Мать Богородицы

В конце каждой службы священник перечисляет имена святых, которых Церковь вспоминает в этот день. Но есть два имени, которые звучат каждый день и на каждой службе, — это имена родителей Пресвятой Богородицы, праведных Иоакима и Анны. Что известно об этих святых? И почему Церковь воздает им такую особенную честь?

О родителях Пресвятой Богородицы Марии сообщают несколько источников, наиболее ранний из которых — Протоевангелие Иакова*, памятник христианской литературы второй половины II — начала III века (Примечание: Протоевангелием (от греч. πρῶτος, «первый») этот текст называют потому, что речь в нем идет большей частью о событиях, предшествовавших описанным в Евангелиях. Авторство текста приписывается (скорее всего, ошибочно) апостолу Иакову, брату Господню, одному из сыновей праведного Иосифа Обручника от первого брака. — Прим. ред.). Церковь не включила этот текст в состав Священного Писания, но многие из описанных в нем событий особо вспоминаются в течение богослужебного года, в том числе и Рождество Пресвятой Богородицы.

Встреча святого Иоакима и святой Анны
у Золотых Ворот Иерусалима после благой вести
от ангела о рождении ребенка.
Амброзиус Бенсон. Нидерланды, около 1528

Иоаким, согласно Протоевангелию Иакова, был человек «очень богатый» и притом истинный праведник: материальный достаток он использовал для того, чтобы приносить Богу «двойные дары». Если, например, закон предписывал в том или ином случае приносить в жертву Богу козла или овцу, то Иоаким жертвовал двух овец или двух козлов и так далее. Но в один из праздников, когда все иудеи по традиции собрались в Иерусалимском храме и по очереди приносили дары Богу, Иоакима вдруг достаточно грубо отодвинули в сторону. Некто Рувим — священник или, возможно, распорядитель служб в храме — запретил ему подходить с дарами в числе первых: ведь тот был бездетным, «не принес потомства Израилю». А иудеи в то время привыкли связывать количество детей в семье с личной праведностью семейной пары. Считалось, чем больше детей послал супругам Бог, тем более высоко Он ценит благочестие этой четы. И — наоборот…

Иоаким сел за книги и стал искать, были ли в истории Израиля праведники, не оставившие по себе потомства. Оказалось, что таких не было. Тогда он пришел в отчаяние, возложил на себя сорокадневный пост и отправился в пустыню в надежде, что, может быть, Господь посетит его в скорби и утешит. «Да будет мне едою и питьем молитва», — решил Иоаким.

Скорбела и его супруга Анна, на которую тоже посыпались насмешки. Даже ее собственная служанка посмела сказать: «Господь закрыл твое лоно, чтобы у тебя не было потомства в Израиле».

Люди осуждали Иоакима и Анну, а их собственные надежды на продолжение рода к тому времени уже почти иссякли: ведь, если верить позднейшим пересказам их житий, они жили вместе уже 50 лет и, понятно, находились в годах весьма преклонных.

Впрочем, Анна помнила из священной истории, как Сарра в 90 лет родила Исаака, и не оставляла молитву о ниспослании ей ребенка.

И вот в самый тяжелый момент Господь ответил на вопрошания бездетных супругов. Согласно Протоевангелию Иакова, и к Иоакиму, и к Анне был послан Ангел, возвестивший им о скором зачатии ребенка, причем такого ребенка, о котором станет говорить целый мир. В ответ на это известие Анна воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Если я рожу дитя мужского или женского пола, отдам его в дар Господу моему, и оно будет служить Ему всю свою жизнь». Это обещание Анна и Иоаким исполнили в точности: когда рожденной ими Девочке исполнилось три года, они отвели Ее в Иерусалимский храм, где Мария с тех пор жила и получала воспитание. Отец же Ее и мать прожили на свете еще около 12 лет и отошли ко Господу в возрасте около восьмидесяти лет, как говорится в одном из сирийских переложений Протоевангелия Иакова — «Истории благословенной Девы Марии».

Рождение Пресвятой Богородицы.
Амброзиус Бенсон. Нидерланды, около 1528

Этот сирийский текст (самые ранние из сохранившихся рукописей которого относятся к XII веку) интересен еще тем, что пытается проследить родословную линию Богородицы. Из него следует, что Иоаким (в сирийском варианте — Ионакир, или Цадок, то есть «праведный») был сыном Матфана и внуком Елеазара, то есть Дева Мария имела тех же деда и прадеда, что и Иосиф Обручник, Ее нареченный супруг. Иными словами, Богородица и Иосиф были двоюродными сестрой и братом и оба являлись продолжателями рода царя Давида. К царю Давиду возводят линию предков Богородицы и церковные писатели VIII–IX веков преподобный Иоанн Дамаскин и Епифаний Монах. Правда, Епифаний утверждает, что это Анна была дочерью Матфана, а не Иоаким — сыном.

За что же Церковь так почитает святых праведных Иоакима и Анну?

Дело в том, что Господь призывает судить о всяком дереве по его плодам (ср.: Мф 7:15–20), а плодом этой семейной пары явилась Пресвятая Богородица. Многие сотни и даже тысячи лет Господь ждал, когда же человечество принесет Ему такой плод — деву, чистую сердцем и всецело преданную Богу, способную без принуждения вверить Себя Ему со словами: Се, раба Господня, да будет Мне по слову Твоему (Лк 1:38). Ведь только такая дева, чуждая греха не вследствие чуда, которое мог бы совершить над ней Бог, а вследствие своего собственного свободного выбора, только она и была достойна стать Матерью Сына Божия. А такие качества — любовь к Богу, смирение, кротость — не могли бы развиться в Деве Марии без участия Ее родителей.

Введение во храм Пресвятой Богородицы
Греция, Афон. 1320

Безусловно, большую роль сыграло воспитание Девочки при храме начиная с трехлетнего возраста, но ведь и это тоже было решение Ее родителей, Иоакима и Анны, — отдать Дочь, еще совсем маленькую, священникам. Как ни жаль им было расставаться с Дочерью, ставшей утешением в дни их старости, но обет посвятить Ее Богу оставался в силе — и они исполнили, что обещали.

«Терпение, навыкнув во времени, родило глубочайшее смирение», — говорил в одной из проповедей архимандрит Иоанн (Крестьянкин).

И точно такое же смирение мы находим в их Дочери, Которой суждено было стать Божией Матерью. Как некогда Ее родители, Дева Мария отказалась от всяких претензий на то, чтобы руководить Своим Сыном исключительно по своему разумению, жестко удерживать Его при Себе, связывать Своим родительским авторитетом (как это свойственно многим родителям). Она вверила Сына Промыслу Божию, а Сама смиренно последовала за Ним. Зерно такого смирения заронили в душу Пресвятой Богородицы Ее родители Иоаким и Анна.

27 ноября 2016 года в Воскресной школе при Покровском кафедральном соборе г. Урюпинска прошел праздник, посвященной Дню Матери.

Праздник этот утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 января 1998 г. и празднуется в последнее воскресенье ноября, в этот день принято поздравлять всех матерей. Дети Воскресной школы подготовили концерт для любимых мам под названием «Сердце Матери». Почетными гостями праздника стали родители, мамы, бабушки учеников Воскресной школы, а так же прихожане храма.

Традиционно этот замечательный праздник проходит под Покровом Пресвятой Богородицы, которая является нашей самой любимой и дорогой Мамой.

«День Матери наполнен глубоким смыслом, христианским содержанием. Сам Господь заповедал нам почитать своих родителей и показал нам пример, как мы должны исполнять эту заповедь. Умирая на кресте, Иисус Христос позаботился о своей матери, Богородице, и вручил ее на попечение своему ближайшему ученику, Иоанну Богослову. Мы все должны брать пример со своего Спасителя, заботиться и почитать своих мам».

На концерте ребята читали стихи, пели песни о маме разыгрывали сценки, показывали веселые номера.

В День Матери никак не обойтись без самых добрых и хороших слов, адресованных тем, кто подарил нам жизнь, дал увидеть красоту Божьего мира! Великое множество поэтов воспели в своих стихах нежные руки матери, любящие глаза, большое и доброе материнское сердце. Поэтому и рассказывали их дети с искренней радостью, любовью, ведь это для любимой мамы, дорогой бабушки.

Сердце матери, оно одно нас согревало
В дни, когда нам было не легко.
Сердце матери оно лишь только знало,
Где мы — близко или далеко.
Сердце матери, оно одно нас ждало
Даже если уж не ждал никто.

По окончании концерта к гостям и участникам праздника со вступительным словом обратился епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей, архипастырь сердечно поздравил всех с праздником и дал отеческий наказ ребятишкам всегда исполнять пятую заповедь Господа – быть добрыми и любящими детьми для своих родителей.

Фотогалерея «Концерт учащихся воскресной школы в день Матери»

Почему мы так мало знаем об Анне – матери Пресвятой Богородицы, и за что конкретно почитает ее Церковь мы спросили филолога-библеиста, доцента Института восточных культур и античности РГГУ, зав. кафедрой библеистики Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святителей Кирилла и Мефодия Михаила Георгиевича Селезнева.

Михаил Георгиевич, почему о жизни праведной Анны нам ничего не сообщает Библия?

Дело в том, что тексты раннехристианской литературы вообще очень мало интересуются бытовыми подробностями жизни героев, их детством или их отношениями с родными. Евангелия очень скупо говорят даже о детстве Иисуса. Евангелие от Марка начинается с Крещения, Евангелие от Иоанна, после пролога о Логосе, тоже переходит непосредственно к Крещению. Что касается Евангелий от Матфея и от Луки, то там, действительно, есть рассказы о рождении и детстве Иисуса. Однако эти рассказы были записаны не для того, чтобы сообщить какие-либо дополнительные бытовые подробности, а ради символической нагрузки этих текстов. Например, Матфей приводит родословную Христа, чтобы связать ветхозаветную историю с новозаветной. Простые же бытовые детали (например, как выглядел Иисус, какого цвета были Его глаза и волосы) евангелистов, к нашему сожалению, мало интересовали.

У первых христиан было чувство, что наступает конец мира, он близок, он может наступить со дня на день и поэтому исторические детали, бытовые моменты – не важны, а важно то, что вот сейчас должна начаться новая эра, новый мир. Вот что было в центре внимания первого поколения христиан. Апостол Павел пережил обращение на пути в Дамаск, еще живы были люди, видевшие Христа, он может пойти к ним и попросить рассказать обо всем как можно подробнее (как сделал бы любой из нас, будь у него такая возможность!). Но для апостола Павла достаточно явления ему Воскресшего Господа, он не пошел к апостолам, знавшим Христа в его земной жизни, он не стал советоваться с людьми из «плоти и крови», узнавать подробности жизни Христа (Гал. 1, 15-17)… Не это важно для него.

Целование праведных Иоакима и Анны у Золотых ворот, XVI век

А как относиться к тому, что факты о жизни праведной Анны взяты по преимуществу из раннехристианских апокрифов?

Когда после жизни Иисуса прошли десятилетия и даже больше, конец света перестал восприниматься как близкая реальность, отодвинулся в неопределенное будущее. Тогда сильнее становится интерес к тем событиям, с которых началось христианство, к их мельчайшим деталям, к подробностям того, как жили те люди, о которых говорится в Евангелии. Но эпоха Иисуса Христа уже стала прошлым, куда невозможно вернуться и опросить очевидцев.

Хотя свидетелей уже нет, возникает желание дополнить Евангелие, расцветить его, особенно в простой народной литературе. Так появляются сказания о детстве Иисуса, о детстве Девы Марии, о Ее родителях. От столетия к столетию такие сказания становились все более детальными, более красочными.

В таких сказаниях, конечно же, есть своя правда, но это не историческая правда, а правда символа, и следует говорить, прежде всего, о заложенном в этих легендах нравственном и догматическом смысле. Говорить же о том, какие исторические реалии за ними стоят, думаю, далеко не всегда осмысленно. Это тексты про другое, они даны нам для другого.

Мы знаем, что у родителей Пресвятой Богородицы – праведных Иоакима и Анны долго не было потомства. Какое отношение в древнем Израиле было к семье, не имеющей детей?

Не только в древнем Израиле, а вообще на древнем Ближнем Востоке дети считались благословением Божиим. Бездетность, в свою очередь, считалась большим горем. Впрочем, как раз в ту эпоху, о которой мы говорим, наряду с идеалами семейной жизни в Израиле появляется определенный протомонашеский идеал. Члены Кумранской общины, в частности, практиковали воздержание и безбрачие. То есть, как раз на пороге Нового Завета отношение древних евреев к тому, что брак и дети – это норма, а отсутствие детей – это беда, стало (по крайней мере, в каких-то кругах) меняться. Слова Иисуса и апостола Павла о безбрачии уже не были полной неожиданностью для слушателей.

Ласкание Богородицы. Праведные Иоаким и Анна

Древнейший памятник, излагающий историю родителей Пресвятой Богородицы, святых Иоакима и Анны – так называемое «Протоевангелие Иакова», написанное не ранее второй половины II в. по Р.Х. Как отмечают исследователи, многое здесь заимствовано из ветхозаветных текстов. Сюжет о бесплодии пожилых уже людей, которое является для них знаком немилости Божией и огромным горем, об их молитве к Богу, о том, что на старости свершается чудо и у них рождается ребенок – воплощен в целом ряде ветхозаветных повествований (об Аврааме и Сарре, об Исааке и Ревекке).

Особенно близки соответствующие строки «Протоевангелия Иакова» к истории Елканы и Анны (родителей пророка Самуила), которая содержится в первых главах 1 книги Царств. Так сюжеты, игравшие важную роль для Ветхого Завета, актуализировались и в Новом.

Известно, что праведная Анна родила, уже будучи в преклонном возрасте. Можно ли назвать это несомненным чудом Божиим?

Предание однозначно воспринимает это как чудо – только в этом случае возникает перекличка с Ветхим Заветом, только в этом случае история зачатия Пресвятой Богородицы обретает свой нравственный смысл – становится уроком терпения и надежды. Еще раз повторимся, что перед нами встает вопрос не о конкретном историческом факте, а о его символическом значении. Если нет чуда – то и символического значения тоже нет.

За что же конкретно Православная Церковь почитает праведную Анну?

Церковь чтит всех Праотцев (и их жен, естественно), имеющих отношение к родословной Спасителя. Но рассказ о родителях Пресвятой Девы, как я уже говорил, и сам по себе несет важную смысловую нагрузку. Как и в случае с аналогичными ветхозаветными повествованиями, речь идет об испытании веры. Об испытании семьи (и в частности, праведной Анны), которая переживает горе по причине бездетности. Но при этом в будущих родителях Пресвятой Богородицы продолжают жить вера, надежда, терпение, молитва. И происходит чудо. Вот это сочетание тем – беда, надежда, терпение, молитва, чудо – преподносит нам определенный нравственный урок: «верующий не будет посрамлен».

Почему в протестантских церквях Марию (маму Иисуса Христа) не называют — БОГОМАТЕРЬ и не поклоняются ей? Откуда растут корни поклонения Марии?

В последнее время я наблюдаю, как некоторые «продвинутые» христианские лидеры начинают играть с культом царицы небесной и говорить о богоматери в церквях. Эта статья — как реакция на заигрывания с ложными доктринами. Пасторы протестантских церквей, оказавшись в меньшинстве (в своих странах), иногда играют в дружбу с большими конфессиями, при этом они не хранят убеждения, и во попытке играть в толерантность отступают от библейских истин. Зачем? Может, это попытка выслужиться и получить доступ к власти? Желание быть принятыми? Страсть быть у руля? А может, они перестали бодрствовать над Писанием, и их увлекли «ветры различных учений»? Ответа я не знаю!

Эта статья — попытка направить взгляд тех, кто якобы «смотрит» в корни христианства, в историю церкви (хотя, наши корни — в Иудаизме), на то, как они, играя в «смотрелки», незаметно (возможно, неумышленно) затягивают ереси в Тело Церкви. За 2000 лет историческая традиционная догматика привнесла в литургию очень многое из языческой традиции. Обращенные из язычников не всегда оставляли образ мышления язычества, и когда по карьерной лестнице добирались до верхушек церковного управления, они, пользуясь полученной властью, привносили в христианские догмы свои заблуждения, а затем и вовсе канонизировали их. Поклонение святым, матери Господа Иисуса и иконам стали частью их литургии. Как бы возмутились апостолы Петр и Павел, узнав, в какое языческое болото завели церковь слепые вожди за 2 тысячи лет! История номинального христианства — это история погружения в ереси и заблуждения. Нашему поколению надо вскрыть мрак тьмы, принять откровение от Бога и твердо его держаться.

Культ богородицы – один из древнейших культов на планете.

ШУМЕРЫ:

Задолго до рождения Христа в шумерских храмах язычники пели: «пресвятая богородица, спаси нас”, обращаясь к главной богине древнего Шумера – Инанне (это имя в переводе с древнешумерского звучит «царица небесная”, «владычица небес”). Саргон – основатель первой на земле могущественной империи Шумера и Аккады (примерно 2350 лет до н.э.), ставшей затем великой Вавилонией, насаждал культ «царицы небесной”, и его мать играла роль «высокой жрицы” Инанны или Иштар (Астарта).

ДРЕВНИЙ МИР:

В древности культ Матери носил почти универсальный характер. Археология дает свидетельства широкого распространения культа Матери в каменном веке. На огромном пространстве от Пиренеев до Сибири: в доарийской Индии, в доизраильской Палестине, в Финикии, в Шумере и сегодня находят женские фигурки, вырезанные из камня или кости. Такие статуэтки называют палеолитическими «Венерами».

ВАВИЛОН:
Одним из наиболее ярких примеров того, как вавилонское язычество дошло до наших дней, является культ Девы Марии в современных номинальных церквах, заменивший культ матери-богини.

Легенда о богоматери и младенце была хорошо известна в древнем Вавилоне и в свое время развилась в установившийся культ. Множество памятников Вавилона отображают мать-богиню Серамиду, держащую на своих руках ребенка Таммуза.

Когда вавилоняне были рассеяны по всему свету, они разнесли с собой культ богоматери и младенца. Это объясняет, почему многие народы поклонялись матери и младенцу, в той или иной форме, задолго до того, как Истинный Спаситель Иисус Христос родился в этот мир.

В различных странах, где был распространен это культ, мать и ребенок назывались по-разному.

ГЕРМАНИЯ:

Древние немцы поклонялись деве Герте с младенцем на руках. Скандинавы называли ее Дизой, которая также изображалась с младенцем. Этруски называли ее Нутрией, а среди друидов Вирго-Патитура почиталась как «матерь Божия”. В Индии она была известна как Индрани, которая также изображалась с младенцем на руках.

КИТАЙ:

Китайцы называли свою мать-богиню Шингму, что значит «святая мать”. Она изображалась с младенцем на руках и лучами славы вокруг головы. Когда католические монахи-миссионеры в средние века проникли в Китай, к огромному своему удивлению они обнаружили огромное количество изваяний, идентичных статуям Девы Марии. Они объяснили этот факт по-своему: якобы Мария, мать Иисуса, приходила с проповедью в древний Китай, и китайцы сохранили память о ней и поклонялись ее изображению. Однако историки и археологи разоблачили этот миф еще в 19-ом веке: оказалось, что эти изображения «богородицы” были изготовлены еще за тысячу лет до Рождества Христова.

ГРЕКИ:
Мать-богиня была известна грекам как Афродита или Церера, шумерам – как Нана, а древним римлянам – как Венера или Фортуна, а ее младенца называли Юпитером.

ИНДИЯ:
В Индии также поклоняются матери и младенцу, именуемыми как Деваки и Кришна. В этой стране воздвигнуто множество храмов в честь Изи – «великой богини” и ее сына Исвары, где им поклоняются уже много веков.

АЗИЯ:
В Азии мать была известна как Кибела, а ее сын как Дионис. Ее называли женой Ваала – девственной царицей неба, которая родила без зачатия.

Как известно из библейской истории, когда сыны Израилевы отступили от Бога, они также осквернились этим поклонением богоматери: «Оставили Господа и стали служить Ваалу и Астартам” (Суд. 2:13).

Астарта или Аштароф – это имя богини, под которым она была известна сынам Израилевым. Причем такое отступничество повторялось неоднократно (Суд.10:6, 1 Цар.7:3-4,12:10, 3 Цар.11:5, 4 Цар. 23:13).
Одним из титулов этой богини, которым они ее называли, был «царица неба”. Они «делали ей пирожки с ее изображением и возливали ей возлияния” (Иер. 44:19).

Пророк Иеремия неоднократно обличал Божий народ за поклонение «богине неба”, но они воспринимали «в штыки” его предупреждения.

ЕФЕС:
В Ефесе «великая мать-богородица” были известна под именем Артемида (Диана). Храм, посвященный ей в этом городе, был одним из семи чудес света древнего мира.

В Библии говорится, что в этом городе апостол Павел столкнулся с сильнейшим противлением сторонников культа Артемиды (Деян.19 гл.). Они собрали против христиан огромную толпу и «около двух часов кричали: велика Артемида Ефесская!” (Деян.19:34).

Окончательно культ, переданный Вавилоном многим народам, утвердился в Риме и всей Римской Империи. Как раз в тот период, когда поклонение богине-матери было в самом разгаре, на землю явился Истинный Спаситель Иисус Христос. Он был рожден скромной еврейской девушкой Мирьям (в русском произношении – Мария).

У СЛАВЯН:
Интересной является, конечно, тема почитания женского начала в религии наших предков. У славян постоянным эпитетом высшего женского божества был «Мать Сыра Земля». В народных верованиях божество, ассоциируемое с «Мать Сырой Землей», с плодоносящей силой земли, жило и в языческой, и в христианской среде (богородица, «матушка-владычица») как главный персонаж аграрного культа вплоть до 20 в.

В языческой религии славян очень древним был культ двух рожениц, часто представляемых в образе двух лосих, двух хозяек мира. Этот культ возник в охотничьем обществе и затем перешел в земледельческое. Позднее роженицы уступили место единовластному патриархальному Роду, с которым они одновременно стали связываться, став его гендерным коррелятом. Они представлялись как богини плодородия и изобилия, защитницы матерей и маленьких детей. После принятия христианства образ рожениц также слился частично с образом богородицы, но сведения о них будут встречаться вплоть до конца 19 в.

Важную роль в религии славян играли также Макошь (Мокошь), богиня изобилия и покровительница женских работ (непосредственным продолжением ее образа после крещения Руси стала Параскеева Пятница), и Лада, богиня растительного плодородия, а также покровительница брака и семейной жизни..

Первоначально в христианской вере, корни которой крепко сидят в иудаизме — не было места культу Марии. Известно, что Мария (Мирьям), мать Иисуса (Иешуа), была прекрасной, посвященной и благочестивой иудейкой, особо избранной для величайшего таинства — воплощения нашего Спасителя. Тем не менее, ни один апостол, ни Сам Иисус никогда даже не намекали на идею поклонения Марии (или чрезмерного почитания). Как утверждает Британская Энциклопедия: «В течение первых столетий церкви не придавали никакого значения Марии вообще”.

Различные фантастические рассказы о матери Христа начали появляться с конца 2 в., ибо чем шире распространялось христианство, чем больше оно включало традиционных обычаев и верований, тем больше божественных черт приписывалось Марии. О ее непорочном зачатии, о ее вознесении и т.д. Такого не было до времени Константина (начало четвертого века), чтобы кто-нибудь почитал Марию за богиню, или богоматерь, или богородицу.

«Ее нужно уважать, но никто не должен поклоняться Марии”, – говорил святитель Епифаний Кипрский, который обличал некоторых христиан из Фракии, Аравии и других мест в поклонении Марии как богине и принесении ей в дар хлебных лепешек.

Однако, спустя немного лет поклонение Марии не только поощрялось официальной церковью Римской Империи, но еще и было признано официальной доктриной на Вселенском Соборе в Ефесе в 431 году. В ЕФЕСЕ? Не правда ли – парадоксальное совпадение? ДА! Это произошло в «родном” городе Артемиды, где ей поклонялись с первобытных времен! Влияние язычества и города повлияло на решение Собора совершенно очевидно. Церковные лидеры, ходя по улицам Ефеса и видя статую Артемиды, прикинули, что если позволить людям придерживаться поверий и «традиций отцов” поклоняться богине-матери, то можно будет приобрести больше последователей. Только имя богини было изменено на Марию. Таким образом, спустя три столетия культ богоматери был узаконен официально. Христиан отныне принуждали поклоняться богине-матери вместо Бога-Отца (как это было у евреев), а язычники продолжали поклоняться Артемиде-Марии, думая, что стали христианами.

Именно в Ефесе закрепляется поклонение Царице Небесной, новой Богине. К ней начинают применять названия «богородица» и «богоматерь» — бывшие эпитетами великих языческих богинь (например, великая матерь богов Кибела). Это произошло в «родном” городе Артемиды, где ей поклонялись с первобытных времен. Один из исследователей раннего христианства справедливо отмечал, что культ древней богини-матери «снова ожил в культе Марии, переменив только имя и получив христианскую окраску».

Это было нечестивым обманом, как по отношению к преданным христианам, так и к язычникам. Христиан принуждали поклоняться богине-матери вместо Бога-Отца, а язычники продолжали поклоняться Артемиде-Марии, думая, что стали христианами.

То, о чем до этого проповедовал на этом самом месте апостол Павел, утратило всякий смысл. Те, кто в его бытность по-настоящему обращались в христианство, разбивали изваяния своей богини.

Возможно, было мнение, что надо привлечь в церковь побольше поклонников Артемиды, и это был бы акт либерального прозелитизма. Мы сделаем маленькую уступку, но приобретем массу новых прихожан, им даже каяться не надо, просто называйте теперь статуэтку — Мария! То же самое происходит сейчас — многие либеральные «богословы» видят бога Аллаха и Бога Яхве как одно лицо. По их мнению, Элохим созвучно имени Аллах. И они считают, что будет легче достичь их, если мы объявим, что у нас один и тот же Бог! Но это — разные боги!

ЕГИПЕТ:
В Египте мать-богиню называли Исидой, а ее младенца – Гором. Общим для религиозных памятников Египта было изображение младенца Гора, сидящего на коленях своей матери. Один из титулов, которым величали богиню Исиду – это «матерь божия”. Позже этот титул был приписан Марии александрийскими «христианскими теологами». Образ матери-богини с младенцем на руках настолько сильно укоренился в языческом сознании, что, как свидетельствуют историки, древний образ Исиды с младенцем был окончательно утвержден руководством церкви как изображение Девы Марии и Иисуса.

Различными путями церковные лидеры пытались сделать Марию похожей на языческую богиню. Статуи Марии и Исиды практически не отличались. Более того, чтобы не утруждать себя производством новых статуй, изваяния Исиды просто переименовывались Марией. Исиду обычно изображали стоящей на полумесяце со звездами вокруг головы. Именно такую «Марию” теперь можно увидеть в храмах современной Европы.

Писание ясно говорит, что есть только один посредник между Богом и людьми – «человек Иисус Христос, предавший Себя для искупления всех” (1 Тим.2:5). Однако теперь номинальная церковь учит, что и Мария также является «посредницей”.

Молитвы деве Марии играют важную роль в религиозном обряде. Писание не дает никакого основания для этого, однако, подобные идеи не чужды традициям, связанным с языческой богоматерью.

Таким образом, совершенно очевидна языческая природа культа Богородицы, сохраняющего преемственность культа древней Богини Матери-Прародительницы. Думаю, что все началось с того момента, когда начали отмываться еврейско-иудейские корни христианства, новые богословы не были из потомков Авраама, Исаака и Иакова. Поэтому для них было очень трудно воспринимать «тайного» неведомого Бога иудеев, имя которого они не говорят вслух. Языческие «богословы» стали думать о важности устройства империи, своей власти, и поэтому ради влияния на массы они пошли на компромиссы.

В начале мы говорили о корнях христианства. И наши корни — не в 431 году, но глубже — в еврейско-иудейской традиции. Бог христиан — это Бог Авраама, Исаака и Иакова, этого нельзя забывать и этого надо держаться.

Для многих может показаться почти невероятным, но многие так называемые «молитвы” к Марии из богослужебных книг – ничто иное, как плагиат с древних богородичных культов матери-земли, Кибелы, Исиды, Астарты и т.д. Чтобы в этом убедиться воочию, достаточно только открыть книгу по античной истории.

В современных храмах люди порой поют откровенные богохульства. К примеру: «Пресвятая богородица, спаси нас!” В этом кратком песнопении есть три богохульства. Во-первых, слово «пресвятая” ставит Марию выше Самого Бога, что является полнейшим безумием. Во-вторых, у Бога нет, не было и не будет никакой матери. В-третьих, никто не может спасать, кроме Бога! Всякий, кто не согласен с этим, вообще не может именоваться христианином!

Конечно же, Мария была матерью Иисуса, но только лишь в смысле Его человеческой природы. Первоначальное значение титула «мать бога” сводилось к следующему: оно утверждало славное положение матери. Именно так многие номинальные христиане и научены думать о Марии! Сегодня многие ослепленные этим нечестивым культом сооружают тысячи храмов и часовень в честь «богородицы” Марии. Как видим, современный культ Марии не имеет никакого отношения к матери Господа нашего Иисуса Христа.

Более того, Сам Бог в Своем Слове строго предостерегает: «да не будет у тебя других богов перед лицем Моим. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им” (Втор.5:7-9). Господь Иисус сказал: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи”
(Мф.4:10).

Недаром апостол Иоанн заканчивает свое послание словами: «Дети! храните себя от идолов” (1 Иоан.5:21).

Почему же человеческие предания и языческие пережитки заставляют людей, верующих в Истинного Бога, совершать грех идолопоклонничества?

Что из этого следует? Объявлять ли христиан многобожниками? Клеймить ли само христианство, как религию с засильем языческих верований? Бодрствуйте, трезвитесь! Не допускайте заблуждения, очищайте храм от идолов. Культ богородицы, матери божьей — это очевидное заблуждение. Некоторые наивные протестанты называют Марию богоматерью, а это — ошибка. Она — мама Господа нашего Иисуса Христа, ни больше, ни меньше. Она — избранная, но она — человек, и нуждалась в покаянии, как любой из нас!

Миллионы изображений Марии сделали из нее культ.
Ниже представленный некоторые варианты «матери»…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *