Многоженство в ветхом завете

Вопрос:

Многоженство в ветхозаветные времена. Господь создал человека (Адам) и помощницу жену (Ева). Кто установил многоженство?

Отвечает иеромонах Иов (Гумеров):

Библейское учение о браке однозначно предполагает моногамию. Сотворив Адама, Господь Бог сказал: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему (Быт.2:18). Брак наших прародителей по замыслу Творца должен был стать правилом построения этого важнейшего жизненного союза для всех последующих поколений: Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт.2:24). Эти слова Спаситель повторил искушавшим Его фарисеям (Мф.19:3-6).

Первым нарушил Божественное установление о браке Ламех: И взял себе Ламех две жены (Быт.4:19). Священный писатель изображает этого ближайшего потомка Каина высокомерным и жестоким: жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне (Быт.4:23). Это было явное злоупотребление, противное Божественной воле. Позже, когда было дано обетование Аврааму (сделаю потомство твое, как песок земной; Быт.13:16), в ветхозаветной истории нередко встречалось многоженство, но это лишь Божие попущение. Так престарелая Сарра, тяжело переживая свое бесплодие, сказала Аврааму: вот, Господь заключил чрево мое, чтобы мне не рождать; войди же к служанке моей: может быть, я буду иметь детей от нее. Аврам послушался слов Сарры (Быт.16:2). Патриарх Иаков родил двенадцать сыновей от двух жен и двух служанок. История эта в подробностях известна. Семь лет Иаков работал на своего дядю Лавана, чтобы получить в жены любимую им Рахиль. Ни о каком многоженстве он не помышлял, а желал исполнить наставление своего отца Исаака: встань, пойди в Месопотамию, в дом Вафуила, отца матери твоей, и возьми себе жену оттуда, из дочерей Лавана, брата матери твоей (Быт.28:2). Но Лаван его обманул и дал ему вместо Рахили Лию, о чем он узнал утром. Что касается служанки Валлы, которая родила Дана и Неффалима, то это было желание Рахили, сильно скорбевшей по причине своего неплодия: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее (Быт.30:3). Также и Зельфа родила Гада и Асира по желанию Лии, когда она перестала рожать (Быт.29:35).

Нельзя обойти молчанием тот факт, что эта борьба за умножение потомства, как в случае Авраама, так и в истории Иакова, приведшая к отступлению от моногамии, была оплачена большой ценой – нарушением мира и нестроениями в семьях. Агарь после рождения Измаила стала презирать госпожу свою (Быт.16:4). Сарра выгнала ее, и та едва не погибла в пустыне с ребенком. Между сестрами Рахилью и Лией вспыхнула зависть, и началось соперничество. После рождения Неффалима Рахиль сказала: борьбою сильною боролась я с сестрою моею и превозмогла (Быт.30:8). В начале 1-й книги Царств (1:1-6) рассказывается о матери великого пророка Самуила Анне. Муж ее Елкана имел еще одну жену – Феннану, которая обижала Анну: та огорчала ее, а эта плакала и не ела (1Цар.1:7)

Из этого видно, что в Библии нет никакого узаконения многоженства, а, напротив, показано, что это ведет к потере мира в отношениях.

Некоторые иудейские цари имели много жен, но Священное Писание это никак не одобряет, потому что это противоречило закону. Пророк Моисей говорит о будущем царе: чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его (Втор.17:17). Господь обличил Соломона: за то, что так у тебя делается, и ты не сохранил завета Моего и уставов Моих, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его рабу твоему (3Цар.11:11). Известно, что среди грехов Соломона, которые называет священный писатель, было многоженство.

Библия говорит о моногамном браке как единственно возможной в нравственном отношении форме брачного союза: Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей (Прит.5:18); Кто нашел жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа (Прит.18:23); Вы скажете: «за что?» За то, что Господь был свидетелем между тобою и женою юности твоей, против которой ты поступил вероломно, между тем как она подруга твоя и законная жена твоя (Мал.2:14). По библейскому учению, именно любовь к своей единственной жене может дать человеку земные радости и скрасить тяжесть жизненных трудов: Наслаждайся жизнью с женою, которую любишь, во все дни суетной жизни твоей, и которую дал тебе Бог под солнцем на все суетные дни твои; потому что это – доля твоя в жизни и в трудах твоих, какими ты трудишься под солнцем (Еккл.9:9).

Пророки использовали образ брачного союза для обозначения отношений между Богом и Его народом. Они мыслили только одну форму – единобрачие: Как юноша сочетается с девою, так сочетаются с тобою сыновья твои; и жених радуется о невесте, так будет радоваться о тебе Бог твой (Ис.62:5). Поскольку речь идет об избрании одного народа и об обетованиях данных Богом по отношению к этому народу, то и муж должен иметь только одну жену – жену юности.

В святом Евангелии учение о браке поднято на особую духовную высоту. Искупительная любовь Иисуса Христа к Церкви составляют образ и живое правило, которому супруги должны следовать. Апостольское назидание супругов о любви и верности выразительно запечатлено указанием на тайну любви Христа к Его Церкви. Поэтому радость последней победы названа в Апокалипсисе браком Агнца: Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. И сказал мне : напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца (Откр.19:7-9).

После возвышенного евангельского учения о браке допущение полигамии означает ниспадение с высоты духовной на уровень бытовой и физиологический. Коран разрешает мужу иметь четырех жен (4:3). Это установление показывает не Божественный, а человеческий источник происхождения ислама. Ясно виден основной мотив –чувственный. Сам Мухаммед имел жен, больше установленного им в Коране числа: «Он оставил после себя девять жен. Общее число женщин, на которых женился Посланник Аллаха, было тринадцать: Хадиджа дочь Хувайлида – она была первой женщиной, на которой женился Пророк… Посланник Аллаха дал за нее двадцать молодых верблюдиц. Она родила Пророку всех его детей, кроме Ибрахима… Пророк женился на Аише, дочери Абу Бакра ас-Сиддика в Мекке, когда ей было семь лет. А стал жить с ней в Медине, когда ей исполнилось девять или десять лет. Аиша была единственной девственницей, на которой женился Пророк…» (Ибн Хишам. Жизнеописания пророка Мухаммада. Глава. Жёны Пророка). Мухаммеду понравилась Зейнаб, жена его приемного сына Зеида. Он развел их и взял ее себе в жены в число девяти.

Иногда удивляешься тому, насколько эластичной может быть человеческая логика, когда пытаются оправдать любое несовершенство. Современные защитники ислама пытаются доказать, что многоженство является лучшей формой семьи, позволяющей решать нравственные, демографические и социальные проблемы. Они говорят, что полигамия необходима, потому что женщин в обществе значительно больше, чем мужчин. Это совершенно неверно. По данным демографической статистики в 2000-2002 годы на 100 мужчин приходилось женщин: в мире в целом – 98,5; в исламских государствах – 97,1; в Саудовской Аравии – 87,4; в Иране 95,5. В Таджикистане согласно национальной переписи населения 2000 года численность населения составила 6,1 млн. человек. Из них женщин – 49,7%, а мужчин – 50,3%.

Ложно утверждение о нравственных преимуществах многоженства. Известно, что определенная мера гармонии в отношениях между двумя супругами достигается путем долгих и нелегких взаимных усилий. Нужно постепенно победить или ослабить недостатки, которые глубоко коренятся в падшей человеческой природе. В семье мужа-многожёнца это недостижимо. Эта семья становится рассадникам таких страстей, как зависть, соперничество, обиды и др. Полигамия является лишь формой узаконенного сожительства, но не браком в том высоком значении, которое определило этому спасительному жизненному союзу Слово Божие: живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное (Еф.5:2).

Депутаты планируют обсудить наказание за многоженство в России. Вопрос возник после скандала вокруг чеченской «свадьбы века» начальника РОВД Чечни и 17-летней выпускницы школы

Фото: PhotoXPress

В Госдуме планируют обсудить вопрос ответственности за многоженство. Как рассказала Business FM член комитета по вопросам семьи, женщин и детей нижней палаты парламента Ольга Алимова, она планирует поднять этот вопрос на заседании комитета. В то же время депутат опровергла появившиеся в СМИ сообщения о том, что она, якобы, предлагает ввести уголовную ответственность за многоженство.

Ольга Алимовачлен комитета Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей»Тут скорее нравственные принципы. Законов-то у нас много, насколько они действуют, насколько они применяются в зависимости от статуса этого человека, все это как практика применения законодательства весьма рознится от субъектов РФ, потому что, если это в республиках, там зачастую это считается нормальным явлением, но, допустим, на всей другой территории это может быть проблематично».

Парламентарии озаботились вопросом ответственности за многоженство после так называемой «свадьбы века» в Чечне — так ее называли СМИ и правозащитники.

В Грозном в минувшую субботу был зарегистрирован брак между полковником полиции Чечни Нажудом Гучиговым и 17-летней Луизой Гойлабиевой. История вызвала нешуточный общественный резонанс из-за, якобы, нежелания невесты выходить замуж. В ситуацию даже вмешался глава республики Чечня Рамзан Кадыров, который подтвердил, что брак был заключен добровольно.

На фоне этой истории СМИ вспомнили и про многоженство, которое, по некоторым данным, имеет место на востоке страны. Юристы, в свою очередь, заговорили о правовой коллизии: с одной стороны, многоженство запрещено законом, но с другой, наказания за него нет.

Сергей Жоринадвокат»Запрещать многоженство нет смысла, потому что оно уже запрещено. Внести ответственность за это, безусловно, нужно, но вряд ли она кого-то остановит, особенно административная. Проблема заключается в том, что нет единой базы регистрации актов гражданского состояния. То есть можно в одном регионе зарегистрировать брак, потом потерять паспорт, получить новый без штампа и зарегистрировать брак в другом загсе. Правда, сейчас такая база формируется. То, что необходимо предусматривать ответственность, это очевидно, потому что если законом предусмотрен какой-то запрет, а ответственности за это нет, то этот запрет нецелесообразен».

О «неравной» чеченской свадьбе писала «Новая газета». В результате несовершеннолетняя невеста подала на журналистку издания Елену Милашину, которая сообщила о свадьбе, заявление в прокуратуру. Как сообщает телеканал «Грозный» ее подозревают «в незаконном проникновении в жилище, совершенное против воли проживающих в нем лиц».

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *