Матфея 13 глава

Кто имеет уши слышать, да слышит

Не напрасно Христос Господь говорит в Евангелии: «Имеющий уши слышать, да услышит». Все имеют уши, но не все имеют уши слышать. Через уши слышать – значит иметь уши души отверстые. Никакой пользы не приносят нам уши телесные, когда уши душевные затворены. Тело имеет свою глухоту, когда уши его закрыты. Так и душа имеет свою глухоту, когда слух у нее закрыт. Телесно глухой не слышит, что ему говорит, приказывает и обещает человек, так как не может слышать. Так и душевно глухой, то есть тот, который слух души своей закрытым имеет, не слышит, что ему Бог говорит, приказывает и обещает. Как можно слышать без открытого слуха? У всякого блудника и прелюбодея, у всякого хищника, разбойника, мздоимца, лихоимца, у всякого сребролюбца, сластолюбца – словом, у всякого беззаконнующего закрыты уши душевные, и потому душа глуха. Сколько такие слышат слово Божие, но не слушают Бога и не исправляются. Слушают они – и не слышат. Слышат телесными, но не слышат душевными ушами. И как могут ими слышать, когда они у них закрыты? Сколько люди слышат Христово слово: «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:28), – но не хотят к Христу прийти и покой иметь. Держатся за мир, как за любимое свое сокровище, хотя он и беспокоит, и губит их. Это глухота душевная! «Вот, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною», – говорит Христос Господь (Откр.3:20). Истинно и неложно это слово! За всех Кровь Свою пролил Милосердный Иисус, всех хочет спасти, всех и каждого посещает, у всякого при доме сердечном стоит и стучит в двери, хочет войти и сладчайшую сотворить вечерю. Но глухая душа не слышит пресладкого этого голоса. Какая душа не открыла бы дверей дома своего и такого великого, такого дорогого, такого вожделенного Гостя с охотой и радостью не приняла бы, если бы услышала голос Его? Этот Гость нашей пищи и пития не требует. Свою Он нам поставляет трапезу, Своею небесною пищею и Своим сладким питием наслаждает нас. Но то беда, что бедная душа не слышит голоса Иисусова, потому и дверей не открывает Ему, и посещения Его и пресладкого наслаждения лишается. Бедственна глухота телесная, как сам знаешь, человек. Но еще более бедственна душевная глухота, ибо никакого Божия слова, без которого все злополучно, не допустит до души дойти. О Милосердный Иисусе! Открой уши душ наших. Да услышим святое слово Твое! Воззри с неба святого Своего и скажи нам: «еффафа», то есть: отверзись» (Мк.7:34).

Сокровище духовное, от мира собираемое.

Примечай, что Господь говорит во Евангелии: «Кто имеет уши слышать, да слышит!» Видишь, что надо не только уши иметь, но еще и «уши», чтобы «слышать».

Все люди имеют уши, но не все имеют «уши», чтобы «слышать». Видишь, что есть другие уши, которыми слышим Слово Божие, то есть уши души. Кода эти уши заткнутыми имеем, то нам никакой пользы Слово Божие не подаст, как глухим. Ибо хотя оно и воспринимается внешним слухом, но поскольку внутреннего слуха не имеет человек, то и не доходит слово до души, как не доходит всякий глас до глухого человека.

Отсюда бывает, что слышит человек проповедь Слова Божия, и часто хвалит, но тем словом не обновляется, не подвигается и не возбуждается к покаянию и его плодам, и так бесплодно бывает для него слово. Ибо какая глухому польза от слова? Никакой. Когда слышит, что царь земной, или господин его, или отец ему приказывает или обещает что, то с радостью и надеждой делает и надеется на то. Почему? Потому что внешними глазами видит их и ушами слышит, и обещанное видит. Бога ли, Царя Небесного, великого и страшного, не будет слушать и обещанию Его неложному не будет веровать, если душевными очами видит Его и уши души отверстыми имеет?

Итак, знак неведения Божия в душе и глухоты ее в том, что человек Слова Божия не слушает и заповедей Его не исполняет. В таком человеке, хотя бы он и премудрым был, и око и ухо души закрыты тьмой и мглой, как покрывалом. Помышляй и помни, что Бог, слово Которого в святых книгах содержится, тебе говорит, душе твоей, а не телу твоему, и подлинно так, душе твоей повелевает, запрещает, обещает, грозит, открывает, зовет к себе, отводит от гибели, и призывает к вечному блаженству, велит мир презирать и вечной жизни искать, – и молись Иисусу, Который «глухому и косноязычному слух отверз и разрешил узы его языка» (Мк 7:32–35), – и тогда услышишь Слово Божие не только внешними ушами, но и внутри тебя.

Тогда душа твоя обновляться и переменяться будет, тогда сам себе удивляться будешь, так как иначе все будешь слышать, чем прежде слышал. Тогда с Давидом будешь говорить: «Сколь сладки для гортани моей слова Твои, Боже» (Пс 118:103). И еще: «Закон уст Твоих лучше для меня, чем множество золота и серебра» (Пс 118:72). Если царя земного слова и речь с радостью и сладостью слушает человек, то Бога ли не послушает? Ибо Божие Слово сладкое, любезное, животворящее, увеселяющее, будучи словом уст Божиих. Хотя бы и через людей нам говорил Бог, но от уст Его святых произошло слово то. Тогда, слыша Евангелие читаемое, услышишь как бы Самого Христа говорящего, ибо те же слова читаются там, которые говорил Христос, когда по земле ходил.

Всему этому начало – прозрение души и отверстый слух ее. Ибо эти чувства, зрение и слух, как внешние на теле, так и внутренние в душе являются главнейшими. И как тело без них слепо, глухо и бедно, так без того и душа слепа и глуха, и потому в великом бедствии находится.

Письма келейные. Письмо 102.

От Матфея святое благовествование

Глава 13.

1Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря.

2И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел; а весь народ стоял на берегу.

3И поучал их много притчами, говоря: || вот, вышел сеятель сеять; 4и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; 5иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока.

6Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; 7иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; 8иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать.

9Кто имеет уши слышать, да слышит!

10И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им?

11Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, 12ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; 13потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; 14и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, 15ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их.

16Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, 17ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что’ вы видите, и не видели, и слышать, что’ вы слышите, и не слышали.

18Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: 19ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его — вот кого означает посеянное при дороге.

20А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; 21но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется.

22А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно.

23Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать.

24Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем; 25когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел; 26когда взошла зелень и показался плод, тогда явились и плевелы.

27Придя же, рабы домовладыки сказали ему: господин! не доброе ли семя сеял ты на поле твоем? откуда же на нем плевелы?

28Он же сказал им: враг человек сделал это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их?

29Но он сказал: нет — чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, 30оставьте расти вместе то’ и другое до жатвы; и во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в снопы, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою.

31Иную притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, 32которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его.

33Иную притчу сказал Он им: Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

34Всё сие Иисус говорил народу притчами, и без притчи не говорил им, 35да сбудется реченное через пророка, который говорит: отверзу в притчах уста Мои; изреку сокровенное от создания мира.

36Тогда Иисус, отпустив народ, вошел в дом. || И, приступив к Нему, ученики Его сказали: изъясни нам притчу о плевелах на поле.

37Он же сказал им в ответ: сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; 38поле есть мир; доброе семя, это сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; 39враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы.

40Посему как собирают плевелы и огнем сжигают, так будет при кончине века сего: 41пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, 42и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов; 43тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать, да слышит!

44Еще подобно Царство Небесное сокровищу, скрытому на поле, которое, найдя, человек утаил, и от радости о нем идет и продает всё, что имеет, и покупает поле то.

45Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, 46который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошел и продал всё, что имел, и купил ее.

47Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, 48который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон.

49Так будет при кончине века: изыдут Ангелы, и отделят злых из среды праведных, 50и ввергнут их в печь огненную: там будет плач и скрежет зубов.

51И спросил их Иисус: поняли ли вы всё это? Они говорят Ему: та’к, Господи!

52Он же сказал им: поэтому всякий книжник, наученный Царству Небесному, подобен хозяину, который выносит из сокровищницы своей новое и старое.

53И, когда окончил Иисус притчи сии, пошел оттуда.

54И, придя в отечество Свое, учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы? 55не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? 56и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него всё это?

57И соблазнялись о Нем. Иисус же сказал им: не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем.

58И не совершил там многих чудес по неверию их.

Предыдущая книга

Следующая книга

» Предыдущая глава

Следующая глава «

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *