Месяца по временам года

Беседа о месяце ноябре детям 5-8 лет

Ноябрь — последний месяц осени. Листва с деревьев облетела, травы побурели, поникли, цветы завяли. Зеленеют по-прежнему лишь ель и сосна. Пышный пестрый ковер листьев, устилавший землю, потемнел и поблек. Черными стали лесные тропинки в опустевшем лесу. Недаром ноябрь зовут в народе «чернотропом». Небо в этом месяце почти все время затянуто свинцовыми облаками. Часто идут холодные долгие дожди со снегом. В конце ноября по ночам уже морозно, а темное небо напоминает звездный шатер.

Серебряным звоном начинается зима. Звонко хрустит молодой лед на лужах, промерзла земля, звенят на ветру ветви деревьев, в саду бойкие синички рассыпают серебряный звон.

Играет ноябрь на ледяных гуслях, открывает ворота матушке-зиме. Эта пора в самом конце осени называется предзимьем или «серебряной осенью».

Когда родимый край покинут гуси,

Застынет лес у холода в плену,

Ноябрь ударит в ледяные гусли,

Встречая государыню-зиму.

Вопросы и задания

1. Почему ноябрь называют «чернотропом»?

2. Какую пору ноября называют предзимьем («серебряной осенью»)? Почему?

3. Расскажите о погоде ноября.

4. Нарисуйте капельку дождя и снежинку. Почему мы их нарисовали рядом?

Отгадайте загадки.

Хоть он и холодный.

Но деревьям греет корни. (Снег.)

Листья за руки взялись,

Закружились, понеслись.

Пожелтел и лес и сад.

Вы узнали … (листопад).

Становится тихо и пустынно в лесу. Не слышно уже звонких птичьих голосов. Попрятались в норы и дупла лесные обитатели. Медведь обычно перед снегопадом в берлогу залезает. Всю долгую зиму косолапый будет сладко спать, посасывая мохнатую лапу. Лисица старается пробраться в курятник, чтобы полакомиться курятиной.

Птичница-лиса

Первый снег прилег на крыши,

Опушил мехами сад.

Птичница в шубейке рыжей

Посчитать пришла цыплят.

— Подходите без опаски

Всех попотчую пшеном.

Позабавлю песней, сказкой,

Приголублю перед сном!

Но в сарае не на шутку

Поднялся переполох.

Закричали куры, утки,

Удирая со всех ног.

Пес залился громким лаем,

Зазвенели голоса:

— Эту птичницу мы знаем,

Это хитрая лиса!

Ежик, барсук, полевая мышь попрятались в норы. Белочка не любит дождливой холодной погоды и сидит в своем теплом и сухом дупле, грызет припасенные орешки и шишки. Плохо сейчас косому: он уже поменял шубку на зимнюю, и его белый мех хорошо виден среди голых сучьев и на черной мокрой земле. Прячется зайчишка под кустами в самых глухих чащах и ждет не дождется, когда белым ковром снег укроет землю.

Ноябрь называют «месяцем полных кладовых», ведь многие звери запаслись на зиму орехами, шишками, грибами и желудями. Есть пропитание — никакой мороз не страшен!

Ответьте на вопросы

1. Почему в народе ноябрь называют «месяцем полных кладовых»?

2. Что делают в ноябре лесные обитатели: медведь, лиса, заяц, белка, барсук, полевая мышь?

Отгадайте загадки.

Есть у нас такой обычай,

Ходим стаей за добычей,

Прячемся у темной елки.

Кто мы — лисы или волки? (Волки.)

Я — лесной исполин,

Брожу меж сосен и осин.

Если голову закину,

То достану гроздь рябины. (Лось.)

Улетели перелетные птицы в теплые края. Зато в ноябре прилетают в лес клесты, открывают свои кузницы: шишки клюют — жирок куют. Ведь у клестов зимой появятся птенчики.

Снегири, синицы, щеглы прилетают в сады, клюют почки на кустарниках. В ноябре издавна отмечали люди «синичкин день»: вешали за окно кусочек сала, мастерили кормушки и развешивали их возле домов на деревьях, сыпали птицам зернышки и хлебные крошки.

В народе говорили: «Не велика птичка-синичка, и то свой праздник знает».

Отгадайте загадки.

Что за птица

Мороза не боится?

Хоть снега лежат везде,

У нее птенцы в гнезде. (Клёст.)

Кто присел на толстый сук

И стучит: тук-тук, тук-тук? (Дятел.)

А что делают в ноябре люди? Осенние работы закончились. Опустели поля и сады. Собраны в закрома овощи, фрукты, грибы, ягоды, орехи. В старину в деревнях в ноябре готовили дома к зиме, утепляли, ремонтировали. Коров, овец, коз и лошадей размещали в зимних стойлах. Собирались люди на посиделки — пели русские песни, пили чай из самоваров, а женщины пряли, ткали, шили, вышивали. Долгими вечерами при свете лучины бабушки рассказывали внукам сказки.

Вопросы и задания

1. Какие птицы прилетают в ноябре? Чем они питаются?

2. Как отмечают «синичкин день»?

3. Какие занятия бывают у людей в ноябре?

4. Нарисуйте и раскрасьте снегиря и синицу.

Отгадайте загадки.

Конь стальной,

Хвост льняной. (Иголка с ниткой.)

Два конца, два кольца,

Посредине гвоздик. (Ножницы.)

Домик круглый, костяной,

В нем мальчишка озорной. (Орех.)

Послушайте сказку.

Рябина

Росла в лесу стройная красавица рябина. Ствол у нее прямой и гладкий, листья кружевные. Весной на ее ветвях раскрывались пышные, желтовато-белые соцветия. Рои пчел весело гудели возле них, собирая сладкий нектар, который превращался в ароматный рябиновый мед.

А осенью, когда созревали гроздья алых ягод, рябинка созывала гостей на пиршество и потчевала их своими сочными и вкусными плодами.

Из дремучей лесной чащобы приходил к ней в гости лось-великан. Он поднимал большую горбоносую голову, увенчанную рогами, вытягивал шею и доставал ягоды с самой верхушки дерева. Прилетали к щедрой рябине дятлы, снегири и свиристели, прибегали лесные мыши, ежики и бурундуки. Они подбирали ягодки, упавшие на землю, и с аппетитом их поедали.

Однажды погожим осенним днем рябина, как обычно, пригласила на праздник зверей и птиц. Первым пожаловал к ней молодой медведь. Чтобы достать гроздь спелых ягод, он встал на задние лапы, а передними схватил ветку дерева и сильно потянул ее на себя. Рябина жалобно зашелестела ветвями, застонала, стала гнуться, и вдруг крупная ветвь дерева с треском сломалась. Медведь как ни в чем не бывало стал объедать сочные красные кисти, не обращая внимания на стоны деревца.

Услышали животные, что рябина плачет, и поспешили к ней на помощь. Прибежали к рябине белка, бурундук, ежик и мыши, прилетели птицы. А медведь на всякий случай спрятался за кустом орешника.

— Ах, бедная рябинка! Кто же сломал твою ветку? — спросили лесные обитатели у деревца. Но рябина не отвечала, только плакала горькими слезами.

— Не ты ли, Косолапый, сломал добрую рябинку? — спросили они медведя, когда тот вылез из-под орехового куста.

— Нет, не я! Это, наверно, лось сломал ее.

Но лось замотал головой:

— Нет, нет! Я не ломал! Зачем мне ветки ломать, я и так ягоды достану — у меня ноги длинные.

— Сейчас мы узнаем, кто рябиновую ветку сломал! —сказал пестрый дятел. Он подлетел к дереву, стал внимательно осматривать его ствол и ветки и заметил клок медвежьей шерсти.

— Ага! Вот твоя отметина, медведь! — крикнул он.

— Это не моя шерсть! — заревел медведь, а сам лапой прикрыл бок, откуда был вырван клочок шерсти.

— Твоя, твоя, Косолапый! — дружно закричали звери и птицы.

— Друзья, давайте лучше вместе подумаем, как помочь бедной рябинке! — предложил мудрый ежик. — Какие будут предложения?

Ребята, пока не ответили животные, подумайте, как можно помочь рябинке?

— Я знаю, что делать, — пропищала мышка. — Я видела, как лесник сначала аккуратно обрезал сломанную ветку дерева, а потом замазал рану глиной.

— Правильно! — поддержал мышку бурундук. —Я тоже видел.

Но кто сможет ровно отгрызть ветку? — спросила мышка.

— Ну, конечно, бобр. У него очень острые зубы, — ответил ежик.

— Что ж! Тогда мы полетим за бобром, — защебетали свиристели. — Мы знаем, где он живет!

— А ты, Косолапый, отправляйся в овраг за глиной! — приказал медведю умный дятел.

Мишке было очень стыдно, он и сам хотел помочь рябинке. Косолапый быстро побежал и принес глину

Скоро пришел бобр и острыми зубами перекусил сломанную ветку, а белочка, взобравшись на ствол, ловко замазала рану глиной.

— Ну вот и хорошо! — сказал лось. — Теперь наша рябинка не засохнет. Весной вокруг цветов по-прежнему будут собираться пчелы, возле нее расцветут медуницы и хохлатки, а осенью рябина вновь угостит нас своими ягодами.

Ответьте на вопросы

1. Кто прилетал к рябине весной?

2. Кого приглашала в гости рябина осенью?

3. Кто сломал ветку рябины?

4. Как лесные обитатели узнали, что ветку сломал медведь?

5. Как они помогли дереву?

6. Что сделаете вы, если увидите сломанную ветку?

Шорыгина Татьяна Андреевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 66»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«ВРЕМЕНА ГОДА»

Составители:

воспитатели

I квалификационной категории

Пляшева Гульнара Алиевна,

Акатьева Лейсян Ильдусовна

Республика Татарстан

г. Нижнекамск

2015 год

Дидактическая игра «Времена года»

Пояснительная записка

к дидактической игре «Времена года»

Дидактическая игра «Времена года» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Ее можно использовать практически в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в ознакомлении с художественными произведениями. Данная игра прекрасно подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическая игра предназначена для работы с детьми от 3 до 7 лет в образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, формированию целостной картины мира, развитию речи, ознакомлению с художественной литературой, а также в организации режимных моментов. Для каждой возрастной группы имеется свой вариант обыгрывания.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано воспитателям дошкольных учреждений, реализующих в практике работы программу «От рождения до школы» (под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой).

Дидактическая игра многофункциональна. Представляет собой круг с разрезными картинками и циклом заданий для работы с воспитанниками.

Все материалы, используемые для изготовления данного пособия безопасны.

Целью дидактической игры «Времена года» является:

— формирование у детей дошкольного возраста представлений об окружающем мире – о делении года на четыре времени, каждая из которых, в свою очередь, делиться на три месяца;

— выработка умений различать месяца по природным явлениям, приметам, характерным особенностям видов деятельности людей, одежде;

— активизация детского внимания, развитие всех компонентов устной речи, памяти, мышления, эмоций;

— воспитание осознанного и правильного отношения к природе.

Описание игры для детей «Времена года»

Вариант 1. Игра «Когда это бывает?»

Задачи:

  1. Закрепить знания о природных явлениях.
  2. Формировать представления о временах года, о месяцах.
  3. Развитие внимания, зрительного восприятия.

Задание: Пободрать картинки и предметы, соответствующие определенному времени года.

Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.

Помогать друг другу в ходе игры.

Материал: как вариант,

В домашних условиях можно взять круглый диск, или вырезать из картона, либо ватмана, разделить его на четыре части. Каждую из частей разукрасить или обтянуть тканью, которая по цвету отвечает времени года (белый – зима; зеленый – весна, розовый или красный – лето, а желтый или оранжевый – осень). Такой диск будет символизировать «Круглый год». На каждую часть нужно приклеить несколько серий картинок с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети).

Для усвоения материала и более интересного проведения развивающей игры «Времена года», можно использовать стихи и загадки:

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (А. Плещеев)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я … (Осень).

Надо мною, над тобою

Пролетел мешок с водою,

Наскочил на дальний лес,

Прохудился и исчез. (Туча)

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима).

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. (С. Маршак)

Вариант. Разместить несколько несоответствующих картинок в разных секторах и предложить детям разложить правильно.

Вариант. Устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.

Вариант. Сделать два одинаковых задания и дать двум группам детей на скорость его выполнить, со сладким призом для победителей и утешительным призом для проигравших.

Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.

На основном круге дети рассматривают картинки и соотносят их с определенным временем года.

Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.

К основному кругу добавляются части, обозначающие месяца. Дети определяют месяц по разным признакам.

Вариант 2. Игра «12 месяцев»

Задачи:

  1. Учить соотносить каждое время года с определенным цветом.
  2. Способствовать формированию математических представлений: счет от 1 до 4, от 1 до 12; умение разбивать фигуры на несколько частей и составлять целые фигуры из их частей; умение называть последовательность месяцев в году.
  3. Развивать логическое мышление, внимание, память.

Вариант для детей от 3 до 4 лет.

На основной круг выкладываются четыре части. Дети соотносят каждую часть с определенным цветом ко времени года. В процессе игры закрепляется счет от 1 до 4 и последовательность времен года.

Вариант для детей от 4 до 5 лет.

К временам года добавляются месяца в определенной последовательности. В процессе игры формируются представления о том, что год делится на четыре времени года – на три месяца, а также закрепляется счет от 1 до 12.

Вариант 3. Игра «Круглый год»

Задачи:

  1. Учить детей называть времена года.
  2. Развивать связную речь, формировать умение составлять описательный рассказ; умение слышать друг друга.
  3. Активизировать и обогащать словарь.
  4. Развивать воображение, фантазию, мышление.

Вариант игры для детей от 3 до 5 лет.

На основной круг выкладываются части с изображениями месяцев. Дети называют вид деятельности детей и одежду по сезону.

Вариант игры для детей от 5 до 7 лет.

Дети берут карточки с месяцами, на которых написана примета, каждому ребенку нужно составить рассказ по карточке и запомнить примету. Также предложить назвать слова, начинающиеся с первой буквы в названии месяца.

Например: март – «М» — молоко, мыло и т.д.

Можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».

Вариант 4. Физминутка «Времена года».

Задачи:

  1. Учить детей выполнять движения в соответствии с указанной схемой.
  2. Формировать двигательную активность.
  3. Развивать ловкость, внимательность.

Правила

Вариант 5. Игра «Дорисуй картинку»

Задачи:

  1. Учить создавать сюжет по фрагменту картины; учить использовать различные методы изобразительной деятельности
  2. Развивать чувство цвета, фантазию, воображение, мышление.

Материал

Список использованной литературы

Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры от рождения до 6 лет.- М.: Просвещение, 1988.

Дыбина О.Б. Ребенок и окружающий мир: программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.

Соломенникова О.А. Экологическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации – М.: Мозаика – синтез, 2008.

Тесты:

Времена года

Выучи слова

Назови слова

Обведи контур

Раздели на группы

Узнай фигуру

Кому чего не достаёт

Найди и вычеркни

Запомни и расставь точки

Пройди через лабиринт

Психологическая готовность к школе

Уровень развития детей 6 лет

Школьная зрелость ребенка

Тест «Кому чего не достает?”

Эта методика предназначается для психодиагностики мышления детей в возрасте от 3 до 4 лет.

Перед началом выполнения задания, включенного в данную методику, ребенку поясняют, что ему будет показан рисунок, на котором слева изображены дети, каждому из которых чего-то не хватает. То, чего им недостает, изображено отдельно внизу на этом рисунке.

Задание, получаемое ребенком, заключается в том, чтобы как можно быстрее определить, кому и чего не хватает, назвать соответствующих детей и указать те предметы, которых им недостает.
Оценка результатов теста
10 баллов — время выполнения задания оказалось меньше чем 30 сек.
8-9 баллов — время выполнения задания оказалось в пределах от 31 сек до 49 сек.
6-7 баллов — время выполнения задания составило от 50 сек до 69 сек.
4-5 баллов — время выполнения задания заняло от 70 сек до 89 сек.
2-3 балла — время выполнения задания оказалось в пределах от 90 сек до 109 сек.
0-1 балл — время выполнения задания заняло до 110 сек и выше.
Выводы об уровне развития мышления
10 баллов — очень высокий.
8-9 баллов — высокий.
4-7 баллов — средний.
2-3 балла — низкий.
0-1 балл — очень низкий.

Тест на психологическую готовность ребенка к школе

Дайте ребёнку чистый лист бумаги и ручку и попросите на утвердительный ответ ставить цифру 1, а на отрицательный 0, перечислите 10 предложений;

Скоро я пойду в школу и у меня появится много новых знакомых.

Очень интересно, какие я буду изучать предметы.

Наверное буду приглашать на день рожденье большую половину класса.

Хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

Думаю, я буду хорошо учиться.

Мне интересно, какая еда на обед в школе.

Мне бы хотелось, чтобы каникулы были длиннее.

Мне кажется, что в школе лучше, чем в детском саду.

Все мои друзья идут в школу и я этого хочу.

Я бы пошёл в школу даже с 5 лет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *