Макарьевский монастырь Казань

Автор — Серж_Орлов. Это цитата этого сообщения

Если стоя на речном вокзале острова-града Свияжск присмотреться на противоположный берег, то можно заметить утопающие в лесу синие купола Свято-Вознесенского Макарьевского мужского монастыря. Добраться до монастыря не легко, а еще тяжелее выбраться обратно, особенно если прошел дождик и дорогу в дремучем лесу размыло. От мирской суеты монахи спрятались капитально.

История у монастыря очень богатая и интересная. По приданию в 1439 году войска хана Золотой Орды Улу-Махмета напали на обитель Пресвятой Троицы, основанную преподобным Макарием у Желтого озера, сейчас монастырь находится в Лысковском районе Нижегородской области, возле посёлка Макарьево. А само озеро Желтое стало частью Волги.

Монастырь был сожжен, братия была погублена, а 90-летний старец Макарий отведен в плен. Тогда Казанский хан испугался гнева божьего и велел отпустить монаха. В свою очередь преподобный Макарий попросил отпустить вместе с ним и других пленных. Возвращаясь на родину путники остановились на берегу реки Свияги, где отдыхали три дня. Казанский хан запретил им оставаться на его территории, преподобный отец освятил земли молитвою и путники двинулись дальше.

Макарий дошел до своего монастыря, где похоронил всю братию, но оставаться там было опасно и в 15 верстах от города Унжа, что находится в Костромской губернии, святой Макарий организовал себе келью. На новое место потянулись люди желающие жить монашеской жизнью и вскоре была устроена обитель. В 1444 году преподобный Макарий скончался. Но перед смертью преподобный завещал устроить монастырь на берегу реки Свияги. Именно в том месте, где они останавливались на трехдневный отдых.

После взятия Казани царем Иваном Грозным настало время исполнить завещание старца. В первой половине XVII века на крутой берег устья реки Свияги пришел из Унженской обители монах Исаия. Тут он строит Свято-Вознесенский Макарьевский монастырь. Макарий на тот момент уже был в лике святых.

Первая церковь в обители была воздвигнута во имя Вознесения Господня, именно в этот великий праздник преподобный Макарий получил свободу. Вначале храм был деревянный, а в 1691 году его сменил каменный.

Близ монастыря находится кладбище, где хоронили жителей города Свияжск. Начало кладбища относят к XVI веку. В 1764 году вышел указ о секуляризации церковных владений. Макарьевскую пустынь приписали Свияжскому Богородице-Успенскому монастырю, священники которого и совершали поочередно богослужение, поскольку в обители святого Макария погребали монашествующих Свияжских монастырей, как мужского, так и женского.

Особой ценностью храма были две иконы: преподобного Макария чудотворца, (принесенная монахом Исаией) и Божьей Матери «Отрада» украшена жемчугом и камнями, привезенная со святой горы Афон. В середине XIX века в дар Макарьевской пустыни был прислан большой образ святого великомученика Пантелеимона с частицей его целебных мощей.
С 1936 по 1986 гг., в зданиях монастыря располагался санаторий для детей, больных туберкулезом. Во время Великой Отечественной войны размещался госпиталь. 1 мая 1996 года наместником Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря был назначен иеромонах Филарет (Егоров). В том же году возобновили богослужение в древней церкви Вознесения Господня. Сейчас в монастыре проживает 19 человек.

У подножья гору под монастырем в 2001 году поставили деревянную часовню во имя преподобного Макария чудотворца. В часовне устроили купальню.

В годы советской власти в стране закрылся не один храм. Здания либо разрушали, либо использовали по-новому: некоторые отдали под больницы, детские сады, киноклубы или даже овощехранилища, другие ждала жуткая участь – они стали тюрьмами.

Спустя годы храмы начали возвращать: разрушенные купола восстанавливали, кресты поднимали, наводили порядок внутри. Однако и сегодня можно встретить святыни, которые несут на себе «чужой крест».

«Перед революцией 1917 года в Казани функционировало 67 храмов и 37 часовен. В настоящее время осталось около десятка старинных церквей. Остальные разрушены или остаются недействующими. Одной из таких церквей, по-прежнему использующихся не по назначению, является церковь, освященная во имя преподобного Макария Желтоводского, Унженского и Свияжского чудотворца», ­– рассказал историк-краевед, доцент кафедры общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии Анатолий Елдашев.

Сейчас в церкви располагается СИЗО, стоит она на улице Большой в Кировском районе Казани. Когда ее только построили, вокруг располагались волжские пристани Адмиралтейской слободы. Это был 1712 год.

Красавец-храм стал визитной карточкой города – он встречал прибывающие в город суда.

«По преданию, Свято-Троицкий Желтоводский монастырь был основан в 1435 году бывшим иноком Печерского Нижегородского монастыря преподобным Макарием. Свое наименование обитель получила от урочища Желтые Воды, в котором она находится. Такое название некогда носило озеро, которое позже вошло в русло Волги. Там, по преданию, подвижник веры Христовой крестил магометан и язычников. В этих местах он соорудил кельи и деревянную Троицкую церковь», – рассказал историк.

Церковь несколько раз перестраивалась и расширялась, в 1907 году началось строительство нового храма необычайно больших для тех времен размеров. Новая церковь примыкала к старой со стороны алтаря. В 1913 году была возведена колокольня.

«Церковные службы продолжались до 1936 года, затем церковь была передана под Дом обороны и клуб водного транспорта, часть помещений была занята военной школой. Еще до войны обе церкви «обезглавили” и окружили бетонным забором», – вспоминает Анатолий Елдашев.

Сегодня монастырь еще сохраняет свои внешние очертания: узорная кладка, арочные окна и полуколонки дают понять даже обывателю, что здесь стоит не простое СИЗО. Строение из красного кирпича порядком обветшало, кое-где пошли трещины. Окна заколочены досками, лишь некоторые из них частично открыты и служат форточками в камерах изолятора. Естественно, купола снесены, а старая колокольня давно уже разрушена.

Работники изолятора рассказали, что стараются следить за зданием. Периодически здесь проводится ремонт, но в полной мере привести церковь в надлежащий вид не позволяет финансирование. Чтобы «почистить перышки» постройке, пусть даже с внешней стороны, потребуется грамотная работа реставраторов.

СИЗО № 2 рассчитан на 673 человека, которые располагаются в трех мужских и одном женском корпусе. Внутри самой церкви содержатся женщины и мужчины из отряда хозяйственного обслуживания – осужденные за нетяжелые преступления отбывают наказания в здании изолятора, выполняя обязанности хозперсонала.

Внутри от былой лепнины и фресок не осталось и следа, внутренние перегородки перестроены, только некоторые помещения сохранили своды и полукруглые стены. Когда идешь по мрачным коридорам с решетками и стальными дверьми, совсем не ощущается дух старины. Интерьер разбавляет яркая разноцветная плитка на полу учреждения.

В женском корпусе обстановка помягче: светлые стены украшены искусственными цветами, свисающими с батарей отопления.

«В этом корпусе следственного изолятора имеется девять камер, где содержатся подозреваемые, обвиняемые и осужденные. Вместимость камер от 5 до 30 человек. На данный момент у нас под стражей содержатся 70 человек, они поступают со всей республики», – рассказала начальник корпусного отделения пятого корпуса Ольга Гринистова.

В изоляторе содержатся и беременные женщины, и женщины с детьми. Некоторые становятся мамами прямо в СИЗО. Роды, конечно же, принимают в больнице, но после выписки младенец с мамой отправляются назад в камеру.

Осмотрев камеры, мы прошли в молельную комнату. В воздухе ощущался запах ладана после только что завершенного молебна. Священник приходит сюда регулярно, и у осужденных есть возможность исповедаться, попросить совета или просто помолиться на службе.

В небольшом помещении со сводчатым потолком стены увешаны иконами. Здесь есть и небольшая православная библиотека. Эта молельная комната, пожалуй, единственный уголок, напоминающий о первоначальном предназначении всего здания.

Как удалось выяснить, процесс возвращения здания храма церкви мог бы пройти гораздо проще, если бы оно не находилось внутри режимного объекта.

«Здание церкви расположено в центре следственного изолятора на территории режимной зоны внутри охраняемого периметра. В случае передачи данного здания религиозной организации функционирование всего комплекса зданий в качестве следственного изолятора будет невозможным», – ответили нам в УФСИН России по РТ.

Выходит, что при передаче одного здания придется выселять весь изолятор. Строительства нового здания УФСИН по РТ добивалось много лет, но не для того, чтобы старое передать РПЦ, а чтобы избавиться от перенаселения в следственных изоляторах республики.

Лишь в этом году вопрос удалось-таки решить вопрос ­– новое СИЗО на 930 мест скоро появится на улице Химиков в Авиастроительном районе города. Здание будут строить в два этапа, и только к 2026 году строительство планируется полностью завершить.

«Планируется, что новый следственный изолятор заменит ныне действующий СИЗО № 1, являющийся памятником архитектуры и находящийся в охранной зоне Казанского кремля, включенного в список Всемирного наследия ЮНЕСКО», – сообщили в ведомстве.

О втором СИЗО пока нет ни слова. К слову, в Татарстане два изолятора располагаются в зданиях бывших церквей – помимо СИЗО № 2 это СИЗО № 3 в Бугульме.

«Это один из красивейших храмов, он всегда был визитной карточкой города. Когда проходили суда, было ясно видно, что это храм, а сейчас он весь в колючей проволоке и разрушенный. Конечно, это не здорово. Поэтому надо, чтобы все становилось на свои места – храм должен быть храмом. Нужно возвращать его ровно, спокойно, без драки, будем обсуждать, возвращать надо», ­– объяснил свою позицию ИА «Татар-информ» митрополит Казанский и Татарстанский Феофан.

Доводы УФСИН по РТ владыка Феофан считает неубедительными.

«Это все лукавые рассуждения. Это не наше дело ­– они пусть освобождают храм», – объяснил он свою позицию.

На прошлой неделе в Казани прошло заседание межведомственной рабочей группы, на котором решался вопрос возвращения зданий ведомства верующим. Участие в обсуждении принял и татарстанский митрополит. Говорилось о том, что удалось разработать план передачи Русской православной церкви храма Макария Желтоводского и комплекса зданий Казанско-Богородицкого монастыря в Бугульме, в которых сейчас располагается СИЗО № 3.

Сроки передачи пока остались неизвестны, как, впрочем, и то, каким образом будет происходить возвращение здания.

Тогда хан с гневом закричал на военачальников: «Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Бог, Который есть Один над всеми?» Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 40 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.
Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха , но и для устройства на нем монастыря. Площадь находится на возвышенности, с трех сторон защищена от ветров горой, как бы высоким земляным валом.Но казанский хан запретил оставаться им на его территории, и странникам пришлось искать другого пристанища. Наконец они, достигнув пределов Галичской земли, остановились в городе Унже. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария, почитанием и заботой окружили его.
В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью. В скором времени была устроена обитель, но не долго иноки могли наслаждаться богомудрыми речами и жизнью святого старца.
На 95-м году жизни 25 июля 1444 года преподобный Макарий отошел ко Господу. Умирая, святой заповедал духовным чадам устроить монастырь на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой. После взятия Казани благоверным царем Иоанном Васильевичем Грозным в первой половине XVII века на крутой берег устья реки Свияги пришел из Унженской обители схимонах Исаия. К тому времени преподобный Макарий был прославлен в лике святых. И его икона, принесенная унженским иноком, стала хоругвью, под которой начало собираться воинство Христово.
В библиотеке Макарьевской пустыни хранилась заметка, сделанная на одной из богослужебных книг:» В лето 7169 (1661) в Декабре 10 дня преставился раб Божий монах схимник Исаия, затворник пустыни Макария чудотворца на устье реки Свияги».
Первая церковь в обители была воздвигнута во имя Вознесения Господня, именно в этот великий праздник преподобный Макарий получил свободу. Вначале храм был деревянный, а в 1691 году его сменил каменный. В ризнице Макарьевской пустыни хранился святой антиминс из Вознесенской церкви, в 1703 году подписанный блаженнейшим Тихоном III митрополитом Казанским и Свияжским.
В трапезной части этого храма был установлен предел во имя преподобного Макария Желтоводского. По ведомости о монастырях Казанской епархии 1739 года видно, что в пустыни существовала ещё одна церковь во имя святых Богоотец Иоакима и Анны, находившаяся на вратах.
В обитель преподобного Макария в 1693 году под церковную епитимью был прислан Арсений, епископ Андрусский. Прожив остаток жизни в покаянии в Макарьевской пустыне, владыка Арсений скончался 14 апреля 1706 года. Погребен он был в Спасо-Преображенском монастыре3, который находился в Казанском кремле. По просьбе митрополита Тихона III почившего разрешили от клятвы. Грамота о разрешении с подписями Константинопольского Патриарха и еще одиннадцати архиереев положена в гроб, а перевод с греческого языка – в ризницу казанского митрополита.
В 1764 году вышел указ о секуляризации церковных владений. Макарьевская пустынь не вошла ни в число штатных, ни даже заштатных монастырей. Ее приписали Свияжскому Богородице-Успенскому монастырю.
Высокопреосвященнейший Амвросий, архиепископ Казанский и Свияжский , в 1796 году начал просить Святейший Синод внести Макарьевскую пустынь в число семи монастырей Казанской епархии, оставленных на своем содержании.
В 1798 году проплывавшему в Казань по Волге императору Павлу Петровичу очень понравилось красивое местоположение Макарьевской обители, и он изъявил желание о ее воссоздании. Прошение архиепископа Амвросия было утверждено, Свияжская подгородная Макарьевская пустынь сделана самостоятельною.
В 1800 году все кельи ее сгорели. В 1830 году построили дом в два этажа. Нижний этаж сделали каменным, а верхний – деревянным. В доме были кельи, кухня и трапезная.
В Макарьевской пустыни настоятельство было сначала строительское, митрополит Тихон III учредил здесь игуменство, после возобновления обители для управления ею вновь назначены строители.
В храме во имя Вознесения Господня богослужения прекратились. Так как со временем он пришел в аварийное состояние, стены потрескались, и связи в нем разорвались. По благословению Высокопреосвященнейшего Филарета, архиепископа Казанского и Свияжского6, возобновлением церкви занялся строитель иеромонах Антоний.
В храме поставили 3 престола: на втором холодном этаже — во имя Вознесения Господня, а на первом теплом этаже — в честь иконы Божией Матери «Отрада» («Утешение») Ватопедской и во имя преподобного Макария Желтоводского. При церкви возвели колокольню. Обновленный храм освятили в 1839 году.
Архиепископ Владимир8 после управления Казанской епархией хотел поселиться в Макарьевской пустыни, поэтому в обители в 1847 году по созданному владыкой плану, под его наблюдением, был построен дом в два этажа. Средства были выделены из архиерейского дома. Руководил работами строитель иеромонах Виталий На этом забота о благолепии пустыни не прекратилась. В 1866 году была освящена новая церковь, каменная, теплая, трехпрестольная: главный престол в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»; на правой стороне – во имя святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского; на левой – во имя Всех святых. При этом храме построили корпус в два этажа, в нижнем этаже устроили братские кельи, а в верхнем разместился настоятель.
Иконы в храме Вознесения Господня были древнего письма. Особо почитались две из них: преподобного Макария чудотворца, принесенная схимонахом Исаией (ее облачили в серебряную ризу) и Божьей Матери «Отрада» («Утешение») Ватопедская .В середине XIX века в дар Макарьевской пустыни от Афона был прислан большой образ святого великомученика Пантелеимона с частицей мощей
В 1892 году над источником ключевой воды построена деревянная часовня. В положенные церковным уставом дни к ней совершались крестные ходы и происходило освящение воды.
В воскресенье 7 июля 1902 года пустынь посетил святой праведный Иоанн Кронштадтский. В ней он отслужил Божественную литургию, произнес проповедь.
После революции православные монастыри подверглись грабежу, осквернению и уничтожению. Новым людям ни Бог, ни совесть были не нужны. В сентябре 1918 года красноармейцы разграбили Макарьевскую пустынь.В советский период, с 1936 по 1986 гг., в зданиях монастыря располагался санаторий для детей, больных туберкулезом. Во время Великой Отечественной войны размещался госпиталь.К концу XX века то, что осталось от зданий некогда благолепной пустыни, вернули Церкви. Сохранились стены. Рамы, двери, полы и крыши были уничтожены пожаром в 1989 году .
1 мая 1996 года наместником Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря был назначен иеромонах Филарет (Егоров). В том же году возобновили богослужение в древней церкви Вознесения Господня. В 2000 году к Собору святых новомучеников и исповедников Российских причислили архимандрита Сергия (Зайцева), архимандрита Александра (Уродова)13 и монаха Леонтия (Карягина), в начале ХХ века подвизавшихся в Макарьевской пустыни.

Адрес: Республика Татарстан, Верхнеуслонский р-н, пос. Введенская слобода

История Макарьевского монастыря

Обитель эта была основана монахом Исайей в честь православного костромского святого Макария, попавшего в плен к казанцам в 15 веке. А случилось это, когда военные отряды Казанского ханства Улу-Мухаммеда совершили набег на монастырскую обитель Пресвятой Троицы на побережье Желтоводского озера, уничтожили и ее и послушников, а старца, которому было уже 90 лет, захватили в полон. Своей кротостью и благообразностью Макарий привлек внимание казанского хана, и тот отпустил старца. Но отпущенный сам на свободу, святой старец попросил отпустить из плена и других его соотечественников. Сорок православных были отпущены вместе с Макарием.

Чудом освобождённые из плена, старец и его спутники отправились на родину. Но по дороге, остановившись в удивительно живописном и уединенном месте, преподобный, в молитвах своих вознося благодарения Богу за избавление из плена, захотел основать в этом месте православный монастырь. Было это в 1439 г. Тогда в этих места православия не было, да и казанский хан не разрешал селиться на его земле. Путникам пришлось идти дальше.

Памятник Святому Макарию

Дойдя до земель Галичских, около селения Унже, на одноимённой реке Макарием была основана монашеская обитель. Перед смертью, в 1444 году преподобный, вспомнив о так понравившемся ему месте на берегу Волги, которое он когда-то освятил, завещал основать там монастырь в честь избавления от плена.

Но только после присоединяя казанских земель к Русскому государству в середине 16 века, стало возможным выполнить завещание преподобного. И в начале 17 века схимонах Унженского монастыря Исайя, взяв икону преподобного Макария, который был уже причислен к лику святых, отправился выполнять завещание старца. Местные жители оказывали сподвижнику всяческую помощь.

Архитектурный ансамбль Макарьевского монастыря

Макарьевская пустынь всегда была довольно бедным и небольшим монастырем. Несколько раз его упраздняли, но он снова возрождался. Сохранившийся его архитектурный ансамбль относится к постройкам 17-19 веков. Вознесенский храм с его 33-метровой колокольней, церковь иноны Божьей Матери «Всех Скорбящих Радости», братские кельи и хозяйственные строения, скромное ограждение — вот и весь ансамбль монастыря. На кладбище при монастыре хоронили известных свияжских горожан.

Вознесенский храм возведен в конце 17 века на месте захоронения Исайи — основателя обители. Этот первый и на то время единственный храм сооружен во имя Вознесения Господня как напоминание о дне освобождения Макария. Ведь как раз этим праздничным днем казанский хан даровал ему свободу. Основными храмовыми святынями всегда были икона святого Макария, которую Исайя принес из монастыря Унже, и афонская Ватопедская икона Божьей Матери «Отрада”. Монастырские угодья не были большими, и сам монастырь практически не был известен за территорией Казанской губернии. Помощь в строительстве и существовании Макарьевской обители оказывали богатые свияжские монастырские владения и граждане города, которые часто посещали ее. В 19 веке при храме сооружается колокольня.

Вознесенский храм

Благодаря помощи монастырей Свияжска здесь строятся теплая трехпрестольная каменная Церковь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радости», корпус настоятеля и кельи для послушников. Для нового храмового сооружения местная помещица Лихачева пожертвовала две старинные иконы: Божьей Матери «Толгская” и Нерукотворный образ Спасителя. Церковь отапливалась с помощью амосовской печи. Внутри ее расписали 36-ю святочными изображениями. Впоследствии из Афона были присланы новые дары: икона великомученика Пантелеймона и часть его мощей. Эти святыни стали уникальными для Казанской епархии, что привлекало в Макарьевскую пустынь многочисленных паломников, для которых специально отстроили гостевое помещение.

Свияжская Макарьевская пустынь

Внизу склона существует святой монастырский источник Макария, покрытый сверху в конце 19 века деревянной часовней. Сюда от монастыря не раз совершался крестный ход.

Во времена революции монастырь разграбили, и немногочисленные иноки покинули пустынь. Долгое время здесь размещался детский противотуберкулезный санаторий (1936-1986). А в период Великой Отечественной войны здесь лечили раненых. Впоследствии строения монастыря разрушались под действием природных сил и пожаров. К моменту возвращения пустыни верующим из строений сохранились только полуразрушенные стены. Храмы и прочие строения обители с помощью молитв и трудов праведных были восстановлены к концу 20 века, в то же время монастырь вошел в состав Казанской епархии. В начале 21 века была восстановлена часовня-купальня около источника в честь преподобного. В 2013 году рядом сооружен 18-метровый памятник святому Макарию. Сегодняшняя монастырская братия насчитывает около 20 человек.

Отзывы туристов

Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *