Монастырь старая русса

В 1192 году на правом берегу полноводной реки Полисти был выстроен одноэтажный деревянный храм Преображения Господня. В этот же год к храму были пристроены тесные кельи. Все это сооружение стало называться Спасо – Преображенским монастырем. Основателем монастыря и первым игуменом здесь стал Мартирий, который, впоследствии, принял сан архиепископа Новгородского. Летописи гласят, что Мартирий был родом из этих мест, поэтому ему очень хотелось оставить на родной земле память о себе.
Несладко пришлось монастырю и его обитателям во время шведских и литовских набегов. Не раз и не два он был разорен, но снова восстанавливался, благодаря стараниям послушников. Двести лет простоял храм и монастырь, основанный Мартирием. За эти годы постройки пришли в полную негодность из-за ветхости всех конструкций.
Архиепископ Новгородский Евфимий выдает повеление о строительстве нового храма и монастыря. С помощью жителей Старой Руссы в 1442 году такая каменная церковь была выстроена. И хотя строительство велось на старом фундаменте, новые постройки оказались гораздо выше прежних.
Окончательно Спасо-Преображенский монастырь был реконструирован к 1628 году. На нижних этажах были устроены монастырские кельи, все деревянные конструкции и перекрытия были заменены на каменные.
Обновленный Спасо-Преображенский монастырь включал в себя величественный Спасский собор, небольшой храм Сретения Господня и храм Рождества Христова. Все эти здания были соединены между собой пристройками. В 1630 году к северной стене Спасского храма была пристроена небольшая колокольня. Внутри самого храма в те годы находились бесценные реликвии: части мощей пятидесяти святых угодников, а также знаменитая Старорусская икона Божьей Матери.
Эта святыня имела достаточно большие размеры и была щедро украшена позолотой и драгоценными камнями. Как гласит предание, икону эту доставили в Старую Руссу греки из Ольвиополя еще в X веке. В 1570 году икона была передана жителям Тихвина по случаю, возникшей там эпидемии морового поветрия. С помощью этой святыни мор удалось остановить, но икона вернулась в Старую Руссу лишь в 1888 году после конфликта, который удалось урегулировать лишь с помощью священного синода. В честь возвращения иконы был проведен ремонт во всех сооружениях и церквях монастыря. К сожалению, бесценное сокровище — Старорусская икона Божьей Матери, была украдена фашистами во время Отечественной войны. Ее следы были навсегда потеряны, и сегодня, уже нет никакой надежды, найти святыню.
К 19 веку комплекс монастырских строений полностью сформировался. Здесь было открыто духовное училище, а также приходская школа.
Тот Спасо-Преображенский монастырь, который можно видеть в Старой Руссе сегодня – это комплекс, который был выстроен в 18 веке. Монастырю чудом удалось избежать разрушения в годы Великой Отечественной войны . Позднее он был немного отреставрирован и отдан во владение городу.
Сейчас в помещениях монастыря находятся экспозиции городского краеведческого музея, а в здании собора выставлены уникальные фрески XV-XVII веков

Историческая справка

Архимандрит Варлаам в 1410 году возвел на просторной площади удивительный по своей гармоничности и лаконичности храм. Изначально церковь была достаточно маленькой и имела всего один придел во имя Благовещения. Храм имел четыре внутренних столпа, а крыша была представлен лишь одно главой.

Георгиевский собор один из немногих православных храмов, которому удалось устоять под натиском литовских и шведских войск в период между 1611 и 1617 годами. Об этом свидетельствуют многочисленные летописи, в которых упоминается как сам город Старая Русса, так и церковь Георгия Победоносца. Но, несмотря на это, уже к 1710 году храм начал постепенно терять свой былой внешний вид, а к 1740 году и вовсе пришел в запустение. Из-за этого на территории православной обители прекратили осуществлять богослужения, литургии и любые другие священные действия.

В 1740 году церковь во имя Георгия Победоносца была полностью разобрана. Оставили только фундамент, на котором было принято решение возвести новый православный храм. Новая святая обитель обрела совершенно иной облик, который позволил сделать внутренние помещения намного просторнее и свободнее. Обновленное здание выделялось громадными окнами, которые были украшены прекрасными наличниками и дополнительными нишами, а также декоративным оформлением фасада. Сены церкви выкрасили в нежный кремовый цвет, тогда как элементы декора оформили в красный оттенок.

1905 год стал для этой православной обители переломным моментом. Георгиевский собор был подвержен полной реконструкции и реставрации. Именно в этот период появилась мозаика на полах, которая придавала им роскоши и помпезности, а стены были украшены чудесными картинами, которые выполнялись в строгом соответствии с эскизами, выполненными В. Васнецовым. Это является неким подобием росписи Владимирского собора, который находится в Киеве.

К сожалению, до современников не дошла ни одна уникальная роспись. Единственное, чем приходится наслаждаться из старины – небольшой клочок на церковном куполе, который напоминает о «васнецовских» шедеврах, выполненных палехскими мастерами. Это связано с тем, что все стены храма несколько раз переписывались, тем самым каждый слой стирал былую красоту начала XX столетия.

В 1957 году было принято решение о разборе старой колокольни, поэтому сооружения быстро разошлось по кирпичам. Сегодня этот архитектурный ансамбль восстановлен. Теперь величественная колокольня призывает всех паломников заглянуть в этот удивительный Георгиевский собор, который закрывался в Советский период всего лишь два раза: в 1939 году, о чем попросили сами трудящиеся, а также во время ВОВ.

Спасо-Преображенский монастырь — древнейший памятник архитектуры Старой Руссы. Он был основан в 1192 году неподалеку от правого берега реки Полисти. Тогда же был выстроен первый деревянный храм. Основателем монастыря стал Мартирий, который при новгородском князе Ярославе Владимировиче выстроил в 1192 году несколько келлий и деревянную церковь во имя Преображения Господня; в день Успения архиепископа новгородского. Григорий освятил ее и назвал монастырем, поставив игуменом его основателя Мартирия (в 1193 года избранного архиепископом Новгородским, скончавшегося 24 августа 1199 года и погребенного в Новгороде, в притворе Софийского собора). Во время литовских и шведских набегов монастырь весьма часто подвергался разорению, но после каждый раз снова возобновлялся.

В 1198 году монастырь сгорел, а на его месте, всего за 70 дней, был построен новый, уже каменный, Спасский собор. Впоследствии храм дважды подвергался перестройке (в XV и XVII веках), в 1630 году к северной его стене была пристроена колокольня, примерно в то же время появляется небольшой храм Рождества Христова, объединенный с упомянутыми зданиями особой пристройкой.

Преображенский соборный храм построен в 1442 году; в нем иконостас — пятиярусный, византийского стиля. В монастыре находятся части святых мощей 50 угодников, перенесенные из Новгородского Софийского собора в 1805 году, и празднуемая 4 мая чудотворная Старорусская икона Божией Матери. Эта святая икона имеет в длину 3 аршина 14 вершков, в ширину 2 аршина 14 вершков; на ней богатая риза с драгоценными украшениями; стоимость иконы простирается до 12000 рублей; изображение на ней Богоматери с сидящим на Ее левой руке Богомладенца — весьма величественного вида. По преданию, эта святая икона пребывает в Старой Русе с X века, будучи сюда принесена греками из Ольвиополя ( Херсонской губернии). В 1570 году, по случаю морового поветрия, она была принесена в город Тихвин и находилась в Тихвинском Богородицком монастыре до 1888 года, когда с разрешения Святого Синода, вследствие ходатайства граждан о возвращении им святыни, была торжественно перенесена в Старую Русу. В честь ее в 1892 году освящен вновь сооруженный обширный храм. В первое воскресенье после Воздвижения совершается обнесение частиц святых мощей вокруг монастыря с крестным ходом из Старорусского собора. При монастыре духовное училище. К монастырю приписан Кречевский Николаевский монастырь, в 3 верстах от города Старой Русы; время основания его неизвестно.

Комплекс монастырских строений, сформировавшийся в целом к XVII веку, дошел до наших дней. В настоящее время все сооружения монастыря отреставрированы, в соборе экспонируются фрагменты фресок XV-XVII веков, в помещениях монастыря разместилась экспозиция старорусского краеведческого музея.

Храмы монастыря

  • Собор Спаса Преображения. Дата постройки: 1198.
  • Церковь Рождества Христова. Дата постройки: приблизительно не позже 1630.
  • Церковь Сретения Господня. Дата постройки: приблизительно не позже 1630.

1) В этой части мы познакомимся с богатым наследием Старой Руссы на предмет храмового строительства, из которых дошедшие до нашего времени памятники архитектуры датированы и XII, и XV веками, участием в реставрациях ряда их них «мэтра русско-византийского стиля» К. Тона, одного из зачинателей классицизма В. Стасова.
Итак, полетели!

2)Воскресенский Собор, построен в 1692-1696 гг., расположен на стрелке двух рек Полисти и Порусьи в самом историческом центре города. Храм возведён на месте острога возле одной из башен, на которой стоял Покровский Собор, который со временем сильно обветшал. Тогда в 1690-х гг. на деньги соборного старосты Михаила Фёдоровича Сомрова и прихожан был выстроен ныне существующий Собор.
В 1833 г. под руководством архитектора Василия Стасова храм был перестроен с галереей и колоннами.в 1801 году возведена четырёхъярусная колокольня в стиле классицизм (на средства соборного старосты И. П. Красильникова). На третьем его ярусе располагались часы (с 1811 года), бьющие в восемь колоколов каждые четверть часа и каждый час.

3) Церковь Николая Чудотворца построена в 1371 году и переделана в XVIII веке, когда к одноглавому новгородскому храму с зубчатой крышей были добавлены четыре маленьких купола, а позднее колокольня в стиле классицизм. Церковь действует и принадлежит Старообрядческой беспоповской Древлеправославной Поморской Церкви.

4) Храм, называемый «Николы в городу»или » Николы на Торгу», был выстроен в честь Николая Мир Ликийского (Николая Чудотворца) рядом с торговой площадью древнего городища.После разорения в 1614 году церковь была восстановлена в 1710 году, колокольня пристроена в 1750-х гг.

5) Храм расположен на первоначальном фундаменте, кладка которого сохранилась на высоту 2-2,5 метра.

6) Георгиевская церковь относится к XV веку (1410), однако перестройки XVIII века сильно изменили облик здания, которое сейчас больше напоминает неорусские стилизации Константина Тона нежели древнерусскую архитектуру. Георгиевскую церковь регулярно посещал Достоевский, о чём напоминает расположенный неподалёку памятник, показанный в первой части рассказа о городе.

7) Интересно, что писатель предпочитал эту церковь маленькой и гораздо более симпатичной церкви великомученика Мины, которая к тому же располагалась по соседству с его домом: возможно, Достоевского интересовала икона Старорусской Богоматери, одно из крупнейших выносных изображений Богородицы, с которым связана длинная и скандальная история.

8) Первоначальный образ то ли привезён из Византии, то ли в написан в Новгороде в XIII веке. В XVI веке икону на время отвезли в Тихвин для спасения тамошних жителей от моровой язвы. Тихвинцы так впечатлились чудотворным действием иконы, что не стали её возвращать, а в конце XVIII века после длительных уговоров позволили рушанам сделать хотя бы копию. Впрочем, копия оказалась не совсем точной — Христос на ней почему-то отвернулся от Богородицы — и это, наверное, повлияло на чудотворные свойства: продолжив борьбу, к концу XIX века рушане всё-таки завладели оригинальной иконой, которая была потом утеряна в годы войны. «Неправильная» копия с отвернувшимся Христом выставлена сейчас в Георгиевской церкви.

9)Церковь Великомученика Мины является второй древнейшей постройкой Старой Руссы и ориентировочно датируется началом XV века (между 1300 и 1400 годами), но на данный момент возраст сооружения точно не установлен.Почти во всю высоту стен сохранилась древняя кладка из красного ракушечника.По своему облику, размерам и форме кирпичей, декору и архитектурно-конструктивным особенностям церковь, вероятно, относится к XV веку, а возможно к 30-40 годам XV века. Церковь имела подцерковье, на втором этаже находился непосредственно храм. В XV веке церковь была перекрыта позакомарно (с использованием кокошников), что достаточно редко в Новгородской земле в этот период.
10) По преданию, в ней ослепли шведы, когда, не имея пристанища в разоренном и разрушенном городе, на конях въехали в храм. Шведский военачальник послал слепцов в Швецию как доказательство чудес, творящихся в православных русских храмах.
В 1751 году храм был возобновлен стараниями архиепископа Стефания Калиновского и прихожан.
11) В стенах можно увидеть фрагменты старинной кладки и характерные для Западной Руси вмурованные каменные кресты. К сожалению, церкви не повезло с реставрацией: стройное здание испорчено непропорционально маленьким куполом на тонком барабане и огромным деревянным крыльцом с жестяной крышей. Возможно, со временем церковь приведут в порядок, но пока она не действует и всё больше зарастает травой. Ныне там расположена мастерская реставраторов. Правда, когда я туда поднялся, едва не упав с лестницы, дверь была закрыта на замок. Печалька, однако.
12) Церковь Святой Троицы на улице Фрунзе является образцом посадского храма 2 половины XVII века, выстроена на средства купца Якова Тверева в 1676 году. В 1759 году в Старой Руссе случился пожар, из чего церковь сильно пострадала, а в 1836 году после бури сорвался купол.
13) в 1854 году начался с высочайшего соизволения императора Николая I ремонт церкви с сохранением древней архитектуры под руководством К. Тона (автора Храма Христа Спасителя, Ленинградского и Московского вокзалов в Москве и Петербурге, Елецкой Вознесенского Собора, Большого Кремлёвского Дворца и Петропавловской церкви в моём родном городе Клинцы). Содействие в реконструкции оказывал староста церкви Яков Булин, священник Отец П. Лавровский, в результате чего были укреплены своды, пробиты дополнительные окна и перенесён придел из сгоревшей рядом Златоустовской церкви в 1759 году. Вместо древней палаточной сделана 4-скатная кровля.
14) После революции действовавшую при храме приходскую школу заменили на четырёхгодичную. в 1980 году там размещался рушанский краеведческий музей. Возвращена РПЦ в 1996.
15) в одной из последующих частях рассказа о поездке в Старую Руссу я расскажу также о древнейшем в городе и территории бывшего Древнерусского государства Спасо-Преображенском монастыре, а также прогуляемся по улицам города.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *