Мамонтова пустынь Тамбовская область

В документах Шацкого архива указывалось, что старцу Маманту было дозволено на землях принадлежавших великой инокине Марфы, открыть пустынь во имя Святителя Николая на Никольской поляне. » В первые десятилетия своего существования монастырь был беден и убог». Грамотой 1634 года он был освобожден от налога с 30 четвертей принадлежавшей обители земли, потому как » старец в той пустыне живет только сам друг со старцем и питается Христовым именем, а служебников и работников и крестьян нет никого, и с тое земли ему, старцу Маманту, за даточные люди дати нечего».

Постепенно местность и прилегающие к монастырю территории стали заселяться вольными людьми, бобылями и кабальными крестьянами из соседних с Тамбовской, Рязанской, Звенигородской земель и Наровчата.

В 1652 году монастырь был приписан к Звенигородскому Савва – Сторожевскому монастырю. В писцовых книгах за 1677 год упоминается о Мамонтовской пустыни у Глубокого озера, где была двупрестольная церковь с колокольней, иконами и утварью. Главный престол – во имя Николая Чудотворца и придельный, освященный во имя Алексия, Божиего человека.

В период царствования Алексея Михайловича, — внука великой инокини Марфы, — монастырю поступают щедрые пожертвования и вклады «для ради покоя и вечных благ будущего века». Этот период для обители становится временем наибольшего расцвета. Монастырские владения быстро разрастаются, и к концу XVII веку обитель владеет уже многочисленными земельными угодьями и дворами (В 1674г. монастырю принадлежали две слободы и две деревни — 173 двора, 702 душ муж.п., более 1500 пахотной земли).

В период реформ, проводимых императрицей Екатериной II, в 1764 году Мамонтовский монастырь, как и многие другие, был упразднен. Однако, сохранившиеся многочисленные устные предания о чудесных явлениях, исцелениях перед чудотворными образами в храмах обители, передавались из поколения в поколение и привлекали большое количество православных паломников.

По храмозданной грамоте епископа Феодосия (Голосницкого 1723-1786), выданной местному священнику Андрею Васильеву, с 1768 по 1775 год возводится новый однопрестольный Николаевский храм (восьмерик на четверике, с шатровым перекрытием). Это была прочная и красивая постройка, просуществовавшая до первой четверти XX века. Она располагалась в пяти саженях от обветшавшего храма на небольшом взгорье у озера Глубокое. Стены были срублены из соснового леса «в лапу» и возводились на деревянной клети, установленной на кирпичном фундаменте. К храму примыкали рубленый шестиугольный алтарь и трапезная. Восьмигранный шатер и скаты крыш были покрыты в «чешую», глухой фонарь над куполом завершался луковичной главкой. Висячие арки над крыльцом обрамляли северный и южный входы, четырехъярусная колокольня завершалась длинным шпилем с шестиугольным крестом. Над церковью был установлен четырехконечный крест из тонких железных полос, вершина его была увенчана короной с крестом, в основании располагалось полулуние, по сторонам – небольшого размера кресты. В 1865 году были освящены новый придел во имя Покрова Пресвятой Богородицы и ризница.

Резной иконостас был декорирован витыми колонками, изображениями херувимов, покрытых листовым золотом. Царские врата с искусным переплетением растительного орнамента были дополнены выразительными фигурами четырех евангелистов.

Деревянная скульптура, созданная безвестными моршанскими мастерами, традиционно на протяжении столетий украшала церкви этого уезда и близлежащих волостей, дополняя торжественность и уникальную неповторимость интерьеров.

В этом храме находилась чудотворная икона святителя Николая от которой, по преданию, исходили исцеления от тяжких болезней всех, с верою притекающих к ней. Древняя икона святителя Николая, по преданию обретенная старцем Мамантом и сберегаемая ещё в начале XX века, была исполнена на липовой доске высотой в два аршина. Святитель Николай был изображен во весь рост в архиерейском облачении, украшенном золотыми крестами. Главу его украшали венцы, подобные лубочным, в правой руке — стальной меч, в левой – дарохранительница. На обратной стороне иконы, облаченной в серебряный оклад, была четкая надпись «Никола Можайский».

Из многочисленных случаев небесного ходатайства Николы Угодника предание донесло до нас чудесное избавление от падежа скота и болезней людей осенью 1857года. Святитель Николай «в золотом одеянии» три раза являлся караульному церкви Илье Михайловичу Шивалину, известному добротой, искренностью и простосердием, чтобы предупредить о грядущих бедствиях и призвать жителей села Мамонтово к молитве. После того, как караульный рассказал о своих видениях священнику, был совершен трехдневный молебен перед иконой Святителя Николая. Падеж скота прекратился, больные выздоравливали без медицинской помощи.

В Мамонтовской Никольской церкви сохранялась деревянная церковная утварь по преданию сделанная из тех лип, у которых была обретена икона святителя.

С 1904 года крестьянки села Мамонтова ходатайствуют об открытии женской общины, и в 1908 году, не будучи юридически оформленной, Мамонтовская женская община уже начала свое существование. К этому времени на средства «крестьянской девицы села Мамонтова» Агриппины Парамоновой был построен двухэтажный келейный корпус, крестьянками Анной Романовой и Евдокией Заболотниковой пожертвовано 37 десятин пахотной удобной земли.

В 1910 году началось строительство новой каменной Никольской церкви. Значительные денежные средства были пожертвованы протоиереем Алексеем Ивановичем Криновым.

31 мая 1912 года Указом Святейшего Синода на землях, принадлежавших Никольской церкви села Мамонтово была учреждена Мамонтовская женская община с 25 насельницами во имя Святителя Алексия, митрополита Московского. Начальницей общины стала Агриппина Парамонова, в монашестве Агния. В 1915 году состоялось освящение нового Никольского храма, в котором хранилась древняя реликвия – чудотворная икона Святителя Николая. Согласно преданию, во время освящения церкви подошел старец перекрестился и сказал: «Долго строился храм, но мало служить будут. Все здесь уничтожат — и храм, и монастырь. Будут уничтожать и Святое озеро, но не уничтожат. Исцелялись люди в этом озере, и будут исцеляться». Икона глубоко почиталась окрестными жителями, многочисленное стечение богомольцев в Мамонтове было на престольный праздник 9 мая (по ст. стилю). В этот день совершался крестный ход вокруг церкви, молебен и панихида по старцу Мамонту, основателю пустыни, которому была явлена чудотворная икона.

Безвестные моршанские мастера создавали уникальные произведения, украшавшие столетиями церкви этого уезда Тамбовской губернии. Истоки мастерства резчиков по дереву уходили в далекое прошлое. Скульптуры эти, разнообразные по композиции, расписанные красками, как иконы, привлекали исследователей, увидевших в них образцы барокко в деревянной пластике. В 1924 году резные деревянные статуи из северных уездов Тамбовской губернии перекочевали в Моршанский Историко-археологический музей. Среди них было более десяти статуй Христа в терновом венце, некоторые из них — с цепями на руках и ногах; фигуры святых и ангелов; статуи Богоматери и Иоанна-воина; голова Иоанна Крестителя на блюде. Они поступали из Тараксинской, Земетчинской, Пичаевской волостей и из пригородной Федоровской церкви. Но многолетнее отторжение православной культуры привело практически к полной утрате этих великолепных произведений народного творчества для потомков.

До 1927 года Алексеевская женская община продолжала свое существование вопреки действиям новой власти, старавшейся закрыть обитель и конфисковать здание келейного корпуса под культурно-просветительные цели. Сестры общины неоднократно обращались в различные высокие инстанции с целью сохранения за ними права владения жилого корпуса и скромного церковного имущества. Однако в 1928 году Алексеевская община была закрыта. Большинство монахинь в поисках временного пристанища расселились в окрестных селах Отъяссы, Русское, Святое и др. Лишь немногие остались в Мамонтово: настоятельница общины игуменья Агния, монахини Ксения, Анна, Евдокия, Ольга, Пелагея. В Никольском храме продолжали богослужения протоиерей Петр Ястребцев, иеромонах Пантелеймон (Дерябин), псаломщик Никандр Щербаков, которые в числе шестидесяти восьми «служителей культа» в 1933 году были арестованы. Репрессиям были подвергнуты и сыновья протоиерея Алексея Кринова, уроженцы Мамонтова, священники Леонид, Николай, Василий, Иоанн, которые служили в храмах окрестных сел. Им предъявлялось обвинение в создании контрреволюционной монархической организации. По решению Тройки ПП ОГПУ по ЦЧО они были осуждены по статьям УК 58-10, 58-11 и приговорены к различным срокам заключения в концлагерях.

В 1930 году монастырь был разрушен.Сохранились только фрагменты келейного корпуса и цокольная часть Никольского храма.

Последний процесс над монахинями Мамонтовской общины состоялся в 1940 году. Монахини Ксения (Копылова) и Анна (Виденина) были приговорены к 10 годам исправительно-трудовых лагерей с поражением в правах сроком на пять лет. В 1955 году Никольский храм был разрушен и осквернен.

В конце 1950-х годов в стены поруганной обители вернулись монахини Ксения и Анна. Поселились в маленьком рубленом домике-келье, который на долгие годы стал для верующих местом молитв перед спасенными из храма образами святых. Жители уважали инокинь за стойкость веры, доброту и благочестие. По-прежнему, к водам Святого озера продолжалось паломничество, особенно в дни Николы вешнего (22 мая), когда количество верующих достигало 10 тысяч человек. Вот как описывает уполномоченный по делам Русской Православной Церкви и культов по Тамбовской области А.И.Заворыкин праздник Николы Вешнего 22 мая 1958 года в с.Мамонтово: «Собрались 1000-1200 человек, в основном женщины, мужчин 150 человек. Если учитывать гуляющих, всего было более 3000 человек. Проводилась продажа свечей, крестиков, открыток с изображением святых. Люди группами молились, брали воду, пили, обливались, купались. Моление продолжалось с 6 утра до 24 часов».

В 1959-1961-х годах запретительными мерами тамбовским властям удалось приостановить массовое паломничество в Мамонтово, но это обстоятельство не могло воспрепятствовать посещению православными святых мест.

Ксения, последняя монахиня Алексеевской женской общины, имела удивительный дар вразумительной и утешительной беседы. Она закончила свой земной путь на 102 году жизни (20 марта 2002) и была погребена по монашескому чину на Мамонтовском кладбище.

В наши дни Мамонтова пустынь, древнейшая обитель Тамбовщины, переживает второе рождение. Паломничество к Святому озеру продолжается.

На престольный праздник 22 мая в Мамонтово приезжает большое количество паломников не только из Тамбовской, но и из соседних областей.

С 2003 года началось возрождение Мамонтовой пустыни как женской обители по благословению епископа (ныне митрополита) Тамбовского Феодосия. Монастырь был вновь освящен 22 мая 2005 года.

В 2009 году было завершено строительство сестринского корпуса. В 2012 году монастырь был практически восстановлен. Воздвигнуты соборный храм в честь святителя Николая Чудотворца, храм в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского, двухэтажный келейный корпус с домовым храмом в честь преподобной Марфы Тамбовской, часовня-купальня на Святом озере, хозяйственные строения, очищены от ила монастырские озера, установлен памятник святителю Николаю, созданный заслуженным художником России Сергеем Исаковым. Отлитый в бронзе Николай Угодник держит в руках меч и здание храма. Первыми насельницами Мамонтовского монастыря стали сестры Вознесенской женской обители города Тамбова. В 2012 году Никольский монастырь вошел в состав Мичуринской епархии.

Отреставрирован рубленый деревянный домик, в котором жила монахиня Ксения, сохранены предметы быта и интерьер.

Ежегодно 22 мая на территории обители под открытым небом проводятся торжественные богослужения архиерейским чином при стечении нескольких тысяч паломников. Тем самым была возрождена традиция, когда на праздник святителя Николая в Мамонтову пустынь прибывало множество богомольцев.

В соответствии с решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27 декабря 2016 года (журнал № 132) епископ Мичуринский и Моршанский Гермоген в Рождественский сочельник 6 января 2017 года возвел монахиню Феоктисту (Дудко) в сан игумении, с назначением ее на должность настоятельницы Никольского женского монастыря села Мамонтово Сосновского района Тамбовской области.

22 мая паломники со всей страны соберутся на берегу Святого озера в Мамонтовой пустыни Сосновского района. Здесь пройдет традиционное празднование Дня памяти святителя Николая Чудотворца. Для тамбовчан, желающих принять участие в торжествах, будет организован автобусный спецмаршрут из областного центра.

Мамонтова пустынь, возникшая еще в начале 17 века и переживающая возрождение в наши дни, является одним из самых известных и посещаемых уголков Тамбовской области. Николай Чудотворец – один из самых почитаемых среди православных верующих святых, и именно с ним связано возникновение этой обители. Согласно преданию, в XVII веке старец Мамонт после долгих молитв обнаружил на берегу озера икону святого. В честь этого события здесь была основана обитель, которая просуществовала до 30-х годов XX века.

Чудотворный образ святителя Николая в серебряной с позолотой ризе хранился в алтаре первой деревянной церкви монастыря. Сейчас Мамонтова пустынь возродилась как женская обитель, постепенно восстанавливается ее архитектурный ансамбль, очищено Святое озеро. На территории пустыни действует Никольская церковь, ставшая Архиерейским подворьем, восстанавливается трехпрестольный Свято-Никольских храм, у озера устроена купальня.

Поскольку ожидается большое количество паломников, будет организовано специальное автобусное сообщение. Транспорт будет отправляться из Тамбова от Спасо-Преображенского кафедрального собора на Соборной площади с 06.45 до 07.45. По окончании мероприятий из Мамонтовой пустыни можно будет уехать с 12.00 до 13.00. Стоимость проезда в оба конца для одного пассажира в этом году составит 230 рублей.

Николо-Теребенская пустынь, фото с сайта aerialphoto.ru

Николаевская Теребенская женская пустынь (Тверская епархия)

В XV веке село Теребени принадлежало помещику Михаилу Обуткову (или Обудкову). В 1492 он решил построить в своём селе Николаевскую церковь в честь чудесного явления ему иконы Николая Чудотворца. Он избрал для церкви понравившееся ему место на краю села. Там было заложено основание церкви, и Обутков поставил образ на это основание. Но когда наступила ночь, образ невидимою силою поднялся с церковного основания и перенесся на полпоприща от села к озеру и реке Мологе, где стояли пять берез и колодезь и где, по-видимому, был в прежнее время храм. На следующий день Обутков, думая, что кто-нибудь случайно перенёс образ, опять поставил его на церковное основание, но ночью образ снова перенесся. Утром Обутков вторично перенес образ, но все повторилось, так продолжалось несколько дней. Обутков построил там деревянную церковь во имя святителя Николая, внёс в неё образ и другие иконы и отдал село Теребень священнослужителям той церкви в вечное поминовение себе и роду своему. Образ прославился чудотворениями и привлекал к себе много богомольцев.

Первые насельники

Примерно через 100 лет после основания храм пришел в запустение, но, несмотря на полуразрушенность церкви, сохранился чудотворный образ.

Вскоре после литовского нашествия на Русь пришёл в эти места инок Онуфрий (в 1611) из Новгородской области, вынужденный покинуть свою обитель и искать пристанища. На месте села Теребень в то время осталось пепелище.

Онуфрий выкопал себе пещеру, прикрыл её сучьями, хворостом и мхом. Ему помогал помещик Артемий из боярского рода Мозовских (или Морозовских), проживавший в пяти верстах от Теребени в своём селе Топольском, тоже опустошенным. Но Онуфрий прожил здесь недолго, пустынное оскуднение и недостатки заставили его уйти.

В 1641 году, когда государство умиротворилось, прибыл к этой церкви из Онеги священноинок Авраамий, который застал ещё в живых Артемия и вместе с ним поставил келью. Эти два инока стали жить вместе в молитве и посте. Но так как совершать богослужения, особенно литургию, не было возможности по причине запустения и ветхости прежней церкви, то они решили близ её поставить другую, малую деревянную церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы, затем исправили прежнюю и испросили у новгородского митрополита Афония благословения освятить обе церкви. Когда церкви были освящены, они стали совершать богослужение по уставу пустынножителей. Так было заложено начало Теребенской обители. Со временем к Авраамию и Артемию присоединяется священноинок Феодосий, бывший крестьянин князя Федора Мещерского. С ним перестроили церковь Благовещения, расширили её. Авраамий был первым настоятелем.

Чудотворный образ святителя Николая постоянно привлекал в обитель большое число богомольцев, быстро росла и сама обитель.

Спасения от моровой язвы (1654)

В 1654 году повсеместно свирепствовала моровая язва (чума) в Тверской губернии. В живых осталась лишь малая часть жителей, их не хватало даже для погребения усопших. Особенно сильно охвачен был Бежецк и окрестности. Жители Бежецка послали просить о заступничестве Николая Чудотворца у его образа и, получив дозволение, перенесли его с торжеством рекой Мологой 30 июня в Бежецк в сопровождении священнослужителей собора и множества народа. Образ поставили в соборном храме Воскресения Христова. Иереи совершили всенощное бдение и литургию, и вскоре в Бежецке и его пределах чума совсем затихла. В память этого события ежегодно с 23 июня по 12 июля совершался крестный ход в Бежецк и попутные селения.

Расцвет обители

С ростом числа богомольцев старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657 году настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. На собранные средства построили новый деревянный храм с пятью престолами рядом со старой Никольской церковью. Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в трех саженях. Через семь лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки — трапезу с хлебней; над трапезой колокольню; над хлебней — кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви. Вскоре всё это сгорело, а церковь сохранилась. Через два года в 1667 году игумен Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Эта церковь существовала до 1830 года. Он же построил новую церковь во имя Александра Свирского над восточными воротами, которая впоследствии была разобрана, а в честь Александра Свирского освящена в середине XVIII века подземная церковь.

В начале XVIII века монастырю принадлежало 78 крестьян мужского пола, 1250 десятин земли, 36 голов крупного рогатого скота, 30 лошадей. В приписных к монастырю пустынях числилось 194 души.

Основание церкви Благовещения было заложено в 1706 году и освящено во имя Иакова Боровичского, а через строящийся храм был переименован в Благовещенский, а придел в соборном храме — во имя Иакова Боровичского. При этой церкви была трапеза и кухня с другими службами. Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви быть им неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде, и храм пришлось разобрать (1881).

В 1756 году, при игумене Мисаиле, началось строительство Сретенской церкви устроена, закончена в 1757 году, при игумене Феодосии. Длина церкви 6 сажен, ширина 4 сажени. Сретенская церковь не сохранилась.

1 октября 1838 года архиеп. Григорием (Постниковым) освящен Никольский собор. Предполагают, что над росписью работали калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов (1802-1831) и Алексей Васильевич Тыранов (1817-1900), будущие ученики художника Алексея Гавриловича Венецианова(1780-1847), который неоднократно бывал в монастыре.

В 1875 году в Николаевском пустыни открыт дом для престарелых и больных, а также школа.

В 1881 году старая Благовещенская церковь с пристройками была разобрана. 9 мая 1882 года на этом месте была заложена новая Благовещенская церковь с приделом в честь святителя Арсения епископа Тверского. Храм освящен в 1883 году. Здесь размещалась монастырская библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг — и богословских, и художественных. На хоре когда-то пел Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938).

К началу XX века в заштатной необщежительной Николаевской Теребенской пустыни в Вышневолоцком уезде были следующие церкви:

  1. главная, холодная — святителя Николая, построена в 1833, каменная с двумя приделами: правый — Владимирской Богоматери; левый — праведного Иакова Боровичского
  2. теплая — Благовещения Пресвятой Богородицы, построена в 1883, каменная, с приделом святителя Арсения Тверского
  3. теплая — Сретения Господня, построена в 1754-1757, каменная, с одним престолом
  4. преподобного Александра Свирского, построена предположительно в 1757

Закрытие и возрождение монастыря

В 1919 году все монастырское имущество было реквизировано. На базе монастыря сформирована монашеская сельскохозяйственная артель. Но она просуществовала недолго. До 1927 года здесь служил священником будущий преподобномученик Анатолий (Ботвинников). Пустынь закрыта в 1930-е годы. В помещениях пустыни долгое время располагался птицеводческий совхоз.

С 1994 года по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Виктора трудами иерея Геннадия Савостьянова началось восстановление древней Теребенской пустыни. Сохранились: Никольский собор (1830-1838), Благовещенская церковь (1882-1883), настоятельский и братский корпуса (1840-50-е годы).

Реставрация колокольни началась в 1996 году. При советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола, и все они были утеряны. Только в 1999 году вопрос о колокольном звоне стал решаться. Отливать колокола взялась Минская мастерская «Отменное литье», под управлением известного литейщика Сергея Владимировича на благотворительные средства. Новые колокола были подняты на колокольню в 2000 году.

17 августа 2004 года обитель получила статус женского монастыря

Святыни

  • Теребенская икона Божией Матери

Храмы монастыря

Соборная церковь во имя святителя и чудотворца Николая, с колокольней (1838)

Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 саженей. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен и на полименте. При храме имеются в трапезе 2 придела: во имя Владимирской иконы Божией Матери и во имя святого праведного Иакова Боровичского. Храм отштукатурен и выкрашен светло-зеленой краской, карнизы отбелены известью. Храм украшают фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца.

Благовещенский храм (1883)

Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, ещё 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположенные попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых высшею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа.

Иконостас тройной, средняя часть соответствует престолу в честь Благовещения, а по сторонам его уступами вперед 2 меньших иконостаса, направо для придела во имя Арсения Тверского, а налево для помещения в его центре под вызолоченной сенью чудотворного образа Николая Чудотворца. Главный престол освящен 9 октября 1883 Саввой (Тихомировым), архиепископом Тверским и Кашинским, а придел освящен 4 декабря 1883 настоятелем игуменом Арсением.

Литература

  • «Духовенство Русской Православной церкви в XX веке». Биографическая база данных и собрание материалов на сайте Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря:
    • Тверские епархиальные ведомости. Тверь, 1877-1918:
  • Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде : еженедельное издание с прибавлениями. СПб., 1888–1918:
  • Иеромонах Илиодор. Историко-статистическое описание Николо-Теребенской пустыни. Тверь, 1860 г.

Настоятели

Использованные материалы

  • Николаевская Теребенская пустынь. Историческое описание. Издательство «Леушинское подворье», Санкт-Петербург, 2003 год.
  • Статья «ТЕРЕБЕНСКАЯ НИКОЛАЕВСКАЯ ПУСТЫНЬ» в энциклопедии «Тверская область», 1994 г., страница 283.
  • Страница истории на официальном сайте Николо-Теребенского женского монастыря (дата обращения 25 августа 2020 года):
    • (материал использован частично)
  • Соловьев Н.А, «Из истории Николо-Теребенского монастыря» // Альманах «Бежецкий край», 2017, № 1(15), С. 33-41:
    • (материал использован частично)
  • Илиодор (иеромонах). Историческо-статистическое описание Николаевской Теребенской пустыни. — Тверь: Типография Губернского правления, 1860, С. 37-39 (материал использован частично) — см. список настоятелей с 1711 по 1853 год:

(строитель, иеромонах) // Памятная книжка Тверской губернии на 1863 год, Тверь, 1863, С. 47.

Маиуип (Лемешевский В. В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 годы. Часть 1 , С. 382:

Определение Святейшего Синода от 24 октября 1901 года за № 4177; Высочайшее повеление от 31 августа 1908 года (о бытии настоятелю Николаевской Теребенской пустыни, Тверской епархии, архимандриту Дионисию — епископом Челябинским) // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1908, № 38 (20 сентября), С. 291; Указом Свят. Правительствующего Синода, от 10 сентября за № 10948 // Тверские епархиальные ведомости, 1908, № 39 (22 сентября), С. 531.

Определение Святейшего Синода от 17-22 ноября 1911 года за № 8923 // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1911, № 49 (6 декабря), С. 409; Указомъ Святейшаго Правительствующего Синода, от 22 ноября сего года за №16156 // Тверские епархиальные ведомости, 1911, № 48 (28 ноября), С. 654; Определение Святейшего Синода от 12-26 апреля 1917 г.. за № 2047 // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1917, № 18-19 (20 мая), С. 119

«IV. Отъ 11 августа 1917 года за № 4971 постановлено: назначить настоятеля Пинскаго Богоявленскаго монастыря, Минской епархіи, архимандрита Кирилла исправляющимъ должность настоятеля Николаевской Теребенской пустыни, Тверской епархіи». Определение Святейшего Синода от 11 августа 1917 года за № 4971 // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1917, № 34 (26 августа), С. 283

Определение Святейшего Синода от 1 — 2 декабря 1917 года за № 6086 // Церковные ведомости, издаваемые при Святейшем Правительствующем Синоде, 1917, № 48-49 (16 декабря), С. 435.

Новости

21 мая в актовом зале была представлена новая книга учёных Мичуринского государственного педагогического института «Экология Святого озера монастыря Мамонтова пустынь», изданная тиражом 100 экземпляров.

Во вступительном слове В.Н. Яценко, ректор МГПИ, профессор, кандидат биологических наук, познакомил с некоторыми обстоятельствами написания книги, представил авторский коллектив, остановился на роли монастыря Мамонтова пустынь в колонизации края, отметил важность собранного исследователями материала для выработки концепции сохранения Святого озера. Он поблагодарил рецензентов монографии доктора биологических наук, профессора В.М. Константинова, кандидата биологических наук, доцента А.О. Шубина из Московского государственного педагогического университета, А.П. Иванова, старшего научного сотрудника научно-исследовательского и проектного института Генплана г. Москвы за ценные рекомендации и замечания. Отмечено внимание к исследованиям и спонсорская помощь управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области, предоставление возможности изучения микропрепаратов фитопланктонных организмов Всероссийским научно-исследовательским институтом генетики и селекции плодовых растений. Особая признательность высказана за предоставление возможности исследований епископу Тамбовскому и Мичуринскому Феодосию и иерею Владимиру Алейникову.

А.Ю. Околелов познакомил с историей окрестностей Святого озера и монастыря Мамонтова пустынь, где селились монахи с XVI века. Здесь старец Мамонт в начале XVII века обрёл образ Николая Можайского. По указу царя Михаила Фёдоровича в 1629 г. был основан монастырь на землях его матери Ксении Ивановны Романовой (инокини Марфы). В течение своего существования Мамонтова пустынь получала значительные пожертвования, в том числе от царя Алексея Михайловича. Монастырь входил в тройку самых значительных землевладельцев Тамбовщины. В результате церковной реформы в 1764 г. при Екатерине II монастырь был упразднён, но его Свято- Никольский храм долгие годы действовал. Он не вмещал всех желающих здесь помолиться; его дважды перестраивали. В 1905 г. в честь рождения наследника престола на территории Мамонтовой пустыни была создана женская Алексеевская община, которую возглавила Агриппина Парамонова. Местные жители пожертвовали ей большие средства, на которые в 1915 г. был построен каменный храм, разрушенный в 1952-1955 гг. В годы Советской власти окрестные жители создали крестьянскую общину-коммуну, берега озера и бассейн реки Красная Дубрава были распаханы, в водоёме пытались разводить птицу, но безрезультатно: она погибала, как говорили «не выдержав святости». В местном колхозе имени Вильямса занимались овощеводством и бахчеводством. Храм использовался как овощехранилище и магазин. На месте монастырского некрополя велась частная застройка. Верующие выбрали молельное место у тополей, на которых размещали иконы.

В начале 1990-х годов началось возрождение Мамонтовой пустыни: построена часовня, келейный корпус. На Николу Вешнего 22 мая собирается до 4000 человек. С 2005 г. во время молебна наблюдается радуга в течение нескольких десятков секунд в любую погоду — одно из чудес этого места.

Мичуринскими учёными и студентами проведена экологическая экспертиза, изучен влагооборот, обнаружено заиление озера глубиной до двух метров. Вследствие заболачивания развивается растительность, особенно много кубышки жёлтой и телореза алоевидного. Среди животного мира распространено более 50 видов, в том числе бабочка Поликсена и кулик-травник, отмеченные в Красной книге Тамбовской области. Характерен опушечный эффект: биоразнообразие. Вода в озере не отвечает требованиям ПДК: повышенное содержание азота, калия, фосфора, имеется серо-водородный запах, мутный цвет; вода загрязнена органическими веществами: близка к воде прудов-отстойников. Она не должна употребляться для питья. Наблюдается отсутствие гниения, что удивило исследователей. Купаться в Святом озере можно, что и делают многочисленные паломники. В воде обнаружен предмет большого размера. По одной из местных легенд в озере захоронен крест с церкви. Цветения воды нет, а заболачивание не происходит из-за постоянного промывания водой устья реки Красная Дубрава.

Разработаны рекомендации: очистить от ила, выделить водоохранные зоны, провести укрепительные работы, регулярно скашивать тростник, телорез алоевидный и рогоз в конце лета, ходатайствовать о придании Святому озеру статуса памятника природы местного значения (водного или комплексного).

Следующим выступающим была Н.П. Петрова, начальник управления по охране окружающей среды и природопользованию области. Она сказала, что книга получилась хорошая, особенно отметила важность исторической справки. Задача возрождения Святого озера очень сложная. Управление три года занимается проектированием. Особые трудности связаны с тем, что часть озера высохла. В Москве добились финансирования: выделено 15 млн. руб. Завезли земснаряды. В течение следующих лет будет перемещено 180 тысяч тонн ила. Благодаря этому восстановится естественное русло. Другая задача — поднять и вскрыть родники. С помощью техники родники не обнаружены. Есть надежда на интуицию и обычную лопату. В течение лета текущего года родники будут найдены. Сделана купальня на основном русле. Пить воду нельзя. Бог поможет нам в воссоздании Святого озера.

Далее В.И. Ивлиева, заместитель начальника управления культуры и архивного дела области, поздравила авторов и выразила надежду, что книга будет в библиотеках области. Выход книги — промысел божий. Управление много делает по изданию краеведческой литературы: выставка новинок за год может занять три-четыре стеллажа. Валентина Ивановна также отметила, что бывает в Мамонтовой пустыни 5-6 раз в год и берёт воду из Святого озера, которая сохраняется несколько месяцев. Она пригласила присутствующих на открытие памятника Николаю Чудотворцу в Мамонтовой пустыни на следующий день — 22 мая.

Следующим выступающим был протоиерей Геннадий Андреев, который отметил, что факт издания этой книги отрадный — это проявление внимания к Тамбовской епархии. От имени владыки Феодосия передал благодарность коллективу авторов. Святое озеро — это визитная карточка нашего края. Тамбовщина пользуется защитой Святого Николая.

Заведующий кафедрой биологии ТГУ имени Г.Р. Державина А.М. Пучнин считает новую книгу подарком всем специалистам биологического профиля. Он отметил уникальность монографии. Особенно остановился на возможности применения разработанной авторами методики для изучении других местностей региона.

В заключение заместитель директора Тамбовской областной универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина Л.Н. Патрина поблагодарила за прекрасную работу авторов книги и призвала поддержать ходатайство о придании Святому озеру статуса памятника природы.

В зале было оформлено две выставки сотрудниками отдела краеведческой библиографии: «Православная Тамбовщина» и «Проблемы экологии». Участники презентации уделили им своё внимание, особенно дореволюционным изданиям. Сотрудники областного краеведческого музея и заведующая краеведческим сектором центральной городской библиотеки имени Н.К. Крупской Н.А. Сокольская обнаружили ряд книг, отсутствующих в фондах их учреждений и подсказали какими изданиями пополнить наш фонд.

Среди присутствующих были желающие приобрести новую книгу, но к сожалению её мизерный тираж не позволил осуществить это.

Л. Перегудова.
Ведущий библиограф отдела краеведческой библиографии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *