенный иконостас с золочеными обводами и с икона­ми фряжеского письма без окладов. Вместо паникадила висела большая бронзо­вая люстра. При храме была колокольня с особым звоном колоколов.

Крестознаменская часовня

В 1868 году на частные вклады богомольцев на братском кладбище была построена деревянная часовня в честь Знамения Креста на Небеси. На потолке из разных сортов дерева было резное изображение Святого града Иерусалима.

Подворья

Монастырь имеет подворье в с. Козловка Рязанской области, включающее храмы Знаменской и Казанской икон Божией Матери, скотный двор, посевы зерновых и картофеля.

С 1992 по 2011 год монастырское подворье действовало при Спасо-Преображенском храме в Астрахани.

Приписные храмы

  • Виктора Дамасского (г. Котельники)
  • Димитрия Донского (г. Дзержинский)
  • Макария Московского (г. Дзержинский)
  • Пантелеимона Целителя, при городской больнице г. Дзержинского
  • Сошествия Святого Духа на апостолов (г. Дзержинский)

Настоятели и наместники

Святыни

  • мощи угрешского архимандрита прп. Пимена (Мясникова) — в Преображенском соборе,
  • Тихвинская икона Божией Матери — передана монастырю патриархом Московским и всея Руси Алексием II — в Успенском соборе монастыря,
  • икона святителя Николая Чудотворца — главная святыня обители, которая была обретена св. благ. кн. Димитрием Донским. В 1919 году передана в церковь села Коломенскогоа затем поступила на хранение в Государственные реставрационные мастерские. В 1934 году была передана в фонды Третьяковской галереи.

Литература

Использованные материалы

  • Летопись. Страницы официального сайта Николо-Угрешского монастыря:
  • «Монастырь во имя свт. Николая Чудотворца Угрешский (ставропигиальный) (мужской)» // Сайт «Русское Православие»

Перевезенцев С. В. История Николо-Угрешского монастыря. Часть первая

По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря

По официальному сайту Николо-Угрешского монастыря,

Так по официальному сайту Николо-Угрешского монастыря. По — храм был устроен в колокольне уже в 1758-1763 годах.

Оба игумена Угрешские подписали грамоту собора об избрании на царство Бориса Годунова. См. официальный сайт Николо-Угрешского монастыря,

В том же году пленён поляками и впоследствии умер в заточении.


Сегодня я поделюсь с вами еще одним интересным маршрутом, который мы проделали в недавнюю субботу. Этот маршрут занял у нас почти целый день с учетом московских и подмосковных пробок, хотя все точки находятся сравнительно недалеко от Москвы.
Как видите, программа довольно насыщенная: тут и храмы, и история, и живность. 🙂 Было очень интересно, только вот пробки… 🙁 А рассказ я свой начну с первой точки: Николо-Угрешский монастырь.
01. В монастырь мы приехали довольно рано, планировали погулять здесь сначала, а потом позавтракать.

02. Территория этого мужского монастыря довольно большая: здесь представлено множество самых разных церквей, корпусов разного назначения, есть живописный пруд, сад, так что гулять есть где.

03. Монастырь основан в 1380 году великим князем Дмитрием Донским на месте явления иконы Святителя Николая Чудотворца. По преданию, именно в этом месте войско великого князя остановилось на отдых на пути к полю Куликову. Явление иконы укрепило Дмитрия Донского верой и надеждой, отчего Святой Благоверный князь произнёс «Сия вся угреша сердце мое» («Это всё согрело сердце моё»). С тех пор это место называется Угреша, а сам монастырь Николо-Угрешским.

04. Монастырь неоднократно горел и был разорён, но быстро восстанавливался. В 1521 году монастырь был сожжён дотла при набеге на Москву крымского хана Мехмеда I Гирея, но, как и в предыдущих случаях, был быстро восстановлен.

05. В 1925 году монастырь был полностью закрыт. В 1940 году уничтожен древнейший храм обители — Никольский собор XVI века. Во время Великой Отечественной войны монастырский пруд был закрыт досками, брёвнами, и на нём были возведены бутафорские постройки. Купола собора, купол и верхние этажи колокольни были снесены, так как они являлись ориентирами для налётов вражеской авиации на Москву. Реставрационные работы колокольни и стен монастыря были начаты в начале 1970-х годов. В 1998 году при монастыре открыто духовное училище, преобразованное в 1999 году в Николо-Угрешскую православную духовную семинарию.


07. Территория монастыря ухоженная, повсюду высажены цветы, есть целые кусты роз, все выглядит очень аккуратно.

08. Высокая колокольня Николо-Угрешского монастыря была построена в 1761 году.
09. Виднеется храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».

11. Стихотворное произведние об основании Николо-Угрешского монастыря (XVII век).

14. Основным храмом здесь является Спасо-Преображенский собор. Он был заложен в 1880 г., в год 500-летия монастыря. Храм в русско-византийском стиле был в основном завершен к 1889 г., но внутренняя отделка продолжалась до 1894 г. Крестовокупольный четырехстолпный пятиглавый храм на подклете имеет внушительные размеры. Высота центрального купола собора − 68 м, вместимость − до 7000 человек.
15. Рядом стоит Никольский собор. Он существовал в монастыре уже в конце XIV века. Каменный храм появился по всей вероятности в XVI веке после пожара 1521 года. В дальнейшем собор два раза капитально перестраивали: после Смутного времени и в середине XIX вв. В 1925 г. Никольский собор был закрыт, а в 1940 г. разобран. В начале 2000-х гг. его решили восстановить, и в 2006 г. был освящен новый собор, восстановленный в формах XVI века.

17. Храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
18. Посмотрите, какая тут красота!

20.Вот так выглядит комплекс трех соборов.

23. Храм во имя преподобного Пимена Угрешского. Построен на территории, где раньше было монастырское кладбище. Здесь находилась часовня, в которой покоился прах Пимена Угрешского. Пимен Угрешский (1810-1880 гг.) − настоятель монастыря в 1852-1880 гг., много сделавший для процветания обители. Канонизирован в 2000 г. Часовня была разрушена в 1928 г. В облике храма Пимена Угрешского ощущается сходство с известной церковью Покрова на Нерли.
24. Тот самый пруд, с видом на который мы позавтракали. Было, конечно, ветрено, но чай в термосе спасал.
25. Тут вам и утки, и голуби, и лебеди, и гуси! Их можно покормить (в «Трапезной» я купила буханку хлеба), и это невероятное удовольствие, уж поверьте! 🙂

27. А главное, людей тут почти не было, можно гулять себе в удовольствие.

29. А уж при солнышке жизнь, вообще, наладилась! 🙂

33. Мы зашли и в Спасо-Преображенский собор, очень впечатлил внутри! Фрески, роспись, можно было любоваться почти в одиночестве.
34. Гуси эти меня просто умилили: эта такая слаженная братия: стоят все вместе синхронно!
35. Позавтракал сам — покорми ближнего своего. 🙂 Наверное, этот процесс кормления доставил нам не меньшее, а то и большее удовольствие, чем прогулка по территории монастыря. А уж сколько радости от этого было!
36. Этого я ничего не подозреваю еще:)) На меня надвигается гусиный полк! Они, кстати, такие большие на самом деле, что я поначалу даже испугалась: а вдруг ущипнут! Они окружили меня в кольцо и терпеливо ждали, пока я отщипну каждому кусочек хлеба. Вели себя вполне прилично. 🙂
37. Але гоп!

39. Почти ручные. 🙂 Гуси чинно поели и потом так же синхронно поплыли по пруду и держались там горделиво особняком от другой птичьей братии. Мол, мы — иная каста!
40. А в конце на пиршество подплыл красавец — черный лебедь.

41. Ух, какой грациозный!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *