Мелкая моторика

Проблема развития мелкой моторики ребенка — тонких движений кистей и пальцев рук в психологии и педагогике имеет большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.

И.М. Сеченов писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимодействия с окружающей средой.

Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, так как развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекали ребенка в выполнение действие по показу взрослого.

Рассмотрим некоторые игры и упражнения, которые помогут укрепить руки малыша, развить согласованные движения рук, дифференцированные движения пальцев рук. В ходе этих игр развиваются следующие движения:

  • хватание: ребенок учится захватывать предмет
  • соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета
  • подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий движения кистей и пальцев рук.

Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребенка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.

А также проведение занятий по укреплению мелкой моторики рук способствует: развитию хватания; развитию согласованных движений обеих рук; развитию точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук; формированию ручных умений(расстегивание и застегивание липучек, кнопок, пуговиц, молний); развитию осязания; развитию мышления и воображения.

В раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным тестом(«Сорока-Белобока») развитию элементарных навыков самообслуживания (застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т.д.

В старшем дошкольном возрасте, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки, должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

Почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук? Дело в том, что центры в головном мозге человека, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимуляция мелкой моторики способствует активизации всех отделов головного мозга.

В.А. Сухомлинский справедливо утверждал: » Ум у ребёнка находится на кончиках его пальцев» . Таким образом , пальчиковые игры и упражнения, а также массаж характеризуются как один из способов развития речи детей и подготовки их к школе.

Развитие мелкой моторики пальцев рук возможно только в игровой деятельности, т.к игра ведущий вид деятельности в младшем дошкольном возрасте. В игре осознаются и закрепляются самые примитивные действия с предметами, конечно у ребенка возникают трудности в освоение манипулятивной деятельности, в таком случае нужно не забывать хвалить ребёнка , создавая тем самым ситуацию успеха.

Предметы, игрушки и материалы подбираются в соответствии с целью задания.

Методы обучения:

  • показ действий
  • действия руками ребенка
  • поэтапная словесная инструкция.

Игры:

«Прячем ручки»,

«Спрячь в ладошке»,

«Что внутри?» (в непрозрачную коробку складываются мелкие предметы),

«Непослушные колечки» (игра в пирамидку),

«Забавные шнурки»,

«Пришей пуговицу»

В группе раннего возраста кроме запланированных занятий по мелкой моторике, проходящих два раза в неделю, где воспитателем используются игры соответствующие возрастным особенностям каждого ребенка игровые методики, проводятся занятия изобразительным искусством.
Два раза в неделю малыши рисуют красками и карандашами и занимаются лепкой из пластилина. Эти занятия оказывают существенное влияние на развитие мелкой моторики. Занятия проводятся воспитателями в соответствии с установленными программами. Здесь дети знакомятся с основными приемами работы карандашами, фломастерами и кистями, со свойствами красок.
Наибольший интерес вызывает работа ребенка с пластилином. Детям очень нравиться повторять за взрослыми движения, работая с этим новым для них пластичным материалом. Это способствует развитию согласованных движений рук ребенка, а в конечном итоге на развитие речи и мышления малыша.
Занятия этими предметами проводятся в режиме дифференцированного подхода. Расписанием предусмотрены индивидуальные занятия с малышами. И, хотя в речевом и мыслительном развитии ребенка самое существенное происходит на этапе раннего возраста, заниматься мелкой моторикой необходимо и на следующих этапах личностного формирования малышей. Продолжая занятия мелкой моторикой, воспитатели подготавливают детей к очень трудному этапу в их жизни — школьным годам.

Статью подготовила воспитатель группы № 10

Евтушенко Людмила Петровна

Нарушение речевого и двигательного развития – наиболее распространенные отклонения в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Раннее выявление и коррекция различных нарушений в развитии речи и двигательных навыков ребенка с первых месяцев жизни позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений.

Теоретически исследовано, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение.

Известно и то, что в последние 5−10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают. Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики.

На основе многочисленных наблюдений и исследований ( Кольцова М.М, Бернштейн И.А., Павлов И.П.) выявлена закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы. Если же развитие моторики пальцев рук отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной. Подобная взаимозависимость наблюдается в большей степени в дошкольном возрасте и ослабевает по мере сформированности коры головного мозга.

Актуальность данной проблемы сохраняется вследствие того, что в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей и ручной моторики рук. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять.

У детей с нарушениями в речи отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, т. к. движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями учёных : И.П. Павлова, Л.А.Леонтьева, А.Р. Лурии.

Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. Они важны не только для выполнения различных повседневных действий, но и для стимуляции развития детского мозга.

Моторика (от лат. motor − приводящий в движение)−совокупность двигательных процессов и связанных с ними физиологических и психологических явлений.

Моторика (лат. motor приводящий в движение)−двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей; термин применяют чаще к движениям, обусловленным сокращением гладкой мышечной ткани стенок полых органов.

Развитие моторики рук оказывает большое влияние на речевую активность ребенка, так как уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Таким образом, ручная моторика−совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Полноценное речевое общение является необходимым условием осуществления нормальных социальных человеческих контактов, а это, в свою очередь, расширяет представления ребенка об окружающей жизни. Овладение ребенком речью в определенной степени регулирует его поведение, помогает спланировать адекватное участие в разных формах коллективной деятельности.

Речевая система формируется и функционирует в неразрывной связи с развитием сенсорной, сенсомоторной, интеллектуальной, аффективно-волевой сфер ребенка (П.К.Анохин, Л.С.Выготский, Н.И.Жинкин, В.П.Зинченко и др.). Отклонения в овладении речью затрудняют общение с близкими и взрослыми, препятствуют развитию познавательных процессов, отрицательно влияют на развитие самосознания (Р.Л. Левина).

Е.В. Шереметьева рассмотрела понятие отклонения в овладении речью, а также типологию отклонений в овладении речью.

Ручная моторика развивается естественным образом в специально организованной среде, начиная с младенческого возраста в структуре моторной сферы. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку.

Н.А.Бернштейн подчёркивает, решающими для эффективного развития мелкой моторики ребенка оказываются условия воспитания и целенаправленного обучения, способствующего развитию движений рук. Двигательные задачи, которые ставит перед ребенком взрослый, в процессе воспитания, и попытки ребенка решить их, являются необходимым условием развития соответствующих уровней построения движений. Так, различные задания на мелкую моторику способствуют развитию тонких движений кистей и пальцев рук.

Ранняя диагностика развития ручной моторики детей раннего возраста, точное определение характера и степени отклонения речевого развития, является основой эффективности коррекционной работы. Предлагаемые методики обследования ручной моторики таких авторов как: Г.А. Волкова, Н.В. Нищева, Н.А. Рычкова успешно применяются в диагностировании как в раннем возрасте, так и в дошкольном возрасте.

Г.А.Волкова предлагает следующие задания для обследования состояния ручной моторики :

−положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Пальчики помирились»). Повторить 5-6 раз;

− поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5—6 раз.

−сжать кулаки — разжать;

− похлопать в ладоши;

− сжать кулак правой руки и ударять им по ладони левой рука, затем наоборот;

−согнуть руки в локтях, поставив их перед собой, и выполнять круговые вращательные движения кистями рук наружу, затем вовнутрь.

−отбросить мяч от груди,из-за головы двумя руками;

− бросить мяч взрослому двумя руками.

Н.В. Нищева предлагает обследование моторики рук по следующим критериям :

−Кинестетическая основа движений (одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой руки, обеих рук).

−Кинетическая основа движений (Проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой)

А так же обследование манипуляций с предметами (умение застегивать и расстёгивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки).

Так же проверить ручную моторику можно с помощью методики Н.А. Рычковой.

Обследование тонких движений пальцев рук (степени их дифференцированности).

Предлагаются следующие задания:

  • Сжать пальцы в кулаки.

  • Соединить пальцы одной руки с пальцами другой («Пальчики здороваются»).

  • Загибать по очереди палец на правой, затем палец на левой руке («Пальчики прячутся»).

  • Переплести руки «в замок».

  • Выполнить пробу «корова-коза».

Обследование действий с предметами включает такие задания:

  • Выложить узор из мозаики.

  • Самостоятельно застегнуть пуговицы.

  • Нанизать на нитку бусинки.

  • Уложить в коробку, действуя одновременно правой и левой рукой, 5 спичек, беря по одной.

  • Начертить карандашом вертикальные параллельные линии (до 7).

Важная роль в коррекции отклонения речи ребенка раннего возраста отводится семье. Именно в семье у ребенка складываются первые представления о человеческих ценностях, характере взаимоотношений между людьми, формируются нравственные качества. А проблема семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, с каждым годом становится все более актуальной. Важно понять, что не только дети нуждаются в психокоррекционной помощи, но и не меньшей степени помощь нужна их родителям.

Развитие ручной моторики− это мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка ручную моторику.

Систематически грамотно выстроенная коррекционная работа направленная на развитие ручной моторики у детей раннего возраста с отклонениями речевого развития позволяет повысить эффективность предупредительного воздействия.

Литература.

ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ

ЧТО ТАКОЕ МЕЛКАЯ МОТОРИКА И ПОЧЕМУ ВАЖНО ЕЕ РАЗВИВАТЬ

В последнее время современные родители часто слышат о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Специалисты в области детской психологии, логопедии уже давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонкой моторики руки. Если движения пальцев развиваются «по плану», то и развитие речи также в пределах нормы. Если же развитие пальцев отстает, отстает и развитие речи.

Почему же две эти составляющие так взаимосвязаны? Дело в том, что наши предки общались при помощи жестов, добавляя постепенно возгласы, выкрики. Движения пальцев постепенно совершенствовались. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в мозге человека. Речь развивалась параллельно. Примерно так же развивается речь и мелкая моторика у ребенка, то есть сначала начинают развиваться движения пальцев рук, когда же они достигают достаточной тонкости, начинается развитие словесной речи. Развитие движений пальцев рук как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкую моторику.

Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация), воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Как же лучше развивать мелкую моторику? Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы. Хорошим помощником в развитие мелкой моторике станут различные развивающие игрушки, которые родители могут сделать сами.

С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения — схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики).

С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения — он захватывает мягкие игрушки, бусы.

С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в «Ладушки», помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

С 10 месяцев до 1,5 лет развивая пальчики, можно использовать следующие потешки:

(поочередно загибаем пальчики)

Этот пальчик — в лес пошел,

Этот пальчик — гриб нашел,

Этот пальчик — занял место,

Этот пальчик — ляжет тесно,

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(перебирая пальчики, приговариваем)

Этот пальчик — дедушка,

Этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папенька,

Этот пальчик — маменька,

Этот пальчик — Ванечка.

(загибаем пальчики)

От 1,5 лет и старше – полезно раз в день делать пальчиковую гимнастику.

Гимнастика для пальцев рук (по Н.П. Бутовой)

· Поставить руки на стол, вращать кисти рук в разных направлениях.

· Сложить ладони и разводить пальцы рук.

· Сомкнуть пальцы рук, вращать большие пальцы один вокруг другого.

· Выпрямить ладони, указательным пальцем одной руки надавливать на первую фалангу пальцев другой руки, поднимая и опуская их.

· С силой сжимать по очереди пальцы левой и правой руки.

· По очереди вращать в разные стороны пальцы рук.

· Медленное и плавное сжимание вытянутых пальцев рук в кулак; темп упражнения постепенно увеличивается до максимального, потом вновь снижается.

· Постукивание согнутыми пальцами рук по столу, вначале совместное, а в дальнейшем – каждым пальцем в отдельности.

· Быстрое поочередное загибание пальцев одной руки указательным пальцем другой руки.

· Вытянуть руки, слегка потрясти кистями, размять кисть одной руки пальцами другой руки.

Тонкую моторику рук развивают также следующие виды деятельности:

· плетение;

· лепка (из пластилина, глины);

· нанизывание на нитку бусин, бисероплетение;

· различные игры – шнуровки;

· конструкторы (чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали конструктора);

· мозаики;

· вырезание из бумаги и картона;

· вырисовывание различных узоров;

Для формирования тонких движений пальцев рук могут быть использованы игры с пальчиками, сопровождаемые чтением народных стихов

«Сидит белка…»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с большого пальца.

«Дружба»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в «замок»).

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев),

Начинай считать опять.

Раз, два, три, четыре, пять.

Мы закончили считать

(руки вниз, встряхнуть кистями).

«Дом и ворота»

На поляне дом стоит («дом»),

Ну а к дому путь закрыт («ворота»).

Мы ворота открываем (ладони разворачиваются параллельно друг другу),

В этот домик приглашаем («дом»).

Наряду с подобными играми могут быть использованы разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

«Кольцо»

кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки;

«Пальцы здороваются»

Соединить пальцы обеих рук «домиком». Кончики пальцев по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с большим, затем указательный с указательным и т.д.

«Оса»

выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; то же левой рукой; то же двумя руками;

Занятия по развитию мелкой моторики необходимо проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Несмотря на то, что вначале многие упражнения даются ребенку с трудом, они приносят ему много радости, как от достигаемых результатов, так и от простого общения с мамой. Пальчиковая гимнастика способствует развитию мелкой моторики, речи, основных психических процессов, а также коммуникативности. К концу дошкольного возраста кисти рук ребенка становятся более подвижными и гибкими, что способствует успешному овладению навыками письма в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *