Лукавый человек

лука́вый

сущ., м., употр. сравн. часто

нар. лукаво

1. Лукавым называют человека, который может скрывать от других свои мысли, чувства и планы с какой-то целью. Лукавый человек, враг.

3. Лукавыми называют слова, идеи, которые убеждают нас сделать то, чего делать не следует. Лукавые рассуждения. | Своими лукавыми речами он опутал простого человека.

4. Если вы делаете что-то не мудрствуя лукаво, значит, вы не усложняете дело, действуете простым и понятным методом. Группа «Pulp» не мудрствуя лукаво решила назвать свой новый музыкальный альбом довольно просто — «Pulp». | Попробуйте подойти к вопросу не мудрствуя лукаво.

• лукавость сущ., ж.

сущ., м., употр. нечасто

1. Лукавым называют чёрта, дьявола. А лукавый-то, а Сатана не над вами, не под землей, в горячем своём цеху, а в скучном пиджачке и мятых брючках посетителя, явившегося к вам. | Лукавый вооружил его льстивым языком, властью подавлять слабых и многими другими дарами.

2. Если вы говорите, что вас лукавый попутал, вы имеете в виду, что вы совершили поступок, который не хотели и который не надо было совершать, и теперь жалеете об этом; разговорное выражение. Вы утверждаете, если я не ошибаюсь, что вас лукавый попутал.

3. Если вы говорите, что вас лукавый дёрнул сделать что-то, вы хотите сказать, что сделали что-то плохое, вредное или ненужное неожиданно для себя, чего не надо было делать, и теперь, возможно, жалеете об этом; разговорное выражение. Вот одного дёрнул лукавый облить тётку сзади водою. | Никто другой, как лукавый его дернул: захотелось ему, не осмотревшись хорошенько, поцеловать в темноте девушку.

4. Если вы говорите, что какая-то мысль (или поступок) от лукавого, вы хотите сказать, что эта мысль (или этот поступок) чрезмерно сложна, тогда как эта сложность совсем не нужна, а может быть, и вредна. Рыба ищет, где глубже, человек, где лучше, всё прочее — от лукавого.

Толковый словарь Дмитриева

Сканворд 15×20

По горизонтали: Эстафетный отрезок. Место сражений гладиаторов. Мамаша ягнёнка. Телефонный возглас. Пресноводная рыба. Геодезический инструмент. Что-то с чем-то. Город в Боливии. Сорванец, малявка. Масличное растение. «Поцелуйный» церковный праздник. Частица вещества. Головной убор. Осёл и лошак или мул. Вечнозелёное тропическое дерево. Вечнозелёное хвойное дерево. Отсутствие света, мрак. Спутник Нептуна. Белковый катализатор. Объект паломничества верующих. Делитель раундов. Небольшой ресторан. Острая вирусная болезнь. Яблочный праздник у христиан. Музыкальное произведение. Немецкий автомобиль. Вьющаяся прядь. Любитель крови. Популярный напиток. Родной город д’Артаньяна. Провинция Испании. Карлик среди буйволов. Химический термин. «Много обещающие» карты. Действие, вводящее в заблуждение. Колющее оружие комара. Преграда, препятствие. Хлебороб из Спарты. Город в Южной Америке.

По вертикали: Искусственный мрамор. Мужчина на дамском содержании. Военное наступление. Древнерусский князь. Историческая область во Франции. Заблуждение. Ловушка для ветра. Инертный газ без цвета и запаха. Клеймо на золоте. Музыкальное произведение. Древнегреческий сосуд. Курс судна относительно ветра. Госпиталь в полевых условиях. Музыкальное произведение. Кипение страстей. Премия академии российского телевидения. Злое лукавство. Появление слепышей у Мурки. Стирание здания с лица земли. Сосуд терпения. Протока в пойме реки. Одноглазое зло. Город на реке Сомма во Франции. Часть христианского храма. Млекопитающее семейства кошачьих. Персонаж известной сказки. Латы на груди и спине. Бедствие в ванной. Поклажа на верблюде. Отсутствие смысла в бесконечной суете. Венгерская порода пастушьих собак. Команда собакам. Хмурое от туч. Сообщение, отчёт. Чёрная птица. Болезнь, нарушение развития костей. Река во Франции, приток Сены. Сетка для муки. Глаз из пословиц.

Ответы на сканворд:

Главная христианская молитва – «Отче наш». Еще ее называют Господней молитвой, потому что ее в Евангелии продиктовал (Мтф. 6, 9-13; Лук. 9. 2-4) и заповедал ею молиться сам Христос.

Заканчивается она мольбой к Богу «И не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Интересно, что в греческом оригинале Евангелия лукавый обозначен как πονηρός (ponēros), что в переводе на русский означает «плохой», «злой», «дурной», «скверный». То есть, в этом греческом слове присутствуют преимущественно смыслы испорченности, зла, худости, а не коварства и хитрости, как в русском слове. Также и в латинском варианте молитвы (Paternoster) говорится «но освободи нас от злого (или от зла)»: Sed libera nos a malo.

Вообще слово «лука» в русском языке означает изгиб чего-либо, например, реки (не путать с именем Лука греческого происхождения). В переносном смысле наименование дьявола лукавым указывает на его нравственную искривленность и лживость.

Впрочем, в этом смысле слово «лукавый» не так уж сильно отличается от буквального значения греческого слова «дьявол» – клеветник. Коварство и хитрость, лукавство – непременные спутники клеветы.

Интересно также то, что под «злым» или «лукавым» в молитве можно понимать как дьявола, так и зло как таковое, и тогда это слово можно воспринимать просто как прилагательное «злое» (или «лукавое»). И в этом нет никакого противоречия или неясности. Дело, на мой взгляд, в том, что христианство – это религия личности и личностная. В ней добро и зло не абстрактные, внеличностные принципы на манер высших философских категорий. Богу как Личности, единственному источнику добра и бытия противостоит тоже личность – дьявол. Христу противостоит Антихрист.

(в этом греческом слове есть игра слов, оно одновременно значит и «противник Христа», и «вместо-Христос», тот, кто заступил на место Христа).

Действительно, вне Христа и признания его Богом никакое христианство невозможно, просто немыслимо. Поэтому, например, когда говорят, что в христианстве главное – это нравственность, мораль, ученик о добре, это величайшая ошибка. Не просто выхолащивание христианства, а отказ от него. Христианство – это, конечно, и учение о добре, о том, как жить по совести. Но главный источник этого учения, его носитель – это Христос. Эту мысль в нарочито парадоксальной форме выразил великий русский писатель Ф.М. Достоевский: «Если бы как-нибудь оказалось… что Христос вне истины и истина вне Христа, то я предпочел бы остаться с Христом вне истины».

Также и зло – не только абстрактная категория или просто общее понятие, у него есть конкретный носитель – дьявол и подчиняющиеся ему бесы. Неверие в них, в их реальное существование также означает настоящий отказ от христианства.

Напоследок же я процитирую высказывания Иоанна Златоуста о лукавом из «Отче наш»: «Лукавым же здесь называет Христос диавола, повелевая нам вести против него непримиримую брань и показывая, что он таков не по природе. Зло зависит не от природы, но от свободы. А что преимущественно диавол называется лукавым, то это по чрезвычайному множеству зла, в нем находящегося, и потому, что он, не будучи ничем обижен от нас, ведет против нас непримиримую брань. Поэтому Спаситель и не сказал: «избави нас от лукавых», но — от лукаваго,— и тем самым научает нас никогда не гневаться на ближних за те оскорбления, какие мы иногда терпим от них, но всю вражду свою обращать против диавола как виновника всех зол».

На анонсе фрагмент картины Фра Беато Анджелико «Страшный суд»

Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ… (7, 6). Источник.

Тот лицемер, кто напоказ принимает чужое лицо; будучи рабом греха, надевает маску свободного (7, 6). Источник.

Не видишь ли, какое зло – лицемерие? Оно – плод зависти, потому что двоедушие бывает в людях по большей части от зависти. Скрывая в глубине ненависть, завистники притворяются любящими и подобны подводным скалам, прикрытым водой и причиняющим неосторожным непредвиденное зло. Святитель Василий Великий (7, 165). Источник.

Не смешон ли стал бы для тебя ворон… если бы он, окрасившись белым, стал представлять из себя лебедя?.. И если человек низких нравов величается благородством, заслужит ли он уважение? Святитель Григорий Богослов (15, 212). Источник.

Авва Аполлос не одобрял носивших вериги и принимавших вид особенного внешнего благоговения. Такие люди, говорил он, делают это напоказ и впадают в лицемерие. Лучше постом утомить тело, а добродетели творить втайне. Если же у нас нет подвигов, то, по крайней мере, сохранимся от лицемерия. Авва Аполлос (82, 69).

… В России многие святые носили вериги. При особенной простоте и преобладании телесного подвига в русском монашестве, ношение вериг не имело того значения, которое оно должно было иметь в древнем монашестве. Это монашество подвизалось по преимуществу подвигом душевным, и были наиболее опасны (ему)… душевные страсти, особенно высокоумие… Святитель Игнатий (Брянчанинов) (82, 69).

Всеми силами старайся не произносить устами одного, имея Другое в сердце (82, 144). Источник.

Тяжко состояние, когда на устах святость, а в сердце беззаконие и злоба (82, 144). Источник.

Кто имеет одно в сердце, а другое на языке по лукавству, того молитва и подвиги суетны. С такими не своди знакомства, чтобы не заразиться их ядом и скверною. Друзьями твоими да будут незлобивые и сделаешься участником их чистоты и славы (82, 185). Источник.

Восхождение на крест совершается после того, как заградятся уста фарисеям и саддукеям. Саддукеи служат образом неверия и безнадежия, фарисеи же – образом лукавства, лицемерия и тщеславия. Преподобный авва Исаия (82, 190). Источник.

Только если почитатели Бога проводят добродетельную жизнь, прославляют Его словами и делами. Он возвеличивается. Конечно, это не значит, что возрастает Его собственное величие. Но через почитающих Его и через Его великие и разнообразные дела в творении и промышлении о мире величие Его открывается и неверующим в Него (39, 740).

«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк. 13, 15). Справедливо называет начальника синагоги лицемером, ибо он показывал себя хранителем Закона, а внутренне был хитрецом и завистником: не потому негодует, что нарушается суббота, а потому, что прославляется Христос. Святитель Иоанн Златоуст (116, 157). Источник.

Все обращают внимание не на то, что мы говорим, а на то, что делаем, и по делам произносят приговор, если не явно, то в сердце. Поэтому надо иметь и жизнь, соответствующую слову, и правила жизни, согласные с учением, чтобы, побеждая на словах, не быть побежденными в делах (50, 98).

Не словами… надо очаровывать слушателей, но деятельностью вести за собой видящих жизнь твою. Преподобный Исидор Пелусиот (52, 278).

Что такое лицемерие? По слову Христову, лицемеры уподобляются «окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты» (Мф. 23, 27). Лицемеры – «оцеживающие комара, а верблюда поглощающие» (Мф. 23, 24), то есть малые грехи замечающие, а великие ставящие ни во что. Лицемер тот, кто собственный прибыток считает выше закона совести; лицемер тот, кто иное содержит в сердце, иное на языке, кто имеет наружность святую, а внутренность беззаконную. Лицемер тот, чья сущность разодрана надвое, тот, кто сам с собою не согласен. Лицемер – выродок, имеющий образ человеческий, а мысли бесовские… Он закрывает от нас истину или, еще хуже, выдает ложь за истину, обман за мудрость, хитрость за благоразумие, обиду другого за правосудие, развращенность за похвальную благопристойность, а тем смешивает Небо с землей и все дела человеческие заполняет мраком и извращением. Платон, митрополит Московский (105, 356–357).

Называешь Бога Отцом, Господом, Царем, Защитником и Помощником, как в молитве Господней, псалмах и прочих песнях верные Ему молятся и поют; хорошо, это признак веры. Верным Он – Отец, Господь, Царь, Защитник и Помощник. Но смотри, стараешься ли Ему, как Отцу, проявлять послушание и подобный Ему нрав иметь? Сын подобен Отцу. Работаешь ли Ему, как Господу своему? Не работаешь ли маммоне (Мф. 6, 24) и прочим идолам? Не царствует ли над тобою грех, когда Царем своим Его называешь? Не ищешь ли защиты и помощи у сынов человеческих и прочего создания? Слышишь, что Бог об устном исповедании, но не исходящем от сердца, с которым сердце не согласуется, говорит через пророка: «приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня» (Мф. 15, 8; Ис. 29, 13). – Говоришь: «Верую… во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия», – хорошо. Но приемлешь ли сердцем Его святое Евангелие? Следуешь ли Его учению, написанному в Евангелии? Не стыдишься ли смирения, нищеты, терпения Его? Несешь ли крест свой, который всем верным предлагает Он: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16, 24). Святитель Тихон Задонский (104, 909–910).

«Берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие» (Лк. 12, 1). Отличительная черта лицемерия – делать все напоказ. Действовать на глазах других не есть еще лицемерие, потому что большая часть обязательных для нас дел и должны быть совершаемы для людей, следовательно, среди них и на виду у них. Хоть и лучше поступают те, которые ухищряются все делать тайно, но не всегда это возможно. Потому-то действующих на виду нельзя тотчас укорять в желании быть только замеченными или действовать напоказ. У них может быть искреннее желание делать добро, а то, что это видно другим, – необходимое следствие дел, совершаемых внешне. Лицемерие начинается с того момента, когда является намерение не добро делать, а только показать себя делающим добро. И это опять не всегда бывает преступно, потому что может быть минутным набегом помыслов, которые тотчас замечаются и прогоняются. Но когда имеется в виду установить за собою репутацию делающего добро, то тут уже лицемерие, которое глубоко входит в сердце. Когда же ко всему этому присоединится еще скрытая цель пользоваться и выгодами подобной репутации, тут уж лицемерие во всей своей силе. Смотри же всякий, чего требует Господь, когда заповедует беречься «от закваски фарисейской». Делай добро по желанию добра другим, по сознанию на то воли Божией, во славу Божию, а о том, как взглянут на то люди, не заботься – и избежишь лицемерия. Святитель Феофан Затворник (107, 371–372).

Из лицемерного поведения возникают образ мыслей и учение фарисейские; учение и образ мыслей фарисейские воспитывают лицемера (108, 420). Источник.

Главный отличительный признак лицемера, первая стрела, пускаемая им на ближнего, есть соблазн и истекающее из соблазна осуждение ближнего (108, 422). Источник.

Как червь, зародившийся внутри плода, истребляет всю внутренность плода, оставляя только его оболочку, так и лицемерие истребляет всю сущность добродетели (111, 68). Источник.

Лицемер, страдая не очень заметными для людей страстями… прикрывает их лицемерием и притворством, неспособен признать себя грешником, как неспособен к этому сатана (111, 277).

Лицемер, стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели (111, 275). Источник.

Осуждение ближнего – признак лицемерия, по всесвятому указанию Евангелия (111, 278). Источник.

Мы все – грешники. Всякое выставление себя праведником, и прямое и косвенное, есть лицемерие. Святитель Игнатий (Брянчанинов) (111, 278). Источник.

Когда мы (монахи Нитрийской пустыни) пришли, блаженный Иоанн Ликопольский приветствовал нас, обращаясь к каждому с веселым лицом, а мы прежде всего попросили его помолиться о нас. Потом он спросил, нет ли с нами кого-нибудь из клириков? Мы отвечали, что нет. Но он, осмотрев всех, узнал, что между нами есть диакон. Диакон скрывал свой сан по смирению, считая себя, в сравнении с такими святыми, едва достойным имени христианина, не только этого сана. Указав на него рукой, преподобный сказал: «Вот диакон». Когда же он продолжал отказываться, святой, взяв его за руку, облобызал его и, вразумляя, сказал: «Чадо! не отвергай благодати Божией и не лги, отрицая дар Христов. Ложь чужда Христу и христианину, будь она сказана по малому или по важному поводу. Если даже для доброй цели говорят ложь, и это не похвально, ибо ложь, по слову Спасителя, от диавола (Ин. 8, 44)». Диакон принял кроткое обличение старца. Лавсаик (74, 132–133).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *