Молитва преображение

Главная Детская страничка О Преображении Господнем Об иконе

19 августа Православная Церковь светло празднует Преображение Господне.

Что же за событие изображено на иконе этого двунадесятого праздника? Господь взял трех Своих учеников, Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на гору Фавор, и преобразился перед ними. «Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», «блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить». Вот какие слова подбирают Евангелисты, чтобы приоткрыть нам тайну Преображения Нашего Спасителя.

И икона тоже рассказывает нам об этих событиях, только – на своем языке. Давайте попробуем его понять!

В центре – Господь. От Него исходит дивный свет. Сияют Его одежды. Они ослепительно белые и покрыты золотым блеском, – это лучи Его Божественной славы. Действительно, таким апостолы Его никогда не видели. Христос предстал перед Своими учениками Истинным БОГОМ – Сыном Божиим.

Но кроме этого, икона сообщает нам очень важную вещь. Она говорит о том, что Христос при этом ни на одно мгновение не перестал быть и ЧЕЛОВЕКОМ! То есть Господь есть и Бог, и Человек. Что же на иконе говорит об этом? Посмотрите: фигура Господа заключена в сияющую шестиконечную звезду. На самом деле это два треугольника. Вот эти-то треугольники и говорят о том, что в Господе Иисусе Христе – два естества: Божественное и человеческое. А то, что эти треугольники изображены соединенными один с другим, говорит о необыкновенной, непостижимой тайне, – тайне СОЕДИНЕНИЯ Божественного и человеческого в Спасителе.

Вокруг Христа – круг голубого сияния. Голубой цвет на иконе означает Небесное Царство. То есть, Господь не только предстал перед учениками как Бог, но еще и показал им Свое Царство.

Рядом со Христом жители этого Царства – великие пророки Илия и Моисей. Пророк Илия не испытал земной смерти – он был взят на Небо живым! А пророк Моисей получил от Господа Божественный Закон – десять заповедей. Он же написал Пятикнижие, то есть первые пять книг Ветхого Завета, – вот он держит эту книгу в руке.

Обратите внимание на то, каким образом икона показывает нам, что Моисей и Илия – действительно жители Царства Божьего. Каждый из них прикасается к этому сияющему голубому кругу. Илия – рукой, а Моисей – книгой. Вот так икона и говорит нам об их причастности к Царству Небесному.

Святые пророки со вниманием и благоговением склонились ко Христу. Они беседуют со Христом о предстоящих Ему Крестных страданиях, о той Жертве, которую Он желал принести для спасения всех людей.

Теперь посмотрим, что же происходит с учениками Христа? Они явно потрясены тем, что им открылось. Преображение Христа, свершившееся у них на глазах, Его сияющий вид поразил их. Евангелие сообщает нам, что апостолы «были в страхе», «очень испугались». И икона тоже очень красноречиво передает их состояние. Петр упал на колени, заслоняет глаза рукой от нестерпимо сияющего света. Иоанн и Иаков упали навзничь, руками они закрывают свои лица, пытаются заслониться от пронизывающего их Божественного света.

Из апостолов только Петр изображен на иконе лицом ко Христу. Это не случайно! Восхищённый всем увиденным, именно он воскликнул: «Господи! Хорошо нам здесь быть».

Но Господь знает, что еще не пришло время, остаться им в этом Царстве, что впереди Его ждут страдания и смерть. Именно для того Христос и преобразился перед учениками, чтобы в тот день, когда ученики увидят Его распинаемым, они поняли, что Он добровольно, по Своей воле пошел на эти страдания.

Вот так икона раскрывает перед нами смысл Великого праздника Преображения Господня!

СЕМЕЙНЫЙ ДЕТСКИЙ ПРОЕКТ
ДСОТ «Радость моя» 2006-2009

В среду, 19 августа, православные христиане отмечают Преображение Господне. В народе праздник известен как Яблочный Спас.

В этот день Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит торжественную литургию в храме Христа Спасителя. Служба начнется в 10:00.

Также впервые праздник отметят в Главном храме ВС России в парке «Патриот». Там на Соборной площади откроется яблочная ярмарка, отмечает ТАСС.

Преображение Господне является одним из двунадесятых праздников, связанных с жизнью Иисуса Христа. Согласно Библии, апостолы Петр, Иаков и Иоанн по пути в Галилею вместе с Иисусом Христом поднялись на гору помолиться. Там же они впервые увидели преображенного Христа, представшего перед ними в божественном облике.

Преображение Господне отмечается в разгар Успенского поста. В этот период верующие не употребляют мясо, молоко и рыбу.

В церквях в праздник проводят освящение фруктов нового урожая. На Руси в это время освещали яблоки и другие сезонные фрукты.

28 июля патриарх Кирилл в ходе проповеди призвал не отказываться от православия и следовать историческому выбору князя Владимира, крестившего Русь в 988 году.

Ч. 7: Преображение. Первая половина XVI в. Из церкви Спаса на Нередице : . — Электронные графические данные (11 файлов : 30,1 МБ). — Великий Новгород, 23 мая 2012 года. —
Режим доступа: интернет-портал Президентской библиотеки имени Б. Н. Ельцина.
Заглавие из сопроводительного документа.
Дата съемки: 23.05.2012.
В седьмую часть альбома включены: обложка-заставка, 10 фотографий иконы «Преображение». На фотографиях изображены общий вид и фрагменты иконы.
Икона, представленная в альбоме — храмовый образ из церкви Спаса Преображения на Нередице, написанный в первой половине XVI века. Своим происхождением, возможно, связан с Макарьевской иконописной мастерской, существовавшей при Софийском соборе, при Новгородском Владыке Макарии. Христос изображен на Фаворской горе в сопровождении трёх ближайших учеников: Петра, Иакова, Иоанна. В центре иконы изображена сцена Преображения на вершине Фаворской горы. В этот момент ученикам была явлена божественная природа Христа — Иисус явился перед ними в белых одеждах в сиянии божественной славы. По сторонам от Христа изображены беседующие с ним пророки Илья и Моисей. В левом углу иконы изображен ангел на облаке, для беседы с Христом подносящий пророка Илью. В правом — ангел, поднимающий из гробницы пророка Моисея, также подводящий его к Христу. По центру в левой и правой частях иконы представлен Христос, восходящий на Фаворскую гору в сопровождении трёх апостолов, и Христос, спускающийся с горы и наказывающий своим ученикам не рассказывать об увиденном чуде. — Использованы материалы фильма «Русская икона в собрании Новгородского музея-заповедника» (реж. Дьяконова Т. И., Президентская библиотека им. Б. Н. Ельцина, 2012) .

ПРЕОБРАЖЕНИЕ
​Бога и Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа
В третий год Своего служения Иисус Христос более часто говорил своим ученикам о Своих предстоящих страданиях, но всегда упоминал о Своей славе после страданий на Кресте, чтобы Его приближающиеся страдания не могли сломить Его учеников, чтобы они не отошли от Него.
Он, Премудрый, решил показать им до Своих страданий Свою божественную славу. Для этого Он вместе с Петром, Иаковом и Иоанном взошёл на гору Фавор ночью и преобразился перед ними. «…и просияло лицо Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет», и рядом с Ним появились великие пророки Ветхого Завета – Илия и Моисей. Увидев это ученики поразились, и Пётр сказал: «Господи! Хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии». И пока он говорил, Моисей и Илия исчезли, и яркое облако покрыло Господа и учеников, и голос из облака произнёс: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте». Ученики, услышав голос, упали на землю как мёртвые, и оставались лежать в страхе пока Господь не подошёл к ним и не сказал: «…встаньте и не бойтесь» (Мат.17).
Почему Спаситель взял с Собой на гору Фавор только троих учеников, а не всех?
Потому, что Иуда был недостоин увидеть Божию славу Господа, которого он предаст, а Господь не хотел оставлять его одного у подножия горы, чтобы предатель не мог таким образом совершить предательство раньше времени.
Почему Преображение произошло на горе, а не в долине?
Чтобы научить нас двум добродетелям: любви к труду и размышлению о Боге. Подняться на гору требует труда; высота предоставляет высоту наших мыслей – размышлений о Боге.
Почему Господь преобразился в ночное время?
Потому, что ночь более благоприятна для молитвы и созерцания, чем день. Ночь покрывает всю земную красоту мраком и открывает звёздную красоту небес.
Зачем появились Илья и Моисей?
Чтобы разрушить заблуждение евреев о том, что Христос только лишь один из пророков: Илья, Иеремия или один из других. Здесь Он явил Себя как Царь над пророками, а Илья и Моисей явились как Его слуги.
До Своего Преображения Спаситель много раз показывал Своим ученикам Свою божественную силу, но на Фаворе Он показал Свою божественную природу. Это зрение его божественности и слышание небесного свидетельства о Нём, как о Сыне Божием, должно было поддержать учеников во дни страданий Господа, чтобы укрепить их в стойкости веры в Него и в Его конечную победу.
УСПЕНИЕ Пресвятой Богородицы
Господь, давший нам на горе Синай десять заповедей, в пятой из них говорит: «Возлюби отца своего и матерь свою». На Своём примере Спаситель показал нам, как должно уважать родителей.
Вися в агонии на Кресте, Он помнит о Своей матери; и, призвав апостола Иоанна, говорит ей: «Женщина, вот сын твой!», а Иоанну: «Это мать твоя!». И с этим чувством заботы о Своей матери, Он умер на Кресте. У Иоанна был дом на Сионе в Иерусалиме, где он и поселил Матерь Божию до окончания её земного пути.
Она была огромной помощью для апостолов её Сына, молясь за них, помогая добрым советом, примером терпения и кротости. Практически Богородица провела остаток жизни в Иерусалиме, но часто посещала места, которые напоминали ей о великих делах и событиях, связанных с делами её Сына. Особенно часто она посещала Голгофу, Вифлеем и гору Елеон. Её более дальние известные путешествия: она навещала Св.Игнатия Богоносца; Св.Лазаря-Четверодневного, епископа Кипрского; Святую Гору (Афон), которую она благословила; пребывала с Иоанном в Эфесе во время гонений на христиан в Иерусалиме.
В старости Матерь Божия часто молилась на Елеонской горе, на месте Вознесения Господа, прося Его взять её из этого мира. И один день Архангел Гавриил принёс ей известие о кончине через три дня и вручил пальмовую ветвь, чтобы нести её во время погребения.
Богородица вернулась домой в великой радости и с надеждой в сердце увидеть ещё раз Христовых апостолов в этой жизни. Господь исполнил её желание: все апостолы чудесным образом собрались в доме Иоанна в Сионе. Это была великая радость, что она увидела святых апостолов и поддержала их советом, а потом мирно и безболезненно отдала свою душу в руки Божии.
Апостолы взяли гроб с её телом, от которого исходил аромат, и в сопровождении многих христиан отнесли его в Гефсиманский сад, к могиле Иоакима и Анны. По Божьему провидению, они были скрыты облаком от нечестивых евреев. Один еврейский священник прикоснулся к гробу с намерением его перевернуть, но в этот момент явился Ангел Божий и отсек ему обе руки. Вскричав от боли, он стал просить апостолов о помощи – и был исцелён, исповедуя веру в Господа Иисуса Христа.
Апостолу Фоме, который опоздал на погребение, по Божьему провидению, было дано явить новую и славную тайну о Матери Божией. Он прибыл на третий день и горел желанием обнять тело самой святой и чистой. Но когда апостолы открыли гроб, апостол Фома увидел только саван – тела в гробе не было. В этот вечер Богородица явилась апостолам в сопровождении сонма ангелов и сказала им: «Радуйтесь; я буду с вами всегда!»
Точно не известно, до какого возраста дожила Матерь Божия, но по преобладающему убеждению – достигла 60-ти лет.
(Перевод из «Охридского Пролога», том 3)

Радостное, с яблочными ароматами, августовское торжество в народе любили. Храмы, освященные в честь Преображения, давали названия деревням, улицам, площадям и даже одной станции московского метро. Был у нас и знаменитый Лейб-гвардии Преображенский полк, где служили преображенцы — элита гвардии.

А еще праздник подарил фамилию знаменитому профессору из «Собачьего сердца». Булгаков наделил своего героя такой фамилией неслучайно, и мы обязательно разберемся с замыслом классика, но сначала про само слово и суть отмечаемого события.

«Изменение, метаморфоза, превращение, трансформация, перерождение» — все это синонимы преображения, но при всей кажущейся близости слов преображение — нечто совсем иное. Чтобы понять, в чем разница, обратимся к Евангелию. К тому, как описывает событие Преображения первоисточник, попутно отметив, что сейчас слово пишется уже с заглавной буквы — объяснение позже. Итак, рассказ евангелиста Луки, дело происходит во время земной жизни Иисуса, незадолго до Его последней Пасхи, когда Иисус ходит со Своими учениками по Палестине и проповедует Благую весть.

Однажды Иисус, взяв с Собою трех учеников — Петра, Иоанна и Иакова, «взошел на гору помолиться. И во время молитвы лицо Его вдруг изменилось, а одежда стала сверкающей белизны. И два человека беседовали с Ним, это были Моисей и Илья, явившиеся в сиянии небесной славы. И говорили они об исходе, который предстояло Ему совершить в Иерусалиме». Что значит «говорили об исходе»? О чем же они беседовали: Иисус и два ветхозаветных пророка? О грядущих страданиях Христа, Его Крестной смерти, Воскресении из мертвых, об искупительной жертве Сына Божьего, избавляющей человечество от рабства греха и смерти. «Петр и его спутники забылись дремой, — читаем дальше, — а когда очнулись, увидели сияние Его славы и двух мужей, стоящих рядом с Ним. И когда те собирались покинуть Его, Петр сказал Иисусу: «Наставник, как хорошо нам здесь быть! Давай мы устроим здесь три шатра: один для Тебя, один для Моисея и один для Илии!». «Он не знал и сам, чтo говорил», — замечает евангелист Лука: действительно, даже привыкшие к чудесам ученики Христа были не готовы воспринять происходящее, оно было выше их опыта, отсюда такое по-человечески понятное, но тем не менее наивное желание остановить мгновенье, замереть, остаться там, где Божья Благодать, где творится чудо. Петр еще не договорил, «как появилось облако и накрыло их своей тенью. Ученики, оказавшись в облаке, испугались. Но из облака раздался голос, сказавший: «Это есть Сын Мой избранный, Его слушайте!». И когда голос умолк, оказалось, что Иисус один. Ученики сохранили это в тайне и никому в то время не рассказали о том, что видели.

Так произошло Преображение Иисуса Христа — явление таинственное, мистическое. И если мы теперь попробуем дать определение самому слову, оно будет звучать так: «Преображение — это существенное изменение образа (найдем, выделим корень «образ» в слове!), проявление в уже известном нового, еще неведомого нам качества». О действующей силе процесса пока умолчим, но заметим, что с заглавной буквы слово в этом случае пишется потому, что само событие произошло с Богом.

Итак, 19 августа, в день праздника Преображения Господня, Церковь вспоминает, как Христос впервые явил перед тремя учениками Свою Божественную суть: «И просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Заострим внимание на том, что сияние исходило не только от Тела Христа, но и от Его одежд — не только от Бога, но и от материи. Важно еще, что, увидев Преображение Иисуса, ученики Христа получили знак, знамение, о том, что Иисус есть Сын Божий. Иконы и картины, посвященные Преображению, передают именно этот момент: Иисус в ореоле сияния, которое называют «фаворским светом», так как полагают, что Преображение произошло на горе Фавор. Слева и справа от Христа пророки Илия и Моисей, в нижней части — апостолы.

Историки считают, что само событие Преображения Господня, описанное в Евангелии, происходило не в августе, а в феврале или марте по нашему календарю. Но Церковь в Армении и в Каппадокии (сейчас территория Турции) учредила праздновать Преображение именно в августе из соображений воспитательного, педагогического характера: августовское торжество в честь Преображения Господа и Бога нашего Иисуса Христа должно было сменить существующее празднество, посвященное богине любви и плодородия. И праздник прижился. В Греции он вытеснил языческие гулянья в честь Вакха, тоже совпадающие с созреванием урожая -винограда. В России, заимствовавшей праздник из Греции, виноград заменили на более привычные яблоки. Отсюда народное название праздника в честь Спасителя — Яблочный спас. Так Евангельское событие Преображения Иисуса оказалось совмещенным с благодарственным молебном, который читался в честь дарования Богом нам «плодов земных». Вроде бы случайное объединение двух событий: Преображения Сына Божьего перед Его учениками, раскрывающее им, Кто Он есть и благодарение Господа за урожай. Но какой глубокий смысл таится в такой объединенности!

Иван Шмелев — «Лето Господне». «Праздник Преображения Господня. Золотое и голубое утро, в холодочке. В церкви — не протолкаться. Я стою в загородке свечного ящика. Отец позвякивает серебрецом и медью, дает и дает свечки. Они текут и текут из ящиков изломившейся белой лентой, постукивают тонко-сухо, прыгают по плечам, над головами, идут к иконам — передаются — к «Празднику!». Проплывают над головами узелочки — все яблоки, просвирки, яблоки. В спертом горячем воздухе пахнет нынче особенным — свежими яблоками. Они везде. Необыкновенно, весело — будто гости и церковь — совсем не церковь. И все, кажется мне, только и думают об яблоках. И Господь здесь со всеми, и Он тоже думает об яблоках: Ему-то и принесли их — посмотри, Господи, какие! А Он посмотрит и скажет всем: «Ну и хорошо, и ешьте на здоровье, детки!» И будут есть уже совсем другие, не покупные, а церковные яблоки, святые. Это и есть — Преображение».

Чистота детского восприятия помогает нам уловить сердцевину явления Преображения. То есть Преображение — это не просто праздник в память о некогда случившемся в истории событии, это нечто, что может произойти и происходит не только с каждым из нас, но и со всем материальным миром, и с яблоками в том числе. Потому что вся материя призвана быть обоженной.

Поэтому преображение не есть просто изменение. «В Преображении Своем Спаситель открыл план Божий о материи. Божественное назначение материи: быть обиталищем Царства Божия. Сущностный признак Царства Божьего таков: материя лучится Божественным светом, причем не только материя, составляющая Тело Богочеловека Христа, но и та, которая окружает Его тело — одеяния. Преображением Господь показал, что и тело создано для того, чтобы быть обиталищем и проводником вечного и несотворенного света Божия. Господь этим показал, что человеческое тело для того и создано, чтобы в нем жил Бог, и светил и лучился из него» (преп. Иустин Сербский).

«Мы приносим в церковь плоды земли, которые были кислые и зеленые, — пишет епископ Мефодий (Кульман), — но под влиянием лучей солнца изменились, созрели. Так и душа человека, поднимаясь на гору, где сияет Солнце Правды, начинает под влиянием благодатных лучей духовно расти, изменяться, преображаться, созревать для жизни будущего века. Это не слова, а действительность, которую видят видящие. Для нас подъем на гору Фавор — это наше хождение вслед за Христом и очищение от греха».

Эти цитаты могут показаться абстракцией, но если мы вспомним, как лучатся любовью и светом глаза святых — на иконах, на фотографиях, если вспомним выражение «он весь светится от радости», мы поймем, что Преображение Господне — это открытие тайны природы Сына Божьего, тайны, к которой можем стать причастны и мы. И тайны замысла Божьего о материи.

А что там с булгаковским профессором? Почему Михаил Афанасьевич сделал его именно Преображенским? Во-первых, это так называемая семинаристская фамилия, подобные давались будущему духовенству еще в семинариях или уже в духовных академиях, и здесь указание на происхождение профессора. А во-вторых, из всего множества церковных фамилий, из всех этих Покровских, Богословских, Благовещенских — все не перечислишь, их действительно очень много! — Булгаков отчего-то выбрал своему герою фамилию, связанную именно с явлением преображения. Почему?

Судите сами. Умница, светило медицины затеял вроде бы вполне уже и достижимое — преображение собаки в человека. Финал известен. Вывод один: преображение без Творца, без Божьей Благодати невозможно и бессмысленно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *