как живут в монастырской гостинице, что едят в трапезной, сколько длится служба и почему нелегка жизнь монаха
«Вот брошу все и уйду в монастырь!» — такие слова почти каждый из нас говорил когда-либо в сердцах, столкнувшись с тяжелой жизненной ситуацией или непониманием людей близких. На самом же деле большинство из нас не понимает, что жизнь в монастыре довольна сложна и не по силам любому, пусть даже и искренне верующему человеку. А человеку обычному, который в церковь заходит время от времени, чтобы свечку поставить да освятить на Пасху кулич, она и вовсе покажется непосильной. Но съездить в монастырь, если есть желание помолиться, прикоснуться к святыням, узнать больше об истории края, стоит.
В Беларуси принимают паломников два действующих монастыря: Спасо-Евфросиниевский женский в Полоцке и Свято-Успенский мужской в Жировичах (Гродненская область). Оба могут посетить и мужчины, и женщины.
Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке. Фото Евгении Москвиной
А вот, что нужно знать тем, кто собрался съездить паломником в Спасо-Евфросиниевский монастырь (корреспондент «Витебского курьера» побывала в нем лично и рекомендует посетить это святое место всем верующим):
1. На территории святого места строго-настрого запрещено пить спиртное (и соответственно, появляться в нетрезвом виде) и курить
Так что от вредных привычек придется на время паломничества отказаться. Не бегать же за угол расположенного поблизости Лесного колледжа, чтобы втихаря выкурить сигаретку-другую…Монастыри и храмы — это места, где действует строгий запрет на курение.
Во дворе монастыря. Фото Евгении Москвиной
2. Заселиться в гостиницу при монастыре можно в любое время
Но для начала необходимо обратиться к охранникам, которые подскажут, где найти гостиничную сестру, или же (в ночное время) проведут сами в гостиницу. С собой обязательно стоит взять паспорт. Без него не заселят. За проживание в гостинице фиксированной платы нет. Но пожертвование, которое по силам, стоит сделать. Как отметила паломница Алла, приехавшая из Твери, в монастырях России практически везде нужно заплатить за постой.
Находится же обитель совсем недалеко от вокзала. Минут за десять автобус (или маршрутка) №4 довезет до остановки «Лесной техникум» (возле него и находится монастырь). За полчаса можно добраться и пешком.
3. Все ценные вещи необходимо держать при себе
Дома для паломников располагаются на обычной улице, не на закрытой территории. Поэтому в гостиницу могут наведаться люди, которые не чтут заповедь восьмую («Не кради»). Об этом предупреждают сразу, ведь случаи, когда в открытую дверь входили посторонние, а после пропадали вещи, бывают. Сам монастырь может принять, по словам экскурсоводов, сотню паломников. И не всегда это люди с чистыми намерениями. Живут же в одном домике иногда и больше десяти человек сразу. Удобства (туалет, душ, кухня с холодильником и электрочайником) присутствуют. А вот спать придется на деревянных двухэтажных полатях, где размещается по 10-14 человек одновременно. Но при этом никто не ропщет. Все-таки приехали не за удобствами…
Вот так выглядит гостиница для паломников. Фото Евгении Москвиной
Мужчины и женщины живут в разных домах. Если вы пожелаете посетить монастырь с супругом (супругой), жить будете все равно раздельно. Исключение сделают лишь для семей с маленькими детьми.
4. С собой в монастырь стоит взять предметы личной гигиены
Возьмите с собой зубную щетку-пасту, мыло, полотенце, захватите тапочки, халат. Постельное белье выдадут, есть и чашки-кружки. Паломники, которые здесь бывают, оставляют иногда чай в пакетиках, так что на кружку горячего напитка можно рассчитывать. Да и соседи попадаются гостеприимные, могут угостить и чем-то из съестных запасов.
Купить же иконы, свечи, книги, посвященные вопросам веры, можно в церковной лавке.
Церковная лавка при монастыре. Фото Евгении Москвиной А возле церковной лавки в павильоне можно набрать святой воды. Фото Евгении Москвиной
5. В монастыре есть свой дресс-код
Приезжать сюда в шортах и легкомысленной майке, мини-юбке запрещено. Лицам женского пола необходимо надеть платок на службу в храме. Да, возле входа выдадут (при необходимости) и платок, и юбку, и рубашку, но раз уж вы собрались приехать на пару дней, то стоит позаботиться о комплекте приличной одежды, а косметичку с различными пудрами-тенями-румянами оставить дома. Во всяком случае, ни одна из женщин, проживавших в гостинице, где остановилась корреспондент, не красилась. А вот о чистоте тела и одежды заботились все.
6. Во время пребывания в монастыре паломники питаются в трапезной
Здесь кормят трижды в день. Пища самая простая: каша из круп, картошка, салаты из консервированных и свежих овощей, супы, варенье, чай, компот. Мясных блюд в меню нет. Но как показывает практика, пару-тройку дней без мяса прожить можно!
В этом здании находится трапезная для гостей монастыря. Фото Евгении Москвиной
С собой паломники могут привезти продукты и перекусить на кухне в гостинице. Также можно в монастырской чайной попить травяной чай и кофе, полакомиться вкусной и недорогой выпечкой (стакан чая стоит 3 000, примерно в такую же сумму обойдутся и булочки), домашним печеньем, коврижкой.
Здесь напоят вкусным чаем с домашней выпечкой. Фото Евгении Москвиной
Еще в будний день можно перекусить в столовой Лесного колледжа, который находится неподалеку. Здесь обед из трех блюд (первое, второе, салат, компот) обойдется тысяч в тридцать. Работает столовая с 9.00 до 17.00.
Столовая от Лесного колледжа. Фото Евгении Москвиной
7. Службы в монастыре достаточно длинные
Стоят в храме и молятся по 4-5 часов (для сравнения: в приходских храмах они обычно длятся два часа). Утренняя начинается в 7.00, вечерняя в 16.45. В воскресение — две утренних службы, в 6.30 и 9.30.
Спасо-Преображенский храм на закате. Фото Евгении Москвиной
Человеку, не привыкшему к долгому стоянию на ногах, первый день выстоять на молитве утром и вечером достаточно сложно. Потом станет легче. К слову, принимают паломников максимум на три дня. Можно остаться и на более длительный срок, но для этого требуется благословление настоятельницы.
Кресто-Воздвиженский собор в монастыре. Фото Евгении Москвиной
Так что жизнь монаха отнюдь нелегка. Им-то нужно встать к пяти утра на молитву, а после службы отправиться работать. В Спасо-Евфросиниевском монастыре женщины и на молочной ферме трудятся, и в огороде, и в мастерских, не жалуясь, как многие из нас на низкую оплату труда, плохое начальство, невозможность найти вакансию получше. Да и принять постриг сразу не получится. Его необходимо заслужить ежедневным послушанием.
8. В монастыре необходимо не только помолиться, но и потрудиться
Между службами в храме у паломников остается свободное время. И конечно, если здоровье позволяет, они несут послушание. Что это значит? А то, что в монастыре всегда найдется работа: на кухне, в трапезной, в самом храме. Где-то нужно помочь с уборкой, где-то с приготовлением пищи. И человек верующий относится к подобным обязанностям спокойно, понимая, что это вне стен святого места он может быть человеком при должности, который привык руководить, а здесь такие вещи значения не имеют. Так что приготовьтесь и пол вытирать, и чистить подсвечники. А также спокойно реагировать на вопросы посетителей храма, которые почему-то уверены, что человек, что следит, скажем, за свечами, знает, как правильно молиться, где ставить за здравие-упокой, к какому святому с какой просьбой обращаться, зачем нужны продукты на поминальном столе. Давать консультации не дело выполняющего послушание, а людей, что служат в храме.
Кстати, сами паломники предпочитают не делиться личной информацией: кто где работает, у кого какие проблемы. И любопытство здесь не в почете. После службы в гостинице обсуждаются не какие-то сугубо мирские проблемы, а вещи духовные. Люди рассказывают, в каких святых местах побывали, какие чудотворные иконы видели, как помогает паломникам пребывание в том или ином монастыре. Например, людям, больным раком, рекомендуют съездить в монастырь в Жировичах, где находится нерукотворная икона Божией Матери. К ней обращаются и с другими тяжелыми недугами.
9. Снимать запрещено!
Как объяснили охранники, фотографировать сами здания, расположенные на территории Спасо-Евфросиниевского монастыря, можно. А вот внутри — нет. Таков обычай.
Зачем люди едут в монастыри? Здесь дать однозначный ответ невозможно. У каждого человека свое намерение. Безусловно, практически все паломники, приезжая сюда, спешат поклониться мощам святой Евфросинии. Кому-то она помогает в решении житейских вопросов, кому-то в исцелении болезней. Сами паломники признаются, что необходимо верить искренне, что святая поможет. И тогда вероятны положительные перемены в жизни и здоровье.
Одна из паломниц призналась, что приехала сюда из другой страны, где нарушались ее права. Сейчас она надеется получить разрешение на выезд в Европу, чтобы поселиться там, где демократия не просто красивое слово, а образ жизни. И конечно, она просит святую Евфросинию о заступничестве.
Многие верующие приезжают сюда поклониться Красностокской иконе Божией Матери. Образ щедро увешен цепочками и крестиками, которые оставляют верующие. И как рассказывают паломники, икона действительно помогает тем, кто обращается к Божьей Матери с искренней молитвой. Так, женщина, приехавшая с другого конца Беларуси, поведала о знакомой супружеской паре, которая очень хотела иметь детей. И после молитвы у образа желание действительно исполнилось!
А еще в монастырь приезжают, чтобы обрести покой. Здесь нет (как во многих современных гостиницах) бесплатного Wi-Fi или, скажем, кабельного телевидения. В церковной лавке не продаются светские газеты. Так что можно на время забыть о безработице, кризисах, падении курсов валют и зловредных соседях. И подумать, наконец, о душе.
Что же касается правил пребывания в святом месте, то кому-то они, конечно, могут показаться неприемлемыми. Но, как говорится, в чужой монастырь со своим уставом лезть не стоит.
Основанные князьями, монахами, молодыми послушницами, построенные на берегах рек и в центрах городов, старые монастыри служили форпостами, религиозными и культурно-просветительскими центрами. Здесь душа находила покой, а недуг – исцеление. У каждого – своя святыня, своя история и судьба. Среди отобранных нами старых обителей – лежащие в руинах, закрытые, ныне действующие и те, что стали паломнической меккой.
Содержание
- 1. Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке
- 2. Туровский Борисо-Глебский монастырь
- 3. Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь
- 4. Пустынский монастырь
- 5. Свято-Вознесенский женский монастырь в Барколабово
- 6. Монастырь францисканцев в Пинске
- 7. Свято-Никольский женский монастырь в Могилеве
- 8. Свято-Успенский Жировичский монастырь
- 9. Монастырь бернардинцев в Гродно
- 10. Полоцкий Богоявленский монастырь
- 11. Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь в Орше
- 12. Гродненский монастырь иезуитов
1. Спасо-Евфросиниевский монастырь в Полоцке
45 лет преподобная Евфросиния была игуменией основанного ею в предместье Полоцка женского монастыря. Открытый в 1125 году, он признан одной из древнейших православных обителей на белорусских землях. Центром духовной жизни монастыря становится деревянный храм, на месте которого, предположительно в 1152–1161 годах, был воздвигнут каменный. 30 седмиц (недель) понадобилось зодчему Иоанну на строительство святыни. По истечении этого срока епископ Полоцкий в присутствии всего княжеского рода и полочан освятил Спасо-Евфросиниевскую церковь.
В нововоздвигнутом храме поселилась сама игумения: согласно преданию, она занимала одну из маленьких келий, предположительно справа от хоров, темно-синие с зеленоватым оттенком стены которой были украшены фресками. Выполненные мастерами XII века на стенах и колоннах храма лики святых уникальны и сохранились. В конце 1990-х в храм вернулся золоченый крест, пожертвованный ему Евфросинией: точную копию созданной Лазарем Богшей реликвии изготовил ювелир-эмалировщик из Бреста Николай Кузьмич.
Архитектурный ансамбль монастыря создают Спасо-Евфросиниевская церковь, Крестовоздвиженский храм, «теплая» церковь, двухэтажный жилой дом, ворота со звонницей, совмещенные с жилым монастырским корпусом, и фундаменты существовавшего в XII–XVII вв. храма-усыпальницы. К слову, в 1910 году в Полоцк из Киева были перенесены мощи святой Евфросинии, где они сохранялись с 1187 года.
2. Туровский Борисо-Глебский монастырь
Самый древний монастырь Турова предположительно был основан в XI веке киевским князем Ярославом Мудрым. Духовным центром обители служил каменный храм, руины которого сохранились до наших дней.
Остатки Туровской церкви на древнем городище открыл и исследовал археолог и историк архитектуры Михаил Каргер. В ходе раскопок удалось установить, что это был 3-нефный храм с приблизительными размерами 28,2×16,5 метра. Фундаментом служили сложенные насухо валуны, а при возведении стен мастера применяли ровнослойную кладку, которую и сегодня можно наблюдать на сохранившихся фрагментах стен.
Борисо-Глебский монастырь служил кафедрой туровских епископов, которая позже была перенесена в Пинск. В одной из келий монастыря, вероятно, проживал Кирилл Туровский. На Замковой горе установлен памятник писателю и проповеднику. А руины церкви XII века открыты для посетителей археологического комплекса в Турове.
3. Свято-Елисеевский Лавришевский мужской монастырь
Монастырь считается одной из древнейших обителей на белорусских землях — датой его возникновения называют 1225 год.
Согласно преданию, основал этот монастырь сын литовского князя Тройденя Римунд. Отказавшись от успешной карьеры при дворе князя Миндовга и приняв постриг с именем Елисей, он посвящает жизнь служению Богу. Историю трагической смерти Елисея от руки бесноватого послушника помнят и передают из поколения в поколение. Долгие годы мощи основателя хранились в монастыре, и от них происходили многие чудотворения.
Лавришевский монастырь был крупным центром летописания. «Лавришевское Евангелие» 1329 года теперь хранится в частной библиотеке Чарторыйских в Кракове. Сто лет назад попытку восстановления упраздненного в начале ХIХ века монастыря прервала Первая мировая война. Однако сегодня на месте древней обители снова действует мужской монастырь.
4. Пустынский монастырь
В 1380 году 24-летний сын князя Ольгерда Лугвений начал терять зрение. Спасение явилось к князю во сне: старец указал ему на Пустынь в окрестностях Мстиславля с чудотворным источником. Умывшись целебной водой, Лугвений прозрел и увидел над родником образ Божией Матери. В том же году благодарный князь заложил на этом месте Пустынский монастырь.
Первые монахи обители жили в землянках, отправляя богослужения в деревянной церкви. А каменный Успенский собор в Пустынке возвели монахи-униаты, которые жили в монастыре в XVII веке. Руины святыни можно увидеть в Пустынке и теперь. Следующие постройки — величественная звонница, церковь Рождества Богородицы и Покровская церковь — появились здесь два столетия спустя стараниями православных монахов. Еще позже на территории монастыря возводятся здания амбулатории, больницы, церковного училища и многочисленные хозяйственные постройки.
Сегодня монастырский комплекс восстанавливается, а к источнику, вода в котором имеет постоянную температуру 4 градуса круглый год, едут паломники. К слову, с 1380 года источник ни разу не пересыхал.
5. Свято-Вознесенский женский монастырь в Барколабово
Женский монастырь на берегу Днепра в окрестностях Быхова в начале XVII века основал, исполняя просьбу жены Елены Соломерицкой, Богдан Стеткевич. В собственность обители православный меценат передал остров Барок, поле, луг, водяную мельницу и право ловить рыбу в Днепре до быховской границы.
Главной святыней Барколабовского монастыря стала Вознесенская церковь. А главное событие в жизни обители произошло летом 1648 года, когда князь Пожарский, возвращаясь из похода, оставил в Барколабово икону Божией Матери, с которой никогда до этого не расставался. Согласно легенде, икона сама выбрала себе обитель: военный обоз, где она была спрятана, у ворот монастыря вдруг остановился, и никакими усилиями не удалось сдвинуть его с места.
Икона Божией Матери Барколабовской оказалась чудотворной, и в монастырь заспешили паломники. День празднования иконы, которая теперь хранится в отстроенной церкви Святого Иоанна Предтечи, в Барколабовской обители приходится на 11 июля.
6. Монастырь францисканцев в Пинске
Деревянный костел и первые здания монастыря в Пинске были построены орденом францисканцев в 1396 году. В 1510-м на месте деревянной святыни возвели каменную. После кардинальной перестройки в начале XVIII века архитектурный облик францисканского монастыря полностью изменился — в Пинске появился один из крупнейших в стране комплексов в стиле барокко.
Францисканский монастырь с приходской школой и семинарией просуществовал до 1863 года, после чего храм Вознесения получил статус приходского. Сегодня в корпусах бывшего монастыря действует Пинская семинария, воссозданная по инициативе кардинала Свёнтека. Более 50 лет Казимир Свёнтек служил в пинском храме Вознесения и после смерти в 2011 году был похоронен в находящейся при нем крипте.
Возвышающийся над рекой Пиной комплекс бывшего монастыря францисканцев служит главной достопримечательностью города. В соборе Вознесения туристов привлекают искусная резьба Яна Шмитта, Пинская Мадонна Альфреда Ромера, орнаментальная роспись, фрески и один из старейших действующих органов страны.
7. Свято-Никольский женский монастырь в Могилеве
Впервые Свято-Никольский храм в Могилеве упоминается в летописях в 1522 году. Деревянную церковь не единожды перестраивали, пока пожар полностью не уничтожил ее. В начале XVII века на месте сгоревшего храма основан монастырь. Первые его постройки были деревянными, однако в 1669 году началось возведение неотапливаемого кирпичного храма. В конце XVIII века монастырский комплекс дополнился отапливаемым Онуфриевским храмом.
Покровителем Свято-Никольского монастыря был Станислав Август Понятовский. При поддержке короля Речи Посполитой в обители было открыто духовное училище и заработала типография.
Пережив разрушения войны и антирелигиозных гонений, сегодня отреставрированный комплекс Свято-Никольского монастыря с барочными храмами, звонницей, монастырским жилым домом и усыпальницей принимает паломников и путешественников. Особое внимание стоит обратить на сохранившиеся фрески XVII–XIX вв., а также золоченый иконостас, выполненный в технике сквозной резьбы — по задумке мастеров, отсутствие одинаковых деталей в нем символизирует разнообразие созданного Богом мира.
8. Свято-Успенский Жировичский монастырь
История этой обители начинается предположительно в 1470 году, когда в кроне дикой груши пастухи обнаружили икону Божией Матери. В то время Жировичами владел земский подскарбий ВКЛ Александр Солтан. Именно он построил первую деревянную церковь на месте обретения иконы. Каменный храм в честь Пресвятой Богородицы, или Явленскую церковь, в Жировичах возвели во второй половине XVI века. При ней был заложен православный мужской монастырь.
Чудотворная икона Божией Матери по сей день хранится в главном храме обители — Свято-Успенском соборе. Ежегодно 20 мая здесь торжественно отмечают ее явление.
Пережив войны, претерпев пожары и разрушения, не раз сменив хозяев, жировичская обитель сохранила свой архитектурный облик и статус, и теперь является крупным православным центром и паломнической меккой.
9. Монастырь бернардинцев в Гродно
В 1494 году великий князь литовский и король польский Александр Ягеллончик подарил ордену бернардинцев землю, где монахи заложили монастырь. Первые строения обители были деревянными. Только в 1595 году началось возведение каменного монастырского комплекса и храма. В 1618-м костел был освящен в честь Обретения Святого Креста.
В монастырском комплексе, образованном базиликой, жилыми корпусами и многоярусной колокольней, знатоки архитектуры распознают черты готики, ренессанса и барокко. В старейшей действующей католической святыне Гродно сохранился орган XVII века.
10. Полоцкий Богоявленский монастырь
В здании жилого комплекса бывшего Богоявленского монастыря в Полоцке теперь находится Музей-библиотека Симеона Полоцкого и единственный в Беларуси Музей книгопечатания. А начиная со второй половины XVI века монастырь слыл крупнейшим центром православия в городе.
Мужской монастырь на берегу Двины был основан в 1582 году и состоял тогда из деревянной церкви и здания братской школы. Действовал при монастыре и небольшой школьный театр. В 1656 году в обители принял постриг Симеон Полоцкий. Преподаванию в братской школе он посвятил восемь лет.
Деревянные строения монастыря не раз терпели от пожара, и во второй половине XVIII века на его территории была возведена каменная Богоявленская церковь. Спустя несколько лет началось и строительство основательного каменного духовного училища с монашескими кельями, здание которого доныне создает архитектурный облик Полоцка.
11. Свято-Богоявленский Кутеинский монастырь в Орше
Кутеинский мужской монастырь появился в окрестностях Орши в 1631 году. Первые деревянные постройки и Богоявленский собор возвели в живописном месте, где река Кутеинка сливается с Днепром. Основание обители сопровождалось явлением иконы Божией Матери Оршанской, которая считается ее Небесной заступницей. Постепенно монастырь стал значимым центром просвещения: при нем открылись школа, библиотека, мастерская художников-иконописцев, типография, которой заведовал первопечатник Спиридон Соболь.
На месте деревянного Богоявленского собора были найдены мощные каменные фундаменты и не менее основательные подвалы. Вероятно, под собором находился единственный в Беларуси подземный, или пещерный, храм Воскрешения Праведного Лазаря, созданный и поддерживаемый монахами в хорошем состоянии на случай гонений и возможных преследований.
Во вновь действующем Кутеинском монастыре восстановлен храм Святой Троицы, возведенный в 1624–1626 гг. как зимняя церковь, которая отапливалась печью.
12. Гродненский монастырь иезуитов
Монастырь иезуитов в Гродно считался одним из самых богатых в Речи Посполитой. Его комплекс, выстроенный в стиле барокко, с великолепным кафедральным собором, коллегиумом, зданиями аптеки, жилых корпусов и хозяйственных построек занимал целый квартал в центральной части города.
Кафедральный собор Франциска Ксаверия в Гродно, или Фарный костел, является одним из трех храмов Беларуси, носящих почетный титул малой базилики. Костел действует и открыт для посещения. А вот сохранившиеся здания иезуитского комплекса теперь занимает тюрьма.
У САЙТА «ПЛАНЕТА БЕЛАРУСЬ» ПОЯВИЛСЯ КАНАЛ НА ЯНДЕКС ДЗЕН. ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ!
Жировичский Свято-Успенский мужской монастырь — мужской православный монастырь в д. Жировичи. Впервые монастырь упоминается в документах в 1587 году. В 1609 году монастырь был передан униятам, с 1613 принадлежал базилианам. С 1828 года на базе монастыря создана Литовская духовная семинария, с 1945 — Минская духовная семинария. Сегодня в монастыре живет 35 монахов, действует гостиница для паломников.
Современный ансамбль монастыря сложился в XVII-XVIII веке. Были построены Свято-Успенский собор, Свято-Явленская и Свято-Крестовоздвиженская церкви, колокольня, семинария, хозяйственные постройки, посажен сад, комплекс обнесен каменной стеной. В архитектуре ансамбля монастыря сочетаются черты барокко, рококо, классицизма.
Своим возникновением Успенский монастырь обязан чудесному явлению иконы Пресвятой Богородицы. Весной 1494 года юные пастухи, пасшие стада боярина, зашли далеко в лес и там, в самой чаще, среди густых ветвей дикой груши увидели чудесное сияние, исходившее от маленькой иконы. Они с благоговением сняли образ с дерева и отнесли его в дом хозяина Солтана, рассказав ему о необыкновенных обстоятельствах удивительной находки. Боярин же не обратил особого внимания на рассказ пастухов и безучастно положил обретенную икону в ларец. Лишь вечером, принимая гостей, он рассказал им о находке пастухов и захотел показать икону. Но, открыв ларец, он ее не нашел. На следующий день пастухи пришли на прежнее место и вновь увидели на груше ту же икону в сиянии. Как и накануне, они отнесли ее боярину, который, уразумев чудо Божие, с благоговением принял святыню и тотчас посетил место ее явления. Помолившись, он дал обет Богу построить в Жировичах на месте явления образа храм в честь Пресвятой Богородицы.
Впоследствии под сень Чудотворного Образа Матери Божией стали стекаться люди, ищущие монашеского жития и в Жировичах образовался монастырь.
раскрыть весь текст