Молитва при нападении врагов

Тропарь, глас 4-й

Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом хулящим Тя и претящим нам, Христе Боже наш: погуби Крестом Твоим борющия нас, да уразумеют, како может православных вера, молитвами Богородицы, Едине Человеколюбче.
Кондак, глас 8-й

Возбранный Воеводо и Господи, ада Победителю! Яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.
Псалом Давида, 34

Суди, Господи, обидящые мя, побори борющыя мя. Приими оружие и щит, и востани в помощь мою. Изсуни мечь, и заключи сопротив гонящих мя. Рцы души моей: спасение твое есмь Аз. Да постыдятся и посрамятся ищущии душу мою, да возвратятся вспять и постыдятся мыслящии ми злая. Да будут яко прах пред лицем ветра, и Ангел Господень оскорбляя их. Да будет путь их тма и ползок, и Ангел Господень погоняяй их: яко туне скрыша ми пагубу сети своея, всуе поносиша души моей. Да приидет ему сеть, юже не весть, и ловитва, юже скры, да обымет и, и в сеть да впадет в ню. Душа же моя возрадуется о, Господе, возвеселится о спасении Его. Вся кости моя рекут: Господи, Господи, кто подобен Тебе? Избавляяй нища из руки крепльших его, и нища, и убога от расхищающих его. Воставше на мя свидетеле неправеднии, яже не ведех, вопрошаху мя. Воздаша ми лукавая возблагая, и безчадие души моей. Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится. Яко ближнему, яко брату нашему, тако угождах, яко плача и сетуя, тако смиряхся. И на мя возвеселишася и собрашася: собрашася на мя раны, и не познах, разделишася, и не умилишася. Искусиша мя, подражниша мя подражнением, гюскрежеташа на мя зубы своими. Господи, когда узриши? Устрой душу мою от злодейства их, от лев единородную мою. Исповемся Тебе в церкви мнозе, в людях тяжцех восхвалю Тя. Да не возрадуются о мне враждующии ми неправедно, ненавидящии мя туне и помизающии очима. Яко мне убо мирная глаголаху и на гнев лести помышляху. Разшириша на мя уста своя, реша: благоже, благоже, видеша очи наши. Видел еси, Господи, да не премолчиши. Господи, не отступи от мене. Востани, Господи, и вонми суду моему, Боже мой и Господи мой, на пря мою. Суди ми, Господи, по правде Твоей, Господи Боже мой, и да не возрадуются о мне. Да не рекут в сердцах своих: благоже, благоже, души нашей, ниже да рекут: пожрохом его. Да постыдятся и посрамятся вкупе радующиися злом моим, да облекутся в студ и срам велеречующии на мя. Да возрадуются и возвеселятся хотящии правды моея, и да рекут выну: да возвеличится Господь, хотящии мира рабу Его. И язык мой поучится правде Твоей, весь день хвале Твоей.
Псалом Давида, 90

Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится, речет Господеви: заступник мой еси и прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна: плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится: обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не прииидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его и прославлю его: долготою дний исполню его и явлю ему спасение Мое.

Оригинальный текст и слова песни Пророческое служение и молитва нападения:

Ещё одно мощное пророческое служение Анселма Мадубуки на конференции в Новосибирске. Ещё одна запись, ради которой стоит взять на работе отгул и провести время один на один с Богом, молясь вместе с пастором Анселмом и залом. Уникальное служение, которое станет находкой для всех, кто проходит через отчаянные обстоятельства, сражаясь из последних сил. Пророческие провозглашения Анселма Мадубуки поднимают опустившиеся руки, обетования Слова Божьего по особенному проникают вглубь духа, и к концу служения, после сильнейшей молитвы, начинаешь ощущать себя воином, способным догонять вора и отбирать у него украденное! «Бог хочет натренировать тебя так, чтобы ты сам убил рак. Ты сам можешь убить СПИД — и тебе не понадобится, чтобы кто-то возлагал на тебя руки. Вот какой должна быть церковь — каждый по отдельности должен быть воином! В течение следующих десяти минут я хочу, чтобы вы молились так, как будто от этого зависит ваша жизнь! И когда вы будете молиться, так много сверхъестественных вещей произойдёт в духе!»

Перевод на русский или английский язык текста песни — Пророческое служение и молитва нападения исполнителя Анселм Мадубуко:

10. Отвердение , , .

Литература:

1. Историческая грамматика русского языка.

2. , . Древнерусский язык.

3. Черепанова языка. Практикум. – Академия, 2007.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

Тема: Подготовка к контрольной работе

ПОВТОРЕНИЕ:

а) фонетические процессы, связанные с действием законов открытого слога и слогового сингармонизма;

б) фонетические изменения, вызванные утратой редуцированных гласных.

В целях подготовки к контрольной работе рекомендуется выпол­нить следующие упражнения:

1. Объяснить происхождение вторичных согласных в словах: шлем, почивать, вождение, купля, ненавистный, князь.

2. Доказать, что данные слова являются однокоренными: приведут — привести — привел; запятая — запинаться; невежа — невеста; хождение — шел.

3. Объясните фонетические изменения, в словах после утраты редуцированных гласных:

пришел, свадьба, здесь, солнце, с шумом.

4. Объясните, почему отсутствует переход е > о в словах: аптека, крест, отец, душевный, репка, крепкий.

Литература:

. Историческая грамматика русского языка. (Весь раздел фонетики).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ №9

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1

Выполнить следующие задания:

1) Объяснить происхождение вторичных звуков в тексте.

2) Доказать, что данные ниже слова восходят к одному корню.

3) Указать и объяснить фонетические изменения после утраты редуцированных гласных.

4) Объяснить отсутствие перехода в в приведенных словах.

Образец выполнения работы:

1. Объяснить происхождение вторичных звуков.

Известие — ведать, д // с — чередование в результате диссимиляции *dt → ст в общеславянский период

Хождение — ходить, д // жд — чередование, вызванное u ; *dj → жд в южнославянской группе языков

Запятая — запинка, ‘а // ин, *in → # → ‘а по закону открытого слога перед согласными.

2. Доказать, что слова восходят к одному корню:

Ворот – оборот — вращать — поворачивать, в этих словах чередуются -оро — // -ра-, восточнославянское полногласие и старославянское неполногласие, т // ч // щ — под влиянием j т→ щ в старославянском языке в // 0 — произошло упрощение группы согласных по закону открытого слога в общеславянский период *obvortos → оборот.

3. Объяснить фонетические изменения после утраты редуцированных гласных:

Сердце — сьрдьце — , в этом слове после утраты слабого редуцированного образовалась труднопроизносимая группа согласных, что привело к ее упрощению

4. Объяснить отсутствие перехода в :

Зеркало — не перешло в перед , который стоит перед

заднеязычным согласным

Газета — нет перехода в в заимствованных словах

Смоленский — нет перехода в перед суффиксом -ск — (-ьск-).

МОДУЛЬ № 3

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

Тема: История имени существительного

1. Основные грамматические категории существительного в древнерусском языке. Система склонения существительных в древнерусском языке в сравнении с современной.

2. Типы склонения. Принципы распределения по типам.

3. История склонения с основой на *ā:

а) какие имена существительные относились к этому типу?

б) сопоставить твердую и мягкую разновидность, в чем их различия?

в) особенности склонения существительных с основой на заднеязычные согласные;

г) изменения в склонении на *ā;

д) история склонения существительных на ия.

4. Упражнение: Определить падеж выделенных слов и указать, какие формы этих падежей являются древнерусскими и какие новыми. Указать причину появления этих новых форм.

1) Въ ползущихъ по земли. 2) Велите къ земли каятися человьку. 3) На небеси и на земли. 4) Ни небомь, ни землеи. 5) По всей земли. 6) О русская земле. 7) Судомирской земль…господарь. 8) рече имъ добри гостие придоша, и рьша деревляне придохомъ княгине. 9) И тымъ поделятся сынове мои и княгини моя. 10) Цьлуите крестъ на княгини моеи. 11) Цьломудръ душою.12) Погубите душь своеь.. 13) А на души был Мельнь Тефедовъ. 14) Поминокъ по своеи душе. 15) Уже пустыни силу прикрыла. 16) Въ пустынь.

5. История склонения на *ŏ:

а) какие имена существительные относились к нему?

б) в чем сходство и различия и мягкой разновидности?

в) изменения в склонении.

6. Склонение с основой на *ŭ. Когда началось взаимодействие типов на *ō и *ū? Каковы результаты этого взаимодействия?

7. Объясните историю падежных окончаний: письмо учительнице Клавдии Михайловне, кусок сахару, на берегу моря.

8. История 4 типа склонения:

а) какие существительные относились к данному типу склонения;

б) отличия в окончаниях слов мужского рода от женского;

в) изменения в падежных окончаниях;

г) судьба существительных мужского рода

9. История 5 типа склонения:

а) группы существительных, относившихся к данному типу (их формальные признаки, остатки старой основы);

б) перераспределение существительных 5 склонения по продуктивным типам;

в) особое склонение существительных на –мя; причина сохранения ими частично старых окончаний.

Упражнения:

2. Указанные ниже существительные распределите в таком порядке:

а) не изменившие типа склонения;

б) полностью изменившие тип склонения;

в) частично сохранившие черты старого склонения;

3. Определите, применительно к каким типам склонения образованы формы выделенного слова. Укажите, как оно склонялось в древнерусском языке.

Кашу заварит, нянчится с дитятей (П.)

Я помню, ты дитей с ним часто танцевала. (Г.)

Литература:

1. , . Древнерусский язык. Минск, 1988

2. Колесов русского языка. М., Академия, 2005

3. . Историческая грамматика русского языка. М., 1990

4. Практикум по исторической грамматике русского языка. Бийск, 2007

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 11

Тема: История форм множественного числа имен существительных. История двойственного числа

Вопросы:

1. Основной процесс в развитии форм множественного числа.

2. Унифицированные формы Д., Т., П., падежей (причина их появления, влияние 1 склонения)

3. Разнообразие форм И. п., чем оно вызвано?

4. Вариантность окончаний в Р. п.

Написать эти слова по-древнерусски в Им. п. мн. ч.

6. Утрата двойственного числа, его остатки в современном русском языке.

7. Из данных словосочетаний записать те, которые употреблены с исконными окончаниями двойственного числа: Края ленты, оба села, обе руки, расправить плечи, оба глаза, два шага.

8. Развитие категории одушевленности/неодушевленности.

9. Морфологический разбор существительных в отрывке № 2 «Слова о полку Игореве»

10. Исторический комментарий к словоформам (индивидуальные задания).

11. Комментарий к орфограммам школьного учебника.

12. Повторить общеславянские фонетические процессы, связанные с законом открытого слога.

Литература:

1. , . Древнерусский язык. Минск, 1988

2. Колесов русского языка. М., Академия, 2005

3. . Историческая грамматика русского языка. М., 1990

4. Практикум по исторической грамматике русского языка. Бийск, 2007

5. Черепанова языка. Практикум. – Академия, 2007.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 12

Тема: История местоимений

Цель: Уяснить изменения в системе склонения и в разрядах местоимений.

1. Система склонения личных местоимений и возвратных. Изменения в склонении.

Упражнение: 1) Объяснить изменения в формах родительного (винительного) падежа. Древнерусские: мене, тебе, себе; современные меня, тебя, себя, в каких говорах русского языка до сих пор сохраняются формы мене, тебе, себе вместо литературных форм тебя, меняэ себя? 2) В древнерусском языке были двоякие формы дательного (предложного) падежа: тобе. собе и тебе, себе. Какова причина сохранения форм с Е, а не с О в литературном языке? В каких говорах русского языка сохраняются формы тобе, собе

2. История указательных местоимений И, Я, Е:.

Упражнения: I. 1) Объяснить изменения предлога и местоимения в сочетаниях. Общеславянские: кън ему, сън имь, вън емь; древнерусские: къ нему, съ нимь, въ немь. 2) Объяснить, почему современные местоимения 3-го лица в сочетании с предлогами имеют в начале звук

Р. п.: его, их, ее; от него: от них, от неё

Д. п.: ему, им, ей; к нему, к ним, к ней

Т. п.: им, ими, ею; с ним, с ними, с нею

П. п.: в нем, о них, при ней, на нем

II. Указать. супплетивные нормы в склонении местоимений:

Ед. ч. Мн. ч. Ед. ч. Мн. ч.

И. п. я, язъ мы онъ, она они

Р. п. мене нас его, еh ихъ

Д. п. мънh намъ ему, еи имъ

3. Особенности в склонении местоимений ТЬ, ТА, ТО, их история.

4. Морфологический разбор местоимений в тексте «Слово о полку Игореве».

5. Объяснить историю форм:

Ей письмо от матери, в том лесу, у них много друзей.

6. К каждому правилу школьной грамматики по теме «Местоимение» необходимо дать исторический комментарий.

Обратите внимание! Подготовиться к контрольной работе по теме «История существи­тельных».

Контрольные вопросы:

1. Что понимается под термином супплетивизм. Приведите примеры супплетивных форм местоимений.

2. Чем объясняют историки русского языка изменение окончания – е на – я в Р. п., ед ч личных и возвратного местоимения?

3. В каких падежах у личных и возвратных местоимений были энклитические формы? Что в современном русском языке напоминает о существовании в прошлом этих форм?

4. Какие следы форм доисторического склонения указательного местоимения И. Е, Я прослеживаются в склонении прилагательных?

5. Когда появляется в русском языке местоимение ЭТОТ и каково его происхождение?

Литература:

1. , . Древнерусский язык. Минск, 1988

2. Колесов русского языка. М., Академия, 2005

3. . Историческая грамматика русского языка. М., 1990

4. Практикум по исторической грамматике русского языка. Бийск, 2007

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 13

Тема: История прилагательных

1. Краткие имена прилагательные.

а) их склонение, функции в предложении;

б) судьба кратких прилагательных, причины утраты словоизменения.

2. Образование и склонение полных прилагательных, изменения в их формах. Отличия в парадигмах древнерусского и старославянского языков.

3. Просклонять:

Новь путь, новый путь, добрая жена.

4. В данных неизменяемых словах определите падеж, число, род, вариант склонения кратких имен прилагательных, входящих в их состав:

Допоздна, задолго, дочиста, издалека, наверно, налегке, вкратце, подолгу, попросту, сослепа, сызмалу.

5. Прочесть и перевести «Духовную грамоту Ивана Калиты» (Хрестоматия Обнорского, ч.1, стр. 89). Сделать полный морфологический разбор прилагательных.

6. Объясните с исторической точки зрения различия в флексиях Т. п. ед. ч. у существительных, употребленных в качестве фамилий и названий городов:

Пушкиным — Пушкином, Дзержинским — Дзержинском.

7. Определите, какие из приведенных форм прилагательных соответствуют нормам литературного языка и какие являются разговорными:

У бабушкиного дома — у бабушкина дома; к бабушкиному дому — к бабушкину дому.

8. Подготовить исторический комментарий к сочетаниям:

С синя моря глаз не сводит; свято место не бывает пусто.

Литература:

1. , . Древнерусский язык. Минск, 1988

2. Колесов русского языка. М., Академия, 2005

3. . Историческая грамматика русского языка. М., 1990

4. Практикум по исторической грамматике русского языка. Бийск, 2007

5. . История русского языка. М., Академия, 2007

Внимание: Повторить склонение местоимения ТЪ.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14

Тема: Имя прилагательное. Сравнительная степень

1. Установить, от каких существительных и с помощью каких суффиксов образованы прилагательные:

Сын Володимирь, Ольгово гнездо, Игоревъ походъ, клятва отча, люди архимандричьи, шуба лисья.

2. Образование сравнительной степени, склонение кратких форм.

3. Полные формы сравнительной степени, их дельнейшая судьба.

4. От данных прилагательных образовать именную (краткую) форму и местоименную (полную) форму сравнительной степени в И. п. всех родов:

высокъ, добръ, тихъ.

5. Расклассифицировать данные ниже прилагательные по следующим признакам:

а) разряд (качественные, относительные, притяжательные)

б) степени сравнения (положительная, сравнительная, превосходная)

в) полные — краткие.

Указать, какие несоответствия имеются в современных формах по сравнению с древнерусскими:

6. Сделать полный морфологический разбор существительных, местоимений, прилагательных в тексте «Слово о полку Игореве», отрывок № 2 (сб. упражнений ).

7. Дать исторический комментарий на морфологическом уровне к формам Злейший враг, милее мне домашний круг

8. Дать исторический комментарий на фонетическом уровне по схеме:

а) написать слово по древнерусски (XI век);

б) объяснить, результаты каких фонетических процессов отразились в данном слове, представить хронологическую последовательность этих процессов;

в) написать предполагаемую праславянскую форму слова:

Дороже, кратчайший.

Литература:

1. , . Древнерусский язык. Минск, 1988

2. Колесов русского языка. М., Академия, 2005

3. . Историческая грамматика русского языка. М., 1990

4. Практикум по исторической грамматике русского языка. Бийск, 2007

5. . История русского языка. М., Академия, 2007

Контрольные вопросы:

1. Сколько было способов образования форм сравнительной степени? Укажите их применение в сравнительных формах.

2. Какими факторами определялось употребление разных вариантов суффикса сравнительной степени.

3. Сохранилось ли склонение кратких форм сравнительной степени?

МОДУЛЬ № 4

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ N 15

Тема: Глагол. История настоящего времени

I. Повторение:

1. Дать исторический комментарий на историческом уровне к словам:

гашу, отрицание, вылазка, зависть, когти, разжег.

2. Указать, исконное или новое окончание имеет существительное:

в городах, на дорогах, по всему саду, на посту.

3. Образовать от прилагательного гладъкий краткую форму сравнительной степени (муж. р., жен. р., ср. р.)

II. Глагол.

1. Грамматические категории древнерусского глагола.

2. Классы глаголов.

3. Глаголы тематические и нетематические. Спряжение тематических глаголов настоящем времени. Фонетические изменения в спрягаемых формах настоящего времени.

а) в формах 2 лица, ед. ч., наст, вр.;

б) в формах 3 лица, мн. ч.

4. Остатки древних форм нетематических глаголов в современном русском языке. Образование форм настоящего времени нетематических глаголов в современном русском языке.

5. Сделать полный морфологический разбор текста № 5 «Слово о полку Игореве» стр. 137 сб.

Литература:

1. , . Древнерусский язык. Минск, 1988

2. Колесов русского языка. М., Академия, 2005

3. . Историческая грамматика русского языка. М., 1990

4. Практикум по исторической грамматике русского языка. Бийск, 2007

5. . История русского языка. М., Академия, 2007

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16

Тема: История прошедшего времени

1. Система форм прошедшего времени. Чем вызвано множество форм?

2. Аорист, его значение, образование и спряжение. Остатки аориста в современном русском языке.

3. Ответить на вопросы:

1) От какой основы образуется аорист?

2) От чего зависит, что от одних глаголов аорист образуется при помощи соединительного — О — , а от других глаголов без помощи этого соединительного гласного? (нести — несохъ, вести — ведохъ, но ходити -ходихъ, читати — читахъ).

3) У каких глаголов формы 2-го и 3-го лица единственного числа аориста равны основе инфинитива и у каких глаголов они равны основе инфинитива + флексия — е-? (ходити — ходи, читати — чита, но нести – несе, речи — рече).

4. История Имперфекта.

а) образование имперфекта, отличия от старославянского языка;

б) значение имперфекта, употребляется ли он в разговорном языке 10-11 веков? Имеются ли остатки имперфекта в современном русском языке?

5. Перфект.

а) образование и спряжение, изменения в причастии;

б) значение перфекта, его судьба.

6. Плюсквамперфект, его образование, остатки в современном русском языке.

7. По каким разделам темы «Глагол» в школьном учебнике можно дать исторический комментарий?

8. Морфологический разбор глагольных форм прошедшего времени в отрывке «Слово о полку Игореве».

9. Повторение темы «Падение редуцированных гласных и его последствия»

а) позиции редуцированных;

б) последствия падения редуцированных в структуре слога;

в) в изменении конца слова;

г) в области гласных;

д) в области согласных.

10. Дать исторический комментарий к словам: увез, свадьба, сжечь.

Литература:

1. , . Древнерусский язык. Минск, 1988

2. Колесов русского языка. М., Академия, 2005

3. . Историческая грамматика русского языка. М., 1990

4. Практикум по исторической грамматике русского языка. Бийск, 2007

5. . История русского языка. М., Академия, 2007

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17

Тема: Глагол. Истории будущего времени. Повелительное и

сослагательное наклонение

I. Формы будущего времени в древнерусском языке: а) простое будущее; б) будущее сложное первое; в) будущее сложное второе, его употребление.

Упражнения: I. Объяснить различие в значении и употреблении в древнерусском языке трех форм будущею времени 1) простое: принесу, принесешь, принесешь. 2) 1-е сложное: начъиу читати, почъну читати, иму читати, хочу читати. 3) 2-е сложное: буду читалъ, будешь читалъ, дудеть читаль. Имеет ли будущее простое свою систему личных флексий?

II.Определить форму будущего времени: 1) Се имуть имати дань на насъ и на инhхъ странахъ. 2) Среброь и златомь не имамь налhсти дружины. 3) Скотомъ емоу заплати, колько далъ будеть на немь. 4) А кто будеть началъ, томоу платити. 5) Аще ли почнеть не оуправляти дани. 6) Того хочу боронити, а не обидтhти. 7) Коли свиния почнеть на бhлку лаяти, тогда безумный уму научится. 8) А что буду судилъ…, а того вы братья моя не восчинайте.

III. В древнерусском языке для образования будущего 1-го сложного обычно употреблялись глаголы хочу, почъну, иму, начъну. Вспомогательный глагол буду употреблялся редко. Постепенно глагол буду примерно к 18 веку вытеснил в этой форме глаголы хочу, почьну, иму, начъну; в настоящее время в русском языке он является единственным вспомогательным глаголом для образования будущего сложного: буду читать, будешь читать и т. д. Какова причина вытеснения глаголом буду других вспомогательных глаголов?

2 Образование повелительного наклонения, изменения в его формах.

Упражнения: I. 1) От какой основы образуются формы повелительного наклонения?

2) Формы каких лиц и чисел имело повелительное наклонение в древнерусском языке? 3) Какого происхождения флексия –И в формах 2 и 3 лица ед. ч. повелительного наклонения: неси, иди, знаи, рьци? 4) Какого происхождения суффикс — h — в формах множественного и двойственного числа повелительного наклонения: несhте, идhте, рыцhте? 5) В каких глаголах употреблялся суффикс — h — и в каких суффикс — и-: несhте, идhте, рьцhте, но знаите, хвалите, пишите, дhлаите и т. п.? 6) Какой суффикс повелительного наклонения был у нетематических глаголов: дажъ (от глагола дамь), hжь (от глагола hмь). вhжь (от глагола вhмь)?

II. 1) Формы какого лица повелительного наклонения сохранились в современном русском языке? 2) В каких случаях у глаголов исчезала флексия — и, которая в древнерусском языке имелась и всех тематических глаголах? Сравните: Древнерусские: неси, иди, читай, сяди, отъвhти, отърhжи; Современные: неси, иди, читай, сядь, ответь, отрежь.

IV. Определить форму глаголов в данных предложениях: 1) Стани на прежное место, постави правую ногу, изготови подсошек. 2) Поиди княже с нами в дань. 3) Идhтe съ данью домови, а я възвращюся. 4) А ныне идhте въ лодью свою. 5) Аще чьто можеши, помози намъ. 6) Тако и вы живhта.

3. Из текста «Месть Ольги» выбрать 10 глаголов в форме повелительного наклонения, сделать их морфологический разбор.

4. История сослагательного наклонения.

5. Повторить: редуцированные гласные, их утрата, последствия падения редуцированных.

6. В данных словах восстановить редуцированные гласные, определить их позиции, объяснить фонетические изменения, происходящие после падения редуцированных гласных:

Родство, ешь, сох, разгрёб, ловкий, прелестный, везде

Дать к этим словам исторический комментарий на фонетическом уровне

Литература:

1. , . Древнерусский язык. Минск, 1988

2. Колесов русского языка. М., Академия, 2005

3. . Историческая грамматика русского языка. М., 1990

4. Практикум по исторической грамматике русского языка. Бийск, 2007

5. . История русского языка. М., Академия, 2007

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 18.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 2

В соответствии с № варианта текста, предложенного в «Практикуме по исторической грамматике русского языка» выполнить по данному тексту следующие задания:

1. Морфологический разбор всех частей речи (по 1 слову каждой части речи: существительное, местоимение, прилагательное, глагол, причастие)

2. Задания по фонетике:

а) объяснить происхождение вторичных согласных;

б) выбрать слова с восточнославянскими и старославянскими чертами, подчеркнув соответствующий признак.

ВАРИАНТЫ К КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЕ

Вариант 1

Придоша печенhзи на Роускоу землю первое а Святослав бяше Переяславци и затворися Волга (Ольга) въ гpaxдh со оуноуки своими ярополкомъ и ольгом (Олегом) и Володимеромъ въ градh Киевh и остоупиша (Печенhзи) градъ в силh велицh бещислено множьство около града и не бh льзh изъ града вылhсти ни вhсти послати изнемогахоу же людье гладомгь и водою.

Вариант 2

Рече же отьць къ рабомъ своимъ нанесhте одежоу прьвоую… дадите прьстень на роуку его. А быхъ не слала к немоу слезъ на море рано. ОУ ярополка же жена грекини бh и бяше была черницею. Тояи не будеть межю нами мира елико камень начнеть плавати.

Вариант 3

И живяше олегь миръ имhа ко всhмь странамь княжа в Киевh и приспh осень и помяну олегь конь свои и бh же поставилъ кормити и не вседати на нь бh бо вьспрашалъ и кудесникъ от чего ми есть смерть и рече ему кудесникъ одинъ княже конь его же любиши и здиши на немь от того ти оумрети олегъ же приимъ въ оумh си рhче николиже всяду на нь ни вижю его.

Вариант 4

И пришедшу ему Кыеву и пребывъшю • Ä • лhтъ на пятое лето помяну конь от негоже бяхуть рекли волсви оумрети и призва стареишину конюхомъ рече кде есть конь мъи его же бh поставилъ кормити и блюсти его он же рече оумерль есть олегь же посмhася и оукори кудесника река то ти неправо глаголють волъсви но вся ложь есть

Вариант 5

И повелh (Олег) оседлати конь а то вижю кости его и прииде на мhсто идhже бhша лежаще кости его голы и лобъ голь и съсhде с коня и посмhяся рече оть сего ли лба смьрть было взяти мнh и вступи ногою на лобъ и выникнувши змиа зо лба оуклюну в ногу и с того разболhся и умре.

Вариант 6

Бh бо привелъ ю (гречанку) отьць его святославъ и вда ю за ярополка Половци идоша на пльсковъ прогонить всhволода. Вы же рьцте не едемъ на конhхъ ни пеши идемь но понесhте ны въ лодье. Не имамь оуже цар-ствовати въ странахъ сихъ. Аше ли быста вhдала то не быста пришла на место се.

Вариант 7

Новгородьци же… идоша прогонить его. Се ты шелъ еси с нама на поганыя иже погоубили соуть землю роусьскоую. Коли свиния начнеть на белку лаяти тогда безумныи оумоу научится. Аще быхъ извhдалъ где Данила и Василка ехалкъ быхь на ня. Не пожьнете класа не оуже сьзрhвъша.

Вариант 8

И помяноу олегь конь свои. Поити же хочемъ биться за своего князя. В то же время бяше пришелъ славята ис Кыева к Володимеру Игорь же възрhвъ на небо и видh сълньце стояще яко мhсяць. Аще бы тогда свою волю створилъ.. ся быхомь оуладили. Аше ли не вhроуете да оузрите своима очима.

Вариант 9

Хвалю бога и прославьляю милость его иже мя грhшнаго и хоудаго селико лhтъ сблюлъ от тhхь часть смьртныхъ и не лhнива мя быль створилъ хоудаго на вся дhла человhчьская потребна. Да сю грамотицю прочитаючи потьснhтеся на вся дhла добрая славяще бога с святыми его смьрти бо ся дhти не боячи.

Вариант 10

Тои же весне ожени ся князь Мьстиславъ Новhгородh и поя оу якоуна дъчерь оу Мирославиця и потомь позваша и ростовыци къ собе и иде Ростовоу съ дроужиною своею а сынъ оставивъ Новhгородh и лриде Ростовоу и въ то врhмя оумьрлъ бяше Михалко и поиде съ росговьци и съ соуждальци къ Володимирю и постави Всhволодь противоу его пълкъ и биша ся и паде обоих множьство.

Вариант 11

Въ се время поидоша половци на роусьскоую землю слышавши яко оумерлъ есть Всеволодь. Вода бh больши третьяго лhта. Не помыслихъ на добротоу чужю. Много лhть имаши царствовати на Казани. Аште (если) не быхъ пришьлгь и глаголаль имъ гphxa не быша имhли.

Вариант 12

В се же лhто рекоша дроужина игореви отроци свhньлъжи изодhли ся соуть ороужиемь и порты а мы нази поиди княже с нами в дань да и ты добоудеши и мы послуша ихъ игорь иде в дерева в дань и примышляше кь первои дани и насиляше имь и моужи его возьмавъ дань поиде въ градъ свои идоуще же емоу въспять размысливъ рече дроужинh своеи идhте съ данью домови а я возвращю ся похожю.

Вариант 13

Рече Святославъ къ матери своеи и къ бояромъ своимъ не любо ми есть въ кыевh быти хочю жити въ переяславци на Доунаи яхо то есть середа земли моеи яко ту вся благая сходятся …рече емоу Вольга (Ольга) видиши мя болноу соущоу камо (куда) хощеши оть меня ити бh бо разболhлася оуже рече же емоу погребъ мя иди якоже хочеши.

Вариант 14

Се азъ мьстиславъ володимирь сынь дьржа роусьскоу землю въ свое княжение повелhлъ есмь сыноу своему всеволодоу отдати боуицh святомоу георгиеви съ данию и съ продажами и вено вотское даже которыи князь по моемъ княжении почьнеть хотьти отяти оу святого Георгия а богь боуди за тhмь и святая богородица и ть святыи георгии оу него то отимаеть и ты игоумене исаие и вы братие… молите бога за мя и за моh дhти.

Вариант 15

И повhдаша ользh яко деревляне придоша и возва е ольга к coбh и рече имь добри гостье придоша и phшa деревляне придохомъ княгине и рече имь ольга да глаголhте что ради придосте сhмо phшa же деревляне посла ны дерьвьска земля рькуще сице мужа твоего оубихомъ бяше бо мужь твои аки волкъ восхищая и грабя а наши князи добри суть иже распасли суть деревьску землю.

Вариант 16

И въ се время пришьла бяше вhсть оть передъславы къ ярославоу о отьни съмьрти и присла ярославъ кь глhбу река не ходи брате отьць ти оумьрлъ а братъ ти оубиенъ оть святопълка и си оуслышавъ блаженыи възъпи плачьмь горькыимь и печалию сьрдьчьною. А самого святослава яща (схватили) на пути… и стрhжахоут его.

Вариант 17

Бhаше же нhкотърыи моужь хромь и кhмь и оуята бh емоу нога по колhно и съдhлавъ деревяноу по бhде хажааше на неи и пребывааше оу цьркъве святою съ инhми оубогыими приемля требования оть крьстиянъ еже кто колиждо подавааше емоу овъ ризоу инь же что хотяше… и творяаше праздьньство святоуоумоу николh по вся лhтa въ единъ же от дьнии… идоша тамо оубозии же и онъ хромыи … и въшьдь въ домъ тъ…

Вариант 18

Онъ же бьвъ вь оужасh паде ниць и начаста глаголати о исцелhнии его и по томь прекрьстита оуста его имъша же ногоу его вредьноую и акы масълъмь помазающа протягоста колhно его и то все недоужьныи акы въ cиh видяаше бh бо паль ниць въ домоу томь людие же его видяще тако падъша обращахоуть имь сhмо о вамо онь же лежааше яко и мрътвъ… А хто сю грамоту иметь рушити судить ему богъ в семь вhцh и в будущемъ

Вариант 19

Не оть врага нъ оть своего брата пагоубоу въсприялъ еси… Аще ли кая обида ведhте мя къ князю вашемоу… Тъгда володимирь повелh метати людьмь коунами же и скорою и паволокы и оузьрhвъше людие тамо обратишася aj дроузии то оставивъше кь святыима ракама течахоу да быша достоини были прикосноути ся и вси елико бяше множьство людии…

Вариант 20

Святославъ сынъ Ярославль оумысли съзьдати цьркъвь камяноу святыма и съзьдавъ еh възвыше престави ся вьсеволодъ же преимь всю власть роусьскы землh и съврши ю вьсю и яко бысть съврьшена и абие на тоу нощь (ночь) върюти ся (обрушилась) еи врьхъ и съкроуши ся вься по томь же вьсеволодъ престави ся съ миръмь поживъ добрh и оуправивъ пороученое емоу оть господа…

Вариант 21

Володимиръ же иже и мономахъ наречении сынъ всеволожь въ та времена яко же рекохомь предьжааше оубо переяславьскоую оболость и сь оубо любъвь многоу имhаше къ святыима и много приношение творяше има таче (так) сице (как) оумысли сътворити да окоуеть сребръмь и золотъмь святhи рацh… и пришедъше съ радостию оузьрhвъше поклоняхоу ся хвалоу въздаша богоу и святыима моученикома…

Вариант 22

Написахъ же евангелие се рабоу божию нареченоу сущоу въ крьщении иосиф и мирьскы остромиръ близокоу сущоу изяславоу кънязоу… прhдрьжашоу обh власти и отьца своего ярослава и брата своего володимира самъ же изяславъ кънязь правляаше столъ отьца своего ярослава кыев. А брата своего столь поручи правити близокоу своемоу остроми-роу новhгородh

Вариант 23

Съдравьствоуите же мънога лhть съдрьжаще пороучение свое… иже горазнhe сего напише то не мози зазьрhти мьнh грhшьниекоу… молю же вьсhхъ почитающихъ не мозhте кляти нъ исправлыше почитаите. Повелhлъ есмь сыну своемоу. Оже быхъ преже всихъ грамоть видhль ни игумена бых не послалъ извhдывать, ни грамоты быхь сранскому владыцh далъ

Вариант 24

Кто ся изоостанеть въ манастыри то вы тhмь дължьни есте молити за ны бога и при животh и въ съмьрти… се я всеволодь даль есмь блюдо серебрьно въ •π• гривенъ серебра святомоу же георгивеи велhлъ есмь бити въне на обhдh коли игоумен обhдаеть даже кто зпъртить или тоу дань и се блюдо соудить емоу богъ въ дьнь пришьствия своего и ть святыи Георгии.

Вариант 25

Се уже хочем померети оть глада, а от князя помочи нhту А кто будеть мнh, брату твоему старhишему, другь, то и тобh другь. Аще мя бысте знали знали бы бысте и отца. В се же лhто ведро бяше, яко изгараше земля и мнози борове възгарахуся сами и болота. И повhдаша Ользh яко деревляне придоша.

Вариант 26

Онъ же… въсhдъ на конь поhха и пришедъ на влгоу на поле потьче ся подъ нимь конь въ ровh… и въ се время пришьла бяаше вhсть… о отьни съмьрти и присла ярослав кь глhбу река не ходи брате… аще еси оуполоучилъ дрьзновение оу господа моли о моемь оунынии да быхъ азъ съподоблен тоу же страсть въсприяти и съ тобою жити неже въ свhтh сем прельстьнhмьоуже не имамъ васъ видhти…

Вариант 27

Не вънемлють словесъ его начать глаголати… призъри съ небнсе святого твоего на насъ оубогыхъ… да придетъ на ны милость твоя. Володимиръ … сын всеволожь въ та времена предрьжаше переяславьскоую оболость … а дроузии то оставивъше къ святыима ракама течахоу да быша достоини были прикосноути ся и вси елико бяше множьство людии

3. СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ

3.1 ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

МОДУЛЬ № 1

1. Предмет история языка это…

1) Развитие фонетической, морфологической и синтаксической систем русского языка

2) Грамматика современного русского языка

3) Диалекты русского языка

2. Основные источники изучения истории языка

1) Памятники письменности

2) Диалекты русского языка

3) Устная речь

3. Каким методом пользуются ученые при изучении истории языков?

1) Сравнительно-историческим

2) Описательным

4. В каком веке произошел распад общеславянского языка на группы?

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Тропарь, глас 4-й

Скоро предвари, прежде даже не поработимся врагом, хулящим Тя и претящим нам, Христе Боже наш: погуби Крестом Твоим борющия нас, да уразумеют, како может православных вера, молитвами Богородицы, едине Человеколюбче.

Кондак, глас 8-й

Возбранный Воеводо и Господи, ада Победителю! Яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой: но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе Сыне Божий, помилуй мя.

Молитва

Господи, Всемогущий Боже, Царь всех царствующих и Господь всех господствующих, сказавший, что и волос с головы не упадет у нас без воли Твоей, прекращающий брани до края земли, сокрушающий лук, преломляющий копье, сожигающий огнем колесницы! Будь помощию нашею, защитою и крепостию, каменною горою и оградою от врагов. Не оставь наследия Твоего, называющегося святым именем Христовым. Да возвеличится слава Твоя в вышних и во всем мире, да будет на земле мир и благоволение. Не попусти разорять и опустошать церкви и училища, земли и народы, где обитает слава Твоя. Даруй всем христианским властям и подданным постоянный мир и согласие. Вооружи нас могуществом Твоим, потому что Тобою можем мы сокрушить полчища. Облеки нас силою Твоею и соделай, чтоб укрепились мы Тобою и могуществом силы Твоей. Аминь.

Псалом 90-й

Живы́й в по́мощи Вы́шняго, в кро́ве Бо́га Небе́снаго водвори́тся. Рече́т Го́сподеви: Засту́пник мой еси́ и Прибе́жище мое́, Бог мой, и упова́ю на Него́. Яко Той изба́вит тя от се́ти ло́вчи и от словесе́ мяте́жна, плещма́ Свои́ма осени́т тя, и под криле́ его́ наде́ешися: ору́жием обы́дет тя и́стина Его́. Не убои́шися от стра́ха нощна́го, от стрелы́ летя́щия во дни, от ве́щи во тьме преходя́щия, от сря́ща и бе́са полу́деннаго. Паде́т от страны́ твоея́ ты́сяща и тьма одесну́ю тебе́, к тебе́ же не прибли́жится, оба́че очи́ма твои́ма смо́триши, и воздая́ние гре́шников у́зриши. Яко Ты, Го́споди, упова́ние мое́, Вы́шняго положи́л еси́ прибе́жище твое́. Не прии́дет к тебе́ зло, и ра́на не прибли́жится телеси́ твоему́, я́ко Ангелом Свои́м запове́сть о тебе́ сохрани́ти тя во всех путе́х твои́х. На рука́х во́змут тя, да не когда́ преткне́ши о ка́мень но́гу твою́, на а́спида и васили́ска насту́пиши и попере́ши льва и зми́я. Яко на Мя упова́, и изба́влю и́: покры́ю и́, я́ко позна и́мя Мое́. Воззове́т ко Мне, и услы́шу его́: с ним есмь в ско́рби, изму́ его́, и просла́влю его́, долгото́ю дней испо́лню его́, и явлю́ ему́ спасе́ние Мое́.

Молитва Кресту Господню

Да воскре́снет Бог, и расточа́тся врази́ Его́, и да бежа́т от лица́ Его́ ненави́дящии Его́. Яко исчеза́ет дым, да исче́знут; я́ко та́ет воск от лица́ огня́, та́ко да поги́бнут бе́си от лица́ лю́бящих Бо́га и зна́менующихся кре́стным зна́мением и в весе́лии глаго́лющих: ра́дуйся, Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день, прогоня́яй бе́сы си́лою на тебе́ пропя́таго Го́спода на́шего Иису́са Христа́, во ад сше́дшаго и попра́вшаго си́лу диа́волю, и дарова́вшаго нам тебе́, Крест Свой Честны́й, на прогна́ние вся́каго супоста́та. О Пречестны́й и Животворя́щий Кре́сте Госпо́день! Помога́й ми со Свято́ю Госпоже́ю Де́вою Богоро́дицею и со все́ми святы́ми во ве́ки. Ами́нь.

Псалмы 26, 50, 90 и Похвала Богородице — защита при нападении врагов
«…и бомбой не разорвет»


«Человеческая жизнь стоит все меньше… Стало страшно жить — опасность со всех сторон. Любой из нас может быть ограблен, унижен, убит. Понимая это, люди пытаются защититься; кто-то заводит собаку, кто-то покупает оружие, кто-то превращает жилище в крепость.
Страх нашего времени не миновал и православных. Как защитить себя и близких? — часто спрашивают верующие люди. Наша главная защита — Сам Господь, без Его Святой воли, как сказано в Писании, и волос с головы нашей не упадет (Лк. 21, 18).
Бог дал нам величайшие святыни для защиты от видимых врагов. Это, в первую очередь, щит христианский — нательный крестик, который нельзя снимать ни при каких обстоятельствах. Во-вторых, святая вода и артос, вкушаемые каждым утром»
(Игумен Пахомий (Брусков).
Еще христиане хранимы молитвой, по которой Бог посылает нам Свою всесильную помощь…
Смотрите: Молитвы, читаемые в опасности http://www.verapravoslavnaya.ru/?molitvy_opasnosti
+ + + + + + +
Молитвы
Архангельское приветствие ко Пресвятой Богородице:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Псалом 26:
Господь просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся? Господь Защититель живота моего, от кого устрашуся? Внегда приближатися на мя злобующым, еже снести плоти моя, оскорбляющии мя и врази мои, тии изнемогоша и падоша. Аще ополчится на мя полк, не убоится сердце мое; аще востанет на мя брань, на Него аз уповаю. Едино просих от Господа, то взыщу: еже жити ми в дому Господни вся дни живота моего, зрети ми красоту Господню и посещати храм святый Его. Яко скры мя в селении Своем в день зол моих, покры мя в тайне селения Своего, на камень вознесе мя. И ныне се, вознесе главу мою на враги моя: обыдох и пожрох в селении Его жертву хваления и воскликновения; пою и воспою Господеви. Услыши, Господи, глас мой, имже воззвах, помилуй мя и услыши мя. Тебе рече сердце мое: Господа взыщу, взыска Тебе лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не отврати лица Твоего от мене и не уклонися гневом от раба Твоего: помощник мой буди, не отрини мене и не остави мене. Боже, Спасителю мой. Яко отец мой и мати моя остависта мя. Господь же восприят мя. Законоположи ми, Господи, в пути Твоем, и настави мя на стезю правую враг моих ради. Не предаждь мене в душы стужающих ми: яко восташа на мя свидетеле неправеднии, и солга неправда себе. Верую видети благая Господня на земли живых. Потерпи Господа, мужайся, и да крепится сердце твое, и потерпи Господа.
Псалом 50:
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя; яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. Тебе Единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих, яко да оправдишися во словесех Твоих, и победиши внегда судити Ти. Се бо, в беззакониях зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя. Се бо, истину возлюбил еси; безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси. Окропиши мя иссопом, и очищуся; омыеши мя, и паче снега убелюся. Слуху моему даси радость и веселие; возрадуются кости смиренныя. Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти. Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей. Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отыми от мене. Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя. Научу беззаконыя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся. Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего; возрадуется язык мой правде Твоей. Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою. Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши. Жертва Богу дух сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския. Тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая; тогда возложат на oлтарь Твой тельцы.
Псалом 90:
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое, Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу eго: с ним есмь в скорби, изму eго и прославлю eго, долготою дний исполню eго и явлю eму спасение Мое.
+ + + + + + +
Пишет Сергей Нилус о том, что сказал ему старец Иоанн Оптинский
Сергей Александрович Нилус с женой Еленой Александровной пришли к Оптинскому Старцу отцу Иоанну (Салову).
«Старец принял со свойственной ему в отношении к нам с женой радостной лаской.
— Берите табуретку, — сказал он, обнимая меня, — садитесь рядом со мною.
— Какие вы псалмы читаете? — предложил он мне вопрос. Я смутился: обычно на коротеньком своем, чисто мирском, не правиле даже, а правильце, я никаких псалмов не читал.
— Знаю, — ответил я, — «Живый в помощи», «Помилуй мя, Боже»…
— А еще какие!
— Да я, батюшка, все псалмы читал и, хоть не наизусть, а все знаю; но правильце мое маленькое…
Старец перебил мое самооправдание:
— Не о том я хочу вас спросить, какое правило ваше, а о том, читаете ли вы еще псалом 26-й — «Господь просвещение мое?
— Нет, батюшка, не читаю.
— Ну, так вот что я вам скажу! Вы как-то раз говорили мне, что на вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! ни одна вас не коснется, никакой дряни не опасайтесь: дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило, послушайтесь: читайте утром и вечером перед вашей молитвой оба эти псалма — 26-й и 90-й, а перед ними великое Архангельское обрадование — «Богородице Дево, радуйся». Будете так делать, ни огонь вас не возьмет, ни вода не потопит…
При этих словах старец встал со своего кресла, обнял меня и с какой-то особой силой, раскатисто-звонко, не сказал даже, а выкрикнул:
— Больше вам скажу: бомбой не разорвет! Я поцеловал обнимавшую меня руку старца. А он опять, прижавшись к самому моему уху, опять громко воскликнул:
— И бомба не разорвет!* А на всякую дрянь вы и внимания не обращайте: что вам дрянь сделать может?… Вот, об этом-то я и хотел побеседовать с вами. Ну, а теперь идите с Господом!
И с этими словами старец отпустил нас с миром.
Я знал того человека, точнее говоря — женщину, на которую намекал старец, называя ее дрянью: к Оптинскому благолепнолиственному древу она прилепилась, как лишай, и долго ложной своей святостью и именем старцев морочила Оптинских богомольцев. Я ее понял, и она мне за то мстила, где могла. Бог с ней!..
«И бомба не разорвет!..» Предсказание о. Иоанна (Салова) в точности исполнилось во время гражданской войны. По воспоминаниям М. В. Смирновой-Орловой, Елена Александровна рассказывала ей, что однажды, когда они с мужем ехали под обстрелом в тарантасе, рядом с ними разорвалась бомба, но их совершенно не задела.»

А вот тут http://lib.eparhia-saratov.ru/books/05d/deputatov/deputatov1/4.html слова старца Иоанна переданы вот так: «Вы как-то раз говорили мне, что на Вас враг пускает стрелы свои. Не бойтесь! Ни одна Вас не коснется; никакой дряни не опасайтесь, дрянь дрянью и останется. Только возьмите мой совет за правило и послушайтесь: читайте утром и вечером перед Вашей молитвой оба эти псалма: 26 и 90, а перед ними великое архангельское обрадование: «Богородице Дево, радуйся…» Будете так делать, ни огонь Вас не возьмет, ни вода не потопит… Бомбой не разорвет»
+ + + + + + +
ГОСПОДУ БОГУ, БОГОРОДИЦЕ, АРХИСТРАТИГУ НЕБЕСНЫХ ВОИНСТВ МИХАИЛУ, СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ ЧУДОТВОРЦУ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ ПОБЕДОНОСЦУ ПОМОЛИМСЯ О СПАСЕНИИ И СОХРАНЕНИИ ВСЕХ ХРИСТИАН И РОССИИ ОТ ВСЯКОГО ЗЛА, И ОТ ВРАГОВ ВИДИМЫХ И НЕВИДИМЫХ!
Предлагаю всем православным христианам в это весьма непростое и судьбоносное для всего мира время сугубо молиться Господу, Богородице, Архангелу Михаилу, святителю Николаю Мир-Ликийскому, великомученику Георгию и всем святым о спасении России и всех стран христианских, о избавлении их от козней вражеских, о вразумлении, примирении и сохранении от всякого зла их властей, народов и воинств.
Для келейного правила начало обычное: «ЦАРЮ НЕБЕСНЫЙ» (от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается трижды тропарь «Христос воскресе из мертвых…», а от Вознесения до Троицы начинать моление сразу с Трисвятого), ТРИСВЯТОЕ по «ОТЧЕ НАШ», Псалом 50-й, Символ веры и конечно — тропарь Кресту «Спаси, Господи, люди Твоя…».
Можно добавить чтение из любого стандартного «Молитвослова» тропарей и кондаков «О умножении любви и искоренении ненависти и всякой злобы», «О ненавидящих и обидящих нас», «Во время бедствия и при нападении врагов», «За неверующих, гонителей и презрителей веры», а также Псалмов 26-го и 90-го (см.выше их текст), и других псалмов, по желанию и силам.
+Спаси, Господи, помилуй и сохрани Россию, и все страны христианские, и всех православных христиан (и всех христиан, страждущих и гонимых за веру во Христа и Евангелие) от всякого зла, и от врагов видимых и невидимых!
+Пресвятая Богородице, Державная Владычица наша, спаси нас, грешных!
+Архистратиже Божий Михаиле со всеми Небесными Силами, молите Бога о спасении нас, грешных!
+Святителю отче Николае, великий чудотворче, моли Бога о спасении нас, грешных!
+Святый великомучениче и победоносче Георгие, моли Бога о спасении нас, грешных!
+Ангелы-хранители наши и все святые, молите Бога о спасении нас, грешных!
+Тропарь в честь чудотворной Державной иконы Пресвятой Богородицы, глас 4-й:
«Ангелов лицы благоговейно Тебе служат, и вся Небесныя Силы немолчными гласы Тя ублажают, Богородице Дево, усердно молим Тя, Владычице: да пребудет Божественная благодать на честней иконе Твоей Державней, и светозарный луч славы чудес Твоих да нисходит от нея на всех, с верою молящихся и вопиющих Богу: аллилуия!»
+Кондак в честь чудотворной Державной иконы Пресвятой Богородицы, глас 8-й (составлен Святителем Тихоном, Патриархом Всероссийским, вскоре после обретения этой святой иконы в селе Коломенском):
«Взбранной Воеводе, Заступнице нашей Державней песни благодарственныя приносим о даровании нам иконы Ея святыя, еюже ограждаеми, ничесоже устрашимся, не от человек бо спасение наше, но Преблагословенныя Владычицы милосердием. Темже днесь радуемся и празднуем светло, яко прииде Державная на стражу земли Своея».
(В этом кондаке священноисповедником Патриархом Тихоном заложен глубокий мистический смысл, что «не от человек бо спасение наше», но только заступничеством Богородицы!)
+Тропарь в честь чудотворной иконы Божией Матери «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»), глас 5-й:
«Умягчи наши злые сердца, Богородице,и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашей разреши, на Твой бо святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твои лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути. Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.»
+Молитва перед чудотворной иконой Божией Матери «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»):
«О, многострадальная Мати Божия, превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных! Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства, разве Тебе, не вемы, но яко дерзновение имущи ко Иже из Тебе Рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреткновенно достигнем Царствия Небеснаго, идеже со всеми святыми будем воспевати в Троице Единому Богу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.»
(Как известно, шесть лет назад, при избрании Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Храме Христа Спасителя замироточила икона Пресвятой Богородицы «Семистрельная», и я думаю, что это знак Божией Матери нам грешным, чтобы мы умягчали свои злые сердца и возлюбили друг друга, по заповеди Господней и молитвенной помощью Пречистой Девы Марии; см. заметку 2009г. «Мироточение на Соборе»: http://www.rulit.net/books/neizvestnyj-patriarh-kirill-read-45527-9.html)

Тропарь Архангела Михаила, глас 4:
«Небесных воинств Архистратиже,/ молим тя присно мы, недостойнии,/ да твоими молитвами оградиши нас/ кровом крил невещественныя твоея славы,/ сохраняя нас припадающих прилежно и вопиющих:/ от бед избави нас,// яко чиноначальник вышних сил.»
Кондак Архангела Михаила, глас 2:
«Архистратиже Божий,/ служителю Божественныя славы,/ Ангелов начальниче и человеков наставниче,/ полезное нам проси и велию милость,// яко безплотных Архистратиг.»
Молитва Архангелу Михаилу:
«О, святый Михаиле Архангеле, светлообразный и грозный Небесного Царя воеводо! Прежде Страшного Суда ослаби ми покаятися от грехов моих, от сети ловящих избави душу мою и приведи ю к сотворшему ю Богу, седящему на Херувимех, и молися о ней прилежно, да твоим ходатайством послет ю в место покойное. О грозный воеводо Небесных Сил, предстателю всех у Престола Владыки Христа, хранителю твердый всем человеком и мудрый оружниче, крепкий воеводо Небеснаго Царя! Помилуй мя грешнаго, требующаго твоего заступления, сохрани мя от всех видимых и невидимых враг, паче же подкрепи от ужаса смертнаго и от смущения диавольского, и сподоби мя непостыдно предстати Создателю нашему в час страшнаго и праведнаго Суда Его. О всесвятый великий Михаиле Архистратиже! Не презри мене, грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем, в веце сем и в будущем, но сподоби мя тамо купно с тобою славити Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.»

+Тропарь святителю Николаю великому угоднику Божиему, глас 4:
«Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина: сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая. Отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.»
+Кондак святителю Николаю великому угоднику Божиему, глас 3:
«В Мирех, святе, священнодействитель показался еси: Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив, положил еси душу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти; сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати.»
(Архангел Михаил и Святитель Николай Чудотворец особенно любимые святые православного русского народа.)
А ТАКЖЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОМОЛИМСЯ СВЯТОМУ ВЕЛИКОМУЧЕНИКУ ГЕОРГИЮ, ПОКРОВИТЕЛЮ ХРИСТОЛЮБИВОГО ВОИНСТВА И МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА, О ЧЕМ СВИДЕТЕЛЬСТВУЕТ И ЕГО ИКОНА, ПОМЕЩЕННАЯ ИЗДРЕВЛЕ НА РУССКОМ ГЕРБЕ (НА ГРУДИ ДВУГЛАВОГО ВИЗАНТИЙСКОГО ОРЛА).

+Тропарь святому Георгию Победоносцу, глас 4-й:
«Подвигом добрым подвизался еси, страстотерпче Христов Георгие, и веры ради обличил еси мучителей нечестие: жертва же благоприятна Богови принеслся еси. Темже и венец приял еси победы, и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.»
+Иной тропарь святому Георгию Победоносцу, глас тот же:
«Яко пленных свободитель, и нищих защититель, немощствующих врач, православных поборниче, победоносче великомучениче Георгие, моли Христа Бога, спастися душам нашим.»
+Кондак святому Георгию Победоносцу, глас 4-й:
«Возделан от Бога, показался еси благочестия делатель честнейший, добродетелей рукояти собрав себе: сеяв бо в слезах, веселием жнеши: страдальчествовав же кровию, Христа приял еси: и молитвами, святе, твоими, всем подаеши прегрешений прощение.»
+Пресвятая Богородица, спаси нас! Окончание обычное: «ДОСТОЙНО ЕСТЬ» (от Пасхи до Вознесения вместо этой молитвы читается припев и ирмос 9-й песни пасхального канона «Ангел вопияше Благодатней… Светися, светися, новый Иерусалиме…») и отпуст. АМИНЬ

Tags: защита Отечества, защита Православия, защита христиан, молитвы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *