Логопедические сказки

Логосказки в коррекционной работе логопеда

В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, эффективным развивающим и коррекционным средством для развития всех сторон речи является сказка. Е.Н. Винарская отмечает, что отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи эмоциональный дискомфорт. Поэтому логопеду и воспитателю в совместной деятельности необходимо обеспечивать положительный настрой и поддерживать интерес к выполняемым упражнениям, закреплять и совершенствовать в новой ситуации. Сказка является хорошим помощником в этой работе.
Методическая работа со сказкой имеет многовековую историю. Впервые термин «сказка» встречается в семнадцатом веке. Сказка являлась «одной забавой», достойная нижних слоёв общества. Позднее на основании исследований Б. Беттельхейма, Р. Гарднера, К. Юнга, В. Проппа была построена современная концепция работы над сказкой.
На современном этапе метод работы со сказкой активно разрабатывают многие известные педагоги и психологи (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко, В.А. Гнездилов, Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская, М.А. Поваляева и др.). В институте сказкотерапии, который был открыт в Санкт-Петербурге, разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, которые имеют отклонения в развитии.
К. И. Чуковский отмечал, что взрослые мыслят словами, словесными формулами, а маленькие дети – вещами, предметами. По мнению Д. Родари, «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими трудности в речевом развитии.

Логосказки — это целостный педагогический процесс, способствующий развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения).
Логосказки могут использовать логопеды и воспитатели в своей работе с детьми, имеющими речевые нарушения. Сказки проводятся как целое занятие, дидактическая игра, театрализованное представление. Логопедическая сказка требует активного участия детей в ходе повествования.
Цель логосказки – это всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов путем использования элементов сказкотерапии.
Логопедические сказки по содержанию просты, небольшие по объему, чтобы ребенок мог понять их содержание и пересказать.
Вся работа с использованием логосказок опирается на общие дидактические принципы:

— систематичность и последовательность,
— учет возрастных особенностей,
— учет индивидуальных особенностей,
— учет структуры дефекта,
— поэтапность коррекции речи.

Необходимо учитывать заинтересованность, радость, воображение, импровизацию, эмоциональное внимание и память ребенка.
Используя логосказки, её сюжетные линии можно решать коррекционные задачи:
– создавать благоприятную среду для речевой активности и творчества ребенка с целью повышения эффективности игровой мотивации детской речи;
— развивать все стороны речевой функциональной системы в занимательной для дошкольника форме;
– развивать психологическую базу речи, взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;
– осуществлять сотрудничество учителя-логопеда с детьми и друг с другом на основе личностно – ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создавать атмосферу взаимопонимания и взаимопомощи.
Существуют следующие виды логосказок:
1. Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
2. Пальчиковые (развивают мелкую моторику, графические навыки).
3. Фонетические (уточняют артикуляцию заданного звука, автоматизируют, дифференцируют звуки).
4. Лексико-грамматические (обогащают словарный за¬пас, закрепляют знания грамматических категорий).
5. Сказки, способствующие формированию связной речи.
6. Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами).
Также выделяют:
1. Логосказки дидактического плана с включениями различных упражнений, испытаний, выполнения проб и т. д. (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева):
— Артикуляционные.
— Фонетические.
— Сказки по обучению грамоте.
2. Логосказки, направленные на развитие полисенсорности ребенка с нарушением речи («сказка» плюс «предметная деятельность») (О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко):
— Пальчиковые.
3. Логосказки-тренинги, насыщенные определёнными фонемами, словоформами, лексико-грамматическими категориями (авторские сказки учителей логопедов Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская)
— Лексико-грамматические.
4. Логосказки с моделированным содержанием (Т. А. Ткаченко).
— Сказки, способствующие формированию связной речи.
Постановка сказок осуществляется разными видами театров:
— Пальчиковый театр. Куклы сшитые или связанные, вырезанные из бумаги надеваются на палец.

— Театр би-ба-бо. Куклы надеваются на три пальца руки и действуют на ширме или за столом. — Теневой театр. Плоскостные изображения кукол или изображения теней при помощи рук показывают на освещенном экране. — Настольный театр. Куклы конусного театра, плоскостных фигур действуют на столе.
— Театр рукавичек. Детские рукавички и перчатки надеваются на руку.
-Театр игрушек. Сценки разыгрываются и показываются детям обыкновенными игрушками: мягкими, резиновыми, киндер-сюрпризы.

-Театр на фланелеграфе. Плоскостные изображения двигаются на фланелеграфе.

Пальчиковые сказки
Пальчиковые сказки:
— стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
— совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
— повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Педагоги ежедневно на занятиях используют пальчиковую гимнастику, отдельные игры и упражнения для развития тонких движений пальцев рук, которые сопровождаются стихотворными текстами. Такие упражнения очень эмоциональны и просты. Для того чтобы заинтересовать детей и избежать однообразия в выполнении таких упражнений, пальчиковые игры объединяются в небольшие сказки и рассказы по одной или разным темам.

Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие. Все упражнения сказки о Язычке выполняются перед зеркалом.
Игровым персонажем, который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является лягушонок Кваки. Куклу надевает взрослый на руку и предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этой замечательной игрушкой.

В «Театре пальчиков и язычка» движения язычка сопровождаются синхронными движениями кистей рук, которые выступают как помощники.

Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый звук или дифференцируемыми звуками.
У детей со сложными речевыми нарушениями наблюдается стойкость дефектов звукопроизношения. Чтобы получить устойчивый результат в работе с такими детьми, требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях, переживает вместе с ними, поддерживает, принимает решения. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков (автоматизация изолированного звука, звука в прямых и обратных слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, чистоговорках, стихах и во фразовой речи).
Сказки по обучению грамоте
Логосказки:
— знакомят детей с гласными и согласными звуками,
— формируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
— развивают слуховое внимание;
— развивают фонематический слух;
— знакомят детей с гласными и согласными буквами, закрепляют зрительные образы букв;
— формируют и дифференцируют понятия «звук — буква».
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей Королевства звуков и букв. В красном дворце живут шесть гласиков (гласные звуки). В синем и зеленом дворце живут согласики (согласные звуки).

Лексико-грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки (Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская) несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.
Сказки, способствующие формированию связной речи
Виды работ со сказками:
1. Ребенок разыгрывает знакомые сказки.
2. Несколько детей, предварительно распределив роли, разыгрывают сказку.
3. Ребёнок разыгрывает сказку по мотивам увиденной, но изменяет персонажей, время, конец действия.
4. Ребенок разыгрывает и моделирует сказку по набору предложенных или выбранных самостоятельно игрушек. При этом ребёнок самостоятельно демонстрирует сказку, придумывает её сюжет. Таким образом, развивается самая сложная форма связного высказывания — составление творческих рассказов.
5. Подготовка и показ музыкально-логопедических сказок.

Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы (воображение, эмоционально-волевая сфера, внимание, восприятие), творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в тексте.
Использование логосказок в коррекционной работе позволяет логопеду устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, создавать у него радостное настроение, активизировать речевое общение, оказывать ненавязчивое воспитательное воздействие, пополнять запас знаний и сведений, совершенствовать психические процессы (внимание, восприятие, воображение, память, мышление), развивать все стороны речи.
Литература:
1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста. – М.: ACT. Астрель, 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Практикум по сказкотерапии / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб.: РЕЧЬ, 2001.
3. Ивановская, О. Г. Логопедические сказки для развития речи: Сказка в природосообразном образовании / О. Г. Ивановская, Е. А. Петрова, С. Ф. Савченко. – СПб.: КАРО, 2008.

(Из книги Е.Г. Карельской «Растим говорунов» изд. «Дрофа» М. 2007 г.)

Наличие аграмматизмов – характерная особенность детей с общим недоразвитием речи (ОНР). Таким малышам не удаётся правильно согласовать прилагательное (или числительное) с существительным, употребить нужное окончание слов в единственном и множественном числе. Их словарь (лексика) беден и не отвечает возрастным нормам. Аграмматизмы таких детей из устной речи впоследствии переходят в письменную. В этом случае приходится говорить уже не только об ОНР, но и о дисграфии (нарушение письменной речи).

Ниже приводятся сказочные истории, которые помогут ребёнку с ОНР (да и любому ребёнку без речевой патологии!) на практике овладеть лексикой и грамматикой родного языка. В процессе подобных речевых игр пополняется словарь дошкольника, активизируется его воображение, мыслительная деятельность и память. История (сказка) сначала озвучивается педагогом (или родителем), затем – самим ребёнком. При этом используются игрушки, сюжетные картинки, теневой и пальчиковый театры.

Сказка «Жадный медвежонок»

Жил в лесу жадный медвежонок. Никто с ним не дружил, потому что самыми любимыми его словами были: «Мой!», «Моя!», «Моё!» и «Мои!»

Однажды, шел он по лесу. А навстречу ежик бежит, на спине у ёжика — грибок. «Мой!» — заявил медвежонок и отнял гриб. Ежик заплакал, свернулся клубочком и покатился по тропинке. Медвежонок поддал его лапой и больно укололся. «Бедная МОЯ лапа!» — заревел он.

Прихрамывая, побрел медвежонок дальше. Видит: белочка скачет, полную корзинку малины в лапках несёт. «Моя!» — закричал медвежонок и отобрал у белочки ягоды вместе с корзинкой. Белочка не стала спорить. Прыгнула на сосну. Сидит там, лапкой слезы утирает.

Дальше идет медвежонок. Лакомится малиной из корзинки. Вдруг, из кустов выпрыгивает зайчонок. Сел на задние лапки, стал яблочко грызть. Не успел и пару раз откусить, как медвежонок с криком: «Моё!», выхватил яблоко. Струсил зайчишка, шмыгнул снова в кусты.

Бурундучок с полным мешком лесных орехов тоже оказался на пути жадного медвежонка. «Мои!» — безо всяких объяснений заявил жадина и взвалил мешок с орехами себе на спину.

Все лесные звери, завидев жадного медвежонка, разбегались врассыпную, лишь бы ему на глаза не попадаться! А он всё ходил по лесу и кричал: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!».

После чтения этой сказки педагог или родитель спрашивает у ребёнка: «Как ты думаешь, о чём ещё медвежонок говорил: «Мой!», «Моя!», «Моё!», «Мои!»? Ребёнок подбирает предметы или картинки, которые подходят для каждого из этих местоимений.

Сказка «Красавица, рыцарь и чудовище»

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были красавица принцесса, храбрый рыцарь, брат принцессы, и страшное чудовище.

Принцесса, как и полагалось, жила в башне, рыцарь, – в замке, а чудовище – в болоте.

А ещё в этом царстве-государстве жил бедный пастух, который очень любим принцессу, но не мог даже мечтать о том, что когда-нибудь она станет его женой.

Каждый год король, отец принцессы, устраивал смотр женихов для своей дочери. Он собирал всех претендентов и давал им задания, которые надо было быстро и верно выполнить. Но, то ли задания были слишком трудные, то ли женихи – глупыми, только никто из них мужем принцессы так и не стал. Кого-то за неправильные ответы заточили в подвал башни, иных женихов рыцарь победил на турнире, и те с позором были выдворены за пределы государства. А некоторых бедолаг забрало в плен чудовище.

И вот настал день, когда ни в самом государстве, ни за его пределами не осталось ни одного потенциального жениха для принцессы.… Один пастух только был жив — здоров и ещё гулял на свободе. И решил он попытать своё счастье.

Педагог (родитель) спрашивает у ребёнка: «Ты хочешь, чтобы пастух взял принцессу себе в жёны? Тогда давай поможем ему выполнить задания короля».

Первое задание. О чём из трёх предметов: башне, замке или болоте можно сказать:

холоднЫЙ …

мрачнАЯ …

ужаснОЕ …

страшнЫЙ …

дальнЕЕ …

неприступнЫЙ…

холоднОЕ …

тёмнАЯ …

страшнОЕ …

высокАЯ …

мрачнЫЙ …

неприступнАЯ …

мрачнОЕ …

ужаснЫЙ …

страшАЯ …

гнилОЕ …

холоднАЯ …

непроходимОЕ …

Второе задание. О ком из персонажей сказки: рыцаре, принцессе или чудовище можно сказать:

жестокИЙ …

злАЯ …

суровОЕ …

гордЫЙ …

бессердечнАЯ …

холоднАЯ …

злОЕ …

суровЫЙ …

гордАЯ …

бессердечнОЕ

жестокОЕ …

злОЙ …

суровАЯ …

гордОЕ …

бессердечнЫЙ …

Конечно же, в итоге, пастух должен одержать победу и ответить на все вопросы короля (с помощью ребёнка)!

Кто при этом ОГОРЧИЛАСЯ? И почему?

ОГОРЧИЛОСЬ? Это о ком? Почему?

А кто ОБРАДОВАЛАСЬ? И почему?

(За каждый правильный ответ ребёнок получает фишку.)

Сказка «Принцесса Цифирь»

В одном сказочном царстве-государстве жила необыкновенно красивая принцесса Цифирь. Она была строга и пунктуальна. Всё в её королевстве считалось, высчитывалось и просчитывалось. Каждая былинка и пылинка были на учёте. Несколько сот придворных с утра до ночи ходили по государству и считали, считали, считали…

Рядом с этим царством было другое. Оно называлось Хаос. В нём все предметы были свалены в кучи. Сколько чего и у кого было, никто из жителей не знал, потому как считать никто не умел. Из-за антисанитарии и полного отсутствия порядка, в этом государстве разразилась эпидемия. После неё все жители, и так-то не блиставшие математическими способностями, напрочь утратили навык счёта.

Болезнь была так заразна, что перебралась через границу и попала в царство принцессы Цифирь. Сама принцесса, к счастью, не заболела. А вот придворные, все как один, свалились в тяжком недуге. Когда они смогли, наконец, подняться на ноги, то обнаружили, что разучились правильно связывать друг с другом слова. Приходя с докладами и отчётами к принцессе Цифирь, они говорили: «Первая Советник ещё болеет», «Второй блюдо сегодня подгорела», «Третий день идёт дожди», «Четвёртый люстра в бальном зале не горит», «Пятый ступенька парадной лестницы скрипит», «Восьмая цветок на клумбе завяла», «Девятое котёнок Вашей кошки убежало», «Десятая дерево в Вашем парке упала».

Слушая всю эту белиберду, принцесса злилась, топала ногами, кричала. Но ничего не могла поделать. В государстве принцессы Цифирь начался хаос.… А придворные, по-прежнему, не могли связать правильно и двух слов. Из их докладов и сообщений невозможно было ничего понять! Тогда принцесса Цифирь приказала заточить всех придворных в темницы, дать им словари и не выпускать до тех пор, пока они не смогут правильно согласовывать слова. Бедных придворных ждала страшная участь…

Педагог или родитель спрашивает ребёнка: «Ты хочешь, чтобы придворные всю жизнь провели в тюрьме? Давай поможем несчастным и научим их правильно говорить!»

Ребёнок тренируется в порядковом счёте, в согласовании порядковых числительных с существительными. Для наглядности используются наборы счётного материала: «один цыплёнок, два цыпленка, три цыпленка, четыре цыплёнка, пять цыплят …», «один лист, два листа, три листа, четыре листа, пять листьев…» и т.д. Ребёнок также составляет предложения с этими словосочетаниями. За каждый правильный ответ ребёнку даётся фишка. Когда набирается нужное количество правильных ответом, придворных «выпускают» из темницы.

Сказка «Мальчик Ваня и Мудрый Учитель»

Жил-был Ваня. Он был очень послушным и добрым мальчиком. Но его большие и умные глаза были почему-то всегда грустными-прегрустными. И только мама Вани знала, в чём тут дело. Ваня не мог правильно говорить. А слова во множественном числе он вообще не понимал. Он никогда не употреблял их в своей речи.

Вот, например, приходит он в магазин и говори: «Дайте мне, пожалуйста, ботинок». Удивлённая продавщица продаёт ему один ботинок, и Ваня идёт с этой покупкой домой. Мама вздыхает, берёт коробку с одним ботинком и идёт менять его на … (ботинки).

Или идёт Ваня в лес, набирает полную корзину грибов, а на вопрос бабушки: «Что ты нашёл в лесу?» отвечает: «Гриб!». Мама снова вздыхает и показывает бабушке … (грибы), собранные Ваней.

В начале учебного года Ваня в школьной библиотеке получал только один учебник. На помощь снова приходила мама и получала за сына все необходимые … (учебники).

Когда приходили гости, он предлагал им лишь один стул. Но гостей было много, и им нужны были … (стулья). Тогда на выручку приходил папа. Он рассаживал гостей по … (стульям).

Весной решено было озеленить территорию вокруг дома. Ваню послали за саженцами. Но он принёс всего одно дерево, а для сквера нужны были … (деревья).

На просьбу бабушки проветрить квартиру, Ваня открывал одно окно. Бабушка же считала, что хорошо проветрить дом можно, лишь открыв все … (окна).

Рисовал Ваня только одним карандашом и одной краской. Поэтому рисунки у него получались скучными. Ведь для того, чтобы картина получилась интересной и красочной, нужны яркие … (карандаши) и разноцветные … (краски).

Мама долго терпела всё это, но, в конце концов, поняла, что Ване не справиться с проблемами в одиночку. Она обратилась за помощью к Мудрому Учителю. Тот сказал, что через месяц Ваня даже не вспомнит о своих сегодняшних проблемах. И, правда, вскоре мальчик уже всё-всё знал о множественном числе слов. Он мог правильно употреблять эти слова в речи и уже не попадал в смешные и нелепые ситуации.

Педагог или родитель предлагает ребёнку выполнить упражнения, которые давал Ване Мудрый Учитель. С помощью картинок и предметов отрабатываются формы множественного число существительных, прилагательных, глаголов прошедшего времени: лист — листья, стол — столы, окно — окна, стул – стулья, пень – пни, дом — дома и так далее.

Синонимы и антонимы

Подбор слов-синонимов превратится в игру после того, как вы расскажете ребёнку вот такую сказку.

Сказка «Мышиные проделки»

В маленьком городке, на тихой улочке, в уютном деревянном доме жил на книжной полке старый-престарый словарь. Это такая книга, где собраны все-все слова, какие только есть в языке.

Повадились мыши грызть в словаре страницы. Что ни день, то какое-нибудь слово пропадёт! Зато его описание мыши не трогали. И то хорошо! Словарем этим пользовался старик-архивариус. С памятью у него было неважно. События давно минувших дней он помнил хорошо, а вот отдельные слова – забывал. На помощь и приходил словарь. Но после мышиных набегов в словаре, что ни слово, — то дырка. Как её восполнить?

Предложите ребёнку помочь старику-архивариусу восстановить слова по их описанию. Для этого педагог или родитель даёт лексическое описание слов синонимического ряда. Прослушав его, ребёнок подбирает синонимы.

Вот примерные синонимические ряды наиболее употребляемых существительных, глаголов и прилагательных:

Человек, который терпит постоянную нужду и лишения, голодает. Кто это? (Бедняк, нищий, безработный, беженец, бездомный и т.д.)

Человек, который служит в армии. (Солдат, боец, красноармеец, воин, военный, миротворец и т.д.)

Сильный, разрушительный ветер. (Буря, ураган, шторм, тайфун, торнадо и т.д.)

Дети-дошкольники. (Малыши, малютки, крохи, ребятня, ребятишки, детвора, ребятки и т.д.)

Человек, лишенный чувства жалости, причиняющий боль другим. (Тиран, деспот, палач, изверг, мучитель и т.д.

Процесс, в результате которого что-то делается, совершается. (Работа, труд, дело, служба, занятие, бизнес).

Человек, вызывающий смех, вынуждающий смеяться. (Весельчак, шутник, балагур, юморист, шут, комик, клоун, Петрушка, паяц).

Отсутствие света. (Темнота, темень, тьма, потемки, мрак).

Отсутствие звуков. (Тишина, безмолвие, молчание, тишь, затишье).

Струя подземной воды, вырывающаяся на поверхность земли. (Родник, ключ, источник, гейзер, фонтан).

Хороший результат. (Успех, удача, достижение, победа).

Человек, занимающийся обучением или воспитанием. (Учитель, воспитатель, преподаватель, педагог, наставник).

Маленький дом. (Домишко, хижина, лачуга, хибарка, халупа).

Люди, соединенные кровными узами. (Семья, родня, родственники, сородичи, клан, фамилия, семейство).

Испытывать страх. (Бояться, трусить, пугаться, опасаться, робеть, страшиться, дрожать от страха, трястись от страха.)

Перемешать предмет быстрым, резким движением. (Бросать, кидать, швырять, пулять).

Издавать громкие звуки. (Кричать, орать, вопить, галдеть, голосить, надрываться).

Лить слёзы. (Плакать, реветь, рыдать, обливаться слезами).

Воздействовать на кого-то страхом. (Пугать, запугивать, страшить, стращать, грозить, угрожать, давить).

Вести разговор. (Разговаривать, говорить, беседовать, болтать, толковать, балаболить, трепать языком).

Приводить человека в хорошее расположение духа. (Развлекать, забавлять, занимать, веселить, тешить, потешать).

Приводить всё в негодность. (Портить, ломать, разрушать, рушить, крушить, громить).

Нанести удар. (Ударить, стукнуть, двинуть, треснуть, долбануть).

Испытывать упадок сил после работы. (Устать, измучиться, утомиться, умориться, замотаться, изнемочь).

Обладать большой яркостью. (Светиться, блестеть, сверкать, сиять, искриться, бросаться в глаза).

Обладающий значительной величиной предмет, какой? (Большой, огромный, громадный, гигантский, впечатляющий, грандиозный).

Предмет, излучающий жар, какой? (Горячий, жаркий, жгучий, обжигающий, знойный, раскалённый).

Как говорят о человеке, который всё выполняет с большой скоростью? (Быстрый, проворный, торопливый, стремительный, молниеносный).

Тот, кто лишён жалости и сострадания, какой? (Жестокий, безжалостный, бессердечный, бесчеловечный, лютый, свирепый).

Когда человеку невесело, он какой? (Грустный, печальный, унылый, горестный, скорбный, безутешный.)

Если на предмет или на человека можно опереться, он какой? (Твёрдый, надёжный, незыблемый, крепкий, несокрушимый.)

Физически неразвитый человек, какой? (Хилый, чахлый, слабый, болезненный, худосочный, тощий, щуплый).

Небольшой по размерам предмет, какой? (Маленький, крошечный, крохотный, мелкий, карликовый, малюсенький).

Предмет, несущий в себе тайну, какой? (Таинственный, тайный, секретный, загадочный, потаенный, чудесный).

Труд, требующий большого напряжения, какой? (Напряженный, непосильный, тяжкий, тяжелый, каторжный).

Тот, кто обладает цепким умом, какой? (Умный, понятливый, толковый, смышлёный, разумный, головастый, башковитый).

Приобщить ребенка к подбору слов-антонимов (противоположных по значению) можно также при помощи сказки. Взрослый читает сказку, а дошкольник по контексту подбирает слова с противоположным значением.

Сказка «Кривое зеркало»

Когда-то давным-давно существовало Королевство Кривых Зеркал. Однажды его жителям надоело всё видеть в искаженном виде. Они собрали все зеркала и решили от них избавиться. Но как? Разбить – нельзя. Это может принести несчастье. Было решено отнести зеркала в глухое место: в тёмную и глубокую пещеру. Сказано – сделано. Вскоре о зеркалах и вовсе забыли.

Недалеко от пещеры жила старая колдунья. Увидев, что в пещеру что-то прячут, она решила туда наведаться. Взяла колдунья одно из зеркал, принесла домой и стала в него смотреться. Она не поверила своим глазам! На неё смотрела не старая, а … (молодая) женщина приятной наружности… В зеркале колдунья было совсем не толстая, а … (худая), не горбатая, а … (стройная). В жизни лицо колдуньи было злобным и мрачным, а вот отражение зеркала сделало его … (добрым) и … (весёлым). А уши, о чудо! Они стали не большими, а … (маленькими). Нос уже не был кривым и крючковатым, а стал на удивление …(прямым). Грязное платье колдуньи выглядело … (чистым), старые туфли — … (новыми), а длинная юбка — … (короткой). Налюбовавшись собой, колдунья решила прихватить из пещеры ещё и маленькое зеркальце, которое всегда можно будет носить с собой. Осуществив эту свою задумку, она стала повсюду испытывать волшебные свойства зеркальца. Шла колдунья как-то по лесу и встретила Волка. Конечно, испугалась. Вспомнила о зеркальце, посмотрелась в него и, в одночасье, из трусливой стала … (смелой, храброй). Направила зеркальце на Волка, и тот из свирепого и хищного превратился в … (смирного и миролюбивого). Тут на тропинку позади Волка выскочил крошечный Зайчишка. В зеркальце же он показался … (огромным). Увидев его изображение, Волк испугался и стремглав помчался прочь. Зайчишка от неожиданности замер на месте. Присмотрелся и он к своему изображению в зеркальце и очень удивился! Выглядел он не слабым и тщедушным, а … (сильным и могучим). Гордо вскинул Зайчишка свою ушастую голову и важно зашагал по лесу, всем своим видом давая понять, что он теперь никого не боится!

Колдунья научилась и погоду с помощью зеркал менять по своему усмотрению. Стоило направить их на небо, покрытое тучами, как погода из пасмурной и дождливой становилась … (ясной и солнечной). Но и это ещё не все чудеса. Старушка чувствовала, что и в ней самой стали происходить изменения. Например, была она жадной-прежадной, но, чем больше смотрелась в зеркальце, тем становилась всё более … (щедрой). С детства была она злой, а тут вдруг стала … (доброй). Мало того, из старой и уродливой она преображалась в … (молодую и красивую). Да, да! Об этом ей все стали говорить. В конце концов, из злой и сварливой колдуньи она превратилась в … (милую и добрую) Волшебницу.

Вот такие превращения случаются, если у вас есть волшебное зеркало и большое желание стать лучше.

А теперь, пусть и ваш ребенок представит, что в его распоряжение есть такое «кривое» зеркальце и попробует подобрать слова с противоположным значением вместе с вами. Игру «Кривое зеркало» лучше всего проводить с мячом. Вы заранее готовите список слов-антонимов. Произносите какое-то слово и бросаете мяч ребёнку. Он ловим мячик и вспоминает слово с противоположным значением. Произнося его, возвращает вам мячик. Игру можно проводить, согласуя подбор слов-антонимов с работой над какими-то звуками. Например, звуком «Р»: тихий – гРомкий, весёлый – гРустный, печальный – Радостный, чистый – гРязный. Или, «Ш»: узкий – Широкий, медлительный – Шустрый, тихий – Шумный, гладкий – ШерШавый. Естественно, слова с трудными звуками должен будет подбирать и произносить ребёнок. Сюда же можно добавить и работу над предложениями. Пусть ваш умник (или умница) составит фразу, используя пары слов-антонимов. Например: Пух легкий, а камень тяжелый. Дорога широкая, а тропинка – узкая.

Поверьте, дети очень быстро втягиваются во все эти словесные игры и без устали подбирают слова, составляют предложения. А речевые проблемы… Они со временем исчезнут. Но отнюдь не по волшебству, а под действием любви и понимания со стороны взрослых.

Желаю всем успехов!

Логопедическая игра-сказка «День Рождения бабушки»

Подлузская Елена Владимировна, учитель-логопед и воспитатель МАДОУ ДС КВ «Солнышко» Дятьковского района

Учителю-логопеду очень важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к изучаемым ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.

Логопедическая игра-сказка для дошкольников «День Рождения бабушки» предназначена для обработки у детей с нарушениями речи комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков и для пассивной артикуляционной гимнастики. Подобное закрепление материала во второй половине дня может служить дополнительным коррекционным материалом по развитию связной речи. Данная игра-сказка будет полезна не только учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных учреждений, но и родителям, которые заинтересованы в исправлении речевых нарушений у детей. Я надеюсь, что представленный материал поможет эффективно организовать коррекционно-развивающую работу и будет полезен в повседневном нелегком труде этих людей.

Жил да был в волшебном лесу на цветочной полянке маленький шмелек по имени Ширшуля. Он был очень добрым и всем дарил свою удивительную улыбку.

«Улыбочка»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться.

Повторить несколько раз.

Однажды ранним солнечным утром в День Рождения своей бабушки Шмеляши, Ширшуля решил преподнести ей подарок.

Он высунул свое жало хоботком, чтобы удобно было собирать пыльцу.

«Хоботок»

Инструкция к выполнению упражнения: вытянуть губы вперед (удерживать их в таком положении несколько секунд).

Чтобы крылышки хорошо летали – сделал зарядку и почистил зубки.

«Лопаточка» и «Иголочка»

Инструкция к выполнению упражнения «Лопаточка»: улыбнуться и открыть рот. Язык положить на нижнюю губу (удерживать его в таком положении несколько секунд).

Инструкция к выполнению упражнения «Иголочка»: рот открыть и высунуть узкий язык вперед (удерживать его в таком положении несколько секунд).

«Почистим зубки»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться и открыть рот. Языком по кругу провести по верхним и нижним зубам.

Повторить несколько раз.

«Ну, вот я и готов», — подумал Ширшуля. Он взял самую большую плетеную корзинку и полетел собирать одуванчики, напевая свою любимую песенку:

Жу –жу-жу ,жу-жу-жу

Я лечу и жужжу…

Погода стояла прекрасная, и желтые головки одуванчиков грелись на солнышке. Но вдруг подул легкий ветерок, и одуванчики начали наклоняться от дуновения вверх и вниз.

«Качели»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться, рот открыть. Язык поднять вверх, а потом опустить вниз.

Повторить несколько раз.

Ширшуля так увлекся этим занятием, что не заметил, как набрал полную корзину одуванчиков. Он посмотрел на лесные часики.

«Часики»

Инструкция к выполнению упражнения: рот открыть и улыбнуться. Язык тянуть в правую и левую сторону.

Повторить несколько раз.

Было уже поздно. На полянку надвигались сумерки.

Он так сильно трудился, что замарал крылышки в пыльцу от цветов и не мог лететь. Но шмелек не растерялся и стал прыгать с цветка на цветок, и пыльца осыпалась с крыльев.

«Лошадка»

Инструкция к выполнению упражнения: пощелкать языком.

Повторить несколько раз.

Ширшуля с радостью полетел домой к бабушке. Шмеляша очень обрадовалась и сказала, что это очень полезный подарок и что она сварит душистое варенье. Она накрыла кружевной скатертью стол, поставила старинный самовар, достала желтые чашечки и любимое вкусное варенье Ширшули из одуванчиков.

«Чашечка» и «Вкусное варенье»

Инструкция к выполнению упражнения «Чашечка»: улыбнуться, рот открыть. Язык поднять вверх в форме чашечки (удерживать его в таком положении несколько секунд).

Повторить несколько раз.

Инструкция к выполнению упражнения «Вкусное варенье»: улыбнуться, рот открыть. Языком облизать верхнюю и нижнюю губу.

Повторить несколько раз.

Так они и отпраздновали бабушкины именины, а наш маленький шмелек от усталости свернулся катушечкой и крепко уснул на коленях своей любимой бабушки.

«Катушка»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться, рот открыть. Язык выкатить вперед и обратно убрать.

Повторить несколько раз.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект логопедического занятия с детьми начальных классов с диагнозом ОНР

Конспект логопедического занятия с детьми 5-6 лет с ЗПР

Конспект НОД в старшей группе детей с тяжелыми нарушениями речи на тему: «Звуки С – З»

Оформление логопедического кабинета для дошкольников

Конспект НОД для детей старшей логопедической группы

Жил на свете мальчик Саша. Он очень любил бывать на кухне, кушать разные вкусности, и, обязательно, из самой красивой и чистой посуды. А вот мыть посуду он не очень любил: считал, что это далеко не мужское дело. Конечно, ополоснуть свою любимую кружку и тарелку, еще, куда бы ни шло, но вот мыть посуду после обеда за всех членов семьи – сущее наказание.

Правда «наказание» это было не каждый день, а лишь тогда, когда подходила очередь Саши. Однако всякий раз Саша старался найти предлог, чтобы избавить себя от этого занятия.

И вот однажды, когда в очередной раз, после обеда Саша самоотверженно мыл (а точнее, пытался себя заставить мыть) посуду, на подоконник открытого кухонного окна прилетела сорока и затрещала:

— Тебе что, делать нечего? На улице теплынь, а он с посудой как девчонка возится! Брось ее, да пойдем во двор играть!

Саша продолжал свое занятие.

— Что, у вас посуды мало? Вон, полный шкаф! Одной тарелкой больше, одной меньше…Никто и не заметит, – продолжала она настойчиво. Мальчик не сдавался. А сорока все свое:

— Не хочешь на столе оставлять, спрячь в корзину в чулане.

Саша возмутился:

— Если я не вымою посуду, мама огорчится. Я ведь мужчина и должен ей помогать. Ей нельзя расстраиваться, она у меня одна, и я ее очень люблю!

А сорока не унималась:

— А во двор огромную кучу свежего песка привезли. Ребята вон, какие башни налепили, только ты один дома сидишь!

Саше оставалось помыть всего два блюдца. Очень хотелось и во двор к ребятам.

— А может, и впрямь, никто не заметит, если я их в чулане спрячу, — подумал мальчик:

— Посуды у нас действительно много, где всю упомнишь?!

И Саша, поддавшись на уговоры сороки, спрятал блюдца в старую корзину в чулане и отправился играть.

Вечером за то, что он вымыл всю посуду, его похвалила мама и подарила ему шоколадное яйцо с сюрпризом. Саша безумно был рад подарку, но больше всего его радовало то, что мама ничего не заметила. Так в старой корзине в чулане посуда прибывала с каждым днем, а в доме никто ничего и не замечал.

Наступил Сашин День рождения! Еще накануне в дом были приглашены друзья. В холодильнике стоял огромный шоколадный торт. С самого утра Саша готовился к приему гостей. Он помог маме навести порядок в доме, убрал все свои игрушки, книги. Осталось только накрыть праздничный стол. Но Саша даже и не подозревал, какой его ждет «сюрприз».

Мама отлучилась в магазин за соком, который накануне забыли купить, а Саша должен был расставить тарелки и разложить приборы для гостей на праздничном столе. Только, открыв шкаф, мальчик с ужасом обнаружил, что он пуст. Да, да…абсолютно пуст. В нем не было ни блюдец, ни чашек, ни стаканов, ни тарелок, даже вилки и ложки пропали. Саша открыл другой шкаф – пусто. Ни кастрюль, ни сковородок…

Саше стало страшно. «Куда же они все подевались?» — подумал он:

— Наверно это я их чем-то обидел?

Тут он вспомнил, что в чулане в корзине, есть некий запас, правда, немытой, но все же посуды. «Если очень постараться, то до прихода гостей ее можно будет успеть и помыть», — подумал Саша. Мальчик радостно побежал в чулан. Какой ужас он испытал в этот момент, известно только ему. Корзина была абсолютно пуста. Чаепитие было под угрозой срыва. Как объяснить гостям куда, а главное, почему пропала посуда? Какой стыд! Скоро вернется мама. А потом придут гости…

В это время за окном на ветке затрещала сорока:

— От нашего Федорки убежали все блюдца и ложки, ускакали чашки, стаканы, чайник!..

Сорока не унималась, а по Сашиным щекам бежали слезы: он прекрасно понимал, что посуда убежала от него, от неряхи.

Но слезами горю не поможешь. И тут Саша вспомнил, что у него в шкафу есть книжка «Федорино горе». Он побежал в комнату, нашел ее и стал перечитывать по слогам… Да, пожалуй, он действительно Федорка, у которого случилось горе. Он вернулся на кухню и вслух стал напевать песенку Федоры, но уже на свой лад:

«Ой вы, бедные сиротки мои,

Блюдца и чашки мои!

Вы подите-ка, немытые, домой,

Я помою вас горячею водой.

«Пемолюксом» с «Фейри» вас почищу,

И вы будете опять,

Словно солнышко, сиять!»

В это время раздался звонок в дверь. Саше уже было не до гостей. Он заглянул в глазок и увидел почтальона, дядю Пашу из соседнего дома, с огромной коробкой в руках. Почтальон настойчиво позвонил еще раз. Саша открыл дверь и поздоровался.

— Здравствуйте, здравствуйте, молодой человек! А вам посылочка, распишитесь вот здесь.

Обычно за посылки расписывалась мама, но сейчас ее нет. Немного подумав, Саша написал в бланке свое имя печатными буквами.

— Отлично! – сказал дядя Паша, вручая коробку Саше. – Веселого тебе Дня рождения!

— Спасибо! – ответил Саша. И ему стало немного обидно, ведь День рождения обещал быть далеко невеселым.

Коробка была очень тяжелой, и Саша решил ее открыть прямо здесь, у порога.

— А от кого же она? — Саша по слогам стал читать адрес отправителя:

— Ба-буш-ка Фе-до-ра… Ну, ничего себе!

Саша раскрыл посылку, а там… блюдца, чашки, ложки, чайник для заварки и его любимые чашки и кружка! Все помытые, блестящие, как будто только из магазина.

Праздник был спасен. А посылка от бабушки Федоры была в этот День рождения самым важным и нужным подарком.

С тех пор ни одна ложка, ни одна чашка после еды в этом доме не ждут, когда их помоют. А мытье посуды Саша теперь считает именно мужским занятием, ведь только мужчина успевает все и никогда не пропустит ни одной мелочи.

Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!

ЛОГОСКАЗКИ — КАК ВИД КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ Н.М. Переславцева учитель-логопед НДОУ 102 ОАО «РЖД» (г. Воронеж) Проблема речевого развития и речевого воспитания одна из самых значимых в современном детском саду. Считается нормой, если первые слова у ребёнка появляются в возрасте около года, а между тем, многие дети начинают говорить после 2,5-3 лет. С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования к детям. Чтобы помочь им справиться с возникающими сложными задачами, нужно позаботиться о современном и полноценном формировании у них речи. Что следует делать, чтобы речь у ребёнка развивалась правильно, вовремя, чтобы малыш рос коммуникабельным, активным, деятельным, гармонично развитым человеком? Проведя педагогические наблюдения за детьми своей группы, выявила большое количество детей с бедным словарным запасам. Дополнительное обследование учителя-логопеда выявило 85% детей с нарушениями звукопроизношения. На основании диагностики мы пришли к выводу о необходимости совместной работы воспитателя и учителя-логопеда, направленной на развитие артикуляционного аппарата, звукопроизношения, мелкой и общей моторики, развитие воображения, памяти детей. Учителю-логопеду и воспитателю важно обеспечивать в совместной деятельности положительный настрой и поддерживать интерес к изученным ранее упражнениям, сохранять в памяти полученные знания, актуализировать их в новой ситуации. Конечно, хорошим помощником в этой работе может стать сказка. С давних пор сказки были одним из широко распространенных жанров устного поэтического творчества. Уходя своими корнями в фольклор, и веками впитывая человеческую мудрость и жизненный опыт многих поколений, сказки всегда воспринимались с большим интересом. Это неослабевающее

внимание вызывается тем, что сказкам свойственны богатство идейного содержания, познавательно-дидактическая сущность и неизменная художественная выразительность. Исследователями (А.В.Запорожец, Л.А.Венгер, О.С.Ушакова, Л.Н.Павлова, В.В.Гербова) предполагается, что сказка как эпический жанр может являться приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане. Сказки прочно вошли в детский быт. Однажды, придя к малышу, сказка остается с ним навсегда как чудо, как радость, как память. Для решения проблемы мной был разработан проект «Логосказки». Логосказки способствуют развитию всех сторон речи, воспитанию нравственных качеств, а также активизации психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения). Выделяют несколько видов логосказок: Артикуляционные (развитие дыхания, артикуляционной моторики). Пальчиковые (развитие мелкой моторики, графических навыков). Фонематические (уточнение артикуляции заданного звука). Лексико-грамматические (обогащение словарного запаса, закрепление знаний грамматических категорий). Сказки, способствующие формированию связной речи. Сказки для обучения грамоте (о звуках и буквах). Для постановки сказок подходят различные виды театров, такие как: с куклами на палочках; рукавичковый; картонажный; бибабо и др. Кроме того, при помощи логосказок осуществляется интеграция различных видов деятельности таких как: развитие речи, игровая, коммуникативная, театрализованная, музыкальная, физкультурнооздоровительная.

При использовании логосказки решаются следующие задачи логопедической коррекции коммуникативной сферы: -развитие диалогической и монологической речи; -повышение эффективности игровой мотивации детской речи, её художественно-эстетической направленности и наполненности; -коррекция и развитие психологической базы речи, взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов; -создание благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребенка посредством общения со сказкой; — приобщение детей к красоте, точности и глубине художественного слова к прошлому и настоящему культуры, народному фольклору; — осуществления сотрудничества учителя-логопеда и воспитателя с детьми и друг с другом на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия участников образовательного процесса, создание атмосферы взаимопонимания и взаимопомощи. Логосказки могут применять в своей работе, как логопеды, так и воспитатели логопедических и общеобразовательных групп. Цель моего проекта: создание условий для ранней пропедевтики речевых нарушений у детей через игровую деятельность. Задачи: 1.Систематизировать методический и дидактический материал по темам логосказок. 2.Разработать цикл логосказок и апробировать их в практике работы. 3.Обогатить предметно-развивающую речевую среду в логоцентре и группе.

Работа проводилась поэтапно. 1. Совместная работа логопеда с детьми (разучивание стихов, скороговорок, считалок, пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики). Познакомили детей с дидактическим пособием «Язычок-звуковичок». Вместе с ним выполняли игровые упражнения на развития речевого аппарата («чашечка», «лошадка», «грибочек» и т.д.). В совместных играх упражнялись правильному, плавному вдоху и выдоху, развивали мелкую и общую моторику (использовали такие игры, как: «Пальцы дружная семья», «На горе мы видим дом», «Дорожка», «Волшебные шнурочки». Игры на развитие слухового внимания: «Отгадай, что звучит?», «Угадай, что делать?». Игры для развития плавного ротового выдоха («Бумажный флажок», «Музыкальный пузырёк»). 2. Закрепление знакомого речевого, артикуляционного, кинезиологического материала в самостоятельной деятельности детей. 3. Совместная работа воспитателя, родителей, детей, в подготовке и изготовлении атрибутов. 4. Совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и логопеда в подборе музыкального материала. 5. Как промежуточный итог в конце месяца проводилась совместная игровая деятельность — логосказка. Логосказки проводились в группе, в музыкальном и спортивном зале, там, где дети свободно двигались, выполняли различные задания, закрепляли навыки и умения, полученные в ходе совместной предварительной работе. Я разработала цикл логосказок и апробировала их в проекте. В результате работы у 44% детей улучшилось звукопроизношение, фонематический слух, обогатился словарный запас. Предлагаю вам одну из сказок «Путешествие с гномом Сладкоежкой» Это сказка требует не пассивного созерцания и прослушивания, а активного участия в ходе повествования. В сказке развиваем крупную и мелкую моторику пальцев рук,

активизируем движения органов артикуляционного аппарата, развиваем воображение фантазию и память. Воспитываем нравственные качества. Дети участвуют в разрешении спорной ситуации, побуждаются к формулировке вопросов, помогают находить правильный ответ. Учатся слушать друг друга, быть внимательными к собеседнику, сопереживать близким, находить позитивный выход из конфликтной ситуации. Буду рада, если наша сказка окажет помощь логопедам, воспитателям. ЛОГОСКАЗКА «Путешествие с гномом Сладкоежкой». ЗАДАЧИ: Развитие подвижности артикуляционного аппарата; Активизация речевого дыхания и совершенствование фонематического слуха; Подбор слов-антонимов и добавление рифм в чистоговорки; Развитие творческого воображения и связной речи; Координировать речь с движением; Воспитание нравственных качеств. ОБОРУДОВАНИЕ: Магнитофон 1-ая запись — звуковое письмо 2-ая запись — голос Бабы Яги. ДЕКОРАЦИИ: Зал стилизован под волшебный лес. Ёлка; Картинки-загадки; Весёлый мячик; Кочки рифмовки, гора наоборот; Схема сказок; Волшебная конфета; Конфеты по количеству детей. ГЕРОИ: Весёлый язычок; Гриб-звуковичок; Гном-сладкоежка. РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

Картинки с овощами, фруктами. Логопед: — Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Гости дорогие, важные такие. В зале здесь у нас сидят, Строго так на всех глядят. -Вглядитесь в лица наших гостей. Они действительно строгие и серьёзные? Нет?… А какие?… Попробуйте подобрать слова для определения выражения их лиц (спокойные, улыбающиеся, внимательные, добрые, весёлые, открытые ) И не строго, а с улыбкой Очень теплой и простой, Гости нас встречают с вами Чем ответим? ДО-БРО-ТОЙ. -Давайте пожелаем гостям доброго утра. Скажем вместе «Доброе утро»! -Ребята к нам в детский сад пришло необычное письмо. От кого бы вы думали?… Письмо от доброго волшебника НЯМ-НЯМА из сказочной страны СЛАДОСТЕЙ. Только вот у НЯМ-НЯМА случилась беда. Злой волшебник испортил все сладости и превратил их в пустые фантики. Жителям страны Сладостей грозит голод. НЯМ-НЯМ просит нас о помощи. — Мы с вами отправимся в путешествие, полное опасностей, препятствий и приключений. Дорога проведёт нас через заколдованный лес. А чтобы мы не сбились с пути, из сказочной страны к нам прибыл добрый помощник. Это ГНОМИК СЛАДКОЕЖКА. Вот он спит.устал и немного вздремнул. Давайте его тихонько разбудим с помощью нашей ИГРЫ «ГНОМИК»: Как в огромнейшей горе (показать руками гору), Дремлет гномик на горе (ладошки), Всходит солнце над горой (изобразить шар), Словно шарик золотой. Поют птички: «чик-чирик»! (сложить пальцы в клюв), Лежебока, встань не спи! (по очереди соединять и раскрывать большой и остальные пальцы). Гном не слышит песни той, Спит и спит весь день-деньской (махнуть рукой). Но вот усатенький жучок (пошевелить пальцами).

По шее, к щёчкам побежал (пальчики по шее побежали), Усами нос пощекотал И скрылся в миг под колпаком (по голове подушечками пальцев), — «Апч-хи, апч-хи» (прикрыть рот ладошкой) Гном: — Здравствуйте, ребятки! Логопед: — Здравствуй, Сладкоежка! Я рассказала ребятам про письмо, про заколдованный лес. Мы готовы помочь жителям сказочной страны. Гном: — Хорошо, тогда последнее условие: на каждой остановке после выполнения задания нужно найти вот такие бумажные конфеты и сложить их в этот конвертик. Если в конце путешествия эти фантики превратятся в настоящие значит всё сделали правильно и помогли жителям сказочной страны. -Тогда в путь — дорогу! (под музыку). Перед нами опушка леса. Здесь живёт ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК. Он скажет волшебные слова «крекс-фекс-пекс» — и наши язычки превратятся в «ЧАСИКИ». Улыбнитесь и приоткройте рот. Наш язычок стал «МАЯТНИКОМ». -Вы играть в часы готовы? Словно маятник часов Язычок качает так: Тик-так, тик-так. А теперь наш язычок покачаемся на «КАЧЕЛЯХ» (показывают ладонью). -На качелях я качаюсь И всё выше поднимаюсь Вверх-вниз, вверх-вниз. -А теперь мы «МАЛЯРЫ» Потолок покрасим мы (показ рукой). Плавно двигается язычок, как кисточка маляра. -А теперь Весёлый язычок предлагает нам спеть «песенки гласных звуков» Открываем мы глаза. Вдох — и тянем долго А-А-А. Утром солнышко взошло. Снизу вверх мы тянем О-О-О. Днём по горкам едем мы Ы-Ы-Ы. Ночью смотрим на луну,

Вам нужно закончить предложение, подобрав слово, противоположное по смыслу: ЗАЯЦ ТРУСЛИВЫЙ, А ЛЕВ. СУП ГОРЯЧИЙ, А МОРОЖЕНОЕ СОБАКА СЫТАЯ, А ВОЛК ВОЗДУШНЫЙ ШАР ЛЁГКИЙ, А ГИРЯ. — Молодцы! Не забудьте взять бумажные конфеты! Дальше ёлка на пути- Нам её не обойти! А на елке растут не шишки, а овощи и фрукты. А какие мы сейчас узнаем с помощью вот этих картинок (дети в парах с помощью карточек-моделей задают друг другу вопросы и отгадывают, что нарисовано на картинке: груша, яблоко ) Гном: Молодцы, можно двигаться дальше — Мы снова вышли на опушку эта опушка заколдованных сказок. Сказки спрятаны в этих рисунках. Нам нужно расколдовать эти сказки назвать сказку и рассказать её. ( «Репка», «Три медведя», «Золушка» ) — Молодцы! Логопед:- ну вот мы и выполнили все задания. Прошли все испытания. Собрали много бумажных конфет. Гном: А теперь проверим, помогли ли доброму волшебнику НЯМ- НЯМУ Логопед: А как? Гном: — с помощью волшебной конфеты. Закройте глазки. Вот эта конфета. Смотрите! Сейчас она пустая. Высыпайте в неё бумажные конфетки закрываем если наши бумажные конфеты превратятся в настоящие, значит, помогли НЯМ- НЯМУ (МУЗЫКА ЗВУЧИТ) Гном: — Я конфетку покручу, Если справились с заданием Вас конфеткой угощу — Ура! Получилось. Значит, в мою волшебную страну вернулись сладости. Спасибо ребята. Угощайтесь!! Логопед: И тебе спасибо Гномик, спасибо за интересное путешествие. До свиданья!!! А всех гостей мы приглашаем отведать сладости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *