Воин, потомок княжеского рода. Воспитанный в православии святой воин тайно вел подвижническую жизнь: был строгим постником, девственником, каждую ночь он втайне от всех воспевал благодарственные хваления Господу. В это время, в 1239 г., татарские полчища Батыя подошли к Смоленску и встали в 25 верстах от него, на Долгомостье, угрожая разорением городу и его святыням. Услышав о приближении злых врагов, о разорении Божиих храмов, св. Меркурий скорбел и болел душой; с каждым днем он более и более возгорался божественной ревностью, желая пострадать и положить душу свою за веру Христову. И молитва его была услышана.
В соборном храме перед иконой Пресвятой Богородицы молился некий пономарь, со слезами прося об избавлении города от врагов. Вдруг он услышал глас от иконы: «Иди к рабу моему Меркурию на Подолье и тихо скажи ему: тебя зовет Владычица». Когда воин пришел в собор, то сам услышал голос Пречистой Девы, посылающий его на брань с врагом и обещающий небесную помощь, венец победы и вечное блаженство.
Св. Меркурий преисполнился великой радости, ибо Сама Царица Небесная обещала ему то, к чему он давно уже стремился всей душой: пострадать за своих братьев и за веру Христову. В ту же ночь воин Христов отправился в татарский стан в Долгомостье и вступил в единоборство с вражеским полчищем. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что св. Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена, и не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство. Сам же св. Меркурий погиб в бою.
Жители Смоленска, спасенные чудесным заступлением Господа и Пресвятой Богородицы, с честью погребли тело святого воина-мученика в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Празднование ему установлено в конце XVI в. Уже в 1509 г. жители Смоленска называли его своим главным заступником.
См. также: «Память святого мученика Меркурия Смоленского» в изложении свт. Димитрия Ростовского.
Жил в городе Смоленске один человек, молодой годами, по имени Меркурий. Был он благочестивый в наставленьях господних, обучался им день и ночь, славный примерной жизнью, постом и молитвой сияющий, будто звезда богоданная в мире этом. Был этот Меркурий родом из Рима, греческой веры и происходил из знатного рода. Еще в молодом возрасте он приехал в Смоленск служить князю этого города. И был он смирен душой и печален, часто ходил помолиться к Господню Кресту стоящему у храма Петра и Павла села Петровского.
В те годы тогда злочестивый царь Батый пленил Русскую землю, невинную кровь проливая, как воду, обильно и христиан истязая. По грехам людей земли русской которые умножили беззаконие и грехи, была отдала земля на поругание безбожному царю. Был разорен мать городов русских Киев. И другие города и веси были пленены от злейших варваров. Настало такое оскудение земли, что и великие князья стали нищими. Города и села стали пустошами. В них поселились дикие звери. Всем же православным христианам тяжкое ярмо поганское опустилось на шеи. Разрушались храмы и священники в них принимали смерть. Монастыри разорялись без всякой пощады. Честные иноки и инокини посекались без жалости. Но не только взрослых, но и младенцев отрывали от груди матерей и ударяли о землю, иных же оружием прокалывали. Нечестивцы растлевали юных дев, жен разлучали с мужьями и честнейших невест Христовых инокинь оскверняли блудом. Многие тогда от православных сами себя резали, другие в водах топились, и смерть принимали, чтоб не оскверниться от поганых. В те годы тысячи христиан были угнаны в плен. Связанные веревками они стадами как животные шли на заклан и в рабство. Но более того, что сказано страшно и вспоминать. Настолько ужасны были беды насланные на христиан от злого и немилостивого мучителя. Оцепеневает речь, пересыхает гортань, язык не может рассказать, ни уста поведать той беды, которая превзошла Вифлеемское рыдание. В Вифлееме только один младенцы были закланы руками убийц, здесь же престарелые и седые, цветущие юноши, и жены благообразные, и чистозрачныя отроковица, и младенцы — все вместе умирали. Так Давыд об Иеросалиме говорит, во псалме сетуя: «Боже, приидоша языцы в достояние Твое, и оскверниша церковь святую Твою, и разориша Иерусалим».
Мы же начнем повествовать о неком чудном подвиге совершившемся в это злосчастное время. Умыслил Батый, злой кровопийца и язычник-сыроядец, подойти к городу Смоленску и овладеть им. Во главе войска он поставил князя-исполина, которому не было равных в бою. И, придя с великою ратью под богоспасаемый город Смоленск, стал тот князь от города в тридцати поприщах, и многие святые церкви в окрестностях пожег, и христиан убил, и решил непременно захватить город этот. Жители впали в великую скорбь, неисходно пребывали в соборном храме святой Богородицы, смиренно взывая с плачем великим в обильных слезах к всемогущему богу, и пречистой его богоматери, и ко всем святым, чтобы они сохранили город тот от всякого зла.
И вот случилось предначертание Божие к жителям: за городом, возле Днепра-реки, в Печерском монастыре, достославно явилась пречистая богородица пономарю этой церкви, сказав: «Иди вскоре к рабу Моему Меркурию на который живет на Подоле. Скажи ему, что Госпожа зовет его. Когда подойдешь ко вратам его дома то не стучи в ворота, но сразу войди и увидишь воина посреди двора стоящего. Скажи же ему: «Меркурие! Иди скорей со двора скоро. Госпожа Богородица призывает тебя во всем воинском облачении».
Пономарь пошел скорее на указное место. И подойдя ко тому двору, нашел святого Меркурия стоящего на молитве посреди двора, вооруженного во всем воинском подобии и мечем опоясанного. И окликнул по имени: «Меркурий!» Тот же спросил. «Что тебе, господин мой?» И сказал ему: «Скорее иди, брат, зовет тебя Божия Матерь в Печерскую церковь». Потом же, войдя в святую церковь, увидел икону, от который был глас к пономарю. Меркурий увидел Пречистая богородицу, на золотом престоле сидящую, Христа у груди держащую, окруженную ангельскими силами. Он же упал пред ногами ее и поклонился с великим благоговением, пораженный. Подняла его с земли пречистая Матерь Божия и сказала ему: «Угодниче мой Меркурие! На великий подвиг призвала я тебя из земли Римской. Ныне посылаю тебя защитить мой город и мой храм. Сюда идет окаянный мучитель. И в сию нощь хочет напасть на град мой всею ратью своею и со исполином своим и со сыном. Я же не хочу оставить града Мой на гибель. Но умолила Сына Моего и Бога, да благословит избавить его от лютого варварскаго пленения. Ты же в час сей изыди скорей из ворот града навстречу злодею. Никто в Смоленске ни знает где поганое войско, ни старейшины, ни кто от священников. Ты же иди на место называющееся Долгий Мост. Там окаянный христоборец расположился со всей своей ратью. Возвещаю тебе о том, что должно быть дальше. В том месте ты силою Сына Моего и Бога и Моею помощью одолеешь крепкого исполина, который поставлен злочестивым царем во главе войска. Я Сама буду помогать тебе. Еще знай и о том, что утром перед воротами города пострадаешь ты от руки варвара. Венчаешься своей кровью и венец победы от Христа Бога приемлешь». Слушая это от чудотворной иконы Пресвятыя Богородица, пал Меркурий пред святым Ее образом, обливаясь многими слезами. Но слезы то были радостными. Ибо уверовал святой в победу, но больше же возрадовался о принятии нетленнаго венца и жизни вечной. И скоро собравшись, сел на коня выехал из города.
Когда святой Меркурий пришел на указанное Богородицей место, на Долгий Мостъ, то знаменовался святым знамением непобедимого и животворящего Креста Христова. Призвал в молитве на помощь крепкую заступницу всего рода христианского Пречистую Богородицу. И обнажив свой меч, среди ночи вошел в лагерь злочестивых варваров. И найдя среди воинов крепкого того исполина убил его, словно испугом и слабостью охваченного. И иных многое множество от полка поганых посек. С утренней зарею, восстали остальные полки злых ратников и поганых воинов, и удивились, что их богатырь-предводитель мертв, и иных множество воинов убито. Но устрашившись сего, не отстали окаянные от замыслов идти на Смоленск.
Святой же Меркурий в это время пришел на место, где должен был принять нетленный венец. Тут он стоял и молился ко Христу Богу и Пречистой Его Матери о победе и о спасении града, о своем конце, и о приятии мученического венца и нетленной жизни. И после молитвы был ему глас: «Раб Мой Меркурий! Дерзай, будет тебе, как ты просишь. И город соблюду невредим от варвар до конца века. Тебе же самого, раба Моего, положат в церкви Моей в этом городе».
В великом дерзновении святой принял бой с множеством наступающих ратников. Меркурий побил их великое число. Другие же оставшиеся в живых в страхе бежали и кричали: «О горе! И люто нам сражаться. Видели неземных молниеносных мужей сражающихся и нас немилостиво посекающих. Страшнее же этих мужей, видели жену, красную, превеликую и сияющую, словно солнце».
Святой же Меркурий, победивший полки варваров, по промыслу Божию сложил оружие и преклонил главу свою. И вылез из норы варвар лютый, сын того варварского богатыря, и убил святого Меркурия мечем. Затем увидел, что все войско побито, и бежал. Злочестивый же царь Батый, проведав о таком истребленье людей своих, великим страхом и ужасом был охвачен и, решил более не испытывать судьбу и не посылать более на Смоленск войск.
И после того блаженный, взяв голову в руку свою, а в другую — поводья коня, пришел, обезглавленный, в свой город. Жители же видели это, поражаясь божьему замыслу. Глава блаженного воина, которую держал в руках святой Меркурий, поведала жителям города обо всем произошедшем. И когда дошел он до Мологинских ворот, вышла какая-то девушка по воду и, видя святого, идущего без головы, стала святого грубо бранить. Он же лег возле этих ворот и достойно отдал душу свою господу, конь же в мгновенье исчез от него.
Архиепископ этого города, придя с крестами, с толпою народа, хотел унести славное тело святого. Но не дался святой им. Раздался тогда громкий плач средь людей и рыданье оттого, что не возжелал, чтоб его подняли, святой. Архиепископ, также в великом недоумении пребывая, молился богу об этом, и раздался вдруг голос говорящий ему: «Господень слуга, о том не скорби: кто послал на победу, тот его погребет».
Пока святой лежал так три дня без погребения, архиепископ ночами без сна пребывал, богу молясь, чтоб явил ему бог эту тайну. И, глядя в окошко свое осторожно напротив соборной церкви, вдруг видит ясно, — в ярком сиянии, будто в солнечном свете, выходит из церкви пречистая богородица с архангелами господними Михаилом и Гавриилом. И, дойдя до места того, где лежало тело святого, взяла пречистая богородица в полу свою честное тело святого и, принеся в свою соборную церковь, положила на месте своем в гробнице, что стоит и поныне, всем видимая, чудеса сотворяя во славу Христа нашего бога, благоухая как кипарис. Архиепископ же войдя к утрене в церковь, увидел преславное чудо: святой лежит словно спит, на месте своем. И люди, собравшись и видя то чудо, восславили бога.
Всего, пусть принесут мое оружие — щит и копье ко гробу. И если когда будет какая-то беда городу, пусть вынесут его, прославляюще Христа Бога и Того родившую Богоматерь, крепкую заступницу города сего. И меня, смиренного раба Божия Меркурия, пусть поминают. Да подаст им Господь победу от оружия сего».
И так положили оружие над гробом его, как сам святой повелел. С тех пор жители города Смоленска стали почитать святого Меркурия — римлянина и воссылать славу Создателю Богу Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веком. Аминь.
Наиболее значительным из известных нам памятников смоленской литературы рассматриваемого периода является легендарная повесть о Меркурии, избавителе Смоленска от татарского разгрома. Возникла она, очевидно, на основе устного народного предания, сложившегося в связи с тем, что во время татарского нашествия в 1237-1238 гг. татары не дошли до Смоленска, и город, таким образом, не был разорен. В повести рассказывается о попытке татар завладеть Смоленском, но эта версия не подтверждается никакими историческими свидетельствами.
Существуют две
редакции повести, из которых вторая подразделяется на четыре подредакции.
По первой, старейшей редакции, возникшей, видимо, не раньше конца XV в., в связи с установлением в это время в Смоленске церковного почитания Меркурия, содержание повести сводится к следующему.
В Смоленске жил благочестивый юноша Меркурий, «цветый преподобным житием”, «постом и молитвою сияя, яко звезда бо-гоявленна посреде всего мира”. Он часто приходил в Крестовоздви-женский монастырь молиться за мир. В ту пору «злочестивый царь” Батый пленил Русскую землю и пошел с великою ратью к Смоленску, остановившись в тридцати
верстах от города, пожирая церкви и побивая христиан. Смольняне пребывали в великой скорби, молясь в соборной церкви о спасении города.
И в это время было «некое смотрение божие ко гражаном”. В Печерском монастыре, стоявшем за городом, явилась богородица пономарю (сравни сходный эпизод явления богородицы пономарю в житии Алексея человека божия) и велела ему позвать к себе Меркурия. Явившемуся на зов Меркурию богородица повелевает отомстить за христиан и победить злочестивого Батыя и все войско его. Тут же она говорит ему, что после победы Меркурия к нему подойдет человек «красен лицем”, которому Меркурий должен отдать все свое оружие, и этот человек отсечет ему голову.
Взяв в руки свою голову, Меркурий должен направиться в свой город, и там он примет кончину, а тело его будет положено в церкви богородицы.
Услышав эти слова, Меркурий затужил и заплакал. Он, окаянный и непотребный, не имеет силы на такое трудное дело, и неужели, спрашивает юноша, у богородицы нет небесной силы, которая могла бы победить злочестивого царя? Но он не ослушивается богородицы, берет у нее благословение и, выйдя из церкви в полном вооружении и сев на стоявшего поблизости «прехрабра” коня, идет против Батыя и побеждает его, скача по полкам, «яко орел по воздуху летая”; Батый же, одержимый страхом и ужасом, отходит от города и, придя в Венгрию, там погибает.
Как сказала богородица, перед Меркурием предстает после этого «прекрасен воин”, которому Меркурий, поклонившись, отдает свое оружие, и тот отсекает ему голову. Обезглавленный Меркурий приходит к Мологинским воротам города, в одной руке неся свою голову, а другой рукой ведя коня. Некая девица, видя его без головы, стала «нелепо бранити его”, он же лег у ворот и умер, а конь стал невидимым.
Смоленский архиепископ с крестами и со множеством народа пришел, чтобы взять тело Меркурия, но оно не давалось пришедшим и так и лежало непогребенным три дня. На четвертый день архиепископ, всю ночь пребывавший без сна в молитве о том, чтобы бог открыл ему эту тайну, через оконце увидел, что богородица с архистратигами Михаилом и Гавриилом «в вели-цей светлости, аки в солнечной зари”, вышла из церкви и, дойдя до того места, где лежал Меркурий, взяла его тело в свою полу, принесла его в соборную церковь и положила в гроб, в котором тело Меркурия лежит и доныне, творя чудеса и благоухая, как кипарис.
Существенные отличия второй редакции в ее хронологически ближайшем к первой редакции тексте таковы. Повесть начинается с пространного вступления, в котором говорится об особом покровительстве богородицы Смоленску и о насилиях, чинившихся татарами в Русской земле. При этом в уста земли, скорбящей, как вдовица, влагается плач о разорении Русской земли.
Меркурий – происхождением римлянин, княжеского рода, веры же греческой. В юности он прибыл в Смоленск на службу «самодержцу града того”. Богородица обращается к пономарю и затем к Меркурию не непосредственно, а говорит из иконы.
Меркурий радостно подчиняется велению богородицы, идет на врагов (чудесный конь здесь отсутствует), убивает сильного исполина и множество татар. Голову Меркурию отсекает не «прекрасен воин”, а «варвар лют”, сын того исполина, которого Меркурий убил.
Нет тут упоминания о девице, бранящей пришедшего к городу обезглавленного Меркурия. Его хоронят смольняне в церкви богородицы без вмешательства самой богородицы. Через некоторое время Меркурий является к пономарю той церкви на иконе как живой, в воинском вооружении, и велит сказать гражданам, чтобы они над гробом его повесили оружие – копье и щит. Если когда-либо случится вражеское нападение на город, пусть с молитвою богу, богородице и ему, Меркурию, вынесут его оружие, и враги будут посрамлены.
Граждане сделали так, как велел Меркурий, и оружие его и доныне можно видеть над его гробом.
Возникновение этой редакции следует датировать самым началом XVI в. В ней подвиг Меркурия Смоленского сравнивается с подвигом византийского святого – Меркурия Кессарийского, судьба которого, вплоть до поручения ему богородицы выступить против «законопреступного Юлиана” и до отсечения ему головы после победы над врагами, оказывается сходной с судьбой его смоленского тезки. Это сходство с несомненностью устанавливает влияние греческого жития на нашу повесть, тем более понятное, что церковная память Меркурия Смоленского (очевидно, лица, в действительности не существовавшего) была приурочена ко дню памяти Меркурия Кессарийского. Повесть сближается в некоторых подробностях с летописным сказанием о переяславском богатыре Демьяне Куденевиче и с былиной о Сухане.
Мотив несения собственной усеченной головы известен и в католической легенде о Дионисии Ареопагите, и в мусульманской легенде об Азисе, и в русских устных легендах (б. Смоленская и Псковская губ.), видимо, возникших под влиянием книжной повести о Меркурии. В одной смоленской записи устная легенда прямо говорит о Меркурии, несущем свою голову после того, как она была отрублена у него в его борьбе с Литвой.
Присвоение Меркурию Смоленскому римского происхождения объясняется, видимо, теми же побуждениями, какими руководствовалась новгородская легенда об Антонии, прибывающем в Новгород из Рима. В обоих случаях мы имеем дело с попыткой связать местную святыню с древней христианской традицией.
ЖИТИЕ святого мученика Меркурия Смоленского
(память 24 ноября/7 декабря)
Святой мученик Меркурий Смоленский был славянин, родом, вероятно, из Моравии, потомок княжеского рода. Воспитанный в Православии, святой Меркурий по ревности к истинной вере ушел из своего отечества на Русь. Величайшее бедствие постигло Русскую землю в начале ХIII века — нашествие татаро-монгольских орд. Жестокие враги не щадили беззащитных жителей, грабили и разрушали храмы, монастыри, города и селения. Тысячи русских людей пали в битвах, защищая свое Отечество, многие захвачены в плен и отведены в неволю. Шел 1239 год.
Прибыв в древний русский город Смоленск, Меркурий поступил на воинскую службу в княжескую дружину. Святой Меркурий отличался физической силой, мужеством и высоким ростом. Велик был он и духом, вел втайне жизнь подвижника, был строгий постник, проводил ночь в молитве и хранил девственную чистоту; православную веру не только исповедовал на словах, но готов был умереть за нее.
В 1239 году полчища татар, разоряя все на пути и нагло ругаясь над святынями христианства, полонившие уже много русских городов, подошли к Смоленску. Встав в 25 верстах от него, на Долгомостье, татары стали угрожать разорением городу и его святыням. Предводитель татарского отряда, богатырь огромного роста, похваляясь своей гигантской силой, вызывает на поединок лучшего смоленского витязя, чтобы в единоборстве решить участь города и Смоленского княжества.
Успенский соборный храм был переполнен, все жители города, от младенца до старца, собрались у чудотворного образа Божией Матери Одигитрии, со слезами и теплой верой они обращались к Заступнице о помиловании. Вместе с народом святой Меркурий скорбел и соболезновал душой, и, все более и более проникаясь любовью к ближним, он исполнился решимости пострадать за них: положить душу за Святую Церковь. В ту тревожную ночь соборный пономарь Георгий тихо молился перед образом Одигитрии, испрашивая избавления города от врагов. Вдруг он услышал голос от иконы: «Иди к рабу Моему Меркурию, на Подолье». Пречистая Богородица также указала пономарю, где живет Меркурий, и поторопила: «Иди скорее и тихо скажи ему: «Меркурий, тебя зовет Владычица”». Георгий удивился голосу от иконы, но тотчас же поспешил исполнить приказание. Он пошел на Подолье и увидел среди двора воина Меркурия с воздетыми к небу руками. Тихо объявил ему небесную волю пономарь, и оба пошли они в храм. Упав перед чудотворной иконой, Меркурий стал просить о помощи и заступлении города, и был голос от святой иконы: «Раб Мой Меркурий, Я посылаю тебя, чтобы ты отразил врагов от града сего и защитил этот храм. Для этого Я призвала тебя сюда из страны Римской.
Я не оставлю этого города, по молитвам Моим он не будет предан в руки врагов. Немедленно ступай навстречу врагам. Я не оставлю тебя. Не бойся, ты победишь врагов и сам получишь от Господа венец победы и вечного блаженства».
Воин Христов той же ночью сел на коня и отправился в татарский стан в Долгомостье. Он прошел военную стражу, не замеченный никем, и среди неприятельского стана увидел великана. Оградясь крестным знамением и воскликнув: «Пресвятая Богородица, помоги мне!», Меркурий убил гордого и надменного исполина, уповавшего на свою страшную силу. Призывая имя Господа и Пречистой Богородицы, святой воин истребил множество врагов. Татарские воины с ужасом видели, что святому Меркурию помогают в битве молниеносные мужи и лучезарная Жена и, не в силах устоять против воина Христова, обратились в бегство. В это время сын убитого татарского исполина, желая отомстить русскому воину за смерть отца, сзади напал на святого Меркурия и нанес ему смертельный удар. Но внезапно непонятный ужас охватил врагов и, бросая оружие, они бежали от города, гонимые неведомой силой из пределов Смоленской земли.
На рассвете жители Смоленска, готовившиеся к сражению с неприятелем, увидели, что поле усеяно трупами врагов, и поняли, что сохранены заступлением Богородицы.
С благоговением они перенесли честное тело святого воина-мученика и с честью погребли в соборе в честь Успения Пресвятой Богородицы. Вскоре после своей кончины святой Меркурий явился в видении тому же пономарю и велел повесить над гробом его оружие, обещая смолянам постоянную помощь и заступничество во всех скорбях и бранях. Ныне в смоленском кафедральном соборе хранятся сандалии святого мученика Меркурия. «Сандалии железные, большие, тяжелые, вроде лаптей, застегиваются спереди железным же перехватом».
Почитание небесного покровителя города началось сразу после доблестной мученической кончины в 1239 году. Празднование ему установлено в конце XVI века, уже в 1509 г. жители Смоленска называли его своим главным заступником. Память его Святая Церковь празднует 24 ноября/7 декабря, в день великомученика Меркурия, имя которого носил святой мученик Меркурий Смоленский.
В 1238(9) году, когда хан Батый двинул свои полчища на Смоленск, военноначальник смоленского князя воин Меркурий, родом из Рима, по повелению Пресвятой Богородицы выступил на защиту Ее города и сразился с татарами у Долгомостья, что в 25 верстах от Смоленска. Сразив татарского исполина, Меркурий, поддерживаемый Божией Матерью, которая явилась на небе вместе с ангелами во время битвы, стремительно одолевал татар, так что те вынуждены были спасаться бегством. Но вместе со славной победой доблестному воину Меркурию Святая Дева перед сражением предсказала и мученический венец. После успешной битвы Меркурию суждено было умереть – его обезглавил убегавший татарин.
Мощи святого Меркурия были положены в Мономаховом соборе, там же находились и его воинские доспехи. После нашествия поляков мощи были утеряны. Возможно, сейчас они находятся где_то под спудом нынешнего Свято_Успенского собора. Воинские же доспехи мученика Меркурия – копье, шлем и сандалии из поколения в поколение бережно сохранялись смолянами в кафедральном соборе как особо значимая и дорогая для них святыня. Но, тем не менее, и доспехов коснулась печальная участь: в 1812 году французы забрали копье, а в 1954 году был похищен шлем. Однако сандалии Меркурия по_прежнему хранятся в Свято_Успенском кафедральном соборе. До наших дней сохранилось предание, гласящее, что до тех пор, пока воинские доспехи святого мученика Меркурия находятся в Смоленске, Царица Небесная будет неотступно пребывать с этим городом, сохраняя его от всех бед и зол.