Материнская семья

Родившийся ребенок – существо хрупкое, чудесное, прекрасное и очень зависимое. На ранних стадиях своей жизни он способен развиваться только с чьей-то помо­щью; без присутствия, поддержки и заботы взрослого он, скорее всего, обречен на гибель и наверняка не сумеет вырасти полноценным членом общества.

Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабуш­кой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем – постигать сложную си­стему человеческих взаимоотношений. Известно немало примеров, когда дети, по каким-либо причинам лишен­ные возможности общаться со взрослыми первые несколь­ко лет своей жизни, потом так и не смогли научиться «по-человечески» мыс­лить, говорить, не смогли адаптироваться в социаль­ной среде.

Столь же яркой иллюстрацией этого утверждения является феномен «госпитализма», при котором взаи­модействие ребенка со взрослым ограничивается лишь формальным уходом за детьми и исключается возмож­ность полноценного эмоционального общения между ребенком и взрослым человеком (это происходит при помещении ребенка раннего возраста в дом ребенка).

Доказано, что такие дети во многом отстают от своих сверстников как в физическом, интеллектуальном, так и в эмоциональном развитии: они позже начинают сидеть, ходить, говорить, их игры бедны и однообразны и часто ограничиваются простой манипуляцией с предметом. Такие дети, как правило, пассивны, нелюбознательны, не владеют навыками общения с другими людьми. Без­условно, описанные примеры представляют крайние, нетипичные явления, но они являются яркой иллюстра­цией к тому факту, что адекватное общение ребенка со взрослыми является основой психического развития и психического здоровья детей.

Прежде всех других обнаруживает себя потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью. Нарушение такой важной потребности может стать причиной разных форм психического неблаго­получия. Ребенок – плод материнского тела, и, даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле это­го тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. Изучение привязанности ребенка к матери – одно из ведущих направлений экспериментальной психологии на протяжении последних десятилетий. Нет проч­нее и ближе связи – физической, духовной, душевной, чем у матери и ребенка. Мать вынашивает малыша, дарит ему жизнь, питает своим молоком, дает первые жизненные ориентиры, нежно привязана к нему, ощущает его боль как собственную.

Полноценная семья играет огромное значение в психо­физическом развитии ребенка, а роль матери, особенно в первые годы жизни ребенка, является самой главной. Доказано, что именно на основе отношений с матерью на протяжении первых лет жизни ребенок строит свою взрослую жизнь в дальнейшем. Предпринималось и предпринимается много попыток дать четкие и простые указания для мам, как правильно общаться со своим ребенком от рождения до 3–5 лет, т. к. известно, что именно в этот период закладываются основы личности, характера, формируются основные стереотипы взаимоотношений с окружающим миром.

Всем известна книга Спока «Ребенок и уход за ним», было время, когда многие мамы воспитывали детей «по Споку». А сейчас пришло время, когда многие положения, изложенные в этой книге, являются спорными и опровергаются. Например, утверждение, что ребенка нужно кормить четко по расписа­нию, заменяется на «кормить, когда захочет», «необходимо вводить прикорм» – «только грудное вскармливание и как можно дольше», «нельзя приучать к рукам» – «берите на руки как можно чаще». Истина, как всегда, находится посередине. Лишь одно утверждение книги Спока трудно опровергнуть: «Любящая мать сама знает, что нужно дать ее ребенку».

Можно также привести слова Д. Винникота, детского психоаналитика, бесспорного авторитета среди детских психиатров и психотерапевтов: «Иногда матерей будо­ражит мысль, что все, что они делают, имеет огромное значение, и в таком случае лучше не говорить им этого, иначе они начинают обдумывать свои действия и хуже с ними справляются.

Научиться материнству невозможно, и тревога не может служить заменой очень простой любви почти физическо­го свойства. Тогда зачем трудиться и разбирать все эти вопросы? Я убежден: кто-то должен взять на себя такой труд, потому что, в противном случае, мы забудем о том, как важны отношения матери и младенца на самой ран­ней ступени его развития. Забудем и, не задумываясь, станем вмешиваться, чего как раз делать не следует.

Если мать без особых усилий способна быть матерью, мы никогда не должны вмешиваться. Она не сможет защитить себя, потому что просто не поймет, в чем ее обвиняют. А мы покалечим ее. Только это будет не пере­лом ноги, не кровоточащая рана на руке. Все это обер­нется изувеченной психикой ее ребенка. Как часто мать тратит долгие годы, пытаясь исцелить увечье, которое фактически нанесли мы, без надобности вмешавшись во что-то столь простое, что кажется неважным.

Молодой матери есть чему учиться. От специалистов она узнает много полезного: про твердую пищу, постепен­но включаемую в рацион ребенка, про витамины, про контроль за прибавлением в весе. А иногда с ней будут говорить о вещах совсем иного рода, например, о том, как она реагирует, когда ребенок отказывается есть.

С другой стороны, профессионал, имеющий подготовку, возможно, восхищен интуитивным знанием матери, способной заботиться о своем ребенке, специально не учась этому. Фактически главная ценность интуитивного постижения кроется в его естественности, не искажен­ной обучением».

Позвольте, тем не менее, привести несколько примеров «неудачного» взаимодействия матери с маленьким ребенком, возможные причины таких взаимодействий и возможные последствия.

Можно условно выделить несколько типов «калечащих» матерей:

  1. Мать-«призрак».

Мать-«призрак», по большей части, физически и мораль­но отсутствующая мать. Нельзя сказать, что она дурно обращается со своим чадом, но ее чувства в основном всегда закрыты для ребенка. Он не учится от своей матери открытости и близости с другим человеком. Такая мать склонна прибегать к насилию, уничтожая любую возможность контакта, контролирует эмоции, не допу­ская установления крепкой связи.

Возможно, такая мать испытывает личные трудности и потому не обращает внимания на ребенка, оставляет ребенка в одиночестве, в результате чего он утрачивает способность доверять кому-либо. Мать-«призрак» ведет себя так, что дети не могут ничем поделиться с ней, боясь огорчить или рассердить ее.

Последствиями воспитания в таких условиях являются:

  • Отстраненность. Люди, выращенные такой матерью, эмо­ционально так и не становятся частью коллектива, семьи.
  • Замкнутость. В трудные времена они не обращаются за помощью, а уходят в себя, вызывая глубокое разочаро­вание у тех, кто их любит.
  • Недоверие, враждебность, агрессия. Эти чувства не­которые используют для того, чтобы держать людей на расстоянии. Не доверяя другим, они переходят в атаку, отбрасывая прочь всякого, кто пытается сблизиться с ними.
  • Переоценка отношений. Во взрослой жизни эти люди ищут кого-нибудь, кто заполнил бы брешь, оставленную матерью-«призраком». Они рассчитывают, что друг или возлюбленная смогут дать им то, чего они не получили от матери. Однако ни один человек не соответствует столь высоким требованиям. Те недовольные своей жизнью одиночки, которые воображают, что брак по мановению волшебной палочки сделает их счастливыми, как правило, ищут эрзац материнской любви.
  • Негативные отношения. В результате изначально неу­дачных отношений, не давших им уверенности в себе, такие люди во взрослой жизни становятся жертвой негативных отношений.
  • Пустота. Это наиболее невыносимое эмоциональное состояние из всех известных человечеству. Ребенок, а позднее – взрослый «наполняется» изнутри, отвечая на любовь и заботу матери. Проблема возникает, если у человека нет никого, кому он мог бы ответить взаимно­стью. Ребенок, у которого нет человека, принимающего его любовь, вырастет с ощущением внутренней пустоты. Отдаленная, недоступная для ребенка мать-«призрак» воспитывает столь же отстраненного ребенка, человека с неутолимой пустотой в душе.
  • Наркотическая зависимость. Имеется в виду традицион­ное значение этого термина, применяя его к алкоголиз­му и употреблению наркотиков, как выражение поисков матери, один из способов заполнить внутренний вакуум, прибегая к какому-нибудь веществу или определенно­му типу поведения, позволяющему заглушить чувство пустоты.
  1. Мать-«фарфоровая куколка»

Мать-«фарфоровая куколка» не в состоянии справиться с неприятной или напряженной ситуацией, потому что «легко бьется». Она не умеет устанавливать границы, контролировать себя и свое окружение, не го­това иметь дело с взрослым миром. Все это проявляется в ее поведении как матери: проблемы ребенка подавляют ее, захлестывают точно так же, как ее собственные проблемы.

Это становится очевидным, когда ребенок выражает какие-нибудь сильные чувства. Хотя мамочка-«фарфоровая куколка» любит свое дитя, она мгновенно пасует перед его паникой, яростью, печалью или страхом. Проявление сильных «неправильных» чувств со стороны ребенка может повлечь упреки и наказания. «Фарфоровая куколка» живет в собственном насыщенном болезненными эмоциями мире и воспринимает все через их призму. Когда ее ребенок нахо­дится в разладе с реальностью, сквозь эмоции ребенка для нее проступают ее собственные страхи и растерянность.

Последствия воспитания:

  • Проблемы отношений. Дети «фарфоровых куколок» сталкиваются с проблемами в отношениях с самыми важными для них людьми, отвергая близость, в которой нуждаются.
  • Агрессивность. Человек начинает критиковать эмоцио­нальных людей, считая их слабыми и безответственными. Когда кто-то обращается к нему со своей проблемой, он склонен советовать им «взять себя в руки» и «перестать ныть».
  • Уход в себя. В результате воспитания «фарфоровой ку­колкой» ребенок может привыкнуть прерывать контакт всякий раз, когда испытывает гнев, страх или печаль или замечает эти чувства в других. Эмоции захлестывают его и тут словно сгорает предохранитель, обеспечивающий безопасную работу всего механизма: он выходит из этой ситуации либо эмоционально, либо даже буквально.
  • Если ребенок был воспитан «фарфоровой куколкой», то ему по-прежнему требуется, чтобы кто-то сдерживал его эмоции.
  1. Властная мать

Не только мать-«фарфоровая куколка» нагружает ребен­ка проблемами, тянущимися из детства во взрослую жизнь, но и та мать, которая не поощряет в нем само­стоятельности, самоидентификации и ответственности. Властная мать постоянно устанавливает контроль за своим ребенком. Она контролирует его везде и во всем. Ни один поступок или решение ребенка не проходит без пристального присмотра матери. Мать решает за ребенка все его проблемы, даже те, что он может и хочет решить сам.

  • Неспособность говорить «нет». Поскольку в детстве он натыкался на конфликт всякий раз, когда пытался перечить матери, он опасается негативных последствий отказа в отношениях с теми, кого он любит.
  • Проблемы контроля. Контролирующая мать не дает ребенку возможности научиться свободе в отношениях. Он убеждается, что отношения нужно контролировать, и, подобно своей матери, использует гнев, вину, манипули­рование, лишение любви, чтобы контролировать других. В результате люди, любящие такого человека, устают от постоянного контроля и постепенно начинают разрывать такие отношения.
  • Страх перед близостью и боязнь отдать себя. В детстве контролирующая мать не позволяет ребенку быть самим собой. Он всегда ощущает ее контроль, и в результате этого во взрослой жизни отношения ка­жутся ему слишком тесными, он теряет чувство любви и разрывает отношения, а его возлюбленные даже не понимают, что происходит.
  • Неорганизованность. Роль матери в этом отношении также является ключевой. Матери, не желающие дис­циплинировать детей, задавая определенную структу­ру и последствия их поведения, воспитывают крайне неорганизованную личность.
  • Не чувствует себя хозяином своей жизни. Вырастая, та­кой человек теряет возможность распоряжаться своей жизнью, так как это подразумевало бы знание своих талантов и склонностей, понимание своих страстей и чувств по поводу определенных вещей.
  • Безответственность. Дети сами умеют ставить своей свободе предел, когда они понимают, что им грозят неприятности. Контролирующая мать избавляет ребен­ка от ответственности и тем самым учит его, что за его собственные дела и поступки отвечает не он сам, а она. Ребенок привыкает к мысли, что мать все сделает за него. Он никогда не принимает ответственность на себя.

  • Наркомания и синдром зависимости. Наркомания, болез­ненное переедание и маниакальное голодание – все это признаки неупорядоченной личности.
  • Состояние тревоги и приступы паники. Тревога часто воз­никает из ощущения, что жизнь вышла из-под контроля, т. е. человек не чувствует себя хозяином своей жизни. Он пугается, если ему кажется, что он не в состоянии управ­лять отношениями с окружающими и не может надежно функционировать.
  • Склонность винить других.
  1. Мать-«охотница за скальпами»

«Охотница за скальпами» не допускает, чтобы ее ре­бенок испытывал негативные эмоции, признавал свои утраты. Идеальному человеку не пристало переживать чувство вины или стыда, неудачи и потери. Такая мать хочет, чтобы ее ребенок был абсолютно идеален. Она не допускает проявления слабости у своего чада. Мать-«о­хотница за скальпами» хочет, чтобы ее ребенок был поводом для гордости, независимо от того, хочет он этого или нет.

  • Стараться для других. Выросшие дети «охотниц за скаль­пами» часто стараются как можно лучше подать себя при общении. Можно сказать, что другой стороной своей личности они и не располагают. Они изо всех сил стремятся угодить партнеру и ни в чем его не разочаровать, они всегда начеку, чтобы не допустить ошибку и не обнаружить свои недостатки.
  • Депрессия. Выросшие дети «охотницы за скальпами» часто впадают в депрессию. Любой провал в личной или профессиональной сфере обнаруживает страшную реальность: они не способны к той идеальной жизни, на которую рассчитывали. Неудавшийся брак, развод, ссоры с детьми, трудности на работе – все это вдребезги разбивает мечту. У этих людей нет «мускулов», которые помогли бы им справиться с неудачей, и потому они попадают во власть депрессии, их охватывает отчаяние от того, какими они оказались на самом деле.
  • Тревога, стыд, вина. Ребенку «охотницы за скальпами» приходится все время беспокоиться, не подводит ли он маму, себя, других людей. Ему чудится, что ожидания всех людей сосредоточены на нем одном, он постоянно испытывает стыд и чувство вины, лихорадочно стараясь достичь совершенства. В глубине души такой человек понимает, что почти вся его жизнь – обман и что никто не догадывается о его истинном, глубоко скрытом «я». Он постоянно терзается из-за этого.
  • Вредные привычки и зависимость. Вредные привычки и разного рода зависимости служат для временной анестезии болезненного восприятия реальности. Это происходит по двум причинам: во-первых, это отвлекает его от мысли о том, кем он стал, от всего дурного и всех неудач, которые он не может себе простить; во-вторых, отклонения в поведении оказываются единственным убежищем, где он чувствует себя самим собой.
  1. Мать-«босс»

Мать-«босс» подрывает способность ребенка стать независимым, нормально функционирующим взрос­лым человеком. Такая мать учит ребенка подчиняться, утверждает свой авторитет по отношению к семье, устанавливая единолично жесткие домашние правила и требуя, чтобы им следовали.

Последствия воспитания такой матерью могут проявиться в нескольких вариан­тах.

«Нижняя позиция»: Такой человек постоянно ощущает себя ниже других. Он боится вызвать раздражение, об­наружив хоть какие-то способности, соображение, силу. Обычно такой человек отказывается от успеха, хотя по объективным данным вполне мог на него рассчитывать. Его преследуют неудачи и в работе, и в личной жизни, он не может реализовать свой потенциал. Он чувствует себя в безопасности, только если знает «правила». Часто такой человек выбирает себе авторитарного «гуру», чтобы избежать необходимости думать самому, и делает все, чтобы заслужить уважение своего идола.

«Верхняя позиция»: в то время как человек, занима­ющий «нижнюю позицию», сохраняет роль ребенка, другим проявлением того же отклонения может быть «верхняя позиция»: человек ведет себя авторитарно, стремится руководить другими и контролировать их дей­ствия. На самом деле такой человек тоже чувствует себя «младшим», но усвоенный им стиль общения позволяет компенсировать это ощущение. Он идентифицирует себя с ролью родителя и тем самым преодолевает свою роль ребенка. К подчиненным, а нередко и к друзьям, и партнеру по браку такой человек относится высокомер­но и критически. Последнее слово непременно должно остаться за ним, мнение его непререкаемо. «Будет по-моему или никак». Хотя такие люди обычно высоко­профессиональны и удачливы, им этого мало: нужно всех обогнать, со всеми вступить в соревнование.

«Мятежники». Третий вариант поведения на самом деле представляет собой проявление все той же «нижней позиции», однако в этом случае возмущение родительским авторитетом берет верх даже над страхом не удостоиться одобрения. С точки зрения развития личности, это более про­грессивно, поскольку человек получил доступ к своей агрессивной энергии и стал способен к большей само­стоятельности при переходе к взрослой жизни. Однако проблемы отношений остаются здесь нерешенными.

Мятежник отвергает всяческие правила и авторитеты. Такой человек жалуется на недостаток свободы и уваже­ния, но не готов платить за них большей ответственно­стью. Он находится в состоянии непрерывного протеста; ему гораздо лучше известно, чего он не хочет, чем то, чего он хочет. Это доказывает, что он так и не стал взрослым человеком. Мятежнику нужен родитель, иначе против кого же он станет бунтовать! А такая потребность в родителях и есть признак незрелости.

Таким образом, отношения с матерью играют главенствующую роль в развитии ребенка.

Принято считать, что роль отца в воспитании ребенка, особенно в раннем детстве, большей частью проявляет­ся в исполнении отцом традиционной роли «добытчика и защитника» и обеспечении душевного комфорта для мамы. Однако, и это положение последние годы пси­хоаналитиками пересматривается. Уже на первом году жизни можно выделить следующие задачи отца:

Мать позволяет ребенку освоить свой внутренний мир, т.к. маленький ребенок «смотрит на себя глазами мате­ри», а отец позволяет освоить внешний мир, когда берет на руки, подбрасывает, играет с ним.

Отец помогает смягчить ситуации, когда ребенок лишен маминого внимания. Если мама не может подойти, рядом папа.

Мать позволяет ребенку освоить свой внутренний мир, т.к. маленький ребенок «смотрит на себя глазами мате­ри», а отец позволяет освоить внешний мир, когда берет на руки, подбрасывает, играет с ним.

Отец помогает смягчить ситуации, когда ребенок лишен маминого внимания. Если мама не может подойти, рядом папа.

Здоровый ребенок обязательно направляет агрессию и на папу, и на маму. Если есть любящий отец, который любит маму, ребенку легче справиться со своей агресси­ей безболезненно для своего развития. У ребенка есть опыт, что даже такую «плохую» маму можно полюбить. Во взрослой жизни ему будет легче строить взаимоот­ношения с окружающими, он не будет делить людей на «идеальных» и «ужасных», т. е. вырастет более зрелой личностью.

Наблюдая за взаимоотношениями любящих друг друга родителей, маленький ребенок «запечатлевает» эти отношения, «впитывает» их бессознательно как образец, который использует во взрослой жизни.

Если ребенок воспитывается без отца, психоаналитики рекомендуют посещение детских дошкольных учрежде­ний, где недостаток общения с отцом компенсируется через отношения со сверстниками: дети из полных семей «транслируют» отношения, которые они там усвоили.

У благополучной матери и ребенок растет благополуч­ным и здоровым – такая закономерность давно подмечена детскими специалистами. Чем старше ребенок, тем более значительной становится роль отца и других членов семьи в его воспитании и развитии, однако значение матери есть и остается первостепенным.

Роль Отца в Семье

На разных этапах развития семьи и развития детей у отца есть свои важные цели и задачи. Во время беременности жены мужчина может способствовать перераспре­делению нагрузки, высвободив часть времени для отдыха жены; совершать совместные прогулки и заботиться о ее рациональном питании. Вы знаете, что в последние годы мужчины могут принимать участие даже в таком интим­ном процессе, как рождение ребенка, оказывая жене эмоциональную поддержку.

В первые три года после рождения (особенно на первом году жизни) ребенок очень зависит от матери; ее отно­шение к ребенку, ее состояние (физическое и эмоцио­нальное) оказывает на ребенка огромное влияние, можно сказать, что в это время происходит закладка основ психики ребенка. Поэтому помощь и поддержка матери со стороны отца имеет неоценимое значение.

У благополучной матери и ребенок растет благополучным и здоровым – такая закономерность давно подмечена детскими специалистами. Конечно, это не значит, что в первые месяцы и годы жизни ребенка отец должен пол­ностью устраниться от контакта с ним, отец может ласкать его, играть, разговаривать с малышом и т. п.

Психологический климат в семье

Очень важна общая атмосфера в семье: раздоры, громкие крики, особенно если такие ситуации повторяются, могут принести непоправимый вред развивающейся личности ребенка.

Для сохранения психологического комфорта в семье женщина должна быть уверена в том, что ее муж готов принять на себя всю полноту ответственности за жизнь семьи. Речь не идет о перекладывании забот с одних плеч на другие: каждый имеет свой круг обязанностей. В некоторых семьях женщины выполняют какие-то тради­ционно мужские обязанности и наоборот – это совер­шенно нормально, если обоих супругов это устраивает. Важно, чтобы каждый был уверен, что в случае необхо­димости супруг окажет ему поддержку.

Готовность мужа быть ответственным за все семейные проблемы – это и есть показатель личностной зрелости мужчины. если мужчина обладает таким качеством – это величайшее благо для жены и детей.

То, насколько уверенно ощущает себя ребенок, насколь­ко он сможет найти свое место в этом мире, напрямую зависит от того, каковы у него родители, какова атмос­фера в семье.

Особенно важными, независимо от психологических особенностей родителей, являются искренние и доброжелательные отношения между мужем и женой. Супруги должны понимать, что уважительное и доброжелатель­ное отношение друг к другу – несмотря на разницу в характерах и взглядах – является основой того, что ребенок будет уважать их и себя, у него сформируется бессознательная уверенность в надежности семьи.

Психологические особенности мужчин и женщин

Мужчины и женщины действительно имеют много различий: не зря существует шутка о том, что мужчины – выходцы с Марса, а женщины – с Венеры. В способе взаимодействия мужчин с окружающим миром чаще преобладают рациональные, познавательные аспек­ты, а у женщин – эмоциональные. Очень важно, когда мужчина свою роль в семье сводит не только к зараба­тыванию денег, но принимает участие во всех сферах жизни семьи и заботится об эмоциональной атмосфере, так как именно это оказывает сильное непосредствен­ное влияние на детей. Это можно сравнить с качеством почвы, на которой вы собираетесь что-то выращивать. Представьте себе на минутку дерево, которое выросло на плодородной почве. А теперь сравните его мысленно с деревом, выросшим в пустыне. Мужчину, который заботится о психологическом климате семьи, можно срав­нить с добросовестным садовником, его труд обязатель­но принесет хорошие плоды.

Что делает мужчину хорошим отцом? Главное качество хорошего отца – быть образцом мужчины. Именно это качество является гарантией того, что-то влияние и то время, которое отец уделяет детям, действительно окажут на них положительное воздействие. Женщины же, в свою очередь, должны понимать, что навыки по уходу за ребенком – не самое главное для отца (хотя если мужчина владеет такими навыками, это очень ценно, т.к. он всегда в трудную минуту сможет подменить жену). Стремясь привлечь мужчину к участию в воспитании ребенка, не стоит побуждать его выполнять функции матери: у мужчины есть своя специфическая роль, и заключается она в том, чтобы обучать детей взаимодействию с миром, демонстрируя мужской стиль отношения к жизни. Своими чувствами, мыслями, поступками, всем своим поведением мужчина формирует бессознательное представление ребенка о том, кто есть мужчина и какова его роль в жизни. И это важно как для сыновей, которые усваивают образцы поведения отца, так и для дочерей, которые получают первые уроки взаимодействия с мужчиной.

Чему учит детей отец?

Общаясь с отцом, мальчик приобретает мужские черты характера – ему достаточно лишь подражать отцу. Девочка же уясняет бессознательно, какова роль мужчины в семье, и из чего складываются отношения мужчины и женщины. Ничего из того, что они узнают впоследствии из книг, из телепередач и из общения с другими людьми о семейной жизни и о меж-половых взаимоотношени­ях, не оставит большего следа в их психике, чем то, что они увидели и испытали в семье, потому что ранний опыт, полученный в семье, и является тем строительным материалом, из которого возводится здание личности человека.

Чем старше становится ребенок, тем значительнее становится роль отца в жизни ребенка. И тут имеет значение все: и отношение к жене, и отношение к своим родителям и родителям жены, и отношение к работе, и отношения с друзьями. Все люди (в том числе и отцы) очень разные, и характер взаимоотношений родителя с ребенком определяется психологическими особенностями как родителя, так и ребенка.

Но какими бы ни были особенности характера отца, его собственное психологическое благополучие, искренняя заинтересованность в ребенке, доброжелательное от­ношение, открытость для взаимо­действия и активное участие в жизни ребенка всегда принесут положительные результаты и сделают отца и ребенка друзьями.

Мужчины должны знать, что гораздо большее значение для детей имеют не какие-то специальные мероприятия в виде походов в места развлечений, дорогие покупки или спланированные «воспитательные акции», а ежедневные незаметные проявления личности отца и его стиля взаимодействия с семьей и окружающим миром.

Любящие и заботливые мать и отец – основа для развития гармоничной личности ребенка.

*Данный материал был подготовлен на основе пособия «Учимся быть хорошими родителями для детей в возрасте от 0 до 3 лет»

Материнский (семейный) капитал – это мера государственной поддержки российских семей, в которых с 2007 года родился или был усыновлен второй ребенок (а также третий, четвертый и любой следующий ребенок, если до этого право на материнский капитал не возникало или не оформлялось).

Семьи, в которых начиная с 1 января 2020 года появился первый ребенок, также имеют право на материнский капитал. Для семей, в которых с 2020 года появился второй ребенок, материнский капитал дополнительно увеличивается на 150 тыс. рублей. Для семей, в которых после 1 января 2020 года родился третий ребенок или последующие дети, материнский (семейный) капитал устанавливается в размере 616 617 рублей в случае, если ранее право на дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей не возникало.

Право на материнский (семейный) капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у следующих граждан РФ, независимо от места их жительства:

  • женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года;
  • женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на материнский капитал;
  • мужчин, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, которые ранее не воспользовались правом на материнский капитал, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
  • женщин, родивших (усыновивших) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года;
  • мужчин, являющихся единственными усыновителями первого ребенка, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2020 года.

Программа материнского капитала действует до конца 2026 года.

Размер материнского (семейного) капитала:

Год Руб.
2020

616 617
(за второго ребенка)

466 617
(за первого ребенка)
2015-2019 453 026
2014 429 408
2013 408 960
2012 387 640
2011 365 698
2010 343 378
2009 312 162
2008 276 250
2007 250 000

Новое! Проактивное оформление сертификата на материнский капитал

С 15 апреля 2020 года сертификат на материнский капитал оформляется автоматически. Информация о получении семьей материнского капитала направляется в личный кабинет владельца сертификата на сайте Пенсионного фонда России или портале Госуслуг. Семья может распоряжаться материнским капиталом, получив сертификат в электронной форме в беззаявительном порядке.

Полезные факты:

  • материнский капитал индексируется государством, изменение его размера не влечет замену сертификата;
  • срок обращения в ПФР с заявлением о выдаче сертификата на материнский капитал после рождения или усыновления ребенка не ограничен;
  • материнский (семейный) капитал освобождается от налога на доходы физических лиц;
  • действие сертификата прекращается в случае смерти владельца, лишения его родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением или усыновлением которого возникло право на получение материнского капитала, совершения им в отношении своего ребенка (детей) умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности и повлекшего за собой лишение родительских прав или ограничение родительских прав в отношении ребенка (детей), а также в случае отмены усыновления ребенка, в связи с усыновлением которого возникло право на материнский капитал, или в связи с использованием средств материнского (семейного) капитала в полном объеме;
  • в случае утраты сертификата можно получить его дубликат;
  • средства материнского капитала можно получить только по безналичному расчету. Любые схемы обналичивания этих средств являются незаконными. При этом владелец сертификата на материнский капитал, который соглашается принять участие в схемах обналичивания, идет на совершение противоправного акта и может быть признан соучастником преступления по факту нецелевого использования государственных средств;
  • размер материнского (семейного) капитала устанавливается в сумме 466 617 рублей при формировании сертификата в проактивном (беззаявительном) режиме, если в информационных ресурсах ПФР отсутствуют сведения о предшествующих детях. Размер материнского (семейного) капитала может быть уточнен и установлен в сумме 616 617 рублей при представлении документов, подтверждающих рождение (усыновление) всех детей.

Периоды отпуска по уходу за детьми (до 1,5 лет на каждого ребенка) засчитываются в стаж, и за каждого ребенка начисляются:

— 1,8 пенсионного коэффициента за год отпуска – за первого ребенка,

— 3,6 пенсионного коэффициента за год отпуска – за второго ребенка,

— 5,4 пенсионного коэффициента за год отпуска – за третьего и четвертого ребенка.

Развлечение

для детей 4-5 лет

«Мама, папа и я –

весёлая и дружная семья»

Ведущий приглашает родителей и детей в зал. Дети садятся на стулья, родители разбиваются на пары: мама – папа. Если пап мало, в парах участвуют дедушки, дяди, старшие братья. Папы надевают бейсболки, а мамы косынки. Ведущий расставляет пары по залу и дает задание: они должны изображать то, что он будет выделять голосом.

Но вот все дела они переделали и загрустили. Не знали, чем им заняться. И так им захотелось ребеночка! Но где его взять? Стали папы и мамы думать, гадать(взрослые изображают), и решили они его нарисовать.

Конкурс «Рисование»

Пары под музыку рисуют ребенка толстыми фломастерами на альбомных листах. Когда картинки готовы, ведущий и дети рассматривают их и делятся впечатлениями.

Вед.: — Хорошие детки, но совсем какие-то плоские. Тогда мамы и папы решили сделать себе ребеночка из бумаги.

Конкурс «Геометрические фигуры»

Пары под музыку составляют из цветных геометрических фигур изображение ребенка и приклеивают его на альбомный лист. Готовые работы оценивают ведущий и дети.

Вед.: — Получилось красиво, но очень пестренько. Нет, не то! Тогда мамы и папы решили ребеночка себе слепить.

Конкурс «Лепка»

Родители лепят из одной пластины пластилина человечка. Дети и ведущий рассматривают и оценивают готовые работы.

Вед.: — Красивые детишки, но очень маленькие. Совсем загрустили папы и мамы. Стали они плакать и причитать. (Взрослые изображают.)

Но они еще не знали, что большая белая птица с длинным клювом уже спешит к ним из далёкой страны, которая называется Любовь.

Вбегает взрослый в костюме аиста. Звучит музыка. Аист подлетает к каждому ребенку (нескольким детям) и подводит его (их) к родителям.

Вед.: — И вот они увидели своих детишек, обрадовались и стали говорить им ласковые, добрые слова.

Конкурс «Комплименты»

Мамы и папы (все одновременно) говорят детям добрые слова.

Вед.: — Очень хорошо! А детям понравились родители? Что они могут им сказать?

Дети говорят ласковые, добрые слова родителям.

Вед.: — Дети появились на свет. Надо им выбрать имена. Это дело сложное, но мы родителям поможем.

Конкурс «Имена»

Каждой команде взрослых (папа+мама) вручают по рюкзаку, в котором лежат бумажки с началом имен. В конце зала лежат точно такие же бумажки, но уже с окончаниями имен. Задача каждого игрока пробежать с рюкзаком в конец зала, составить одно из имен и вернуться на место, передав рюкзак следующему игроку.
Побеждает та команда, которая быстрее соберет все имена.

Вед.: — Имена собрали, теперь детей надо одеть.

Конкурс «Одеваем ребенка».

Взрослые в парах сцепляют правые руки, левыми руками надевают на детей рубашки.

Вед.: — Ну что ж, имена дали, одели. Что теперь надо сделать? Ну, конечно, накормить.

Конкурс «Съешь конфетку»

Дети и взрослые выстраиваются напротив друг друга в две шеренги. По команде взрослые с завязанными глазами идут навстречу детям и кормят их конфетами.

Вед.: — Покормили детишек… А теперь их и повеселить надо!

Игра «Кошки-мышки»

Трем-четырем взрослым завязывают глаза. Они бегают по залу и ловят детей. Пойманные дети садятся на стулья.

Вед.: — Набегались дети, устали, теперь пора их спать уложить.

Игра «Колыбельная»

Взрослые (сначала папы, потом мамы) хором поют колыбельную детям (песню выбирают по желанию).

Вед.: — Дети проснулись.

Конкурс «Веселая зарядка»

Ведущий показывает детям плакаты с изображением человечка, который делает зарядку, и предлагает повторить его движения.

Вед.: — Дети подросли и стали помогать родителям.

Игра «Повесь платочки»

Дети образуют две команды и выстраиваются в колонны. Около каждой колонны ставят таз, в который кладут носовые платки. Одному ребенку из каждой колонны вешают на шею веревку с прищепками и отводят его на небольшое расстояние от остальных игроков. По команде ведущего первый ребенок из каждой колонны «стирает», «прополаскивает», «отжимает» платок и бежит к игроку с веревкой. Встряхивает платок и прикрепляет его к веревке с помощью прищепки. И т.д.

Вед.: — Мы все мечтаем о том, чтобы наши дети скорее подросли и пошли в школу.

Эстафета «Кто аккуратней и быстрей?!»

Перед каждой командой выставляется дорожка из кеглей. Дети надевают рюкзачки и пробегают до линии финиша и обратно, огибая препятствия.

Выигрывает команда, члены которой первыми закончили пробежку и не сбили кегли.

Затем выстраиваются в две колонны мамы. Они пробегают этот же путь с большими рюкзаками за плечами.

Папы преодолевают дистанцию с большими рюкзаками за плечами и с детьми на руках.

Вед.: — Все участники нашей эстафеты – молодцы! А теперь танцы!

Взрослые и дети танцуют

под веселую музыку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *