Мельхиор волхв

Заглавная иллюстрация: Ганс Мемлинг, «Поклонение волхвов» (ок. 1470)

Уровень: 18+

Всем известна история поклонения младенцу Иисусу волхвов (маги, или волшебников). В Евангелиях не упоминается ни их имен, ни титулов, ни даже числа, однако за ними закрепились имена Каспара, Мельхиора и Бальтазара, взятых из греческого манускрипта, написанного ок. 500 года н.э. Считается, что их было трое (по количеству поднесенных даров), и они были языческими королями.

Но хотя об этих людях известно крайне мало, это не мешает некоторым авторам рассказывать их истории – наоборот, способствует простору фантазии. Роман французского автора Мишеля Турнье «Каспар, Мельхиор и Бальтазар» – отличный пример такого рассказа.

Мишель Турнье, обладатель престижных литературных премий (в том числе Гонкуровской), в своем творчестве обращался к разным темам, но все его книги отличаются необыкновенной глубиной и пронизываются множеством философских нитей. Роман о трех волхвах, впервые опубликованный в 1980 году – не исключение. Опираясь на библейскую историю, он разворачивает перед читателем несколько жизненных путей, сплетающихся в одну большую дорогу человеческой жизни – и человеческого спасения.

Здесь Каспар – царь Мероэ, познавший боль невозможной любви; Мельхиор – принц Пальмиры, вынужденный бежать от дяди-узурпатора: Бальтазар – царь Ниппура, отдавший душу искусству. Заметив комету, они пускаются в путь, который изменит их жизни.

По словам поэта, стоячая вода, неподвижная и безжизненная, неизбежно мутнеет и начинает горчить. Зато живая, звонкая вода остается чистой и прозрачной. Так и душа того, кто ведет оседлый образ жизни, подобна болоту, где загнивают вновь и вновь пережевываемые обиды. А из души путешественника бьет чистый родник свежих мыслей и нежданных деяний.

Но роман не исчерпывается знакомыми нам персонажами. Автор добавляет историю Таора, в некотором роде четвертого волхва, чья удивительная история становится историей первого причащения и интересным образом дополняет рассказ о пришествии в мир Спасителя.

В России роман выходил в издательствах «Радуга» и «Амфора». Перевод Юлианы Яхниной.

06.01.2015

Алтарь XV века: Мария с Младенцем и три короля

Им поклоняются все христиане. Они первыми поклонились Младенцу Христу и принесли святые дары к его колыбели.

В разных странах и разных ответвлениях христианства их называют по-разному: волхвами, магами, мудрецами, звездочетами… Согласно Евангелию от Матфея, эта троица явилась «с востока», следуя за путеводной звездой, чтобы поклониться «Царю Иудеев». Лет 700 назад западные теологи решили, что эти трое были на самом деле королями или царями: уж очень дорогие дары — золото, ладан и смирну — принесли они к колыбели младенца Христа. Апокрифическими являются их имена: Каспар, Бальтазар (Валтасар), Мельхиор. Больше, чем где-либо в мире, им поклоняются в немецком городе Кельне.

«Пожалуй, ни в одном городе мира нет культа столь укоренившегося и в такой степени определяющего самоидентификацию граждан на протяжении веков, как культ трех королей в Кельне», — говорит в беседе с DW директор музея Шнюттгена (Schüttgen-Museum) и куратор выставки «Три святых короля: миф, искусство и культ в Кельне» Мориц Вёльк (Moritz Woelk).

Самая знаменитая кельнская достопримечательность (и самая популярная достопримечательность в Германии) — грандиозный готический собор. И уже восемь с половиной веков в нем стоит золотая рака с древними мощами библейских волхвов — «трех королей». 2014 год был объявлен в Кельне «годом трех королей». Поскольку в городе традиционно все делается с некоторым опозданием (как известно, и знаменитый собор строился в общей сложности семь веков), главная выставка, посвященная Каспару, Балтазару и Мельхиору, открылась лишь к концу юбилейного года.

Посланники в вечность

Выставка объединила на сравнительно небольшом пространстве около 130 объектов, ради каждого из которых в отдельности стоило бы совершить паломничество в музей: раннехристианские саркофаги III века из ватиканских музеев, бесценный барельеф из собора французского Отёна, впервые ставший экспонатом зарубежной выставки, уникальные рукописные книги из немецких, французских, британских собраний. Все объекты объединены общей темой: поклонение волхвов — первых людей, которым открылся свет Спасения. «Волхвы — своего рода звено, связующее смертного человека с вечностью, — поясняет Мориц Вёльк. — Именно это определяет уникальное значение этих реликвий в эпоху Средневековья».
Откуда появились мощи «трех королей», известно не вполне точно. Вроде бы их привезла из «Святой земли» вместе со множеством других реликвий Елена, мать императора Константина. В IV веке мощи попали из Константинополя в Милан, где находились в античном ковчеге в церкви святого Евсторгия. В 1158 году Фридрих Барбаросса (Friedrich Barbarossa) осадил город и потребовал выдачи святых мощей. По настоянию ближайшего советника императора, архиепископа Кельна Райнальда фон Дасселя (Rainald von Dassel) мощи волхвов в 1164 году перенесли в Кельн. 23 июля ковчег с ними торжественно водрузили в центре старого романского храма.

В этом золотом ковчеге в Кельнском соборе хранятся мощи волхвов

«Наряду с терновым венком Христа, — рассказывает историк Вёльк, — мощи трех королей являются самой почитаемой церковной реликвией». В 1225 году завершились работы над драгоценным саркофагом, в 1322 году освятили алтарный придел нового готического собора, где предполагалось установить саркофаг с мощами. Но с этим не торопились. «Чтобы поток паломников тек мимо саркофага с мощами, а, значит, деньги текли в городскую кассу, оставили все как есть, — улыбается куратор. — Кельнцы всегда были народом практичным».

Три континента, три возраста, три короля

В XIV и XV веках культ «трех королей», к тому времени окончательно причисленных к лику святых, и сама тема поклонения становятся одной из центральных для европейского искусства. Романская и готическая живопись и скульптура находят мощные, выразительные образы: земные блага (золото, смирна и ладан — символы преходящих земных богатств и власти) слагаются к стопам младенца, залога вечной жизни, и его беззащитной матери, сила которой — лишь в красоте и любви.
Постепенно складывается и иконография «трех королей»: если в античные времена их изображают одинаковыми, в условных одеждах иноземцев и колпаках, то в позднее Средневековье волхвов показывают как представителей трех поколений (юношу Мельхиора, зрелого мужчину Бальтазара и старца Каспара) и трех известных к тому моменту континентов: Европы, Азии и Африки. Это символизировало универсальный характер новой религии — для всех возрастов, всех сторон света. Художники состязаются, изображая экзотические наряды и украшения «мудрецов с востока».

Действительно ли в саркофаге, установленном в Кельнском соборе, находятся мощи волхвов? На этот вопрос со 100-процентной точностью затрудняется ответить даже прелат Штефан Хессе (Stephan Heße), администратор кельнской епархии, так сказать, ответственный за сохранность святыни. Саркофаг неоднократно открывали, его содержимое исследовали. «Одно можно сказать определенно: там много старых костей», — говорит Хессе. Предполагается, например, что в том же саркофаге могут находиться останки святых Григория из Сполето, Набора и Феликса.
Возможно также, что в свое время мощи из Милана привезли не полностью. Правда, гипотезу о «трех королях» частично подтверждает наличие кусочков ткани, опознанных учеными как фрагменты сирийской парчи и датированных периодом между II и IV веками нашей эры. «Но, честно говоря, лично для меня не так важно, что именно находится в саркофаге, — признается Мориц Вёльк. — Важен мощный импульс, который эта реликвия дала истории, искусству и духу города Кельна. Импульс, действие которого ощущается и сегодня».

Портреты трех святых королей: 1500 лет назад и сегодня Ангел предупреждает

Во французском городе Отёне была создана в XII веке эта резная капитель, пострясающая своей экспрессией. Ангел является трем спящим королям и предупреждает их ни в коем случае не возвращаться к царю Ироду и не выдавать ему местонахождение Младенца Иисуса.

Портреты трех святых королей: 1500 лет назад и сегодня Севера верит в то, что воскреснет

Это мраморное надгробие женщины по имени Севера из подземного раннехристианского захоронения «катакомбы Присциллы» в Риме — одно из самых ранних свидетельств культа волхвов. Мы видим их в стилизованных одеждах иноземцев, коротких туниках и характерных «фригийских шапках». Надгробие датируется второй половиной III века нашей эры.

Портреты трех святых королей: 1500 лет назад и сегодня Романский алтарь: первое кельнское свидетельство

Этот романский алтарь, вытесанный из песчаника, был создан в окрестностях Кельна (предположительно в мастерских монастыря Браувайлер) в 1160-е годы, то есть примерно тогда, когда мощи трех королей были перенесены в Кельнский собор.

Портреты трех святых королей: 1500 лет назад и сегодня Всадники в пути

Перенесение мощей трех королей в Кельнский собор повлекло за собой мощный культ святых и в соседних странах, через которые в Кельн текли потоки паломников, — в частности, во Франции. На этом ларце-реликварии лиможской работы, датируемом приблизительно 1200-м годом, мы видим трех королей-всадников, следующих за звездой.

Портреты трех святых королей: 1500 лет назад и сегодня Покровители паломников

Этот складень брабантской школы датируется приблизительно 1360-м годом. Такие переносные алтари сопровождали знатных особ в их путешествиях. Три короля считались покровителями всех странников, особенно паломников.

Портреты трех святых королей: 1500 лет назад и сегодня Каспар, Бальтазар и Мельхиор желают счастливого года!

«Новая радость стала, какой не бывало: над вертепом звезда ясна светом засияла!» – поется в украинской рождественской колядке. К пожеланиям радости и счастья в новом году в Германии традиционно присоединяются и три святых короля, еще в Средние века получившие имена Каспара, Мельхиора и Бальтазара.

День Богоявления с 2011 года в Польше является государственным выходным. Пользуясь свободным днём, множество людей проводят его на богослужениях, а затем на улицах в карнавальных шествиях и представлениях. Сейчас по всей Польше полным ходом идёт подготовка к Шествию трёх королей. Яркий костюмированный карнавал с пением коленд, яслями, рождественскими звёздами, Иисусом, Марией, Иосифом, Ангелами и бесами, и конечно Тремя королями, пришедшими поклониться Христу, завершает рождественский цикл в Польше.

В Польше праздник Трёх королей имеет свои традиции, связанные с костёлом и верой. Есть и более современные начинания, но всё же традиционные устои сохраняются и даже крепнут.

Сам праздник имеет более долгую историю, чем празднование Рождества. История праздника уходит корнями в Евангелие, где описаны события принесения даров волхвами Младенцу Иисусу. Принесли они Ему смирну, ладан и золото. В ясли, где родился Спаситель, их привела Вифлеемская звезда.

Кто же эти трое, кто пришёл поклониться новорождённому Спасителю человечества? До сих пор нет точного ответа на этот, пожалуй, самый распространённый вопрос. Были ли они царями – тоже загадка. Волхвы всё же – не царские особы, а скорее маги или мудрецы. Но в польской традиции они известны как Три короля.

Те, кто читал Библию, а точнее Евангелие, знают, о каких событиях идёт речь. Но даже тот, кто священную для христиан книгу не открывал, тоже что-то слышали о трёх королях – или волхвах.

Упомянутые лишь однажды, в Евангелии от Матфея, волхвы с Востока приносят младенцу Христу дары. Но что они означают?

Этот момент в Евангелии указывает на особое значение, которое волхвы придавали младенцу. Здесь стоит присмотреться к описанию Евангелиста, ведь тут важны детали. Матфей указывает, откуда пришли волхвы: с Востока. А в восточной традиции приближаться к правителю без приношения было нельзя. То есть данный эпизод важен своей символикой: волхвы, а в католической традиции – Три короля – не иудеи, а жители других земель, принося подарок младенцу Иисусу, признают в Нём и своего правителя – Царя царей.

Их имена условны, но именно они укоренились в сознании христиан: Каспар, Мельхиор и Бальтазар. Совсем не условны подарки, принесённые Христу. Ведь важна их символика. Она вновь и вновь указывает на Христа как на Царя и Спасителя.

Ладан считался дорогим и ценным подарком. Особенно его ценность заключалась в духовном предназначении. При помощи ладана в храмах совершается каждение – символ жертвы Богу. Каждение совершает священник, а значит, волхвы, принося в подарок ладан, признавая Божественную сущность Иисуса, указывают читателям Евангелия на то, что Христос – Первосвященник и принесёт жертву Богу.

Золото испокон веков считалось божественным металлом. Им украшали и до сих пор украшают предметы, связанные с образом Бога, в чём бы образ Его ни выражался. На иконах, на символических предметах храмовой и литургической утвари – всюду мы встретим или золото или позолоту. Золото было признаком высокого положения. Цари носили головные уборы, сделанные с использованием этого металла, оно могло быть и знаком мудрости. Преподнесённое Царю царей золото было признанием его мудрости и власти над всеми без исключения народами.
Смирна – благовоние, использовавшееся в древности в ритуале погребения усопших. Она была преподнесена как символ жертвы самого Христа, которую Ему только предстоит принести во искупление грехов человечества. Его смерть станет дорогой к вечной жизни всех людей, это подчёркивает символизм подарков, принесённых волхвами Спасителю и в этом смысле перекликается с преподнесённым ладаном.

В память этого события в Польше в костёлах происходит освящение золота и ладана, который укоренился на стыке XV-XVI вв., а также мела и воды. Вода тут не случайна, ведь в древности в этот день все христиане праздновали Крещение Господне. Сейчас Крещение празднуется в другие дни.

Часто в Польше на дверях можно увидеть написанные мелом три буквы K+M+B. Что это за буквы? Так вот, в Польше они считаются инициалами Трёх королей. Освящённым в костёле мелом на дверь наносят их инициалы и текущий год. В оригинале это выглядело иначе – C+M+B. C латыни это можно расшифровать так: Christus Mansionem Benedicat – Христе Боже, благослави этот дом. Версию K+M+B можно назвать характерной для Польши, в остальных традиционно католических странах на двери будет именно C+M+B. Легенда о «Трёх королях» появилась в Польше в Средневековье, возможно, поэтому она глубоко укоренилась в сознании поляков, отчего до сих пор пишут K вместо C, объясняя это именно именами волхвов, а не аббревиатурой с латинского.

Освящённым ладаном кадили дома. Это должно было уберечь от болезней и сил зла. Освящённым золотом проводили по всей длине шеи, что также было направлено на защиту человека от недугов и злого глаза.

По традиции, на праздник Богоявления в Польше пекут миндальный сладкий пирог. В нем прятали один целый миндальный орех, и тот, кто его находил, объявлялся миндальным королём. Считалось, что найти в торте орех сулит удачу. Известна традиция, согласно которой дети ходили по домам, пели колядки на Трёх королей, за что получали «щедрики»(szczodrki) – вкусные рогалики, испечённые специально к празднику.

Многие из традиций сохранились до нашего времени. Значимость праздника подчёркивает и отношение к нему государства. 6 января в Польше является выходным. Сделано это для того, чтобы каждый имел возможность посетить храм и глубже задуматься над сутью праздника Богоявления.

Часть 1

Помимо происхождения волхвов толкователям пришлось отвечать еще на несколько вопросов. Например, сколько волхвов пришло к Марии и Иисусу? Хотя мы привыкли на изображениях поклонения волхвов видеть троих странников, Матфей нигде не упоминает их количество. На ранних христианских изображениях волхвов могло быть не только трое, но и двое, и четверо, и шестеро и даже восемь. А вот в «Хронике» Михаила Сирийца, составленной в XI веке, говорится, что волхвов было двенадцать человек, и даже перечисляются их имена: Дахнадур сын Артабана, Ваштаф сын Гудпира, Аршак сын Махдуга, Зерванд сын Варудуда, Аривах сын Хосрова, Артахшишт сын Хамита (или Холита), Эштанбузан сын Шишравана, Махдук сын Хавахма, Ахширеш сын Кахбана, Карданах сын Баладана, Мардук сын Била и Пир-Шабхур. Сопровождала их многочисленная свита.

«Поклонение волхвов» Джентиле да Фабиано, темпера на деревянной панели, фрагмент, 1423.

Первым уверенно сказал, что волхвов было трое, Ориген, исходивший из логичного предположения: раз было преподнесено три дара, то и дарителей должно быть трое. Постепенно этого мнения стали придерживаться все комментаторы, как и того, что трое волхвов были царями. Позднее против этого будет резко высказываться Мартин Лютер: «Но самое нелепое ухищрение папистов на эту тему заключается в том, что эти люди были царями … Вне всякого сомнения, они были одурачены праведным судом Божьим, чтобы все могли смеяться над грубым невежеством».

Имена Каспар, Мельхиор и Бальтасар появляются у волхвов не раньше IX века. Этимологии всех трех имен неясны. Засвидетельствовано немало альтернативных вариантов, например, Патисар или Вифисария вместо Бальтасар, Яспас вместо Каспар. Имя Каспара (Гаспара) иногда связывают с семитским словом gazbar, означающим «казначей, хранитель сокровищ». По другой версии, это имя происходит от имени Гондофара I, основателя Индо-Парфянского царства, правившего с 19 по 46 год. Согласно апокрифическим «Деяниям Фомы», апостол Фома встретился с этим царем. Столицей Гондофара был город Таксила на территории современного пакистанского города Равалпинди, а имя этого царя сохранилось, возможно, в названии афганского города Кандагар. В сирийском христианстве в качестве имен волхвов выступали Ларвандад, Гушнасаф и Хормизд, а эфиопском – Хор, Карсудан и Басанатер.

Поклонение волхвов на «Ларце Фрэнкса». Резьба по китовой грудной кости. Англия VIII век. Британский музей

Постепенно складывается традиция, согласно которой трое волхвов представляли потомков трех сыновей Ноя: Сима, Хама и Иафета, то есть символизировали все земное человечество. Имелись и другие варианты, например, Балтасара называли царем Аравии, Мельхиора – Персии, а Гаспара – Индии. С XII века в северной Европе Бальтасара начинают изображать чернокожим, к XV веку этот вариант получает широкое распространение. По еще одной традиции, Каспара изображают старцем, Мельхиора – человеком средних лет, а Бальтасара – юношей. Иногда даже указывают, что им 60, 40 и 20 лет соответственно. Правда, в некоторых случаях стариком становится не Каспар, а Мельхиор.

Мастер Венского поклонения «Поклонение волхвов», около 1410 года, Музей изящных искусств в Будапеште

Мастер Франке «Поклонение волхвов», около 1424 года, Кунстхалле, Гамбург

Герард Давид «Поклонение волхвов» около 1515 года, Национальная галерея в Лондоне

Согласно средневековым преданиям, волхвы, вернувшиеся после поклонения на родину, были позднее крещены апостолом Фомой. Возникали предположения, что где-то в глубинах Азии есть христианские общины, основателями которых стали волхвы. Легендарного пресвитера Иоанна, якобы правившего обширным христианским царством на далеком Востоке, называли прямым потомком одного из волхвов. Христианство действительно не было редкостью в Центральной Азии благодаря усилиям миссионеров Несторианской церкви, общины которой распространились от Вавилона до Китая. Например, в 1007 году в несторианство перешел хан кереитов со всем своим народом. Армянский полководец, дипломат и историк Смбат Спарапет (1208 – 1276), побывавший при дворе великого хана в Каракоруме в 1247–1250 и в 1254 годах, писал королю Кипра Генриху де Лузиньяну и его жене (своей сестре) о «стране Гасрат и Гангат, которая является землей, откуда вышли три царя, чтобы приветствовать Иисуса Христа, и все народы этой страны – христиане» (перевод А. Г. Галстяна). Возможно, имеется в виду страна тангутов, известная также как Западная Ся, завоеванная Чингисханом. В их стране действительно многие жители были несторианами.

Мощи трех волхвов были обретены в Персии святой Еленой и доставлены в Константинополь. В В 314 году византийский император Констант даровал саркофаг с этими реликвиями миланскому епископу Евсторгию. Император Фридрих Барбаросса, захвативший и разоривший Милан в 1162 году, велел перенести мощи волхвов в Кельн, что было сделано двумя годами спустя. В Кельне они находятся до сих пор. А когда в XIII веке Европе стали угрожать воинства монголов, некоторые авторы объявили волхвов монголами, и стали писать, что нынешние монголы хотят похоронить тела своих предков, хранящиеся в Кельнском соборе.

Служба в Кельнском соборе. В центре — реликварий с мощами волхвов.

Правда, Марко Поло имел особое мнение относительно того, где погребены волхвы. В своей книге о поместил подробный рассказ о них:

«Есть тут город Сава, откуда три волхва вышли на поклонение Иисусу Христу. Здесь они и похоронены в трех больших, прекрасных гробницах. Над каждой могилой квадратное здание, и все три одинаковы и содержатся хорошо. Тела волхвов совсем целы, с волосами и бородами. Одного волхва звали Белтазаром , другого Гаспаром, третьего Мельхиором. Марко спрашивал у многих жителей города, кто были эти волхвы. Никто ничего не знал, и только рассказывали ему, что были они царями и похоронили их тут в старые годы. Но вот еще что узнал он все-таки: впереди, в трех днях пути, есть крепость Кала Атаперистан, а по-французски «крепость огнепоклонников», и это правда, тамошние жители молятся огню, и вот почему почитают они огонь: в старину, говорят, три тамошних царя пошли поклониться новорожденному пророку и понесли ему три приношения: злато, ливан и смирну; хотелось им узнать, кто этот пророк: Бог ли, царь земной, или врач. Если он возьмет злато, говорили они, то это царь земной, если ливан, – то Бог, а если смирну, – то врач. Пришли они в то место, где родился младенец; пошел посмотреть на него самый младший волхв и видит, что младенец на него самого похож и годами, и лицом; вышел он оттуда и дивуется. После него пошел второй и увидел то же: ребенок и летами, и лицом такой же, как и он сам; вышел и он изумленный. Пошел потом третий, самый старший, и ему показалось то же самое, что и первым двум; вышел он и сильно задумался. Сошлись все трое вместе и порассказали друг другу, что видели; подивились, да и решили идти всем трем вместе. Пошли вместе и увидели младенца, каким он был на самом деле, а было ему не более тринадцати дней. Поклонились и поднесли ему злато, ливан и смирну. Младенец взял все три приношения, а им дал закрытый ящичек. Пошли три царя в свою страну.

Проехали они немного дней, и захотелось им посмотреть, что дал им младенец; открыли они ящичек и видят, что там камень. Дивились они, что бы это значило. А младенец дал им камень в знамение того, чтобы вера их, которую они восприяли, была тверда, как камень. Как увидели три царя, что младенец принял все приношения, тут все и сказали, что он Бог, царь земной и врач. А младенец знал, что все трое одной веры, и дал он им камень в знамение того, чтобы были тверды и постоянны в своей вере. Взяли три царя тот камень да бросили его в колодезь, не понимали они, зачем он им был дан, и как только бросили они его в колодезь, с неба нисшел великий огонь прямо в кладезь, к тому месту, куда был камень брошен. Увидели цари то чудо и диву дались; жалко им стало, что бросили они тот камень; был в нем великий и хороший смысл. Взяли они тогда от этого огня и понесли в свою землю, поставили его в богатом, прекрасном храме. Поддерживают его постоянно и как Богу молятся ему; этим огнем совершают они все жертвы и возжения. Если случится, что огонь тут потухнет, идут они к тем, кто держит тот же огонь и также молится ему; у них, из их церкви просят они огня и возжигают свой; возжигают только от того огня, о котором я вам рассказывал; иной раз, чтобы найти такой огонь, ходят по десяти дней. Так-то здешние люди молятся огню. Много людей рассказывало Марку Поло и об этом, и о замке, и все то правда. Один из трех волхвов, скажу еще, был из Савы, другой из Авы, а третий из того замка, где огню поклоняются» .

Как мы видим, Марко Поло предлагает не только свою версию происхождения и нахождения останков волхвов, но и оригинальное объяснение истоков зороастризма. Упомянутая Сава – это современный иранский город Саве примерно в сотне километров к юго-западу от Тегерана. Название Аве (Aveh) носят несколько населенных пунктов в Иране. Один из их находится недалеко от Саве, но это небольшая деревня. Есть более крупный город (более известен как Авадж), но он находится дальше. А под названием Кала-Атаперистан известны руины древней крепости в окрестностях Саве, где действительно был доисламский культовый центр.

Кала-Атаперистан на современной фотографии

Хотя ни восточные, ни западные христианские богословы всерьез не приняли версии о царском сане волхвов и их происхождении от сынов Ноя, представление о волхвах-царях широко распространилось в народном христианстве Европы. Поэтому день Богоявления (Эпифании) получил во многих странах название «Праздника трех царей». В этот день устраиваются красочные костюмированные шествия, а дети получают подарки. Часто дети сами одевались в костюмы волхвов и ходили по селению с песнями («Мы, три короля, мы все пришли с Востока. Чтобы преклониться перед Иисусом…»), а обитатели домов одаривали их.

Парад в день Трех королей в Мадриде (2018)

Наряженные королями дети во Фландрии (2010)

Во многих местах в ночь на Богоявление было принято жечь костры, «чтобы осветить путь волхвам». Часто полагалось, чтобы каждая семья принесла для костра немного дров. Этнографы считают, что этот обычай куда древнее христианства и восходит к языческим очистительным обрядам и культу плодородия. В некоторых селениях жители прыгали через такой костер, восклицая: «Приходи новый год! Приходи хлеб!», в других – вокруг костров водили хороводы. Иногда гадали: яркое пламя означало хороший урожай в наступившем году, если же костер гас или еле теплился, это считалось дурным знаком. Когда костер догорал, все стремились унести домой, в свой очаг, тлеющую головню. В Англии же хозяин зажигал от такого костра факел и обходил с ним свой земельный участок.

На Сицилии крестьяне верили, что в ночь на Богоявления в садах расцветают апельсиновые деревья. Якобы впервые это произошло, когда волхвы, в поисках Иисуса, пересекли Сицилию. Англичане не считали, что плодовые деревья вдруг расцветут зимой, но зато в Девоне и Сомерсете был обучай становиться вокруг лучшей яблони в саду, выпивать в честь нее по бокалу сидра и петь особую песню. А после праздничного ужина идти в хлев и там пить за здоровье домашних животных.

Праздник 6 января был традиционным поводом для шуток, веселья и розыгрышей. Вспомним, что именно в честь этого праздника была названа одна из самых веселых пьес Шекспира «Двенадцатая ночь» (Богоявление наступает через 12 дней после Рождества). Развлечения бывали разными. В Сомерсете, когда мужчины заканчивали пить сидр в яблоневом саду и шли домой, женщины запирали двери и отказывались их пустить, пока те не отгадают, что в данный момент жарится на вертеле. Отгадкой мог быть самый необычный предмет, например, старый башмак. Когда после долгих попыток мужчины справлялись с этим заданием, их пускали в дом, а отгадавшему дарили то, что было на вертеле.

Мадридские шутники еще в XIX веке любили в день Трех королей разыгрывать какого-нибудь наивного крестьянина, приехавшего в столицу из Галисии или Андалусии. Компания выходила ночью на улицу с запасом вина, огромным бутафорским телескопом и лестницей. Когда на встречу попадался подвыпивший в честь праздника крестьянин, молодежь объясняла ему, что нужно встретить королей первыми. Для этого один из компании забирался на лестницу, смотрел в телескоп и объявлял, что видит на горизонте три точки. Когда он спускался, все выпивали и шли в указанном им направлении. При этом тащить лестницу поручали простаку-крестьянину. Через некоторое время процессия останавливалась, и всё повторялось. В удачном случае процессия двигалась с остановками в течение нескольких часов. В конце концов городские власти запретили этот обычай.

В Германии было распространено поверье, что, если срезать прутик в день Трех царей и назвать его именем одного из них, он станет волшебным. Прутик, названный в честь Каспара, помогал найти золото, в честь Бальтасара – серебро, а в честь Мельхиора – воду.

Ряд легенд связан с дарами волхвов. Особенно всех интересовал вопрос, куда делось золото. Чаще всего говорили, что золото Иосиф и Мария потратили на путешествие в Египет, когда по велению ангела скрывались от царя Ирода. Но были и более оригинальные истории. Например, что золото украли двое воров, которые потом докатили в своей преступной деятельности до того, что их распяли рядом с Иисусом. Или что хранение золота доверили Иуде, но тот его присвоил. Про принесенную волхвами мирру говорили, что именно ею было помазано тело Иисуса перед погребением. Дары волхвов считаются одной из реликвий афонского Монастыря святого Павла. Золотой дворец с дарами был пожертвован в монастырь в XV веке Марой Бранкович, женой османского султана Мурада II.

Среди легенд о волхвах есть, например, такая, записанная у литовцев, поляков и белорусов. Когда волхвы шли со своими подарками, елка стояла и «горько плакала смоляными слезами», поскольку у нее ничего не было, чтобы подарить Иисусу. А Иисус, чтобы утешить ее, велел, чтобы каждый год на Рождество люди украшали елку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *