Лужецкий монастырь

Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку.

Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV – нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.

Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.

В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Святейший Патриарх Алексий II.

Началась кропотливая работа по восстановлению соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Пришлось заново реставрировать кровлю, покрывать купола, устанавливать кресты. Воссоздание галереи собора началось с устройства парадного крыльца. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия, но сохранились и были отреставрированы лишь фрагменты росписи, позволяющие говорить о том, что одной из тем древней настенной живописи собора были сцены из Апокалипсиса. Современные мастера иконописи завершили работу над четырехъярусным иконостасом. Выпускниками Санкт-Петербургской академии художеств написана икона «Преподобный Ферапонт в житии» с шестнадцатью клеймами, на четырех из которых мы видим современников и сомолитвенников святого: святителя Феодора, архиепископа Ростовского, преподобных Сергия Радонежского, Кирилла и Мартиниана Белозерских. Уникальность иконы состоит в том, что на одном из ее житийных клейм впервые изображено событие новейшей церковной истории – обретение святых мощей преподобного Ферапонта. Храмовая икона «Рождество Пресвятой Богородицы», как и весь иконостас, написана заново и тоже имеет свою особенность – клейма со списками наиболее чтимых икон Божией Матери.

К 190-летию Отечественной войны 1812 года в местном ряду иконостаса появилась икона, какой прежде в Можайске не существовало – «Можайские святые». На ней изображены стоящими «на воздусех» над святыми храмами Можайской земли: покровитель города святитель Николай Мирликийский с мечом и градом в руках; святители Макарий, митрополит Московский, и новомученик Димитрий, архиепископ Можайский; новомученик протоиерей Константин; благоверные князья Феодор Смоленский и Димитрий Донской, начинавшие некогда княжить в Можайском уделе; преподобные Ферапонт Можайский и Рахиль Бородинская. Над святыми изображены два ангела, несущие явленную в 1413 году вблизи Можайска Колоцкую икону Божией Матери.

Здесь, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в резной деревянной раке покоятся теперь мощи основателя монастыря преподобного Ферапонта Белозерского и Можайского чудотворца. Восстановление церкви его имени – дело будущего.

Ни один из старых монастырских колоколов не сохранился, но уже на средства благодетелей отлиты новые колокола, в том числе полутонный и тонный. В нижнем ярусе колокольни устроена часовня для поминовения усопших. Распятие из белого итальянского мрамора для нее подарил народный художник России скульптор Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский в память о своем предке, князе Федоре Федоровиче Вадбольском, в иночестве Феодосии, который с 1702 по 1704 год был настоятелем Лужецкого монастыря. Но, как оказалось, и более давний предок дарителя также имеет отношение к монастырской истории. Княжеский род Вадбольских происходит от князей Белозерских, которые в XIV веке стали подчиняться Московскому князю. Интересно, что князь Юрий Васильевич Белозерский-Сугорский был тем самым наместником Можайского князя Андрея Дмитриевича, который и уговаривал преподобного Ферапонта оставить Белоозеро и прийти в Можайск.

В Лужецком монастыре на месте разоренного безбожниками некрополя водружен поминальный деревянный крест с надписью: «Блаженной памяти священноиноков, всей братии, строителей и благоукрасителей». Вырезан он за много верст от Можайска, – верст, что были пройдены преподобным Ферапонтом шесть столетий назад. Резали крест на Белом озере, в монастыре его друга и спостника преподобного Кирилла.

В 1686 году патриарх Иоаким сделал богатый вклад в монастырскую ризницу – напрестольное Евангелие, обложенное золоченым серебром. «У сего Евангелия передняя дска серебряная золоченая, хорошей чеканной работы, до 4 фунтов весом, а корешок и задняя дска тоже чеканные, золоченые, но медные; оно в большой лист, печатано в 1681 году», – так описывал в конце XIX века это святое Евангелие летописец монастыря архимандрит Дионисий. После революционных потрясений XX века богатейшая ризница монастыря перестала существовать. Имеется свидетельство о том, как в безбожные годы с богослужебных книг XVI–XVIII веков срывались драгоценные оклады. Святое Евангелие без оклада многие годы пролежало невостребованным и неузнанным в одном из двух незакрывавшихся храмов Можайска – церкви Илии Пророка. Потом, уже на исходе XX века, его переплели и передали в Лужецкий монастырь. 12 января (30 декабря по старому стилю) 2000 года, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, патриарший дар впервые оказался на престоле Преображенского храма. За Божественной литургией при чтении указанного зачала игумен монастыря обратил внимание на написанное старыми чернилами внизу страницы слово. Оно оказалось началом вкладной записи. Вся запись на сорока страницах гласила: «Сию книгу великий Кир Иоаким Патриарх Московский и всея России и северных стран даде во обитель Пресвятыя Богородицы в храм честнаго Ея Рождества в Лужецкой монастырь иже есть во граде Можайске в вечное поминание по родителех своих от мироздания 7104 лета месяца марта и из тоя обители книга сия да не похитится ни кимже во веки. Аминь аминь. Буди сие буди». Крепко первосвятительское слово! Святая книга вернулась туда, где предписано ей пребывать вовеки.

В деревне Исавицы близ монастыря был засыпан землей, завален мусором «источник прозрачной, студеной воды, замечательный по своему обилию и целебной силе». Колодезь этот, вырытый некогда, согласно монастырской летописи, руками преподобного Ферапонта, найден и приведен в порядок.

Можно утверждать, что колодец является если не первым, то одним из первых на Можайской земле. С давних пор сюда, как свидетельствует монастырская летопись, приходили «одержимые всяким недугом больные, вкушали эту воду, твердо уповая, что в ней по молитвам угодника Божия таится некая чудодейственная, врачующая всякие недуги сила». Как и в прежние времена, к колодцу преподобного идут богомольцы.

В апреле 2015 года на колокольне был установлен новый колокол весом более 2,5 тонн. На благовесте изображены иконы особо почитаемых русских святых — Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Ферапонта Можайского.

9 августа 2015 года, после 10-месячной реконструкции, состоялось открытие колокольни, под которой находится усыпальница рода Савёловых.

Поддерживаемые на протяжении прежних столетий и, казалось бы, забытые в безбожные десятилетия XX века традиции начали возобновляться при игумене Борисе (Петрухине), назначенном настоятелем Лужецкой обители в 1994 году. Много и физических, и душевных сил отдал этот достойный пастырь монастырю. Из «охраняемого государством» памятника архитектуры, каким воспринимался монастырь можайцами, он вновь стал местом молитвы. Возрождение монашеской обители повлекло за собой возрождение человеческих душ, очищение их от греха и порока.

«Дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества и преподобнаго Ферапонта в Лужках в Можайске», продолжает преображаться, благодаря той посильной помощи, что оказывают ему прихожане, паломники и благодетели. Но дела рук человеческих немощны без молитвенного предстательства сонма святых угодников Божиих, наших святых и благочестивых соотечественников.

История Лужецкого Ферапонтова монастыря

Месторасположение всех монастырей (действующих и исчезнувших) можно увидеть на интерактивной карте, позволяющей открывать подробные описания монастырей и мест их расположения прямым нажатием на подсвеченные синим цветом на карте наименования.

Саввино-Сторожевский мужской монастырь

Монастырь основан в 1398 году под покровительством князя Юрия Дмитриевича Звенигородского, монахом Саввой, учеником и последователем Сергия Радонежского. Сначала был выстроен деревянный храм. Потом его сменяет в 1405 году белокаменный Рождественский собор, во многом похожий на Успенский собор в княжеской резиденции Юрия Звенигородского. И хотя собор Рождества Пресвятой Богородицы уступает своему прототипу в пропорциях, обработке фасадов и качестве кладки, все же мы имеем один из самых прекрасных памятников раннего московского зодчества.
Ратехинское ш., 8, Звенигород (ежедневно, 7:30-19:30)

Новоиерусалимский монастырь или Воскресенский Новоиерусалимский Истринский мужской монастырь

Уникальное явление в русской истории. Его основатель патриарх Никон пытался воссоздать под Москвой образ Святой Земли – «русский Иерусалим», подобие всемирно известного палестинского. Первоначально монастырь назывался Воскресенским, что на Истре. В одном из писем к патриарху Никону царь Алексей Михайлович назвал его Новым Иерусалимом, так это название за ним и осталось.
Советская ул., 5, Истра

Сретенский монастырь

Утраченный мужской монастырь, существовавший в XVI—XVII веках в городе Можайске. Был одним из 17-ти можайских монастырей XVI века, из которых до нашего времени сохранился лишь Лужецкий. Стоял на восточной окраине городского посада на холме близ Московской дороги.
ул. Карасёва, 40, Можайск

Лужецкий Богородицерождественский Ферапонтов мужской монастырь

Расположен в городе Можайске, существует с XV века. Единственный (кроме храмового комплекса на месте бывшего Якиманского монастыря) из 17 средневековых монастырей Можайска, сохранившийся до наших дней. История Лужецкого монастыря тесно связана с четырьмя личностями – знаковыми фигурами в истории страны и православия (три из них причислены к лику святых) – это преподобный Ферапонт Белозерский, митрополит Московский Макарий, благоверный князь Андрей Можайский (сын Дмитрия Донского), а также царь Борис Федорович Годунов.
ул. Герасимова, 1, Можайск (пн-пт 7:00-18:00; сб 7:00-19:00; вс 8:00-18:00)

Скит Даниловского монастыря Всецарица

Строительство первого храма в Щербинино Рузского уезда относится к концу XVII века, когда в 1694 г. по прошению помещиков села Щербинино стольника Ильи Михайловича Дмитриева-Мамонова и вдовы Авдотьи Ивановны Чаплиной Святейший Патриарх Московский Адриан благословил построение деревянной церкви во имя Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня (Всемилостивого Спаса). С этого времени сельцо Дуброво, Щербинино называлось селом Спасское, Дуброво. Настоятелем первого храма в Дуброво был определен священник о. Никита Агапитов (1694-1711 гг.). В июне 2015 года храм передан подворью Данилова ставропигиального мужского монастыря г. Москвы.
Россия, Московская область, Рузский городской округ, деревня Нововолково

Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь

Монастырь был создан и возрожден представителями очень древнего дворянского рода, выходцев из Смоленщины – Верховских. К этому роду принадлежал главный изначальный создатель обители – схимонах Зосима или Захарий Васильевич Верховский (1768-1833 г.г.), известный также своими духовными писаниями (например, «Жизнь монаха и пустынножителя Василиска») и проживший монахом 30 лет на безмолвии. К нему же принадлежала инициатор возрождения монастыря в конце ХХ века – Л.А. Верховская (Людмила Александровна – праправнучатая племянница старца Зосимы начала бороться за возрождение пустыни в 1990-е годы).
Россия, Москва, поселение Новофёдоровское, поселок Зосимова Пустынь (ежедневно, 7:00-19:00)

Колоцкий женский монастырь или Успенский Колоцкий Женский Монастырь

Таково официальное название женского (а прежде мужского) православного монастыря в деревне Колоцкое Московской области. Находится в двадцати двух километрах на запад от Можайска на возвышенности, пересекаемой Старой Смоленской дорогой. Обитель основана в 1413 году удельным князем Андреем, сыном Дмитрия Донского, как передовой форпост на подступах к Можайску на левом берегу реки Колочь, на месте явления Чудотворной иконы Божией Матери Колочской.
Россия, Московская область, Можайский район, городское поселение Уваровка, деревня Колоцкое (ежедневно, 7:00-19:00)

Спасо-Бородинский женский монастырь

Был основан Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной) на месте гибели ее мужа, генерала Александра Алексеевича Тучкова IV. Место было найдено не сразу − тело генерала так и не было найдено, и только в 1817 году сражавшийся рядом с ним генерал П.П.Коновницын написал Маргарите Михайловне о том, где последний раз видели ее мужа − на средней Багратионовой флеши. Вдова испросила высочайшего разрешения на сооружение поминальной часовни на этом месте, и получила его вместе с 10 тысячами рублей от государя на строительство. Действующая обитель.
Россия, Московская область, Можайский район, сельское поселение Бородинское, деревня Семёновское (ежедневно, 7:00-19:30)

Саввинский мужской скит

Был основан в 1862 году отцом Геннадием на средства купца звенигородца Павла Григорьевича Цурикова. Тогда над пещерой, вырытой, как повествует легенда, самим преподобным Саввой, возвели церковь и кельи на четыре монаха. Церковь в 1862 году была освящена митрополитом Московским Филаретом. В 1869 году в скиту возвели еще пять деревянных келий на каменных подклетах и гостиницу с храмом святителя Николая Чудотворца на втором этаже.
Россия, Московская область, Звенигород у Саввино-Сторожевского монастыря

Аносино-Борисоглебский монастырь

Действующий ставропигиальный женский монастырь в деревне Аносино Истринского района Московской области, в 7 км. от города Дедовска. Основан 25 июня 1823 года княгиней Авдотьей Мещерской, родной тёткой поэта Фёдора Тютчева. Назван в честь русских князей и святых страстотерпцев Бориса и Глеба, в память о покойном муже основательницы князе Борисе Ивановиче Мещерском. С 1927 года и весь дальнейший советский период был закрыт. Возвращён Русской православной церкви в 1992 году. В качестве монастыря вновь начал действовать с 29 декабря 1999 года.
Россия, Московская область, городской округ Истра, деревня Аносино, Троицкая улица (ежедневно, 6:00-20:30)

Спасский монастырь

Основан в Верее в XVI веке. В 1677—1679 годах на территории монастыря выстроено новое здание главного Входоиерусалимского храма (об этом сообщает доска, вмазанная в западный фасад храма), которое сохранилось до наших дней. Это характерный для московского зодчества того времени пятиглавый кирпичный храм на подклете с шатровой колокольней у северо-западного угла. Известно, что вторая церковь монастыря — Покровская — была деревянной.
Лесная ул., 3, Верея

Троицкий монастырь

Исчезнувший мужской монастырь, существовавший в XVI-XVII веках городе Можайске. Входил в городское кольцо из десяти монастырей, защищавший со всех сторон Можайский кремль. Был одним из 17 можайских монастырей XVI века, из которых до нашего времени сохранился лишь Лужецкий.
Московская область, Можайск, Клементьевская улица

Преображенский женский скит Пюхтицкого подворья

Был создан в 1996 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II, как загородное хозяйство московского подворья Пюхтицкого женского монастыря. 14 марта 1996г. из Москвы в Юдино переехали 5 сестер, положив начало будущему скиту, был произведен ремонт имеющихся построек, полная реставрация Преображенского храма, возводились новые постройки, приводилось в порядок кладбище.
1-е Успенское ш., 9, село Юдино

Якиманский монастырь

Входил в городское кольцо из десяти монастырей, защищавший со всех сторон Можайский кремль. В XVII веке был одним из 17 можайских монастырей, из которых до нашего времени сохранился лишь Лужецкий. В 1764 году Якиманский монастырь был упразднён указом Екатерины II. На месте монастыря сейчас находятся два храма. Один из них — большой каменный храм Иоакима и Анны, построенный в 1871 г. по проекту Казимира Викентьевича Гриневского (1825—1885), с колокольней, надстроенной в 1893 году по проекту Павла Георгиевича Егорова, и приделами святителя Николая Чудотворца и Ахтырской иконы Божией Матери. Меньший, по наружной отделке, относится, казалось бы, к XVIII веку, но его южная стена, обращённая к храму XIX века, сложена из блоков белого камня и выдаёт глубокую древность постройки. Эта церковь являлась некогда частью собора, а именно приделом святого Леонтия Ростовского. Сейчас храм освящен в честь Ахтырской иконы божьей матери.
ул. Крупской, 6, Можайск

Петровский монастырь

Существовал в XVI-XVIII веках городе Можайске. В XVI веке имел размеры 130 на 84 сажень, рядом находилась Петровская слобода с Петровской же улицей и речка Петровка. На монастыре — келья игумени и 16 келий стариц. Внутри монастыря был деревянный шатровый собор святого Петра Митрополита Московского и теплая деревянная клетская Покровская церковь. В можайских актах в 1678 году упоминается «Петровский девичий монастырь, что в Можайске на посаде». Известно, что в этом же году игуменом монастыря был «игумен Анисий с сестрами». В 1695 году упоминается игуменья Евфимия. Последний раз монастырь упоминается в 1763 году.
Московская область, Можайск, Петровское кладбище

Мокро-Никольский монастырь

Действовал в период расцвета Можайска, в середине XVI века. Обитель стояла с юга от крепости на северном берегу Никольского ручья, впадающего в речку Можайку. Монастырский участок — 67 х 35 сажень. Соборной и единственной известной церковью монастыря был деревянный клетский храм во имя святителя Николая Чудотворца известный как «собор Николы Мокрого». В обители помимо дворов церковнослужителей имелось 3 кельи нищих. Рядом с монастырём находилась Мокро-Никольская слободка с Никольской и Квежковой улицами. К концу XVI века монастырь исчез — вероятно из-за моровых поветрий 1570-1571 и 1580-1581 годов. Бывший монастырский храм некоторое время служил приходским. По состоянию на 1992 год на месте монастырского погоста располагались дворы по улице Герцена 10-12, до Никольского ручья.
ул. Герцена, 8, Можайск

Князь-Владимирский женский монастырь в Филимонках

Был основан в конце 19-го века. Первой организацией женской духовной общины занялась княгиня Святополк-Четвертинская В. Б. в 1890 году, и уже спустя год община была в статусе монастыря. Основным храмом обители в тот период стала Троицкая церковь, которая на тот момент уже существовала, а была возведена она в 1855-1861 гг. Строение имело оригинальную архитектуру, будучи выполненным в духе романтизма середины 19 столетия. Вторым храмом обители стала Успенская церковь, возведенная в 1900 году. Проект для нее был разработан Латковым А. А., а стиль, в котором был построен храм, являлся псевдорусским. В основание проекта церкви легло современное на тот момент видение древнерусского зодчества. При церкви было устроено два придела – Михаило-Архангельский и Князь-Владимирский. На сегодняшний день при монастыре сохранились лишь эти два Божьих дома – Троицкая и Успенская церкви. При обители в былые времена были и другие строения, преимущественно деревянные, но до наших дней они не сохранились.
Россия, Москва, поселок Филимонки

Храм Иоакима и Анны находится на соединении улиц Калинина и Красных Просвещенцев, западным фасадом обращен к улице Калинина. Прямоугольный в плане, имеет притвор с двухпролетной звонницей, пристройку без алтаря с северной стороны, придел с южной стороны и паперть в виде крыльца традиционных псковских форм. Трехапсидный четверик перекрыт коробовыми сводами с повышенными подпружными арками. Западные столбы четверика круглые, восточные округлены со стороны алтаря. Подпружные арки на уровне пят образуют напуск: нижние — на столбы у северной и южной стен, верхние — с обеих сторон угла. Барабан изнутри обведен валиком, расположенным у его основания над парусами. Окна барабана сохранили изначальную щелевидную форму. Следы таких же окон частично сохранились на растесанных окнах северной и южной апсид четверика. Южная стена четверика имеет нишу, расположенную на высоте около 2 м. Солея четверика также сильно повышена, т.к. отметка пола ниже первоначальной на 1 аршин. Западный неф четверика увеличен за счет восточного, т.к. глава храма сдвинута ближе к апсидам. На западной стороне столбов четверика сохранились выпуски-опоры под деревянные хоры. Древний портал четверика ныне расширенный, имел ширину 1 аршин 2 вершка, высоты 2.5 аршин. Притвор ХVII века перекрыт коробовым сводом. Портал выдается внутрь притвора. Его размеры (ширина и толщина стены в этом месте) совпадают с размерами основания звонницы. Два дверных проема соединяют притвор с приделом и пристройкой. Южный придел церкви во имя пророка Наума апсиды не имеет. В его южной стене есть две ниши с душниками, расположенные рядом. Четверик соединился с приделом посредством дверного проема, в настоящее время заложенного, следы которого видны из четверика. При реставрации 1949 г. в южном приделе не найдено следов сводчатых перекрытий. В северной пристройке следы сводов зафиксированы, но сами своды не восстановлены. Судя по заложенному дверному проему в северной стене четверика, который упирается в стену пристройки, а также по высоко законченным лопаткам на этой стене, пристройка и южный придел заменили в ХV11 веке галереи храма. Звонница и паперть типичны для псковского зодчества ХV11 века. Двухпролетная звонница расположена на западной стене притвора на одной оси с главой четверика. Крыльцу реставрацией 1949 г. возвращена древняя форма в виде арок, опирающихся на два массивных столба. В настоящее время церковь имеет восьмискатную крышу и главу, крытые железом. Барабан и апсиды украшены «бегунцом» и поребриком. Барабан увенчан аркатурным поясом. Стены четверика разделены на три части лопатками, образующими вверху двухлопастные и трехлопастные арки. Средняя апсида украшена валиковыми разводами в виде трех арок. Окна барабана закончены бровками. Церковь сложена из местной известняковой плиты на известковом растворе, обмазана и побелена. Основные габариты: 23 х 20 м, высота 16 м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *