Лявля монастырь

Покровское женское подворье Соловецкого монастыря в урочище Радово Архангельской области нуждается в помощи неравнодушных после произошедшего пожара.

Трагедия произошла в 2013 году, когда в результате пожара выгорели жилые помещения, были разрушены хозяйственные постройки и повреждена техника.

Сегодня восстановить все это пытаются несколько монахинь, инокинь, послушниц и трудниц. Кроме восстановления подворья они работают на огороде, скотном дворе, в храме, в трапезной, а также проходят клиросное послушание.

Также при подворье действует служба помощи людям и животным «Островок надежды». Кроме того, с 2015 года обустраивается пространство для занятий с детьми, в том числе с ограниченными возможностями здоровья.

Женская обитель принимает на ночлег паломников, трудников, обеспечивая их едой и необходимой одеждой.

Само по себе урочище Радово, расположенное на реке Лодьма, в лесу, в 22-х километрах от Архангельска (ближайший населенный пункт — деревня Ижма в 6 км), удивительное по красоте место.

Первые шесть сестер приехали в Радово еще в 1998 году. Местный фермер передал будущему подворью участок земли, а также недостроенный дачный домик, который вскоре стал домовым храмом в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

1 апреля 2002 года указом патриарха Алексия II была учреждена Радово-Покровская женская монашеская община. Старшей сестрой была назначена монахиня Раиса (Прожога), которая с марта 2013-го стала настоятельницей подворья.

В обители имеется немало святынь, среди которых — икона Покрова Пресвятой Богородицы, иконы преподобного Серафима Саровского, святителя Луки Крымского, Матроны Московской с частицами мощей святых.

Покровское женское подворье Соловецкого монастыря ждет помощи волонтеров и благотворителей, всех неравнодушных людей, кто имеет силы и желание помочь в восстановлении обители после пожара и ее дальнейшем обустройстве.

Контакты:

Почтовый адрес: 163530, Архангельская область, Приморский р-н, деревня Ижма.

Проезд:

Рейсовым автобусом № 180 от ж/д вокзала Архангельска в 06:00, 08:00, 14:00, 18:00, 20:00 ч. до остановки Радово.

Телефон: 8 (911) 871-68-00.

Реквизиты:

ИНН/КПП 2921126642/292101001

Банковские реквизиты: Р/с 407 038 103 040 000 00999 к/с 301 018 101 000 000 00601 Архангельское отделение №8637 ОАО «Сбербанк России» 8637 / 00166 БИК 041117601

Получатель: Религиозная организация «Покровское женское подворье Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Назначение платежа: Пожертвование на уставную деятельность, НДС не облагаются.

Село Лявля расположено на берегу Северной Двины, в 29 км от Архангельска. В нескольких минутах езды к югу от музея «Малые Корелы» взору открывается высокий Лявленский холм, увенчанный монументальной башней церкви Николая Чудотворца. Её величественный шатровый силуэт над простором реки, словно маяк, притягивает взгляд издалека.

В далёкие времена освоения северных территорий храмы-башни по берегам рек обозначали христианские поселения. Сложившийся в древности тип шатрового храма, рубленного «кругло», восьмериком от основания, был широко распространен на всём Русском Севере вплоть до конца XVIII века. На сегодняшний день осталось только три храма этого типа. Самый ранний из них — Лявленская Никольская церковь, возведённая в 1581–1584 годах. Не вызывает сомнения, что первые храмы Архангельска, основанного в эти же годы, были именно такими.

Никольская церковь построена в Лявленском Богородицком монастыре на месте своей предшественницы и первоначально освящена в честь Успения Пресвятой Богородицы. Восьмигранный столпообразный объём церкви с восточным и западным прирубами целиком, от основания до креста, срублен из мощных брёвен толщиной до полуметра. Высота храма, поставленного на подклет, превышала сорок метров. Прирубы восьмерика завершались килевидными бочками, обитыми городчатым лемехом. Такой же лемех покрывал шатер, барабан и главу памятника. С трёх сторон церковь опоясывала паперть с крыльцами. Кроме летней Успенской церкви монастырский ансамбль включал зимнюю церковь с трапезной, посвящённую Николаю Чудотворцу. Вблизи от них располагалась столбовая колокольня, завершавшаяся, как и оба храма, шатром.

Основали Богородицкий монастырь в последней трети XIV века предки крестьян Княжестровской волости на речке Лявле «всем миром». Об этом свидетельствуют древние грамоты. Здесь, в устье Северной Двины, пересекались владельческие интересы Новгорода Великого, московских и ростовских великих князей. Княжестровцы веками опекали свой монастырь. Они выделяли земли на содержание причетников и старцев, строили храмы, платили тягло и различные сборы государству. О богатстве и влиятельности небольшой двинской обители говорят не только описи церковного имущества, изобилующие перечислением драгоценных окладов, риз, книг, служебной посуды и убранства.

В 1339–1340 годах по заказу великого князя московского Ивана Калиты было написано и выслано «на Двину к святей Богородици» лицевое пергаменное Евангелие, украшенное заставками и миниатюрами. Исследователи доказали, что книга предназначалась Лявленскому монастырю. Эта ценнейшая московская рукописная книга сейчас хранится в Библиотеке Академии наук России.

В 1633 году, несмотря на упорное сопротивление княжестровцев Богородицкая обитель была приписана к крупному Антониево-Сийскому монастырю и потеряла самостоятельность. В 1764 году Лявленская пустынь была упразднена, а её храмы получили статус приходских.

В сороковых годах XIX века во время капитального ремонта, осуществлённого на средства архангельского военного губернатора А. И. де Траверсе, древнюю Успенскую церковь пришлось опустить на несколько сгнивших венцов и разобрать ветхую круговую паперть с крыльцами. Наружные стены храма обшили тёсом и покрасили. После ремонта, обновлённую Успенскую церковь переименовали и посвятили Николаю Чудотворцу, так как в приходе к тому времени уже имелась каменная Успенская церковь, построенная в 1804 году на средства архангельского купца Андрея Харитонова и его матери.

Современный облик Никольской церкви далёк от первоначального. Монументальная церковь-башня, потеряв за века несколько венцов, погрузнела. Древние, выщербленные ветрами стены осели. В ходе реставрационных работ конца шестидесятых годов ХХ столетия тесовая обшивка стен была удалена и воссоздано лемеховое покрытие шатра, главы и бочек прирубов. К сожалению, время не сохранило ничего из убранства интерьера памятника. Сейчас в храме установлена уникальная рубленая глава XVI века, снятая реставраторами в 1967 году.

Музей «Малые Корелы» осуществляет уход за памятником, проводит необходимые консервационные мероприятия для предупреждения дальнейшего разрушения древнего храма.

Время возникновения лявлинского Успенского монастыря мы не знаем, но предполагаем, что он был основан выходцами из Владимиро-Суздальской земли, ушедшими на Северную Двину, спасаясь от татаро-монгольского нашествия. Возможно, первое упоминание о нём обнаружил Г.К.Бугославский в «Похвальном слове Ивану Калите» в так называемом Сийском Евангелие. Он был убеждён, что оно написано для лявлина Успенского монастыря. «На Двину, ко Святей Богородици» — такой был наш адрес в первой половине XIV века. Такого же мнения придерживается и известный знаток древней книжности Л.В.Столярова. Она утверждает, что Сийское Евангелие «многогрешные писцы Мелентий и Прокоша» начали писать по заданию Великого князя Московского Иоанна Даниловича в 1329, а закончили в 1339 году. В.Г.Брюсова утверждает, что художник Иоанн, который оформил Евангелие, был отцом Андрея Рублёва. Значит и две миниатюры из «Сийского Евангелия» на предыдущей странице («Поклонение волхвов» и «Отослание на проповедь») тоже выполнены им.

Лявленская Никольская церковь первый раз была освящена в 1584-ом году как Успенская – главная церковь древнего лявлина мужского Успенского монастыря, упразднённого по Указу Екатерины II. Началу её строительства предшествовало Чудо Господне – явление «напенной» иконы Успения Пресвятой Богородицы и обретение древнего святого Успенского колодца. Деревянные церкви обычно стоят 150-200 лет. В начале девятнадцатого века церковь «пришла в ветхое состояние», и её решено было разобрать на дрова. Но церковь спасло другое Чудо – исцеление сына военного губернатора г. Архангельска маркиза де-Траверсе. Отец, Александр Иванович, восстановил храм, и он стоит уже 427 лет, а брёвнам, из которых собрана паперть, более пятисот лет. Они взяты от другой монастырской церкви, построенной в 1481-ом году «по повелению посадницы Анастасии над могилой её брата Стефана», о чём свидетельствует древняя резьба на притолоке входа. По распоряжению маркиза кровля церкви была покрыта железом, сруб обнесён тёсом и выкрашен в белый цвет. Можно упрекать его, что он «изменил облик памятника» — убрал крытую галерею и выбросил несколько сгнивших венцов снизу. Но зато он подвёл каменный фундамент и на два века продлил жизнь церкви.

С 1929-го года, после ареста лявленского священника протоиерея Селиверстра Титова, церковь использовалась 9-й базой УСЕВЛОНа как пункт передержки этапов заключённых, направляемых на лесоповал: сначала в Нижне-двинское лесопромышленное предприятие, потом в Облзаглес, наконец – в Кулойлаг. В 1943-ем году обе лявленские церкви занимает воинская часть – связь Северного Флота, а после того, как военные построили себе новую казарму и базу связи, Никольская церковь было передана на баланс Государственного музея-заповедника «Малые Корелы».

Первые годы музей-заповедник активно занимался Никольской церковью: был разработан проект её полной реставрации и проведён её первый этап. (Снимок слева) Но по мере того, как для самого музея настали трудные времена, внимание к памятнику уменьшилось до нуля. Сейчас очевидно, что решение снять тёсовую обшивку было ошибочным – сруб церкви гниёт с ужасающей скоростью, особенно с северо-восточной стороны. Не надо быть провидцем, чтобы предсказать через сколько лет мы просто потеряем лявленскую Никольскую церковь. А она — не достояние Лявли, и даже не достояние Архангельской области. Она – достояние России. Поскольку второй такой просто нет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *