Содержание
«Слона-то я и не приметил!»
Category:Любопытный Петербург Tags : Крылов Кунсткамера Слоны
12. Иллюстрация В. А. Фаворского к басне И. А. Крылова «Любопытный» (из книги: И. А. Крылов. Басни. 1947 год).
13. Иллюстрация к басне И. А. Крылова «Слон и Моська», издание Е. Яковлева, 1857 год. Обратите внимание на когти на ногах у слона (goslitmuz.ru).
Крылатое выражение в заголовке, как вы, наверное, догадались, – из басни Ивана Андреевича Крылова «Любопытный»:
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Все видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил.
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!» —
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там». — «Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».
Эта басня была написана Крыловым в 1814 году под впечатлением рассказа одного провинциала о его первом посещении Кунсткамеры. Рассказчик восторгался мельчайшими экспонатами музея, а на вопрос о слоне озадаченно почесал затылок: «Виноват, слона я не заметил».
У «дедушки Крылова» есть ещё три басни «про слонов»: «Слон на воеводстве» (отсюда крылатое выражение: «В семье не без урода»), знаменитая «Слон и Моська» («По улицам слона водили…») и «Слон в случае» (по словам Даля, мораль этой басни восходит к народной пословице «Всякая лисица свой хвост хвалит»). Интересно, что Крылов, как академик Императорской Академии наук, достаточно часто бывал в здании Кунсткамеры.
После кончины Ивана Андреевича в 1845 году газеты объявили о сборе средств на сооружение ему памятника. Конкурс на лучший проект выиграл Пётр Карлович Клодт – автор всемирно известных скульптур на Аничковом мосту. На постаменте памятника Клодт весьма натуралистично изобразил сцены из 15-ти басен. Позировали скульптору настоящие звери и птицы, которых он поселил прямо в своей мастерской. Понятно, что слон в мастерской не поместился, поэтому позировал Клодту в парке Царского села. Памятник с лаконичной надписью: «Крылову» (и «1855» – год установки) после долгих дискуссий решили разместить в Летнем саду, где писатель нередко проводил время. Вот вам интересное задание: съездить в Летний сад, рассмотреть всех зверей на постаменте (особенно, конечно, слона) и выяснить, персонажами каких басен они являются.
Заметим в скобках о происхождении слова «слон». «Этимологический словарь школьника» русского писателя, филолога и лингвиста Льва Успенского утверждает: «Народ издавна пытался объяснить название этого зверя по старым легендам о нём. Уверяли, будто слон, поскольку ноги его не могут сгибаться, спит, прислонясь к стволам деревьев: потому он и слон! Такова народная, ложная этимология этого слова. Но и научное объяснение пока ещё не вполне твёрдо. Думают, что, слыша от своих тюркских соседей рассказы о могучем южном животном по имени «аслан”, то есть лев, наши предки сделали из этого имени своё, «слон”, но, не зная ни слона, ни льва, ошибочно отнесли его не к тому зверю. Если это верно, то, пожалуй, изо всех «слов-ошибок”, ставших нам известными, эта – самая большая». А ещё в словари русских поговорок вошло выражение «слонов слонять» – в значении «праздно шататься». Глаголы «слоняться» и «прислоняться» к слонам отношения не имеют.
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» —
«В Кунсткамере, мой друг! Часа там три ходил;
Все видел, высмотрел; от удивленья,
Поверишь ли, не станет ни уменья
Пересказать тебе, ни сил.
Уж подлинно, что там чудес палата!
Куда на выдумки природа таровата!
Каких зверей, каких там птиц я не видал!
Какие бабочки, букашки,
Козявки, мушки, таракашки!
Одни, как изумруд, другие, как коралл!
Какие крохотны коровки!
Есть, право, менее булавочной головки!»
«А видел ли слона? Каков собой на взгляд!
Я чай, подумал ты, что гору встретил?» —
«Да разве там он?» — «Там».- «Ну, братец, виноват:
Слона-то я и не приметил».
Анализ / мораль басни «Любопытный» Крылова
В основе басни «Любопытный» Ивана Андреевича Крылова – не переделка чужого сюжета, не аллегория, а живая сценка из русской жизни той эпохи.
Басня создана в 1814 году. Ее автору за сорок, он трудится в Публичной библиотеке, регулярно публикуется и считается именитым баснописцем, превзошедшим своих предшественников в этом жанре. Отсюда – одна из возможных причин написания басни: некто сочинил дифирамб лучшим баснописцам, не преминув добавить, что каждого из них зовут Иваном. Однако в этом ряду не оказалось как раз И. Крылова. Басня с крылатым выражением в конце и стала ответом на это недоразумение. Впрочем, более достоверной считается совсем другая причина. В основе ее – эпизод, действительно произошедший с одним любознательным приезжим. История попала в «Русскую старину», а затем и вовсе приобрела литературную форму под пером И. Крылова. Остается добавить, что слон как экспонат и сейчас находится в одной из коллекций Кунсткамеры.
Здесь нет привычных действующих героев – прямиком из животного царства, нет отсылок к историям, восходящим еще к античности. Не дает писатель и имен собеседникам. Наконец, отсутствует и мораль. В произведении нет социальной заостренности, есть лишь комический случай, в герое которого каждый может узнать себя. Традиционно построение басни в виде диалога. Впрочем, большую часть ее составляет восторженный монолог провинциала, передающего свои впечатления от посещения Кунсткамеры (музей, начало коллекции которого положил еще Петр Первый). Скорее всего, интерес его неподдельный, искренний. Однако нельзя не улыбнуться простодушию гостя столицы. Начинается рассказ с парентезы (обращений): приятель дорогой, мой друг. Беседуют люди образованные, эрудированные. Идет перечислительная градация: видел, высмотрел. Идиома: чудес палата. Колоритные вводные слова: чай, право. «Таровата»: богата. С этого момента начинаются сплошные восклицания. «Какие» выступают в роли частиц с экспрессивным оттенком: какие бабочки. Обилие уменьшительных суффиксов усиливают растроганность говорящего и комизм ситуации: мушки, таракашки, коровки. «Крохотны»: типичная для языка И. Крылова усеченная форма прилагательного. Два сравнения: как изумруд, коралл. Он уверяет, что были и «менее булавочной головки» экземпляры. Вопрос про слона на контрасте с букашками ставит героя в тупик. «Слона-то я и не приметил». Герой сбит с толку и смеется. Если искать у басни сей мораль, то она в том, что большое видится на расстоянии. Увлекшись мелочами, можно пропустить что-то важное в своей жизни.
Журнал «Сын Отечества» предоставил свои страницы для публикации басни И. Крылова «Любопытный».
Слона-то он и не заметил…
А был ли слон?
Представьте себе, был! И уж кому, как не баснописцу Крылову, было прекрасно об этом ведомо, ибо Иван Андреевич неоднократно посещал сей музей, будучи ординарным (штатным) академиком, и в басню это место собирания диковинок и редкостей попало не случайно.
Есть две предыстории возникновения басни «Любопытный». Первая весьма заурядна, ибо всё объясняется чисто случайно услышанной реальной историей, которая и легла в сюжет.
Второе объяснение более интересное, т.к. рассказывает об ответном выпаде Крылова в сторону Вяземского, который в одном из своих опусов, восхваляя гений сочинительства трёх Иванов — баснописцев, именно Крылова в этот ряд и не поставил. Вот Ивану Андреевичу и пришлось сравнить себя со слоном, главным экспонатом, которого поверхностный посетитель не заметил. Роскошное парирование за нанесенное оскорбление, согласитесь!
Где искать слона
В Санкт-Петербурге, разумеется, где же еще? В Императорской Академии, самим Петром Великим основанной. Название какое? Кунсткамера, о которой буквально с первых строк и басня начинается.
Мораль? Есть и мораль, иначе это был бы не Крылов. Смысл в том, что так копаясь в мелочах, огромное, большое упускаем. Хватаем все, а суть не познаем, летаем по верхам, не углубляясь в недра… Ведь, если было бы не так, название басни стало бы иным, где любознательность сменила любопытство!
Не будем переписывать Крылова, сменяя сатирические басни пресными нравоучениями…
Далее для полного усвоения материала смотрим что такое басня, определение для школьников и делаем самостоятельный разбор, отвечая на поставленный вопрос:»какая идея в басне «осел и соловей»»?