Литературной критике в школе уделяют слишком мало внимания, а жаль. Ведь без критики неопытному читателю сложно как можно глубже познать многообразие литературы, воспитать в себе вкус и чувство слова.
Литературные критики — это профессиональные читатели, они активно следят за тем, что появляется на рынке, много общаются с коллегами по цеху, не упускают из вида и то, что происходит за рубежом. Еще важно понимать, что критики — не всегда писатели, но надо признать, что среди классиков встречаются часто.
Для чего они нужны? Всё просто — кто-то же должен помогать читателю находить в груде макулатуры бриллианты?
Также важно отметить, что критика — это не всегда про помощь в поисках, критика в 19 веке — это политический инструмент, трибуна для нестандартных идей. Отечественная литература постоянно подстраивалась под эпоху, под время, ей важно было давать своему читателю нечто ценное. И когда цензура закрывала рты, активно фильтровала всё, что неугодно царю и режиму, приходилось всячески выкручиваться. И на какое-то время в литературных журналах расцвели критические отделы. Авторам было важно не только дать оценку произведениям, они в первую очередь стремились описать важнейшие социальные проблемы времени, и по возможности предложить пути их решения.
Так уж получилось, что в современной школе, статьи критиков — в лучшем случае источник цитат для сочинений, которыми можно красиво разукрасить портянку с текстом. Отсюда родилось множество стереотипов, обедняющих наше восприятие русской классики. Чтобы исправить столь безрадостное положение, необходимо активно углубиться в чтение и поиски своих авторов. А пока вы можете начать хотя бы с этого:
1. В.Г. Белинский «Похождения Чичикова, или мертвые души» (1842)
2. В.Г. Белинский «О русской повести и повестях г. Гоголя» (1835)
3. В.Г. Белинский «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова…» (1840)
4. К.С. Аксаков «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души». (Брошюра) (1842)
5. И.В. Киреевский «Нечто о характере Пушкина» (1828)
6. А.И. Герцен «Еще раз Базаров» (1869)
7. Д.И. Писарев «Обломов. Роман И. А. Гончарова» (1859)
8. И.А. Гончаров «Мильон терзаний Чацкого»
9. А.А. Григорьев «Стихотворения Н. Некрасова» (1862)
10. Н.Г. Чернышевский «Детство и отрочество. Сочинения графа Л. Н. Толстого. Военные рассказы графа Л. Н. Толстого» (1856)
11. Н.А. Добролюбов «Что такое обломовщина?» (1859)
12. Н.А. Добролюбов «Луч света в темном царстве» (1860)
13. Н.Н. Страхов «И. С. Тургенев. Отцы и дети» (1862)
14. Н.Н. Страхов «Ф. М. Достоевский. Преступление и наказание» (1867)
15. Н.Н. Страхов «Война и мир. Сочинения графа Л. Н. Толстого. Томы I, II, III и IV» (1869-1870)
16. Ю.М. Лотман «Комментарий к Евгению Онегину»
17. Д.С. Лихачев «»Слово о полку Игореве» и особенности средневековой литературы»
Я прекрасно понимаю, что для большинства чтение критики в таком объеме — непозволительная роскошь, осилить бы сами произведения! Не все перечисленные материалы невелики по объему, напротив, большинство — крупные книги, чтение которых может занять целую неделю. Но вы ведь стараетесь не ради мамы-папы, а для себя, правда ведь?
Григорий Харин, репетитор ЕГЭ по литературе.
Отзывы обо мне
Пишите сюда.
Поможем написать любую работу на подобную тему
-
Реферат
Литературно-художественная критика: виды и жанровая специфика.
От 275 руб
-
Контрольная работа
Литературно-художественная критика: виды и жанровая специфика.
От 280 руб
-
Курсовая работа
Литературно-художественная критика: виды и жанровая специфика.
От 800 руб
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Литературно-художественная критика — оценка и истолкование художественного произведения, выявление и утверждение творческих принципов того или иного литературного направления; один из видов литературного творчества. Л. к. исходит из общей методологии науки о литературе (см. Литературоведение) и опирается на историю литературы. В отличие от истории литературы, она освещает процессы, происходящие прежде всего в литературном движении современности, или интерпретирует классическое наследие с точки зрения современных общественных и художественных задач. Л. к. тесно связана как с жизнью, общественной борьбой, так и с философскими и эстетическими идеями эпохи.
В России первые шаги Л. к. относятся к середине 18 в. (М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир, В. К. Тредиаковский). Диапазон и возможности критики расширил Н. М. Карамзин, впервые придавший ей общественный характер. Критики-декабристы (А. А. Бестужев и др.) с революционно-романтических позиций отстаивали идею народности и самобытности русской литературы. К осознанию принципов реалистической критики приближался Н. И. Надеждин, во многом предшествовавший В. Г. Белинскому. Первые высокие образцы русской Л. к. сложились в критической прозе А. С. Пушкина и Н. В. Гоголя, оставивших тонкие суждения о назначении литературы, о реализме и сатире, о сущности и задачах Л. к. В критике В. Г. Белинского, выдвинувшего концепцию критического реализма, оценка произведения строится уже на истолковании его как художественного целого, в единстве его идей и образов, а творчество писателя рассматривается в связи с историей литературы и общества. Не удовлетворяясь оценкой произведения в свете идейного замысла автора, Н. Г. Чернышевский и Н. А. Добролюбов обосновали в качестве главной задачи Л. к. суждение о самой жизни, её процессах, социальных типах, составленное на основе правдивых свидетельств художника — изображённых им картин. Принципиальная новизна их подхода, расширившего само понятие о критике, заключалась в таком истолковании реалистического произведения, какое позволяло обнаружить подлинную глубину его жизненного содержания.
Занимается истолкованием и оценкой произведений литературы с точки зрения современности (в том числе насущных проблем общественной и духовной жизни); выявляет и утверждает творческие принципы литературных направлений; оказывает активное влияние на литературный процесс, а также непосредственно на формирование общественного сознания; опирается на теорию и историю литературы, философию, эстетику. Часто носит публицистический, политико-злободневный характер, сплетается с журналистикой. Тесно связана со смежными науками — историей, политологией, языкознанием, текстологией, библиографией.
Жанры литературной критики:
· рецензия
· критическая статья об отдельном произведении,
· обзор, проблемная статья,
· критическая монография о современном литературном процессе.
РЕЦЕНЗИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
В этом случае очень важно рецензенту помогать читателям ориентироваться в массе литературы, заполонившей прилавки магазинов. Газета не может давать рецензию на каждую, вышедшую книгу. В первую очередь рецензируются произведения: а) этапные для литературного процесса современности; б) книги, которые вызывают непринятие заложенной в них идеи; в) произведения молодых авторов, начинающих писателей, которые подают надежды. Если читатель не знаком с молодым автором, то целесообразно включить в рецензию и некоторые сведения о его биографии, о его литературных пристрастиях. Важно уделить внимание и личности самого автора, особенностям его мировосприятия. Автор описывает события, очевидцем которых не был. Быков – не расстреливали, но прекрасно это описывал.
Предыдущие материалы: | Следующие материалы:
|
Внимание! Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.
ЛИТЕРАТУ́РНАЯ КРИ́ТИКА — вид словесного творчества, состоящий в оценке и истолковании произведений художественной литературы.
В отличие от литературоведения, для которого естественной является временнáя дистанция по отношению к анализируемому тексту, позволяющая рассматривать его на фоне уже завершённой литературной эпохи, Литературная критика обращается преимущественно к произведениям современной литературы. Старые тексты могут привлечь внимание Литературной критики, но не в качестве исторически обусловленных феноменов, а как некие культурные символы, анализ которых способствует постановке злободневных проблем и самовыражению критика.
Литературная критика и литературоведение в культурной традиции европейских стран разграничиваются в различной степени: в России и в Германии их разграничение закреплено в языке, в то время как во Франции и в англосаксонской традиции термин «критика» (critique, literary criticism) применяется как к собственно Литературной критике, так и к филологическим, литературоведческим штудиям. В рамках таких направлений современной культуры и гуманитарной мысли, как постмодернизм и постструктурализм, разграничение литературоведения и Литературной критики мыслится как неадекватное и архаичное, поскольку объективное, исторически ориентированное изучение литературного произведения признаётся невозможным.
Выявление смысла произведения в Литературной критики всегда сопровождается оценочным суждением, которое основано не на научном анализе (как в литературоведческом исследовании), но на субъективных представлениях критика о нормах художественности, правилах вкуса, эстетических запросах эпохи. Критик высказывает мнение о том, насколько удачно воплощён в тексте авторский замысел, насколько убедительно автор решает ту или иную художественную проблему; сопоставляя рассматриваемый текст и современную писателю действительность, критик оценивает, насколько полно и точно автор воссоздал внехудожественную реальность, передал мироощущение времени (отсюда типичный для литературной критики XIX-XX веков переход от собственно литературных к социально-общественным и даже политическим проблемам).
На основании собственных представлений о литературной ситуации критик может давать своеобразные «предсказания», прогнозы, как будет дальше развиваться литература, какие жанры, темы, приёмы будут в ней преобладать. Поскольку критик пишет лишь о тех идеях и мотивах произведения, которые он считает важными, его истолкование, обращённое к широкому читателю и дающее ему ориентиры в мире книг, неизбежно приводит к некоторому упрощению смысла. В противоположность критику, литературовед, как правило, устраняется от оценки исследуемого произведения и обращается не столько к читателям и к литераторам, сколько к коллегам-учёным.
Литературная критика — это самосознание художественной литературы. Сочинения критиков часто приобретают значение литературных манифестов, выражающих художественные принципы того или иного литературного направления или течения. Господствующими формами бытования Литературной критики являются журнал и газета; её основными жанрами — рецензия (краткий разбор какого-либо произведения с целью его оценки), статья (развёрнутый анализ одного произведения, творчества писателя в целом), обзор литературной жизни за определённый период (например, годовые обзоры русской литературы В. Г. Белинского), литературный портрет, эссе. Литературно-критические высказывания в прошлом нередко облекались и в формы литературно-художественных произведений — стихотворений сатиры (напр., «Чужой толк» И. И. Дмитриева, 1794; «Видение на брегах Леты» К. Н. Батюшкова, 1809), пародии и т. п. Литературно- критические сочинения часто представляют собой реакцию не на само художественное произведение, но на его оценку другим критиком; диалоги критиков по поводу конкретного текста или определённой проблемы современной литературной жизни часто перерастали в полемики, многие из которых сыграли важную роль в истории литературы.
Исторический очерк
Самостоятельной частью словесности Литературная критика становится лишь в XVII-XVIII веках; до этого литературно-критические суждения находили место в текстах различного характера и предназначения. В эпоху античности элементы Литературной критики присутствовали в филосовских трактатах («Государство» Платона), трактатах по поэтике и риторике (Аристотель, Цицерон, Квинтилиан, Дионисий Галикарнасский, «О возвышенном» Псевдо-Лонгина и др.); литературная полемика отражена в аттической комедии (комедия Аристофана «Лягушки», направленная против Еврипида, и др.). В средние века литературно-критические отступления могли быть частью куртуазного романа (например, в «Тристане» Готфрида Страсбургского). Рамки поэтики (устанавливающей правила для поэтических произведений) и риторики (содержащей свод правил красноречия для прозаических жанров) в значительной мере определяли литературно-критические суждения и в эпоху Возрождения. Повышению статуса поэтического творчества (которое в эпоху Средневековья рассматривалось лишь как несовершенное подражание «древним») способствовали создаваемые многими авторами (Дж. Боккаччо, К. Салутати, Ф. Сидни и др.) тексты в «защиту поэзии», понимаемой как отображение небесной гармонии, плод Божественного вдохновения, синтез всех прочих искусств и т. п.
В эпоху классицизма в роли законодательницы литературных вкусов выступает Французская академия (создана в 1635 году), приверженная доктрине Ф. Малерба. Она деятельно участвовала в обсуждении достоинств и недостатков трагикомедии П. Корнеля «Сид» (1637); этот спор — один из ранних примеров литературной полемики в европейской словесности. Другой сферой формирования литературных вкусов, литературного языка и вынесения критических оценок во Франции были аристократические салоны. Роль салона как формы литературного быта и механизма Литературной критики сохранялась во Франции и в XVIII веке. В Англии зарождение Литературной критики связано с именами Дж. Драйдена («Опыт о драматической поэзии», 1668), с развитием журналистики (Дж. Аддисон).
Самый влиятельный поэтологический трактат этой эпохи — поэма Н. Буало «Поэтическое искусство» (1674) — сочетает изложение нормативной поэтики с литературно- критической полемикой. Буало отрицал галантно-прециозную барочную литературу как вычурную и легковесную и одновременно уличал в грубости и натуралистичности сочинения П. Скаррона; неоднозначно оценивались комедии Мольера. Под влиянием идей Буало классицистическая Литературная критика, утверждавшая важность для писателя следования правилам и нормам, развивалась во всех европейских странах: среди её представителей — Вольтер, Ж. Ф. Мармонтель, Ф. С. де Лагарп во Франции; А. Поуп в Англии; И. К. Готшед в Германии. Оппоненты Готшеда, швейцарцы И. Я. Бодмер и И. Я. Брейтингер, противопоставили классицистической системе правил критерии свободы, новизны, силы воображения; одну из главных задач Литературной критики они видели в воспитании читателя.
Заметное событие литературной жизни во Франции на рубеже XVII-XVIII веков — «спор о древних и новых»: «древние» находили в античной литературе безусловные образцы для современных авторов, «новыми» это мнение отвергалось.
В Германии XVIII века Литературная критика теснейшим образом срастается с эстетикой как отраслью философии. Протестом против нормативной поэтики проникнуты литературно- эстетические сочинения Г. Э. Лессинга («Гамбургская драматургия», тома 1-2, 1767-1769, и др.) и И. Г. Гердера («Шекспир», 1773, и др.). Ориентация на филоское обоснование литературно-критических высказываний характерна для Литературной критики немецких писателей этого периода, в частности Ф. Шиллера и И. В. Гёте. Позиции классицизма отстаивал английский критик С. Джонсон, соединивший Литературную критику с жанром литературной биографии («Жизнеописания наиболее выдающихся английских поэтов», тома 1-3, 1779-1781).
На рубеже XVIII-XIX веков в Литературной критике развиваются новые явления, связанные с движением романтизма: в Германии литературно-критическая мысль облекается в культивируемую иенскими романтиками форму фрагмента (Новалис, Ф. Шлегель); в Великобритании С. Т. Колридж вводит литературно-критические рассуждения в автобиографию («Biographia Literaria», 1817); во Франции ещё в 1820-е годы продолжается литературно-критическая борьба с классицизмом, один из главных документов которой — предисловие В. Гюго к драме «Кромвель» (1827), провозгласившее право художника на свободное соединение в одном произведении низкого и возвышенного, уродливого и прекрасного. У истоков американской литературной критики — Ч. Б. Браун, начавший издавать в 1799 году журнал «Американское обозрение».
В 1830-е годы. широкую известность получили литературно-критические труды Ш. О. Сент- Бёва, развивавшего метод художественный биографии и делавшего упор на нравственно-психологическом изучении творчества писателя; с его именем связано зарождение жанра литературного портрета. В середине XIX века успех естественных наук способствовал утверждению позитивизма, распространившего законы природы на культуру, в т. ч. и на литературу: «Критические опыты» И. А. Тэна (1858) и др. Идеями Тэна вдохновлялись в своих литературно-критических выступлениях Э. Золя, Ф. Брюнетьер («Эволюция французской лирической поэзии в XIX веке», тома 1-2, 1894-1895) и др. В Великобритании Литературная критика склонялась к соединению собственно литературных и социальных проблем, тяготея к негативной оценке викторианского общества (М. Арнолд, У. Пейтер). Среди ведущих критиков рубежа XIX-XX веков — датчанин Г. Брандес, давший в своих трудах широкую панораму современной европейской литературы с позиций приветствуемого им реализма. Первыми крупными представителями американской критики в XIX веке были писатели: Э. По, Р. У. Эмерсон, У. Д. Хоуэлс, Г. Джеймс, Дж. Лондон, Т. Драйзер.
В России Литературная критика зарождается в XVIII веке В. К. Тредиаковский, М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, в отличие от европейских теоретиков, в своих литературно-критических разборах не столько утверждали новые принципы в борьбе со старыми, сколько создавали новую светскую литературу как таковую. Формирование Литературной критики в современном смысле слова в России связано с деятельностью Н. М. Карамзина, освободившего критические оценки от нормативности, от ориентации на безусловные правила поэтики и риторики и поставившего в центр внимания личность писателя. Карамзин создал новый для русской литературы жанр рецензии; в своих рецензиях он совместил черты критического разбора с элементами художественного эссе. Он же впервые ввёл постоянный раздел рецензий в своём «Московском журнале».
В 1800-1810-х годы развернулась полемика между сторонниками «нового слога» («карамзинистами») и «архаистами» («шишковистами»), которые ориентировались на «высокий слог», восходивший к церковнославянскому языку. Сторонники «нового слога», приверженные «среднему» стилю и культивировавшие «лёгкие жанры», развивали идеи Карамзина; их главным оппонентом был А.С. Шишков. Весьма резкий характер приобретает в русской литературе 1810-1820-х годов обсуждение на страницах журналов новых жанров и отдельных произведений (дискуссия о балладе «Людмила» В. А. Жуковского, о поэме «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина, о комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова). В середине 1820-х — 1-й половине 1830-х годов защитником романтизма выступил Н. А. Полевой, основатель журнала «Московский телеграф». Критиком русского романтизма с позиций немецкого идеализма стал Н. И. Надеждин, в журнале которого «Телескоп» и приложении к нему — газете «Молва» в 1833 году начал свою литературную деятельность В. Г. Белинский. Непримиримый борец с «запоздалым» романтизмом, он отстаивал художественные принципы натуральной школы, ориентированной на изображение типичных случаев и ситуаций повседневной жизни, в развернувшейся в 1840-е годы дискуссии о поэме «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. В 1840-е годы литературная полемика в России сращивается с общественными спорами, прежде всего с дискуссией между западниками и славянофилами. В это же время происходит и профессионализация Литературной критики: литературно-критическая деятельность для некоторых авторов становится практически единственным видом писательства, в то время как ранее она обычно была побочной формой занятий для поэта или прозаика.
1850-1860-е годы характеризуются противостоянием в Литературной критики «эстетической критики», или «пушкинского направления» (П. В. Анненков, А. В. Дружинин), и «реальной критики» (Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев и др.), для приверженцев которого Литературная критика была формой не столько анализа и эстетической оценки литературного произведений, сколько выражения социально-политических идей. Концепцию «органической критики» выдвинул в 1850-е годы А. А. Григорьев, опиравшийся на взгляды Ф. Шеллинга и убеждённый в том, что литература должна вырастать из народной «почвы». Позднее почвеннические взгляды развивал в своей критике Н. Н. Страхов. Значительным явлением в Литературной критике 1870-1880-х годов стали статьи Н. К. Михайловского.
В 1890-е годы формированию символизма в русской литературе предшествовали статьи Н. М. Минского и Д.С. Мережковского, в которых критически оценивалась современная словесность и были намечены пути дальнейшего литературного развития. Среди жанров Литературной критики русских символистов — литературный манифест, импрессионистическое эссе, литературно-филосвский трактат, иногда в их сложном соединении. Философски ориентированная Литературно критика характерна для русских религиозных мыслителей рубежа XIX-XX веков: В. С. Соловьёва, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и др. Особое значение в этот период приобретает жанр литературного манифеста, который становится формой утверждения литературных течений акмеизма, футуризма, конструктивизма и др. В 1920-е годы литературоведы, в том числе представители формальной школы, активно участвуют в литературном процессе как критики (В. Б. Шкловский, Р. О. Якобсон, Ю. Н. Тынянов).
Развитие Л. к. в России в советский период происходит под знаком идеологизации и превращения её в инструмент управления литературой со стороны власти. В Литературную критику возвращается нормативность, казалось бы, ушедшая в прошлое вместе с разрушением классицизма. К 1930-м годы, в связи с исчезновением возможностей для открытых дискуссий, Литературная критика перестаёт быть формой самосознания соперничающих литературных направлений, групп и кружков. В то же время традиции русской Литературной критики продолжали сохраняться в литературе эмиграции. На страницах русских газет («Последние новости», «Возрождение» и др.) и журналов («Современные записки», «Числа» и др.), в литературных кружках и объединениях велись оживлённые дискуссии о новинках эмигрантской и советской литературы.
Перемены в Литературной критике происходят в период «оттепели», когда возрождаются элементы литературной, а также социальной полемики, а Литературная критика становится закамуфлированной формой идеологической борьбы (спор «прогрессистов» и «консерваторов», наиболее ярким проявлением которого было противостояние журналов «Новый мир» и «Октябрь»). Новая идеологическая эмансипация Литературной критики совершается в период перестройки, при этом возрождаются давние споры между «либералами» и «консерваторами». В связи с отменой цензуры роль Литературной критики меняется: она перестаёт быть скрытой формой выражения социально-политических идей. Происходит уменьшение влияния журналов как основной формы бытования Литературной критики и возрастает роль газетных рецензий. Формируется новое поле существования Литературной критики в Интернете.
Лит.: Очерки по истории русской журналистики и критики: В 2 т. Л., 1950–1965;
Spingarn J. E. A history of literary criticism in the Renaissance. 2nd ed. N. Y., 1954;
Wellek R. A history of modern criticism, 1750–1950. New Haven, 1955–1992. Vol. 1–8;
История русской критики: В 2 т. М.; Л., 1958;
Очерки римской истории литературной критики. М., 1963;
Wimsatt W.K., Brooks C. Literary criticism: a short history. L., 1970. Vol. 1–2;
Древнегреческая литературная критика. М., 1975;
Егоров Б. Ф. О мастерстве литературной критики. Л., 1980;
Проблемы теории литературной критики. М., 1980;
Бурсов Б. И. Избр. работы. М., 1982. Т. 1: Критика как литература;
Ржевская Н. Ф. Литературоведение и критика в современной Франции: Основные направления. Методология и тенденции. М., 1985;
Зарубежная литературная критика: Вопросы теории и истории. Л., 1985;
Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. Л., 1986;
Кулешов В. И. История русской критики XVIII – начала XX вв. 4-е изд. М., 1991;
Grube G.M.A. The Greek and Roman critics. Indianapolis; Camb., 1995;
Russell D. A. Criticism in antiquity. 2nd ed. L., 1995;
Очерки истории русской литературной критики. СПб., 1999. Т. 1;
Гаспаров М. Л. Критика как самоцель // Гаспаров М. Л. Записи и выписки. М., 2000;
Николюкин А. Н. Американские писатели как критики. М., 2000;
Ранчин А. М. Первый век русской литературной критики // Критика XVIII в. М., 2002;
Ford A. The origins of criticism: literary culture and poetic theory in classical Greece. Princeton, 2002;
Сазонова Л. И. Литературная культура России: раннее Новое время. М., 2006;
Недзвецкий В. А., Зыкова Г.В. Русская литературная критика XVIII–XIX вв. М., 2008;
Голубков М. М. История русской литературной критики XX в. (1920–1990-е гг.). М., 2008.
DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10207
И. М. Удлер К. С. Стеценко
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА НА САЙТЕ «ГОРЬКИЙ»
Цель статьи — рассмотреть особенности литературной критики на сайте «Горький.media». В результате исследования авторы приходят к выводу, что содержание современных критических текстов, публикуемых на сайте, находится на высоком уровне, продолжая традиции отечественных «толстых» литературно-художественных журналов. Если раньше литературные критики считали Интернет некачественным источником, то теперь литературные интернет-сайты стали профессиональными. Вместе с тем трансформировались оформление литературно-критических публикаций и способ их распространения.
Ключевые слова: литературная критика, просветительский сайт «Горький.media», Интернет, «толстый» журнал, читатель.
Участниками литературного процесса являются критик, писатель, читатель. В. Я. Лакшин определил их неразрывную связь: «…писатель, читатель и критик составляют, таким образом, некий литературный треугольник, все стороны которого взаимосвязаны в литературном процессе» . Следовательно, если меняется один из компонентов, трансформируются и другие. Современному критику далеко не безразлично, что интересно читателю и в каком формате он предпочитает получать информацию. В итоге начинают изменяться подача текстов, их визуальное оформление.
Современный читатель по-прежнему заинтересован в контекстном понимании мира, глубоком, аналитическом подходе к литературному произведению. Подтверждением этому служит статистика современных просветительских сайтов. Например, таков просветительский проект о книгах и чтении «Горький.media» . Анализируя его посещаемость в группе в соцсети «УК, можно отметить, что в начале 2019 года аудитория стабильно увеличилась с 15 тыс. до 33 тыс. подписчиков. Для исследования современной литературной критики в Интернете мы обратились именно к этому проекту.
Анализируя статьи, размещенные на сайте, мы обнаружили, что их содержание не уступает «толстым» литературно-художественным журналам. По словам редактора журнала «Знамя» С. И. Чупринина, модель «толстых» журналов остается популярной и сегодня, обретая новые формы: «…ныне не проходит и полугода, как на издательско-литературной карте страны не заявляли бы о себе журналы-«новоделы», как я их называю, которые выстроены решительно по той же модели. И это говорит, что именно модель «толстого» журнала активно воспроизводится в XXI веке» . Следует рассмотреть, как литературно-критические материалы переходят в новый формат.
Еще недавно выражались сомнения по поводу компетентности литературной критики в Интернете. И критики, и читатели не доверяли интернет-публикациям, теперь же литературоведы и критики охотно размещают свои статьи на литературных просветительских сайтах. Авторы «толстых» литературно-художественных журналов не просто публикуются в интернет-версии журнала, но и активно сотрудничают с другими интернет-медиа. На примере сайте «Горький.media» мы рассмотрели аналогичные черты медиапроекта и «толстого» литературно-художественного журнала.
Для «толстого» журнала характерно многообразие разделов. Л. Калашникова, выделяя основные черты региональных литературно-художественных изданий, отмечает:
«Традиционно журналы относились к универсальному типу и имели (и в большинстве случаев сохранили) триадную структуру, в которой можно выделить: литературно-художественные произведения; публицистические материалы; публикации, идущие под разделом критика (статьи, рецензии, обзоры и т. п.) .
Сайт о чтении и книгах «Горький» \имеет похожую структуру, только в преобразованном виде. Материалы сайта разделены на главные рубрики: «Рецензии», «Контекст», «Фрагменты», «Книжная полка».
«Толстые» журналы отводят самое большое место любимому читателями разделу художественной литературы, в котором публикуются романы (чаще в сокращенном, журнальном варианте), повести, рассказы, пьесы, стихи.
Редакция сайта «Горький.медиа» публикует только краткие фрагменты, порой с критическими комментариями. Но на «Книжную полку» ставятся фотографии всех упоминаемых в критических статьях книг с полным библиографическим описанием, и налажено сотрудничество с книжным интернет-магазином «Лабиринт», на сайте которого размещаются содержательные мини-рецензии авторов «Горького».
Самое большое место на сайте занимают литературно-критические статьи и материалы о чтении (рубрики «Рецензии», «Контекст»). Материалов о чтении в «толстых» литературно-художественных журналах нет.
Качественный уровень литературно-критических текстов в «толстых» журналах и на сайте обеспечивается гуманитарным образованием, эрудицией, талантливостью авторов, выпускников филологических факультетов, факультетов журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова, РГГУ и других лучших университетов страны. И в «толстых» журналах, и в медиапроекте публикуются литературоведы и критики, экспертным мнением которых современный читатель интересуется.
Об авторитетности критиков можно судить и по их признанию в профессиональной среде. В жюри и экспертные группы престижных литературных премий традиционно включаются редакторы «толстых» журналов, критики, известные писатели и поэты. Наряду с ними, всё чаще работают в составе жюри и экспертных групп члены редакции и авторы сайта «Горький».
Например, основатель проекта сайта Б. Куприянов — член Литературной академии, то есть жюри национальной премии «Большая книга», одной из пяти самых влиятельных литературных премий России.
Постоянный автор сайта, поэт, переводчик, критик Л. Оборин в 2014 году также был членом экспертной группы премии «Большая книга», в 2018 году — членом экспертной группы премии «НОС» («Новая словесность»), уникальность которой в самой большой открытости для общественности, в публичных дискуссиях, в которых участвуют эксперты и члены жюри. Сайт «Горький» — партнер проекта «НОС», входящего в просветительскую программу Фонда Михаила Прохорова «Книжный мир» .
Сам Л. Оборин удостоен премии журнала «Знамя» за лучшую литературно-критическую статью за 2010 год, публиковался как критик в журналах «Вопросы литературы», «Знамя», «Октябрь», «Новый мир», как автор переводов — в журнале «Иностранная литература», является редактором серии «Культура повседневности» издательства «Нового литературного обозрения». Он же и член редакции просветительского сайта «Полка» «о главных русских книгах», у которого много общего с сайтом «Горький».
Авторы аналитических статей, обзоров, рецензий (критики, переводчики, прозаики и поэты, культурологи, психологи) в «толстых» журналах и на сайте выбирают действительно значимые, хорошо написанные произведения русской и мировой литературы.
«Текущая современная литература — это поток. Совершенно разнородный, разнообразный: бывает, удивительные попадаются вещи, бывает — просто отчаянный
мусор. И в этом смысле роль литературных журналов заключается в первую очередь, конечно же, в качественном, профессиональном отборе материала из этого потока» .
Выбор современных книг и произведений прошлых эпох на сайте «Горький», как и в журналах, определяется их актуальностью. Книги анализируются в историческом и современном контексте, интересном читателю. Но. конечно, ежедневный сайт быстрее откликается на современные произведения, чем ежемесячные журналы.
Примечательно, что на сайте о чтении и книгах «Горький» пишут преимущественно молодые авторы. Зачастую они обращаются к тем же «толстым» журналам. Просмотрим постоянную рубрику тридцатидвухлетнего Льва Оборина «Лучшее в литературном Интернете: самые интересные ссылки недели». Критик характеризует действительно значимые публикации «толстых» журналов, медиа-порталов и СМИ. Зачастую критики литературно-художественных журналов становятся интервьюируемыми. Таковы, например, материалы: «Читательская биография философа Александра Доброхотова» о философе, культурологе, критике «Нового мира»; о книгах Геннадия Каневского, публиковавшегося в «Новом мире».
Кроме того, сами авторы «Знамени» и «Нового мира» публикуются на сайте «Горький». В число авторов «Горького», публикующихся в литературно-художественных журналах, входят историк, филолог Михаил Ефимов, поэт, переводчик, историк литературы Валерий Шубинский, литературовед Олег Лекманов, писатель и журналист Василий Авченко, филолог, исследователь литературы Мария Нестеренко, писатель, критик Дмитрий Стахов.
Однако с появлением Интернета возможности современной литературной критики расширились. Развивающий просветительный контент доступен не только для интеллигенции, но для более широкой аудитории. Именно изменение состава читателей, обитающих в мире Интернета и постоянной коммуникации, влияет на особенности современных литературно-критических текстов.
В рубрике «Контекст», например, публикуются списки рекомендуемых для чтения книг и материалов сайта, интервью с писателями, литературоведами, историками, философами, культурологами. Рубрика полна экспериментов. Так, в мае 2018 года была опубликована статья редактора сайта Ивана Мартова «Опасные чудеса», в которую он включил истории людей разного возраста о том, что и как они читали во время болезни. Чтение вызвало у них разнообразные видения, о которых они поделились с читателями «Горького».
В литературно-художественных журналах нет рубрики «Ссылки недели» или свежих новостей о литературе. На сайте «Нового мира» читаем: «Редакция «Нового мира» совсем не стремится поспеть во чтобы то ни стало за быстротекущим днем с его минутными сенсациями, тут же обреченными на забвение <…> не участвует в ожесточенной «борьбе людей», хотя в то же время, как всякий русский толстый литературный журнал, он не может уклониться от участия в «борьбе идей». Факты проходят, а проблемы остаются» . Хотя есть Ь некоторое сходство: «толстые» журналы содержат рубрики, по тематике похожие на «Контекст». Например, «Философия. История. Политика», «Опыты», «Контекст» в «Новом мира»; «Переучет», «Резонанс», «Публицистика» в «Знамени».
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
В рубрике «Рецензии», аналогичной такой же рубрике в «толстом» журнале, критики анализируют русскую и зарубежную прозу и поэзию, фантастику и нон-фикшн, а также книги по социологии, философии, истории. Соотношение публикуемого и просматриваемого говорит о популярности этой рубрики. В период с сентября 2016 года по январь 2019 года на «Горьком» в «Рецензиях» опубликовалось 97 авторов. Их материалы по авторству делятся на две категории: постоянные рецензенты и авторы, которые публиковались один или несколько раз. Притом авторов, ведущих постоянные рубрики, около десяти. Рассмотрим некоторые особенности их материалов.
Б. Куприянов пишет в постоянной рубрике о новинках, «о которых не напишут в других обзорах» или «которые вы могли пропустить». Особенность, связанная со спецификой Интернет-контекста, состоит в оформлении материала. Каждая рецензия делится на три части по четко сформулированным вопросам: «Кто написал? О чем книга? Зачем читать?» Такое деление не встретишь в книгах или литературных журналах. Каждая часть отвечает запросу практичного читателя, который хотел бы составить свое мнение о книге.
Многие постоянные авторы тяготеют к созданию рекомендательных списков. Таковы материалы П. Рыжовой «Новинки нон-фикшн», Л. Оборина о поэзии, «Переводная фантастика месяца» В. Владимирского, «Новые зарубежные романы» Л. Биргер и др. Популярность списков можно объяснить особенностями современного читателя. Теперь он хочет быть более самостоятельным — выбирать, что ему читать. Поэтому критик предлагает целый список в рамках своего профиля. При этом важно, чтобы, заходя на сайт о чтении и книгах, читатель получал новую и содержательную информацию.
На сайте изменяется объем статьи, ее заголовок и сама подача текста. Так, в рецензии обычно используют 3-4 абзаца с большим количеством «воздуха», которые удобно читать на любом девайсе. Заголовки соответствуют общему стилю проекта, который молодой читатель воспринимает как «модный». Зачастую в «Горьком» используется заголовок, состоящий из трех частей, соответствующих тематике каждого произведения, в подзаголовке дается библиографическое описание рецензируемых книг. Рецензия включает в себя иллюстрации, фотографии, анимацию. Вообще картинка и яркий заголовок играют большую роль в привлечении внимания читателя к рецензии, хотя, конечно, основное — ее проблематика.
Читатель также стал более коммуникабельным, к тому же сам стремится в какой-то степени и выбирать книги, и комментировать статьи критика. В условиях современного медийного пространства и популярности блогинга этот факт вполне объясним.
Читатель может комментировать статьи в социальной сети, пользоваться функцией «комментариев» и «лайков».
С помощью сервиса для аналитики Similar Web мы выяснили, что обращаются к сайту «Горький» около 58% пользователей. Второе место занимают социальные сети — 28 %. Так, самыми популярными социальными сетями «Горького» стали Facebook и VK с 52,5 % и 38 % соответственно. Таким образом, более половины пользователей специально заходят на сайт о чтении и книгах, другая часть пользуется социальной сетью, причем 1/4 -аудитория Фейсбука.
Прибавим к этому, что просмотры популярных материалов на сайте не зависят от просмотров в социальных сетях. Если публикацией интересуются читатели сайта «Горький», это не значит, что ее будут также просматривать в сообществе VK «Горький». Мы посмотрели несколько самых популярных материалов медиапроекта. Например, «Какие разные кикиморы» (7,3 тыс.), «Город, которого не будет» (28,2 тыс.), «Московский метрополитен имени Г. Ф. Лавкрафта» (18,5 тыс.). Материалы опубликованы в январе, феврале и марте 2019 года. При этом поисковый трафик с декабря 2018 года по февраль 2019 года составляет 100%, что говорит об отсутствии рекламы. Значит, большая часть читателей целенаправленно заходит на сайт и «кликает» интересующие материалы.
Из этого следует сделать вывод о том, что «Горький» пытается создать платформу для чтения разным аудиториям, с чем раньше не сталкивались авторы литературно-критических текстов. Соответственно, нужно использовать другую подачу материалов. В Фейсбуке в постах располагается ссылка на материал с сайта. Чтобы открыть статью полностью, читателю нужно «кликнуть» и перейти к ней. Это действительно срабатывает. Однако во ВКонтакте такой подход не действует. Пользователям откровенно не нравится переходить по ссылкам на сайт.
Поэтому, кроме таких постов, на «Горьком» есть 1) картинки с полезной литературой, что наблюдается во многих пабликах с просветительской направленностью, таких, как «education», «Art Traffic. Культура. Искусство», «f/64»; 2) посты, посвященные знаменательнымдатам(«Международныйденьпамятижертврабстваитрансатлантической работорговли», «Всемирный день писателя»). Отдельно стоит выделить один из популярных видов поста — даты рождения великих писателей; 3) цитаты, которые особенно любимы пользователями социальной сети ВКонтакте. Это подтверждает и статистика сообщества «Горький». При этом цитаты нравятся в любом виде: на картинке, без неё. Главное, чтобы было коротко и со смыслом; 4) подборки стихотворений. Все эти разновидности могут синтезироваться. Проанализировав сообщество с помощью сервиса «Publer», мы выяснили, что самыми популярными постами являются вышеназванные, а не ссылки на критическую статью сайта.
И всё-таки литературная критика на просветительском сайте успешна. Теперь критические статьи в Интернете являются такими же значимыми участниками литературного процесса, как и публикации в «толстых» журналах. Появилось больше возможностей для коммуникации, статьи стали выходить быстрей: не раз в месяц, а ежедневно; растёт молодёжная читательская аудитория. По словам литературного критика, редактора отдела современной литературы журнала «Вопросы литературы» Е. Погорелой, «…профессионализм критика определяется количеством и качеством ресурсов, заинтересованных в сотрудничестве с ним. Я имею в виду не только журнальные и сетевые ресурсы, но и любые площадки высказывания, в том числе лекции, выступления, радио и телевидение. Сейчас критика постепенно выходит из внутрицехового пространства на разговор с читателем, соприкасается и взаимодействует с риторикой, педагогикой, психологией etc. Публичные лекции, книжная колумнистика, библиотерапия и прочее — это ведь тоже критика, которая часто востребованнее, чем более узкий формат. Мне кажется, критика нового поколения должна владеть самыми разными жанрами и форматами, но — не теряя при этом изначальной филологической базы.» .
Список литературы
5. Лакшин, В. Я. Пути журнальные: из литературной полемики 60-х годов / В. Я. Лакшин. — М. : Сов. писатель, 1990. — 426 с.
Удлер Ирина Михайловна — доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры журналистики и массовых коммуникаций Челябинского государственного университета.
Электронная почта: udl.irinm@gmail.com
Стеценко Ксения Сергеевна — студент факультета журналистики Челябинского государственного университета.
Электронная почта: stetsenko.kseniya@mail.ru.
DOI: 10.24411/2070-0717-2019-10208
П. А. Хегай
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Челябинский государственный университет
Челябинск (Россия)
СОЦИАЛЬНАЯ И МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА ТИКА В ТЕКСТАХ СОВРЕМЕННЫХ КИНОРЕЦЕНЗИЙ
В данной статье на примере четырех кинорецензий из специализированного журнала «Искусство кино» рассматривается проявление в текстах данного жанра социально-политического и мировоззренческого аспектов, что свидетельствует об актуальности на современном этапе традиций отечественной критики. Суть этих традиций заключается в том, что в рецензии наряду с анализом эстетических компонентов произведения творчества затрагиваются актуальные темы развития социума. В результате кинопроизведение воспринимается не только как эстетический акт, но и как отражение общественно значимых трендов.
Ключевые слова: кинорецензия, кинокритика, социальный и мировоззренческий аспекты, литературоцентризм, культура.
Прошлый век сформировал кино как вид искусства. В настоящее время результаты деятельности киноиндустрии все чаще рассматриваются в качестве медиафеномена. Именно публикации о художественных фильмах нередко становятся пространством обсуждения общественно-значимых тем и анализа актуальных социальных процессов.
Формально-содержательные аспекты кинорецензии рассматривались в работах «Контент-анализ кинорецензий» Р. А. Аникиева , «Проблемы авторской