Молитвы перед постом

Требник

Все тексты в стандарте HIP.

Тексты приводятся по изданию: Тре’бникъ. Въ дву’хъ частя’хъ. — Москва`. Сv»нода’льная тv»погра’фiя. #ац

Из других источников

  • Чин освящения колесницы
  • Последование малого освящения храма (протоиерей Николай Диваков, Дмитрий Михалин, Анатолий Алексеевич Матвеев)
  • Последование освящения часовни: вариант 1 и вариант 2 (более краткий) (— // —)
  • Молебное пение святителю Василию Великому (— // —)
  • Чин благословения супругов, проживших много лет без церковного благословения (— // —)
  • Молебные прошения (источник: «Православная страница» Николая и Елены Андрущенко)
  • Чин освящения кивота для хранения святых мощей (оцифровка: Максим Е. Плякин)
  • Чин малого освящения воды вкратце (подготовка материала: прот. Николай Диваков, Людоговский Ф. Б.)
  • Молитва на освящение нового меда (— // —)
  • Чин благословения и освящения надгробного креста (— // —)
  • Последование молебна за болящего (— // —)
  • Молебное пение о недужных многих или об едином (— // —)
  • Чин благословения в воздушное путешествие (— // —)
  • Молитва на благословение чертога (— // —)
  • Последование молебна перед хирургическим действием (— // —)
  • Последование молебна жене перед порождением (— // —)

Если у Вас возникли какие-то вопросы по работе с HIP-стандартом, присылайте их на адрес библиотеки.

Требник молитва на начало поста

Текущее время: 18 дек 2017, 21:25

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Коленопреклонные молитвы на начало Великого Поста

Зарегистрирован: 02 янв 2010, 10:02

Куры свищут: туда-сюда.

Зарегистрирован: 07 мар 2007, 20:29

Откуда: Саратов, храм Рождества Христова

Ниже — скан из дореволюционного Требника и текстовый PDF.

Всё, что разумно, — совместимо с истинами Откровения (Альберт Великий)

Часовой пояс: UTC + 3 часа

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0

Вы не можете отвечать на сообщения

Вы не можете редактировать свои сообщения

Вы не можете удалять свои сообщения

Вы не можете добавлять вложения

Молитвы в начале поста святой четыредесятницы.

Эти молитвы обычно произносятся священником в первые дни святого великого поста при посещении домов прихожан, но по желанию можно их произнести и в храме в прощенное воскресенье, после вечерни, накануне поста.

1. Боже, надежда всех концев земли и находящихся далеко в море! Ты через закон, пророков и святых евангелистов определивший эти святые дни для поста, Сам удостой всех нас непорочно совершить течение этого поста, сохранить непоколебимой веру и во все дни нашей жизни исполнять Твои заповеди. Заповедай ангелу мира охранять нас при вхождении и выхождении на всякое доброе дело, и помогать нам в послушании Тебе и в приготовлении к достойному причащению Твоих Пречистых Тайн. Прийми же, Владыка, коленопреклонения и пост Твоих рабов (имена), даруй им и всем нам духовное благосло–рение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты, вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Потом благословляет присутствующих, произнося: «Благословение Господа да будет на вас, уо Его благодати, щедротам и человеколюбию ныне, всегда и во веки веков Аминь».

Молитва на благословение ветвей пальмовых и других деревьев в Вербное Воскресение.

«Господу помолимся». «Господи, помилуй». «Господи Боже наш, Восседающий на херувимах! Ты воздвиг Силу — Своего Сына, Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Он Своим крестом, погребением и воскресением спас мир. И когда Он, явившись для этого, шел в Иерусалим на добровольные страдания, то народ, пребывавший во тьме и смертном мраке, взявши пальмовые и других деревьев ветви, как символы жизни, возвещал ими о воскресении. О, Владыка, Ты Сам сохрани и сбереги и нас, подобно им носящих в руках в этот предпраздничный день пальмовые и других деревьев ветви; и, сохраняя нас, удостой, чтобы мы с пением духовных песней и песнопений, как и те народы и дети, воспевающие Тебе «Осанна», встретили Тридневное Животворящее Воскресение во Христе Иисусе, Господе нашем, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Животворящим Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Молитва на благословение мясной пищи в первый день Святой Пасхи.

Священник: «Благословен Бог наш…» «Христос воскрес…» (трижды) . «Господу помолимся». «Господи, помилуй». «Господи Иисусе Христе Боже наш! Склони Свой взор на мясную пищу и освяти ее, какосвя–I тил Ты овна, которого привел к Тебе верный Авраам, и как агнца, которого принес Тебе Авель! для всесожжения, и как упитанного теленка, которого Ты повелел заколоть для блудного Твоего сына, вновь к Тебе возвратившегося; и как тот удостоился насладиться Твоими благодеяниями, так и всех нас удостой насладиться освященною и благословленною Тобою пищею. Ибо Ты — истинная Пища и Податель благ, и мы воссылаем, славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом, и с Пресвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и вовеки веков. Аминь».

Молитва на благословение сыра и яиц в первый день Святой Пасхи.

«Владыка Господи Боже наш, Творец и Создатель всего! Благослови всякую молочную пищу и яйца, а нас сохрани в Твоей милости, чтобы мы, вкушая их, исполнились обильно подаваемыми Тобою дарами, и Твоими неизъяснимыми благодеяниями. Ибо Твое есть царство, власть, сила и слава, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Молитва на благословение Артоса в первый день Святой Пасхи.

В конце Литургии, после заамвонной молитвы, Артос ставится перед Царскими Вратами. Диакон: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй».

Священник: «Боже Всесильный, Господь Вседержитель! Ты повелел через Своего раба Моисея, при выходе Израиля из Египта и освобождении Твоего народа от тяжкого рабства Фараона, заколоть агнца, прообразуя этим, добровольное заклание за нас на кресте Агнца, принявшего на Себя грехи всего мира, Твоего Возлюбленного Сына, Господа нашего Иисуса Христа, через Которого нам даровано освобождение и выход из вечного рабства врага и избавление от несокрушимых уз ада; поэтому и мы, рабы Твои, принося ныне в этот преславный, всесветлый и спасительный день Пасхи этот хлеб пред Твоим величеством, в честь, славу и в воспоминание о славном воскресении Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, смиренно молим Тебя: Ты и ныне склони Свой взор на этот хлеб и благослови и освяти его; а нас, его принесших, его целующих и от него вкушающих, сделай участниками Твоего небесного благословения и Твоею силою удали от нас всякую болезнь и немощь, подавая всем здоровье. Ибо Ты источник благословения и податель исцелений, и Тебе мы воссылаем славу, Безначальному Отцу, с Единородным Твоим Сыном, и с Пресвятым Всеблагим, и Подающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Священник трижды окропляет Артос святой водой, каждый раз произнося: «Благословляется и освящается этот Артос окроплением этой святой воды, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь».

Молитва на раздробление Артоса в Пасхальную субботу.

В конце Литургии, после заамвонной молитвы, Артос ставится перед Царскими Вратами. Диакон: «Господу помолимся». Народ: «Господи, помилуй».

Священник: «Господи Иисусе Христе Боже наш, Сошедший с небес, Хлеб ангельский, Хлеб вечной жизни! Ты и в эти всесветлые дни ради Своего тридневного и спасительного воскресения напитал нас духовною пищею Твоих Божественных благодеяний. Мы смиренно молим Тебя, Ты и ныне милостиво прийми наши молитвы и благодарения и, как благословил Ты пять хлебов в пустыне, так и теперь благослови этот хлеб, чтобы все вкушающие от него, удостоились душевного и телесного здоровья и благословения, по благодати и щедротам Твоего человеколюбия. Ибо Ты наше освящение и мы воссылаем славу Тебе с Твоим Безначальным Отцом и Всесвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом, ныне и всегда и во веки веков». Народ: «Аминь». Затем артос раздробляется и раздается верующим.

Молитва на благословение винограда 6 августа.

«Господи Боже наш! Благослови этот новый виноградный плод, который, по Твоему благоволению, при ясной погоде, через благорастворение воздуха и дождевые капли, созрел к этому времени. Да послужит он и его сок нам, вкушающим его, и радостью и приношением для очищения нас от. грехов, приносимым Тебе с Освященным Святым Телом Твоего Христа, с Которым благословен Ты вместе с Пресвятым, Всеблагим и Подающим жизнь Твоим Духом ныне и всегда и во веки веков. Аминь»,

Если же 6 августа вместе с виноградом или, за неимением винограда вместо него приносятся в храм для освящения яблоки и другие фрукты, то произносится еще и другая молитва — на благословение первых плодов и овощей. Эта же молитва произносится при благословении вообще всех первых плодов и овощей, также в свое время после созревания приносимых в храм для освящения.

Молитва на благословение первых плодов и овощей.

«Владыка, Господи Боже наш, заповедавший каждому по его усердию приносить Тебе Твое из Твоего и в вознаграждение за это подающий Твои вечные блага! Ты, с любовью принявший посильное приношение вдовы, прийми и ныне от Твоего раба (ими) принесенное Тебе, которое удостой принять в Твою вечную сокровищницу, а принесшему даруй все для него полезное и обилие земных благ. Ибо благословенно имя Твое и прославлено Царство Твое, Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки веков. Аминь».

Молитва на закладку дома.

Боже Вседержитель, премудро сотворивший небеса и утвердивший землю в равновесии, Создатель и Творец всего мира! Милостиво склони Свой взор на раба Твоего (имя), предпринявшего в Твоей могущественной державе воздвигнуть дом для житья и совершить его закладку. Утверди этот дом на основе крепкого камня так, чтобы ему, по Твоему Божественному Евангельскому слову, не в силах был повредить ни ветер, ни вода, ни что иное. Благоволи, чтобы он был достроен до конца, а намеревающихся жить в нем избавь от всяких вражеских козней. Ибо Твоя держава и Твое царство и сила и слава. Отца и Сына и Святого Духа, ныне и всегда и во веки вечные. Аминь.

Требник состоит из четырёх томов. В первом томе Требника содержатся наиболее часто используемые чинопоследования. В частности, здесь можно найти порядок совершения крещения, венчания, елеосвящения, молебны о болящих, путешествующих и многое другое.

Во втором томе Требника собраны все последования о усопших.Чин Панихиды представлен в соответствии с указаниями Типикона. Также приведены чинопоследования отпевания младенцев, мирян, монахов, священников.

  • Молитвы в первый день, по внегда родити жене отроча.
  • Молитва, во еже назнаменати отроча, приемлющее имя во осмый день рождения своего.
  • Молитвы жене родильнице по четыредесяти днех.
  • Молитва жене, егда извержет младенца.
  • Молитва, во еже сотворити оглашенного.
  • Последование святаго Крещения.
  • Измовение во осмый день.
  • Молитва святых крещений вкратце, како младенца крестити, страха ради смертнаго.
  • Восполнение от иерея чина святаго Крещения, аще совершено было оное мирянином.
  • Последование о исповедании.
  • Молитва над разрешаемым от запрещения.
  • Последование, бываемое о обручении.
  • Последование венчания.
  • Молитва на разрешение венцев во осмый день.
  • Последование о двобрачном.
  • Последование малого освящения воды.
  • Поседование общего молебна.
  • Прокимны.
  • Апостолы и Евангелия.
  • Молебное пение о призывании помощи Святаго Духа пред началом всякого доброго дела.
  • Благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием.
  • Молебное пение о недужных многих, или о едином.
  • Последование святаго елея, певаемое от седьми священников, собравшихся в церкви или в дому.
  • Чин, егда случится вскоре вельми больному дати Причастие.
  • Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Богородице, Матери Господни, при разлучении души от тела всякого правоверного.
  • Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет.
  • Чин литии, бываемыя во днех седмицы о усопших.
  • Чин благословения в путьшествие.
  • Чин благословения в воздушное путьшествие.
  • Чин благословения хотящим по водам плыти.
  • Чин освящения колесницы.
  • Молитва на освящение всякой вещи.
  • Чин благословения нового дома.
  • Чин литии, бываемыя во днех седмицы о усопших.
  • Чин над кутиею в память усопших, на Литургии.
  • Чин над кутиею в память усопших, вечера.
  • Последование панихиды.
  • Чин погребения младенческого.
  • Последование мертвенное мирских тел.
  • Последование мертвенное над скончавшимся священником.
  • Последование исходное монахов.
  • Последование отпевания усопших в Пасхальную седмицу.
  • Чин благословения и освящения надгробного креста.
  • Чин благословения и освящения места, идеже погребатися будут телеса скончавшихся христиан, сиесть гробия (кладбища).
  • Последование великого освящения воды святых Богоявлений.
  • Чин малого освящения воды вкратце.
  • Ин чин малого освящения воды вкратце.
  • Чин бываемый при основании церкви и водружении креста.
  • Чин молитвенный на поставление креста на верх крова новосозданныя церкви.
  • Указ о храмех, когда святити или не святити.
  • Служба на обновление храма.
  • Чин освящения храма, от архиерея творимого.
  • Последование малого освящения храма.
  • Последование освящения часовни.
  • Чин благословения и освящения иконостаса.
  • Чин благословения индитий, или одежд и покрывал Божественныя Трапезы и Жертвенника.
  • Чин благословения или освящения новых священнических одежд, сиесть: стихаря, епитрахиля, пояса, поручей и фелони.
  • Чин благословения илитона.
  • Молитва еже благословити новыя покровцы, к покровению Святых Таин служащие.
  • Чин благословения нового кивота или сосуда, в немже хранимы быти имут Божественные Христовы Тайны.
  • Чин благословения нового кивота, или иного коего сосуда, или коего-либо хранилища, крестообразно или инако к хранению мощей святых сооруженного.
  • Чин благословения и освящения сосудов служебных, сиесть: дискоса, чаши, звездицы и лжицы, с тремя их покровцы предложенных вкупе.
  • Молитва над единым сосудом служебным.
  • Чин благословения новых сосудов церковных, вкупе многих или единого, яковы суть: кадильница, кация, блюдо анафорное, копие, кукумы, сиесть водоносные сосудцы, и иные алтарные принадлежности.
  • Чин благословения кампана, сиесть колокола или звона.
  • Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Живоначальныя Троицы, во образе триех ангелов, или Крещения, или Преображения, или Сошествия Святаго Духа.
  • Чин благословения и освящения иконы Христовы, праздников Господских, единыя или многих.
  • Чин благословения и освящения иконы Пресвятыя Богородицы, единыя или многих.
  • Чин благословения иконы святаго, единаго или многих.
  • Чин благословения и освящения разноличных икон, предложенных вкупе.
  • Благословение креста к нощению на персех.
  • Чин благословения колива.
  • Молитва на основание дому.
  • Последование над пещию.
  • Молитва на благословение чертога.
  • Молитва о храмине, стужаемой от злых духов.
  • Молитва еже освятити какое-либо благовонное зелие.
  • Чин благословения свещ на Сретение Господне.
  • Молитва на благословение свещ церковных.
  • Чин молитвенный на копание кладезя и обретение воды.
  • Чин благословения нового кладезя.
  • Чин благословити новый корабль или лодию.
  • Чин благословения водного судна ратного, на сопротивныя отпущаемого, единаго или многих, и благословения воином, в них плыти хотящим.
  • Чин освящения воинского знамения, еже есть хоругви, и воем благословения на брань.
  • Чин благословения воинских оружий.
  • Молитва о еже благословити мрежи.
  • Молитва над сеянием.
  • Молитва во еже благословити стадо.
  • Молитва над гумном
  • Молитва над солию.

скрыть способы оплаты

скрыть способы оплаты

Подпишитесь на рассылку Православие.Ru

Рассылка выходит два раза в неделю:

  • В воскресенье — православный календарь на предстоящую неделю.
  • Новые книги издательства Сретенского монастыря.
  • Специальная рассылка к большим праздникам.

Тре́бник – богослужебная книга, в которой излагаются чинопоследования треб – Таинств и других священнодействий, совершаемых Церковью в особых случаях и не входящих по преимуществу в состав храмового (общественного) богослужения суточного, седмичного и годового круга.

Книга получила свое название от слова «треба», которое в древнерусском языке имело сакральный смысл и означало «жертва», «жертвоприношение», «молитва», «исполнение священного обряда».

В настоящее время словом «треба» называются молитвословия и священнодействия, совершаемые по просьбе (по потребам, нуждам) одного или нескольких христиан в особых обстоятельствах их жизни. Имеются в виду все Таинства (кроме Евхаристии и хиротонии), молебны, панихиды, отпевания, освящение домов и прочее.

История происхождения Требника

По своему происхождению, чинопоследования Таинств и других священнодействий, излагаемых в Требнике, восходят ко времени апостольской жизни Церкви. Первоначальные Требники до нас не дошли.

Наиболее ранними из известных источников являются Евхологион Сарапиона, епископа Тмуитского (Египет, IV в.), а также сборник молитв и служб, содержащихся в 8-й книге «Апостольских постановлений».

По мере развития внешней стороны богослужения число молитво-словий увеличивалось до XI века включительно.

В греческой Церкви Требник вместе со Служебником составляют одну книгу, называемую Евхологион (Молитвослов).

До наших дней сохранились рукописи VIII – IX веков: Евхологион Барбериновской библиотеки и Евхологион Синайского монастыря, обнаруженный епископом Порфирием (Успенским) во время его путешествия на Восток.

Дмитриевский А. То же. Правосл. собеседн., 1883, с.480 482.

На славянский язык Требник был переведен впервые святыми Кириллом и Мефодием ( IX в.). Он был в употреблении до времени великого князя Иоанна Даниловича Калиты. При нем грек Феогност, поставленный митрополитом Всероссийским, повелел в 1328 году перевести на славянский язык привезенный им Требник. Его Требник вошел во всеобщее употребление в Русской Церкви.

С появлением книгопечатания на Руси ( 1564 г .) рукописные Требники исправлялись и издавались при патриархах Филарете (1619—1633), Иоасафе I (1634—1640), Иосифе (1642—1652), Никоне (1652—1666), Иоасафе II (1667—1672), Иоакиме (1674—1690).

Патриарх Иоасаф I дополнил Требник приложением Соборных постановлений. Требник, изданный при патриархе Иосифе в 1651 году, получил название Большого Требника. Иоасаф II в 1672 году издал сокращенный вариант Большого Требника. Он получил название Требника Малого. Патриарх Иоаким в 1687 году улучшил это издание, напечатав в Малом Требнике Номоканон (в сокращенном виде).

В 1863 году в Киево-Печерской Лавре по благословению киевского митрополита Арсения был издан Требник Дополнительный.

Виды Требников и их содержание

В церковной практике существуют следующие виды Требника: Большой, Малый, Дополнительный, Малый в двух частях.

Требник Большой состоит из двух частей. В первой части содержатся последования Таинств: Крещения, Миропомазания, Венчания (Брака), Елеосвящения, Покаяния – и других Божественных служб: погребения усопших, освящения воды, пострижения в монашество. Этими молитвословиями Православная Церковь встречает человека при его рождении, освящает его жизнь и напутствует его, когда он переселяется в вечность.Молитвословия изложены в той последовательности, в какой обыкновенно бывают потребны христианину. При тяжелой болезни, препятствующей человеку идти в храм, чтобы принять Святое Причащение, Православная Церковь позволяет на дому приобщить его Святых Тайн Христовых. Поэтому в Требнике имеется чин, «егда случится вскоре вельми больному дати причастие».

Вторая часть Требника Большого содержит главным образом молитвословия различных богослужебных и религиозно-житейских обрядов, в частности: молитвы на освящение вещей, зданий, строений; молитвы при освящении овощей (плодов) и винограда (гроздия); молитвы разрешительные от клятвы; молитвы при начале всякого труда и вообще испрашивающие благословение Божие; молитва святых седми отроков Ефесских (память 4 авг. и 22 окт.) о немощном и неспящем (который изнуряется, не имея долгое время сна); молитва над солию; последование в сыноположение (то есть при усыновлении кого-либо); молитвы при благословении яств и артоса во Святую Пасху; последование об отроках неудобоучащихся; молитвословия об отгнании злых духов. Во второй части Требника помещены и некоторые последования, относящиеся к общественному богослужению: чин омовения ног в Великий четверг, слова Иоанна Златоуста на Великий четверг и на Святую Пасху и молитвы коленопреклоненные на вечерне в день праздника Пятидесятницы; молебные пения на разные случаи; молитвословия о взыскующих мира; изложение обрядов и молитвословий, какие бывают при принятии Православной Церковью в свое лоно находящихся вне ее; чины на освящение храма; а также Номоканон – собрание канонических правил.

Кроме того, в Требнике Большом имеются две дополнительные главы, составляющие как бы третью его часть. Первая содержит месяцеслов, вторая – сословие (указатель) имен (святых) по алфавиту.

Требник Малый представляет собой сокращенный вариант Большого Требника. В нем содержатся последования священнодействий и молитвословий, которые чаще всего приходится совершать приходскому священнику. Содержание первой части Большого Требника , за немногим исключением, вошло и в Требник Малый. Из второй части Требника Большого в Требник Малый внесены последования малого освящения воды и освящение воды Святых Богоявлений; молитвы на благословение разной пищи, на освящение зданий и кладезей; молитвословия при освящении оскверненного; молитвы, читаемые при благословении над солию, сеянием и тому подобным. Из Номоканона взято «нужнейших правил изъявление», которое по объему короче, чем в Требнике Большом. В Требнике малом печатаются Месяцеслов, Пасхалия зрячая, а также то, чего нет в Требнике Большом позднейших изданий, например:молитва Святых Крещений вкратце – «како младенца крестити вкратце страха ради смертнаго»; «Канон молебный ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистой Матери Господни при разлучении души от тела всякого правовернаго»; молитвы «на Рождество Христово сыновом духовным»; молитвы в начале поста Св. Четыредесятницы.

Требник Дополнительный содержит чины освящений храма и вещей, принадлежащих главным образом храму: креста на храме, сосудов богослужебных, священных одежд, икон, иконостаса, колокола, креста, носимого на персях (груди), и др. Здесь также имеется чин освящения артоса и молитв на освящение предметов и вещей, употребляемых христианами вне храма, в домашнем быту. Таковы молитвы на освящение кладезя (колодца), пчел, благовонных зелий и всякой вещи.

Требник в 2-х частях (Малый) содержит все то, что находится в Требниках Малом и Дополнительном, а также некоторые молитвы из Требника Большого, например: «Молитва на всякую немощь», «Молитва во еже устроити корабль», а также «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».

Требник митрополита Киевского Петра Могилы был составлен и издан им в 1646 году с целью дать юго-западному духовенству не только вновь обработанную официальную богослужебную книгу, очищенную от погрешностей и заблуждений, вкравшихся в церковную обрядность малороссийских церквей под влиянием католичества, но и цельное и всестороннее практическое руководство по всем случаям совершения частного богослужения. Петр Могила составил свой Требник на основе греческих евхологиев и древнеславянских письменных источников. Однако в свой Требник он включил некоторые чинопоследования и мо-литвословия с объяснительными замечаниями из римского требника 1615 года, редактированного впервые еще при папе Павле V в 1603 году. Таким прямым заимствованием из римского ритуала является, например, «Устав тайны святого покаяния» в Требнике Петра Могилы.

В Требнике Петра Могилы имеются также статьи, которые по своему содержанию делятся на обрядовые, казуистические и пастырские. В статьях первого типа раскрывается основная идея обряда и значение всех его принадлежностей, статьи второго типа содержат наставления священнику на различные затруднительные случаи, в третьей группе указываются требования к пастырю как совершителю Таинств и обрядов и говорится о том, как пастырь должен относиться к пасомым.

По содержанию Требник Петра Могилы делится на три части. Первая часть содержит чинопоследования Таинств и важнейших молитво-словий, относящихся к жизни христианина от его рождения до смерти. Во второй части Требника находятся чины на освящение и благословение различных принадлежностей храма и предметов быта христиан (например, освящение богослужебных сосудов и одежд, икон). Чины эти встречаются в Требниках Восточной Церкви и составлены Петром Могилой на основе древней практики Восточной Церкви. В третьей части содержатся моления по поводу событий, имеющих характер общественных бедствий, например во время мора скота, а также событий, касающихся жизни отдельных христиан или общественных групп: молебен за бесноватых, в день новолетия, благодарение о получении помощи.

Петр Могила, умерший вскоре после издания своего Требника, не успел представить его на рассмотрение Всероссийского Патриарха и Собора. Требник не получил повсеместного распространения и признания, хотя некоторые статьи из него были внесены в печатавшиеся в Москве богослужебные книги. Таковы «Известие учительное» в Служебнике, чин присоединения иноверцев, «Книга молебных пений» и т.д. Этот Требник применяется при совершении обрядов, чинопоследования которых отсутствуют в Большом Требнике: на открытие монастырей, на обретение святых мощей. Так, по чину, изложенному в Требнике Петра Могилы, было совершено обретение нетленных мощей святителя Митрофана Воронежского в 1832 году и святителя Тихона Задонского в 1861 году.

Требник в трех частях (в виде трех книг). В новый Требник 1980, 1984 годов издания Московской Патриархии помимо содержания Требника Малого в двух частях (1956 г.) введены отдельные чины и последования из других видов Требника и иных богослужебных книг, в частности, из «Книги молебных пений».

В первой книге Требника содержатся чины, последования и молит-вословия святых Таинств Крещения, Миропомазания, Исповеди, Брака, чин Причащения больных, канон и чин при разлучении души от тела, по-следование отпевания мирян и последование панихиды, последование малого освящения воды и общего молебна Спасителю, Богоматери и святым, молебное пение о призывании помощи Святого Духа пред началом доброго дела.

Во второй книге содержатся последования Таинства Елеосвящения, молебное пение о недужных, об умирении враждующих и умножении любви, о путешествующих, чин благодарения о благодеяниях Божиих, чины освящения различных принадлежностей храма и богослужения.

В третью книгу (1984 г.) вошли последование великого освящения воды, чин при основании церкви и водружении креста, чин освящения храма, чин благословения нового киота для хранения святых мощей, чин благословения и освящения иконостаса, чин благословения колокола, последование о второбрачных, последование над скончавшимся священником, чин погребения младенцев, последование отпевания усопших в пасхальную седмицу, молитвы на разные потребы (освящение винограда на Преображение, мясной и молочной снеди на Пасху, чин освящения артоса и т.д.), чины присоединения к Православной Церкви, освящение дома, чинопоследование над усопшим неправославным, молебное пение на новолетие.

Чинопоследование соединяемым из иноверных

к Православной Кафолической Восточной Церкви.

В книге содержатся чинопоследования приема в Православную Церковь нехристиан и христиан других исповеданий:

а) через Таинство Крещения (язычников, иудеев, магометан);

б) через Таинство Миропомазания (лютеран, католиков не миропомазанных и кальвинистов);

в) через Таинство Покаяния (тех, кто крещен и миропомазан, но отпал от Православной Церкви и совратился в раскол).

Книга представляет собой извлечения из Большого Требника некоторых глав (97, 98, 103—106) с несколькими дополнительными статьями. Чинопоследование было издано отдельной книгой в 1757 году и затем переиздано в 1845 и 1858 годах.

В книге изложены молитвословия и чины, заимствованные из Большого Требника: молебные пения «против супостат» (гл. 91), «во время бездождия» и «во время безведрия» (гл. 80 и 81). Книга содержит также последования, не встречающиеся в Требнике: благодарение о получении прошения и о всяком благодеянии Божием, чин благословения в путешествие, хотящим по водам плыти, чин благословения судна ратного, воинского знамени, нового корабля, копания кладезя и благословения его.

Таинства и обряды Православной Церкви

Учебное пособие по литургике

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Рождественский пост

(24 голоса: 4.6 из 5)

Священник Михаил Дудко

Ешьте все, только людей не ешьте. О чем нужно помнить в дни Рождественского поста.

На что в первую очередь должны обращать внимание верующие? Такой вопрос мы задали руководителю секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей священнику Михаилу Дудко.

— Завершается первая неделя Рождественского поста. Очевидно, что ограничения в пище – всего лишь часть требующихся в эти дни усилий души?

— Рождественский пост принадлежит к числу многодневных: длится сорок дней – с 28 ноября по 7 января. По продолжительности сопоставим с постом Великим, но не так строг.

Впрочем, при посте любой строгости мясо, птица, яйца, молоко, сыр, творог – еда недозволительная. Несколько легче обстоит с рыбой: ее есть можно, хоть и не всегда. Но пост ведь не диета. Без приобщения к складывавшимся веками традициям церковным, без молитвы воздержание трудно, да, пожалуй, и бессмысленно. Ведь бывает, что, лишая себя скоромного, человек становится раздражительным, начинает ненавидеть ближнего своего – так велика над ним власть привычки к пище земной, если не получает он взамен пищи духовной. Таким «постникам» один подвижник советовал: «Ешьте все, только людей не ешьте».

Особенно важна молитва церковная. Хотя Россия велика – кое-где до храма даже за сутки не доберешься, – но если есть хоть малейшая возможность, бывайте по воскресеньям на богослужении, это значительно облегчит работу души. Молитесь дома, затеплив лампаду или свечу перед ликом Спасителя или Божией Матери, а по воскресеньям – в храм. И душа ваша будет не усталостью и раздражением полниться, а любовью – к ближнему своему, ко всем людям и к Богу.

— Я слышала, рыбу во время Рождественского поста можно есть только по субботам, воскресеньям да в великие праздники, а растительное масло – по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям?

— Устав, принятый сегодня в церкви, по происхождению своему – монастырский. Для мирян, особенно много и тяжело работающих, духовники обычно делают послабления. Условия жизни сегодня сильно изменились.

Вино, к примеру, устав считает более постным продуктом, чем растительное масло. Я бы посоветовал вина вовсе не пить, а масло растительное употреблять. Рыбу же, в особенности тем, кто к посту пока не привычен, можно есть кроме среды и пятницы. Ешьте овощи, фрукты, грибы, каши разнообразные – так много всего вкусного и полезного дает нам лес, сад, огород.

Нынче, правда, некоторые пытаются тоску по скоромному заглушить продуктами из сои: котлетами, фаршами, фрикадельками со вкусом мяса или птицы. Но в этом явно видно лукавство: плоть просит мясного вкуса – мы ей потакаем. Сварите фасоль или чечевицу – ничуть не хуже.

И не забывайте о молитве.

— Отец Михаил, все люди очень разные – и по здоровью, и по образу жизни. Может быть, есть какая-либо мера поста? Признаки, по которым каждый может почувствовать, правильно ли он идет через это в общем-то испытание?

— Церковь делает значительные послабления больным, престарелым, младенцам, находящимся в путешествии, кормящим матерям и прочим, для которых строгий пост может быть неуместен. Как меру поста можно принять способность к молитве, возможность ходить на службу. Больной или старый ослабеет от неумеренного поста так, что и до храма не дойдет. Значит, постится он не по разуму, превысил свои возможности. Ну а уж если молодой здоровый человек сбросил несколько килограммов – что же в этом плохого? Универсальный рецепт такой: пойти к священнику и спросить, как поститься именно тебе. В случае серьезных проблем со здоровьем – извольте к врачу. Его слово пусть и будет вашей мерой.

— А как же Новый год? Такой соблазн! Может быть, церковь предусматривает для праздника этого хоть какие-то послабления?

— Да, с Новым годом сложно получается. По старому стилю Рождество Христово наступало до этого веселого праздника. А сейчас – после, что, конечно, здорово сбивает постное настроение.

Как совместить пост с празднованием Нового года? Почти все духовники разрешают при встрече Нового года выпить немного вина, рыбки поесть. Но при этом напоминают: надо побывать в храме, попросить у Господа мира и благополучия в наступающем году, отстоять новогодний молебен, который вошел сейчас в традицию. Некоторое отступление от постной строгости не должно переходить границ, отличающих умеренность от разгула.

Я вырос в семье священника. И всякий раз, когда до наступления Нового года оставалось пять минут, мы с отцом вставали на молитву. За нею, а не с бокалом шампанского заставал нас Новый год.

— Думаю, многие последуют вашему примеру. Но большинство все же предпочтет рыбки поесть и вина выпить. Получается, после этого «зигзага» им предстоит еще туже затянуть пояса?

— Получается, что так. Да и по уставу последние дни поста – самые строгие. Заканчивается он сочельником, когда пищей должно быть сочиво – обваренные в меду зерна пшеницы или риса с сухофруктами. Чувствуете созвучность: «сочиво» – «сочельник»?

Многие, может быть, помнят – если не по Закону Божиему, так по известному рекламному ролику, – что в этот день ничего не едят до первой звезды. «Звезда» в народе традиционно воспринимается хоть и не как в упомянутом ролике, но и не как в церкви, а буквально – как звезда на небосклоне. На самом деле звезда – знак возрождения. В церкви она символизируется большой свечой, которую после утренней службы сочельника выносят на середину храма. Вот тогда и можно вкусить сочива. А разговение – только на следующий день, на Рождество.

> Что можно и нельзя в Рождественский пост? >Как соблюдать Рождественский пост? >Как держать Рождественский пост мирянам? >Что нельзя делать в Рождественский пост? >Можно ли играть свадьбу (жениться/выходить замуж) в Рождественский пост? >Можно ли заниматься сексом в Рождественский пост? >Что можно есть в Рождественский пост? >Можно ли есть рыбу в Рождественский пост? >Можно ли пить вино в Рождественский пост? >Можно ли крестить в Рождественский пост? >Можно ли причащаться в Рождественский пост? >Как готовиться к причащению в Рождественский пост? >Какие молитвы читают в Рождественский пост? >Можно ли читать акафисты в Рождественский пост? >Чем можно поминать в Рождественский пост? >Можно ли зачать ребенка в Рождественский пост? >Можно ли есть зефир в Рождественский пост? >Можно ли свататься в Рождественский пост? >Можно ли шить в Рождественский пост? Можно ли вышивать бисером в Рождественский пост? >Где можно собороваться в Рождественский пост?

Можно ли есть сухари в Рождественский пост?

Мы постепенно начинаем готовиться к великому празднику Рождества Христова. У людей, которые только начинают свою жизнь в Церкви, как правило, возникает много вопросов о правилах и традициях Рождественского поста. Мы постарались собрать самые типичные вопросы и задали их протоиерею Алексею Митюшину, настоятелю храма Живоначальной Троицы в Косино.

протоиерей Алексей Митюшин

Рождественский пост нужен нам для того, чтобы приготовить свою душу к встрече великого праздника – Рождества Христова. В православной церкви два события отмечаются особенным образом: это Воскресение Христово и Рождество Христово.

Рождество Христово люди ждали много веков, чтобы с рождением Господа избавиться от власти дьявола над собой. Радость этого рождения Спасителя в мире мы продолжаем праздновать до сих пор. Поэтому христиане приготавливают себя к этому событию заранее, постом.

До Рождественского поста христиане не постятся более трех месяцев (после Успенского поста). Мы расслабляемся духовно и телесно, а перед Рождеством наступает время внутренне собраться. Когда пост исчезает из нашей жизни, мы даем слабину и в духовном, и в телесном плане.

Рождественский пост нужен, чтобы достойно, по-христиански встретить великой праздник Рождества. Принести Богу благодарность за то, что Он не погнушался нашего человеческого естества и стал, как и мы, совершенным Человеком, принимая на Себя все тяготы нашего земного бытия, болезни плоти и духа.

Где можно собороваться в Рождественский пост?

Соборование в Рождественский пост – явление более редкое, чем соборование в пост Великий.

Тем не менее во многих православных храмах существует традиция соборования во время многодневных постов.

Узнать, как пособороваться в храме, который вы выбрали, можно на сайте прихода, по телефону или за свечным ящиком. Вам расскажут, когда можно пособороваться и как лучше подготовиться к таинству.

Жителям спальных районов Москвы лучше выбрать храм в центре города, где людей может быть значительно меньше, чем на окраинах.

Соборование — это таинство, в котором мы испрашиваем у Бога прощения забытых нами грехов. К ним не относятся грехи, которые человек сознательно утаил на исповеди.

Есть сухари в Рождественский пост, конечно, можно – это один из самых постных видов пищи, если только они не с молочной начинкой.

Напомним, что меру воздержания и возможность послабления постовых требований нужно предварительно обсудить со своим духовником или священником, мнению которого вы доверяете.

И, главное, нужно помнить, что суть Рождественского поста состоит не только в ограничениях в еде, хотя они тоже важны. Начиная с поста гастрономического, христианин совершенствуется в духовном делании – учится быть ответственным за свою жизнь через сознательное самоограничение. Пост в еде – не самоцель, а лишь средство к возрастанию во Христе, еще один шаг к Господу и исполнению Его заповедей.

>Священник Александр Дубасов: «О Великом посте, падениях, рыбе и гордости…»

№11 (524) / 15 марта ‘09

Интервью

На вопросы в программе телеканала «Союз» «Беседы с батюшкой» отвечает священник Александр Дубасов

– Сегодня я хотела бы поговорить об идущем сейчас Великом посте, чтобы поддержать вас в каких-то делах, возможно, предупредить от каких-то согрешений. У нас в гостях настоятель храма Святых Мучеников Флора и Лавра села Косулина священник Александр Дубасов.

Здравствуйте, батюшка!
– Добрый вечер.
– Обычно начало поста, все собираются «с духом», начинают, и в конце завершение: подводятся итоги, тоже какие-то усилия прилагают. А середина – о ней как-то меньше говорят, она в какие-то будни превращается. Что Вы посоветуете, как «середину» провести? На что обратить внимание?
– Обратить внимание еще в начале поста, что без будней не обойтись. Если сравнить пост с постом, на котором солдат стоит, то можно представить: человек заступил и знает, что не все спокойно на его участке. Первое время солдат усиленно бдит. А когда какое-то время прошло, обстановка без изменений, то у человека появляется желание присесть, отдохнуть. Это естественная человеческая потребность. Бдительность притупляется. Поэтому пост у нас не раз в жизни, а по нескольку раз в году и на неделе: среда, пятница. Поэтому человеку нужно поститься не только в Великий пост, но и в среду, пятницу. То есть среда, пятница – это время учебы, когда мы сталкиваемся с теми же сложностями, что в Великий пост, только в небольшом размере. Человек учится, учится, а в пост сдает экзамен. Тут нужно помнить, что будни будут, от них никуда не деться. Поэтому нужно собрать все силы на начало поста, тем более если человек недавно начал этим заниматься. А когда заканчиваются первая седмица, вторая, третья, придерживаться тех установок, которые человек себе дал. Если нужна будет корректировка, можно посоветоваться с человеком, которому доверяешь.
– Что Вы посоветуете сделать, чтобы не потерять бдительность – так скажем, не уснуть на посту?
– Пост – это время, удобное для духовного становления, для молитвы, для покаяния, для изменения своей жизни, чтения духовной литературы, посещения богослужений. И ничего нового не стоит придумывать. Если здесь что-то не получается: с молитвой как-то не так, с чтением не то, богослужение не получается посещать, то нужно посоветоваться; хорошо, когда у человека есть наставник.
– А что делать, если после первой, второй недели срыв произошел? У человека «руки опускаются»; возможно, уже второй или третий пост выдержать не может; что, все бросать?
– Есть же Церковь, мы же постимся, не только на диете сидим…
– Нет, но и с духовной составляющей не получается – молитвы утром и вечером читать…
– Посоветуйся с Церковью, с тем, кому ты доверяешь. Человеку, идущему духовным путем, нужен наставник, помощник, проводник.
– Но не стоит «руки опускать», бросать пост?
– «Упал – вставай, – говорят святые. – Ни за что не соглашайся с этим положением». Кто-то лежит: «Помоги мне», – ложись рядом.
– То есть если пост вдруг прервался, ничего страшного, за это казнить особо себя не стоит?
– В данном случае надо отличать покаяние от чувства вины. Человек покаялся и сказал: «Господи, Ты меня прости. Я постараюсь укрепиться, дай мне силы». Опять же, пользуясь теми механизмами, которые нам церковь предоставляет, себя укреплять и возбуждать к дальнейшему продолжению дела. Таинство исповеди, таинство Покаяния, молитвы и результат всего этого – таинство Причастия – соединение с Богом. Это все, что нам дано, и дано не безосновательно.
– Можно ли начинать и держать пост без благословения?
– Благословение – это не приказ. Когда мы ставим священника в известность и просим благословения, мы как бы уверяемся, что через благословение священника нас благословляет Сам Бог. То есть священник должен рассмотреть то, что мы просим. И если видит, что человеку что-то не по силам, где-то неправильно он действует, то подсказать ему в этом. Если человек постится, потому что постится вся Церковь – это нормально. А если ему нужно укрепление, человек имеет духовного наставника, священника, у которого он благословляется, то без благословения он не будет поститься. Человек постится ради достижения общения с Богом; я думаю, на это его Сам Бог благословил. Священник благословляет в общем, на службе, поэтому это не будет пост без благословения. А когда человек желает поголодать, на диету себя посадить, то это постом будет сложно назвать. Если он это делает без благословения, то нужно разобраться – почему? Потому что не у кого благословиться или потому что он не считает нужным? Пост без благословения как таковой даже не предполагается, потому что вся Церковь благословлена Богом. А кто имеет наставника, пусть подойдет, какие-то вопросы разрешит.
– Я хотела бы, чтобы Вы прокомментировали такую ситуацию: очень многие люди, называя это светским языком, отчасти хвастаются: «Я пощусь!», делают это демонстративно, не скрывают. Нет ли здесь неправильного поведения? Не порождает ли это какого-то тщеславия, гордыни? Как я слышала, лучше о том, что вы поститесь, промолчать – это должно быть личным делом человека и духовника…
– Подобная ситуация известна и из Священного Писания. Буквально перед самым постом мы читаем Евангелие, где прямым текстом говорится: «Если вы поститесь, то поститесь для Бога». Не нужно это делать напоказ. Господь укоряет тех, кто так бахвалится. Поститься, в большей степени, нужно тайно. Что мы делаем явно, то скрыть нельзя. А сокровенное известно только нам да Богу; Богу в большей мере, нам – отчасти открыто. Поэтому делать такое заявление и выставлять себя особо трудящимся постом будет не совсем правильно. Опять же, Господь все это допускает и рад, чтобы мы увидели в этом негатив и изменились. Чтобы мы поняли, что действительно «я себя тут выставлял постником, а потом не смог до конца вынести это». А может, и вынес, только потому, что тщеславился. Из гордости я продолжал поститься, чтобы потом кого-то укорить, а себя превознести. Это, конечно, неправильная ситуация. Но все на пользу человека. Если человек так делает и нас сейчас слышит, то дай Бог ему поразмышлять, подумать и посоветоваться с духовным наставником.
– У нас звонок: «У меня есть дочь, ей 15 лет, в данный момент она живет в доме инвалидов. Но у меня есть еще две дочки, которые я родила после того, как ее оформили туда. Есть ли грех в том, что у меня так ребенок живет? Я и муж ее навещаем. 18 ей исполнится, я вроде как хотела ее домой взять, но муж против. Мне хотелось узнать, в чем мой грех и какое наказание я понесу за свои деяния?»
– Вопрос не такой простой. Что значит «грех»? Тут дело вашего духовного наставника. Нужно изучить вопрос, почему так случилось, что ваша дочь оказалась в этом учреждении? Какими вы руководствовались резонами, что дочь пришлось туда определить? Как вы сейчас к этому относитесь? Если вы говорите: «ладно, ей там лучше, нам тут лучше» и все, то тут будет небрежность, безответственность за свое чадо. А если вы всю ночь напролет плачете и в молитве спрашиваете разрешение этого вопроса, творите милости по этому поводу в результате того, что, может, муж не соглашается, может, дома дочери не выдержать. Может, дома-то было бы сложнее – ну, разные причины, тонкостей очень много. В результате всего этого можно уже сделать какой-то вывод. Если вам не хочется с дочерью, поскольку она инвалид, а инвалиды, с одной стороны – крест, а с другой – великая ответственность. Если человек эту ответственность выдерживает, то великая награда для него уготована Господом. Если ваше деяние сопряжено с тем, что вы просто от ребенка избавились, который доставляет много хлопот, то, как говорится, «грех за грехом, только смотри и смотри, изучай и изучай». А если была другая необходимость, то ее надо посмотреть, со священником посоветоваться. То есть священнику, которому доверяете, как-то раскрыть все дела. Надеемся, что вы получите более глубокий ответ на этот вопрос.
– А как же быть с мужем, который против?
– Да, тем более не понятно – это ребенок совместный или нет? Если совместный, тогда позиция мужа непонятна. Если же это ребенок от другого брака, то отчасти этого мужчину можно понять. И если уж вы решили свою дальнейшую жизнь связать с мужем, то надо на мнение мужа хочешь – не хочешь опираться. Как минимум, с ним считаться. Поэтому тут опять вопросы: конфликт в дом вносить еще хуже, чем существующее положение. Поэтому посоветуйтесь более детально со священником храма, куда вы ходите, окормляетесь. Если нет, то желаю вам такового обрести.
– Женщина сказала, что ребенок-то уже взрослый, 15 лет, в 18 хочет забрать, то есть стоило бы учесть желание самого ребенка? Может, ребенку самому лучше там…
– Думаю, что с мамой-то все равно ребенку хорошо, но тут опять возникает вопрос: как мама? Как у мамы здоровье? Насколько она может выполнять функцию матери? Вопросы за вопросами, поэтому тут непросто ответить.
– У нас еще один звонок, здравствуйте…
– Добрый день. У меня такой вопрос: показывают трапезную – позавчера показывали обжарку форели на подсолнечном масле. Скажите, пожалуйста, можно ли сейчас вкушать подсолнечное масло?
– И форель…
– Церковь имеет такую благодать, постановление и структуру, что такие слова как «можно», «нельзя» не очень-то употребимы. Все зависит от того, насколько человек воцерковлен, каково его здоровье, насколько он имеет сил поститься по Уставу. По Уставу я могу сказать, что можно, а что нельзя. По Уставу Великим постом, с понедельника по пятницу, масло подсолнечное не вкушается, не говоря уже о рыбе. Среда, пятница – дни еще более строгие, даже пища не варится. Но опять же, тут вопрос: кто может понести такой пост? Если человек это может и его духовник его на это благословляет и не беспокоится, что у его духовного чада произойдет срыв, то спокойно можно поститься по Уставу. То есть с понедельника по пятницу – пища без масла. А в среду и пятницу – сухой день.
– А в субботу, воскресенье?
– А в субботу, воскресенье пища варится и добавляется масло.
– Но Великий пост – это пища без рыбы и мяса…
– Кроме двух дней – без пищи животного происхождения. Рыба употребляется в этот пост дважды: в Благовещенье и в Вербное воскресенье. Кто может это нести? Если человек давно этим живет, нет противопоказаний по здоровью. Бывает, что человек болеет, например диабетом; его в такие рамки поставить – так он неделю протянет, а потом вдруг умрет. Спросишь: «Что случилось?». «Он постился» – так это не пост. Ведь в пост предполагается так свое тело утончить, чтобы душе было удобно молиться. Церковь говорит: когда человек заболел, это уже так или иначе определенный вид поста. То есть что-то у человека в жизни отнялось, чего-то он уже не может себе позволить. Поэтому какая-то часть поста уже есть, и эту часть нужно дополнить. А чем? Пост должен быть радостным, надо освободиться от ненужностей. Цель поста – приблизиться к Богу. И когда мы это сделали, еще и поделиться этой благостью с ближними. Самому достичь Бога и Богом поделиться. А средства, которые мы употребляем для этого, надо смотреть по нашей жизни. Если мы живем в полноценной православной семье, то не вопрос – употреблять масло или нет. Мы постимся по Уставу, масло не употребляем. Или же нет, может, у нас в семье не все верующие, православные. Не все, может, даже крещеные, возможно, другой веры. Может, дети малые есть или болящие. Тут, исходя из всех этих условий, человек выбирает свой посильный пост. Однозначно можно отказаться от просмотра сериалов. Не посещать магазины без надобности (понятно, что продукты питания нужно покупать, их же не запасешь). Добавить надо в свое постное делание духовно-нравственные моменты: не ходить по магазинам, не глазеть на витрины.
– Не искушать себя…
– «Не могу я без рыбы в силу того, что у меня со здоровьем не все в порядке, но вот от сериала любимого я воздержусь, вместо рыбки». Еще важный момент. Говорят: «Я, батюшка, не пощусь». «А что такое?». «А я вот болею». «Что такого болит?». «Мне нельзя без мяса, молока…». Тут есть разные советы, духовники по-разному советуют. Вот что можно однозначно сказать: «А вы можете поступить следующим образом. Вы поститесь без молока, без мяса. А вот у вас есть возможность и вам необходимо вкушать какое-то количество мяса и пить какое-то количество молока. Поэтому вы варите без молока, а молоко вкушаете как лекарство – возможен такой путь?» Человек говорит: «Да, возможно». Или говорит: «Нет, невозможно, потому что я сухое есть не могу». «Хорошо, готовите на молоке, добавляете масло, а мясо отдельно отвариваете и вкушаете как лекарство. Это возможно?» «Да, возможно» или «Нет, невозможно». «Что невозможно?». «То-то и то-то» – и дальше, по силам человека, можно вывести его на бакалейно-гастрономическую тему. Определить какие-то рамки. Когда эта тема пройдена с человеком, можно спросить: «А что еще есть в вашей жизни, что вы говорите «я не пощусь?»»
– Ну, в конце концов, можно, наверное, совсем-то не упираться в тему еды.
– Опять же – по состоянию человека. Может, он живет один. Может, телевидение, сериал душещипательный для него – единственная отдушина. Возможно, он не может часто выходить, живет в четырех стенах, и все. Священник на то и дан, чтобы он сказал, как человеку удобно поститься, что для него будет постом. Ведь цель поста какая – достичь Бога. «А как я буду достигать?» Наблюдением за собой: что у меня не в порядке – чтобы эти моменты преодолеть. Мы трудимся над этим в течение поста, прилагаем усилия. Что в сердце негативное хочет войти и что негативное уже там есть: новое не впустить, а что уже есть – исправить.
– Правду ли говорят, что во время поста телесная оболочка истончается и гораздо ярче проявляются те греховные стороны души, которые есть? То есть человек начинает быть либо очень агрессивным, либо очень нервным, либо его тянет на обжорство… То есть время поста – это, наоборот, лакмусовая бумажка, которая еще ярче и нагляднее показывает, где проблемы души. Или нет?
– С одной стороны, так, а с другой – на сегодня мы не можем не учитывать психического состояния человека. Насколько он адекватен, насколько его психика в пределах нормы. Одно из дел духовника – определить, насколько психика перенесет этот пост. Например, человек хочет постом поставить себя в рамки; а насколько его психика к этому готова? Мы сегодня не можем об этом не говорить. Есть общие рамки, положения, но каждому человеку надо индивидуально посмотреть. Я окормляю психиатрическую больницу и часто сталкиваюсь с этим вопросом. И понимаю, что такого болящего постом выведешь в такое состояние… Один человек говорит: «Я стал поститься, бросил курить и снова попал сюда». Поэтому тут осторожно надо смотреть, какие у человека возможности. С одной стороны, пост и дан, чтобы проявился во мне весь негатив и я его увидел, – но если негатив связан с неровностью в моей психической картине, тут надо быть осторожным.
– То есть это проявилось, вы увидели это. И дальше с духовником решать, что делать. Либо послабляться в посте…
– Тут очень осторожное дело. Духовник должен быть очень чуток. Лучше скажем, духовный наставник, потому что духовников сейчас не так много – это такая божия благодать. И духовников, именно высокой духовной жизни, на всех не хватает. А духовный наставник тоже просит, чтобы Господь, по Своей благодати, через священника помог человеку. Тут не столько личный фактор священника работает, а именно Господь через священника помогает. Это не значит, что священник при этом должен жить как угодно. От его благочестия тоже многое зависит.
– Можно ли крестить детей в пост?
– Конечно. Ведь Крещение есть духовное рождение. На заре христианства существовала практика – креститься в большие праздники. Но давно этого нет, и человека мы крестим, когда он считает, что готов. Поэтому нет никаких противопоказаний человека в пост покрестить. Вот зачатие ребенка христианину, живущему по правилам Церкви, в пост будет неверно.
– Спасибо за беседу.
– Желаю вам бодро пройти будни постные, достичь Светлого Христова Воскресения, достичь Бога – и этим достижениями делиться с ближними, дальними.

Беседовала
Юлия ФАРБШТЕЙН
Расшифровка аудиозаписи –
Виктория ПАЛКИНА

© При использовании информации ссылка на СМИ
«Информационное агентство Екатеринбургской Епархии»
(свидетельство о регистрации ИА №11–1492 от 29.05.2003) ОБЯЗАТЕЛЬНА.

Восемь вопросов о Великом посте

(20 голосов: 4.5 из 5)

Отвечает священник Александр Пикалёв

См. также:
Великий Пост. 25 советов постящемуся, или Голод не в желудке, голод – в голове

1. Для чего установлено правило поста, в чем его польза?

Слово пост в русском, как и латинском языке (откуда оно, скорее всего и пришло) имеет двоякое значение. Пост это не только особое время воздержание, предписанное Церковью, но и то место где стоит военный караул. Такая омонимичность слова пост не случайна. По своей сути, пост это время, когда мы становимся на стражу своей души и стараемся максимально ограничить себя в том, что не служит ее спасению. Это и телесное воздержание, и воздержание от всего суетного, что есть в жизни: от развлечений, от второстепенных занятий, от праздных разговоров.

Если сказать совсем просто – это время капитального ремонта. Вот мы обычно поддерживаем свой дом в чистоте, вытираем пыль, моем полы, и на какое-то время этого достаточно, но только на какое-то время. Наступает момент, когда нужно решительно избавляться в доме от всего что обветшало, обновить, перестроить, крышу перекрыть. Нечто подобное происходит и с нашей душой, умом, нравственностью. Вот именно цели капитального ремонта, обновления души и служит пост. Не зря в аскетической православной традиции его называют духовной весной.

Польза поста в том, что мы вновь и вновь напоминаем себе о том, что мы не только телесны, что мы больше чем наше тело и не тождественны ему, что самое главное сокровище для нас, христиан – это наша бессмертная богоподобная душа, к сожалению, отягченная грехами. Вот пост это время сугубого покаяния, особого напряжения всех духовных сил на исправление себя по Божьим заповедям.

2. Почему этот пост называют Великим?

Великий Пост – это Пост с большой буквы. И по написанию и по значению и по продолжительности. Иначе, по-церковному, он называется святой Четыредесятницей. Этот Пост является образом сорокадневного пощения Христа в пустыне перед выходом Его на Свое проповедническое служение.

3. Должен ли каждый крещеный человек поститься?

Если говорить о посте как о воздержании от определенных видов пищи, то нет, не каждому православному пост вменяется в обязанность. Не должен поститься ребенок, больной человек, если назначения лечащего врача предписывают вкушение скоромного, не нужно поститься беременным и кормящим женщинам.

Но тут еще хочется сказать о том, что именно наполняет пост смыслом. Как для человека, который едет по дороге на автомобиле смысл поездки не в том, чтобы просто ехать и наматывать на кардан километры, а в том куда он наконец приедет, так и для постящегося смысл поста лежит не в самом посте, а за его пределами. Смысл Великого Поста в Пасхе, в радости о том, что победа Христа над смертью это и наша победа. Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот (жизнь) даровав. В этом весь смысл христианской веры. Христос не только сам силою своего Божества воскрес, но и нам жизнь даровал. Вот стать участником этой победы Жизни над смертью, можно только будучи участником Таинства Евхаристии, причащаясь Тела и Крови Христа. Без Причастия пост – всего лишь диета. Поэтому если постящийся человек не участвует в Божественной Литургии, не посещает храм, ну а саму Пасху, проводит во всяческом разгуле, то такой пост по своей сути нецерковен, да собственно и постом не является, а профанацией поста.

4. Что такое благословление, и нужно ли его брать перед тем, как начать поститься?

Благословением на пост для нас для всех является день Прощеного Воскресенья, когда православные, собравшись в храме просят прощения друг у друга и у священства за вольные и невольные обиды. Пост и покаяние – это наша жертва Богу, а жертва невозможна без мира с ближними, по слову Самого Христа.
Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой. (Мф. 24)

Особое же благословение нужно брать не на сам пост, а на то чтобы его нарушить по тем или иным объективным причинам, например по болезни. И потому те кто не может поститься в полной мере, в Прощеное Воскресенье испрашивают у духовенства благословения на послабление поста.

5. Кто определяет постящемуся степень строгости поста?

Во-первых, строгость поста определяет церковный устав – Типикон. Конечно, не каждый свободно владеет церковнославянским и может в нем ориентироваться, но о необходимые сведения о строгости поста можно прочитать в любом церковном календаре.

Во-вторых, строгость поста, для каждого, в большей степени, чем Типикон, определяет наша совесть, потому что не всякая строгость и не всякое воздержание может быть одинаково полезно для каждого. Тем более, церковный устав это устав монашеский, т.е. это правила жизни тех людей, которые всю свою жизнь посвятили Богу и борьбе со страстями. Монахи – это те люди, для которых вся жизнь – пост и молитва. Мы же, к сожалению, очень часто не таковы. И вполне понятно, что тот вес, который шутя поднимает тяжелоатлет, неподготовленного человека может покалечить. Поэтому полнота, как физического, так и духовного подвига дается многими трудами и не сразу. Помните как у Высоцкого: «а я так долго шел до пьедестала, что вмятины в помосте протоптал». Еще Антоний Великий, основатель монашества в 4 веке говорил, что самая главная добродетель это рассудительность, поэтому к мере поста надо подходить с умом, соразмерив свое и физическое и духовное состояние и посоветовавшись со священником, помня о том, что пост – это, прежде всего воздержание от греха. Прежде чем отказаться от сосиски, надо отказаться от каннибализма, т.е. престать есть друг друга и тогда уже помышлять о церковном посте. Каждый знает, что злой человек во много крат злее, если он еще и голоден.

6. Что важнее во время поста, соблюдать строгость (пища, поступки) или, постоянная молитва?

В общем, я уже на этот вопрос ответил. Если воздерживаться от определенных видов пищи может не каждый и не каждому это полезно, то для того, чтобы не молиться, не каяться, не причащаться никаких объективных причин быть не может, ну а если у нас христианское состояние души, т.е. состояние ненависти ко греху и любви к ближнему, то это и дает основу и мотив для правильных поступков.

7. Почему многие стремятся исповедоваться именно в Великий Пост?

Исповедоваться ТОЛЬКО в Великий Пост, не очень хорошая традиция, потому что о душе надо думать и за пределами Великого Поста.

Исповедь и Причастие только Великим Постом – это предельно допустимый минимум для христианина, чтобы по существу своему не отпасть от церкви. Ну это все равно что есть только тогда когда начинаешь падать в голодный обморок. Жить так можно, но полноценной жизнью это никто не назовет, это патология. Причащаться и исповедоваться христианин должен стремиться как можно чаще и никогда не пренебрегать и не откладывать участие в Таинстве. Образно Церковь сравнивает Литургию с брачным пиром. Быть на пиру простым зрителем и отказываться от предлагаемых угощений это оскорбление хозяину и устроителю торжества. Так и в Церкви, если мы не причащаемся тела и Крови Христа, то христианство наше формальное, неживое. Потому что Христос спасает нас не тем что мы читаем Библию, произносим молитвы, а тем, что мы в Таинстве Евхаристии становимся сотелесны Христу, причастниками Его Божественной природы. Все остальное: пост, молитва, посещение богослужений, исповедь, чтение Писания – это подготовка нашей души, ума и совести для того, чтобы мы могли причаститься достойно.

8. Чтобы вы порекомендовали тем, кто первый раз поститься или, еще не решился на этот духовный подвиг.

Прежде всего, ясно понимать, что пост это не цель, а средство. А цель поста – Пасха, победа над грехом и жизнь с Богом. Кроме того, надо понимать, что пост без правильной церковной жизни, без Евхаристии, без исповеди – не более чем диета.

Часто некоторые невоцерковленные христиане говорят: вера это личное дело, о том во что я верю, говорить не обязательно, вера она в глубине сердца. На самом деле это не так. Христианин обязан и словом и делом свидетельствовать о своей вере во Христа как Бога и Спасителя.

Пет.3:15 Господа Бога святите в сердцах ваших; всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением.

Но эти слова о сокровенности и интимности вполне можно применить к посту. Сам Христос говорит о том, каким должен быть пост:
Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6).

Пост, как и любой подвиг, христианину не подобает выставлять напоказ, внешним видом показывать всем окружающим безмерную всемирную скорбь: я пощусь, не подходи ко мне. Наоборот, аскетическая монашеская литература называет пост «веселым временем», временем обновления, очищения души от мусора. Если мы с этим мусором себя не отождествляем, всей душой жаждем от него избавиться и войти обновленными в то пространство, в котором уже не мы своими незначительными усилиями стремимся приблизиться к Богу, а в котором Сам Воскресший Бог, уничтожив ад идет навстречу нам, тогда пост нам не может не принести радость.

Интервью газете Слово

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *