Лаки Крым монастырь

Троицкий собор — православный храм в Симферополе, построенный в классическом стиле. Церковь имеет в плане форму креста, а храм увенчан световым барабаном в виде восьмигранника. Паломники со всего мира приезжают сюда чтобы увидеть прекрасный монастырь и православные реликвии, гордость обители — мощи чудотворца святителя Луки и икона Скорбящей Пресвятой Богородицы.

Расписание богослужений Свято-Троицкого собора в Симферополе

Богослужения в Свято-Троицком монастыре проходят ежедневно. По будням они начинаются в 7:00, а по воскресеньям с 6:30. Начинаются богослужения всегда с Акафиста Луке или Пресвятой Богородице. Последнее всегда начинается в 16:00, это либо вечерня, либо всенощное бдение.

Подробное расписание богослужений в Свято-Троицком соборе Симферополя можно увидеть на официальном сайте.

История

История Свято-Троицкого женского монастыря берет начало в декабре 1796 года, когда в Симферополе была построена деревянная приходская церковь Святой Троицы по прошению греческой общины. Однако рождением монастыря считается день его освящения, а это случилось в 20 января (7 по старому календарю) 1797 года. Первым настоятелем стал иеромонах Евфимий.

В 1830 году было принято решение о косметическом ремонте храма. За помощью духовенство обратилось к архитектору И. Ф. Колодину. Сначала никто не планировал полную реконструкцию, но к 60-м годам план пересмотрели и решили полностью разобрать здание и воздвигнуть новое, каменное. Строительство проводилось на деньги и церкви и прихожан и было закончено в 1868 году, тогда и освящено.

В 1902 году монастырь получил систему отопления, а также небольшую библиотеку из 135 книг, это были последние хорошие новости до революции. С приходом к власти большевиков церковь отделилась от государства и потеряла защиту. Свято-Троицкий монастырь постоянно грабили, заставляли описывать все свое имущество и каждое пожертвование, чтобы при случае забрать нужное.

В 1927 году Свято-Троицкий храм решили закрыть, но община ходатайствовала в ЦИК с прошением об отсрочке. Храму дали всего 10 месяцев на расформирование и община обратилась к греческому послу. Это дало времени до 1932 года, пока ЦИК опять не решил ликвидировать монастырь. Споры дошли до высших инстанций, но успехов так и не возымели, несмотря на фальсификации партийных чиновников.

Попытки продолжались до начала Второй Мировой войны, внесшей свои коррективы. Уже в 1941 Крым был захвачен, и Третий рейх начал возрождении церкви, чтобы убедить мир в своих намерениях не захватывать, а освобождать. Таким образом храм получил неплохой ремонт, в стенах стала действовать школа.

© A.Savin

После освобождения Крыма в 1944 году из него депортировали более 14 тыс. греков и болгар — основных прихожан. В 1946 в обитель вступил архиепископ Лука — знаменитый борец с антирелигиозной политикой, которые впоследствии был причислен к лику святых. Его мощи до сих пор хранятся в стенах монастыря и представляют для верующих огромную ценность.

После распада СССР Свято-Троицкий собор, как и остальные, начал активно разрастаться, прихожан стало больше. Женский монастырь был учрежден в 2003 году. Сегодня здесь работает пекарня, мастерские, воскресная детская школа и Архиерейский хор, глубоко почитаемый и за пределами Крыма, а также музей святителя Луки.

Реликвии

Особую ценность представляют хранящиеся здесь православные реликвии.

Икона Богородицы «Скорбящая»

В 1998 году в монастырь из рук прихожанки попала тусклая старая икона. Спустя две недели прихожанка вновь пришла и заметила, что икона стала ярче, будто ее заменили. Сама икона довольно уникальна, в иконописи аналогов ей нет. Синод Украинской Православной Церкви благословил почитание иконы и в 1999 её пронесли через весь полуостров.

Панорама возле Свято-Троицкого храма — Яндекс.Карты

Мощи Святителя Луки

Лука был причислен к лику местночтимых святых в 1995 году, а спустя полгода его мощи были перенесены в Свято-Троицкий монастырь. Сегодня они хранятся в серебряной раке, подаренной греками. Говорят, что после молитв Луке некоторые больные выздоравливали.

Как добраться

Адрес Свято-Троицкого собора в Симферополе — Одесская ул., 12, легко доехать на общественном транспорте и автомобиле. Ближайшая автобусная остановка — «Ул. Октябрьская», через нее проходят маршрутные такси № 57 и 78. Пеший путь от нее составит около 200 метров. С западной стороны можно выйти на остановке «пл. Ленина», через нее проходит множество автобусов, троллейбусов и маршрутных такси из любой части города.

Маршрут на от северного въезда в Симферополь до Свято-Троицкого собора — Google Maps

Можно доехать на такси. На территории полуострова Крыма не работают популярные службы типа Uber, Gett или Максим, но есть местные — YaTaksi, Теле Такси, Солнышко и другие.

Видео про Свято-Троицкий монастырь в Симферополе

​Храм Лаки в Бахчисарайской районе

В каждом городе и поселке Крыма есть свои знаковые места, которые заслуживают внимания и восхищения. Узнать о том или ином достоянии, а также прикоснуться к истории помогают профессиональные экскурсоводы, для кого смысл жизни как будто заключается в информировании гостей и жителей полуострова об интересных туристических маршрутах и предоставлении мельчайших деталей по любому из них.

Географические координаты Храма Лаки в Крыму GPS N 44.665491, E 33.952877

Храм Лаки или Святого Луки расположен между поселками Синапное и Баштановка, Бахчисарайского района. Храма открыт с 8:00 до 20:00, службы проходят ежедневно, в праздничные дни возможны изменения в режиме работы. Спрятавшись от яркого знойного солнца под зонтиками, опытные гиды предлагают приезжим совершить увлекательные и незабываемые путешествия по достопримечательностям Крыма. На полуострове имеется предостаточно великолепных мест для посещения, и многие, к тому же, не осмотреть за один день. Однако не все они легкодоступны. В некоторых местностях полуострова отсутствуют дороги, поэтому туда не ходят автобусы. И к числу таких труднодосягаемых территорий относится канувшая в небытие деревня Лаки.

Лаки. Село, которого больше не существует

Вы не найдете его ни на одной карте мира. Нет его и у подножия скал, буквально нависающих над цветущими садами. Тот, кто первый раз оказывался в Лакской долине, застывал в изумлении от царящей вокруг звенящей тишины. Тишина была абсолютная и какая-то особенная – такой не встретишь больше нигде в Крыму. Под небом молчаливо стоят сожженные солнцем и утомленные летней жарой меловые горы. Ветер не качает деревья, не шуршит их листьями. Не слышно пения птиц и жужжания пчел. Лишь изредка одинокий зайчишка пробежит по покрытому огромными алыми маками полю и вскоре исчезнет из поля зрения. Природа замерла в молчании, как будто из-за той трагедии, которая случилась на этом месте около 80 лет назад.

История села Лаки

Когда-то тут была дивная деревня, в основном населенная греками. Согласно данным Всесоюзной переписи 1926 г. их насчитывалось 240 человек, и в жилах каждого текла кровь гордых и отважных феодоритов. Отсюда и благозвучные греческие фамилии: Лели, Гавало, Спаи, Арваниди. В селе люди воспитывали детей, выращивали табак, обрабатывали виноградники, разводили скот. Они жили в аккуратных невысоких домах с палисадниками, а за покупками ходили в небольшой магазин, возле которого шушукались женщины и курили трубки старики. В Лаки улочки были узкими, но тогда это считалось нормальным и никому не доставляло неудобств. Кроме того, здесь абсолютно бесплатно можно было испить бекмесс. Вдоль улиц всегда стояли доверху наполненные кувшины с этим ароматным напитком из яблок и груш. Любой желающий мог не только утолить жажду в деревне Лаки, но и вдоволь наесться – хозяева всегда были рады накормить гостей всем, чем питались сами. Безбрежное синее небо, зеленые горные склоны, отвесные, словно умышленно обтесанные скалы, чистый искрящийся на солнце воздух роднили эту местность с Элладой. На одном из холмов построили церковь святого апостола Луки. Многие жители полагали, что свое название постройка получила в честь святого Луки. Позднее, в 1904 г., на месте древней деревянной церкви местные жители пересоздали храм, свидетельством чему является надпись на входе. Греки вели тихую и спокойную жизнь, пребывая в своем обособленном мирке. Их не интересовало то, что творилось за пределами деревни Лаки. На лакской земле жило много замечательных людей, среди которых было немало вольнодумцев и свободолюбцев.

Все было хорошо, пока в деревню Лаки не пришла война. Она повлекла за собой трагедию, которую можно сравнить с той, что через год после постигла Белорусскую деревню Хатынь. Село Лаки было уничтожено фашистскими захватчиками, а страшное событие на полуострове назвали Крымской Хатынью. Каким-то чудом сохранилась церковь – с нею гитлеровские оккупанты совладать не смогли. Правда, она осталась в полуразрушенном состоянии, но ее архитектурный облик не пострадал. К сожалению, больше нет на свете людей, кто помнил бы, как пахла эта земля, выглядели горы в разное время года, насколько счастливы были живущие в деревне Лаки люди.

Храм Святого Луки в наши дни

Не так давно храм Лаки отреставрировали за средства членов греческой общины и установили памятный мемориал в честь невинно убиенных людей. Поговаривают, что на плите обелиска намеренно оставили место для добавления имен жертв сожженной гитлеровцами Крымской Хатыни по мере того, как их будут находить искатели. Внутри Храма Святого Луки кое-где сохранилась старая штукатурка с фрагментами рисунков, частично видны остатки росписи. Не исчезли, хоть и поблекли, изображения льва и ангела. На пилонах остались рисунки с изображением тельца и орла. Не иначе как чудом нельзя назвать то, что видны лики святых старцев Евангелистов – Луки, Марка, Матвея и Иоанна. До сегодняшнего времени дожил старый алтарь, а также часть его облицовки и штукатурки с проглядывающими узорами. Над надписью с указанием даты создания храма Лаки есть еще одна надпись на новогреческом языке со словами Христа: «Придите ко Мне все труждающиеся и бременные, и Я успокою вас». Ранее за храмом Луки находилось самое старое православное кладбище.

Местонахождение храма Лаки

Исчезнувшая деревня Лаки (известная еще и как Лака) находится в Бахчисарайском районе, в Качинской долине, между селами Бахтановка и Синапное. Храм Святого Луки в селе Лаки отыскать сложно, но возможно. Если ехать на авто, то самый удобный маршрут будет: за поселком Баштановка, будет указатель на храм, со съездом на грунтовую дорогу. 8-10 км и Вы у цели, с главной дороги не съезжайте, будут небольшие ответвления на лесную просеку. Если пешком то удобнее и проще всего добираться до храма Святого Луки в селе Лаки из Бахчисарая. Для этого надо сесть на автобус, следующий в направлении с. Синапное. Перед селом Машино будет указатель поворота направо и знак с надписью » Лаки, 8 км». Выходите из транспорта и идите в обозначенном направлении. До деревни Лаки примерно 10 км. Дорога неизменно идет в гору. Первым делом надо будет проехать приблизительно 500 м по асфальту, потом почти сразу за мостом свернуть налево, на грунтовую дорогу (в случае если пройти по асфальту дальше, то упретесь в войсковую часть и будете вынуждены возвращаться назад). Деревня Лаки и Небесный храм располагаются на перевале в горах. За ними находятся озера, в любом месте которых желающие могут искупаться.

Рекомендуется ехать в пункт назначения на автомобиле, поскольку к храму Святого Луки в селе Лаки лежит неблизкий путь и, кроме того, пешком идти в гору трудно. Несмотря на то, что храм частично разрушен, он продолжает привлекать как туристов, так и батюшек, приезжающих сюда для проведения службы. Каменное сооружение стоит на некотором возвышении среди непролазных зарослей травы. Хоть постройка уцелела не полностью, ей есть и всегда будет что продемонстрировать туристам. Если вы планируете посетить Храм Лаки, то обязательно ознакомьтесь с достопримечательностями Бахчисарайского района, чтобы сделать Вашу поездку более насыщенной и интересной.

Храм Лаки на карте Крыма

Очередное наше путешествие по горному Крыму, это поездка в исчезнувшую деревню Лаки – крымскую Хатынь, место красоты, тихой грусти и памяти – памяти о маленьком греческом поселении, уничтоженном фашистскими прихвостнями во время Великой Отечественной войны за помощь партизанам.

Деревня Лаки на карте Крыма:

Сейчас о том, что здесь когда-то была деревня, напоминают многочисленные плодовые деревья, белый храм Святого Луки и скромный памятник погибшим в тот страшный день. Несмотря на это, а также отвратительную дорогу, здесь бывает немало людей – и туристов и самих крымчан.

Причин несколько — мужской монастырь Святого апостола и евангелиста Луки, привлекающий паломников, красивая природа горного Крыма с шикарными видами на долину с белым храмом со всех окрестных вершин и масса мест для отдыха в палатках и без. Мы в этот раз выбрались только на один день, но все равно вернулись домой переполненные впечатлениями.

Как добираться в деревню Лаки

Находится она в Бахчисарайском районе, примерно в 6,5 км от трассы, идущей по долине реки Качи, в урочище Горянка. Если собираетесь ехать туда на автомобиле, то сворачивать надо между Баштановкой и Машино направо, там есть указатель. Дорога не очень, наш автомобиль с клиренсом 17 см прошел, но местами с трудом. В дождь туда можно проехать только на внедорожнике.

Если задумали пеший поход, то туристы ходят в Горянку из Баштановки, Машино, Высокого. Везде есть туристические тропы, везде очень красиво.

Впрочем, поездка на автомобиле также оказалась интересной. Ехали через сосновый лес, любовались горами, когда вышли из машины в первый раз спугнули перепелку:

второй раз обнаружили целую поляну орхидей:

Это был краснокнижник — ятрышник обезьяний. Почему у него такое забавное название, несложно понять, присмотревшись к цветочкам:

Урочище Горянка

Сияюще-белая церковь Святого Луки видна издалека, но особенно красива на подъезде, когда ее наполовину скрывают цветущие деревья. Она восстановлена всего несколько лет назад монахами мужского монастыря, которые поселившись здесь, снова оживили эту, десятилетиями пустовавшую, долину.

Мы попали в Горянку прямо на православную Пасху. Поэтому людей было много, машины подъезжали одна за одной. Первым делом пошли в храм. Он возведен в 1904 году на деньги крымского грека Дмитрия Пачаджи на месте старой одноименной церкви.

Многие из нас помнят эту церковь заброшенной:

Тем радостнее было видеть, что она полностью восстановлена, только стены пока не расписаны. На них, кстати, до реставрации фрески оставались, но монахи сказали, что они осыпались во время ремонта. Жаль. Хотя, может, они не имели исторической ценности?

Так как была Пасха, нам разрешили подняться на колокольню, и не только подняться, но и позвонить в колокола. Чем мы и воспользовались, позвонив во все и не по разу.

Спустившись вниз, пошли к памятнику жителям деревни Лаки, погибшим во время Великой Отечественной войны. Он находится прямо напротив храма на пригорке.

Люди погибли от рук фашистов и их прислужников – «хиви» из деревни Коуш. В интернете можно найти выписки из показаний самих карателей, которых судили после войны, а также свидетелей преступления:

«23 марта 1942 года деревню окружили немцы и добровольцы – крымские татары из карательного батальона, – рассказывает Юрий Спаи. – Всех жителей собрали перед Сельсоветом, обыскали. Видимо, немцам поступил донос, так как, несмотря на то что ничего подозрительного они не нашли, в сторону сразу же отогнали более тридцати мужчин. Среди них были мой дядя и два брата. Я, тогда еще наивный подросток, подошел и спросил: «Дядя Митя, а вы чего здесь?» А он мне по-гречески, чтобы не поняли татары, ответил: «Юра, уходи, а то и тебя тоже убьют. Нас ведут на расстрел». Такое забыть нельзя…»

Деревню подожгли, громко залаяли собаки, людей охватила паника. Всю «черную» работу делали татары. Тётю Юрия Михайловича привязали к кровати, а ее восьмимесячного ребенка, как тряпку, кинули в огонь. Женщина кричала до тех пор, пока на нее не обрушилась горящая кровля.

Огонь уничтожил все 87 дворов. Тех, кто остался в живых, в том числе и Юрия Спаи, в сопровождении крымско-татарских добровольцев отправили через Бахчисарай в Октябрьское. (Это отрывок из статьи «Горянка» в «Крымской правде», 26.09.1963).

Сейчас, не зная, что здесь была деревня, практически невозможно в это поверить. Ничего, кроме храма и нескольких древних каменных надгробий не осталось.

Когда искали материалы для этой статьи, попалась информация о том, что Коуш, деревня, уроженцы которой занимались «зачисткой» Лаки, когда-то была греческой. Но при переселении христиан Крыма в Приазовье в XVIII веке многие из ее жителей назвались мусульманами, чтобы остаться на родине. Так что, возможно, греков Лаки убивали греки, забывшие, что они греки. Такая вот ухмылка истории.

Окрестности деревни Лаки

От храма мы пошли вниз в урочище Айфин. Благодаря речушке Кабак-Су и питающим ее родникам здесь образовалось три небольших озера, чьи берега часто используются туристами для отдыха. Пошли пешком, потому что дорога там отвратительная, годится только для «проходимцев».

Но прогулка того стоит — в это время округа очень красива – поля желтые от одуванчиков, на опушках «жовто-блакытный» ковер из примул и фиалок, в глубине леса все покрыто листьями уже отцветших галантусов.

Вдалеке заметили (и учуяли) несколько компаний, отмечающих Пасху шашлыками.

По одуванчиковой дороге вошли в лес и прогулялись по оврагам, напоминающим то ли джунгли, то ли вотчину Бабы Яги.

Дошли до безымянного родника:

Попили из него вкусной водички и вдоль озер, любуясь на забавные «свечки» цветущего хвоща, пошли обратно к монастырю.

История греческой деревни Лаки

Вероятно греки стали селиться в этих местах в V-VI веках, когда Восток Крыма был захвачен очередной волной кочевников (Тюркским каганатом), а Боспорское царство уничтожено. Остатки населения, включая уже несколько цивилизовавшихся кочевников предыдущих волн (аланов, готов), перебрались в горный Крым. Здесь они, смешавшись с местными жителями (потомками тавров и скифов), образовали новый народ — ромеев. Он то и возвел большую часть того, что сделало наши экскурсии по окрестностям Бахчисарая столь интересными – пещерные города, монастыри, крепости и небольшие поселения. Одним из таких и стали Лаки, сначала видимо входившие в страну Дори, затем в княжество Феодоро, чья столица находилась всего в 15 км. от Лак, это нынешнее Мангуп-Кале.

У территории между Лаками и селом Высоким есть интереснейшая особенность – здесь в средние века было 14 христианских храмов. Представляете, в долине, где реальнее встретить косулю, чем человека, когда-то жизнь просто кипела! Наверно это был настоящий центр крымского Православия, где в праздники плыл по воздуху перезвон колоколов, собирая на молитву паломников, приехавших и пришедших пешком со всех уголков полуострова.

К сожалению, сейчас, не зная точного расположения храмов, найти то, что от них осталось практически невозможно. Разве что можно подняться к роднику Козьмы и Демьяна (Ай-Кузьма) у села Высокое. Когда-то он бил из-под алтаря одноименной церкви, и поныне считается священным у местных жителей.

Почему в одном месте было столько храмов? Почему, правившие Крымом мусульмане, веками их не трогали? И почему храмы в итоге так старательно разрушены? Вопросов много, ответов нет. Будем надеяться, что будущие раскопки и изучение летописей прольют свет на историю этого уголка Крыма.

Как бы то ни было, несмотря на все перипетии крымской истории, маленькая греческая деревня Лаки продолжала существовать и при Османской империи, и при Российской, и при Советах, пока 23 марта 1942 года ее жителей за поддержку партизан не сожгли в собственных домах, а оставшихся в живых не забрали с собой.

После войны было несколько попыток вернуть жизнь в урочище Горянка, но удачной стала только последняя – создание мужского монастыря евангелиста Луки.

Обратная дорога

Снова полюбовавшись цветущим садом, окружающим храм, мы отправились домой.

По дороге сделали пару остановок. Первую, чтобы полюбоваться очередной орхидеей (это ятрышник раскрашенный):

Вторую, чтобы сфотографировать на удивление крупные цветы горицвета:

Несмотря на все колдобины, спустились на трассу без приключений, проехали по живописной долине реки Качи, мимо скал Тепе-Кермена и Качи-Кальона:

и свернули в Бахчисарай – завести домой наших спутников – боевого пса Спайка и его хозяев.

Деревня Лаки расположена между селами Бахчисарайского района Высоким и Верхоречьем.
В окрестностях деревни сохранились остатки церкви святой Троицы, возведенной еще в начале 15 века. А недалеко от нее развалины еще более древнего храма с остатками кладбища. На одном из надгробных камней надпись, датируемая 1362 годом.
Здесь все время был свой собственный мирок. Жителей деревни не особо интересовали события, которые происходили дальше, чем гора святого Ильи, возвышающаяся над Лаками. Люди растили отменный табак, виноград, разводили скот, воспитывали детей.

Внутри храма Святого Луки частично сохранились фрагменты росписи, видна часть старой штукатурки с проступающими или оставшимися на стенах частями рисунков. Видны изображения льва, ангела.
На пилонах сохранились рисунки с изображение орла и тельца. Чудом видны изображения старцев Евангелистов. Сохранился алтарь с частью облицовки и штукатурки с проступающими узорами.
Над входом в храм видны сохранившиеся греческие надписи дата постройки храма 1904 немного выше Храм в честь Святого и Евангелиста Луки.
Еще выше есть еще одна надпись это слова Христа на новогреческом: Придите ко мне все труждающиеся и бремененные и я упокою вас.
За храмом раньше было старое церковное кладбище.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *