Монастырь в переславле залесском

Горицкий монастырь

На пологом холме стоит, отражаясь в водах Плещеева озера, Горицкий Успенский монастырь. Он возник здесь в XIV веке и был назван по своему месторасположению – «горицкий», то есть на горе. Первоначально монастырь просуществовал недолго – его разрушили войска хана Тохтамыша. Но в XVII-XVIII вв. монастырь возрождается. По преданию возрождению обители способствовала княгиня Евдокия – жена Дмитрия Донского, которая чудом спаслась в монастыре от татарского набега. Так или иначе, вскоре обитель стала центром большой епархии, куда входили более 600 церквей и монастырей. Здесь началось активное строительство – выросли величественные храмы и соборы. Сам монастырь нередко посещали цари и их семьи, и в ризнице собралось немало царских даров. Главный храм Горицкого монастыря – Успенский собор. Он начал строиться в середине XVIII века. Сегодня он поражает очевидцев своей торжественностью и красотой. Здание окружен крытыми галереями с арочными проемами. Венчает собор мощное пятиглавие. Фасады храма покрашены не в привычный белый цвет, а в нежно-розовый. А крыши, купола и главы – окрашены в зеленый цвет. Весь собор украшен белоснежной лепниной в стиле барокко. Интерьер храма не менее богат – над его росписями работали лучшие мастера своего дела.

Также стоит обратить внимание на колокольню с Богоявленской церковью. Это высокое четырехъярусное строение красного цвета венчает изящная главка на узорчатом барабане. В нижнем ярусе имеется маленькая церковь. Подлинным шедевром зодчества XVII века считаются Проездные ворота монастыря в восточной стене. Они невысокие и исполняли скорее хозяйственную функцию, но их нарядное убранство непременно притягивает к себе внимание, выделяет их на фоне почти гладких, лишенных декора стен. Святые врата с надвратной Никольской церковью – образец соединения двух соседствующих по времени стилей: узорочья и московского барокко. Нижний ярус с широкой проездной аркой был выстроен в середине XVII века и богато декорирован деталями из фигурного кирпича.

Сегодня в Горицком монастыре располагается Переславский историко-художественный музей. Коллекция музея насчитывает десятки тысяч экспонатов, огромная библиотека хранит редкие грамоты и книги, прижизненные издания великих русских писателей. Больше половины территории музея занято картинной галереей, где представлены полотна мастеров русской живописи.

Данилов монастырь

Недалеко от Горицкого монастыря расположен другой известный монастырь Переславля – Данилов монастырь, возникший в начале XVI века. Монастырь находится в тихом живописном месте, где кажется даже воздух особенно чист, и дышится легко и привольно. Здесь когда-то было братское кладбише, на котором трудился монах Даниил. Предсказав Василию III рождение сына, монах Даниил стал настоятелем обители, которую царь основал здесь на этом месте. Даниил стал также крестным новорожденного – великого Ивана Грозного. Главное здание монастыря — Троицкий собор – построено в 1532 году. Здесь имеется придел, где покоятся мощи Даниила. Собор украшен монументальной живописью XVII века. Мастера, строившие собор, сделали его одновременно изящным и величественным. Собор увенчан массивной главой, поставленной на широкий и высокий световой барабан. В 1689 году к собору была пристроена шатровая колокольня. Очень интересен ее шатровый купол с резными арками. Также в череде построек выделяется церковь Всех Святых и трапезная палата Похвалы Божией матери.

Все здания монастыря скомпонованы в единый ансамбль, который возвышается над деревянной застройкой бывшей монастырской слободы. Ныне это действующий монастырь.

Федоровский монастырь

Эта святая обитель имеет историческое значение для города. Согласно летописи в 1304 году в день Святого Федора Стратидата не этом месте произошло кровопролитное сражение между войсками московского и тверского князей. В память о победе московский князь устроил здесь монастырь.Древнейшее здание монастыря, Федоровский собор, был построен в 1557 году на средства, пожертвованные царем Иваном Грозным по случаю рождения сына Федора.

Это массивное кирпичное здание, пять глав его поставлены на широкие мощные световые барабаны. В 1886 году, собор был обведен с трех сторон стилизованной галереей. Внутри сохранились росписи. Еще одно строение обители, привлекающее своей самобытной красотой – Трапезная Введенская церковь, украшенная по центру зеленой главкой на стройном барабане.

Никитский монастырь

За чертой города на возвышенном берегу Плещеева озера расположился древнейший в округе Никитский монастырь. Он основан в начале XII века и был назван в честь переславского чудотворца Никиты Столпника. Житие Никиты начиналось весьма не преподобным образом. Он слыл жадиной, развратником и пьяницей. Но прозрев вдруг Никита ушел в монастырь, где к нему пришел дар исцеления. Многих людей в том числе и знатных вылечил Никита. Но погиб от рук разъяренного народа.

Центром архитектурного ансамбля монастыря является пятиглавый Никитский собор, построенный по повелению Ивана Грозного в 1564 г. Тогда же Никитский монастырь был обведен каменной крепостной стеной с боевыми башнями. Во время смуты в начале XVII века Никитский монастырь-крепость смог оказать серьезное сопротивление иноземным захватчикам. В Никитской обители жил Петр I во время своих визитов в Переславль.

Белокаменный Никитский собор потрясает своими грандиозными размерами. Его венчают шесть огромных шлемовидных серебряных глав. К югу от храма расположилась церковь Благовещения с трапезной и колокольней. Белокаменная колокольня заслуживает отдельного внимания как оригинальный образец русского зодчества.

С 1993 г. Никитский монастырь является действующим мужским монастырем.

Никольский монастырь

Обитель, освященная во имя Николая Чудотворца, была основана в середине XIV века. Монастырь много раз разрушался и восстанавливался, владел большими дарами. Обитель славится красотой своих построек. Никольский собор, построенный в XVIII веке – венец творения зодчих того времени. Не похожий на остальные русские храмы, собор имеет форму пирамиды. Центральную вершину венчает золотая главка, а по бокам «спускаются» главки поменьше – по две с каждой стороны. Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь.

Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, сохранилась в первозданном виде. Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. Благовещенская церковь (1748) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой.

Село Городище, на восточном берегу озера Плещеева, находится в 4 верстах от уездного города и в 120 от губернского.

Когда в селе Городище основана церковь в первый раз, сведений о том не сохранилось, но она существовала уже в начале XVII в. В писцовых книгах 1628 – 29 гг. сказано, что в селе Городище церковь Рождества Пресвятой Богородицы деревянная, верх шатровый, в церкви образы, свечи, книги, колокола; при церкви двор попов… В 1703 г. в селе была также деревянная церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, «осмерик рублен в брус, глава и крест опаяны белым немецким железом, церковь крыта тесом» … В 1737 г. рядом с Рождество-Богородицкой церковью построена другая деревянная же теплая церковь и освящена во имя св. Николая чудотв. В 1761 г. эта церковь была перестроена и освящена в честь того же святителя.

В 1791 г. вместо двух деревянных церквей начал строиться каменный храм; главный престол освящен в 1795 г., а придельный позднее. Этот храм пятиглавый, существует и в настоящее время. Престолов в нем два: в холодной — в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в приделе теплом — в честь св. Николая чудотв. Утварью, ризницей, св. иконами и богослужебными книгами церковь снабжена достаточно. Церковные документы хранятся в целости: копии с метрических книг с 1802 г., исповедные росписи с 1827 г.

Причта по штату положено: священник и псаломщик. На содержание его получается: процентов с причтового капитала в 100 руб. — 4 руб.; от пахотной земли и сенокосной 275 руб.; от хлебного сбора 60 руб.; от служб и треб 575 руб., а всего 914 руб. в год. Дом для священника церковный, а у псаломщика собственный.

Земли при церкви: усадебной 3 десятины, пахотной 30 десятин 488 кв. саж., сенокосной 5 десятин 2292 кв. саж., в том числе неудобной до 3 десятин. План и межевая книга на эту землю имеются. Приход состоит из села и деревень: Криушкина в 2 верстах от церкви и Княжева в 3 верстах, в которых по клировым ведомостям числится 419 душ муж. пола и 476 жен.; все православные. В деревнях имеются деревянные часовни, в одной из них находится древняя икона Св. Николая. В селе Городищах имеется церковно-приходская школа.

Добронравов В. Г. «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии». Выпуск 2, г. Владимир. Типо-Литография В. Паркова, 1895 г.

Архитектура Переславля-Залесского

Никитский мужской монастырь

Никитский мужской монастырь расположен на окраине города, в северной его части, на берегу Плещеева озера. Это самый древний монастырь Переславля-Залесского, по некоторым данным основанный ранее 1186 г. Предание гласит, что его основал князь Борис, сын Владимира Красное Солнышко.
Монастырь стал известен благодаря подвигам переславского святого Никиты Столпника. Никита до пострижения в монахи был княжеским сборщиком податей при Юрии Долгоруком и пользовался крайне дурной славой мздоимца и корыстолюбца до тех пор, пока не раскаялся и не ушел в монастырь. По одним преданиям, раскаяться его заставило видение человеческой крови в котле с пищей в его доме, по другим – известия о княжеском гневе. По приходу к настоятелю Никитского монастыря он получил наказ три дня каяться до принятия в монастырь, и после пострижения носил, не снимая, вериги (железные цепи) и каменную шапку. Он был наделен даром врачевания и изгнания демонов; среди исцеленных им людей был Черниговский князь Михаил. В память об этом исцелении невдалеке от монастыря у дороги Москва-Ярославль стоит Черниговская часовня, построенная в 1702г. Погиб Никита Столпник либо от рук людей, позарившихся на его вериги, казавшиеся серебряными, либо во время народных волнений, либо был убит посланцами князя. Мощи св. Никиты были обретены в XV веке.
Все монастырские постройки ранее XVI века были деревянными и до наших дней не дошли. Расцвет Никитского монастыря приходится на XVI век, когда эти места привлекли внимание царя Ивана Грозного. По его приказу начали возводиться новые здания и стены с башнями: царь готовил себе резервную крепость на случай измены опричников, размещавшихся в находящемся неподалеку Александрове.
В 1611г. стены монастыря две недели выдерживали осаду польско-литовских войск Яна Сапеги, но в конце концов оборона пала и монастырь был разорен и сожжен. В 1640-х годах пострадавшие стены были восстановлены, а верх башен надстроен в XIX веке. В XVIII веке здесь, по преданию, останавливался Петр I.
Вновь монастырь был открыт в 1993г. и сейчас реставрируется.
Главный собор Великомученика Никиты (1561–1564) был построен в центре монастырской территории по велению Ивана Грозного. Южный придел его – храм, построенный Василием III в 1520г., по сути, первое каменное здание монастыря. Верх его был надстроен при сооружении нового большого собора.
Собор четырехстолпный, поражающий своими размерами. О его строительстве пишет М.И.Смирнов, создатель и первый директор переславского исторического музея: «Старая Никитская церковь, как можно судить по ее остаткам, вошедшим в состав новой или второй церкви, была значительно больше Троицкой церкви Данилова монастыря и, кроме того, имела с южной стороны придельную очень маленькую церковь Никиты Столпника. Сняли верх ее, разобрали внутренние столбы и западную стену, затем расширили и подняли значительно выше, вместо одной главы устроили пять и шестую над малой церковью, с южной и западной стороны пристроили так называемый притвор. Получилось монументальное здание, превышавшее своими размерами все другие переславские церкви. В остальном оно настолько же напоминает старый переславский собор Спаса, насколько московский Успенский Владимирские соборы. В отличие от него не имеет хор, поэтому в нем больше света и простора; соотношение частей здания выдержано прекрасно и сообщает ему внушительный и величественный вид. Внутри по стенам была роспись фресками» (Михаил Смирнов. Переславль-Залесский. Исторический очерк 1934 года. Часть I. С. 98–99).

В последующие века собор подвергался многочисленным перестройкам. Некогда восьмискатная кровля была переделана в четырехскатную, для чего были стесаны дуги закомар и сильно упрощен облик собора. Средний купол – необычайно крупный, так что рядом с ним далеко не самые маленькие боковые главы кажутся совсем небольшими. В конце 1980-х гг. центральный купол неожиданно обрушился, сейчас уже подходят к концу восстановительные работы.
Рядом с главным собором стоит большая трапезная палата с Благовещенской церковью(XVI-XVIIв.); в западных комнатах второго этажа палат, вероятно, останавливался, Петр I во время своих первых приездов в Переславль. Трапезная с церковью была сильно перестроена в XVII веке. К этому времени относится наружное убранство церкви и трапезной; в первом и втором ярусе декор здания различается. Особенно интересны оконные наличники второго яруса апсид, различающиеся между собой в мелких деталях.
Шатровая колокольня (1668), примыкающая к трапезной, находится между Никитским собором и Благовещенской церковью. Столп – восьмигранный, украшенный горизонтальными поясками. Площадка для колоколов и звона, накрытая шатром с заложенными «слухами», окружена широкими арочными проемами.
Вторая, более новая колокольня – надвратная, в три яруса, была построена в первые десятилетия XIX века. В ней был устроен храм Архангела Гавриила. Колокольня намного выше старой и выдержана в традициях своего времени, чем резко отличается от всего остального ансамбля, за исключением разве что завершений башен, поставленных на месте прежних шатров в том же XIX веке.
За шатровой колокольней, в глубине монастырского двора стоит каменная часовня на месте столпа преподобного Никиты, построенная в XVIII веке.
Стены и башни монастыря, как и многие другие постройки, были возведены по приказу и при помощи Ивана Грозного. В стенах было три боя: верхний, средний и нижний. Стены были выложены из кирпича, скрепленного специальным раствором, а в фундамент были положены крупные валуны. Выступающие вперед из стен башни позволяли из своих бойниц свободно простреливать расстояние от одной башни до другой.
Приблизительно в двух километрах от монастыря находится колодец (кладезь), по преданию, выкопанный Никитой Столпником. Вода из этого колодца считается местными жителями целебной.

Никольский монастырь расположен в стороне от дороги, между Ярославской трассой и рекой Трубеж. Рядом с ним, буквально у его стен, стоит Смоленско-Корнилиевская церковь, оставшаяся от Борисоглебского монастыря. Монастырь Николая Чудотворца был основан около 1350 г. преподобным Димитрием Прилуцким как мужская обитель. Вскоре, в 1382 г. при нашествии татарских полчищ под предводительством хана Тохтамыша на переславские земли монастырь был разорен вместе со всем городом. Восстановили его только в XV веке; вплоть до Смутного времени монастырь процветал, получая богатые пожертвования. Польско-литовские войска снова разорили его; в 1613 г. в обитель пришел старец Дионисий, начавший новое ее возрождение.

В конце XVII века в обитель был привезен Корсунский крест, ставший главной ее святыней. По преданию, всего десять таких крестов с частицами мощей святых князь Владимир привез в Киев из Херсонеса (Корсуни), от которого святыни и получили свое название. Крест из Никольского монастыря сейчас хранится в Переславском историческом музее.

В 1704 г. в Никольский монастырь был прислан будущий архимандрит Питирим, при поддержке Петра I начавший активную борьбу с раскольниками и продолжавший ее до самой смерти, до 1738 г. При Питириме строился ныне снесенный и восстановленный в новом виде соборный храм Николая Чудотворца, заложенный еще в 1680 г. при его предшественнике Варлааме, который собрал большие средства на постройку новой высокой шатровой колокольни с большим набором колоколов.
В XVIII веке монастырь заново полностью обстраивается каменными зданиями. Долго строился главный храм Николая Чудотворца(1680–1721 гг.) – высокий пятиглавый собор с тремя далеко выступающими апсидами и широкими оконными проемами. В 1693 г. была выстроена соборная шатровая колокольня. Оба этих здания не сохранились: после прихода советской власти, в 1923 г. монастырь был закрыт, а главный собор и колокольня – взорваны. Долгое время монастырь занимала животноводческая база.

После передачи монастыря верующим на прежнем фундаменте был возведен новый Никольский собор, нимало не похожий на прежний и на это не претендующий, но ставший одним из основных городских ориентиров. Вместо прежней колокольни возвели массивную трехпролетную звонницу. Собор и звонница были выстроены в новом стиле по проекту архитектора Ижикова не потому, что от старых зданий не сохранилось чертежей, а из соображений придания монастырю «более классических форм», так как прежний собор был построен в «нехарактерном для России барочном стиле». Такое решение вызвало нарекания многих искусствоведов, но изменено не было, и теперь новый собор, стилизованный под древнерусскую архитектуру, возвышается посреди монастырского двора.
Интересно одно немаловажное событие в жизни монастыря. Основанный как мужская обитель, он по предложению переславского гражданина А.Варенцова в 1899 г. был обращен в женский общежительный монастырь, из-за того, что братия к концу XIX века сократилась до нескольких человек, и монастырь совсем запустел. Ненамного более многочисленная женская община под предводительством игуменьи Антонии восстановила прежние постройки и возвела новые. В наши дни там тоже располагается женский монастырь.

Из старых храмов в монастыре сохранились два. Это надвратная Петропавловская церковь и трапезная Благовещенская церковь. Надвратная церковь Петра и Павла (середина XVIII в.), выстроенная в стиле барокко, со временем, по-видимому, утратила часть своего декора (на окнах, к примеру, нет привычных для барокко фигурных наличников), но в остальном сохранилась в первозданном виде. Стройность и устремленность вверх церкви придает вытянутый кверху купол, увенчанный узким высоким барабаном с небольшой золоченой главкой. В куполе с четырех сторон прорезаны довольно большие оконца-люкарны, сходные по обрамлению и размеру с окнами четверика, на который опирается купол. Церковь была построена на пожертвования московских купцов братьев Холщевниковых.

Благовещенская церковь (1748 г.) с невысокой трапезной также относится к стилю барокко. Она была построена на средства московских граждан Щелягиных вместо сгоревшей Казанской церкви. Ее кровля, как и купол Петропавловской церкви, вытянута кверху и несет высокий узкий барабан, увенчанный маленькой главкой. По углам четверика поставлены барабаны чуть меньшего размера, с такими же главками.

Монастырь окружает невысокая кирпичная ограда с декоративными башенками, часть которых уже отреставрирована. Ограда была возведена в 1761 г. и простояла до 1903 г., когда ее из-за ветхости пришлось капитально ремонтировать. Пока не закончены работы, хорошо виден контраст между тем, что было со стенами и башнями, и что стало: по разные стороны Святых ворот с надвратной церковью стоят будто бы совершенно разные стены: слева – восстановленные и заново побеленные, справа – покосившиеся, с выщербленными кирпичами, но со слегка поблекшей табличкой «Въезные ворота и часть стены XVIII века» (именно Въезные, а не Въездные).

Восстановлены не только храмы, но и каменные старинные и построенные в 1902 г. кельи и прочие хозяйственные постройки, в которых и идет монастырская жизнь.

Спасо-Преображенский собор

Строительство Спасо-Преображенского собора началось при Юрии Долгоруком в 1152 г. Одновременно с ним князь Юрий заложил церковь Бориса и Глеба в Кидекше, Георгия в Юрьеве-Польском и Георгия на княжеском дворе во Владимире. Из четырех храмов до нас частично дошла церковь Бориса и Глеба; Спасо-Преображенский собор — единственная из четырех построек, дошедших до нашего времени почти полностью.

Возведение храма, незаконченное при Юрии, было завершено Андреем Боголюбским (1157–1160). Вероятно, что ко второму периоду строительства относится часть стен выше линии отлива, своды и глава (их кладка, в которой чередуются белокаменные квадры и постелистые (т.е. плоские) блоки).

В действительности храм, который в литературе стало принято называть собором, был дворцовой церковью при деревянных княжеских хоромах, располагавшихся в северной части Кремля. В западном прясле северного фасада сохранилась заложенная дверь, ведшая из дворца на хоры по деревянному переходу.

Архитектура церкви лаконична и монументальна. Ее пропорции несколько тяжелы и приземисты. Приземистость пропорций усиливаются заглублением цоколя, вросшего в землю, и поздним луковичным завершением широкого барабана. Впечатление от несколько тяжеловатых объемов, создающее при рассмотрении извне, контрастирует с эмоциональным строем интерьера, обладающего гармонично спокойным, широким и светлым пространством. Интерьер церкви также прост, как и его фасады: столбы с небольшими закрестиями поддерживают крупный купол с восемью окнами. Единственное украшение внутреннего пространства — простые карнизы в импостах столбов. Первоначальная выстилка пола состояла из зеленых и желтых майоликовых плиток. Нижние части столбов имели трапециевидные очертания.

На уровне хор по фасадам проходит скошенный уступ (отлив), над которым стены становятся тоньше. Цоколь также завершался отливом. Апсиды церкви украшает карниз с аркатурой на консолях, характерной для романской архитектуры; в карниз включен резной пояс тонкого рисунка. Барабан главы венчает карниз с «городчатым» поясом, характерным для построек времени Андрея Боголюбского. Порталы имеют простые уступчатые обрамления.

На стенах апсид сохранились многочисленные графитти крестов, которые, вероятно, были связаны с погребениями вокруг церкви. Внутри нее, в юго-западном углу, были похоронены переславские князья Дмитрий Александрович (1294) и его сын Иван Димитриевич (1302)

Перестройки, изменения, реставрация:

1403 — обновление
1442 — капитальный ремонт (на это указывают графитти в апсиде)
1626 — ремонт
1848 — четырехскатное покрытие
1891–94 — реставрация. Новая облицовка фасадов, нижние части внутренней поверхности стен, мраморный иконостас, новая роспись.

Живопись:
Собор расписан в 1157 г. От живописи сохранился фрагмент, находившийся на сводах под галереей, с изображением апостолов из сцены Страшного суда (хранится в ГИМ). В апсиде сохранился фрагмент декоративных «полотенец», с процарапанным по сырой штукатурке изображением фигуры молящегося перед крестом человека. Нижние части столов под хорами были расписаны под мрамор.
Шатровая церковь Петра Митрополита

Шатровая церковь Петра Митрополита (1585) – одна из редких сохранившихся в Переславле-Залесском отдельных церквей, построенных ранее XVII века. Она поставлена на месте более древней деревянной, первое упоминание о которой есть в грамоте митрополита Фотия в 1420 г. Церковь стоит на территории бывшего «государева двора», где, вероятно, митрополит Петр останавливался, будучи в Переславле.
Церковь была поставлена во имя одного из самых чтимых русских святых, Петра, митрополита Киевского и всея Руси (1308–1326), перенесшего митрополичью кафедру из Владимира, где она находилась до того, в Москву, по приглашению Ивана Калиты. В 1326 г., незадолго до смерти, он заложил Успенский собор в Московском Кремле. Жизнь митрополита Петра пришлась на разгар княжеских междоусобиц, и он старался примирять князей между собой, много ездил по разным городам, проповедовал. Погребен он в Успенском соборе (его захоронение находится в алтарной части собора), канонизирован в 1339 г. Московские князья очень почитали святого, недаром несколько приделов в очень известных храмах, в том числе в храме Василия Блаженного, посвящены ему.

Переславская церковь Петра Митрополита необычна по своей форме. Она крестообразна в плане и лишена выступающих наружу апсид. Граненый шатер церкви поставлен на несколько рядов кокошников. Изначально основной объем храма был окружен открытой галереей – гульбищем, но позднее, в XVIII веке, аркаду гульбища заложили, и в 1793 г. в подклете устроили нижнюю церковь Михаила Архангела. Нынешняя колокольня с высоким шпилем была построена в XIX веке на месте старой звонницы.

Внутреннее убранство церкви относится к XIX веку, сохранились и более старые двери в верхний храм.
Строительство каменного храма Петра Митрополита некоторые исследователи связывают и с последними годами жизни Ивана Грозного, который считал Петра Митрополита своим покровителем, и, вероятно, пожертвовал средства на строительство храма в Переславле – городе, с которым его связывали очень тесные отношения: обустройство Никитского монастыря, частые богомолья, возведенные в честь знаменательных событий храмы. Также исследователи допускают и вероятность того, что Грозный хотел таким образом увековечить память своего убитого сына – царевича Ивана.

Шатровая форма была придана храму не случайно. На Руси именно шатровыми были большинство храмов-памятников: вмещавшие небольшое количество молящихся, они были высокими и видными издалека.

В XIX веке реставрацией церкви занимался академик В.В.Суслов. В 1957 г. церковь снова реставрировали, восстановили древнюю форму кровли; позднее, в 1965–1968 гг. реставрацию продолжили: восстановили изначальную форму оконных проемов, сбили штукатурку XIX века, обновили кирпичную кладку.

В 1988г. в газете «Коммунар» (от 12 мая) была опубликована статья Н.В.Левицкой «Предлагаем принять участие», в которой горком комсомола приглашал всех желающих так или иначе принять участие в реставрации церкви Петра Митрополита, а затем (!!!) разместить в ней «видеобар или молодежное кафе, на втором этаже – интерклуб, центр по эстетическому воспитанию дошкольников и так далее». На это предложение откликнулись научные сотрудники, шокированные подобным подходом к использованию и реставрации памятника и настаивавшие на реставрации храма силами компетентных людей, а не добровольцев-любителей.

В 2005 году шатер храма все еще находился в лесах, но реставрация постепенно подходит к концу, и есть надежда, что один из интереснейших храмов Переславля скоро предстанет во всей своей красе.

Владимирский собор

Владимирский собор (1740-е гг.) был построен в Богородицко-Сретенском (или Сретенско-Владимирском) девичьем монастыре одновременно с церковью Александра Невского на средства купца Филиппа Фадеевича Угрюмова (Угримова), близ Красной (центральной) площади города. После упразднения этого монастыря в 1764 г. обе церкви стали приходскими. В начале ХХ века просторный и перестроенный Владимирский собор был превращен в главный городской храм, и поэтому получил у горожан прозвание Новый (в отличие от Старого – так именовали древний Спасо-Преображенский собор). Внешний облик Владимирского собора довольно необычен – высокое здание с очень тесно поставленными главами на высоких барабанах, одна трехгранная апсида с двумя ярусами окон, узкий и высокий купол под центральным барабаном. Последний – очень велик по сравнению с боковыми, что тоже придает внешнему виду храма своеобразности.

В 1933 г. соборная колокольня, представлявшая собой круглую башню, была снесена вместе с каменной оградой, окружавшей два храма. Она стояла между Владимирским и Александро-Невским храмами, приблизительно на том месте, где сейчас проходит расширенное Ярославское шоссе. Постановление о сносе этих сооружений было вынесено Переславль-Залесским Городским Советом, а Главнаука, в которую был отправлен запрос, ответила согласием. После 1929 г. Владимирский собор был отдан под городской Дом Физкультурника, позднее переделан в хлебопекарню, а в алтаре открыли хлебный магазин. В наши дни собор почти до конца отреставрирован и снова действует.
Сорокосвятская церковь

Сорокосвятская церковь (1775), церковь Сорока мучеников Севастийских, стоит у устья реки Трубеж, на берегу Плещеева озера, в Рыбацкой слободе. Построена церковь была, вероятно, на месте прежней деревянной, известной с начала XVII века.
Место, где она расположена, и само по себе чрезвычайно живописно, но высокий храм с элементами стиля барокко делает его оригинальнейшим и незабываемым. Пожалуй, лучший вид на храм открывается с противоположного берега Трубежа, от улицы Правая Набережная.
Массивный четверик храма венчает пятиглавие, но малые главы расставлены не по углам четверика, как обычно, а на небольших фронтонах, расположенных со всех четырех сторон. Подобное расположение характерно для деревянного зодчества, а не каменного. Композиция церкви – традиционная, трехчастно-осевая, здание состоит из выстроенных в линию основного объема с одной большой апсидой, трапезной и колокольни. Но вот декор ее назвать обыкновенным никак нельзя. Все три ряда окон основного объема имеют свои, не похожие один на другой наличники.

Высокая увенчанная шпилем колокольня была пристроена в XIX веке. Ее отделка заметно отличается от основного четверика: рустованные стены нижнего яруса, полуколонки и высокие арочные проемы верхних ярусов.
На правом берегу Трубежа напротив Сорокосвятской до прихода советской власти стояла Введенская церковь, составлявшая с первой своего рода пару.

Церковь Симеона Столпника

Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом – Сорока мучеников, – относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь.
Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви – «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны – световые отверстия.

На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер – невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд – первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь.
Самое интересное в декоре Симеоновской церкви – роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен.
К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот.

В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней – склад. В 1980-х годах там работал народный театр. В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.

Церковь Симеона Столпника

Церковь Симеона Столпника (1771), построенная примерно в одно время с другим незаурядным переславским храмом – Сорока мучеников, – относится к стилю барокко. Нынешняя кирпичная церковь построена на месте сгоревшей в 1724 году, от которой тогда сохранилась только утварь.
Высокий двухэтажный храм соединяет в себе две церкви – «теплую» зимнюю (внизу) и летнюю (наверху). Вытянутый кверху купол увенчан пятью главами на тонких изящных барабанах и с ажурными крестами. Под боковые главы подведены как бы отдельные маленькие купола, «вырастающие» из основного. В куполе с четырех сторон прорезаны люкарны – световые отверстия.

На храм сверху, с западной стороны, выходящей на улицу, поставлена небольшая шатровая колоколенка. Шатер – невысокий, со слуховыми отверстиями в один ряд – первым виден с улицы, и только подойдя ближе, можно увидеть и всю церковь.

Самое интересное в декоре Симеоновской церкви – роскошные наличники окон, которым стиль барокко вообще уделял немало внимания. Они не только красивы, но и различаются по ярусам. Наиболее изукрашены окна второго этажа, но и верхний, третий ряд окон также богато декорирован. Кроме наличников, стены украшают пилястры, пояски между этажами, тонкие карнизы. Они ярко выделяются на красном фоне крашеных кирпичных стен.

К церкви сбоку пристроена одноэтажная сторожка, соединенная с основным зданием арочным проемом ворот.

В июле 1929 года в церкви сначала запретили колокольный звон, под предлогом того, что тем самым она мешает работе находящегося по соседству телеграфа, а потом и вовсе закрыли. В здании храма располагался клуб строителей, потом в верхней части был устроен красный уголок, а в нижней – склад. В 1980-х годах там работал народный театр. В начале 1990-х храм возвратили церкви и отреставрировали. Сейчас одна из самых нарядных церквей Переславля красуется на центральной улице города, радуя глаз.

Смоленско-Корнилиевская церковь

Смоленско-Корнилиевская церковь (1694—1705 гг.) стоит на месте, где до XVIII века находился Борисоглебский мужской монастырь «что на песках», или Песоцкий, по соседству с Никольским монастырем.
Борисоглебский монастырь предположительно был основан в 1252 г. (точные сведения о нем есть только в источниках XVII-XVIII вв.) после нападения татар на Переславль, в те времена еще именовавшийся Переяславлем. По преданиям, на месте основания монастыря был похоронен переяславский воевода Жидислав. Монастырь был небольшим и с достаточно скромными владениями: ко времени своего упразднения ему принадлежало всего 48 крепостных крестьян. После указа Екатерины II о секуляризации монастырского имущества в 1764 г. он был упразднен, а Смоленско-Корнилиевская церковь стала приходской. Вокруг церкви располагалось кладбище, где были похоронены многие видные переславцы, в том числе и городской голова А.А.Темерин.

С историей Борисоглебского монастыря связано и имя переславского святого Корнилия, в честь которого была освящена оставшаяся от монастыря церковь. Святой Корнилий Молчальник (в миру Конон) был родом из купеческой семьи из Переславля-Рязанского (нынешней Рязани). Уйдя в очень юном возрасте из родительского дома, он сначала жил в Лукиановой пустыни, а потом перешел в Борисоглебский монастырь, где принял пожизненный обет молчания. Монастырь был очень беден, и малорослый Корнилий трудился наравне с остальными немногочисленными монахами. Через некоторое время он был пострижен в монахи. После его смерти в 1693 г. его мощи хранились в Смоленско-Корнилиевской церкви. Общерусской канонизации Корнилий не был удостоен и почитался как местный святой. Сейчас мощи святого Корнилия переданы Никольскому монастырю.
Кирпичная Смоленско-Корнилиевская церковь представляет из себя сложную композицию, в которой соединены храм, трапезная палата, кельи и колокольня. Изначально она строилась как монастырская и была освящена во имя Смоленской иконы Божией Матери. Композиция самого храма довольно проста и изящна: на невысокий четверик поставлен пропорциональный ему восьмерик, увенчанный одной главкой. Окна храма обрамлены обычными для Переславля XVIII века барочными наличниками.

К храму вплотную примыкают монастырские постройки, сейчас большей частью обветшавшие и обрушившиеся. Это трапезная палата, колокольня и двухэтажные кельи под ней. Необычное соединение этих частей превратило церковь фактически в настоящий монастырь в одном здании. Храм действовал до 1940 г. После его закрытия там планировалось устроить антирелигиозный отдел музея и вскрыть гробницу Корнилия, находившуюся в приделе. Во время войны и вплоть до 1960-х гг. церковь использовалась как склад, а в трапезной и кельях разместились жилые квартиры. В 1988 г. обветшавшая колокольня обрушилась, от нее остался только нижний ярус. Крыши на келейной части нет. Смоленско-Корнилиевская церковь – пожалуй, единственный в Переславле храм, который находится в очень плачевном состоянии, хотя более чем заслуживает реставрации.

Переславль-Залесский — один из древнейших городов Центральной России. Город основан князем Юрием Долгоруким в 1152 году. На протяжении ряда лет Переславль был столицей обширного княжества. Здесь родился, жил и княжил выдающийся государственный деятель и полководец Александр Невский. В начале XIV столетия Переславское княжество вошло в состав Московского. Дальнейшая судьба Переславля тесно связана с судьбой Москвы.

Город разорялся вражескими отрядами, горел, но вновь отстраивался и укреплялся. В Переславле не раз бывали, а временами и жили Великие князья и цари Иван III, Василий III, Иван Грозный. По их указам в городе и его окрестностях возводились крепостные сооружения и храмы. В 1612 году в Переславле останавливалось ополчение под руководством Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.
В конце XVII века под Переславлем на берегу Плещеева озера юный царь Петр I начинает строительство так называемой «потешной флотилии», положившей начало русскому военному флоту.
В XVIII столетии в городе появляются первые мануфактуры, строятся каменные жилые, хозяйственные и производственные здания. Прошлый век мало изменил Переславль. Расположенный в стороне от дороги, город рос медленно и почти не развивался.

В конце XIX столетия на переславских фабриках прошли первые забастовки — началась революционная борьба рабочих.

Сегодняшний Переславль-Залесский — районный центр Ярославской области, город химиков и текстильщиков. На окраинах города выросли кварталы новых многоэтажных домов, построены школы, детские сады, больницы, ясли.
Широко известны исторические и архитектурные памятники Переславля-Залесского. Выдающимся военно-оборонительным сооружением Древней Руси являются земляные валы XII века, хорошо сохранившиеся до настоящих дней, их протяженность около двух с половиной километров. В центре города рядом с волами возвышается белокаменный Спасо-Преображенский собор, заложенный одновременно с основанием города в 1152 году. В Переславле сохранился ряд разнообразных и интересных сооружений XVI-XVII веков. Памятники древнего зодчества изучаются и реставрируются.

Заметную роль в облике города играют архитектурные ансамбли монастырей — Никитского, Даниловского, Федоровского, Никольского, Горицкого. Четыре монастыря действующие. На территории Горицкого в настоящее время расположен Переславль-Залесский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, где можно увидеть интересные произведения древнерусской живописи XV-XVII веков, портреты, пейзажи, скульптуры, XVIII-XIX веков, творения советских художников. В залах музея посетители знакомятся с историческими документами, образцами продукции предприятий города.

На южном берегу Плещеева озера у села Веськово расположен музей-усадьба «Ботик», где хранятся якоря, мачты, рули с кораблей Петровской флотилии и единственный уцелевший бот «Фортуна». С высоты холма, носившем в прошлом название горы Гремяч, на которой расположен музей-усадьба, открывается вид на озеро, город и окрестные леса, уходящие в голубую дымку.

29 июля 2019 года

Владимирский кафедральный собор Переславской епархии РПЦ
Фото: Коварж О.В.

Переславская епархия Русской Православной Церкви разрешила свободно использовать свои материалы по лицензии Creative Commons Attribution Share-Alike (CC-BY-SA 3.0). Разрешение относится к епархиальному сайту и страницам в социальных сетях.

Сайт Переславской епархии — обширный и важный источник информации. Здесь ведётся летопись епархиальной жизни, собраны сведения по истории церквей, монастырей и святых подвижников, даны справки о местных епископах и священниках. Есть и архив епархиального журнала «Ковчег» с июля 2016 года. Представлены фотографии церквей и богослужений в Большесельском, Борисоглебском, Мышкинском, Переславском и Угличском районах Ярославской области.

«Мы не против использования наших материалов. Просто всегда уместно указать источник, хотя бы в той же Википедии», — уточнил иерей Сергей Савенков, руководитель пресс-службы Переславской епархии.

Епархия и раньше разрешала копировать и распространять свои произведения, однако теперь это можно делать без специальных согласований, по общему правилу.

Лицензия Creative Commons Attribution Share-Alike требует, чтобы при использовании всегда были указаны автор, источник и название лицензии. Например, вот так:

© Переславская епархия РПЦ (сайт), CC-BY-SA 3.0.

Производные работы должны быть доступны на таких же условиях. Других ограничений на использование материалов свободная лицензия не ставит.

Материалы Переславской епархии будут полезны для всех, кто освещает 800-летие со дня рождения князя Александра Невского. Праздник пройдёт в 2021 году, подготовка к нему уже началась. Святой князь родился в Переславле-Залесском, поэтому епархия активно участвует в праздничных событиях.

Напомним, что пионером свободного лицензирования в Ярославской области была газета «Переславская неделя», которая в 2012 году выпустила свой фотоархив в свободное обращение. Её примеру последовали газета «Переславские вести», Институт программных систем РАН и Правительство Ярославской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *