Молитва руки

Как надо стоять на молитве? 06.07.2018 13:04

Все христиане знают, что ко Причастию мы подходим скрестив руки на груди. Такое положение издревле означает осознание собственного недостоинства и состояние сокрушенного сердца. Скрещенные на груди руки означают выражение этого состояния. Очень характерный пример приводит древнегреческий историк Плутарх в своей книге «Сравнительные жизнеописания», рассказывая в главе «Лукулл» про армянского царя Тиграна:

«При нем находилось много царей на положении слуг … когда он ехал на коне, они бежали рядом в коротеньких хитонах, а когда сидел и занимался делами – становились по бокам, скрестив руки на груди. Считалось, что эта поза наилучшим образом выражает полное признание своей рабской зависимости: принимавшие ее как бы отдавали в распоряжение господина вместе со своим телом и свою свободу и выражали готовность все снести, стерпеть без возражений».

Прихожане нашего храма также уже знают, что на Шестопсалмии мы стоим тоже со скрещенными руками . Причем при такой позе пальцы рук не должны пребывать в праздности, но должны быть собраны в щепоть как бы для наложения крестного знамения. Аналогично нужны персты складывать при подходе ко Причастию, а также при целовании Евангелия и праздничной иконы на полиелее.

Если подробнее, то на полиелее, например на воскресном всенощном бдении перед целованием Евангелия, необходимо соблюсти следующий ритуал: до целования два поясных поклона с крестным знамением, произнося про себя запев празднику (например, «Слава, Господи, святому Воскресению Твоему»), затем перекрестившись, сложив персты обеих рук, как для крестного знамения, и сами руки сложив крестообразно на груди (пальцы, сложенные как для крестного знамения, должны касаться плеч), причем правая рука должна быть поверх левой, — прикладываются к иконе; после целования – один поясной поклон с крестным знамением.

В каком положении надо держать руки на Шестопсалмии, при подходе ко Причастию, при прикладывании к Евангелию и иконам мы разобрались, но куда девать руки в остальное время на богослужении?

Ответ таков: руки надо держать также скрестив на груди либо на животе. Руки же складываются на груди горизонтально, на уровне локтей, одна на другую, но правая должна быть поверх левой. Такая молитвенная поза означает, как мы писали выше, покорность, а также смирение херувимов, закрывающих пред Господом свой лик крыльями.

Возможны такие варианты скрещивания рук:

— скрестить руки на груди — больше связано с сердцем, сердечностью.

— скрестить руки на поясе — «уменьшенный» вариант, обозначающий, кроме прочего, целомудрие.

А вот некоторые свидетельствуют о том, что держать длительное время во время молитвы руки опущенными вдоль тела («по швам») неудобно, т.к. руки затекают.

Традиция скрещивать руки на молитве идет с востока. На древнем востоке до XX в. руки скрещенные на груди — это жест покорности («слушаю и повинуюсь»). Тема предстояния перед господином со скрещенными руками, очевидно, распространена и на молитву.

Старообрядцы руки скрещивают на груди во время молитвы также в связи с тем, что нечистым считается то, что расположено ниже пояса. У старообрядцев-безпоповцев если на молитве кому случится прикоснуться к чему-либо ниже пояса, необходимо помыть с молитвой руки. С необходимостью соблюдать руки в чистоте неоскверненными на молитве, также связано использование подручников.

В 866 году новообращенный в христианскую веру болгарский князь Борис послал обширный запрос в Рим, папе Николаю, по поводу обоснованности некоторых бытовых и церковных обычаев, вводимых у болгар греческими учителями. В частности, по его словам, «греки заявляют, будто те, кто в церкви стоит не со скрещенными на груди руками, совершают величайший грех… греки запрещают принимать причастие, не подпоясавшись… греки запрещают евнухам резать животных, так что, с их точки зрения, тот, кто поел мяса животных, забитых евнухами, совершил тяжкий грех… греки запрещают входить в церковь в тряпичной повязке…» (http://www.sedmitza.ru/lib/text/434793/) и т. д. Все это папа объявляет несущественным. Для нас, однако, важно зафиксировать существовавший в то время в Византии благочестивый обычай стоять в церкви со скрещенными на груди руками. Он нашел отражение и в некоторых византийских миниатюрах.

Изображения святых со скрещенными на груди руками на византийских иконах и росписях — редкость. Так же и в более поздних письменных источниках о подобной молитвенной позе, кажется, ничего не говорится. Зато достаточное количество свидетельств существования этого обычая обнаруживается в допетровской Руси: по всей видимости, русские (в отличие от болгар?) оказались благодарными учениками.

Одно из самых ранних упоминаний — в «Сказании о Мамаевом побоище» (XV в.), в связи с усердным молением русского князя: «Приспевшу же дни четвертку августа 27, на память святого отца Пимина Отходника, в той день въсхоте князь великий изыти противу безбожных татар. И поим с собою брата своего князя Владимера Андреевича, и ста в церкви святыа Богородица пред образом господним, пригнув руце к персем своим, источник слез проливающи, моляся, и рече: «Господи Боже наш, Владыко страшный и крепкый, въистинну ты еси Царь Славы…».

В «Домострое» (XVII в.) сказано так: «В церкви же ей ни с кем не беседовать, молча стоять, пение слушать со вниманием и чтение святого Писания, никуда не оглядываясь, не прислоняться ни к стене, ни к столпу, и с посохом не стоять, не переступать с ноги на ногу; стоять, руки сложив на груди крестообразно, непоколебимо и твердо, телесные очи долу опустив, а сердечными — к Богу».

Теперь Вы знаете как можно держать руки на молитве!

Рука Оран-жест Жесты американских банд

Имеются следующие символические положения рук: на груди — означает подчинение (поза слуги или раба); соединение рук — союз, мистический брак, дружба, верность, лояльность; сложенные руки — отдых, неподвижность; прикрыть глаза рукой — позор, ужас; руки, пересеченные в запястьях — связывающие или связанные; возложенные на что-то — перенос силы и благодати либо исцеление; руки на затылке — жертва; открытые руки — блаженство, снисходительность, справедливость; руки, сжатые в кулак, — угроза, агрессия; вытянутые руки — благословение, защита, гостеприимство; руки, вложенные в другие, — обет службы, правой рукой дают обет по жизненно важным вопросам; руки, сложенные вместе, — беспомощность, подчинение вассала суверену, низшее положение, безобидность, приветствие, лояльность; руки, сложенные ладоняни вертикально, — созерцание, восприимчивость; поднятые руки — восхищение, богослужение, молитва, приветствие, изумление, ужас, принятие прилива силы. Руки, поднятые ладонями наружу, — благословение, Божья Благодать и благосклонность; Поднятые обе руки — мольба, слабость, может означать невежество, зависимость, ка- мысль, забота. Здороваясь за руку, два человека образуют крест или анкх завета. Умыть руки — означает невинность, очищение, отбрасывание от себя вины. Заламывать руки — признак крайнего горя или жалобы.

В индуистских и буддийских традициях существует целый язык символов, включающий сотни положений и позиций руки и пальцев, представленных в религиозных ритуалах, танцах и театре. Жесты рукой (скорее сигналы, чем символы) имеют повсеместное ра спространение и общепринятое значение: сжатый кулак — угроза, агрессивная сила, тайна, власть (поднятый кулак темной силы); открытая и поднятая ладонью от себя рука — благословение, мир, защита, рука Будды; поднятая рука, три пальца вместе — христианская Т роица; поднятая рука, большой и два пальца подняты — принесение присяги; обе руки подняты — преклонение, принятие божественного благословения, капитуляция (сейчас, менее скромно, ответ победителя на аплодисменты); закрытые или спрятанные руки — почтение; с ложенные руки — спокойствие; ладонями вверх, друг на друге — медитация (поднятые ладони означают одновременно готовность отдавать и получать); ладони вместе — молитва, просьба, приветствие, смирение; сложенные на груди руки — покорность (также поза мудреца). Левый кулак на правой руке был символом покорности в некоторых частях Африки. Вкладывать обе ладони в ладони другого человека — более распространенный жест доверия или покорности (как в феодальном договоре о службе господину). Пожатие рук — самый универ сальный символ дружбы, братства, приветствия, соглашения, поздравления, примирения или, в браке, преданной любви.

Во всем мире понятен символический жест — покорно поднятые вверх руки — знак как пр екращения сопротивления, так и призыва к милосердию, законности или, в религиозном контексте, божественной милости.

Пассы, особые касания руками, суть акты контактной магии; возложение рук есть священнодействие, перенесение божественной благодати на посвящаемого; рукопожатие (похлопывание по плечу) означает дружественное принятие; воздетые или скрещенные руки — мольбу; определенным образом сложенные пальцы — клятву или благословение.

Воздетая открытая рука в византийской властной символикетрансформировалась в христианский жест благословения. Две воздетые руки выражают обращение к небесам и готовность молящегося воспринять их волю (см. Оран-жест).

Воздетая правая рука с тремя прямо торчащими пальцами (большим, указательным и средним) призывает Бога в свидетели при принятии клятвы или присяги.

При помощи языка жестов общались между собой разноязыкие североамериканские индейцы за пределами своего племени. Отдельные жесты такого рода восходят ко временам чуть ли не доисторическим и в большинстве случаев легко понимаются (как и мимика лица); язык глухонемых во многом основывается на таких жестах (См.т.ж. Фига-жест).

Ладонь закрытая символизирует диалектику, открытая же — полемику, красноречие (Согласно Зенону из Элет, около 490—430 гг. до н. э.).

Прикосновение ладони монаршей особы к больному золотухой, грыжей, в древности и в средние века считалось целительным.

Руки, обхватившие голову, стиснувшие ее, выражают растерянность, печаль, отчаянье. «И от него ты выйдешь, положив руки на голову, потому что отверг Господь надежды твои, и не будешь иметь с ними успеха» (Иеремия 2: 37). «… Посыпала Фамарь пеплом голову свою, и разодрала разноцветную одежду, которую имела на себе, и положила руки свои на голову свою… » (Вторая книга Царств 13: 19).

Заламывать руки — горе, отчаянье. Умыванье рук — свидетельство невиновности в пролитии крови. Так было у евреев в античные времена, у римлян. Например, осудив Иисуса на смерть, Пилат умыл руки (Евангелие от Матфея 27: 24). В тоже время изображение юной женщины, омывающей руки, — олицетворение невинности.

Хлопанье в ладоши — в древности магическое действие, призывающее

дождь; позже — выражение восторга перед талантом артиста. У римлян существовало несколько видов рукоплесканий, имевших свои названия и отражавших уровень общего восхищения, например: «дощечки», «лодочки», «дождик», «накат морской волны» (прим. переводчика). «Восплещите руками, все народы, воскликните Богу гласом радости» (Псалом 46: 2). Хлопанье в ладоши может вызывать и возмущение, осуждение. «И вот, Я всплеснул руками Моими о корыстолюбии твоем, какое обнаруживается у тебя, и о кровопролитии, которое совершается среди тебя» (Иезекииль 22: 13).

Вложить свои ладони между чьими-то ладонями: выразить верность, послушность. Так в средние века вассал поступал перед своим сувереном (покровителем), выражая полное согласие с его решениями.

Открытые ладони с расставленными пальцами — солнечные лучи. Указательные пальцы и мизинцы выставленные из обоих кулаков «рогами», — так называемая «джеттатура» против возможного «сглаза». Ладонь, вскинутая к своему горлу, — жест, намекающий на угрозу смерти.

С V века христианским молитвенным жестом является рука, творящая крестное знамение: ото лба до груди, и от левого плеча (у католиков и протестантов) до правого; и от правого до левого — у православных.

Руки, скрещенные на груди, — поза раздумья, размышления, ожидания.

Ладонь, прижатая к груди над сердцем — жест, говорящий о влюбленности и любви, уверение в чем-либо, поздравление… Ладонь, прижатая к груди — поза мудреца. Прижатая же к губам — знак сохранения какой-либо тайны, напоминание о необходимости молчания. Ладонь на глазах — ясновидение, воспоминание о прожитой жизни. «Руки в боки» — поза, говорящая о вызове, гордости, сознании независимости.

Рука, спрятанная в рукаве или засунутая под мышку, — готовность к службе. «Рука справедливости» была в Средневековье девизом монархов Франции — в то время король в этой стране являлся и верховным судьей.

Подать руку, пожать руку, стиснуть ладонь — согласие, единомыслие, дружба, любовь, супружество, встреча, открытость, заключение мира, мужское братство, солидарность. Рукопожатие изображалось на римских монетах, на надгробиях.

«Я твои вздохи, ты мои слезы поймем, и руки пожмем друг другу — вот польская беседа» («В альбоме князя Голицына» А. Мицкевича). Подать кому-нибудь руку, это означает помощь в несчастье, в нужде, в беде…

Простереть руку пред собой — власть, наследственная мощь, дружба, проклятье, просьба, нищенство (протянуть руку). «Аарон простер руку свою на воды Египетские; и вышли жабы, и покрыли землю Египетскую» (Исход 8: 6).

Поднятие одной руки — присяга, клятва, песнь, сигнал об опасности, молитва, смерть. Поднятие обеих рук — молитва, покорность, смирение. «И стал Соломон пред жертвенником Господним впереди всего собрания Израильтян, и воздвиг руки свои к небу» (Третья книга Царств 8: 22). Опущенные же руки — усталость, окончание работы.

Рука, возложенная на кого-либо, — покровительство. «Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою» (Псалом 138: 5).

Наложение руки священнослужителя, жреца — может означать как благословение или поручение, наказ, так и снятие вины путем принесения жертвы. Например, наложение рук на «козла отпущения», жертвенное животное, на котором условно собираются все грехи данной общины. «И, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать» (Деяния 19: 6).

В христианской литургии «воздетые руки означают мольбу о милости свыше и открытие души божественным благодеяниям». Поднятые руки — знак подчинения, «сдачи на милость», символизирующий прекращение борьбы. жесты служат целям коммуникации, для совершения всевозможных действий и т. д.

  • поднятая правая рука как знак могущества и командования,
  • простертая правая рука с вытянутыми вперед пальцами — знак божественного присутствия, символ всевидящего Бога, Бога-покровителя, его защиты и безграничной доброты.

Тем же значением наполнен благословляющий жест великой критской богини эгейского искусства, а также руки-дарительницы благодеяний на концах лучей, исходящих от лица солнечного бога Амиды-Авалокитешвары. В религиозных традициях жест единства рук, являющихся вместилищами потенциальных букв, воплощает единство священных имен. Архиерейская благословляющая рука является символом Всемогущества. Ее благословения простираются как сочленения пальцев, прикрепленных к ладони руки, а сама ладонь символизирует божественную сущность. Фаллическая рука (закрытая, большой палец между указательным и средним, или средний палец устремлен вверх, а другие пальцы прижаты к ладони) является фаллическим символом, талисманом от пагубных влияний, служившим украшением в эпоху античности. Этот жест, позднее названный фигой, имел дополнительное эротическое значение, и показывать его считалось самым унизительным оскорблением.

Вознесенные руки восклицающего могут означать благочестие, а в погребальной символике душу человека.

Поднятая ладонь — жест, означающий свидетельство или принятие клятвы. Рука, поднятая ладонью наружу, — это благословение, Божья Благодать и расположение; если подняты три пальца, они означают Троицу. В поднятой руке большой палец символизирует Отца, указательный — Духа Святого, средний — Христа, а безымянный и мизинец — две натуры Христа. Возложение рук при обряде конфирмации — есть передача Духа, силы и благодати. Рука, поднятая ладонью вперед — символическое выражение благословения Божьего.

Соединенные руки, как в церемонии бракосочетания, являются символом единения.

Иногда на картинах эта ладонь сжимает какой-либо предмет или протягивается к нему, но чаще всего ее изображают раскрытой, причем из пальцев три выпрямлены и из них струятся лучи света, ибо это — символ Троицы. Очень часто, но не всегда, руку окружает нимб.

Приложить/прижать руку к сердцу. Прикладывать руку к уху. Приложить руку к глазам (козырьком).

Христианство

Перстосложение — определенное каноном расположение пальцев пальцев для благословения предстоящих перед священнослужителем люде.

В иконописи благословляющее перстосложение — обязательный атрибур иконографии Господа Вседержителя, святителей и преподобных.

Часть 4. Тренинг

Люди делятся на две основные группы:
одни, когда видят про­пасть, думают о бездне,
а другие — о том, как построить через нее мост

Многие хулиганские нападения, да и бытовые драки тоже, начинаются с захватов за руки, одежду, волосы или шею. Всем нам приходилось не раз наблюдать, как нетрезвый субъект держит кого-то одной рукой, а второй замахивается для удара. В подобной манере выяснять отношения есть ра­циональное зерно — чтобы удар получился сильным, жела­тельно придержать мишень, еще лучше — тянуть ее на себя. Во всяком случае, классическое окинавское каратэ XVIII-XIX веков почти все удары руками связывало с захватами. Коро­че, захваты есть нечто такое, с чем неизбежно приходится встречаться в ситуациях реального боя. Следовательно, надо уметь мгновенно освобождаться от них.
Приемов освобождения от захватов известно великое множество. В одном только самбо их не менее сотни. Изу­чать все не имеет смысла. Во-первых, не подходят те при­емы, которые для своего выполнения требуют физической силы не меньшей, чем у противника. Ведь мы заранее усло­вились, что противник сильнее (см. рис. 295, 296). Во-вторых, от одних и тех же захватов можно освобождаться разными способами. С вас будет достаточно, если вы возьмете на воо­ружение хотя бы по одному варианту освобождения на каж­дый тип захвата. В-третьих, усвоив несколько базовых дви­жений вы сможете успешно применять их в подавляющем большинстве случаев. Например, удар коленом, удар локтем, рычаг локтя внутрь, заднюю подножку, тычок «клювом» паль­цев в глаза, удар «вилкой» в нос или в горло.
Главное в технике освобождения от захватов, это быст­рота выполнения приемов; согласованность работы рук, ног и корпуса; ставка на болевое, а не силовое воздействие. В дан­ной связи хочу обратить ваше внимание на необходимость «расслабления» противника ударами в болевые точки для успешного проведения приемов в целом. А сейчас познакомим­ся с конкретными примерами освобождения от захватов.

Рис. 295. Такие способы освобождения от захватов требуют силы

Рис. 296. Кроме силы, нужна еще и ловкость

1. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОДНУ РУКУ СПЕРЕДИ (рис. 297)
Сначала круговым вращением удерживаемой кисти впра­во-вниз и затем влево-вверх (так называемое «правило боль­шого пальца», рис. 298) освободитесь от захвата. Даже если это не удалось, возьмитесь своей правой рукой как можно крепче за рукав одежды противника (либо за кожу руки, паль­цы, запястье — что получится), отклоните свой корпус не­много назад, натягивая противника на себя, и немедленно ударьте его ступней в колено впереди стоящей ноги (либо носком в пах, в нижнюю часть живота). Пока он не вырвал свою руку, можно успеть ударить противника несколько раз. Потом убегайте, если это возможно, или свалите его на зем­лю задней подножкой.
Рис. 297

Рис. 298

2. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОДНУ РУКУ СПЕРЕДИ (рис. 299)
Резким движением подымите свою захваченную руку вверх, подбивая ее снизу свободной рукой, и одновременно повернитесь через левое плечо спиной к противнику. Его рука окажется переброшенной через ваше левое плечо. Схватите своей свободной рукой руку противника возле запястья и дер­ните ее вниз, проводя, таким образом, болевой прием, веду­щий к перелому (или, как минимум, серьезному вывиху) в локтевом суставе. После этого протащите противника за по­врежденную руку вперед (он послушно поддастся, так как боль будет испытывать дикую) и свалите его на землю уда­ром ступни под колено сзади.
Рис. 299

3. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОДНУ РУКУ СБОКУ (рис. 300)
Прежде всего, зафиксируйте кисть противника в месте захвата свободной рукой, чтобы он ни в коем случае не убрал свою руку. Делая шаг вперед (безразлично, какой ногой), рез­ко поднимите свою захваченную руку вместе с рукой про­тивника вперед-вверх-назад. Тем самым вы проведете прием «рычаг плеча вверх», описанный в главе 9. Одновременно своим правым коленом толкайте вперед левое бедро против­ника. От сочетания рычага и толчка он неизбежно упадет на­зад, на спину. Помогите ему удариться головой или позво­ночником обо что-нибудь твердое.
Рис. 300

4. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОБЕ РУКИ СПЕРЕДИ (рис. 301)
Сначала примените «правило большого пальца» и либо освободите свои кисти от захвата, либо просто ухватитесь покрепче за рукава (кисти, запястья, пальцы) противника. Затем отклоните свой корпус назад, потяните неприятеля на себя и со всей силы врежьте ему носком по яйцам. Вслед за этим толкните его в подбородок основаниями ладоней обеих рук, или ударьте в горло «вилкой» между большим и указа­тельным пальцам. Кстати, если после первого удара носком в пах противник еще не отпустит свой захват, никто вам не мешает «долбить» его мужские принадлежности серией уда­ров.

Рис. 301

5. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОБЕ РУКИ СЗАДИ (рис. 302)
Сделайте шаг вперед одной ногой, чтобы возникло про­странство между вашим телом и телом противника, а также, чтобы он раскрылся. Вслед за этим наклоните свой корпус вперед, заставляя своего оппонента приподнять руки вверх, и правой ступней со всех сил лягните его в пах. Можно и не в пах, а в колено, в живот, даже в солнечное сплетение, смотря какой рост у него и как он стоит. Потом немного поверни­тесь всем корпусом влево и левой ступней постарайтесь вы­бить ему колено изнутри-наружу. По идее, после двух таких ударов точно прошедших в цель любой человек должен от­пустить ваши руки. Тем более, что можно продолжать в том же духе: колени, пах, голени останутся в пределах досягае­мости.
Рис. 302

6. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОБА ЛОКТЯ СПЕРЕДИ (рис. 303)
Первым делом сами захватите рукава одежды противни­ка снизу в районе локтей, чтобы он не вздумал убрать свои руки. Потяните его на себя (попросту дерните рывком) и ударьте коленом в пах. А после этого отшатнитесь назад, что­бы его руки выпрямились и основаниями ладоней ударьте снизу-вверх в локти. Смею уверить, такой удар при прямых руках весьма чувствителен. Если противник, тем не менее, не ощутил сильной боли, вы можете врезать ему по голени «фут­больным» ударом, раздробить кости ступни топчущим уда­ром, сломать нос «бычком» и вообще поупражняться с его телом. В итоге держать вас ему наверняка расхочется. Глав­ное, чтобы вы молотили все указанные здесь удары в быст­ром темпе, не давая времени очухаться.
Рис. 303

7. ОТ ЗАХВАТА ЗА ПЛЕЧО ОДНОЙ РУКОЙ СЗАДИ (рис. 304)
Как хорошо видно на рисунке, вы делаете поворот вок­руг своей оси через правое плечо и ударяете по локтю супос­тата своим правым локтем, либо основанием ладони левой руки. При этом второй рукой захватываете покрепче вытя­нутую руку врага, натягиваете его на себя и носком правой ступни покрепче врезаете ему в солнечное сплетение (низ живота, пах, в колено — куда удобнее). Поставив после уда­ра правую ногу на землю, можете провести на удерживаемую руку прием «рычаг локтя внутрь».
Рис. 304

8. ОТ ЗАХВАТА ЗА ПЛЕЧО ОДНОЙ РУКОЙ СПЕРЕДИ (рис. 305)
Любимый захват трактористов и прочих деревенских му­даков. Немедленно зафиксируйте левой рукой запястье про­тивника, прижимая его к своему телу как большую ценность, а правой рукой захватите рукав тракториста в районе локтя. И тут же, с шагом назад (в данном случае — левой ногой) изо всех сил потяните его рывком на себя. После чего можете выбирать: либо ударить в локтевой сустав основанием ладо­ни, либо сделать то же самое локтем, либо вонзить свой ло­коть в позвоночник (как это и показано на рисунке). Смею уверить, что ни один из трех перечисленных вариантов ва­шему оппоненту не понравится.
Рис. 305

9. ОТ ВЫКРУЧИВАНИЯ РУКИ ЗА СПИНУ (рис. 306)
Это тоже любимый прием, но уже не трактористов, а мен­тов. Хотя изучают его они постоянно, делать толком все рав­но не умеют. Посему освобождение может выглядеть следу­ющим образом. Выкручивая руку, противник заставляет вас поворачиваться влево. Что ж, это не так плохо. Его физионо­мия оказывается открытой для удара локтем по дуге назад. Грех не воспользоваться подобной возможностью и не сло­мать нос человеку сзади. Пробив удар, опустите руку вниз и схватите врага за яйца. Можно их крутануть, можно сильно и резко сжать, можно рвануть на себя. Проверено на практи­ке лично мной: жертва столь неделикатного обращения из­дает жуткий вопль и мгновенно забывает о своем желании загнуть вашу конечность до упора за спину.
Рис. 306

10. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОДЕЖДУ НА ГРУДИ ОДНОЙ РУКОЙ (рис. 307)
Как и все похожие захваты, этот тоже любим и уважаем тружениками села. А также выходцами оттуда, в изобилии населяющими микрорайоны по окраинам любого советско­го города. Действия ваши самые что ни на есть простые. Фик­сируете обеими руками кисть потенциального обидчика и отступаете на один-два шага назад, чтобы он потянулся впе­ред, раскрылся, не смог ударить свободной рукой. Отступив, бьете носком ступни куда удобно — в живот, пах, «солныш­ко», даже в подмышку, если она досягаема. Или всей ступней в колено. Кстати, отступая назад, и фиксируя кисть «наез­жанта», целесообразно не просто ее фиксировать (т.е. удер­живать), но и проводить болевой прием, упираясь в тыльную сторону ладони всеми своими пальцами и отгибая кисть про­тив естественного сгиба. В результате всех этих действий про свой захват противник наверняка забудет. Его больше станет интересовать другой вопрос: когда вы его отпустите?
Рис. 307

11. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОДЕЖДУ НА ГРУДИ ОДНОЙ РУКОЙ (рис. 308)
Ничего не поделаешь, приемы, любимые народом, тре­буют того, чтобы мы уделили им больше внимание. Иной вариант вашего реагирования на привычку некоторых граж­дан чуть что хватать за грудки заключается в проведении клас­сического приема «рычаг локтя внутрь».
Рис. 308

12. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОДЕЖДУ НА ГРУДИ ДВУМЯ РУКАМИ (рис. 309)
Продолжаем восхищаться народными обычаями обще­ния с себе подобными. Желая всецело удовлетворить притя­зания оппонента на более близкое знакомство, нанесите удар локтем по его верхним конечностям сверху вниз и, оттолк­нувшись от этих рученек, тем же локтем пробейте по дуге вперед. Если удар попадет точно в челюсть, противник упа­дет без сознания. Или, как минимум, «поплывет». В висок тоже мало не покажется. Разумеется, можно не ограничить­ся одной-единственной репликой, и продолжать объяснять собеседнику всю глубину его заблуждений относительно ва­шей скромной персоны.
Рис. 309

13. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОДЕЖДУ НА ГРУДИ ДВУМЯ РУКАМИ (рис. 310)
Освободиться от такого захвата несложно. Хватаете про­тивника обеими руками за плечи, тянете на себя, а коленом бьете в пах (если он невелик ростом, то в солнечное сплете­ние). Немедленно отталкиваете от себя, что вполне совпада­ет с естественным желанием ушибленного отодвинуться от вас, и «вилкой» атакуете его в горло, в основание носа, в вер­хнюю губу. Заодно не помешает поставить подножку, чтобы брякнулся спиной на что-нибудь угловатое.
Рис. 310

14. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОДЕЖДУ НА ГРУДИ ДВУМЯ РУКАМИ (рис. 311)
Этот вариант освобождения лучше всего подходит на скользкой поверхности (гололед, мокрый асфальт, бетон, трава). Захватываете руки противника повыше локтей и тянете его вправо-вниз. А своей правой стопой что есть силы под­биваете левую ногу ворога под пятку влево-вверх (можно и не подбивать, а провести обыкновенный зацеп). Ежели оба движения — руками и ногой — выполняются синхронно, то оппонент падает на левый бок либо на спину. Не исключено, что вы тоже упадете вместе с ним. Только сделайте милость, займите в момент падения верхнее положение — на против­нике, а не под ним. И добейте его ударом локтя в лицо, «быч­ком» по тому же адресу, большим пальцем в глаз. Если же удалось устоять на ногах, то не остается ничего иного, кроме как стукнуть лежащего каблуком в солнечное сплетение. Или подпрыгнуть и приземлиться на него обеими ногами сразу.

Рис. 311

15. ОТ ЗАХВАТА ЗА ОДЕЖДУ У ПОЯСА ОДНОЙ РУКОЙ (рис. 312)
Проще всего ударить коленом снизу в локоть схватившей вас руки. Такой удар очень силен и если даже не сломает лок­тевой сустав, то боль причинит неимоверную. Разумеется, предварительно надо зафиксировать кисть руки противника своей рукой, а потом (когда он отпустит захват), проведите удар ступней в колено впереди стоящей ноги противника.
Рис. 312

16. ОТ ЗАХВАТА ЗА НОГИ СПЕРЕДИ ДВУМЯ РУКАМИ (рис. 313)
За ноги спереди (впрочем, и сзади тоже) человека хвата­ют в районе колен для того, чтобы бросить на землю. Тут глав­ное — успеть среагировать. Уловили проход противника вниз, немедленно нагнитесь вперед и проведите удар локтем ему по затылку (шее, верхней части позвоночника, смотря как получится). Затем схватите обеими руками за голову и раз­бейте лицо ударом колена.
Рис. 313

17. ОТ ЗАХВАТА КОРПУСА СПЕРЕДИ, РУКИ СВОБОДНЫ (рис. 314)
Строго говоря, так хватать могут лишь те ребята, кото­рые слабо соображают что к чему в этой жизни. Но на улице бывает всякое, сам не раз видел подобный идиотизм. Что ж, раз противник этого хочет, проведите мощный удар ему в го­лову (в челюсть, скулу, висок — куда угодно) сначала одним локтем, потом другим. Если оппоненту понравится, можете повторить. Но скорее всего он упадет уже после первого раза.
Рис. 314

18. ОТ ЗАХВАТА КОРПУСА СЗАДИ, РУКИ СВОБОДНЫ (рис. 315)
Принцип освобождения тот же, что и в предыдущем слу­чае. Только удар локтем идет по дуге назад, а не вперед. Про­махнуться практически невозможно. Правда, встречаются иной раз умники, которые прижимают свою голову к ваше­му плечу. В результате они получают удар локтем не в челюсть или висок, а в макушку, что тоже больно. Кроме того, у вас есть возможность раздробить нападающему кости стопы, повредить голеностопный сустав «топчущим» ударом ноги вниз, как это и показано на рисунке.
Рис. 315

19. ОТ ЗАХВАТА КОРПУСА С РУКАМИ СПЕРЕДИ (рис. 316)
Сначала шагните одной ногой назад и уберите туда же таз, чтобы увеличить пространство между своим телом и те­лом противника. Обеспечив свободу маневра, одной либо двумя руками ударьте обнявшего вас человека по яйцам. Есте­ственно, он попытается отпрянуть еще дальше. Не рас­ставайтесь с ним сразу: придержите за спину (или за руки) и добавьте хороший удар коленом в живот. Далее смотрите по обстановке, что еще вы можете сделать на радость ближ­нему.
Рис. 316

20. ОТ ЗАХВАТА КОРПУСА СПЕРЕДИ, РУКИ СВОБОДНЫ (рис. 317)
Как я уже сказал, освобождаться от такого захвата одно удовольствие. Не хотите таранить локтями голову обхватив­шего вас дурака — дело ваше. Ткните ему в основание носа ладонью снизу-вверх, он моментально запрокинет голову назад, а вы той же рукой сделайте удар «вилкой» в горло.
Потом шаг одной ногой назад и руками по яйцам. Впрочем, если вы гуманист, то бить не обязательно. Можете сжать их покрепче и тянуть в любую сторону. Владелец этого имуще­ства послушно двинется в указанном ему направлении.
Рис. 317

21. ОТ ЗАХВАТА КОРПУСА С РУКАМИ СПЕРЕДИ (рис. 318)
В том случае, если противник выше ростом, имеет смысл присесть, причем сделать это резко и одновременно поднять свои руки вверх. От захвата вы избавитесь, но требуется еще избавить противника от желания иметь с вами дело дальше. Поэтому схватите его руками за плечи (за руки выше локтей, за бока) и ударьте коленом в пах. Потом «клювом» пальцев (пальцами, собранными в пучок) ткните его в оба глаза. Или наоборот: сначала попытайтесь выколоть глаза, а затем ли­шить возможности размножения.
Рис. 318

22. ОТ ЗАХВАТА КОРПУСА С РУКАМИ СПЕРЕДИ (рис. 319)
В некоторых случаях можно освобождаться броском про­тивника на землю. Сначала отклонитесь назад, как будто пытаетесь вырваться из враждебных объятий. Он, естествен­но, потащит вас на себя. Прекрасно! Помогите ему в этом стремлении, толкая плечом в корпус и подставляя свою ногу за его ноги сзади. Важно, чтобы при падении вы оказались сверху и смогли усилить впечатления противника от сопри­косновения спины с землей своим «бычком» прямо в морду.
Рис. 319

23. ОТ ЗАХВАТА КОРПУСА С РУКАМИ СЗАДИ (рис. 320)
Предположим, здоровый бугай схватил вас сзади и дер­жит что есть сил. А сил у него много. Тем не менее, вы пыта­етесь поднять свои руки вперед-вверх, отвлекая таким обра­зом его внимание, и проводите «топчущий» удар каблуком по его стопе — голеностопному суставу. От всей души, чтобы под вашим ударом не просто что-нибудь хрустнуло, но на­верняка сломалось. Затем есть два варианта действий: либо ударить по дуге назад правым локтем в ребра, либо откло­нить корпус вправо и провести рубящий удар ребром ладони сверху-вниз по яйцам.
Рис. 320

24. ОТ ЗАХВАТА КОРПУСА С РУКАМИ СЗАДИ (рис. 321)
Иной вариант освобождения от сопящего сзади мужчи­ны выглядит так: прогибаетесь животом вперед и бьете та­зом назад, в нижнюю часть живота противника. Но при од­ном важном условии: если вы заранее отработали такой удар. В противном случае используйте другие способы освобож­дения. Если удар был хорош, враг окажется в полуобмороч­ном состоянии. Можно добавить ему локтем в солнечное сплетение (с полуоборотом назад), или же опуститься на одно колено и провести бросок через себя вперед (см. главу 9).
Рис. 321

25. ОТ ЗАХВАТА КОРПУСА С РУКАМИ СБОКУ (рис. 322)
В первую очередь проведите «топчущий» удар по голено­стопному суставу левой ноги противника, с одновременным захватом его правой руки вашей левой (где-нибудь в районе локтя или ближе к плечу). Потом заступите своей правой ногой за одноименную ногу противника, левой рукой тяни­те его на себя, правым плечом толкайте в грудь. Поскольку вес тела после вашего топтания будет у него на правой ноге, постольку противнику не останется ничего иного, кроме как завалиться спиной на землю.
Рис. 322

26. ОТ ЗАХВАТА ЗА ВОЛОСЫ СПЕРЕДИ (рис. 323)
Вообще-то уличные бойцы имеют привычку носить ко­роткую прическу, чтобы нельзя было схватить за волосы. Но вы, скорее всего, к их числу не относитесь. Поэтому угроза такого захвата для вас существует. Итак, зафиксируйте кисть схватившей вашу шевелюру руки и быстро сделайте пару шагов назад, заставляя тем самым противника вытянуться вперед. Он раскроется, после чего не составит труда ударить его носком стопы в пах или всей стопой в колено. Можно поступить иначе: не только отступать назад, но при этом еще и наклоняться вперед, заставляя противника согнуться. Если это получится, ударьте коленом его в лицо. Только не надо самому сразу сгибаться (не отступив назад), иначе вы сами подставите свое лицо под вражеское колено.

Рис. 323

27. ОТ ЗАХВАТА ЗА ВОЛОСЫ СПЕРЕДИ (рис. 324)
Другой вариант освобождения своей прически выглядит так. Зафиксируйте кисть руки противника обеими руками и ударьте стопой в колено его впереди стоящей ноги. Затем, используя наклон и разворот корпуса скручивающим движе­нием по дуге снаружи-внутрь, сорвите захват. Далее можно перейти на прием «рычаг локтя внутрь» либо провести рубя­щий удар основанием ладони по затылку или шее согнувше­гося противника.
Рис. 324

28. ОТ ЗАХВАТА ЗА ШЕЮ СПЕРЕДИ ДВУМЯ РУКАМИ (рис. 325)
Тупое мужичье почему-то обожает хватать людей таким образом. Может быть, на «чайников» это и производит впе­чатление. Но для грамотного человека крестьянские замаш­ки противника просто подарок судьбы. Уделать его в подоб­ных случаях проще простого. Итак, можно хорошенько ткнуть ему «клювом» пальцев в один или в оба глаза. От всей души ткнуть, чтобы сразу ослеп. Если же вы не замерены ка­лечить негодяя, посмевшего прикоснуться к вашей нежной шейке, то врежьте ему «чашками» ладоней по ушам. Как ни странно это звучит, такой удар (обязательно с двух сторон сразу!) вызывает сильнейшую боль не только в органе слуха, но и вообще в голове. После удара руками не остается ничего иного, кроме как сделать еще что-нибудь для оппонента. Например, ударить коленом ему в пах, «вилкой» в горло, «клювом» в межключичную ямку, провести заднюю поднож­ку. Одним словом, выбор весьма широк.
Рис. 325

29. ОТ ЗАХВАТА ЗА ШЕЮ СПЕРЕДИ ДВУМЯ РУКАМИ (рис. 326)
Поскольку противник старательно сжимает вашу шею (или держится за плечи возле шеи), постольку его низ совер­шенно открыт. Никто и ничто не мешает вам взяться по-хо­зяйски обеими руками за его половые органы и начать их от­кручивать или даже отрывать. Несомненно, ваши действия в зоне «ниже пояса» крайне заинтересуют того, кто перед вами. Шея перестанет его привлекать.
Однако не все любят простые решения. Специально для них рассмотрим более трудоемкий вариант действий. Итак, ребрами ладоней вы бьете по шее с двух сторон, стараясь по­разить так называемые «сонные артерии», а потом — костяш­ками указательных пальцев в виски. Либо поступаете наобо­рот: сначала костяшками по вискам, и только после этого ребрами ладоней по шее. Ну и еще перед вами беззащитный нос противника, глаза, горло и все остальные органы вверху и внизу. Можете даже схватить его за ногу и повалить.
Рис. 326

30. ОТ ЗАХВАТА ЗА ШЕЮ ЛОКТЕВЫМ СГИБОМ СЗАДИ (рис. 327)
Умные люди никогда в жизни не станут хватать вас за шею спереди. Так поступают исключительно идиоты, которых, к счастью, очень много. А вот захват сзади крайне опасен. Прежде всего тем, что освободиться от него не так-то про­сто. К тому же действовать надо в условиях острого дефици­та времени: на все попытки у вас не более 8-10 секунд. Затем человек теряет сознание, а возможно и жизнь — если его не отпускают еще пару минут.
Первый вариант освобождения сводится к тому, чтобы зайти хотя бы одной ногой за ноги противника, поставить ему подножку (либо подбить его ногу вперед) и толчком пле­ча и локтя в грудь и живот повалить на спину. Естественно, вы упадете вместе с ним, но удар о землю заставит против­ника разжать руки или, как минимум, Значительно ослабить хватку.
Другой вариант сводится к болевому воздействию на по­ловые органы, ведь руки у вас свободны. Но повалить гада все равно надо.
Рис. 327

31. ОТ ЗАХВАТА ЗА ШЕЮ ЛОКТЕВЫМ СГИБОМ СЗАДИ (рис. 328)
Здесь нарисован захват за шею сидящего человека. Од­нако описываемый способ освобождения подходит иной раз и тогда, когда вы стоите — все зависит от соотношения роста и от степени надежности захвата. Схватите противника ру­кой за нос. Но не для того, чтобы откручивать, а ради опре­деления местонахождения глаза. И воткните в обнаружен­ный таким образом глаз свой большой палец. Хорошо воткните, как можно глубже.
Если вы сидели на стуле, то после тычка в глаз немедлен­но падайте вместе с мебелью на тот бок, куда направлен ло­коть схватившей вас за шею руки. Неизбежно ему придется убрать руку, а вам надо постараться развернуться на «пятой» точке и пустить в ход ноги. Если же вы не сидели, а стояли, то сразу переходите к употреблению ног: «топчущий» удар, «лягающий» удар в колено, в голень. Ну и не забывайте ни­когда про «яичницу», она выручит вас во множестве самых разнообразных ситуаций.
Рис. 328

32. ОТ ЗАХВАТА ЗА ШЕЮ ЛОКТЕВЫМ СГИБОМ СБОКУ (рис. 329)
В классической борьбе такой захват называют «галсту­ком». В этой связи приходит на ум, что петлю тоже иногда называют галстуком, только пеньковым. Начните с того, что ударьте кулаком в копчик душителя той рукой, что находит­ся рядом с его корпусом. Удар заставит противника немного податься вперед, а вы в это время схватите левой рукой его половые принадлежности и рваните их, крутаните, сжимая как можно крепче. Слабонервный противник отпустит вас уже на этой стадии схватки.
Если же вам попался «крутой» мэн, придется продолжить. Оберегая яйца от боли, он отодвинет таз назад и пригнется. Тут-то вы и сможете надавить пальцами правой руки на его глаза, или еще проще, ткнуть ему в глаз большим пальцем. А левую руку из вражеской промежности не доставайте. Тяни­те его за яйца вперед, а пальцами правой руки и правым пле­чом давите назад. Придется соколику упасть на спину, нику­да он не денется.
Рис. 329

33. ОТ ЗАХВАТА СЗАДИ ЗА РОТ ПАЛЬЦАМИ (рис. 330)
Подобный захват встречается не так уж часто, но лично мне приходилось видеть его в уличных драках добрый деся­ток раз. Следовательно, возможность встречи с такой ситуа­цией не исключена.
Итак, противник пытается разорвать указательными и средними пальцами ваш рот. Надо, чтобы он засунул пальцы поглубже. Для этого ударьте своими ладонями по его запяс­тьям. Как только ощутите их во рту, что есть силы вцепитесь в них зубами. Вашей задачей будет не укусить, а откусить. Улавливаете разницу? Попутно постарайтесь схватить рука­ми хотя бы по одному пальцу противника с каждой стороны и сломать их резким движением в направлении, противопо­ложном естественному сгибу сустава.
Кусаясь и ломая суставы, одновременно наклонитесь впе­ред и, опускаясь на одно колено, проведите бросок через себя вперед с колена, уже упоминавшийся выше.
Рис. 330

* * *

Некоторые варианты нападения, приведенные здесь, могут показаться странными. Что ж, так оно и есть на самом деле. Но Брюс Ли справедливо отмечал, что «на улице неред­ко встречаются очень странные люди». Нападая, они мень­ше всего думают о целесообразности. Самое смешное то, что иной раз им удается добиваться своего!
Все приемы показаны здесь только с одной стороны, на­пример, на правую руку или ногу. Аналогично они выполня­ются и с другой стороны. Ну, а сам бой не обязательно закан­чивается освобождением от захвата. Вполне вероятно, что после этого он только начнется по-настоящему. Вот почему так важно не просто разорвать захват, но и «вырубить» про­тивника.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *