Монастырь в мстиславле

Свято-Успенский мужской монастырь расположился неподалеку от Мстиславля на речке Ослянка. Раньше здесь находилась деревушка Пустынки, которой сейчас нет. От нее осталось только часть имени храму.

Возникновение святилища основано с одной легендой. Согласно ей, князь Лугвей-Симеон, который жил в этих краях начал слепнуть. Однажды ему приснился сон, что если он выпьет воды из источника в Пустынках, то прозреет. На следующий день князь отправился к кринице. После того, как он испил, ему предстало видение лика Божией Матери. В благодарность за излечение Симеон принял решение построить здесь церковь. Это случилось в 1380 году.

В военный конфликт между российским и польским государствами в 1563 г. была убита часть послушников монастыря. Остальные бежали. После этих событий храм некоторое время пустовал. До 1601 г. храм, изначально деревянный, был православным и принадлежал ВКЛ. Но, с 1605 г. его передают униатской церкви (базилианцам). К 1650 гг. святилище опять опустевает. Жизнь возвращается к святыне в начале 19 в. В 1801-1808 гг. начинается строительство обновленного каменного храма.

В 1839 г. святилище вернулось под крыло православной церкви. И с того времени активно возрождаться начала монашеская община. До 1893 г. окончательно оформился внешний вид этого православного комплекса.

В 1864 г. на святом источнике была поставлена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

После революции 1917 г. комплекс не пострадал и послушники некоторое время тут жили. В 1925 г. монахов полностью выселили отсюда и создали тут приют для сирот. За годы ВОВ в этом месте ничего не было разрушено, никто не погиб. А в 1942 году летом здесь находились войска Германии.

Во время пропаганды атеизма постройки разрушались: снималась кровля, разбирались печи и т.д. После учинения такого погрома, комплекс просто закинули.

Взялись за восстановление лишь в 2003 г. Во время ремонтных работ в одном из зданий под штукатуркой обнаружился лик Спасителя, запечатленного на стене.

В 2005 году состоялся первый постриг за долгие десятилетия запустения. Начались ежедневные службы.

Сейчас сюда съезжаются не только со всей страны паломники, но и из ближнего зарубежья. Особенно много россиян, что неудивительно: всего в 500 м находится граница.

КНЯЗЬ ЛУГВЕН (СИМЕОН) ОЛЬГЕРДОВИЧ И МЕСТА СИЛЫ БЕЛАРУСИ

Последнее время редко пишу про монастыри. Есть пара-тройка любимых и посещаемых раз в год-полтора, как, например, Череменецкий — Русский Патмос. А в других, особо в «брендовых», происходят весьма любопытные процессы. Когда-то Игорь Северянин написал такие строки:
Как царство средь царства стоит монастырь.
Мирские соблазны вдали за оградой.
Но как же в ограде — сирени кусты,
Что дышат по веснам мирскою отрадой?
Ныне мирская отрада представлена, помимо кустов сирени, вертолетными площадками, «Домами знатных богомольцев» и даже плавучими саунами. При всём том публикуются пафосные статьи о пагубности «духовного туризма». Уместно вспомнить слова одного мудрого еврея, св. апостола Павла: «Корень бо всем злым сребролюбие есть, его же нецыи желающе, заблудиша от веры, и себе пригвоздиша болезнем многим. Ты же, о человече Божий, сих бегай» (1Тим.6: 10–11).
Сохранилось ли за монастырскими стенами пространство для чудес или, говоря другим языком, «мест силы»?
К счастью, да. Это краткий рассказ об обители, где отыщет радость для души и «человече Божий», и скромный блогер-краевед. Автору удалось побывать там в июне 2018 г.
ПУСТЫНКИ — ГДЕ ЭТО?
Адрес Пустынского Свято-Успенского мужского монастыря: Беларусь, Могилёвская область, Пустынки. Деревни или поселка с таким названием нет на карте, это урочище в нескольких сотнях метров от границы с Россией.

Ухоженный проселок от райцентра, городка Мстиславля проходит среди смешанного леса и поросших люпином полей. Неожиданно справа от него вашему взору предстанет высоченная белая многоярусная колокольня (фото в заголовке). Древняя кирпичная ограда слегка подновлена, краска уже начала облезать, а у монастырских ворот бросается в глаза стенд с предупреждающей о возможности несчастных случаев надписью.

«С полуразрушенного храма падают обломки кирпичей»… это относится к руинам Успенского собора, их вы сразу увидите за воротами. И в нынешнем состоянии они поражают своим скорбным величием.



Собор был крестово-купольной формы, с одним большим величественным открытым куполом, по бокам которого размещались четыре малых. Так монастырь выглядел 100 лет назад (источник фото).

Прервем на время прогулку по обители и расскажем об истории ее основания.
КНЯЗЬ МСТИСЛАВСКИЙ ЛУГВЕН СИМЕОН И ИСТОРИЯ ОБИТЕЛИ
Цитата из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»: «Пустынский Успенский монастырь, 2 класса, в 8 верстах от города Мстиславля. Основан в XIV в. родоначальником князей Мстиславских — Симеоном Лугвением, сыном Ольгерда; в 1601 г. впал в унию, из которой освободился в 1839 г. В церкви Успения в киоте, за правым клиросом, хранится весьма древняя чудотворная Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая, явившаяся жившему в первой половине XIV в. владетельному Мстиславскому князю Симеону, который, по своим молитвам, получив исцеление от поразившей его слепоты, через омовение своих глаз водою из чудесно указанного ему в сонном видении источника, узрел в ветвях росшей над этим источником тенистой липы сияющую благодатным светом икону Богоматери. Эта святая икона, представляющая собою поясное изображение, имеет 7 3/4 вершка в высоту и 6 5/8 — в ширину; Богоматерь на этой святой иконе изображена склонившей Свою голову к приникшему с левой стороны к Ее ланите Богомладенцу, голова Которого, как и Богоматери, увенчан короной; празднование в честь этой святой иконы совершается в монастыре 15 августа…».
Многим ли у нас сегодня что-то говорит имя князя Лугвена (1356 — 19 июня 1431)? А помянуть его есть за что.
Лугвен или Лугвений, во крещении Симеон, был был сыном вел. князя литовского Ольгерда от его второй жены Иулиании Александровны, дочери вел. князя тверского Александра Михайловича. Его родной брат — Ягайло (1351-1434), основатель великокняжеской и королевской династии Ягеллонов, правившей в Польше, Венгрии, Хорватии и Чехии в XIV—XVI вв.

Князь Лугвен (справа), источник изображения
Лугвен в 1385 г. вместе с братом Ягайло и тремя другими князьями подписал Кревскую унию. В католичество не перешел. Активно участвовал в политической и военной жизни Руси в период её феодальной раздробленности. Участвовал в разгроме великого князя Смоленского Святослава Ивановича, княжил в Великом Новгороде, воевал с Псковом, разбил под Орешком ганзейских пиратов-витальеров. В 1392 г. съехал с Великого Новгорода и получил в правление от своего брата Ягайло, короля Польского, Мстиславское княжество. В 1394 г. он женился на Марии, дочери великого князя Московского Димитрия Донского. Брак заключался в Москве.
«В том же году в Москве отдали дочь великого князя Дмитрия Ивановича Донского за князя Лугвена Ольгердовича,
внука Гедимина Литовского, в неделю Всех святых месяца июня в 24 день». Источник
В Великой войне против Тевтонского ордена 1409-1411 гг. князь Лугвен принял активнейшее участие. В Грюнвальдской битве 1410 г., сломавшей хребет ордену, он командовал тремя хоругвями: Смоленской, Мстиславской и Оршанской, поставленными в центре боевого порядка союзной армии. Именно они, понеся значительные потери, остановили натиск противника, благодаря чему союзное польско-русско-литовское войско удержало боевую линию, а затем разгромило крестоносцев. Князь Лугвен участвовал в 1411 г. в заключении Торуньского мира. В 1412 г. он распрощался с Новгородом и окончательно осел в Мстиславле.
Памятный монумент князю Лугвену в Мстиславле
Князь Лугвен Симеон известен как защитник Православия, строитель храмов. Помимо Пустынского монастыря оду он в 1407 г. заложил возле Мстиславля монастырь святого Онуфрия, прославившийся переписчиками книг и рукописей.
Пустынский Свято-Успенский монастырь уже к XVI в. был одним из крупнейших православных монастырей в восточной Беларуси. В 1563 г. в войне Московии и Речи Посполитой часть монахов была убита, часть вынуждена была бежать. Какое-то время в монастыре не было насельников.
В 1605 г. монастырь стал униатским (орден базилианцев), начался период упадка монастырской жизни. Во второй половине XVII в. в нем вообще не было насельников. Но именно униаты в 1801-1808 гг. построили каменный Успенский храм.
В 1839 г. древняя обитель сделалась снова православной, но находилась она в плачевном состоянии. На восстановление монастыря пришлось собирать средства по всей Руси. Архимандрит Анатолий (Левшиновский) создал совершенно новый монастырь, в котором всё, за исключением соборного Успенского храма и одного каменного корпуса — плоды его трудов. В 1864 г. прямо на источнике, где князю Лугвену явилась икона Божией Матери, была устроена и освящена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1865 г. была освящена новопостроенная Покровская церковь, объединенная в одно здание с двумя двухэтажными братскими корпусами. В 1866 г. была построена величественная колокольня (58,67 м).
Тогда же в Пустынках было создано православное братство, учредившее в монастыре церковное крестьянское училище и 65 школ в других местах. Сирот и детей из бедных семей братство совместно с монастырем содержало за свой счет. Братская библиотека насчитывала 656 книг. Велась их бесплатная раздача и рассылка.
В 1919 г. насельники, пытаясь сохранить монастырь, зарегистрировали на его территории земледельческую коммуну, но в 1925 г. коммуну ликвидировали, а монахов окончательно выселили. В обители разместили детей-сирот, образовав Пустынский детский дом. Имущество монастыря, в том числе иконы, конфисковали. Чудотворный образ пропал.
Пустынская икона Божией Матери, именуемая Патриаршая
В годы Великой Отечественной войны здесь не пострадало ни одно здание, не погиб ни один ребенок, хотя некоторое время располагалась немецкая армия. Основные разрушения пришлись на период хрущевской паранойи, когда здания разбирались, ломались, сжигались, взрывались, а все что не могли уничтожить люди, оставляли на растерзания стихии и времени. Лишь в 2003 г. в заброшенный Пустынский монастырь приехали монахи из западной Беларуси, а в 2005 г. прошел первый постриг. С тех пор идет посильное восстановление обители, но до окончания работ еще очень далеко.
МОНАСТЫРЬ СЕГОДНЯ. НЕОБЪЯСНИМОЕ
Строительные работы.
Такою будет обитель после восстановления.
Возрождаемая Покровская церковь и келейный корпус.
Апсида Покровской церкви (крупногабаритный господин ростом около 190 упорно лез в кадр, оставил его в качестве ориентира масштаба)
Восстановленные корпуса хозпостроек и старая монастырская дорога.
В низинке возле источника находится церковь Рождества Богородицы, восстановленная одной из первых. Рядом купальня. Здесь всегда много народа, так как вода обладает лечебными свойствами.
Интерьер Рождественской церкви. Справа копия Пустынской (Патриаршей) иконы Божией Матери.
Вот тот самый родник, вода которого исцелила зрение князю Лугвену.
А теперь совсем необъяснимое. Это возрожденное здание монастырской школы.
На его дверях следующее объявление.
Когда монахи вернулись в Пустынки в начале 2000-х гг., здание школы было без крыши с полуразрушенными стенами. Им негде было жить, они начали реставрацию помещений, и в одном из них выявился лик Христа.
Здесь всегда много богомольцев, но никто не запрещает фотосъемку. Некоторые этим злоупотребляют и вовсю пользуются вспышкой. Однако изображение с каждым годом становится ярче.
Явившийся лик удивительно похож на лик Христа на Туринской плащанице. На фотографии видно отверстие от гвоздя. По воспоминаниям бывших учащихся на этом гвозде висела школьная доска, а лика никто раньше не видел.
Иконы на подоконниках кельи с Нерукотворным образом.
МСТИСЛАВЛЬ
В завершение рассказа несколько слов о центре здешних мест, Мстиславле. Это удивительный древний городок, совсем неисхоженный туристами, с потрясающей, физически ощущаемой энергетикой.
Панорама Мстиславля, гравюра сер. XIX в.
Здесь два городища — Девичья гора (днепро-двинской культуры, до I века до н. э.) и Замковая гора, где был найден культурный слой с деревянными постройками и предметами XII в., обнаружена берестяная грамота (всего в Беларуси их найдено две).
Замковая гора, современный вид
Здесь интереснейший костел кармелитов XVII в. (попасть не удалось, открыт только по воскресеньям).
Еще есть костел иезуитов, в котором только что рухнула стена; много православных церквей, было несколько монастырей и синагог и до сих пор действует кагальный колодец с чистейшею водой. И, что самое удивительное, на главной площади вместо неотвратимого Лукича стоит памятник первопечатнику Петру Мстиславцу (эта фотка из сети, мой снимок вышел неудачным).
Сюда надо обязательно приехать.
Основные источники
1. Сайт radzima.org Достопримечательности Беларуси и Литвы.
2. Протоиерей Георгий Бирюков. Герои Грюнвальда. Лугвений (Семен) Ольгердович, князь Мстиславский.
Авторские фото июнь 2018 г.

Успенский монастырь (Пустынки) — действующий православный монастырь на месте бывшей деревни Пустынки Мстиславского района, расположенный в 500 м от границы с Россией.
Согласно легенде, в 1380 году, ослепший князь Лугвен, умывшись водой из здешней криницы, чудом прозрел. На этом месте князь поставил часовню и велел основать монастырь. До 1601 года монастырь принадлежал православной церкви, затем находился под управлением униатской церкви, с 1839 — русской православной церкви. За это время он неоднократно разрушался, сжигался и снова восстанавливался. После революции монастырь закрыли. Храмы разрушили, в остальных постройках разместили школу и детский дом.
После войны оставили и эти здания. Около 10 ныне существующих зданий сохранились частично. После войны в монастырь пришли православные монахи, убрали мусор, заасфальтировали дорожки… На месте знаменитой криницы восстановили церковь, оборудовали купальню. Криница и сегодня исцеляет людей — сюда постоянно идут паломники, привлекает верующих и чудесным образом проявившийся на стене Покровской церкви лик Христа.

От деревни Пустынки осталось буквально одно название: ни одного жилого дома тут уже вы не найдете. Зато это место знают по всей Беларуси. Во-первых, здесь стоит мужской Свято-Успенский монастырь, а во-вторых, сюда едут сотни паломников – в Пустынках расположен целебный источник.

Хотите — верьте, хотите — нет, но вода здесь неизменно одной температуры: что летом, что зимой градусник показывает ровно 4 градуса. В такой воде человек может умереть уже через 5-7 минут. А после погружения в пустынковскую криницу ни один человек не заболел. Что это: целебные свойства воды или самовнушение? Поезжайте на Могилевщину, за 12 км от Мстиславля – это всего 20 минут на машине — в Пустынки и сами проверьте.

Первое исцеление

Когда-то князь Семен, сын Ольгерда, перестал видеть. Никакие лекари и их советы не помогали князю снова вернуть зрение, тогда его единственной и последней надеждой стали молитвы и обращения к Богу. Однажды он увидел сон, в котором незнакомый старец приказал ему найти источник в деревне и омыть глаза его водой. Только проснувшись, царь пошел искать это место. По пути он встретил человека, который сопроводил его к кринице. Князю в эту же минуту вернулось зрение, и он увидел того самого старца, однако тот сию секунду исчез, а на его месте появилось дерево. В его ветвях светилась икона Божьей Матери.

Чудесное исцеление еще больше утвердило княжескую веру в Господа. Он приказал рядом с криницей возвести церковь и освятить ее в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а также открыть монастырь. Образ же нарекли иконой Божьей Матери Пустынной (Патриаршей).

В 1380 году на этой земле вырос чудесный храм, в нем звучали молитвы и хвалы Богу, к роднику за чудотворным исцелением шли люди.

Древний монастырь с корпусами в форме креста

В XVII веке деревянные постройки монастыря и храма отошли к униатам. В начале 19 столетия из камня возвели Успенский храм, в середине века – церковь Рождества Богородицы и Покровскую церковь, в конце – многоярусную шатровую звонницу.

В 1918 году власть СССР закрыла монастырь, после чего из него пропало все: и чудотворная икона, и утварь, и документы. В 43-м немцы и вовсе взорвали монастырское здание. В том, что осталось от жилого корпуса, в 60-70 годах разместили школу, а потом – детский дом. Говорят, проделки детей дошли и до подвалов церкви – дети вскрыли саркофаги и разбросали останки монахов.

Дорога к чудотворному источнику не зарастала никогда

В Пустынках в начале XXI столетия находятся остатки былой роскоши: руины монастыря, его жилого корпуса и церкви, часовни и двух хозстроений, трех жилых домов. Все это – на невысоком холме среди деревьев и кустарников.

Но что бы ни происходило, в любые времена вверх на холм, а оттуда вниз к храму Рождества Богородицы всегда протоптана тропа – люди шли к исцеляющей воде и зимой, и летом. Говорят, особенно она помогает восстанавливать зрение.

В 2003 году здесь начали восстанавливать святыни. В этот же год, после стольких лет разрухи и молчания, священники провели первую службу. Постепенно возвращаются сюда и монахи.

В наше время, как и раньше считается, что вода в источнике в Пустынках целебная. Говорят, ею буквально смываются грехи и болезни каждого, кто окунается в криницу трижды. Благотворно влияет и на тех, кто выпьет этой воды.

В Пустынки многие и сегодня едут и за поддержкой святой иконы, и за исцелением от тяжких недугов. Это место, пожалуй, самое популярное у православных верующих на Мстиславщине.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *