Молитва о благословении

Какую роль играла молитва в жизни первых христиан? Как называются пять основных форм молитвы?
Первые христиане молились интенсивно. Древняя Церковь вдохновлялась сошедшим на учеников Иисуса Святым Духом, благодаря Которому она получила такое распространение: «И они постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлеба и в молитвах» (Деян 2, 42).

Пять основных форм молитвы:

— благословение и поклонение,
— просительная молитва,
— ходатайственная молитва,
— благодарственная молитва
— хвалебная молитва.

* * *

«Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу» (Еф 5, 19).

* * *
См. также ККЦ 2626–2643

Что такое молитва благословения?
Молитва благословения – это молитва о нисхождении на нас благословения Божия. Любое благословение исходит только от Бога. Его благость, Его близость, Его милосердие – всё это благословение. «Господь да благословит тебя», – вот самая краткая молитва благословения.

Каждый христианин должен испрашивать для себя и для других людей Божье благословение. Родители могут осенить крестным знамением лоб своего ребёнка. Люди, любящие друг друга, могут взаимно благословлять друг друга. Кроме этого священник в силу своего служения может благословлять во имя Христа и от имени Церкви. Его молитва о благословении становится особенно действенной благодаря его пресвитерскому рукоположению и молитвенной силе всей Церкви.

* * *

«Да благословит тебя Господь и сохранит тебя! да призрит на тебя Господь светлым лицом Своим и помилует тебя! да обратит Господь лицо Своё на тебя и даст тебе мир!» (Числ 6, 24–26).

* * *
См. также ККЦ 2626–2627

Почему мы должны поклоняться Богу?
Каждый человек, который понимает, что он есть творение Божье, смиренно признает Всемогущего и будет Ему поклоняться. Однако христианское поклонение видит не только величие, всемогущество и святость Бога. Оно преклоняет колени также перед Божественной любовью, ставшей Человеком в Иисусе Христе. Тот, кто действительно поклоняется Богу, преклоняет перед Ним колени или простирается ниц. В этом находит своё выражение истина отношений между человеком и Богом: Он – велик, а мы – малы. Одновременно человек никогда не бывает более велик, чем когда он добровольно и искренне склоняет колени пред Богом. Неверующий, который ищет Бога и только начинает молиться, может найти Бога на этом пути.

* * *
См. также ККЦ 2626–2627

О чём мы должны просить Бога?
Бог, Который видит нас насквозь, знает, что нам нужно. И всё же Бог хочет, чтобы мы просили, чтобы в трудные моменты нашей жизни мы обращались к Нему, кричали, умоляли, жаловались, взывали и даже спорили с Ним в молитве.

Конечно, Бог не нуждается в наших просьбах, чтобы помочь нам. Мы должны просить для нашего же блага. Тот, кто не просит и не хочет просить, замыкается в самом себе. И только человек, который просит, открывается Творцу всего доброго и обращается к Нему. Кто просит, тот возвращается домой к Богу. Так просительная молитва помогает человеку установить отношения с Богом, уважающим нашу свободу.

* * *
См. также ККЦ 2629–2933

Что выражают христиане положением своего тела во время молитвы?
Христиане на языке своего тела предают свою жизнь Богу. Они падают перед Ним ниц. Они складывают руки в молитве или простирают их (поза Оранты). Они преклоняют колени или стоят на коленях перед Всевышним. Они слушают Евангелие стоя. Они медитируют сидя.

Стоя пред Богом, мы выражаем благоговение (люди встают, когда входит кто-то более важный), а также бдительность и готовность (мы готовы немедленно отправиться в путь). А если при этом руки распростёрты в стороны для восхваления Господа (поза Оранты), молящийся повторяет изначальный жест хвалебной молитвы.

Сидя пред Богом, христианин вслушивается в себя, он сохраняет слово в своём сердце (Лк 2, 51) и созерцает его.

Стоя на коленях перед Богом, человек умаляет себя пред величием Бога. Он осознаёт свою зависимость от Божьей благодати.

Падая ниц, человек поклоняется Богу.

Складывая руки, человек избавляется от рассеянности и соединяется с Богом. Сложенные руки также являются изначальным жестом прошения.

* * *

Почему мы должны просить Бога за других людей?
Как Авраам ходатайствовал за жителей Содома, как Иисус молился за Своих учеников, как древняя община уважала принцип «не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп 2, 4), так христиане молятся всегда за всех – за людей, которые дороги их сердцу; за людей, которые далеки от них и даже за своих врагов.

Учась молиться, человек всё глубже чувствует, что он входит в духовную семью, и сила молитвы становится более действенной. Заботясь о людях, которых я люблю, я нахожусь посреди человеческой семьи, могу ощущать силу молитвы других и просить для них Божьей помощи.

* * *

«Должны быть люди, которые молятся и за тех, кто не молится никогда» (Виктор Гюго, великий французский писатель).

***
См. также ККЦ 2634–2636, 2647

Почему мы должны благодарить Бога?
Всё, чем мы являемся и что мы имеем, исходит от Бога. Павел говорит: «Что ты имеешь, чего бы не получил?» (1 Кор 4, 7). Чувство благодарности Богу, Подателю всех благ, делает счастливым.

Самая великая благодарственная молитва – это Евхаристия (в переводе с греческого – благодарение) Иисуса, в которой Он берёт хлеб и вино, чтобы в них принести Богу всё преображённое творение. Когда христиане совершают благодарение, они присоединяются к великой благодарственной молитве Иисуса. Ведь и мы преображены и искуплены Иисусом, так что из глубин своего сердца мы можем быть благодарными и говорить об этом Богу самыми разнообразными способами.

* * *

«За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес 5,18).

* * *
См. также ККЦ 2637–2638, 2648

Что означает хвалить Бога?
Богу не нужны аплодисменты. Но мы сами нуждаемся в том, чтобы спонтанно выражать нашу радость в Боге и ликование наших сердец. Мы хвалим Бога, потому что Он существует и потому что Он благ. Тем самым мы уже сейчас присоединяемся к вечной хвале ангелов и святых на небе.

* * *

«Восхваляя Тебя, мы не прибавляем Тебе величия, но сами возрастаем ко спасению…» (Римская Месса, IV общая префация).

«Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу…» (Еф 5, 19).

* * *
См. также ККЦ 2639–2642

Президент Джозеф Филдинг Смит учил, что мы должны сделать дух молитвы «частью нашего естества»1. Он показывал пример следования этому принципу всей своей жизнью и тем, как он молился: один, вместе с близкими и на общих собраниях.

После смерти своей первой жены, Луи, он записал в дневник это исполненное нежности обращение к Богу, помогающее нам представить себе, какими были его личные молитвы: «O, мой Отец Небесный, молю, помоги мне жить так, чтобы быть достойным встретиться с ней в вечной славе, чтобы вновь соединиться с нею и больше никогда не разлучаться, проходя бесчисленные веки вечные. Помоги мне быть смиренным, чтобы я мог довериться Тебе. Дай мне мудрости и знания о делах небесных, чтобы у меня была сила сопротивляться всему злому и оставаться непоколебимым в Твоей истине. O Господи, помоги мне, даруй мне жизнь вечную в Твоем Царстве! Направляй мои шаги в праведности, дай мне Дух Свой в Его полноте. Помоги мне вырастить моих драгоценных малюток, чтобы они всю жизнь оставались чистыми и незапятнанными, а когда наш путь будет пройден, молим Тебя, возьми нас в Свое Целестиальное царство. Во имя нашего Искупителя, да будет так. Аминь»2.

Сын Президента Смита Джозеф-младший рассказал об одной запомнившейся ему молитве, произнесенной Президентом Смитом, когда они вдвоем направлялись домой в Солт-Лейк-Сити после поездки по восточной Юте. Они «попали в ужасный шторм и выбрали не тот поворот» и в конечном итоге оказались в местечке под названием Индейский Каньон. «Ливень все усиливался; на дороге было столько грязи и было так скользко, что продолжать путь стало не просто опасно, а невозможно. Глубокую расщелину, идущую вдоль однополосной грязной дороги, накрыло густым туманом, и юный Джозеф-младший вместе с доктором Дэвидом И. Смитом, еще одним пассажиром, попытались оттолкнуть автомобиль подальше и поставить его на твердую поверхность, опасаясь, что он соскользнет в глубокий каньон. Колеса начали буксовать в грязи, и в итоге автомобиль застрял… Джозеф вспомина слова своего отца: ‘Мы сделали все, что могли. Теперь призовем на помощь Господа’. Он склонил голову в молитве, прося Господа уготовить путь, чтобы он мог исправить допущенную ошибку, выбраться из опасного каньона и возвратиться домой. Он сказал Господу, что у него есть важные дела, требующие его внимания завтра, и что ему непременно нужно вернуться в Солт-Лейк-Сити. Чудесным образом буря стихла, начал дуть ветер, и вскоре дорога высохла настолько, что в конце концов им удалось выбраться на шоссе. Не успели они достичь низины, как шторм разыгрался снова, на несколько часов остановив дорожное движение в том районе. Когда спустя долгие часы этой незапланированной поездки они достигли каньона Прово и направились в сторону Солт-Лейк-Сити, на шоссе их остановил патруль и спросил, откуда они едут. Услышав, что они прибыли через Индейский Каньон, полицейский сказал: ‘Это невозможно! Нам сообщили, что в том районе смыло все мосты’. На следующий день из заголовков газеты они с удивлением узнали, что в том месте, откуда им удалось спастись, застряли 200 автомобилей»3.

В течение 62-летнего служения в качестве Апостола Президент Смит включал во многие из своих проповедей публичные молитвы, в которых он просил благословений небесных для членов Церкви и людей всего мира. Например, на первой Генеральной конференции, где он выступил в качестве Президента Церкви, он произнес такую мольбу: «Я молюсь, чтобы Бог, наш Небесный Отец, распахнул небесные отверстия и излил на Своих детей, живущих по всей Земле, великие и вечные благословения, которые улучшат их физическое и духовное существование»4.

Молитвы Президента Смита отражают глубину его свидетельства и любви к Небесному Отцу и Спасителю. Президент Бойд К. Пэкер, призванный служить в Кворуме Двенадцати Апостолов, когда Джозеф Филдинг Смит был Президентом Церкви, сказал: «Слушая, как Президент Джозеф Филдинг Смит молится, мы получали особый опыт. Даже когда ему было за девяносто, он молился о том, чтобы ‘соблюдать свои заветы и обязательства и устоять до конца’»5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *